Что случилось с яном гусом
Ян Гус — еретик-реформатор
За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.
Традиционно начало Реформации в Европе принято датировать 1517 годом, когда доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер якобы прибил к двери местной Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он критиковал практику продажи индульгенций и подвергал сомнению «эксклюзивное» право Папы Римского прощать грехи.
Легенда эта не выдержала проверки временем: Лютер, видимо, не совершал красивого и яркого жеста с «пригвождением» тезисов. Он то ли зачитал их, то ли и вовсе разослал другим профессорам, чтобы положить начало теологической дискуссии. Да и сама Реформация, в сущности, началась раньше, чем Лютер выступил со своими идеями. Одним из его предшественников был чешский богослов Ян Гус.
Реформация: истоки
Ян Гус родился около 1369 года (точная дата неизвестна) в селе Гусинец. Крестьянин по происхождению, Ян смог окончить монастырскую школу и поступить в Пражский университет, где он получил степень бакалавра теологии, а потом ещё и магистра свободных искусств (степень, аналогичная доктору философии). В родном университете он был деканом факультета свободных искусств, несколько раз занимал пост ректора и одновременно был настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в Праге. Её построили на средства рыцаря Гануша Мюльгейма и купца Кржижа Крамаржа специально для проповедей на чешском языке.
«Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твёрдость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьёзность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения как на высшую цель человеческой жизни», — писал о Гусе историк Франц Палацкий.
Считая себя верным сыном церкви, Гус в своих проповедях выступал с критикой той системы, которая сложилась в ней к 14−15 вв. В этом он был последователем другого отца Реформации — англичанина Джона Уиклифа.
Джон Уиклиф: «Бог — сюзерен Вселенной»
Также он выступал с критикой продажи индульгенций, торговли церковными должностями, полагал необходимым конфисковать церковное имущество. Главным занятием священников Уиклиф считал проповедь, то есть призывал духовенство к беспрекословному исполнению своего долга. Чтобы самые простые люди могли прочитать Писание, Уиклиф перевёл Библию на английский язык, что вызвало волну возмущения, однако его перевод быстро разошёлся по стране.
Так как между Англией и Чехией во времена Яна Гуса существовали тесные династические взаимоотношения, чешские студенты имели возможность обучаться в Оксфорде. Видимо, именно так идеи Уиклифа достигли Яна Гуса, который сформулировал свою позицию в словах: «Власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана».
Великий раскол и казнь Яна Гуса
Гуса, который был отцом Реформации в Чехии, нельзя назвать ярым оппозиционером и противником официальных властей. Более того, ему благоволил король Вацлав IV, которому нравился тезис Гуса о необходимости секуляризации церковных земель (в Чехии они составляли треть всех угодий). Также Гус был духовным отцом королевы Софии. Поворотным моментом в его судьбе историки называют расследование «чудес» в Вилснаке.
Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.
Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.
В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.
К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.
В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.
На протяжении нескольких месяцев Гуса, уже заключённого в тюрьму, пытались убедить в том, что отречение необходимо. Он писал друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа». В итоге упорство его так и не было сломлено, и 6 июля 1415 года Яна Гуса казнили через сожжение на костре.
Сегодня Гус признан реформатором, Папа Римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.
Что случилось с яном гусом
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Несправедливый богач есть вор». Как Ян Гус бросил вызов системе
6 июля 1415 года на главной площади немецкого города Констанц сжигали очередного еретика. По легенде, у самого костра появилась благообразная старушка с вязанкой хвороста, спешившая внести свою лепту в расправу над вероотступником.
— О, святая простота! — воскликнул приговорённый, наблюдая за женщиной. Он умирал с улыбкой на устах и с уверенностью в правоте своего дела.
Карл Фридрих Лессинг. «Иоганн Гус в Совете Констанце»
Эпоха морального разложения
К началу XV века христианство прошло огромный путь от небольших групп, гонимых властью, до абсолютного доминирования в Европе. Церковь контролировала не только духовную жизнь людей, она также определяла общественные нормы, активно влияла на развитие экономических отношений, претендовала на светскую власть.
Все эти процессы пагубным образом сказались на служителях церкви. Святые отцы далеко уходили от библейских норм, погрязая в политических интригах, алкоголизме и разврате. Церковь готова была признать богоугодным делом всё, что приносило ей доход.
Такое положение вещей вызывало возмущение у различных слоёв общества, начиная от простых крестьян и заканчивая рыцарями и особами королевской крови. Немало противников «генерального курса» церкви было и среди священнослужителей.
Одним из тех, кто решился выступить против существующего порядка вещей, оказался выпускник Пражского университета, впоследствии ставший его преподавателем, богослов Ян Гус.
Ян Гус родился в 1369 году в местечке Гусинец, в Южной Чехии, в бедной крестьянской семье. Исключительно благодаря своему упорству и умению переносить лишения, порой голодая, он сумел получить образование. В юности Ян Гус не был аскетом, и в студенческие годы немало времени проводил на дружеских пирушках с участием молоденьких красавиц.
Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века
Но эти забавы молодёжи не шли ни в какое сравнение с тем распутным образом жизни, который вели высокопоставленные служители церкви. Разрыв между христианскими постулатами и реальностью потряс Гуса.
Закончив в 1401 году университет, он начал читать проповеди в костёле св. Михаила, а годом позже был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги.
Основой для собственной доктрины Яна Гуса стали работы английского богослова Джона Уиклифа, профессора Оксфорда, который жёстко критиковал духовенство за алчность, корыстолюбие и борьбу за светскую власть.
Яркие проповеди Яна Гуса очень быстро обретают широкую популярность. Этому способствует и то, что Гус, вопреки существовавшим канонам, читает проповеди на чешском языке.
«Каждый христианин должен искать правду»
Новый проповедник затрагивает не только церковную жизнь, он критикует власть предержащих, феодалов, богачей.
Не отделяя себя от церкви, он тем не менее подвергает сомнению сложившиеся в ней порядки.
Проповеди Яна Гуса
Тезисы, выдвинутые Яном Гусом, покушались на устои церковного могущества:
«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
«Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
«Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности».
«Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».
«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».
«Не „хлеб мой насущный“, а „хлеб наш насущный“ говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».
Некоторые высказывания Яна Гуса способны вселить ужас и в олигархов XXI века, что уж говорить о власть предержащих XV века.
Человек, пробудивший нацию
Разумеется, очень скоро святые отцы почувствовали угрозу своему благополучию и попытались заставить дерзкого проповедника замолчать.
В 1409 году архиепископ Пражский на основании папской буллы наложил запрет на проповедническую деятельность Яна Гуса, ему грозили допросами и церковным судом.
Однако на стороне Гуса выступили простые граждане, а также влиятельные вельможи и даже сам король Чехии Вацлав IV. Арестовать популярного проповедника оказалось невозможно.
Тогда в 1411 году архиепископ Пражский прямо обвинил Гуса в ереси. Но и Вацлав IV оказался не робкого десятка — обвинения в адрес Гуса он назвал «клеветой» и повелел арестовывать священников, эту клевету распространяющих, забирая их собственность в пользу казны.
Йозеф Матхаузер. «Ян Гус в темнице»
Ян Гус занимался не только проповедями. Он провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.
Проповеди Гуса, читаемые на чешском языке, пришлись по времени на период роста национального самосознания чехов, выступавших не только против засилья корыстолюбивых священников, но и против владычества немцев.
Ян Гус, сам того не желая, стал лидером набирающего обороты национального движения.
Лживое слово императора
Очень скоро Папа Римский Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт — то есть запрет на проведение всех церковных действий. В случае, если бы Гус продолжил проповеди, интердикт был бы распространён на всю Прагу. Не желая подвергать город такому испытанию, Гус уехал в Южную Чехию, где продолжил проповедовать и работать над переводом церковных текстов на чешский язык.
Папа Иоанн XXIII. Во время собора в Констанце и суда над Яном Гусом
В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, главной целью которого была поставлена задача преодолеть раскол в западном христианстве. К тому времени сложилась ситуация, когда одновременно действовали три Папы Римских. В рамках упорядочения ситуации внутри церкви Гусу предлагалось также отстоять свои взгляды в богословском диспуте.
В качестве гарантий безопасности проповеднику была представлена охранная грамота императора Священной Римской империи Сигизмунда.
Однако это была самая настоящая ловушка. По прибытии в Констанц Гус был обвинён в ереси, организации изгнания немцев из Пражского университета и других преступлениях. На одном из заседаний проповедник был арестован по приказу Папы Римского Иоанна XXIII. На протесты сторонников Яна Гуса папа цинично заявил, что лично он никаких обещаний не давал. Что же касается Сигизмунда, то он и вовсе отмежевался от своих гарантий, предоставив решать дело служителям церкви.
Вацлав Брожик: «Ян Гус на Соборе в Констанце» (1883)
Для Иоанна XXIII Констанцский собор закончился низложением и бегством, однако это не могло спасти Яна Гуса. Не спасли его и возмущённые обращения чешского дворянства, требовавшего от императора Сигизмунда быть верным своему слову.
— Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил, — отвечал Гус.
1 июля 1415 года проповедник в письменной форме окончательно отверг предложения об отречении. 6 июля 1415 года при большом скоплении народа Ян Гус был сожжён на костре. Прах «еретика» развеяли над Рейном.
Приготовления к казни Яна Гуса
Гибель Яна Гуса вызвала волну гнева в Чехии. И простой народ, и элита фактически отказались подчиняться Риму и императору Священной Римской империи. Угрожающие письма Сигизмунда только подливали масла в огонь. Крестьяне стали объединяться в вооружённые формирования, готовые дать отпор карателям.
Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце», 1415
В 1420 году Папа Римский объявил крестовый поход против «еретиков-гуситов». Так началась череда конфликтов, растянувшаяся на 15 лет и получившая название «Гуситские войны».
Объединённые силы народных формирований и дворянства нанесли целую серию поражений сторонникам католиков. При этом среди самих гуситов существовало разделение на радикалов-таборитов и умеренных-чашников, которое в конечном итоге и привело к поражению в войне.
Пять крестовых походов против гуситов завершились победой «еретиков». Однако человеческие жертвы и огромные экономические потери заставили чашников искать компромисса с католиками. В число чашников в основном входили состоятельные дворяне, высшие слои общества.
В 1433 году были заключены так называемые Пражские компактаты, которые определяли условия мира между католиками и чашниками.
Табориты объявили чашников предателями и продолжили борьбу. Но 30 мая 1434 года в битве у Липан объединённые силы католиков и чашников разгромили таборитов, положив конец их движению.
За Гусом пришёл Лютер
15-летний период опустошительных войн в Центральной Европе не позволил ни одной из сторон одержать полную победу. Католики не смогли окончательно уничтожить «гуситскую ересь», чашники остались под властью Папы Римского и императора Священной Римской империи.
Однако для чешского народа Ян Гус, безусловно, стал национальным героем, человеком, почитаемым и спустя шесть столетий после своей гибели.
Римскую церковь эта история ничему не научила. В ней всё так же процветали разврат, погоня за наживой, борьба за власть.
Всё это привело к тому, что через 2 года после смерти Яна Гуса немецкий богослов Мартин Лютер вывесит на двери Замковой церкви в Виттенберге свои «95 тезисов», которые положат начало протестантизму и церковной Реформации.
За что сожгли Яна Гуса?
О ранних годах жизни этого человека известно очень мало. Доподлинно известно, что происходил из крестьянской семьи, но год рождения вычисляется по дате поступления в Пражский (Карлов) университет и определяется в промежутке между 1369 и 1371 годами.
Отца предположительно звали Михаилом, имя матери история нам не сохранила, упоминается лишь, что она была весьма набожной женщиной. Родиной Яна Гуса называют селение Гусинец, но поскольку таковых было два — возле Праги и близ Прахатице, они до сих пор оспаривают права друг друга.
Отправившись в столицу учиться, Ян добывал себе средства на жизнь прислуживанием в храмах и пением в церковном хоре. Сам он вспоминал о той поре так: «Когда я был голодным мальчуганом, я делал из хлеба ложечки, которыми ел горох до тех пор, пока наконец не съедал и ложки».
Завершив низшие ступени обучения, поступил на факультет свободных искусств, в 1393 году окончил его, имея средний рейтинг способностей в глазах профессуры, получив степень бакалавра, через год приобрел статус бакалавра богословия, а в 1396 году стал магистром свободных искусств.
Еще через два года Ян Гус стал преподавать в родном университете богословие, затем стал деканом и наконец — ректором (1402−1403, 1209−1410). Одновременно проповедовал в Вифлеемской церкви. Познакомившись с трудами Джона Уиклифа, которые были в Чехии запрещены, открыто поддержал его взгляды: осуждал развратность нравов представителей духовенства, в качестве источника веры признавал только Священное писание, авторитет которого ставил выше папского.
Пламенный оратор выражал свои мысли доходчиво и эмоционально: «Берегитесь, хищники, обдирающие бедняков, убийцы, злодеи, не признающие ничего святого!»; «Не „хлеб мой насущный“, а „хлеб наш насущный“ говорится в священном писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».
Свои воззрения мыслитель подкреплял национальной идеей, протестуя против немецкого засилья в стране и обрел в качестве союзника короля Вацлава IV, издавшего в 1409 году декрет, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чешских ученых.
Постепенно положение Я. Гуса в Праге сильно ухудшилось, дошло до того, что против него выступил пражский архиепископ, а затем и король, ранее благоволивший к реформатору церкви, отказался его поддерживать. Еще в 1410 году архиепископ наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Затем он был вызван на аудиенцию к понтифику. Правда, вступились за реформатора королевская чета Богемии, университет, знатные чехи: они направили просьбы в Ватикан позволить проповеднику остаться в Праге.
В 1413 году была составлена папская булла об отлучении упрямца от церкви и запрете предоставлять ему кров и пищу под страхом отказа городам, укрывающим еретика, в праве совершать богослужения. Этого Ватикану показалось мало, и Прага была объявлена городом, отлученным от церкви.
Тогда Ян Гус, покинув столицу, отправился в двухгодичные скитания по Южной и Западной Чехии, написав за это время трактат «О церкви». В нем критиковались организация католической церкви и ее порядки, содержались возражения против особого положения Папы римского, продажи индульгенций, причащения мирян одним хлебом, тогда как священнослужители при этом получали и вино.
В 1414 году непокорный проповедник был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор. Римский император Сигизмунд I Люксембургский, приходившийся братом королю Вацлаву, выдал ему гарантии безопасности в виде охранной грамоты и сопровождения из нескольких дворян. Тем не менее, до конечного пункта назначения Я. Гус не добрался, а вместо этого оказался в темнице Готлибен.
Через два с лишним месяца он был доставлен в Констанц. Участники собрания велели обвиняемому подписать текст отречения от тех тезисов своего учения, который сам посчитает еретическими, в противном случае, согласно приговору, Гуса ждал костер. Непоколебимый проповедник заявил, что не отречется. А костер уже был готов… Взойдя на него, он запел: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». И в тот же день прах реформатора был выброшен в воды Рейна.
Это случилось 6 июля 1415 года. Вместе с ним в огонь отправилась и Библия в авторском переводе на чешский язык. Чем же она была так опасна? Священное писание на родном языке отодвигало контроль римской и немецкой курий за местным богослужением, представители которых зачастую не владели чешским языком, а через это ослабляло иностранное влияние, потому что открывало двери в теологию, науку и культуру местному населению. А оно еще и получало возможность сравнить постановления Римской церкви с первоисточником.
Реформатор Ян Гус внес в развитие чешского литературного языка такой вклад, что трудно переоценить: именно он предложил использовать над буквами диакритические значки (черточки и точки), помогавшие распознаванию правильного произношения букв. И реформа национальной орфографии стала неостановимой: читать тексты стало легче, и это обусловило распространение грамотности в народе.
Весть о сожжении Яна Гуса на костре облетела Чехию и вызвала глубокое возмущение. Не прошло и двух месяцев после казни, как в Праге собралось около полутысячи представителей знатных семейств, подписавших протест в адрес Собора. А беднота начала стихийно собираться в лесной глуши, покидая селения.
Так начинались войны за национальную независимость Чехии, получившие название гуситских. Одноглазый Ян Жижка из Троцнова повел народ за собой. В его войске, построенном по принципу общей семьи, пропитание раздавалось всем поровну и каждый, располагавший имуществом, делился с другими.
…Прошло почти пять веков, и на международном симпозиуме в Ватикане в декабре 1999 года римский папа Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу мученической смерти Гуса. Тогда же была создана «гуситская комиссия», высказавшаяся за то, что «учение Гуса может стать мостом между разобщенными христианскими церквями».
Биография Яна Гуса
Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».
Детство
Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.
Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.
Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.
Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.
Университет
Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.
Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.
В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.
Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.
В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.
Преподавательская деятельность
За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.
Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.
Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.
Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.
Проповедническая деятельность
Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.
В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:
Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.
Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.
Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».
Преследование и казнь
Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.
В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.
Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.
Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.
В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.
Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».
Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.
Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.
До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.
В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.
Каждый год в Чехии и Словакии в день его казни, 6 июля, зажигают костры.
Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»