Что случилось в мурманске с судном
Тяжелый трал?
Как сообщили в аппарате вице-премьера, семьям рыбаков и членов экипажа будет оказана необходимая поддержка. Также оперативно создан штаб для расследования причин кораблекрушения.
Поисково-спасательную операцию развернули так быстро, насколько это возможно. Уже через несколько часов на месте работали четыре судна того же рыболовецкого колхоза имени М.И. Калинина Архангельской области, что и затонувшая «Онега». Самолет провел авиаразведку. Работу координирует морской спасательный подцентр. Свою помощь предложило Министерство обороны РФ, но руководители операции решили, что сил и средств достаточно.
Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило по факту крушения судна уголовное дело о нарушении правил движения и эксплуатации транспортных средств.
В Мурманском морском рыбном порту отметили, что обстоятельства гибели «Онеги» схожи с крушением в Норвежском море 26 декабря 1995 года траулера «Новгородец», вместе с которым погибли десять членов экипажа. Погода была практически такая же: скорость ветра 12-15 метров в секунду, высота волны 3-4 метра, снежные заряды, ограниченная видимость 100-200 метров, интенсивное обледенение и нарастающий крен. Экипажу не менее двух раз в дневное время суток приходилось скалывать лед. Как показало расследование, на судне не был обеспечен контроль за его состоянием, комсостав не принял своевременных мер по сколке льда. Кроме того, «Новгородец» не был в должной мере укомплектован спасательным имуществом. Судовладелец также не принял должных мер по подготовке экипажа к борьбе за живучесть и личное выживание в экстремальных ситуациях.
Однако в ГУ МЧС по Архангельской области считают наиболее вероятной причиной гибели «Онеги» опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала. Комментируя происшествие, первый заместитель начальника Главного управления МЧС Поморья Александр Бахтин заявил:
Обледенение судна и заливание штормовой волной названы в качестве предварительной причины крушения «Онеги». Об этом было объявлено на оперативном заседании правительственной комиссии под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко.
Она поставила задачу максимально синхронизировать действия всех служб, участвующих в поисковой операции и расследовании причин трагедии. Ситуация, по ее словам, находится на особом контроле.
По поручению правительства семьям моряков будет оказана материальная помощь.
«Погодные условия не оставляют шансов»: в Мурманской области объявили траур по погибшим при крушении судна «Онега»
Вторник, 29 декабря, объявлен в Мурманской области днём траура в связи с гибелью членов экипажа траулера «Онега», потерпевшего крушение в районе архипелага Новая Земля. Об этом сообщает Министерство информационной политики региона со ссылкой на указ губернатора Андрея Чибиса.
По всему региону приспущены государственные флаги Российской Федерации и флаги Мурманской области. Кроме того, организациям, телерадиокомпаниям и учреждениям культуры рекомендовано отменить развлекательные мероприятия и передачи.
«Это горе не только для семей. Это горе для всего города, горе для всего Севера: наши рыбаки не вернулись домой», — заявил Чибис.
Губернатор также сообщил, что правительство Мурманской области окажет поддержку родственникам членов экипажа судна «Онега» — семьи погибших получат по 1 млн рублей, пострадавшие жители региона — по 500 тыс. рублей.
«Поисковая операция ещё не завершена, но погодные условия и температура воды, к сожалению, не оставляют никаких шансов. От лица всех северян выражаю соболезнования родным и близким моряков «Онеги», прошу держаться — ради детей, ради родных», — сказал глава региона.
Кроме того, распоряжением Чибиса был создан межведомственный оперативный штаб по оказанию помощи семьям моряков. В него вошли сам губернатор, его заместители Оксана Демченко и Дмитрий Филиппов, начальник ГУ МЧС РФ по Мурманской области Руслан Назаров, руководители региональных ведомств, представители Следственного комитета, миграционной службы, Пенсионного фонда, Росрыболовства, учреждений здравоохранения.
Андрей Чибис, а также гендиректор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Константин Древетняк и председатель правления НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий Евенко возложили цветы к мемориалу морякам, погибшим в мирное время.
Накануне сообщалось, что, по предварительным данным, на борту судна, приписанного к порту Мурманска, находились 19 человек, из них 16 — жители Мурманской области, а также по одному — из Архангельской, Курской и Ростовской областей.
Напомним, что в понедельник, 28 декабря, примерно в 07:30 в МЧС поступила информация о затоплении судна «Онега» №МК 0331. В ходе начавшейся поисково-спасательной операции удалось спасти двух человек — второго помощника капитана Владислава Буторина и матроса Руслана Катюхина. Остальных 17 членов экипажа до сих пор обнаружить не удалось.
«Рыболовными судами было обследовано порядка 500 кв. км акватории. Поиск никаких результатов не дал. Шансов найти оставшихся 17 человек практически нет», — заявил ТАСС представитель экстренных служб.
Он добавил, что в районе крушения судна были обнаружены только три спасательных круга.
Как отмечал начальник аварийно-спасательной службы ВОСВОД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Зуев в беседе с ФАН, при наличии гидрокостюма человек может выдержать в холодной воде четыре-пять часов.
В Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ полагают, что пока преждевременно говорить о причинах затопления судна, поскольку Следственный комитет и специальная комиссия проводят соответствующие оперативные действия. Между тем предварительной версией крушения «Онеги» считается опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала.
«Скорее всего, судно накренилось, зачерпнуло воды и ушло ко дну. Эта версия на данный момент наиболее вероятная, но опять же все причины и условия нужно будет оценивать специалистам», — заявлял заместитель начальника ГУ МЧС России по Архангельской области Александр Бахтин.
При этом техническое состояние затонувшего рыболовецкого траулера 1979 года постройки и валовой вместимостью 368 тонн проверяли как российские, так и норвежские специалисты. Согласно данным Marine Traffic, в Баренцево море «Онега» вышла из норвежского порта Киркенес 14 декабря.
«По заверениям капитана порта, нареканий к выходу в море по судну не было. Более того, перед тем как оно пошло на промысел, выйдя из порта Мурманск, оно было в порту Киркенес в Норвегии и уже из порта Киркенес пошло на промысел в тот район. Его проверяли не только службы порта Мурманск, те российские федеральные службы, которые есть, но и соответствующие службы Норвегии», — говорил губернатор Мурманской области Андрей Чибис в интервью телеканалу «Россия 24».
Прибыль дороже жизни. Владельцы судна «Онега» знали о непогоде, но не вернули его в порт
Рыболовный траулер «Онега» затонул в Баренцевом море вблизи Новой Земли. Спасти удалось лишь двух из девятнадцати рыбаков. Остальных продолжают искать, но шансов на их спасение практически нет. Лайф выяснил, что у судна были технические проблемы, но оно выходило в море. Траулер принадлежал структурам госинспектора Онежского национального парка. Это повод для проверки на конфликт интересов.
Фото © ТАСС / Артур Лебедев
13 декабря траулер «Онега» вышел в море из Мурманска. Согласно метеорологическим прогнозам, к двадцатым числам месяца ожидались резкое похолодание и сильный ветер. Владельцы судна об этом знали.
14 декабря «Онега» пришвартовался в норвежском городе Киркенесе и на следующий день убыл на промысел в открытое Баренцево море. Пару дней назад там его накрыл шторм, мороз достиг минус 30 градусов, в регионе началось обледенение судов. В таких случаях экипаж не возвращается в порт, а пережидает ненастье в море.
28 декабря ночью капитан траулера — Александр Баранов — ещё держал радиосвязь с Мурманском. Но в пять утра «Онега» вдруг подала сигнал о бедствии. По словам выживших, крушение произошло стремительно, когда на борт начали поднимать снасть для промышленной ловли. Судно накренилось, обледенение и шторм привели к его опрокидыванию. Находившихся на палубе людей смыло волной. Спустить шлюпки, закреплённые верёвками, они не успели. Быстро отвязать их в той ситуации было невозможно, а ножей у моряков с собой не было.
Прибывшее к месту происшествия судно «Войково» обнаружило перевёрнутый траулер, плавающий на поверхности мусор и двух выживших моряков в гидрокостюмах. Штурман Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин до последнего держали за руки своего товарища Юрия Шевцова. Но силы иссякли, руки замёрзли и удержать его они не смогли. Когда рыбаков поднимали на борт, тело их товарища пошло на дно. Оба получили обморожение. К счастью, их жизни и здоровью теперь ничего уже не угрожает.
Поиски остальных 16 человек продолжаются. Шансов мало, говорят эксперты. Вода в открытом Баренцевом море сейчас чуть выше нуля градусов. Если человек пробудет в ней дольше тридцати минут, даже в спецодежде, то умрёт от переохлаждения. Возможно, кому-то из членов команды удалось зацепиться за плавающие обломки и влезть на них. Остаётся только надеяться на чудо. К месту крушения прибыли ещё три рыболовецких судна. Оперативный дежурный также запросил помощи у командования Северного флота. Военные отправили на поиски людей Ил-38.
По факту трагедии архангельский отдел Следственного комитета на транспорте возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности. Следователи уже выехали на место происшествия. Свою проверку начала Мурманская транспортная прокуратура. В первую очередь следователи будут выяснять, кто погнал рыбаков в море, зная о грядущей непогоде. В рамках дела будут изучены обстоятельства гибели моряков, техническое состояние судна, его оснащение спасательными системами.
Семьи пропавших ждут известий с моря, но признаются, что надежды почти не осталось.
— Сейчас будут поднимать только тела. Вы сами понимаете — мороз, в гидрокостюмах они могли пробыть только полчаса. Там уже живых не будет, — сказала Лайфу мать 38-летнего матроса Владимира Тимербаева.
Жена капитана «Онеги» Александра Баранова, Елена, съездила в офис владельца судна, но ничего о судьбе мужа узнать не смогла. Там её заверили, что делается всё возможное. Супруга 63-летнего механика Сергея Безгузова, Ксения, тоже пожаловалась Лайфу на отсутствие хоть каких-то вестей. На горячей линии ей ответили, что муж в списке разыскиваемых. Жене мастера обработки Мохамеда Барри не сообщили даже эти данные. В ещё большем неведении супруга 56-летнего повара с «Онеги» — Владимира Каширина. Она живёт на Украине, а он не оставил номер телефона для связи — уходил в море всего на месяц. Супруга старшего мастера Игоря Бондаренко была не в состоянии говорить о происходящем. Во время беседы с Лайфом она расплакалась и сказала только, что ждёт новостей.
Ирина Буторина, жена выжившего моряка Владислава Буторина, рассказала Лайфу о состоянии своего мужа
Старший помощник капитана «Онеги» Владислав Буторин уже позвонил жене и сообщил, что с ним всё в порядке.
— Он более-менее себя нормально чувствует. Я сразу сообщила всем нашим родственникам, чтобы не переживали. Сейчас сижу, жду его дома, больше информации никакой я не получала. Я услышала его голос — и это для меня сейчас самая главная информация, — рассказала Лайфу жена Буторина.
Ходивший под российским флагом рыболовный траулер «Онега» можно назвать ветераном. В распоряжении Лайфа оказалась техническая выписка на это судно. Его построили в Норвегии в 1979 году. Порт приписки — Мурманск. Экипаж — 19 человек. Владелец — архангельский рыболовецкий колхоз имени Калинина. Валовая вместимость — 368 тонн, скорость до девяти узлов, дизельный двигатель мощностью 486 кВт, один гребной винт. Вдобавок к общим характеристикам отмечается неприятный нюанс: подруливающее устройство этого судна не работало.
41-летний возраст «Онеги» — предел даже по невзыскательным российским меркам. Вот какие цифры приводит в научной статье 2013 года «Вопросы воспроизводства промыслового флота северного бассейна» доктор экономических наук А.М. Васильев.
— Средний возраст малых и маломерных судов в северном бассейне — 27,8 года. Учитывая, что их нормативный срок в советское время составлял 12 лет, можно говорить о чрезвычайно большом физическом и моральном износе прибрежного флота, — заключает Васильев. То есть плачевное состояние «Онеги» — это, увы, не исключение, а правило для регионального флота.
Колхоз одного инспектора
На сайте колхоза имени М.И. Калинина говорится, что это ведущий российский экспортёр рыбопродукции. В их каталоге на сайте представлены треска, пикша, сайда, палтус, камбала, окунь, зубатка и креветки. У колхоза есть штаб-квартира в Архангельске и филиалы в Мурманске и Москве.
Предприятие основали на советских руинах сразу после перестройки. Недавно в этой компании произошло экономическое чудо. В период 2015–2018 годов её ежегодные доходы не превышали 35 миллионов рублей, но в прошлом году выручка вдруг подскочила до 1,3 миллиарда. Между тем ни владельцы, ни руководители там не менялись.
Юрий Маслобородов. Фото © ВКонтакте
В совладельцах колхоза — десять человек. У каждого по 10% фирмы. Самый знаменитый из них — Юрий Маслобородов. Пару месяцев назад про него сообщала вся архангельская пресса. Он спас трёх рыбаков, которых унесло на лодке в открытое море. Подвиг был совершён Маслобородовым при исполнении своих служебных обязанностей — он служит инспектором национального парка «Онежское поморье». Следует отметить, что соучредителем и председателем колхоза до недавнего времени числился некий Дмитрий Пименов. Однажды он проговорился о том, как предприятие получает новые участки.
— В прошлом году нам удалось договориться с дирекцией национального парка «Онежское Поморье», которое согласовало колхозу маленький участок в самой узкой части Унской губы, исключив её из акватории национального парка в виде погрешности, — хвастался Пименов.
Получается, что парк выделил участок компании, где совладелец тот же Маслобородов. Это конфликт интересов.
Пименов уже оставил пост председателя. С недавних пор его сменил Андрей Заика. Это известный в регионе человек: в Сети есть сайт с компроматом на него. Его обвиняли в захвате управления над пятью рыболовецкими колхозами в Архангельской области, в невыплате зарплаты своим морякам, в манипуляции с квотами и в выводе средств. Заика является председателем Союза рыболовецких колхозов Архангельской области и в этом качестве уже комментировал крушение «Онеги». О том, что он руководит компанией, которой принадлежало затонувшее судно, Заика скромно умолчал.
Следует отметить, что в статьях про Заику упоминается и Дмитрий Пименов — по информации архангельских журналистов, раньше он работал водителем у председателя колхоза.
В совладельцах колхоза также числятся многочисленные Мошковы и Мошниковы. Мошковы — близкие родственники инспектора нацпарка Юрия Маслобородова. Это легко определяется через соцсети и девичьи фамилии женщин из его семьи. Мошниковы, судя по всему, тоже родственники, только дальние. Некто Александр Мошников работает в «Правде Севера». Это издание очень комплиментарно пишет про Малобородова, Пименова, Мошковых и Мошниковых.
16 человек из Мурманской области находились на борту затонувшего судна «Онега»
В настоящее время из 19 членов экипажа спасены 2 человека.
Информация о том, что судно терпит бедствие в районе Новой Земли, поступила около 06.00 утра 28 декабря. Оказавшееся поблизости судно «Войково» СПК РК «Мурман» приняло на борт двух человек, поиск остальных ведется. В район бедствия направлены суда РК им. М.И. Калинина «Капелан» и «Антиас».
Организовано взаимодействие с Морским спасательным координационным центром, Северным флотом, Северо-западным авиационным поисково-спасательным отрядом.
Координирует и руководит операцией Морской спасательный координационный центр. УМВД России по Мурманской области осуществляет сбор информации об экипаже судна (место регистрации, проживания, состав семьи).
В настоящее время одно судно работает на месте крушения, на поиски и оказание помощи движутся еще три.
Приступили к работе оперативные штабы ликвидации ЧС и тушения пожаров Главного управления МЧС России по Мурманской области, Главного управления МЧС России по Архангельской области.
Глава Мурманской области Андрей Чибис дал поручение вице-губернатору Дмитрию Филиппову о создании рабочей группы по оказанию всесторонней помощи родственникам членов экипажа потерпевшего бедствия судна. Ситуация находится на личном контроле главы региона.
Опубликован список моряков затонувшего в Баренцевом море судна
Архивное фото. Фото: МЧС РФ / ТАСС
Стали известны имена моряков, находившихся на борту затонувшего в Баренцевом море рыболовного судна «Онега». Его опубликовал Telegram-канал LIFE SHOT.
Канал приводит имена 19 человек: Баранов Александр (капитан, 47 лет), Курганский Степан (старший помощник, 53 года), Безгузов Сергей (63 года), Бондаренко Игорь (51 год), Елисеев Игорь (44 года), Жук Сергей (53 года), Катюхин Руслан (30 лет), Капенкин Николай (54 года), Каширин Владимир (56 лет), Барри Моххамед (53 года), Монастырев Антон (28 лет), Пермяков Александр (28 лет), Проняев Юрий (29 лет), Тимербаев Владимир (38 лет), Трухачев Сергей (39 лет), Шевцов Юрий (26 лет), Щепин Евгений (48 лет), Фурса В. (61 год).
Двух членов экипажа удалось спасти, один из них — Буторин Владислав, ему 40 лет. Имя второго моряка уточняется.
Ранее источник ТАСС В МЧС сообщал, что спасены матрос и штурман. По предварительным данным, они граждане России.
О крушении судна «Онега» стало известно ранее 28 декабря. По данным СМИ, катастрофа произошла в сильный шторм, моряков смыло с палубы в море. По информации портала MarineTraffic, корабль, шел под российским флагом в порт Мурманска, информации о его нынешнем местонахождении нет. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»).