Что случилось с платиной

Платина упала до 9-месячного минимума, а золото и серебро притихли перед выпуском данных по инфляции

Цена платины достигла 9-месячного минимума в понедельник после того, как эксперты предсказали избыток предложения промышленного драгоценного металла в 2021 году. Тем временем золото и серебро торговались в диапазоне в преддверии данных по инфляции в США, которые будут опубликованы во вторник.

Во вторник будут опубликованы данные о потребительских ценах в США. Как показал недавний отчет, в августе цены производителей резко выросли, и годовая инфляция стала самой высокой почти за 11 лет.

По мнению инвестиционного менеджера, беседовавшего с CNBC, если индекс потребительских цен будет выше, чем ожидалось, это может повлиять на решение о сокращении количественного смягчения на сентябрьским заседании ФРС или перенести его на ноябрь.

Как показал последний отчет Всемирного совета по инвестициям в платину, в этом году на мировом рынке платины будет наблюдаться профицит, так как предложение на рудниках увеличивается, а спрос со стороны инвесторов сокращается.

По оценке организации, в 2021 году на рынке платины, который в год насчитывает примерно 8 миллионов унций, избыток предложения составит 190.000 унций.

В квартальном отчете, который был опубликован в мае, прогнозируемый дефицит составлял 158.000 унций, и тогда 2021 стал бы третьим годом дефицита подряд.

Продажи автомобилей в Китае снизились на 17,8% г/г, и август стал четвертым месяцем сокращения к ряду, так как автомобильный рынок Поднебесной существенно пострадал из-за повсеместной нехватки полупроводников.

Платина преимущественно используется в автокатализаторах автомобилей с дизельным двигателем, а палладий — в автомобилях с бензиновым двигателем. Однако расстановка сил меняется, и палладий начинают заменять платиной, что обусловлено устойчивым дефицитом палладия и его высокой ценой.

Платина остается потенциальным сильным кандидатом на восстановление не только из-за перехода [с палладия на платину в автокатализаторах], но и из-за ее относительной дешевизны по сравнению с золотом.

Оле Хансен, Saxo Bank

Исторически платина торговалась выше золота, так как она примерно в 30 раз реже, но в 2015 году, когда разразился дизельный скандал с Volkswagen, премия сменилась дисконтом.

Хотя прогноз был пересмотрен до умеренного профицита в 2021 году, это следует рассматривать в контексте беспрецедентных и серьезных изменений, вызванных пандемией.

Спрос, вероятно, вырастет в связи с увеличением загрузки и производства большегрузных автомобилей, а также замещением палладия платиной, ростом промышленного спроса и растущим интересом инвесторов к водородной экономике.

Индекс доллара тем временем поднялся на 0,2% в понедельник в Лондоне. Доходность 10-летних казначейских облигаций США остановилась на уровне 1,33% в преддверии данных по инфляции. Согласно прогнозам, в месячном выражении рост ИПЦ составит 0,4%, а в годовом — 5,3%, что чуть ниже 30-летнего рекорда июня.

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

Источник

«Самый масштабный кризис за всю историю»: почему палладий долго будет дороже платины

«Исторически платина была дороже палладия»

— И палладий, и платина используются в автомобильных катализаторах для нейтрализации выхлопных газов. В чем разница в их применении?

— Эволюция и двигателей, и катализаторов шла постепенно. Выхлопные газы у двигателей, например в Европе и Японии, имеют очень высокие температуры. Платина в катализаторах у автомобилей с бензиновыми двигателями по достижении температур в 600-700 градусов спекается и перестает работать как катализатор. А палладий работает при температурах свыше 1000 градусов, и поэтому он стал все более активно использоваться в бензиновых двигателях.

Платина использовалась в дизельных двигателях. Но дизельные автомобили очень резко стали уходить с рынка, в первую очередь в Европе по экологическим требованиям. За пределами Европы дизельные автомобили никогда не были популярны. Поэтому дизельную отрасль мы потеряли достаточно быстро и резко.

Стали доминировать бензиновые автомобили, от которых никто не отказывался, а в катализаторах бензиновых автомобилей доминирует палладий. Цена палладия пошла вверх, а платина потеряла значительную часть спроса за счет сокращения дизельного транспорта. Поэтому образовалось непривычное соотношение: исторически платина была дороже палладия, а на рынке палладия примерно с 2012-2014 годов образовался дефицит. В предыдущее десятилетие спрос закрывался поставками из запасов. «Норникель» еще в 2015 году создал Global Palladium Fund, организацию, которая занималась скупкой запасов металла у третьих лиц для их последующей поставки ключевым промышленным потребителям с тем, чтобы у них не образовывалось дефицита и чтобы этот металл не шел в руки финансовых спекулянтов, а оказался бы в промышленности. На протяжении всех этих лет автопром не сталкивался с нехваткой металла, которая могла бы ограничить возможности выпускать и продавать автомобили. Этот фонд продолжает работать.

Каковы перспективы рынков палладия и платины?

— Мы считаем, что спрос на платиноиды будет расти в ближайшее десятилетие. Поэтому «Норникель» будет увеличивать производство, и в том числе производство металлов платиновой группы, платины и палладия. Мы планируем нарастить производство с 90-95 т в нынешнем году до 160-170 т до 2030 года. Такова наша стратегическая цель.

— Могут ли автопроизводители осуществить резкую замену палладия на платину?

— Конечно, если это будет происходить в большом объеме, можно добиться того, что у нас будет профицит палладия и дефицит платины. Но мне кажется, что это не самый вероятный сценарий. Автомобильная промышленность, наверное, понимает, что один металл не может покрыть все потребности, поэтому надо соблюдать определенный баланс. По нашим оценкам, заместить весь палладий невозможно. Речь идет о небольшом объеме, который может быть замещен на платину, что в целом благоприятно для рынка, поскольку таким образом снижается дефицит на рынке палладия и улучшается ситуация на рынке платины, которая в последние несколько лет в профиците.

Во-вторых, есть и некоторые технические ограничения. Обычно в автомобиле сейчас используются два вида катализаторов. Один монтируется около двигателя, в нем используется 90% платиноидов, имеющихся в автомобиле. Оставшиеся 10% — в другом, который монтируется ближе к выходу выхлопной системы. Во втором катализаторе температура ниже, и там как раз заменить палладий на платину технически проще. В первом — сложнее. Это можно сделать только с двигателями, где температура не превышает 600-700 градусов, как, например в американских, которые отличаются большими объемами при малой мощности. Менять же конструкцию двигателя достаточно сложно. Поэтому мы полагаем, что у автопрома нет причин резко и масштабно отказываться от палладия, разве что рынок столкнется с масштабной нехваткой металла.

Срок жизни модели в зависимости от компании обычно равен пяти-семи годам. Поэтому в середине цикла обычно не делают никаких изменений. Дожидаются, когда происходит смена модели, и тогда уже есть возможность замен, поскольку сертификация так или иначе будет происходить.

Сам процесс сертификации занимает обычно 6-12 месяцев. Например, если производитель в сентябре 2022 года планирует выпуск новой модели, значит, он должен озаботиться сертификацией не позже, чем в январе, а лучше заранее, например за год, и соответственно обсудить с производителями, какие катализаторы будут ставиться на новый модельный ряд, не позже конца 2021 года. Потом нужно сделать опытный автомобиль, отдать его на испытание, получить заключение и пройти сертификацию.

«Это был самый масштабный кризис за всю историю»

— Как вы видите ситуацию на автомобильном рынке, от которого зависит сбыт вашего металла?

— Пандемия в 2020 году довольно болезненно ударила по производству автомобилей. У некоторых компаний месячное производство автомобилей падало на 70%. В нашем понимании это был самый масштабный кризис за всю историю. В 2019 докризисном году в мире производилось 92 млн автомобилей, в 2020 году — только 75 млн. В 2021 году мы изначально ожидали, что будет восстановление, но, к сожалению, на смену пандемии пришел другой негативный фактор — нехватка электронных комплектующих, чипов. Поэтому прогноз неоднократно пересматривался в сторону понижения. Сейчас консенсус — 76 млн, что мало отличается от прошлого года.

Сейчас мы рассчитываем, что в 2022 году автомобильный рынок восстановится, хотя, наверное, не до конца, не до уровня 2019 года. Нехватка электронных чипов по сути очень сильно ограничила производство автомобилей. Современный автомобиль напичкан электроникой, и мы видим, что некоторые автомобильные компании даже снижают количество доступных функций для клиентов, чтобы сэкономить на электронных компонентах.

«Нельзя просто сделать электромобиль, который будет получать энергию от сжигания угля на электростанциях»

— Как выяснилось на прошедшей недавно конференции по климату в Глазго, многие автопроизводители не готовы переходить на «чистые» автомобили. Как вы смотрите на перспективы перехода на электромобили?

— Сегодня электромобили заметно дороже традиционных и поэтому менее конкурентоспособны. Поэтому, чтобы они таковыми стали, их производство требует дотаций. Кроме того, не следует забывать, что первоначальная цель увеличения производства электромобилей была связана с изменением климата и снижением выброса парниковых газов. Но сам по себе электромобиль эту проблему не решает, если он не обеспечен чистой, безуглеродной электроэнергией. Нельзя просто сделать электромобиль, который будет получать энергию от сжигания угля на электростанциях.

Зеленый транспорт неразрывно связан с зеленой энергетикой. А построение зеленой энергетики также растянуто по времени и требует значительных затрат. Должно быть налажено производство компонентов, надо иметь предприятия, которые делают элементы для солнечной энергетики, для ветряной энергетики, должны быть люди, которые это могут изготовить, должны быть люди, которые это смонтируют. Это все не берется из ниоткуда, это все требует дополнительного развития целых секторов экономики. И это не происходит мгновенно.

— Есть ли альтернатива переходу на электрический транспорт?

— С точки зрения автомобильных компаний, переход на электромобили к 2040 году достаточно сложен. Сегодня они не готовы принять на себя такие обязательства, поскольку 20 лет не такой уж гигантский срок, всего три-четыре автомобильных поколения.

На наш взгляд, некий компромисс может быть достигнут за счет гибридных автомобилей, в которых есть двигатель внутреннего сгорания и электромотор с батареей, но у них выбросы существенно ниже с точки зрения углеродного следа. Они примерно в пять раз чище, чем у традиционных автомобилей. У них потребность в электроэнергии гораздо меньше, чем у электромобилей, да они не такие дорогие. Мощность автомобиля по сути нужна только во время разгона: в момент разгона подключаются обе силовые установки, а дальше водитель может пользоваться либо электроэнергией, либо энергией топлива, что очень существенно снижает расход топлива и в целом улучшает экологический результат от эксплуатации такого автомобиля. С точки зрения потребителя, они тоже более удобны, ведь такой автомобиль не остановится при разряженной батарее.

Мы считаем, что в ближайшие 10 лет спрос на платиноиды сохранится. В ближайшее десятилетие мы не видим никаких угроз для этого рынка. Дальнейший горизонт сегодня очень сложно прогнозировать, это будет зависеть от того, насколько мировая экономика сможет сдвинуться в зеленую сторону и как будет строиться соотношение между гибридными и электромобилями.

Источник

Платина. Современная трагедия

Самая низкая скидка к ценам платину до 2011 года составляла чуть более 120 долларов за унцию. И это для драгоценного металла, который встречается реже золота.

Тогда как золото добывается многими странами, подавляющие объемы платины поставляются из Южной Африки и России. Большая часть южноафриканского металла является первичным продуктом, в то время как российская платина в основном является побочным продуктом добычи никеля в Норильском регионе Сибири.

И золото, и платина исторически связаны с финансовыми рынками как физические активы; высокая термостойкость и плотность платины позволяют использовать ее во многих областях промышленности. Кроме того, и золото, и платина активно применяются в ювелирном деле.

Между тем, платина продолжает отставать от сектора драгоценных металлов. На конец прошлой недели одна унция «белого» металла стоила дешевле 900 долларов.

Платина — единственный драгоценный металл, подешевевший с конца 2019 года

С конца 2019 года и по конец третьего квартала 2020 года золото, серебро и палладий выросли более чем на 22%. Палладий прибавил 22,06%, а золото — 23,92%. Волатильное серебро стало лидером группы металлов, торгуемых на COMEX и NYMEX, за этот период набрав 31,10%.

При этом платина, давшая название целой группе металлов, показала куда более слабые результаты. По состоянию на 30 сентября фьючерсы на платину, торгуемые на NYMEX, торговались на 7,25% ниже, чем в последний торговый день 2019 года.

Платина годами отставала от сектора

Что случилось с платиной. Смотреть фото Что случилось с платиной. Смотреть картинку Что случилось с платиной. Картинка про Что случилось с платиной. Фото Что случилось с платиной

Графики предоставлены CQG

В 2008 году платина стоила дороже палладия более чем на 1600 долларов. Однако в последующие годы маятник качнулся в другую сторону.

Что случилось с платиной. Смотреть фото Что случилось с платиной. Смотреть картинку Что случилось с платиной. Картинка про Что случилось с платиной. Фото Что случилось с платиной

График показывает, что платина опустилась ниже палладия в 2017 году и 2 октября стоила на 1429,20 доллара дешевле своего «коллеги».

Множество способов применения одного металла

Платина имеет долгую историю как финансовый актив, но ее ценовая динамика говорит о том, что металл стал куда менее привлекательным по сравнению с золотом и серебром. А когда речь заходит о платине как о промышленном металле с конкретными физическими свойствами, ее поведение остается загадкой.

Палладий имеет плотность 12,023 грамм на кубический сантиметр, а температура плавления составляет 2830,82 градуса по Фаренгейту. Плотность родия составляет 12,41 грамм на кубический сантиметр с температурой плавления в 3567 градусов по Фаренгейту. Платина — более плотный металл (21,45 г/см³). Ее температура плавления в 3214,90 градусов по Фаренгейту находится в диапазоне между показателями палладия и родия. Спрос на палладий как на компонент автомобильных каталитических нейтрализаторов резко вырос, но разница в ценах платины и палладия не привела к существенному замещению.

Между тем, снижение цен на платину привело к сокращению производства за последние годы, что привело к дефициту на неликвидном рынке родия. Родий торгуется на рекордно высоком уровне по цене более 12 000 долларов за унцию. А проблемы с ценами на платину создали на рынке палладия бычьего монстра.

Непросто переломить ход событий

Недавний крах платины полон иронии. Платина прочнее и долговечнее золота. Это также один из самых плотных элементов — в шесть раз более плотный, чем алмаз.

Платина — инвестиционный актив и промышленный металл в одном флаконе, но ее ценовая динамика по сравнению с другими драгоценными металлами выглядит ужасно. Это больше не «золото богачей»; она и вовсе рискует потерять свой «драгоценный» статус. В секторе драгоценных металлов платина оказалась «бедным родственником» и разочарованием для своих инвесторов, не принеся в 2020 году ничего, кроме убытков.

В 1600-х годах Уильям Шекспир писал: «Хотя бы Геркулес весь мир разнес, а кот мяучит, и гуляет пес». Эту знаменитую фразу Принц датский произносит в первой сцене пятого акта «Гамлета». Даже такой герой, как Геркулес, не может изменить установленный порядок вещей.

Ценность платины неоспорима, но ценовая динамика просто удручает. Промышленный и драгоценный металл разочаровывает своих инвесторов и трейдеров, которые уходят из него в поисках аналогов.

Наблюдать за ростом цен на золото, серебро, палладий и родий, пока платина опускалась ниже 900 долларов за унцию, было мучительно. Тем, кто продолжает держаться за платину, стоит помнить о Гамлете, ведь «кот мяучит, и гуляет пес».

Источник

Платина и палладий. Причины падения и перспективы роста

Наиболее популярные металлы платиновой группы, палладий и платина, последние несколько месяцев стабильно теряют в цене. Палладий с конца апреля потерял 33%, платина за тот же период снизилась на 23%. С чем связано падение и когда ожидать разворота, рассмотрим в данном материале.

Где используются металлы

Цену на любой металл формирует баланс спроса и предложения. В данном случае фокус внимания стоит сосредоточить именно на спросе. Структура потребления интересующих нас металлов выглядит следующим образом.

Невооруженным взглядом видно, что наиболее значимой сферой применения металлов является производство автомобильных катализаторов — устройств, очищающих выхлопные газы для соответствия автомобиля экологическим стандартам.

Чем лучше чувствует себя первичный рынок авто и чем жестче экологические нормы, тем выше спрос на металлы. Причем палладий более чувствителен к «зеленому» тренду, поскольку его содержание ощутимо выше в более чистых бензиновых и гибридных двигателях. Платина, напротив, преобладает в катализаторах дизельных авто. В период с 2015 по 2019 гг. эти особенности привели к активному росту цен на палладий, после того Европа форсировала отказ от дизельных автомобилей из-за скандала с Volkswagen.


Что происходит в 2021 году

В 2021 г. автомобильный рынок находится не в самой лучшей форме. Из-за дефицита микрочипов и роста основных компонент себестоимости производство автомобилей сокращается. Отраслевые специалисты озвучивают нерадужные прогнозы.

По оценке, приведенной в исследовании The Boston Consulting Group (BCG), производство автомобилей в мире по итогам 2021 г. сократится на 7–9 млн шт. Специалисты BCG полагают, что предложение микрочипов стабилизируется не раньше II полугодия 2022 г. До этого момента производство автомобилей будет сдерживаться из-за недостатка комплектующих.

Снижение производства автомобилей негативно отражается на потреблении палладия и платины. Именно с этим связана негативная динамика цен на металлы, которая наблюдается во II–III кварталах этого года.

Когда ожидать восстановления

В то время как на стороне производства серьезных изменений пока не ожидается, ситуация со спросом может оставаться определяющей. Если отталкиваться от существующих прогнозов, то улучшения ситуации на автомобильном рынке, а значит, и роста потребления платиноидов следует ждать не ранее II половины 2022 г.

При этом цены на платину могут быть менее волатильны, ведь автопроизводители формируют лишь около 40% спроса на металл. Еще более четверти потребления приходится на ювелирную отрасль, где ожидается стабильная ситуация.

Дополнительным риском для металлов выступает перспектива сворачивания монетарных стимулов ФРС США, что может подстегнуть укрепление доллара и оказать давление на все товарные рынки. Наиболее ощутимый эффект может наблюдаться в IV квартале 2021 – I квартале 2022 г.

Таким образом, рассчитывать на быстрое восстановление цен на платину и палладий пока не приходится. Первое более-менее устойчивое движение в сторону роста может получить развитие только во II квартале 2022 г. на фоне ожидаемого восстановления автомобильной индустрии. При этом важное значение будет иметь график сворачивания программы QE, который будет влиять на все товарные рынки мира.

БКС Мир ивнестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Ход торгов. Голубые фишки сегодня оказались в фаворитах

Дивидендный гэп в Лукойле. Ждать ли быстрого закрытия

Дивидендные ETF и фонды облигаций: сколько платят сейчас, какие прогнозы

Космоnews: Рогозин поднимает акции РКК Энергия и другие события

Заседание Банка России. Прогнозы

10 российских акций с самыми высокими дивидендами в 2022

Итоги заседания ФРС. Подробный разбор ситуации

Баффет против Вуд: Акции стоимости против акций роста. Кто победил

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Аналитики прогнозируют снижение стоимости платины в 2022 году

Всемирный совет по инвестициям в платину (WPIC, объединение зарубежных производителей металла) пересмотрел прогноз на 2021 г., говорится в обзоре организации от 24 ноября.

WPIC увеличил оценку профицита этого драгметалла по итогам года до 769 000 тройских унций. Это очень близко к максимальному значению за всю историю наблюдений, достигнутому в 2018 г., – 800 000 унций. Еще в сентябре речь шла лишь о профиците в 190 000 унций по итогам текущего года. При этом в 2022 г., по прогнозам организации, профицит платины на рынке составит 637 000 унций. Напомним, что в 2019 и 2020 гг. на рынке наблюдался дефицит этого драгметалла.

Суммарное производство платины в мире с учетом переработки в 2021 г. составит 8,11 млн унций (+19% к уровню 2020 г.), в 2022 г. — 8,24 млн унций (+1%). При этом в 2022 г. ожидается рост спроса на платину на 3% до 7,6 млн унций, в том числе увеличение спроса на 34% со стороны инвесторов.

Излишний объем платины объясняется в том числе сокращением производственных планов автопроизводителей из-за проблем с микрочипами, говорится в обзоре WPIC. Автомобильную отрасль лихорадит из-за дефицита микрочипов уже больше полугода. Производители по всему миру не смогут выпустить в этом году 7–9 млн легковых автомобилей, подсчитали в августе аналитики BCG. В первом полугодии 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 4 млн новых автомобилей. Во второй половине года, по прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых машин.

Дефицит микрочипов возник в конце 2020 г. из-за нехватки мощностей для производства микросхем, говорил ранее «Ведомостям» директор по маркетингу МЦСТ (разработчик процессора «Эльбрус») Константин Трушкин. По его словам, в пандемию коронавируса резко вырос спрос на компьютерную технику, а когда другие производства, включая автозаводы, начали выходить с карантина, у производителей чипов «возникла перегрузка».

В обзоре WPIC говорится, что спрос на платину со стороны автоконцернов тем не менее будет расти: в 2021 г. – на 14%, в 2022 г. – на 20%. Эти показатели оказались значительно ниже предыдущих прогнозов организации: в мартовском обзоре она прогнозировала рост спроса на металл в автопроме в 2021 г. на 25%.

Но основное снижение спроса в 2021 г. придется на инвестиционный сектор (-86%), в том числе спрос на слитки и монеты из платины снизится на 36%. Спрос на платину в промышленности вырастет на 26%, в ювелирной отрасли – на 5%. В целом суммарный спрос на платину в мире в 2021 г. снизится на 5% до 7,35 млн унций, следует из обзора. При этом предложение металла, по словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, вырастет на 19% в этом году в результате роста производства в ЮАР, что и приводит к избытку предложения. В России крупнейшие производители платины – «Норникель» и Русская платина».

Вице-президент, руководитель блока сбыта и коммерции «Норникеля» Антон Берлин сообщил «Ведомостям», что компания в целом согласна с прогнозом WPIC относительно профицита на глобальном рынке платины. «Норникель» оценивает его в 0,9 млн унций в 2021 г. и в 1 млн унций в следующем без учета инвестиционного спроса. Основная причина профицита – растущее производство металла в ЮАР (+1,7 млн унций к 2020 г.), как за счет наращивания добычи на рудниках, так и за счет переработки продукции, накопленной в 2020 г., отметил топ-менеджер. В «Русской платине» не ответили на запрос.

WPIC прогнозирует снижение производства платины в России по итогам 2021 г. на 8% до 644 000 унций и рост в 2022 г. на 3% до 666 000 унций. Снижение добычи платины в России в 2021 г. связано с последствиями подтопления рудников «Норникеля» «Октябрьский» и «Таймырский» на Таймыре в I квартале, отмечает Гришунин. Тогда прогнозировалось падение производства платиноидов в России на 20%. Более точные оценки предполагают снижение производства в 2021 г. на 7-12%. В следующем году добыча платины в России, по оценкам Гришунина, должна вернуться на уровень 2020 г. Оценка падения производства в России может быть преувеличена, считает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева, поскольку «Норникель» ожидает восстановления полной загрузки мощностей уже в 2022 г.

Отчет WPIC отражает общее мнение аналитиков по рынку платины, говорит Лукичева. В 2021 г. избыток на рынке платины в среднем оценивается в диапазоне 0,7-1,1 млн унций, а в 2022 г. – 0,3-1,1 млн унций, отмечает она. Эксперт согласна, что важной причиной является сокращение спроса со стороны автомобильной промышленности, а также некоторых других отраслей промышленности (стекольная, химическая). Это же подтверждает Гришунин: «Цены на автомобили непропорционально выросли на фоне проблем с производством».

Лукичева также обратила внимание на то, что в 2021 г. также значительно сокращается инвестиционный спрос на платину, в первую очередь в фондах ETF (​​Exchange Traded Funds; паевой инвестфонд, оптимизированный под массового инвестора).

Рынок платины показывает негативную динамику под влиянием фундаментальных факторов, а также вслед за отрицательной динамикой на рынке золота, добавляет Лукичева. В связи с этим инвесторы в ETF-фонды предпочитают выходить из драгметалла и вкладывать в акции самих компаний — производителей драгметаллов платиновой группы. Гришунин также отмечает, что инвестиции в драгметаллы в 2021 г. снижались за счет перетока инвесторов в криптовалюты.

По мнению Лукичевой, долгосрочные перспективы у платины позитивные. Темпы производства электромобилей и вытеснения ими автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переоцениваются, говорит она. «Даже при благоприятных условиях (субсидии, дорогое топливо и т. п.) доля электромобилей в мире к 2025 г. может вырасти до 18% против 5% в текущем году, а к 2030 г. и до 50%. Это окажет негативное влияние на потребление платиноидов, но на платину – в меньшей степени, так как ее могут начать использовать в транспортном сегменте с водородными топливными элементами», – отмечает аналитик. Она также обращает внимание на то, что производство гибридных автомобилей потребует увеличения потребления платиноидов, особенно с учетом внедрения более строгих норм выбросов СО2 по всему миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *