Что случилось с сухогрузом рио
Профессиональный моряк из Новороссийска рассказал о судьбе «Rio»: дохлый номер
Читайте также:
Сухогруз «Rio», выброшенный на берег в районе Кабардинки уже стал достопримечательностью для новороссийцев и не только. Интересные подробности про судно «Блокноту» рассказал эксперт Степан (имя изменено).
Степан старший механик, на флоте более 15 лет. Для него детали, которые обычный обыватель пропускает, говорят о многом. На сайте www.marinetraffic.com видно пути движения судов по всему миру. На основании маршрута «Rio» 12 декабря, в день, когда его выбросило на берег, можно предположить, что произошло с ним.
— По трекингу (путь парохода) видно, что он стоял сначала на якоре. Когда начался сильный южный ветер, похоже, что его сорвало с якоря. Видно, что сначала использовали двигатель, но у них не получилось ничего. По заявленным характеристикам у «Rio» крейсерская скорость 8 узлов. Это ни о чем, при очень сильном ветре. Потом по трекингу видно, что преломление линий идет, судя по всему, отказала машина полностью.
Но не только на специализированных интернет-ресурсах можно почерпнуть информацию. Многое может рассказать и флаг судна.
Между тем, в других странах, где требований больше, у «Rio» были бы проблемы с регистрацией. По официальной информации пароходу 33 года.
— Это, можно сказать, одноразовые суда. Каждый рейс, как последний. Поэтому, когда рассказывают, что его будут снимать, то я в этом не уверен. Там скалистое дно. Неизвестно, получило ли судно повреждения корпуса. А корпус там старый. Снимать его просто не рентабельно. Он как металлолом стоит дороже, чем техническая единица.
Но даже, как металлолом вряд ли будут вытаскивать «Rio», ведь до пункта приема кораблей его надо еще дотащить, что небезопасно и дорого.
— Обычные буксиры там не справятся. В 90-х годах на косе стоял у нас «Профессор Щеголев». Его выкинуло во время норд-оста. Там мягкие грунты, и вытащить судно было проще, но владельцы от него отказались, несмотря на то, что там было научное оборудование. Снимать его было слишком дорого.
Получается, что «Rio» так и останется на берегу. Либо его начнут резать на металлолом с земли.
— Пароход не имеет право выходить в море, если он не застрахован. Скорее всего, судовладелец получит страховку и бросит его там. Даже оборудование вряд ли снимут, потому это надо краны подгонять, как-то транспортировать… Это – гиблый номер.
Сухогруз «Рио»
Сухогруз «Рио» — это морское судно, севшее в декабре 2018 года на мель у берегов села Кабардинка Краснодарского края. В настоящее время является одной из достопримечательностей МО «Город-курорт Геленджик» и местом паломничества российских туристов.
Представляет собой специализированное судно для перевозки грузов насыпью (балкер). Характеристики и размеры «Рио»: точная длина — 146,81 м; высота борта — 12,2 м; ширина палубы составляет 22,80 м; общая высота равна 42 м. Гребневой винт стального гиганта имеет 6 м в диаметре.
Распилили или сняли: что с кораблем сейчас? По данным на начало мая 2021 он все еще на месте.
История появления сухогруза «Рио»
12 декабря 2018 г. грузовое судно по пути в ближайший терминал Новороссийского порта попало в сильный шторм. Капитан подал сигнал о помощи, но береговые службы из-за непогоды не в силах были помочь. В итоге балкер с оторвавшимся якорем и пустыми трюмами был выброшен на берег в районе мыса Дооб, недалеко от Геленджика.
Сухогруз «Rio» был построен японской компанией Shikoku Dockyard в 1985 г. Первое его название — Super Venture, приписка — Панама. Такое наименование вместе с годом постройки судна выбито и на судовом колоколе. Последнее название (седьмое по счету) балкер получил за полгода до происшествия. Кстати, «Рио» в переводе с португальского означает «река».
Найденный судовой журнал начинается с записи от 26 ноября 2015 г. в порту Николаев. Через день, 28 числа сухогруз отправляется в Турцию, где проходит два порта и 12 декабря уходит в Албанию. 25 декабря «Рио» уже находится в г. Новороссийск, а Новый год встречает в Турции. Затем балкер следует по маршруту Новороссийск — Турция — Украина — Бейрут — Туапсе — Геленджик. Последняя запись в журнале датируется 24 марта 2016 г., сухогруз в это время стоял в порту Новороссийска.
Грузовой корабль ходил под флагом Тоголезской республики (Того), Западная Африка. Команда состояла из 21 человека (граждане Сирии и Румынии), которая во время происшествия не пострадала. И пока выяснялась степень катастрофы, она находилась на борту в ожидании решения судовладельца. Через некоторое время экипаж был эвакуирован, а сухогруз взят под охрану пограничниками.
До сих пор судьба стального гиганта не ясна. Компания, которой он принадлежал, получила страховку и отказалась от демонтажа. Долгое время ходили слухи, что по причине высоких затрат на транспортировку, балкер скорее всего повторит судьбу сухогруза «Зия Коч» (Ziya Koc). Турецкое судно было выброшено на мель в 2007 г. почти в том же месте. И в настоящее время от него осталось только дно, остальное распилили.
В 2019 г. «Рио» был продан местным бизнесменам, которые разработали экскурсионный маршрут с посещением достопримечательности. Однако законность превращения судна в туристический объект под большим вопросом. Мало того, власти считают «Рио» не уникальной достопримечательностью, а скорее проблемой для района. Отдыхающие устраивают рядом с кораблем пикники, оставляют на берегу кучи мусора, создавая угрозу возникновения пожара.
Поток туристов к брошенному судну нескончаемый, особенно в разгар летнего сезона. Интерес к нему не стихает и в сети, даже появилась первоапрельская шутка с видео о распиле сухогруза. Однако он и по сей день цел и на том же месте, но как долго — неизвестно. Со стороны кемпинга «Скала» для тяжелой спецтехники проложили насыпную дорогу, что свидетельствует о намерении снять балкер с мели. Поэтому, всем, кто хотел бы успеть увидеть «Рио» своими глазами — нужно поторопиться.
Экскурсия
Передней частью балкер упирается в каменистый берег, а кормой уходит на несколько метров в море. Значимых повреждений нет, лишь за время вынужденной стоянки на корпусе вдоль килевой линии появились многочисленные граффити. Никаких торговых точек рядом с грузовым судном нет. Данная территория относится к лесному фонду, на ней запрещено возведение зданий и сооружений.
Осмотр достопримечательности снаружи бесплатный, с любого ракурса можно сделать отличные фотографии. Но при желании осмотреть сухогруз более подробно придется заплатить. Для этого нужно подняться наверх по железной лестнице с поручнями, на балкере постоянно дежурят пара охранников и человек, следящий за работой важных агрегатов.
Прогулка по палубе и носовой части в 2021 г. стоит 500 рублей для взрослых, за 1000 руб. можно увидеть каюты, машинное отделение и капитанскую рубку. Детям до 10 лет — вход бесплатный. Фото- и видеосъемки на судне запрещены. Кругом установлены камеры и таблички о запрете фиксаций на личные устройства.
Деньги принимаются как на карту, так и наличными. Все средства, как утверждают новые владельцы, идут на поддержание балкера в нормальном состоянии. Для освещения на нем всегда работает генератор, на который уходит много бензина.
На борту сохранились весь инструментарий и инфраструктура, необходимая для перевозки грузов. Осталась даже спасательная шлюпка, на месте и вся электроника. Члены экипажа забрали с собой только вещи и документацию, их флаг так и висит на флагштоке.
Организованные выезды к достопримечательности предлагают турфирмы ближайших курортов.
Маршрут
К сухогрузу «Рио» есть два пути, первый начинается от Scala Glamping Kabardinka. Проход через его территорию стоит 200 рублей с человека, дети до 10 лет могут пройти бесплатно. Там же можно воспользоваться туалетом, далее по дороге его нигде нет. Буквально в 150 м от ресторана кемпинга есть лестница, по ней нужно спуститься и дальше двигаться вдоль моря.
Дорога ровная, но идти придется по камням. Расстояние составляет 1,7 км. Время в пути — 20 мин. Выходить лучше пораньше, пока народу мало. Утром от скалы падает тень и можно добраться до балкера, не обгорев на солнце.
Маршрут к кораблю «Рио» пешком на карте, первый вариант
Второй способ — спуститься с горы. Путь начинается со стороны очистных сооружений и СНТ «Дооб», дальше идет через сосновый лес вниз к морю. На пути установлен плакат «Осторожно ядовитые змеи», предупреждением не стоит пренебрегать.
Подойти к сухогрузу можно разными тропами, но все они довольно крутые и опасные. Детей младше 10 лет лучше с собой не брать. Уклон горы к морю перед самим «Рио» около 25°, а дорожка проходит по каменной крошке. Обувь необходимо иметь удобную, с хорошим протектором. А также следует заранее позаботиться о воде и перекусе, никаких торговых точек в пути нет.
Как пройти к сухогрузу «Рио», второй вариант
Кстати, часть пути можно проехать на УАЗах за 100 рублей с человека. Но машины провезут только до автостоянки джипперов, а дальше все равно придется спускаться пешком около 400–500 м. Общее расстояние от автостоянки у СНТ «Дооб» до сухогруза «Рио» составляет 1,2 км.
Третий путь до балкера лежит по воде. В пляжный сезон в Новороссийске и Геленджике организуются морские экскурсии, в ходе которых можно увидеть и другие достопримечательности (Белые скалы, Голубую и Цемесскую бухты). Но чаще всего такие поездки совершаются без высадки на берег.
Как добраться
Увидеть сухогруз «Rio» своими глазами можно, доехав до ост. «Маяк». Через нее курсирует автобус № 31 по кольцевому маршруту (Кирова (Рынок) — Центральный рынок). Транспорт следует из г. Геленджик, время отправления: 7:30, 9:00, 10:30,12:30, 13:00, 14:22, 15:55, 17:30 и 19:45. От остановки можно пройти как к лестнице кемпинга «Скала» (направо 500 м), так и выйти на дорогу, ведущую к очистным сооружениям (расстояние до развилки с проселочной дорогой — 700 м).
Если поездка предстоит на машине, например от автостанции Кабардинки, то ориентироваться следует на ул. Мира. Для того, чтобы проехать к глэмпингу «Скала», в районе Памятника погибшим при кораблекрушении теплохода «Адмирал Нахимов» нужно повернуть направо. При втором варианте — свернуть налево на ул. Черноморская. Затем будет плавный поворот направо и дальше следует двигаться по проселочной дороге в сторону очистных сооружений. Машину можно оставить рядом с СНТ «Дооб».
Добраться до ближайшей к достопримечательности автостоянки (у СНТ «Дооб») можно и на такси (София, Мечта, Кабардинка). Также в селе Кабардинка работают службы Максим и Яндекс. Такси.
Сухогруз «РИО» на панораме Google-карт
На видео сухогруз «РИО» в Кабардинке
Где это невероятное место: севший на мель сухогруз «Рио» в Кабардинке
Одна из альтернативных достопримечательностей юга России — африканский сухогруз «Рио», который два года назад сел на мель из-за сильного шторма. Рассказываем, как долго теплоход простоит на месте и как до него добраться.
История теплохода «Рио»
Теплоход ходил под флагом западноафриканской страны Того. Во время сильного шторма 12 декабря 2018 года сухогруз выкинуло на мель около села Кабардинка, никто из экипажа не пострадал.
Какое-то время команда находилась на судне, но вскоре выяснилось, что сумма страховки не покрывает расходы на снятие теплохода с мели. В итоге людей депортировали на родину, а сухогруз остался на месте. Предприимчивые жители Геленджика и Кабардинки начали водить экскурсии к теплоходу, открыли неподалеку нелегальное кафе (которое власти закрыли через два дня), а фото «Рио» быстро разошлись по Инстаграму.
Поехать к «Рио» нужно как минимум для того, чтобы увидеть огромный грузовой теплоход вблизи. Его протяженность — 146 метров (полтора футбольных поля), ширина палубы — 22 метра, высота от киля (нижняя балка, проходящая по дну судна) до бортика — 16 метров — это как пятиэтажный дом! На прилегающей территории нет ограждений, и к «Рио» можно подойти вплотную.
Что с теплоходом «Рио» сейчас и как долго он будет в Кабардинке
Меньше чем через год после происшествия теплоход выкупили. Новые хозяева планируют спустить его на воду и сдавать в аренду либо распилить на металлолом. Но пока водят экскурсии: две тысячи рублей — прогулка по всему теплоходу, тысяча — по палубе, детям от пяти лет — 500 рублей. Это не совсем законно, несмотря на то, что, по словам владельцев, все меры безопасности соблюдены.
Три года кубанской прописки: как сухогруз «Рио» в Кабардинке отмечает годовщину
Видео канала «Кубань 24»
Ровно 3 года назад из-за шторма в окрестностях Геленджика сел на мель сухогруз «Рио». Судно под флагом африканской республики следовало в Новороссийск.
«Добраться до этого места можно на джипах. А вот дальше придется идти пешком. Дорога к сухогрузу «Рио» — тот еще квест. Пересеченная местность, спуск не для слабонервных, легко оступиться и упасть. Однако летом здесь буквально не протолкнуться — и дети, и пенсионеры, — уж слишком интересное зрелище ждет», — сказал корреспондент Евгений Кардаильский.
Самому «Рио» — 36 лет, его вес — 16 тыс. т, в высоту он примерно с пятиэтажку. Африканский сухогруз появился здесь в конце 2018 года. Был сильный шторм, и он сел мель у села Кабардинка. Чтобы оплатить работы по освобождению судна, его страховки не хватило бы, поэтому команду отправили на родину, а сухогруз стал местной достопримечательностью. Говорят, кто-то из жителей села быстро сориентировался и выкупил «Рио», чтобы поднимать любопытных туристов на борт и проводить за деньги экскурсии. Интернет запестрел объявлениями — туры выходного дня из Новороссийска за 2,5 тыс. рублей.
«С сухогрузом «Рио» связана одна любопытная история. Когда он только здесь появился и команда еще была на месте, краснодарские граффитисты решили приехать и разрисовать его борта. Нашли, достали баллончики. И тут внезапно вспыхнули прожектора, и уличным художникам пришлось в панике бежать наверх, а это весьма не просто. Надписи на корабле появились уже потом, когда тропу к севшему на мель судну основательно протоптали», — рассказал корреспондент Евгений Кардаильский.
Сейчас художники рисуют уже сам легендарный сухогруз. Биографии корабля позавидует любая знаменитость. Сборка — японская, название — бразильское, владелец — турок, команда — сирийцы, ходил под флагом Того, последнее пристанище нашел на Кубани. Теперь он на службе экономики края, привлекает туристов и дает местным жителям дополнительные рабочие места. Вот только сколько «Рио» здесь простоит — вопрос.
«Опытные моряки сомневаются, что сухогруз здесь надолго. Да, он плотно увяз на мелководье. Но, как говорят, центр тяжести у него смещен, и по одному из бортов пошла трещина. Плюс штормовые волны, которые не щадят даже такие махины. В общем, местные морские волки уверены — сухогруз в итоге распилят на металлолом. Но пока этого не произошло, можно приехать в Кабардинку и посмотреть на корабль своими глазами», — сказал Евгений Кардаильский.
Все делают селфи с теплоходом, севшим на мель в Кабардинке. Как туда добраться и зачем
В декабре в поселке Кабардинка на мель сел теплоход Rio. Пока его оттуда не увезли, рассказываем, как посмотреть на него вблизи
Что вообще произошло?
В ночь на 12 декабря во время шторма под Новороссийском на мель сел крупный теплоход Rio. На борту судна под флагом западноафриканской Тоголезской Республики находился 21 человек. Капитан «Рио» запросил буксировку для прохода в порт, но непогода помешала этому. На следующий день «Вести» сообщали, что в ближайшее время вернуть судно в море попробует буксир «Торопливый», но, кажется, он не торопится.
Никто не пострадал, и они все еще там! Почти неделю теплоход стоит около каменистого берега Кабардинки, и к нему едут жители Геленджика и Новороссийска. По данным местной «Нашей газеты», на лесной дороге, ведущей к этому участку побережья, на выходных даже собралась пробка из любителей эффектных фотографий.
A post shared by Tateshi Yokotaishi (@tateshi_yokotaishi) on Dec 13, 2018 at 10:31am PST
Как добраться к теплоходу «Рио»
Добраться к «Рио» из Краснодара можно традиционными курортными летними маршрутами. Первый из них пролегает через Горячий ключ, Архипо-Осиповку и Геленджик (на большой развилке после села Горского держаться правой полосы).
Второй — через Северскую, Холмскую, Абинск, Крымск и Новороссийск. В обоих случаях ехать следует в сторону Кабардинки. В самом населенном пункте найти улицу Революционную, по которой доехать до Мира, а затем двигаться в сторону моря до упора. Там можно оставить машину и идти в направлении маяка. В любом случае придется оставить машину и пройтись по берегу пешком. Совсем недалеко. Более того, за проход через эти территории местные охранники уже просят в районе сотни рублей. Можно проехать и по лесной дороге, но не любая машина там пройдет. Да и спускаться по скользким лесным тропам — удовольствие небезопасное.
Но стоит поспешить, пока буксир «Торопливый» не поторопился снять судно с мели.
Маршруты занимают от 170 (через Новороссийск) до 200 км. В будний день в отсутствие пробок время в пути составит примерно три часа.
Угроза распила
Более десяти лет назад в районе Новороссийска на мель садились греческий и турецкий сухогрузы. Причем если судно под греческим флагом благополучно вернулось в море, то турецкий Ziya Koc («Зия Коч») так и остался на мели. Местный фотограф Алексей Яковлев снимал его в 2018 году. По его словам, сейчас это выглядит уже как обломки старого судна, хотя еще в 2011-м казалось, что сухогруз цел и просто слишком близко подошел к берегу.
В спасательно-координационном центре Росморречфлота порталу Юга.ру рассказали, что то, когда теплоход снимут с мели, зависит от судовладельца — он должен оплатить эту операцию, документы ему уже отправили. Если он откажется платить, то теплоход снимут с мели, продадут на аукционе, и эта сумма покроет операцию. Экипаж по-прежнему на теплоходе. Ждет денег владельца и «Торопливый».
А пока что посмотрите, какие фотографии с теплоходом «Рио» мы собрали для вас из социальных сетей.