Что случилось с тануки
Все о скандале вокруг «Тануки», «Ёбидоёби» и «Мужского государства»
Сеть суши-ресторанов «Тануки» обвинила сторонников движения «Мужское государство» в распространении ложных сообщений о минировании ресторанов, сообщает РБК. По словам директора по маркетингу сети, угрозы поступают от «тех самых каналов [лидера движения] Владислава Позднякова».
«Видимо, теперь он направил своих агентов не только на наш сайт, но и на физические рестораны», — заявил представитель «Тануки». Он добавил, что сеть направила материалы в полицию, поскольку «это уже уголовное дело».
До этого сеть потребовала от Павла Дурова и Минсвязи РФ заблокировать Telegram-канал «Мужское государство».
«На фото в наших соцсетях будут продолжать появляться прекрасные люди — представители разных вероисповеданий, национальностей, рас и ориентаций. Уверены: ни один из этих признаков не является для человека определяющим. Хорошие и плохие есть везде», — говорится в сообщении сети в Instagram.
Перед этим «Мужское государство» объявило о бойкоте и травле «Тануки» за рекламу с темнокожими моделями и радужным флагом, схожим с символикой ЛГБТ. Основатель скандального канала Владислав Поздняков потребовал, чтобы сеть суши-ресторанов «извинилась перед русской нацией за навязывание ей чуждых ценностей».
«Недомужское недогосударство» не на тех напало. Ни в коем случае не осуждаем коллег за выбранный ими путь извиниться и пойти дальше, но мы ж самураи — у нас путь свой. На фото в наших соцсетях будут продолжать появляться прекрасные люди — представители разных вероисповеданий, национальностей, рас и ориентаций», — говорится в ответе «Тануки».
Поздняков перед этим призвал своих сторонников парализовать работу «Тануки», делая множественные заказы и отказываясь от них. Сайт сети также подвергся DDOS-атакам. В Сети также появились сообщения об исчезновении «Тануки» из сервиса доставки «Яндекс.Еда». Однако в компании эти сведения опровергли.
«Все работает. Рестораны-партнеры имеют возможность управлять отображением своих заведений на нашей платформе. «Тануки» работает в «Яндекс.Еде» в штатном режиме», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе.
Директор по маркетингу сети Станислав Колосков заявил «Газете.Ru», что посетителям ресторанов «Тануки» ничто не угрожает, все заведения продолжают работать штатно.
«Угроз для гостей нет, все необходимые заявления уже отправлены в правоохранительные органы», — сказал он и отметил, что ситуация с «минированием» сети возникла в результате анонимных звонков от представителей «Мужского государства».
Скандал с «Ёбидоёби»
Накануне другая сеть доставки суши «Ёбидоёби» опубликовала в своем Instagram пост с извинениями «перед русской нацией» за публикацию фотографий с чернокожим мужчиной, пробующим суши в компании двух девушек.
«Мы удалили весь контент, который вызвал эту шумиху», — говорится в посте.
Владелец компании Константин Зимен заявил, что многие люди в интернете начали обвинять его фирму в «пропаганде мультикультурализма». Он также связал информационную атаку на «Ёбидоёби» с действиями «Мужского государства».
«Было условие, что они [«Ёбидоёби»] должны извиниться перед русской нацией в своем главном официальном аккаунте Instagram. Они это сделали! На этом вопрос закрыт», — написал основатель радикального движения Поздняков в своем Telegram-канале.
«Мужское государство» — незарегистрированное движение, пропагандирующее идеи патриархата и шовинизма. Участники движения получили известность как организаторы травли женщин и ЛГБТ-персон. За последние несколько лет ряд участников МГ были осуждены за экстремистскую деятельность.
Скандал во «ВкусВилле»
В начале июля в разделе «Рецепты семейного счастья» на сайте сети магазинов «ВкусВилл» вышла статья с рассказом о веганстве, безотходном потреблении и поддержке членов ЛГБТ-сообщества. Авторы писали, что «не рассказать о реальных семьях наших покупателей будет лицемерием». После публикации торговая сеть подверглась критике, многие пользователи призывали бойкотировать «ВкусВилл», при этом другие хвалили компанию за смелость.
Вскоре после этого «ВкусВилл» извинился за рекламу с ЛГБТ-семьей и удалил статью со своего сайта. Теперь по ссылке, где находился материал, который, как указывается в релизе, «больно задел чувства большинства покупателей», опубликовано пояснение, а на месте фотографии ЛГБТ-семьи появился снимок гетеросексуальной пары с тремя дочками.
В компании публикацию охарактеризовали как «ошибку, ставшую проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников». Спустя месяц семья из четырех женщин из рекламы «ВкусВилла» уехала из России.
«Мы в безопасности, мы отдыхаем. Можно не прятать наше счастье быть семьей!» — написала она одна из участниц рекламной кампании Юма. Маркетолог «ВкусВилл» Роман Поляков и еще несколько сотрудников компании уволились после скандала с рекламой с ЛГБТ-семьей. После извинений «ВкусВилла» многие из тех, кто поддержал компанию в начале скандала, осудили ее руководство за непоследовательность.
Фанатичные фрики или холодный расчёт: зачем «Мужское государство» атакует в сети рестораны «Тануки»
Telegram-канал Владислава Позднякова, лидера «Мужского государства», в последние дни стал одним из самых упоминаемых. Уже почти неделю главарь сообщества воюет с сетью ресторанов «Тануки», координируя через паблик атаки своих сторонников.
«Солдаты! Я прошу всех, у кого Android, зайти в Playmarket и снова опустить им звёзды! Создайте несколько аккаунтов и занижайте им баллы! В атаку!» — повелевает своими подписчиками Поздняков, словно командующий войсками.
Участники канала так его и называют: «фюрер» и «наш вождь». Он задаёт основные направления деятельности, а непосредственной координацией атак занимаются уже его более продвинутые «бойцы».
Они дают конкретные инструкции, где и как закупать сим-карты и виртуальные мобильные номера в большом количестве, чтобы терроризировать «Тануки» по телефону, и как организовывать DDoS-атаки.
30 августа им даже удалось ненадолго обвалить сайт компании. Впрочем, его работа была вскоре восстановлена.
Поводом для атак на «Тануки» послужила реклама заведения с темнокожими людьми и радужным флагом, в котором лидер МГ и его сторонники усмотрели пропаганду ЛГБТ.
Квалифицируются как преступление
О Владиславе Позднякове известно немного. По данным СМИ, ему 30 лет, рос в Саратовской области. Сам Поздняков рассказывал, что у него медицинское образование, а по профессии он фитнес-тренер.
Паблик «Мужское государство» он создал в 2016 году во «ВКонтакте». Сообщество запомнилось множеством скандалов, связанных с травлей, угрозами и преследованием женщин, представителей ЛГБТ, отдельных рас и национальностей.
В 2018 году Позднякова осудили на два года условно по ч. 1 ст. 282 УК за «действия, направленные на унижение человеческого достоинства по отношению к женщинам». Но через несколько месяцев приговор отменили в связи с частичной декриминализацией этой статьи.
Сейчас, как пишет Поздняков в соцсетях, он живёт за рубежом.
В 2020 году «ВКонтакте» заблокировала паблик Позднякова, и он начал координировать своих сторонников в Telegram.
Недавно поклонники Позднякова затравили в Instagram жертву домашнего насилия Маргариту Грачёву. Женщине пришлось временно закрыть аккаунт. Певица Алёна Швец отменила несколько своих концертов после того, как «Мужское государство» усмотрело в одном из её клипов пропаганду ЛГБТ и массово пожаловалось на неё властям. А незадолго до «Тануки» «Мужское государство» накинулось на ещё одну ресторанную сеть, «Ёбидоёби» — тоже из-за рекламы с темнокожим мужчиной. В результате ресторан принёс извинения и удалил не угодивший «Мужскому государству» контент.
По мнению юристов, нынешние атаки Позднякова и его виртуальных войск по-прежнему противозаконны.
«Подобные действия могут быть квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ как возбуждение ненависти либо вражды, а также как действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Предварительное следствие по этой категории дел осуществляется Следственным комитетом. Кроме того, при наличии активных противоправных действий сторонников вполне возможно признание данного движения экстремистским. Как, например, год назад Верховный суд признал АУЕ* молодёжным движением экстремистской направленности, деятельность которого представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству», — объясняет RT адвокат Александр Князев.
2 августа в Telegram-канале Позднякова появилось сообщение о его задержании. «Это один из администраторов Влада. Его сегодня задержали при пересечении азербайджанской границы. Больше пока информации дать не могу», — говорится в сообщении. Официально эта информация не подтверждалась.
$500 за полчаса
За прошедшие с начала скандала дни аудитория каналов Позднякова заметно выросла. Если в конце августа на основной его канал были подписаны около 80 тыс. человек, то сейчас эта цифра выросла почти до 100 тыс.
Эксперты полагают, что увеличение числа подписчиков (а отнюдь не декларируемые им «идеи») и есть главная цель Позднякова.
«У «Мужского государства» есть некая «миссия», эгида, под которой они собирают новых подписчиков. Но подписчики в любом случае нужны для того, чтобы их монетизировать, — считает digital-маркетолог, SMM-специалист Юлия Стахива. — Для меня очевидно, что они делают всё для того, чтобы собрать как можно большую аудиторию, с помощью этой аудитории получить больше денег».
На своих каналах Поздняков действительно зарабатывает. Так, на основном канале рекламный пост стоит от 8,5 тыс. рублей, на канале поменьше, с 50 тыс. подписчиков, — от 4 тыс.
Руководитель SEO агентства цифровых коммуникаций KURAGA Антон Удодов считает, что с такими расценками много не заработаешь.
«Аудитория у него хорошая по цифрам, тем более это люди активные, очень сильно подогретые. К тому же у многих в России нет Telegram до сих пор, у обычных людей из регионов, работяг. Так что столько подписчиков для него — вполне неплохо. И с этой аудиторией такая стоимость рекламы — это дёшево, на таких ценах не заработаешь особо», — считает эксперт.
Сбор на этот раз шёл на криптовалютные кошельки, и меньше чем за полчаса на канале отчитались, что собрано более 500$.
«Я думаю, что в истории Позднякова 50/50 искреннего идиотизма и коммерции. Он не первый полусумасшедший фрик, которого разного рода силы могут использовать в самых разных целях. Хотя, конечно, наиболее неприятный и агрессивный», — считает медиатехнолог Ольга Архарова.
Обучим DDoS бесплатно
Говоря о причинах популярности МГ, Юлия Стахива отмечает, что Поздняков даёт своим поклонникам чувство причастности к чему-то важному, которого зачастую у них нет в обычной жизни.
«Мне кажется, это всё в первую очередь держится на том, что он даёт некий стимул, мотивацию плюс чувство значимости людям, которые вместе с ним в этом участвуют. А подогревается это ощущением того, что «мы это сделали», — объясняет Стахива.
Поздняков в своём канале действительно то и дело перечисляет свои «достижения». «Концерты Алёнки Швец пошли по п***е, Хованского петушат в СИЗО (Поздняков заявлял, что блогера задержали якобы благодаря ему. В феврале 2021 года он действительно призывал подписчиков писать заявления на Хованского в МВД. — RT). «Ёбидоёби» понесли убытки и вынуждены были извиниться. Вам дальше перечислять наши победы только за последние три месяца?» — написал на днях в своём канале Поздняков под восторженные комментарии подписчиков.
«Я не представляю, чтобы это делал (участвовал в деятельности «Мужского государства». — RT) какой-то взрослый интеллигентный человек. У меня нет социологического исследования, но я понимаю, что это могут делать либо подростки, либо неблагополучные люди», — отмечает Юлия Стахива.
«Это всегда прежде всего секта, люди психологически зависимые, проблемные, материально малообеспеченные, часто с физическими недостатками», — добавляет Ольга Архарова.
«Кроме того, Поздняков по факту даёт своим подписчикам бесплатное знание — умение делать DDoS-атаки. А эти знания могут в том числе послужить им для заработка денег. Самостоятельно в той же школе ты можешь максимум научиться создавать сайты, а он тебя обучит, как их разрушать, как некий злой гений», — объясняет Юлия Стахива.
«Выигрывают обе стороны»
Вместе с тем Ольга Архарова не исключает, что всё происходящее срежиссировано.
«Я склонна думать, что владелец «Тануки» так может обелять свой собственный имидж перед зарубежными аудиториями. Ранее он много чего исполнял в своих соцсетях», — рассказывает эксперт.
Речь о провокационной и неоднозначной рекламе, за которую ресторанную сеть критиковали и до истории с «Мужским государством».
К примеру, в 2019 году компания опубликовала в своих соцсетях рекламу с двумя девушками, полной и худой. Разница в комплекциях объяснялась тем, что первая посещала пиццерию, а вторая — «Тануки».
Пост подвергся резкой критике, так как быстро выяснилось, что полная девушка — модель плюс-сайз, набравшая вес из-за болезни. Через считаные часы ресторан удалил рекламу и принёс официальные извинения.
Возможность спланированной пиар-акции допускает и Антон Удодов. «Если рассматривать это как запланированную коллаборацию, то выгода от неё у ресторана есть. Потому что охват аудитории в соцсетях, Telegram-каналах и всяких СМИ очень велик. Так или иначе, «Тануки» сейчас на слуху у каждого, сумасшедшее число людей репостнули их с поддержкой. Все их жалеют, репостят», — объясняет он.
По его словам, даже если это не было запланировано, «Тануки» будет в любом случае получать выгоду от происходящего в виде охвата аудитории.
«Если так, то они молодцы, поворачивают этот инфоповод в свою сторону. Потому что да, будет много людей, которые против темнокожих в рекламе. Но зато будет куча других, новых людей, которые узнают о сети», — добавляет Удодов.
Похожего мнения придерживается и Юлия Стахива. «В любом случае не бывает плохого пиара. Сказать, что компании это нанесёт какой-то непосильный урон, нельзя. Они сейчас могут привлечь огромное количество звёзд, спортсменов, все выйдут с их хештегом — и у них получается классная бесплатная реклама и ещё больше подписчиков. Промокоды могут тематические запустить, к примеру», — объясняет эксперт.
По её словам, в итоге ни одна из сторон конфликта не окажется в проигрыше.
«Получается такая медиавойна. А на медиавойне всегда самое большое количество охватов, просмотров. Люди так устроены, что в первую очередь мы бежим комментировать, лайкать или дизлайкать негативные новости. «Тануки», может, и несут некие убытки, но в целом это выгодный для них инфоповод», — продолжает Стахива.
«Будем фиксировать убытки и обращаться в органы»
В самой ресторанной сети версию постановочного конфликта категорически отрицают.
«Мы не проводили эту акцию специально, для какого-то пиара. Если ходят какие-то комментарии, что это мы сами всё организовали, — это полный бред. Это всё долго уже длится, и явно это не наша какая-то рассчитанная акция. Несмотря на то что мы время от времени проводим яркие рекламные кампании, в этот раз это ситуация, против которой мы боремся. В том числе для того, чтобы другие бизнесы, не только мы, не страдали в дальнейшем от их хейта», — рассказал RT директор по маркетингу ресторанной сети «Тануки» Станислав Колосков.
Говоря об убытках, Колосков добавляет, что, хотя первые день-два с начала атаки перебои в работе курьерской службы были и часть заказов компания потеряла, глобальных потерь от нападок «Мужского государства» ресторанная сеть не понесла.
«Ближе к концу недели будем фиксировать убытки — и с этими убытками также обращаться в органы внутренних дел. Потому что это препятствие коммерческой деятельности, есть определённые статьи за это», — продолжает Колосков.
Эксперты отмечают, что, несмотря на агрессивный, граничащий с противоправным характер действий «Мужского государства», к «Тануки» и его рекламе тоже есть вопросы.
«Первая сторона тоже, когда снимала эту рекламу, должна была чётко прописать свою миссию и видение, для чего им это нужно. Но «Тануки» чётко не объяснили, почему они это сделали, в чём был сторителлинг этой кампании, зачем это было нужно», — считает Юлия Стахива.
* Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) признано экстремистским и запрещено на территории России по решению Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2020.
Как атаки националистов и зоозащитников повлияли на бизнес «Тануки»
«Честно говоря, мне наплевать, что обо мне думают. Я не делаю ничего деструктивного, напротив, я создаю рабочие места, комфортные условия для гостей и иногда остро шучу», — рассуждает в беседе с Forbes Александр Орлов, основатель ресторанного холдинга Bulldozer Group и сети японских ресторанов «Тануки». За последние три месяца он оказался в центре сразу нескольких конфликтов.
В конце августа на «Тануки» обрушилась волна хейта со стороны сторонников националистической организации «Мужское государство» (18 октября нижегородский суд признал ее экстремистской) из-за двух старых постов в Instagram — публикации с изображениями темнокожего мужчины и коробки радужного цвета, которая отсылала к символике ЛГБТ-сообщества. В начале октября к этой волне добавилась и другая: после интервью Орлова журналисту Антону Красовскому, в котором предприниматель рассказал, что ел собак, так как это полезно для здоровья, зоозащитники призвали бойкотировать рестораны «Тануки».
Это далеко не первые скандалы вокруг «Тануки» — Орлова неоднократно обвиняли в бодишейминге (дискриминация людей за особенности фигуры, в том числе лишний вес), сексизме и даже экстремизме. Из-за провокационных высказываний у предпринимателя сформировался имидж «великого и ужасного», говорит ресторатор Дмитрий Левицкий. Впрочем, как выяснил Forbes, такой имидж дает неплохой результат: конфликт с «Мужским государством» вызвал волну поддержки бренда и ответную активность в соцсетях, а интервью Красовскому вдвое повысило упоминаемость Орлова и «Тануки».
От элитных ресторанов к дешевой сети
Выпускник факультета экономики и кибернетики Плехановского университета Александр Орлов основал свой первый ресторан в 27 лет. До этого он торговал автомобилями и компьютерами, а конце 1990-х отправился в путешествие по Японии. Местная культура и гастрономия его поразили, и он решил по возвращении открыть в Москве ресторан японской кухни. «Я влюбился в японскую еду и хотел, чтобы у нас ее попробовали и полюбили», — рассказывает предприниматель. К тому же ниша практически пустовала, вспоминает он.
В 1990-х в России существовало не больше десяти японских ресторанов. Первый, «Сакура», открылся в московской гостинице «Международная» в конце 1980-х и закрылся в 1992 году. В том же году японская фирма Nisso Boeki, дилер автомобильной компании Nissan, открыла в Москве ресторан «Саппоро». Спустя два года она запустила второе японское заведение — «Токио». В 1997 году открылся суши-бар Sakao (с 2000 года известен под названием Sumosan).
Элитные рестораны Орлов развивал с партнерами, которых он называть отказался. Отыскать их довольно сложно: на предпринимателя зарегистрирован не один десяток юрлиц, названия которых зачастую не соотносятся с названиями самих заведений. Товарный знак холдинга Bulldozer Group и многих входящих в него ресторанов принадлежит ООО «Престиж-Трэйд». Его владелицей с 2003 по 2009 год была некая Мария Микоян (она также пересекалась с Орловым в других юрлицах), с 2009 по 2017 год им владел сам Орлов. Сейчас 99% компании принадлежит некоему Андрею Пахно, 1% — у Орлова. Орлов отказался комментировать структуру владения Bulldozer Group.
В 2004 году предприниматель объявил о запуске сети ресторанов в бюджетном сегменте. Этот сегмент тогда привлекал и других бизнесменов: например, годом ранее совладелец ресторанов «Ностальжи» и «Шатер» Роман Рожниковский начал строить сеть «Грабли». По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, такую стратегию диктовало время: «Шальные деньги у людей заканчивались, количество получавших [большие деньги] не росло. А средний класс, наоборот, начинал подниматься после кризиса 1998 года, и на него стали больше обращать внимание».
Под запуск недорогой сети Орлов нашел партнера, Андрея Исаева. Через год они открыли ресторан японской кухни «Тануки». Товарный знак «Тануки» с тех пор принадлежит кипрской компании Verwood Trading Limited. Узнать ее конечных владельцев Forbes не удалось.
Уже через четыре года сеть насчитывала 20 ресторанов в Москве и четыре в регионах: в Перми, Самаре, Воронеже и Екатеринбурге. В 2014 году первый ресторан «Тануки» открылся за границей — в Дубае (ОАЭ). Сегодня в сети 79 заведений в пяти странах мира, включая США и ОАЭ. По данным СПАРК, выручка юрлиц, в названиях которых есть слово «Тануки», а в совладельцах — Орлов и Исаев, за 2020 год составила около 432 млн рублей, прибыль — 49 млн рублей.
Великий и ужасный
Основатель ресторанной группы Hurma Дмитрий Левицкий называет Александра Орлова «отдельно стоящим предпринимателем». «Он не совсем в тусовке, концентрируется на бизнесе, и поэтому все с интересом следят за ним и его проектами, — рассказывает предприниматель. — Масштабы его мышления и личности поражают».
Константин Гусин, основатель компании по производству специй Meatbrothers, описывает Орлова как «прямолинейного человека, который не боится конкретно высказаться на острые темы». Во многом имидж предпринимателя как «великого и ужасного» сформировалась из-за его провокационных высказываний в интервью, в постах в социальных сетях, а также рекламных кампаний его ресторанов, считает Левицкий.
Один из первых заметных скандалов случился в 2016 году. Тогда холдинг Орлова Bulldozer Group совместно с актером и ведущим Сергеем Светлаковым открыл ресторан узбекской кухни Eshak в Екатеринбурге. После запуска представители местной узбекской диаспоры обвинили партнеров в экстремизме, посчитав, что название заведения оскорбляет узбеков. «Мы не хотим, чтобы узбеки ассоциировались с ишаком. Ведь ишак — это все равно что осел. А кому приятно, когда его называют ослом? — говорил тогда председатель общества дружбы «Урал-Узбекистан» Абид Туратов. — У нас в Ташкенте нет русских ресторанов, которые называются «свинья», а это было бы то же самое».
В 2019 году Орлов выложил в личный аккаунт в Instagram снимок из поездки по Африке. На фотографии предприниматель отдыхал в шезлонге, а темнокожая женщина, стоя перед ним на коленях, застегивала ему кожаные гетры. Подпись под изображением гласила: «Это потому, что я черная? — Нет, это потому, что ты женщина». После этого предпринимателя обвинили в сексизме, а многие пользователи угрожали впредь обходить стороной его рестораны «Тануки». В ответ на это предприниматель заменил высказывание на другое: «UPD: Шутить под этой фотографией опасно со всех сторон».
Ранее «Тануки» Орлова раскритиковали за бодишейминг. В феврале 2019-го в социальных сетях ресторана появилась реклама блюд ко Дню святого Валентина. Фотографии к посту изображали двух девушек: участницу реалити-шоу My Big Fat Fabulous Life Уитни Тор, набравшую вес из-за проблем с яичниками, и стройной девушки. Первый снимок сопровождался подписью: «после похода в «Го-Го пиццу» (имеется в виду сеть пиццерий «Гоу-Гоу пицца»), а второй — «после похода в «Тануки». Позже представители «Тануки» удалили рекламу, отметив, что не знали о болезни Уитни Тор и не хотели задеть людей с проблемами со здоровьем.
О нелюбви к полным людям Орлов заявлял и лично в нескольких интервью. Например, в 2020 году в разговоре с автором канала «Ходят Слухи» (более 857 000 подписчиков) Раминой Эсхакзай он признавался, что не берет на должности топ-менеджмента в Bulldozer Group людей с лишним весом. «Я считаю, что тело — это самое дорогое, что у тебя есть. Если ты просрал свое тело, значит, ты просрешь мой бизнес», — объяснял свою позицию предприниматель. При этом в интервью Антону Красовскому в октябре 2021 года Орлов отрицал, что когда-либо говорил о ненависти к людям с лишним весом. По собственным словам, предприниматель, наоборот, помогает им худеть. На своем YouTube-канале с пранками и роликами из путешествий «Ор шоу» он запустил программу «Жир-шоу», в которую привлек команду фитнес-тренеров, эндокринологов и психологов. В сентябре один из участников шоу умер от сердечной недостаточности.
Новый бойкот
2021 год для Орлова начался с новых обвинений в сексизме. В январе Bulldozer Group открыла ресторан «Хорошая девочка» на Патриарших прудах. В меню и подписях к постам в Instagram были высказывания вроде «возбуди свой аппетит», «хорошие девочки любят сидеть на коленках, а плохие — стоять». Похожие фразы использовал и сам Орлов, описывая свой новый проект. Многие подписчики и активисты сочли их женоненавистническими. Вспоминая в беседе с Forbes эту историю, Орлов говорит, что его слова были «не больше чем иронией». «До сих пор 90% нашей аудитории — девушки и женщины. Это говорит о том, что не все находят это оскорбительным», — утверждает он.
В конце августа сеть Орлова «Тануки» столкнулась с атаками сторонников «Мужского государства». Ее лидера, Владимира Позднякова, возмутили два поста компании в Instagram за 2019-й и 2020 год. В одном фигурировало изображение коробки с радугой, которая отсылала к символике ЛГБТ-сообщества, вторая публикация содержала снимок с темнокожим мужчиной. Поздняков обратил внимание на посты на фоне конфликта с другой сетью, которая занимается доставкой азиатской еды, «Ёбидоёби». В середине августа эта компания опубликовала два рекламных поста с фотографиями темнокожего мужчины, следом Поздняков призвал своих сторонников атаковать компанию. Спустя неделю «Ёбидоёби» извинилась за рекламу и удалила посты — сторонники «Мужского государства» переключились на «Тануки».
29 августа Поздняков потребовал от компании Орлова извиняться «перед Русской нацией» за навязывание чуждых ей ценностей. Он грозил парализовать работу заведений сети, если снимки не удалят. В тот же день «Тануки» опубликовала пост в Instagram с хештегом #ямытануки. В нем она объявила, что не будет удалять контент. После этого между компанией и организацией развернулась война: сторонники «Мужского государства» стали оставлять негативные отзывы на картах, в том числе Google Maps, в карточках приложений компании в Google Play и AppStore, под постами «Тануки» в социальных сетях. Сторонники компании, в свою очередь, оставляли положительные отзывы, чтобы поддержать ресторанную сеть.
В конце августа количества упоминаний «Тануки» выросло до 14 000 против 316 в начале лета, говорит основатель агентства «Сидорин Лаб» Дмитрий Сидорин. Пользователи оставляли отзывы и комментарии в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, Twitter и в YouTube. По словам ведущего аналитика «Сидорин Лаб» Рустама Гаджиева, больше всего негативных сообщений оставляли мужчины — 9650 негативных реакций против 2705 позитивных. Среди женщин количество негатива незначительно превышало число положительных отзывов — 2818 против 2576.
Из-за негативных отзывов в конце августа рейтинг приложения компании в Google Play упал до 1,5. Но пользователям, которые выступали в поддержку «Тануки», удалось повысить его до 3,7.
Чтобы навредить компании, сторонники «Мужского государства» также атаковали сайт «Тануки». Кроме того, они создавали липовые заказы — с доставкой на случайные адреса и условием оплаты курьеру на месте. Это лишало компанию прибыли — блюда приходилось выбрасывать.
Чтобы минимизировать потери, в «Тануки» отключили оплату наличными. Но уйти от убытков все равно не удалось, признается директор по маркетингу компании Станислав Колосков. Он не раскрыл точные показатели, но назвал их незначительными. Совокупно компания могла потерять один день выручки, считает основатель сети «темных кухонь» «Много лосося» Александр Мутовин: «Не думаю, что потери были суперсущественными, учитывая, что компанию недолго атаковали. Продажи через «Яндекс», сайт и приложение пострадали несильно. Впоследствии они с лихвой окупились за счет информационной поддержки». По данным «Сидорин Лаб», к 11 сентября количество комментариев и отзывов вернулось к обычным показателям.