Что случилось с платоном каратаевым
Платон Каратаев
Платон Каратаев в романе «Война и мир» является второстепенным проходным персонажем в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он появляется лишь на страницах нескольких глав, оказав при этом мощное влияние на одного из главных героев эпопеи – Пьера Безухова. Что же это за человек, и какую роль он играет в произведении?
Внешность Платона Каратаева
Платон Каратаев – солдат, с которым знакомится в плену Пьер Безухов. Он является уже пожилым человеком старше 50 лет. Платон был маленьким человеком с приятной улыбкой и карими глазами. Зубы его отличались особенной белизной, а на голове не было ни одного седого волоса. Он был честный, хороший человек, возможно, благодаря этому его морщинистое лицо казалось юным и свежим.
Его одеяния в плену были скудными. Он носил портки, шинель и грязную рубашку. При первой встрече Безухов даже не сразу его заметил. Вот как происходит описание Платона Каратаева при первой встречи с Пьером: «…Рядом с ним сидел, согнувшись, какой‑то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении…»
Образ Платона Каратаева
Пьер Безухов знакомится с этим персонажем во французском плену. Это был сложный для него период, когда он разочаровался в людях и жизни. Платон Каратаев, простой солдат, способный на сочувствие и переживания. Война его не озлобила, хотя ему пришлось пережить множество страданий. Казалось, этот человек любил и понимал всех. Он был своеобразным «лекарем душ», его слово успокаивало и лечило. Платон Каратаев был религиозным человеком. Именно религия помогла ему принять все тяготы войны. Он верит, что главные качества человека – смирение и терпение. Если покориться судьбе, то когда-нибудь все беды и тяготы закончатся.
Платон готов принести себя в жертву ради других людей, при этом он не считает себя героем. его поведение становится примером мужества и нравственности для Пьера Безухова, которого этот человек буквально вернул к жизни. Пьер осознает, что постоянный поиск смысла жизни ни к чему его не приводит, что этот смысл заключается в самой жизни, в каждом прожитом моменте.
Платон Каратаев – не типичный солдат. Он не ненавидит врага, не готов с ожесточенностью убивать его. Даже, находясь в плену, он философски относится ко всему: и французы и русские для него – божьи создания, которые достойны уважения и мирного неба над головой.
Платон был крестьянином и был полностью доволен своей жизнью. Изначально он не должен был идти в армию, туда должен был отправиться его брат Михаил. Но Платона поймали, когда тот поехал за дровами и забрел во владения другого барина. Его сочли вором и отправили в армию. Но он даже обрадовался: ведь иначе служить пришлось бы его младшему брату Михаилу, у которого на тот момент уже было пять детей. Своих детей герой не имел. Когда-то у него была дочь, которая умерла, а сейчас осталась одна жена. Поэтому он был рад спасти брата от такой повинности.
Платон – это не только один единственный человек. Каратаев – это собирательный образ всего русского народа, крестьянства и простого солдата. Это образ человека, который не образован, не имеет регалий, но, тем не менее, любит свою родину и является высокоморальным человеком. Его речь простая, но приятная слуху. Каратаев использует много поговорок, объединяя таким образом в своем лице весь простой люд.
Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета
Меню статьи:
Редко случается так, чтобы жизнь и личность крепостных людей или отдельных представителей крестьянства стали причиной изменений личности или мировоззрения людей высшего общества, аристократов. Такая тенденция исключительна в реальной жизни и не менее редкостна в литературе или других отраслях искусства.
В основном происходит наоборот: влиятельные господа привносят в жизнь простых людей кардинальные изменения. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» немало таких ситуаций, которые в обыденной жизни случаются в ряды годы. В романе действует множество героев, одни из них занимают главенствующую позицию, другие второстепенную.
Отличительной чертой романа-эпопеи является то, что все персонажи романа тесно связаны между собой. Поступки действующих героев частично или глобально влияют на жизненные ситуации других персонажей. Одним из основных в плане такого влияния на мировоззрение других персонажей является образ Платона Каратаева.
Биография и внешность Платона Каратаева
Платон Каратаев – краткодействующий в романе персонаж. Он появляется в романе только в нескольких главах, но его влияние на дальнейшую судьбу одного из представителей аристократии – Пьера Безухова становится исключительно велико.
Читатель знакомится в этим персонажем в 50-летнем возрасте Каратаева. Этот возрастной рубеж вполне расплывчатый – сам Каратаев не знает точно сколько зим он прожил. Родители Каратаева – простые крестьяне, они не были грамотны, поэтому данные о точной дате рождения сына не сохранились.
Биография Платона ничем не выделяется в контексте обычного представителя крестьянства. Он безграмотный человек, его мудрость основывается исключительно на жизненном опыте его личном и других представителей крестьянства. Однако, несмотря на это, в своем умственном развитии он находится несколько выше от высокообразованного аристократа Пьера.
Это объясняется тем, что Безухов лишен прагматичности жизненных позиций, ему никогда не доводилось решать сложные, противоречивые вопросы и жизненные проблемы. Он полон идеалистических понятий и восприятия действительности в рамках ирреальности. Его мир – это утопия.
Платон Каратаев – добродушный, душевный человек. Все его черты внешности наталкивают на восприятие его как теплого и приятного и положительного образа романа. Он имеет положительный, оптимистичный настрой и напоминает солнце: у него абсолютно круглая голова, нежные карие глаза, милая, приятная улыбка. Сам он невысокого роста. Платон часто улыбается – при этом становятся видны его хорошие белые зубы. Его волосы еще были нетронутые сединой ни на голове, ни на бороде. Тело его отличалось плавностью движений и гибкостью – что было удивительно для человека его возраста и происхождения.
О детстве и юношестве героя мы знаем крайне мало. Толстого интересует не процесс его становления как целостной личности, а уже конечный результат этого процесса.
В одежде Каратаев придерживается принципа удобности и практичности – его одежда не должна была сковывать движений.
Во время плена Каратаев он ходит в грязной, порванной рубахе, черных, испачканных портках. При каждом движении от него слышен неприятный, резкий запах пота.
Жизнь Каратаева до службы в армии
Жизнь Платона Каратаева до службы была более радостной и успешной, хотя и не лишена своих трагедий и огорчений.
Платон женился, и у него родилась дочь. Однако судьба не была благосклонна к девочке – она умерла его до того, как ее отец попал на службу.
Что случилось с женой Платона и были ли у него еще дети – Толстой нам не рассказывает. О цивильной жизни мы знаем то, что Каратаев жил не бедно. Он не был зажиточным крестьянином, но и не бедствовал. Его службу в армии предопределил случай – Платон был пойман за вырубкой чужого леса и отдан в солдаты. В армии Платон не потерял своего позитивного настроя, но ему чуждо такое занятие, он искренне сожалеет о том, что он не дома. Ему не хватает прежней жизни, он скучает за своим домом.
Характер Платона Каратаева
Платон Каратаев не обладает взрывным, противоречивым характером. Он хорошо знает все тяжести крестьянского бытия, понимает и осознает несправедливости и сложности жизни, но воспринимает это как неизбежность.
Каратаев – коммуникабельный человек, он любит говорить и умеет найти общий язык фактически с любым человеком. Он знает много интересных историй, умеет заинтересовывать своего собеседника. Его речь поэтична, она лишена грубости, общепринятой среди солдат.
Платон знает много пословиц и поговорок и часто их использует в своей речи. Солдаты часто используют пословицы, но в основном они носят отпечаток военной жизни – с некой долей грубости и похабности. Пословицы Каратаева не похожи на солдатские высказывания – в них исключены грубость и пошлость. У Каратаева приятный голос, он говорит на манер русских женщин-крестьянок – певуче и протяжно.
Платон умеет хорошо петь и очень любит это делать. Он делает это не похоже на обычных исполнителей песен – его пение похоже не трель птиц – оно нежное и мелодичное. Каратаев не бездумно, автоматично поет, он пропускает песню сквозь себя, кажется, что он проживает песню.
У Каратаева – золотые руки. Он умеет делать любую работу, не всегда это у него выходит хорошо, но все же предметы, сделанные ним, сносного, неплохого качества. Платон умеет выполнять как истинно мужскую – тяжелую, физическую работу, как и женскую – он неплохо готовит еду, умеет шить.
Он – заботливый, бескорыстный человек. Во время плена, Каратаев шьет Безухову рубаху, мастерит ему обувь. Делает это не из корыстной цели – выслужиться перед богатым аристократом, чтобы, в случае благополучного освобождения из плена получить от него какое-либо вознаграждения, а по доброте душевной. Ему жаль неприспособленного к сложностям плена, военной службы Пьера.
Каратаев – добрый, не жадный человек. Он подкармливает Пьера Безухова, часто приносит ему печеную картошку.
Каратаев считает, что он должен придерживаться своего слова. Пообещал – выполни – этой простой истины он всегда соответствовал.
В лучших традициях крестьянства Каратаев наделен трудолюбием. Он не может сидеть на месте без дела, даже в плену он постоянно чем-то занят – мастерит, помогает окружающим – для него это естественное состояние.
Мы привыкли, что простые мужики далеки от аккуратности, но это только частично касается Платона. Он может сам выглядеть довольно неопрятно, но по отношению к продуктам своего труда он всегда очень аккуратен. Такое диаметрально противоположное сочетание вызывает удивление.
Большинству людей, не зависимо от из социального и материального положения, свойственно привязываться к другим людям. При этом не важно, какие чувства преобладают у них по отношению к тем или иным героям – дружбы, симпатии или влюбленности. Каратаев – дружелюбный, он легко сходится с новыми людьми, но особой привязанности при этом не испытывает. Он легко расстается с людьми. При этом Платон никогда не бывает инициатором прекращения общения. В большинстве случаев такие события происходят в контексте определенных событий, над которыми ни он, ни его собеседник не имеют влияния.
Окружающие о нем вполне положительного мнения – он неконфликтный, положительно настроен, умеет поддержать человека в трудную минуту, заразить его своей жизнерадостностью. Подытожить этот факт и определить было ли такое отношение у Каратаева до службы практически не возможно.
С одной стороны мы можем предположить, что раньше у него было другое отношение – он искренне сожалеет о том, что находится далеко от своего дома и цивильной, «крестьянской» жизни.
В жизни Платона это событие стало трагическим, возможно переосмысления ценности жизни и чувства привязанности произошли с Каратаевым еще в то время. С другой стороны, наличие недостаточной информации на предмет жизни Платона Каратаева до военной службы и 1812 года в частности, не дает права сделать однозначный вывод на этот счет.
Платон Каратаев и Пьер Безухов
Вряд ли образ Каратаева имел влияние исключительно на Пьера Безухова, но о других взаимодействиях Платона с подобным результатом нам не известно.
После разочарований в семейной жизни, масонстве и светском обществе в целом. Безухов отправляется на фронт. Здесь он себя тоже чувствует лишним – он слишком изнежен и не приспособлен для такого вида деятельности. Военные события с французами становиться причиной еще одного огорчения – Безухов безнадежно разочаровывается в своем кумире – Наполеоне.
После того, как он попал в плен и увидел расстрелы, Пьер окончательно сломался. Он узнает слишком много неприятных для него вещей и поэтому в него зарождаются предпосылки для разочарования в людях в целом, но этого не происходит, так как именно в этот момент Безухов знакомится с Каратаевым.
Простота и спокойствие – это первое, что удивляет Пьера в новом знакомом. Каратаев показал Безухову, что счастье человека находится в нем самом. Со временем Безухов тоже заражается спокойствием Платона – он начинает не хаотично, как делал до этого, а уравновешено раскладывать все по полочкам в своей голове.
Смерть Платона Каратаева
Условия, в которых пребывали пленные русские солдаты, были далеки от идеальных. Такой факт приводит к новому рецидиву болезни Каратаева – он долге время провел в госпитале с простудой, и в плену заболевает повторно. Французы не заинтересованы в сохранении пленных, особенно если они являются простыми солдатами. Когда болезнь овладела Каратаевым в полной мере, и стало понятно, что лихорадка сама по себе не пройдет – Платона убивают. Делается это в целях не дать возможности распространения заболевания.
Таким образом, Платон Каратаев является важным элементом романа Л.Н. Толстого. Его встреча с Пьером Безуховым становиться судьбоносной для последнего. Оптимизм, мудрость и жизнерадостность простого мужика совершают то, что не могли осуществить ни книжные знания и великосветское общество. Безухов осознает жизненные принципы, позволяющие остаться самим собой, но при этом не деградировать и не отрекаться от своих жизненных позиций. Каратаев научил графа находить счастье в самом себе, Пьер убеждается в том, что основное предназначение человека быть счастливым.
. В портрете Каратаева такое замечательное вкрапление!…какого нет даже и в самом портрете П.Безухова!:
“… Безухов лишен прагматичности жизненных позиций, ему никогда не доводилось решать сложные, противоречивые вопросы и жизненные проблемы. Он полон идеалистических понятий и восприятия действительности в рамках ирреальности. Его мир – это утопия.”
Итак, Каратаев? Не такая уж значительная личность, чтобы много о ней писать! Да и сам Толстой, Казалось бы, не уделяет ей особого внимания. Ан нет: Толстой старается нарисовать особенно подробный портрет своего времени. И его мнение такое, что любая деталь важна! Когда мы читаем Войну и мир, мы выделяем какие-то места эпопеи, какие-то места мы опускаем.. Они для нас либо неинтересны, либо мы их не понимаем.. Автор, скорее всего понимает, что пишет.. Если он стремиться к полноте, он должен нарисовать деталь портрета даже в том случае, если и не вполне осознаёт, для чего она в общем-то нужна… Знаете, как художник, если рисует с натуры, то, даже если и не до конца видит, что там такое-этакое виднеется, то он-то понимает, что если выкинуть эту детальку, то картина всё равно будет выглядеть недостаточной.. Во всяком случае, для него самого! Так вот, этот самый Каратаев Платон!- Он как раз и есть эта деталька.. Вообще-то, надо сказать, что Лев Николаевич не является человеком, к которому был бы вхож такой вот… Платон.
И сам он, к таким Платонам не очень-то вхож… Он мог изучить душу такого человека, как бы, издалека.. Но, я допускаю, что Толстой мог бы писать и о вполне реальной личности, которую знал, так сказать, в живую. Потому что некоторые детали характера Платона описанны так, как будто бы Толстой действительно общался непосредственно с этим человеком, и знал черты его характера, хотя и не все. Во всяком случае, избежать идеализированного образа, когда пишешь очень коротко о ком-нибудь или о чём-нибудь, невозможно. Всегда остается место каким-то недостаткам, или достоинствам, которые невольно приходится опускать из-за краткости изложения.
Коротко скажу, так как это всего лишь комментарий!, для чего я обратил внимание на такую незначительную деталь портрета всей эпопеи событий, которую предоставляет нам Л. Н. Толстой.
Всё очень просто: если я смогу увидеть мелкие детали, это будет говорить о том, что крупные предметы мне видны довольно хорошо. Вот и всё!
Итак, без объяснений: Платон Каратаев, это исключение из правил. Кто ему в той среде, где он родился, дал такое имя?! Может быть, друзья, его потом так нарекли. ну, скажем, кто-либо увидел его такие необыкновенные качества характера, и взял да и придал им название.. Вот и получился.. Платон!
Фамилию Платона каждый может толковать, как хочет! Интересно, как толковал ее сам писатель. Скажу только, что между словами “коротать” и “короткий” есть разница. Известная разница.
Платона мы должны рассматривать не как самостоятельную личность (которой и не дается самостоятельности в романе), а как дополнение к образу одного из главных героев. Вообще писатель рисует образ и внутреннее содержание такой личности, как Безухов. И здесь Каратаев, по мнению писателя, оказался необходим. Это я и считаю самым интересным моментом в случае с Платоном.
Чтобы это подчеркнуть скажу так: Пьер без Каратаева обойдется. Каратаев без Пьера – нет.
И в конце, вместо послесловия:
“Если ты добр, то для себя. Если глуп, один потерпишь.”
Единственный смысл и назначение каждого человека есть такой: личность, созданная Богом для непосредственного общения и постоянного пребывания со своим Творцом.
Если какой-то человек выпал из плана общего творения, он не будет счастлив настолько, насколько не соответствует своему предназначению, как создание. Мысль, что человек не был сотворён, а всего лишь появился, лишила человека возможности искать и найти действительный смысл своей жизни. Так сказать, привело последнего в состояние безответственности.. Я не думаю, что Каратаев вполне понимал всю полноту замысла и предназначение своей судьбы, но та роль, которая была отведена ему писателем, была выполнена: он вполне достаточно дополнил создание и описание судьбы Безухова.
Платон Каратаев (актер Михаил Храбров). Фильм «Война и мир» 1965 г.. |
Платон Каратаев является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Война и мир».
Образ и характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Платон Каратаев попадает в плен к французам в 1812 году (вместе с Пьером Безуховым):
«. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него. «
Внешность Платон Каратаева:
«. Рядом с ним сидел, согнувшись, какой‑то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении. »
«. сказал вдруг маленький человек. »
«. вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что‑то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. »
«. зубы его, ярко‑белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости. Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности. »
«. Попав в плен и обросши бородою. »
. Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее. »
«. сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью. »
«. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. «
У Платона Каратаева приятная улыбка:
«. говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу. »
«. приятная улыбка. «
У Платона Каратаева приятный голос:
«. голос у него был приятный и певучий. »
«. в певучем голосе человека. »
«. заговорил тем же приятным голосом. »
«. услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос. »
«. рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. » (Платон болен)
Платон Каратаев любит поговорить и умеет хорошо говорить:
Платон Каратаев часто использует в речи пословицы и поговорки:
«. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати. »
«. ложась, говорил: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». «
Платон Каратаев любит петь песни:
«. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно. »
Платон Каратаев не задумывается о высоких чувствах, но он любит всех окружающих:
«. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким‑нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. «
Платон Каратаев не привязывается ни к кому:
«. Привязанностей, дружбы, любви Каратаев не имел никаких. »
«. но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. «
В плену у Платона Каратаева живет собачка Серый (Вислый):
«. Французы звали ее Азор, солдат‑сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. »
«. Он любил свою шавку, любил товарищей. «
Биография Платона Каратаева (до плена 1812 года)
«. а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал. «
«. жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. «
«. Случилось… – и Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. «
«. Что ж, соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам‑пят ребят. «
«. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти. «
«. судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. «
«. Он неохотно говорил про свое солдатское время преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. «
Смерть Платона Каратаева
«. С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. «
«. о Каратаеве, который слабел с каждым днем. «
«. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что‑то говорили над ним Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел. «
«. он готов уже был понять, что Каратаев убит. «
Платон Каратаев и Пьер Безухов
«. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом. «
«. Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка. «
«. Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. «
«. для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда. «