Что случилось в магните
Продавца, избившего покупателя в «Магните», пообещали уволить
Продавец сети супермаркетов «Магнит» избил посетителя, посчитав, что тот слишком поздно пришел в магазин. Мужчина действительно появился в торговом зале за несколько минут до закрытия, но ему надо было купить только пакет молока и времени было предостаточно. Однако торговец навстречу не пошел, в итоге клиент покинул магазин без молока, но с ушибами и переломом носа. Найти буйного продавца попытался РЕН ТВ.
То, что клиент не всегда прав, Иван Девятайкин понял после визита в магазин возле дома. Момент потасовки попал в объектив камеры наблюдения. Вот мужчина заходил в торговый зал. На пути работник супермаркета. Слово за слово и запоздалого клиента, что называется, отоваривают по полной.
Хорошо поставленным ударом даже не охранник, а продавец супермаркета калечит посетителя. Перелом носа, контузия глаза, сотрясение мозга. И все из-за пакета молока, который хотел купить Иван для маленького сына. Забежал в магазин, когда на часах было 21:57. А закрывается супермаркет ровно в 22:00.
Сам магазин небольшой. От входа до стеллажа с молоком, куда хотел пройти Иван, всего несколько метров. За три минуты можно было совершить любую покупку.
Никакой помощи и даже сочувствия со стороны персонала. Полицию и скорую избитому покупателю пришлось вызывать самому. Боевого продавца не задержали и даже не допросили, он сбежал через подсобку. Получить комментарий от директора магазина, которая своими глазами видела драку, у нас не получилось – у женщины выходной. О дальнейшей судьбе непутевого подчиненного рассказала товаровед супермаркета.
— Продавец продолжает работать?
— Нет, его отстранили от работы, и на увольнение он идет. Он не будет работать, на увольнение.
Кстати, в самой торговой сети перед Иваном Девятайкиным никто даже не извинился. Речи о компенсации и оплате лечения тоже не идет. Впрочем, представители компании признали – факт вопиющий. Виновные будут наказаны.
Сам потерпевший тоже остался без работы. Иван – строитель, руководит небольшой бригадой рабочих. Но на время больничного пришлось отказаться от нескольких крупных заказов.
Лечиться покупателю, попавшему под тяжелую руку продавца, придется несколько месяцев. А вот накажут или нет продавца, распустившего руки, еще неизвестно. Уголовное дело пока не возбудили. Но уволят точно. По крайней мере объявление о поиске нового сотрудника в магазин уже разместили.
Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит»
«Пришло время что-то изменить в своей жизни. Это было хорошее время. Это было непростое решение. Я основал эту компанию. Но ничто не вечно. Толчком послужило то, что инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель. Я не должен стоять поперек процесса, если инвесторы хотят изменений, они должны их получить», — заявил миллиардер. Казалось бы, Галицкий должен вздохнуть с облегчением: сделка с ВТБ освободит его от стресса, на который бизнесмен жаловался, выступая в «Сколково». Но особого счастья он не демонстрировал и на пресс-конференции с трудом сдерживал слезы.
В тот же день Галицкий был уже в Краснодаре. Попрощаться с ним в головной офис «Магнита» пришли сотни человек. «Рынок нас нечестно оценивает, у нас самая большая EBITDA, большая прибыль, — заявил миллиардер, обращаясь к теперь уже бывшим коллегам. — Мы очень достойная компания, и не может она состоять из одного человека. ВТБ предоставил шанс, благодарю их, что они помогли в этой сделке ребятам из Краснодара возглавить компанию. Никто не умер, жизнь продолжается. Я взрослый человек, такую психологическую нагрузку нести очень тяжело вести. Наверное, я должен уйти и должны прийти более амбициозные и молодые». После этого миллиардер сел в вертолет и покинул «Магнит». Forbes вспоминает, как он создавал свое детище.
Как все начиналось
Финансист по образованию, Галицкий еще в институте начал работать в одном из краснодарских банков, однако вскоре после окончания вуза уволился и в 1994 году вместе с партнерами основал «Трансазию». Компания закупала продукцию Procter & Gamble, Avon, Johnson & Johnson.
Как рассказывал сам бизнесмен газете «Коммерсантъ», компании не сразу удалось стать прибыльной. «Мы были не толстой свиньей, а худой, которая все время бегает и ищет в лесу яблоко», — говорил он. Тем не менее уже через год, в 1995 году, «Трансазия» стала эксклюзивным партнером-дистрибьютором Procter & Gamble в регионе.
Еще через некоторое время партнеры решили разделить бизнесы. В 1998 году Галицкий открыл первый магазин формата Cash & Carry в Краснодаре.
Отличительной особенностью «Магнита» стала работа на региональных рынках. Сам Галицкий признавался, что не хотел конкурировать с крупными западными ретейлерами. «Я спросил себя: а когда в Старонижнестеблевской будет Carrefour? — объяснял Галицкий. — Если учесть, что мне осталось жить в лучшем случае сорок лет, — никогда. Этот ответ меня удовлетворил».
«Сейчас они (X5, развивающийся преимущественно за счет сделок M&A. — Forbes) опять кого-нибудь купят, и мы опять будем вторые. У нас уже развился комплекс провинциальной неполноценности, потому что мы все время вторые», — говорил тогда бизнесмен в интервью Forbes.
В итоге так и произошло: 13 февраля 2017 года X5 обогнала по капитализации «Магнит» на Лондонской бирже. Правда, причиной тому стала не агрессивная политика X5, а проблемы самого краснодарского ретейлера.
Почему все так плохо
Проблемы у «Магнита» начались еще в 2016 году, когда ретейлер впервые сократил прибыль. Сам Галицкий объяснял это тем, что сеть активно инвестировала в обновление старых магазинов, открытие новых, запуск и увеличение собственных производств, например инвестиции в грибную ферму в Краснодаре.
Что подкосило «Магнит»? Парадоксально, но компания, из года в год входившая в рейтинг самых инновационных компаний по версии Forbes, перестала отвечать на вызовы времени. Галицкому удалось выстроить эффективную логистику внутри компании и построить крупнейшую федеральную сеть из магазинов. В 2000-е этот подход привел «Магнит» к успеху, теперь же оказалось, что штамповать магазины, напоминающие, по словам одного из конкурентов, жестяные сараи, уже недостаточно.
«Многие из магазинов «Магнита», которые открывались в последнее время, напоминали магазины из 1990-х. Между тем потребитель сильно поменялся, и поменялись представления о том, как должен выглядеть ретейл», — говорит старший аналитик по потребительскому сектору компании «Атон» Виктор Дима. Он отмечает, что конкуренты уловили этот тренд: тот же X5 улучшил внешний вид и ассортимент продукции, пройдя эту трансформацию.
По словам эксперта, после очень длинной фазы роста «Магнит» столкнулся с тем, что у него старая база магазинов, которые требуют обновления. «Компания была очень сфокусирована на росте и на рыночной доле, что было правильной стратегией, но при этом конкуренты очень эффективно сфокусировались на улучшении внешнего вида магазинов, на улучшении наполняемости магазинов и управляемости. Это просто конкурентная борьба. И сектор ретейла более конкурентен, что многие другие сектора в России», — заключает Дима.
«Средний чек падает, выручка тоже падает, и гэп, который возник с «Пятерочкой» из-за того, что они позже начали заниматься обновлением магазином, очень сильно начал давить на их финансовые показатели», — описывает проблемы «Магнита» старший портфельный управляющий УК «КапиталЪ» Вадим Бит-Аврагим.
Свою роль сыграли и сыграли макроэкономические факторы — сочетание замедления инфляции и падение доходов населения. «Магнит» работает в основном в регионах, где реальные доходы продолжают снижаться», — напоминает Бит-Аврагим.
Управляющий активами Da Vinci Capital Святослав Арсенов напоминает, что в начале 2016 года пост руководителя «Тандера» покинул миноритарий компании Владимир Гордейчук, работавший с Галицким с самого ее основания. В компании он занимался операционными вопросами, такими как ассортимент, логистика, которые нужно контролировать на ежедневном уровне, и его отставка негативно сказалась на происходящем в ретейлере, считает аналитик.
Именно проблемы с менеджментом стали фактором, который со временем привел к плохим результатам. «Управление, менеджмент, формирование ассортимента — все это влияет на маржинальность бизнеса, на какие-то совсем небольшие цифры, которые при общем огромном обороте оказываются в результате существенными», — резюмирует Арсенов.
Дорогу молодым
«Я думаю, что продажа его доли и есть следствие того, что он осознал себя как неэффективного менеджера. Он понял, что не может справиться с конкуренцией, которая в этом сегменте только растет, поэтому рассчитал свои силы и решил выйти в кеш», — полагает управляющий активами S R Solutions Роман Андреев.
«Я думаю, что у него была идея кому-то продать свой пакет, но возможности такой не было. Я думаю, что человек «перезрел» для этого бизнеса и решил, что ему нужно отдохнуть, и «Магнит» будет развиваться кем-то другим», — считает Бит-Аврагим.
ВТБ прощается с «Магнитом»: чего ждать розничным инвесторам, ретейлеру и банку
18 ноября поздно вечером ВТБ объявил о том, что продаст свою долю в розничном ретейлере «Магнит». 4,9% акций продаются на бирже через процедуру ускоренного формирования книги заявок, оставшиеся 12,4% покупает действующий акционер «Магнита» Marathon Group Александра Винокурова, бизнесмена и зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова. В результате сделки после одобрения ФАС Marathon увеличит свою долю до 29,2% и станет крупнейшим акционером «Магнита». «Этого достаточно, чтобы управлять компанией, но это меньше 30%, после которых формируются обязательства выкупа акций у миноритариев», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Что сделка значит для розничных инвесторов, самого «Магнита» и ВТБ?
Что произошло за четыре года
В апреле 2020-го «Магнит» впервые за пять лет обогнал X5 Retail Group (сейчас — X5 Group), своего основного конкурента, по темпам квартальной выручки. В июле 2021 года «Магнит» купил одного из своих крупных конкурентов — сеть «Дикси». Сделка позволила ему увеличить присутствие в столице с 3,8% до 8,2%, а в Санкт-Петербурге — с 9,9% до 17,2%», говорит аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев.
«В 2017 году доля «Магнита» на рынке розничной торговли продовольственными товарами составляла 7,4%, а в первом полугодии 2021 года выросла до 8,9%. С учетом покупки «Дикси» по итогам второго полугодия 2021 года она приблизится к 11%», — считает Михаил Бурмистров. Выручка компании увеличилась с 1,14 трлн рублей по итогам 2017 года до 1,51 трлн рублей в 2020-м.
«Магнит» сейчас находится в своей лучшей форме с момента сделки по продаже пакета акций основателем Сергеем Галицким», — считает Егор Макеев.
Для розничных инвесторов
Аналитики Sova Capital написали, что исключили бумаги «Магнита» на Лондонской и Московской биржах из числа «топовых бумаг», поскольку ожидают, что в ближайшее время на бумаги будет «давить» сделка.
«Велес Капитал» и «Финам» поставили целевую цену для бумаг «Магнита» на пересмотр. Аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин даже написал, что немного удивлен временем, которое ВТБ выбрал для сделки. «Разворот в бизнесе сравнительно недавно начал приносить свои плоды, а покупка «Дикси» обеспечивает ретейлеру дополнительный потенциал роста, — говорится в его комментарии. — На наш взгляд, для инвесторов продажа акций со стороны ВТБ может стать неплохой точкой для входа. Наша рекомендация для акций «Магнита» остается «покупать».
Еще одна хорошая новость для инвесторов заключается в том, что у компании вырастет число обращающихся на бирже бумаг, — сейчас оно составляет 63%.
А это значит, что у «Магнита» есть шансы на увеличение веса в индексе MSCI Russia, сказал портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. Это приведет к тому, что в акции «Магнита» будет больший приток средств фондов и других инвесторов. Сейчас доля «Магнита» в индексе из 25 компаний составляет 1,84%, самый большой вес у «Газпрома» — 18,23%.
В долгосрочном плане увеличение free float позитивно влияет на ликвидность, поэтому целевая цена для акций «Магнита» на горизонте 12 месяцев остается прежней — 7 000 рублей, сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
Что значит для ВТБ
ВТБ «не остался в накладе, а получил вполне солидную прибыль», говорит ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По расчетам аналитической команды Газпромбанка, с учетом выплаченных дивидендов общая доходность, полученная ВТБ за пакет «Магнита», составила порядка 60% за 3,5 года.
«ВТБ не скрывал, что он — финансовый инвестор, — говорит управляющий директор компании «Атон» Виктор Дима. — Поскольку ВТБ заработал на этой сделке, его выход кажется логичным. На рынке всегда было понимание того, что рано или поздно это произойдет. За три с половиной года компания существенно улучшила свою форму».
Аналитики Sova Capital пишут, что балансовую стоимость доли в «Магните» ВТБ в 2020 году оценивал в 69,8 млрд рублей, а сейчас она вероятнее выше. По их оценке, прибыль ВТБ от продажи пакета в Магните превысит 25 млрд рублей. Это позволит банку существенно превзойти свой прогноз по чистой прибыли в 2021 году, который сейчас составляет 300 млрд рублей. А это положительно скажется на цене акций банка в будущем, говорится в утренней аналитической записке Sova Capital. Дивидендная доходность по обыкновенным акциям ВТБ, по их оценкам, с учетом всего вышеизложенного, превысит 13%.
Аналитики «Атона» оценили потенциальную сумму чистой прибыли ВТБ от продажи доли в 20-25 млрд рублей, или 8% от общей чистой прибыли банка. «Мы прогнозируем чистую прибыль ВТБ за 2021 год на уровне около 350 млрд рублей. Данная сделка также положительно повлияет на дивиденды ВТБ — их размер может несколько увеличиться», — написали они.
Что это значит для «Магнита»
Goldman Sachs в записке отмечает, что сейчас ключевыми рисками для «Магнита» являются в том числе усиление конкуренции на рынке, возможная смена менеджмента, макроэкономические риски и ухудшение контроля за расходами. Но серьезных стратегических последствий от смены акционеров не будет, считает Панарин из «Ренессанс Капитала». Marathon Group заявила, что ее инвестиции в Магнит являются долгосрочными, кроме того, инвестгруппа намерена сохранить большинство в совете директоров, состоящее из независимых директоров, пояснил он. В бизнесе «Магнита» ничего кардинально не измениться: представители Marathon Group были в совете директоров давно, и их мнение учитывалось при разработке стратегии, считает аналитик Егор Макеев из Райффайзенбанка.
Для Marathon Group инвестиция является профильным активом (у нее в портфеле, к примеру, уже есть KFC и Fix Price), обращает внимание Андрей Кочетков. Поэтому, по его мнению, можно лишь ждать усиления работы менеджмента над эффективностью розничной сети.
«Мы полагаем, что акции «Магнита» будут оставаться под давлением некоторое время на фоне избыточного предложения и с учетом предложенного в ходе продажи дисконта к рыночной цене, — рассуждает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. — На наш взгляд, для инвесторов это будет отличная возможность купить хороший актив с потенциалом краткосрочного и долгосрочного роста по низкой цене». «Падение в несколько процентов — нормальная здоровая реакция рынка, — полагает Виктор Дима из «Атона». — Особенно учитывая, что акции выросли на 20% за последние несколько месяцев».
Государство отступает: ВТБ продал долю в «Магните» офшору
Группа ВТБ продаёт принадлежащие ей акции торговой сети «Магнит» многопрофильной инвестиционной компании Александра Винокурова Marathon Group. Банк Андрея Костина, как известно, хоть и является коммерческим, но бóльшая часть акций (60,9%) принадлежат государству. Уход банка с государственным участием из капитала крупнейшего ретейлера означает лишь одно – влияние государства будет уменьшено. И это на фоне рекордных финансовых результатов, которые показывает розничная торговля. Ситуация усугубляется и тем, что фирма господина Винокурова регулярно выводит денежные средства в зарубежные офшоры.
На отечественном рынке ретейла произошло очень важное событие – группа ВТБ приняла решение выйти из капитала торговой сети «Магнит». Банк Андрея Костина намеревается продать 17,28% принадлежащих ему акций. Из них 12,88% отойдут компании Marathon Group, принадлежащей предпринимателю Александру Винокурову. Консультантом в рамках данной сделки будет «ВТБ Капитал». Стоимость одной акции «Магнита» на фондовом рынке сейчас – 5950 рублей. За прошедший месяц акции ретейлерской сети потеряли 6,49%.
В капитал «Магнита» ВТБ вошёл в феврале 2018 года, когда группа приобрела 29,1% акций у основателя сети Сергея Галицкого за 138 миллиардов рублей. После этого Сергей Николаевич покинул пост генерального директора, а банк Андрея Костина продал многопрофильной инвестиционной компании Marathon Group 11,82% ценных бумаг ПАО «Магнит».
Несбывшаяся надежда государственников
Тогда многие поверили, что государство решилось, наконец, на установление контроля над ретейлом, ведь ВТБ, напомним, коммерческий банк с госучастием (государству принадлежит 60,9% обычных акций, остальные находятся в свободном обращении). Во многом поэтому данная структура не имеет пагубной привычки выводить заработанные средства в заграничные офшоры. Фирма Александра Винокурова, увы, напротив, старается вывести как можно больше за рубеж.
Ранее телеканал Царьград уже писал про то, как ретейлерские сети провоцируют рост цен на социально значимые продовольственные товары. Откровенная спекуляция розничных сетей – реальный взрывоопасный фактор, который может подорвать социально-политическую стабильность в стране (вспомним, что февральский переворот 1917 года начался отнюдь не с лозунга «Долой самодержавие!», а с надписей «Хлеба!» на красных транспарантах).
Сказать, что этого не понимают на Краснопресненской набережной, нельзя. В мае текущего года председатель правительства России Михаил Мишустин выступил с довольно жёсткими обвинениями в адрес розницы и даже пригрозил особо ненасытным крупным предпринимателям решительными мерами.
Важно сказать ещё об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей. И здесь хочу напомнить: у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах,
Ретейлеры – настоящие жирные коты. Их прибыли растут, несмотря ни на какие кризисы. Согласно прогнозам аналитиков, прибыль «Магнита» за 2021 год составит 50,26 миллиарда рублей (+52,3% по сравнению с пандемийным 2020-м). Такие же позитивные для себя цифры демонстрируют X5 Retail Group (+116%) и «Лента» (+3,9%).
Что с того?
В этой связи возникает закономерный вопрос: почему государство на фоне рекордных прибылей розничной торговли не усиливает свои позиции в данной сфере, а трубит отступление? Продать долю в «Магните» Marathon Group – значит, не только ослабить позиции государства, но и санкционировать вывод ещё больших сумм за пределы нашего Отечества. Следует уяснить одну простую мысль: ретейл, так же как транспорт, система здравоохранения или топливно-энергетический комплекс, это инфраструктура, а никак не способ выкачивания денежных средств из населения, которое и так едва держится в нынешней не самой благоприятной экономической конъюнктуре. И эту инфраструктуру нужно держать под контролем, а не отдавать её на откуп частникам.
Фирма, которая занималась дезинсекцией в «Магните»: Нужно упаковывать
Журналисты РЕН ТВ побеседовали с представителем компании, которая, по предварительным данным, отвечала за дезинсекцию (уничтожение насекомых) в магазинах сети «Магнит». Эта информация указана на сайте организации.
Напомним, 10 сентября стало известно о массовом отправлении в столице: 2 человека погибли – 61-летняя женщина и ее 15-летняя внучка. Еще порядка 10 человек доставили в больницу с признаками отравления, одна из них находится в реанимации, у остальных признаки кишечной инфекции. На данный момент рассматривается версия, что инциденты со смертельным сходом связаны с употреблением арбуза, купленного в магазине «Магнит» на Совхозной улице.
В «Магните» подтвердили, что в супермаркете на Совхозной улице проводилась дезинфекция в ночь с 6 на 7 сентября: отмечалось, что процедура была стандартной, она проводится каждый месяц для борьбы с насекомыми.
Собеседник РЕН ТВ, работающий в фирме, которая, как указано на сайте, занимается дезинсекцией в сети «Магнит», детально рассказал нам о рисках, которые могут возникнуть при нарушении мер безопасности. По его словам, для того чтобы проводить санитарную уборку в супермаркете, где хранятся продукты, нужно обязательно закрыть их специальной пленкой. В противном случае употребление таких продуктов может быть опасно для здоровья.
«Нужно упаковывать все, убирать с полок. Если продукты питания в коробках и, к примеру, замотаны, то не опасно, а если коробки открыты, то, конечно, опасно, производить обработку нельзя, не нужно этого делать!» – сказал специалист.
При этом собеседник подчеркнул, что упаковывать продукты должны заказчики работ, в данном случае это «Магнит».
Сотрудник фирмы также рассказал, что обработка на площади 200 квадратных метров занимает около 40 минут, после этого помещение в течение трех часов должно быть закрыто, затем проведены влажная уборка и проветривание. Специалист пояснил, что если отрава для насекомых попадет на продукты и человек их съест, то это может обернуться для него серьезными проблемами:
«Если продукты питания в коробках и замотаны стретчем, то, конечно, не опасны. Если коробки открыты, то, конечно, опасны. Не нужно этого делать. Не нужно производить обработку. Сильно опасно».
Собеседник также отметил, что лицензии на деятельность фирм по дезинфекции не существует, есть лишь сертификаты, которые распространяются на препараты, используемые для обработки помещений.
Ранее в распоряжении журналистов РЕН ТВ оказалось видео, на котором запечатлена дезинсекция в магазине на Совхозной улице. На кадрах видно, что продукты, в том числе фрукты, ничем не прикрыты. Кроме того, в какой-то момент мужчина остановился возле прилавка с арбузами, почему-то сняв с себя защитные средства (респиратор и панаму), после чего сбежал.
В сети «Магнит» нам подтвердили, что в ночь с 6 на 7 сентября в магазине действительно проводилась санитарная уборка. Были ли допущены в этой процедуре нарушения, сейчас выясняют правоохранительные органы.
10 сентября в результате отравления погибли 61-летняя женщина и ее 15-летняя внучка. Мать погибшей девочки попала в реанимацию. Известно, что семья 8 сентября купила в «Магните» возле дома арбуз.
В сети «Магнит» сообщили, что выясняют все обстоятельства ситуации с отравлением. Отмечалось, что сетевой магазин снимет с продажи всю партию арбузов, которая была представлена в магазине на Совхозной, до выяснения причин случившегося.
Кроме отравления арбузом, рассматриваются и другие версии случившегося. В частности, проверяют рабочих, которые делали капитальный ремонт, где жили потерпевшие: например, были изъяты растворы, которые использовались в работе.