Что случилось с вайлдберриз
«На работу не выйдут 8000 человек»: почему сотрудники Wildberries готовят забастовку
Что произошло
Петиции, которая к моменту публикации этого материала набрала более 37 000 подписей, предшествовала забастовка. Как рассказали Forbes сотрудники пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и организаторы петиции, 14 сентября примерно на шесть часов была остановлена работа нескольких сотен пунктов выдачи Wildberries. Кампанию поддержали пункты почти в 40 городах России: Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге. Другой источник в компании уверяет, что речь идет о 20 пунктах выдачи в России.
Что именно послужило причиной недовольства сотрудников? С 1 июля в компании ввели новую систему мотивации и оплаты труда менеджеров пунктов самовывоза (новые KPI). В ней за норму приняли скорость обработки поступившего на ПВЗ товара, то есть по сути работу менеджеров склада.
Схема работы пункта выдачи устроена так. Несколько раз за день (обычно 1-4 раза) в ПВЗ поступают заказы. По новым правилам сотрудник пункта обязан в течение часа принять товар, просканировать его и разложить по ячейкам хранения. Одновременно с этим он должен выдавать товары посетителям, принимать оплату за них и делать возвраты.
«Уровень недовольства зашкаливает. Выполнять одновременно функции и кладовщика, и кассира, и продавца физически невозможно. А закрыть ПВЗ на время приемки товара нам не разрешено», — сетует один из организаторов петиции. По его словам, основная проблема в том, что заказы приходят в ПВЗ неравномерно: в одном случае за раз может прийти 10 артикулов, в другом — 3000 или даже 5000, и со всеми нужно справиться за час (такое время отводится на приемку).
Новые правила обернулись переработками. «Официально рабочий день ПВЗ — с 10 утра до 21 вечера, но на самом деле сотрудник работает по 15-16 часов ежедневно, и за это не доплачивают», — рассказывает работник ПВЗ.
Если сотрудник не успел уложиться в условленный час, его ждет так называемое депремирование. Заработная плата сотрудников ПВЗ, по словам организаторов петиции, складывается из двух частей: небольшого фиксированного оклада (выплачивается в два захода) и основной — премии по итогам работы.
По словам составителей петиции, менеджеры пунктов с небольшой проходимостью потеряли в августе в среднем по 10 000 рублей зарплаты в сравнении с июнем 2021 года, а менеджеры более крупных пунктов недополучили порядка 40 000 рублей.
Что ответил Wildberries
Представитель Wildberries подтвердил Forbes, что этим летом компания действительно ввела новые KPI. Но, по его утверждению, доход сотрудников ПВЗ от введенной меры не просто не уменьшился, а значительно вырос — на 30% по сравнению с прошлым годом. Благодаря этому в августе около 90% сотрудников получили повышенную премию.
«Те же, кто работал не очень, — по ним и премии были ниже, — объяснил Forbes представитель маркетплейса. — Но, так как это новые KPI, мы, конечно же, пошли навстречу нашим коллегам, и в рамках переходного периода им уже была произведена доплата до их среднего дохода. Мы встречаемся с сотрудниками, объясняем им новые KPI и как зарабатывать еще больше».
Составители петиции подтвердили Forbes, что Wildberries сделала недовольным сотрудникам доплату за август.
«Доплату мы получили, так сказать, по-среднему: 75% опрошенных коллег получили дополнительные выплаты, 25% по сей день остались ни с чем», — уверяют сотрудники ПВЗ, подписавшие петицию. Что же касается системы оплаты и ее положительного эффекта, то 90% менеджеров как раз ею недовольны, говорят они.
В сюжете на канале «Москва 24» сотрудница одного из пунктов самовывоза рассказывает, что новые KPI позволили ей получить начисления более чем в 190 000 рублей.
«Это немыслимая сумма, таких зарплат у менеджеров никогда не было и не будет», — уверяет один из собеседников Forbes, работник ПВЗ Wildberries. «Мы бы хотели принимать участие в разработке KPI, а нас просто ставят перед фактом (пункт о KPI, по информации сотрудников, не прописан в трудовом договоре, но он подразумевается под «премиальной частью оклада», которая выплачивается на усмотрение работодателя. — Forbes). Почему были выставлены именно такие коэффициенты — непонятно, ведь сложилась парадоксальная ситуация: сотрудники тех пунктов, которые наиболее популярны и на которые приходится наибольшее количество заказов, недополучили больше всех», — рассказывает другой работник ПВЗ.
«Довели до ручки»
Публичные конфликты и споры сотрудников с работодателем в России редкость. «Если люди выходят бастовать, это значит, что их действительно довели до ручки», — говорит юрист в одном из сервисов по подбору персонала. По его словам, люди чаще сдаются и вынужденно уходят по соглашению сторон: «Делают это, чтобы просто забыть компанию, в крайнем случае пишут еще какой-то негативный отзыв».
«Основная борьба, которую сейчас ведут крупные маркетплейсы, — это борьба за клиента, — объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Amulex.ru» Юлия Галуева. — Потеря работника не так страшна для них, как потеря лояльности клиента. А клиент, не вовремя получивший свой заказ, теряет лояльность быстро и, как правило, уходит к конкуренту. Этого крупные агрегаторы допустить не могут. Именно поэтому работникам в случае согласованных действий удается добиться исполнения своих требований».
Забастовка — редкость, но у официально оформленных сотрудников такое право есть, говорит юрист сервиса по подбору персонала. «Цель любых забастовок — сесть за стол переговоров и найти компромисс. К сожалению, к зачинщикам позже могут быть применены жесткие меры, им не грозит ответственность за забастовку, но все понимают, что ни один работодатель не хотел бы иметь конфликтных и нелояльных сотрудников», — продолжает собеседник Forbes. Wildberries неспроста ввела KPI — значит, в такой системе есть потребность, и если маркетплейс и пойдет сотрудникам навстречу, то лишь временно, прогнозирует юрист.
Курьеры на баррикадах
Набирающий обороты бизнес маркетплейсов и служб доставки требует все новых и новых сотрудников. В Санкт-Петербурге в апреле 2019 года от сердечного приступа скончался курьер сервиса «Яндекс.Еда», он работал 10 часов без перерыва. Дело имело общественный резонанс. Представители сервиса тогда пообещали усилить контроль за переработками курьеров.
Сейчас курьеры могут выбирать удобное время и место для доставки: у «Яндекс.Еды» есть плановые слоты или свободные, когда «заказы можно выполнять хоть час в день», рассказал Forbes представитель компании.
В самой системе нельзя выбрать слот продолжительностью более 12 часов подряд, а на каждом слоте курьер может взять паузу и отдохнуть. Выполнение доставок для многих — подработка в свободное от основной работы или учебы время, поэтому в среднем по России курьеры проводят в день около четырех часов на доставках сервиса, уверяет представитель компании.
Ранее за нарушение стандартов сервиса курьеру могли бессрочно закрыть доступ к заказам, но теперь таким дают второй шанс. «Такие случаи разбираются специальной группой и независимым комитетом из курьеров-добровольцев. Кроме того, решения об ограничениях станут более прозрачными и беспристрастными — сами курьеры будут принимать участие в разборе ситуаций и выносить свой вердикт», — говорит представитель сервиса. Пилотный проект запущен в Санкт-Петербурге и области.
В октябре 2019 года из-за недовольства зарплатой забастовку объявили сотрудники службы доставки Ozon в Петербурге. Участники забастовки были недовольны начисленными зарплатами и условиями работы. По их словам, летом 2019 года в компании сменилось программное обеспечение, которое рассчитывает полагающееся курьеру вознаграждение, и на протяжении трех месяцев оно давало сбой. Сотрудники регулярно недополучали от 5000 до 15 000 рублей. Позже руководство Ozon признало требования курьеров справедливыми и погасило долги. Сейчас Ozon привлекает в качестве курьеров индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Летом 2020 года забастовку у здания Mail.ru Group (интернет-холдинг владеет сервисом доставки Delivery Club вместе со Сбербанком) на Ленинградском проспекте собрались курьеры Delivery Club. Представители последних уверяли, что им задержали зарплату на два месяца. Руководство Delivery Club объясняло проблему с задержками выплат недобросовестными действиями аутсорсинговой компании — ООО «Амароли», на счетах которой зависли уже перечисленные 9 млн рублей. По словам сотрудника пресс-службы Delivey Club, сейчас все курьеры сервиса являются самозанятыми. «Мы никак не влияем на их рабочий график, они полностью автономны», — уточнил он. Данные по количеству курьеров, их гражданству, условиям работы с контрагентами в компании не раскрывают.
Выгодные самозанятые
Крупные компании с многомиллиардными оборотами видят решение проблемы в отходе от найма сотрудников. Лояльность к рядовым сотрудникам у маркетплейсов и сервисов доставки после конфликтов изменилась, констатируют эксперты по набору персонала. Работодатели стали меньше развивать корпоративную культуру и не заинтересованы в продолжительном сотрудничестве с таким персоналом.
«Крупные маркетплейсы, сервисы доставки — это, по сути, IT-компании, — рассуждает руководитель портала Migranto.ru Светлана Саламова. — Их HR-службы ориентированы на подбор высококвалифицированных специалистов — программистов, дизайнеров, тестировщиков и пр. А курьеры или работники складов — это линейный персонал с большой текучкой. Подбирать и обслуживать таких работников — сложная рутина. Проще отдать «неинтересный» бизнес-процесс профильным контрагентам на аутсорсинг, иметь дело с самозанятыми или нанятыми по договору ГПХ (договор гражданско-правового характера — подряд, оказание услуг, авторский договор. — Forbes)».
«Дело не в простоте или сложности: оформление работника по трудовому договору — это определенный набор социальных гарантий (оплачиваемый больничный лист, ежегодный отпуск, невозможность увольнения одним днем), для компании это ответственность и дополнительные расходы. А о правах самозанятых и работников по ГПХ трудовое законодательство особо не заботится, следовательно, такие работники для компаний выгодны, и в случае чего уволить их несложно», — отмечает Юлия Галуева.
С этим утверждением согласна и юрист сервиса по подбору персонала: главная опасность для сотрудников, оформленных по договору ГПХ, — то, что договор в любой момент может быть расторгнут в одностороннем порядке. Аналогичные меры применимы и к самозанятым. При этом в случае каких-либо нарушений условий договора персоналом (исполнителем) работодатель (то есть по сути заказчик услуг. — Forbes) еще может взыскать неустойки с нарушителей через суд.
Почему компания богатейшей женщины России Wildberries ввела плату за возврат товаров
Маркетплейс Wildberries вводит новое правило возврата товаров. Покупателю придется платить, как бы компенсируя расходы продавца на обратную транспортировку на склад. Информация об этом содержится в объявлении, которое маркетплейс на днях разместил в московских пунктах выдачи. В этом убедился корреспондент Forbes.
Мера действует по всей России, но не для всех покупателей. Платить за возврат будут клиенты, чей процент выкупа меньше 20% или сумма выкупа меньше 10 000 рублей, говорится в объявлении. Сумма удержания — 100 рублей за каждую единицу товара.
Ранее онлайн-ретейлер удерживал деньги с покупателей на доставку возвращенного товара в случае, если покупатель за ним не явился и товар был признан невостребованным — по 50 рублей за товарную единицу и по 100 рублей, если речь шла об удаленных регионах и населенных пунктах (указано в Правилах пользования торговой площадкой).
Во время подготовки материала официальный представитель Wildberries не ответил на просьбы Forbes прокомментировать нововведение. После публикации компания сообщила, что новая модель доставки введена в тестовом режиме для клиентов с долей возврата товаров от 90% и коснется, по ее подсчетам, около 5% покупателей. Мера тестируется для защиты предпринимателей от недобросовестной конкуренции — например, когда создаются фейковые аккаунты, с которых заказываются крупные партии товара, но не выкупаются, говорится в сообщении.
«Это также позволит подавляющему большинству клиентов получать вещи с минимальным количеством примерок, улучшить их внешний вид и пользоваться возможностями бесплатной доставки, примерки и возврата товаров», — сообщил маркетплейс.
Ограничить шопоголиков
Как пояснили Forbes сотрудники нескольких пунктов выдачи, мера нужна, чтобы ограничить поток так называемых шопоголиков. Речь идет в первую очередь о покупателях категории «Одежда и обувь». «Люди зачастую делают большие (более 15 артикулов) заказы, смотрят, меряют, иногда фотографируются, а в итоге ничего не берут. Либо отказываются от товара, либо оформляют его возврат», — делится сотрудник ПВЗ. «Надеюсь, мера дисциплинирует покупателей, и они перестанут заказывать по 20 пуховиков, а будут читать отзывы и внимательно относиться к размерным сеткам», — вторит владелец компании, торгующей на Wildberries верхней одеждой.
По данным Data Insight, в 2020 году в интернет-магазинах одежды и обуви, входящих в топ-1000 рейтинга, было оформлено 215 млн заказов на сумму 382 млрд рублей. Средний чек составил 1770 рублей.
Маркетплейс Wildberries.ru лидирует по объему онлайн-продаж среди интернет-магазинов одежды и обуви, его доля в 2020 году составляла 54%.
«Покупатели заказывают, а потом не покупают не только фешен-категорию, — говорит партнер Data Insight Федор Вирин. — Люди вполне могут заказать шесть смартфонов, поизучать, подержать в руках и вернуть. Доля невыкупа одежды и обуви у Wildberries — 45-60%, в остальных категориях — 10-20%. Очевидно, Wildberries хочет, чтобы «недобросовестные» покупатели перестали ее использовать как компанию, подвозящую товары «на посмотреть, хочу ли я это купить». Основной же массы покупателей маркетплейса нововведение не коснется, так как средний процент выкупа на маркетплейсе в разы выше».
«Масштабные промоакции (. ) стимулируют покупателей пользоваться возможностями возврата и заказывать несколько размеров, моделей или цветов одежды и обуви, чтобы выбрать наиболее подходящий, — говорит гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. — Для онлайн-ретейлеров и маркетплейсов, у которых доля фешен в ассортименте высока, это формирует значительные логистические издержки (в том числе в звене ПВЗ). Минимизировать их через управление показателем процента выкупа удается не в полном объеме, в том числе в связи с возможностью, например, использования нескольких аккаунтов в одной семье».
Требование возврата денег за доставку у Wildberries правомерно, считают юристы. «Потребитель вправе отказываться от товара даже надлежащего качества, заказанного дистанционным способом, как, например, на Wildberries. Это норма закона «О защите прав потребителей» (часть 4 ст. 26.1). Продавец должен вернуть покупателю денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. И эта норма не нова, она была введена в действие в 2005 году и действует до сих пор, видимо, ранее Wildberries ей широко не пользовался», — рассуждает руководитель департамента контроля качества юридической фирмы «Амулекс.ру» Нурида Ибрагимова.
Еще одна возможная причина введения платы — ограничение так называемой недобросовестной конкуренции. Сразу несколько селлеров Wildberries рассказывают, что под видом покупателей конкуренты иногда оформляли большие заказы, а потом отказывались от них. «Это плохо влияет на бизнес, — объясняет один из продавцов. — Во-первых, стоимость логистики возвратов ложится на плечи продавца, во вторых, так как товар «типа не интересен покупателям», у продавца падает рейтинг. Этот показатель напрямую зависит от процента выкупа».
Как работают другие
Основные конкуренты Wildberries, AliExpress и Ozon, работают по предоплате.
«Мы так работаем со времен, когда на площадке продавались исключительно товары из Китая. Сейчас на платформе не только китайские, но российские продавцы, но поведение покупателей не изменилось: люди тщательно выбирают товары, читают описания, смотрят отзывы и live-стримы — и после этого платят, — говорит представитель AliExpress. — Показатель возврата — не более 1-2% в разных категориях, и нет такой проблемы больших заказов с маленьким выкупом».
Lamoda работает как по предоплате, так и с оплатой при получении. В последнем случае есть ограничения: с возможностью примерки можно заказать не более 10 товаров, рассказывает представитель маркетплейса. Если клиент не уверен в размере, то обычно заказывают два смежных. Все возвраты, а также частичные отказы в собственных пунктах выдачи Lamoda и в большинстве партнерских точек, для клиентов бесплатны.
«Доля возвратов на «Яндекс.Маркете» незначительная, покупатель может бесплатно вернуть товар через ПВЗ или отделение «Почты России», предварительно оформив заявку онлайн. Маркетплейс принимает решение о возврате после того, как сервис и продавец проверили качество товара», — сказал представитель «Яндекс.Маркета».
«На «Сбермегамаркете» действует обязательная предоплата для заказов стоимостью свыше 20 000 рублей, а также для всех заказов, в которых есть товары Apple (вне зависимости от суммы) и для заказа шин», — рассказывает представитель маркетплейса. Исключение составляют товары, для которых нужна примерка (одежда и обувь). «На текущий момент мы не ограничиваем клиента и оставляем за ним возможность купить только те позиции, которые ему подошли. Активно развивать сегмент фешен маркетплейс стал около года назад, но процент выкупаемости товаров мы оцениваем как достаточно высокий. Условия возврата зависят от конкретного продавца, невыкуп товара — бесплатный», — говорит представитель «Сбермегамаркета».
Представитель Ozon объяснил, что возврат большинства товаров можно сделать в течение 30 дней, а для клиентов с Premium-подпиской этот срок увеличен до 60 дней. Вернуть товары, не оплачивая возврат, можно в пункте доставки, с курьером или отправить почтой.
Что происходит с Вайлдберриc сейчас? Новости Wildberries: Споры о 2 процентах, оферта не имеет юридической силы. ВБ начал думать о нас…
Аналитика и консультация по поставкам на маркетплейсы Wildberries, Я.Маркет, Ozon, Lamoda, Aliexpress. Секреты маркетплейсов
ВАЖНО. Сайт WBCON.RU не является официальным партнером Маркетплейсов и его Поддержкой. Информация на сайте собрана из открытых источников и носит информационный характер. Информация на странице может быть не актуальна. За актуализацией обращайтесь в Поддержку Маркетплейса и/или в ЛК Поставщика
Давно не было новостей, да и не о чем было рассказывать. Но Вайлдберрис на то и Вайлдберрис, что радует неожиданно и обычно лопатой по затылку поставщика, а иногда и по затылку покупателя. Не ждешь, а он бац и сделал и вообще то, что ты от него не ожидал.
Споры о 2 процентах для VISA, MasterCard, Maestro
Скажу Вам как покупатель. Я не разбираюсь межбанковских переводах, не понимаю в эквайринге и прочее. Все эти споры и домыслы… Скажу просто, Вайлдберрис, по сути, не сделал скидку для Сбербанка и МИРа, а переложил свои издержки 2% на меня, как на покупателя. Спасибо, что не на поставщика. Да, разница, между VISA и внутрироссийскими платежными системами однозначно есть, но тут маркетплейс сработал в свою пользу. Точнее в пользу своего банка. Уйдут ли покупатели? Нет, по факту покупателя подсадили на Вайлдберрис. Удобство и дешман…
Оферта которой нет…
Вайлдберрис всё еще не сменил «небольшую» юридическую неточность в оферте… Скажем так, что мы, поставщики, работаем уже давно в seller.wildberries.ru, а вот в оферте в главных пунктах suppliers-portal.wildberries.ru, до сих пор, месяца так 3-4 уже… Нет смысла менять… А зачем менять. Если поставщик уже давно привозит на склады поставки без отгрузочных документов и актов. Что получается, мы, поставщики, по недействительному договору, привозим на какие-то склады товары, приемка которых юридически никак не фиксируется. Да, акты потом приходят на портале seller.wildberries.ru, а сколько потеряшек…
Возврат поставщику как бы есть, но его как бы нет…
Еще одна услуга полтергейст на Wildberries для поставщика. Возврат. Он как бы есть, но его как бы нет. Да. Вы можете заказать возврат товара, но как бы сказать… Кнопочку вы нажать можете, а вот дальше неизвестность. Где товар, что товар, вроде бы есть, но вроде бы и нет… А утилизация. НИКОГДА НЕ НАЖИМАЙТЕ «ВОЗВРАТ» ПРИ ВЫБОРЕ «УТИЛИЗАЦИЯ» ИЛИ «ВОЗВРАТ». По сути, сейчас, если что-то с товаром не так, вернуть вы технически не можете, а утилизация без проблем.
+1М артикулов за короткий период
На Вайлдберрис, если Вы не знали, артикул (циферки) выдаются по порядку. Сейчас 38М+, Скажу так, что недели 2 (две) назад, не было 37М. То есть за весь период существования Вайлдберрис появилось 37М артикулов, а за 2 недели +1М… Какие варианты? Варианты:
Вайлдберрис, ты ли это?
Смотрю на ЛК и удивляюсь. Откуда столько доброты…
На фоне этого, аналитика на Вайлдберрис кривая, данные в АПИ уходят кривые. Недельные отчеты как бы есть, но там могут быть ошибки… Есть инфа что скоро прям будет хорошо… 😉
И да… Ждите сюрпризы…
Готовьте сани летом
Из года в год повторяется одна и та же ситуация… В этом году, кажется она наступит пораньше. О чем я? Об отсутствии лимитов на складах… Лимитов реально осенью днем с огнем не сыщешь… Вроде бы да поставить хочется, и товар сметают с полок, но места на складах ВБ нет. В том году за 2 недели до НГ склады просто перестали принимать поставки. Что будет в этом? А в этом будет ещё хуже…
Об этом свидетельствует новость в ЛК поставщика от 24 августа. Что склады реально будут перезатарены. Зайдите в свой ЛК Поставщика. В том году ВБ такие новости публиковал в октябре. Что изменилось. Ну изменилось то, что в том году было на 4 склада больше. За этот год мы потеряли Домодедово, Крекшино, Пушкино, Краснодар (переезжает)…
Так что готовьте поставки заранее, готовьте в экстренном случае переходить на FBS…
Так что читайте Уроки на сайте WBCON.RU по всем маркетплейсам… Считайте на калькуляторе и берегите нервы… Скоро будет очень весело… 😉 Я Вам обещаю.
А пока подписывайтесь.
Легенда о Бакальчук. Если бы не было коронавируса, то Wildberries надо было его придумать
Бывают такие люди, как Стив Джобс, Илон Маск или Джек Ма. Они меняют наш мир. Мы с замиранием сердца следим за их проектами и с нетерпением ждём пророка новой эры в России. И, кажется, дождались! Но такого, какого заслужили. Лайф препарирует личность, связи и бизнес богатейшей россиянки и владелицы Wildberries Татьяны Бакальчук.
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Татьяна Бакальчук, хозяйка крупнейшего российского интернет-ретейлера Wildberries, звучит в повестке СМИ порой даже громче коронавируса. Ссылаясь на пандемию, она сначала ввела обязательную предоплату заказов, а затем предложила закрыть все продуктовые прилавки в стране:
Татьяна Бакальчук. Фото © Антон Новодережкин / ТАСС
— Мы прекрасно знаем, что сейчас творится в ваших магазинах. Мы предлагаем вам присоединиться к нам и перевести все ваши магазины в режим пунктов выдачи заказов, — почти ультимативно отрезала Татьяна Бакальчук, не забыв при этом в конце речи призвать россиян делать онлайн-заказы. — Мы доставим в наши безопасные пункты выдачи всё, что вам необходимо. И, пожалуйста, продолжайте покупать предметы красоты. Ведь ничто так не поднимает настроение, как новенькое платье или помада.
Услышав это, рядовые потребители буквально рассвирепели.
Россияне в ярости после заявления Бакальчук. © Facebook
Но ощущение, что Татьяне Бакальчук коронавирус на руку, не проходит. В разгар пандемии она готова принять на работу 3500 новых сотрудников. Её топ-менеджеры лоббируют для Wildberries снижение банковских комиссий по электронным платежам в пять раз. Её компания учреждает семь новых филиалов по всей России и планирует нарастить онлайн-продажи еды на 900%. А чуть ранее этот интернет-магазин признали самым успешным в стране. Его годовой оборот в 2019-м достиг сумасшедшей суммы в 223,5 млрд руб.
Wildberries позиционирует себя как уникальную для России IT-компанию, где работают тысячи программистов и которая успешно конкурирует с Amazon и Alibaba. Лайф проанализировал вакансии Wildberries за апрель. Их порядка тысячи. В основном грузчики, кладовщики, водители-курьеры. Разработчиков требуется всего. дюжина.
Компания Wildberries уверенно прёт вперёд, но в её недрах созрел бунт. Восстание против нарушений санитарного режима подняла простая работница столичного пункта выдачи заказов Кристина Гринцевич:
Кристина Гринцевич. Фото © Архив Кристины Гринцевич
Стопка душистой воды растворяется в ведре воды. После чего этим раствором «дезинфицируют» пункт выдачи заказов. Фото © Архив Кристины Гринцевич
К слову, несколько лет назад Роспотребнадзор расследовал случаи заболевания персонала на подмосковном складе Wildberries. Были подозрения на инфекцию. И, действительно, ревизоры нашли нарушение: на складе негерметично хранились ртутьсодержащие отходы.
Работа для людей, кому деваться некуда
Если судить по сайтам-отзовикам, то Wildberries уверенно держится в лидерах худших работодателей России.
Склад Wildberries можно принять за китайскую фабрику. Фото © RETAILER.ru
— Офис общается с вами как с говном и постоянно штрафует. Причём о штрафе вам никто не сообщит. Какую в итоге получите зп, всегда сюрприз. Так что работа подойдёт идеально только для людей, которым деваться больше некуда, — пишет один.
Пункт выдачи Wildberries в деревне Мильково. Фото © Foursquare.com / Fabianova
Полгода назад якобы экс-курьер подал против Wildberries иск, чтобы взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск. По его словам, работал он без трудового договора, в чёрную. Свою принадлежность к интернет-магазину надеялся доказать через регулярные платежи, которые ему поступали на карту в качестве зарплаты. Но доказательство курьера в суде не сработало: в платежах не было указано назначение, а юристы ответчика смогли пояснить, зачем из месяца в месяц платили истцу — не за работу, а за аренду его личного автомобиля.
Неудачливого истца можно заподозрить во лжи. Однако источник Лайфа внутри Wildberries подтвердил: многие (если не все) курьеры там оформлены не по договору, а как самозанятые. Это косвенно подтверждает база «Спарк-Интерфакс».
5 суперкурьеров на весь семейный подряд
Владислав, муж Татьяны Бакальчук, владеет курьерскими фирмами, обслуживающими Wildberries. Одна из них — ООО «Аптус» — уже ликвидирована. Она входила в реестр субъектов малого и среднего бизнеса (МСП), а налоги платила по упрощённой системе налогообложения (УСН). Организации, работающие по такой системе, в течение первых трёх лет после учреждения получают серьёзные льготы. Во-первых, они могут применять нулевую налоговую ставку. Во-вторых, они не подвергаются надзорным проверкам. То ли совпадение, то ли нет, но просуществовала компания «Аптус» ровно три года — с 2012-го по 2015-й.
Супруги Татьяна и Владислав Бакальчук. Фото © Forbes / Семён Кац
Вторая курьерская фирма Владислава Бакальчука недавно сменила название с ООО «Атолл» на «ВБ Девелопмент». Она также входит в реестр МСП и платит налоги по УСН. Официально там работает от нуля до пяти человек. Чистая прибыль в 2018 году составила 39 млн руб. Но активы остались отрицательными минус шесть миллионов. Если говорить на языке финансистов, эта компания фундаментально убыточна. Руководит ею гендиректор Пётр Кесаев из Владикавказа. За год гибэдэдэшники выписали ему как предпринимателю 149 штрафов. Здесь два варианта. Либо он и его 0–5 сотрудников — лихачи, нарушающие ПДД по несколько раз в неделю, либо в его организации неофициально работает куда больше народу.
Русская рулетка: повезёт — не повезёт
Каждый год десятки клиентов подают на Wildberries в суд, чтобы вернуть деньги, заплаченные за бракованный товар.
Тольяттинец Антон Кузниченко приобрёл в Wildberries ноутбук Lenovo за 66 тыс. руб., который не включался. В службе поддержки его бортанули — мол, пришлите претензию почтой. И он отправил. Однако сотрудники онлайн-магазина, по свидетельству почтальона, в буквальном смысле уклонились от получения корреспонденции. Тогда Кузниченко подал иск. Юристы Wildberries стали отнекиваться: якобы истец не прав. не прислал досудебную претензию. Но Фемида всё же встала на сторону покупателя.
Самарцу Сергею Чернякову прислали дефектный айпад ценой в 86 тыс. руб. Ответ на его жалобу был вполне адекватным: приносите товар в пункт выдачи, проверим. Черняков сдал гаджет и получил назад. спустя месяц с теми же дефектами. Через полгода в суде он всё же добился правды. Но времени и нервов ушло много.
Отзывы клиентов на специализированных сайтах не менее красноречивы. Вот что пишет жительница г. Владимира Ольга Исаева : » Купила нерабочую Sony PlayStation за 21 тыс. руб. Вернула в полной комплектации. Но на email ответили, что приставку не могут проверить, поскольку отсутствуют геймпад и кабели. Кто их изъял, чтобы не отвечать за брак?!«
Разгневана Валерия из Подмосковья: » Купила себе спортивный костюм почти за три тысячи руб. После первой же стирки (согласно инструкции!) он полинял, белые полоски окрасились! Сотрудники магазина прислали мне письмо, что брак не подтверждён!«
Прямо сейчас холивар начинается из-за модной игрушки «Авокадо». Все дети хотят её. Wildberries готова удовлетворить спрос. Но снова русская рулетка. Везучие клиенты получают хорошую игрушку, а вот невезучие, мягко говоря, разочарованы.
Слева игрушка, которая рекламируется на сайте. Справа — которую доставили. Фото © Wildberries.ru
Но далеко не каждый обратится в суд и тем более сможет выиграть его у опытных юристов Wildberries. А есть ещё другие механизмы, обычные для онлайн-продаж, но играющие на введение клиента в заблуждение, завышение цены или даже обсчёт.
Конечно, для компании с такими оборотами можно предположить какой-то объём брака, но как тогда объяснить многочисленные обвинения компании Wildberries в продаже контрафакта.
Чемпион по контрафакту
Согласно базе «Спарк-Интерфакс», компания Wildberries — чемпион по арбитражным делам в качестве ответчика среди российских интернет-магазинов. И с огромным отрывом! Контрагенты и поставщики подают против неё иски в два раза чаще, чем на гиганта Ozon, и в сорок раз чаще, чем на Beru.
Лайф скрупулёзно рассмотрел эти тяжбы. В 2011–2016 годах их было сравнительно немного — всего 44. А вот дальше произошёл настоящий прорыв — 113 судебных дел за три года! В сумме истцы требовали с Wildberries астрономические 0,7 млрд руб.
На протяжении всего своего существования Wildberries постоянно обвиняют в реализации товаров сомнительного происхождения. Самый свежий пример: джинса и кроссовки знаменитой марки Westland 1930 Ltd, которые распространялись через площадку Wildberries, могут оказаться… поддельными! Мировой бренд уже подал в суд, требуя запретить продажу контрафакта, и оценивает ущерб в три миллиона рублей. Сейчас товары якобы производства Westland в интернет-магазине Бакальчук купить нельзя, но ещё в прошлом году было можно, отзывы на эту продукцию кошмарные.
Отзывы на товар, проданный под маркой Westland. Фото © Wildberries.ru
Отзывы на товар, проданный под маркой Westland. Фото © Wildberries.ru
Или взять иск кондитера Карена Татитцяна, придумавшего вафельные трубочки с молочной начинкой Lafinele. На его товар вдруг посыпались резко негативные отзывы на сайте IRecommend.ru. Татитцян организовал собственное расследование и обнаружил, что у его вафель завёлся некачественный двойник на Wildberries. Производился контрафакт в цехах белорусской Заславской кондитерской фабрики. Перепугавшийся за репутацию своего бренда кондитер подал в суд, требуя четыре миллиона рублей компенсации. В итоге Фемида удовлетворила иск частично: запретила продажу подделки, присудив Татитцяну лишь 200 тысяч.
Из-за карантина по коронавирусу перенесли на неопределённый срок итоговое судебное заседание по делу тату-мастера Алексея Хвесеня. Wildberries нарушила его товарный знак 6th sense — это разработанные им пигменты для татуажа.
— Я не хотел доводить до крайних мер. Поначалу просто написал в компанию Татьяны Бакальчук логичную просьбу: не продавайте косметику, которую вы импортируете из ОАЭ, с маркировкой моего бренда. Они никак не среагировали. Пришлось идти в суд. Было уже три заседания, где со стороны Wildberries какая-то ахинея и бредятина, — рассказал Лайфу Хвесеня. Сумма его иска составляет 300 тысяч рублей. Отметим, что сейчас в интернет-магазине продукция 6th sense уже не продаётся.
Подобных тяжб, связанных с незаконным использованием Wildberries чужих товарных знаков, целое море. Среди самых громких — с «СТС Медиа» (иск на 40 млн руб.) и с производителем Ждуна (иск 5,2 млн руб.).
Легенда о Бакальчук
Бизнес-легенда гласит, что в середине нулевых обычный репетитор английского в декрете Татьяна Бакальчук и её муж, простой радиофизик Владислав Бакальчук начали перепродавать одежду из немецких каталогов со сниженной комиссией и без предоплаты. Курьерами поначалу трудились сами, под склады приспособили собственное жильё. И вдруг дела пошли в гору. Супруги зарегистрировали юрлицо Wildberries и сказочно разбогатели. История классическая.
Спрашивают одного миллиардера:
— Скажите, пожалуйста, а как вы заработали свои капиталы?
— Ну как? Очень просто. Я купил яблоко за доллар, помыл, продал за два доллара. Потом купил два яблока, помыл, продал их за четыре.
Татьяна Бакальчук объясняет свой успех ещё и тем, что они с супругом смогли создать коллектив мечты:
— Мне хочется, чтобы [. ] сотрудники чувствовали заботу о себе. Я люблю делать людей счастливыми, — делится она бизнес-секретом в интервью Forbes. — Нас невозможно повторить, потому что наше преимущество — это люди. У нас работают до 12 ночи, без отпусков и выходных, они работают, как фанаты.
Добавляет красок в яркий портрет богатейшей женщины России удивительная скромность на уровне аскезы: «У нас нет квартиры, нет крутых машин, и одеваемся мы всей семьёй в Wildberries».
И если вглядеться, то основа пиара Татьяны Бакальчук — её народные корни: сделала себя сама, без государства и инвестиций олигархов. Много ли в России таких богачей. Но не все верят в легенду. Сомневается известный экономист Михаил Делягин.
— Весьма вероятно, что у Wildberries есть уникальные и при этом невидимые со стороны факторы оглушающего успеха. Нельзя исключить, например, что в него вложилась какая-либо значительная корпоративная структура, таким образом осваивающая принципиально новое для себя направление деятельности, но категорически не желающая себя афишировать, — рассуждал в конце прошлого года Делягин.
Лайф изучил соцсети супругов и действительно нашёл нечто, что не укладывается в красивую легенду.
Владислава Бакальчука вряд ли можно назвать рядовым радиофизиком. В 2006–2015 годах он владел интернет-провайдером iFlat, предоставляющим услуги в Москве и области. А раньше ему принадлежала компания ООО «Универсальные технологии», впоследствии она стала частью » Мегафона«.
Среди родственников Владислава — житель израильского города Петах-Тиква Йона Бакальчук. Последние двадцать лет он работает в международной IT-фирме Matrix Global Services, где занимает кресло директора по стратегическим продажам. Среди его клиентов — Министерство обороны Израиля и Генштаб ЦАХАЛ. Также эта таинственная компания предлагает офшорные сервисы для Восточной Европы и разрабатывает ПО… для ретейла.
Есть у Владислава питерский кузен, управляющий или владеющий сразу четырьмя медиапредприятиями с многомиллионными доходами. Самое успешное из них с выручкой 0,8 млрд в год — рекламное агентство ООО «Северная столица». Выстроил этот бизнес видный израильтянин Марк Вольфсон — вхожий в кабинеты Смольного куратор межгосударственного гуманитарного сотрудничества и гендиректор «НТВ-Мир Израиль».
Хозяйка Wildberries Татьяна Бакальчук — кореянка. Её девичья фамилия — Ким. Она очень скрытный человек. Но допустила ошибку. На её заброшенной странице в «Одноклассниках» указана сестра Мария Ким. Они обе учились в Газопроводской средней школе и коломенском ГСГУ. Мария Ким работает в Wildberries и имеет два профиля на OK.ru. Вероятно, один из них, более старый, она просто забыла удалить. И там сестрой указана Альбина Цой. В свою очередь 20-летняя Альбина Цой не скрывается. В качестве родственников у неё указаны супруги Максим и Надежда Ким. Чета работает в Wildberries. Также у Альбины указан брат Юра Цой. Отметим, что Татьяна и Владислав Бакальчук дружат с Юрием Цоем и в «Одноклассниках», и в «Фейсбуке». Более того, владелица Wildberries регулярно и методично лайкает членов большой семьи Юрия Цоя. Кто же он такой?
Юра Цой (четвёртый справа), Сергей и Анита Цой (посередине). Фото © Оk.ru
Судя по фото, он влиятелен и богат. Раньше Юрий Цой работал гендиректором «Старпрофи» — компании по регулярным автобусным перевозкам городского и пригородного сообщения. Её бенефициар Павел Тё — крупнейший московский застройщик и хозяин холдинга Capital Group. А ещё Юрий Цой — племянник бессменного пресс-секретаря Юрия Лужкова Сергея Цоя. Последний сейчас является вице-президентом «Роснефти». В свою очередь Сергей Цой — муж народной артистки России, певицы Аниты Цой (в девичестве Ким). Аниту Цой Татьяна Бакальчук лайкает особенно часто.
Фамилии Цой и Ким среди корейцев — как Ивановы у русских. Тем не менее многое указывает на то, что перед нами как минимум очень близкие люди. И образ обычного репетитора по английскому сюда никак не вписывается.
Безусловно, иметь связи и получать инвестиции от крупных корпораций — это не преступление. Нет ничего противозаконного и в выдуманной для СМИ сказочной истории успеха. Главное, чтобы россияне поверили в собственного Джека Ма в юбке.
Порог таможенных пошлин при получении посылок из-за рубежа могут радикально снизить. Первоначально пошлины взимались при стоимости посылки от 500 евро, с этого года — от 200 евро. Уже согласовано предложение Минфина о снижении порога сразу в десять раз — до 20 евро. То есть покупать на Amazon, Alibaba и eBay станет откровенно невыгодно. Платить придётся и тут и там. Серьёзное конкурентное преимущество получит интернет-магазин Бакальчук. Эксперты не видят в этом ничего хорошего, они прогнозируют стагнацию отрасли и не сомневаются, что Wildberries — среди главных лоббистов драконовских мер. Здесь возникает много вопросов. Кто даст гарантии, что Wildberries не превратится в обычного спекулянта, скупающего оптом китайский товар на Alibaba и с наценкой перепродающего нам?
Коронавирус заставил людей шарахаться друг от друга, сторониться наличных денег, избегать походов по магазинам. И, возможно, из этого кризиса самая богатая женщина России выйдет влиятельнее и богаче. А сэкономленные в судах и на защитных средствах деньги позволят ей нанять ещё больше пиарщиков, которые отшлифуют легенду о self-made-предпринимательнице до блеска.