Что случилось с самолетом
Пассажиры экстренно севшего в Москве самолета: Ощущение, что мы падали
Пассажиры самолета Boeing 737, экстренно севшего 11 декабря в аэропорту Шереметьево в Москве, заявили РЕН ТВ, что в какой-то момент у них было ощущение, что самолет падает.
Неприятности летевшие в Краснодар пассажиры заметили примерно через полчаса после взлета. Самолет еще не успел набрать высоту, в салоне все еще был выключен свет.
Другой пассажир, Виктор Смирнов, панике не поддался. По его словам, страшно было только вначале, потом мужчина стал думать о своем спасении. Вместе с другом нашел в сумке ключи от квартиры, чтобы самостоятельно достать кислородные маски, которые по непонятной причине не выскочили автоматически.
Информацию о разгерметизации подтвердила и Наталья. Но были и другие странности.
К счастью, самолет удачно приземлился в аэропорту Шереметьево. Пассажиров покормили и отправили в Краснодар другим бортом. Вместо двух часов пассажиры добирались в Краснодар почти девять часов.
Ранее сообщалось, что утром 11 декабря самолет «Москва – Краснодар» авиакомпании Nordwind Airlines экстренно сел в Шереметьево из-за разгерметизации в кабине пилотов. По данным пользователей соцсетей, датчик о разгерметизации в кабине сработал во время набора высоты, поэтому экипаж Boeing 737 принял решение вернуться. Лайнер благополучно сел, никто не пострадал. На борту находилось 174 пассажира.
Источник РЕН ТВ, знакомый с ситуацией, сообщил, что в самолете сработал датчик о разгерметизации самолета. Согласно инструкциям, к месту посадки должны были вызвать наземные службы в случае возможной нештатной ситуации, однако этого не было сделано.
В свою очередь в Nordwind Airlines сообщили РЕН ТВ, что разгерметизации не было. Согласно заявлению перевозчика, произошло ложное срабатывание сигнализации, аварийная тревога не объявлялась.
Boeing экстренно сел в Шереметьево из-за сигнала о разгерметизации
Вылетевший из Москвы в Краснодар самолет вернулся в Шереметьево и совершил экстренную посадку из-за датчика о разгерметизации кабины пилотов, пишет ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах. Источник «Интерфакса» подтвердил эту информацию.
«Boeing 737 вылетел из Шереметьево в 06:34 мск. Во время набора высоты сработал датчик разгерметизации кабины. Экипаж принял решение вернуться в Шереметьево», — сказал источник в экстренных службах. По его информации, пострадавших нет.
В пресс-службе аэропорта Шереметьево заявили РБК, что посадка прошла успешно. «Технические особенности воздушного судна — компетенция перевозчика. Шереметьево работает в штатном режиме», — сказали там.
Самолет компании Nordwind летел из Москвы в Краснодар. Во время полета пилот сообщил, что в самолете началось внутреннее горение и нарушена система герметизации салона. Выпали кислородные маски, сообщила «Комсомольская правда» со ссылкой на пассажиров этого рейса.
Как рассказали летевшие этим рейсом, самолет сел в Шереметьево примерно спустя час после начала полета. По словам пассажиров, при просьбе выдать справки о причинах аварийной посадки им выдали бумаги с надписью «задержка рейса».
В Шереметьево пассажирам пообещали посадить их на другой рейс до Краснодара. На табло вылета значится Airbus A321 neo отправлением в Краснодар в 11:00.
РБК обратился за комментарием в авиакомпанию Nordwind.
«Уклоняйтесь, перед вами гора». Что произошло с пассажирским лайнером над Магаданом
Экипаж обледеневшего самолета S7 отстранили от работы, идет проверка
Экипаж самолета Airbus A321 авиакомпании S7, летевшего из Магадана в Новосибирск, временно отстранен от работы. После вылета из Магадана 2 декабря борт попал в зону сильного обледенения и потерял управление. Позже лайнер совершил вынужденную посадку в Иркутске. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа, никто не пострадал.
«Экипаж отстранен на время расследования, это стандартная процедура при расследовании подобных инцидентов», – сказала представитель компании РИА «Новости».
По ее словам, перевозчик на время расследования ужесточит контроль за наземным обслуживанием самолетов в аэропорту Магадана.
Проверку инцидента проводит Дальневосточная транспортная прокуратура. Об этом в ведомстве сообщили 3 декабря. Информацию о том, что началась проверка, подтвердил и командир самолета Михаил Кулагин. Но он не стал рассказывать какие-либо подробности.
Основная версия произошедшего: самолет попал в зону сильного обледенения. Из-за этого отключился автопилот — и приборы показывали неверные данные. В S7 не исключили, что обработку борта перед полетом провели с нарушениями.
Как пишет Telegram-канал Life Shot, сотрудникам магаданского аэропорта пришлось одновременно подготавливать к полету два самолета. Причем делали они это в условиях сильного снегопада.
В сообщении отмечается, что обработка могла проводиться с использованием неправильной противообледенительной жидкости, и самолет выходил на взлетную полосу со снегом и льдом на фюзеляже.
«Мы ничего заметить не могли [будучи в аэропорту], на Airbus 321 крыло вынесено достаточно далеко назад, из кабины его не видно. То есть все происходит на доверии к обслуживающей компании», — рассказал командир самолета Михаил Кулагин Telegram-каналу Baza.
«Буквально через 2 минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и все другое. Отказало все, и понеслась чехарда», – вспоминает он.
При этом самолет раскачивался, а высота полета то падала, то возрастала — с амплитудой в сотни метров. О возникших проблемах с управлением пилоты уведомили диспетчера.
В беседе с землей они произнесли международный сигнал бедствия — Mayday.
В какой-то момент члены экипажа сообщили, что им «некогда разговаривать» — самолет не стабилизировался и не набирал высоту.
«Сохраняйте 1700 метров высоту. Левее следуйте, уклоняетесь влево. Справа поправку возьмите, гора перед вами», — слышно голос диспетчера на записи переговоров борта с землей.
Позднее воздушное судно удалось стабилизировать – примерно в Якутской зоне, когда лед начал отходить. В итоге экипажем было принято решение совершить посадку в Иркутске — на борту самолета был слишком большой объем топлива для посадки в Магадане.
Пассажиры этого рейса рассказали РЕН-ТВ, что после взлета самолет начал терять высоту и «очень сильная была болтанка». «Очень сильный страх», – рассказала Екатерина Маринкина.
Полина Рыбалко, которая также направлялась в Новосибирск, отметила, что лайнер начало «кидать из стороны в сторону».
«Ни пилоты, ни экипаж нам ничего не говорили. Как-то спросить было тоже неловко, потому что они были чем-то заняты, постоянно передвигаясь по салону. Самое важное, что все пассажиры имели терпение: они не кричали, не паниковали», – поделилась она.
Но при этом пассажиров предупредили, что посадка будет либо в Якутске, либо в Иркутске. «Было тяжело, но из-за того, что не было истерики, все закончилось хорошо. Потому что я считаю, что если бы люди начали сильно паниковать, то было бы все гораздо хуже», – добавила Рыбалко.
Андрей Никитин, летевший этим же рейсом, признался телеканалу: «Мы прекрасно понимали, что вот-вот еще одно мгновение и мы просто-напросто упадем вниз».
Названы новые версии инцидента с «провалившимся» самолетом S7
Теперь бортпроводники могут применять спецсредства, чтобы утихомирить дебошира на борту. Впрочем, эти самые спецсредства уже на земле с радостью применили бы не только экипаж, но и пассажиры рейса, летевшего из Магадана в Новосибирск. Причем, заметим, отнюдь не к дебоширу, а к наземному персоналу. Сразу после взлета Airbus А-320 Neo попал в одну из самых сложных ситуаций, которая, увы, часто приводит к катастрофе. Это – обледенение.
Пассажир злополучного рейса Андрей Никитин признается, теперь страшно снова садиться в самолет. Несколько часов кряду он смотрел в иллюминатор, не зная, выживет или нет.
«Нас очень сильно трясло в разные стороны. Были постоянные падения, как в лифте, я чувствовал, мы очень сильно падаем. Потом выравнивались. Но создавалось ощущение, что все очень печально на самом деле», – говорит Андрей Никитин.
Перелет Магадан – Новосибирск чуть не стал последним в их жизни. Проблемы начались сразу после вылета. Лайнер теряет высоту – резко снижается с 4000 до 1300 метров, начинает раскачиваться из стороны в сторону, а затем дает сильный крен. Еще немного, и он войдет в штопор. Автопилот не работает, все только на ручном управлении.
Приземлиться в аэропорту Новосибирска летчики не могут. На FlightRadar видно, как долго они кружат в небе, пытаясь зайти на посадку. После очередной неудачной попытки направляют самолет на Иркутск. Насколько опасной была ситуация, слышно по их переговорам.
– Сибирь 5220, мы не можем самолет стабилизировать. Ветер жуткий. Пока не можем справиться с самолетом. Сильнейшее обледенение.
– Вас понял, посадка разрешена, полоса 10.
– Не получается заход, сильнейшее обледенение.
– Сибирь 5520, на поправку возьмите, гора перед вами! Набираем высоту, Сибирь 5220.
Из-за сильного обледенения отказывают датчики скорости, крена и тангажа, а это главные ориентиры любого пилота. Поэтому самолет ведут на ручном управлении.
«Нас начало трясти, самолет кидало вправо-влево. Было видно по людям, что стало напряжение. Нам ничего не говорили. Был шум очень сильный от самолета, от двигателя! Нам было страшно всем», – говорит пассажир рейса Полина Рыбалко.
Возможно, причина случившегося – на этих кадрах. Перед вылетом самолет обрабатывают антиобледенителем. Остатки этой жидкости сейчас исследуют эксперты. И тут две версии. Первая: наземные службы использовали меньше антифриза, чем положено. Вторая еще интереснее: возможно, вместо необходимого антифриза на основе пропиленгликоля здесь использовали жидкость с этиловым спиртом. Чтобы было понятнее, обычную автомобильную незамерзайку.
«Мастерство тех, кто обливает самолет – это тоже надо уметь не просто поливать как из душа, а поливать с сознанием дела, особое внимание уделив на крыло и стабилизатор», – говорит заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
Эта версия – не единственная. И к экипажу у прокуратуры тоже есть вопросы. Предположительно, во время взлета в управление самолетом вмешался второй пилот. Согласно инструкции, это серьезное нарушение. На этом типе лайнеров, когда за штурвал берутся двое, машина дает крен.
«Во-первых, надо было выходить из зоны обледенения, а они пытались зайти на второй круг в Магадане. Они не отключили автомат тяги, а надо было его сразу отключать двигателем и лететь до упора. Дальше – нельзя было управлять самолетом обоим пилотам с левого и правого кресел», – говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Ошибка летчиков и в том, полагают эксперты, что они слишком задержались на низких высотах. Полтора-два километра над землей – там, где небольшой минус, наледь быстрее всего покрывает крылья. Нужно было не снижаться, а резко набирать высоту.
«Этапы, когда происходит взлет и посадка, когда самолет проходит через плотные слои атмосферы и облаков, где повышенная влажность и температурный режим, где между плюсом и минусом, они способствуют быстрому образованию льда», – говорит авиаэксперт Роман Гусаров.
Все детали этого ЧП в воздухе мы хотели узнать у командира судна. Но он от комментариев отказался.
«Все, что было, все, что происходило, больше ничего не могу сказать. Идет расследование», – говорит командир воздушного судна 5220 Магадан – Новосибирск Михаил Кулагин.
На время расследования экипаж от полетов отстранили. Впрочем, это стандартная процедура. Пока идут разбирательства, в Росавиации сообщают: в аэропорту Магадана ужесточают контроль за предполетной подготовкой.
До катастрофы были секунды: ЧП с обледеневшим самолетом
Следственный комитет возбудил уголовное дело после экстренной посадки пассажирского самолета в Иркутске. Проблемы у рейса Магадан – Новосибирск начались сразу после взлета. Пилоты на несколько минут практически полностью потеряли управление. Жизнь двухсот пассажиров и семи членов экипажа была под угрозой, возможно из-за некачественной антиобледенительной жидкости. Это сейчас одна из основных версий. В аэропорту вылета проверяют работу наземных служб. Экипаж временно отстранен.
Аварийный борт сейчас на стоянке в Иркутске. Его осматривают следователи, изучают документацию. То, что этот рейс закончился благополучно, пассажиры до сих пор считают чудом.
Airbus A321neo, рейс 5220, терпит бедствие над магаданскими сопками. Так это выглядит из пассажирского салона. На борту 202 пассажира и 7 членов экипажа. Самолет стремительно теряет высоту, проваливаясь все ниже и ниже. Проблемы возникли почти сразу после взлета. Командир экипажа доложил диспетчеру об обледенении и о том, что решил вернуться в аэропорт вылета.
Приемник воздушного давления забился льдом сразу же, из-за этого отключился автопилот. Стремительно покрывались ледяной коркой крыло и воздухозаборники двигателей.
Самолет стал неуправляемым. По данным бортовых самописцев, как утверждает издательство «Коммерсантъ», он раскачивался из стороны в сторону, крены достигали 47 градусов. Лайнер задирал нос до 44 градусов, а затем вдруг резко опускал его, переходя в пикирование. За 4 минуты самолет провалился больше чем на 2,5 километра. В какой-то момент его вообще развернуло на 180 градусов. И вот в таком режиме неконтролируемого полета летчикам все-таки удалось вернуться в Магадан.
Но там уже изменилась погода, поднялась метель. Да и вес у самолета слишком большой, полные баки керосина — садиться нельзя. Командир отменяет сигнал тревоги и берет курс на запасной аэродром — на Якутск. Выше 3 тысяч метров лайнер уже не поднимался. Над Якутией командир решает лететь дальше, рассчитывает дотянуть до Иркутска.
Бортовая противообледенительная система вроде бы начала сама справляться — горячим воздухом отогрела кромку крыла. И, наконец, спустя 4,5 часа адреналинового полета, аэробус благополучно приземлился.
Сразу же возникли предположения, что лед на крыле и на воздухозаборниках двигателей стал нарастать из-за плохой обработки перед вылетом. Возможно, в Магадане борт полили не тем составом. В антифриз вместо пропиленгликоля, например, могли добавить спирт — ради удешевления. Нормативная обработка стоит около 6 тысяч долларов. Спирт же просто испарился, оставив крыло беззащитным перед мокрым снегом.
«В Магадане были интенсивнейшие ливневые осадки из снега, состоящие из мокрого снега, что влекло за собой обледенение. Право обработки самолета принадлежит командиру корабля», — отметил президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
При этом командир воздушного судна утверждает, что не мог визуально проконтролировать выполнение работы — крыло самолета из кабины не видно. Это подтверждают и авиаэксперты. Чем поливали аэробус, будут разбираться следователи. Они проводят проверку по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Свое расследование начала и Росавиация. Понятно, что выводы будут сделаны самые серьезные, ведь все могло завершиться трагически.
«Инцидент крайне тяжелый и опасный. Он является предпосылкой к катастрофе. Надо его расследовать самым тщательным образом. До катастрофы были секунды», — отметил Олег Смирнов.
Авиакомпания S7 временно отстранила от работы экипаж, который и совершил вынужденную посадку в Иркутске. Также на время расследования авиакомпания ужесточит контроль за наземным обслуживанием самолетов в аэропорту Магадана.