Что случилось с картой алга
Кто тянет «Алга» назад? Руководитель проекта рассказал о проблемах транспортной карты в Башкирии
Олег Романов отчитался, сколько на соцкарте теряют перевозчики
Каковы продажи карты «Алга», по-прежнему ли она интересна жителям республики и уфимцам? На этот вопрос во время пресс-завтрака, организованного изданием «Коммерсант» 11 ноября, ответил Олег Романов, руководитель АО «Башкирский регистр социальных карт».
Свое выступление Олег Романов начал с отчета о количестве перевезенных пассажиров за весь период существования карты «Алга». По словам Романова, с 1 июля 2019 года перевезено почти 300 миллионов пассажиров, общий объем поездок – на 6,7 миллиарда рублей. С приходом коронавируса ситуация заметно ухудшилась.
– Если мы регистрировали поездки ежедневно на сумму около 13 млн рублей, то в связи с ковидными ограничениями объем снизился до 10 млн, снижение составило порядка 23%, – отметил Романов. – Это заметно сказывается на экономике проекта и доходах наших перевозчиков.
По словам Романова, количество пассажиров, расплатившихся за проезд картой «Алга», более чем в два раза превышает количество пассажиров, которые предпочли другую форму расчета. Раскрывая ежедневные показатели, он назвал следующие:
– 209 тысяч поездок совершается по карте «Алга»;
– 85 тысяч пассажиров расплачиваются банковскими картами;
– 80 тысяч поездок совершается за наличный расчет;
– 80 тысяч поездок совершают пенсионеры, которые рассчитываются единым социальным проездным.
По словам Романова, ежедневно приобретают «Алгу» до 500 человек.
– В неделю это получается около 2 тысяч карт. По состоянию на вчерашний день 579 298 жителей республики купили карту «Алга». Думаю, к Новому году 600 тысяч с таким темпом мы точно преодолеем, – сказал он.
Кроме пластика, карта доступна пассажирам и в виртуальном формате, ее приобрели порядка 5 тысяч жителей республики.
Как признался Романов, акция «Счастливый час», конечно, удобна для пассажиров, вот только она больно бьет по карману перевозчикам.
– С момента начала работы карты, с 11.09 2019 года по 9.11.2021, жители республики сэкономили 120 млн 197 рублей. «Башавтотранс» из этой суммы недополучил 95 миллионов рублей фактически своих доходов, остальные поменьше, – отчитался он.
Закрывать проект, по словам Романова, власти не собираются, а, наоборот, планируют развивать его и дальше. На очереди – развитие виртуальных карт и перевозок для детей-сирот.
Социальную карту «Алга» в Башкирии запустили с 1 июля 2019 года. Власти задумывали, что поездки с ней будут дешевле, платить станет удобнее, а уходить от налогов – невозможно. С сентября того же года начала действовать акция «Счастливый час» при пересадках. Кроме государственного перевозчика «Башавтотранс» использовать карту при расчетах с населением обязали и предпринимателей. Это обернулось тихим бойкотом последних – горожане часто жаловались, что водители требуют наличку, даже готовы принимать плату за проезд на личную банковскую карту – одним словом, все что угодно, лишь бы не «Алга».
Эксперт: «Частники не берут карту «Алга», потому что вся структура их работы полулегальная»
Поправки в налоговое законодательство, вступившие в силу с 1 июля этого года, обязывают перевозчиков выдавать каждому пассажиру при покупке билета кассовый чек, причем, в любом виде транспорта.
— Без помощи правительства ввести транспортную карту не получилось бы?
— Насколько карта «Алга совершенна и почему на ее работу поступает много жалоб?
— Удалось решить эту техническую проблему объединения двух перевозчиков?
— Когда об этом аспекте говорят, как о решении технической проблемы, я всегда нервничаю. Ведь это политическое решение – правительство и два перевозчика просто договорились между собой о взаимном обмене пассажирами. Технически этот вопрос был решен давно. Больше того, сейчас «Счастливый час» действует и в электричках.
— Есть ли возможность использовать «Счастливый час» на пригородных автобусах?
— Сейчас он действует в пределах города. Но «Башавтотранс» рассматривает возможность использовать проезд в рамках «часа» со скидкой. Это чисто экономический вопрос, потому что проезд за городом дороже. Нулевую поездку там совершать сложно, потому что страдает экономика перевозчика. Тем не менее, варианты решения есть. Я думаю, в ближайшее время мы сможем о нем объявить.
— Начали ли школьники Башкирии пользоваться картой, позволяющей получать скидки при проезде?
— Бесплатно такую карту получили больше 250 тысяч учащихся школ, остальные получат в ближайшее время. Карту школьника можно использовать как пропуск в школу, пользоваться горячим питанием, а также ученик может ездить на государственном и муниципальном общественном транспорте. А частный бизнес пока не обслуживает карту школьника. Мы запросили тариф, но они тихонечко отмалчиваются, не торопятся включаться.
— Если частникам придется устанавливать школьный тариф, то придется предоставлять скидки…
— Опять нужна политическая воля?
— Она уже есть. Глава республики Радий Хабиров поставил задачу и определил срок, в который частные перевозчики должны понять, что работают в правовом государстве и должны платить налоги. Все нужно перестроить, но есть и объективные проблемы. Вся структура их работы изначально полулегальная. Есть неустроенные рабочие, невыкупленный предприятием автобусный парк. Поэтому и не вносятся налоги. Если частный перевозчик сделает точно такую же схему налогообложения, как у муниципальных предприятий и «Башавтотранса», то они не смогут ездить ни за 20, ни за 25 рублей и будет вынужден уйти с рынка.
— Как вы оцениваете работу карты-двойника под названием «Алга», которая действует в Ишимбае?
— У меня нет сведений о том, что она до сих пор находится в обороте. Это подделка. Хорошие вещи часто подделывают, и карта «Алга» не стала исключением.
— Будет какая-то специальная карта «Алга» для пенсионеров?
— Могу похвастаться, потому что наш проект социальной карты Башкортостана, которой при проезде пользовались льготники и пенсионеры, был одним из первых в стране. С 19 сентября она выпускается вместе с картой «Алга». Раньше, пополнив социальную карту на 600 рублей, можно было ездить на общественном транспорте без ограничений в течение месяца. Но чтобы не пользоваться социальным проездным билетом, приходилось покупать другую карту. А теперь с помощью одной карты можно совершать все удобные операции. Например, с наступлением зимы пенсионер перестает часто ездить на дачу, поэтому на карте «Алга» начинает пользоваться обычными поездками – в том числе и «Счастливым часов». К тому же, сейчас «Уралсиб» закладывает на социальные карты, на которые пенсионерам направляют пенсию, три бесплатные поездки в месяц.
— Когда на карте «Алга» появится возможность отображения остатка по счету?
— Это снова не вопрос технической недоработки или несовершенства технологии. Это вопрос пополнения проездного, на который ранее нужно было класть деньги в специальных местах, предоставляя саму карту. Раньше счет нужно было физически «записать» на карту, а теперь на карту мы ничего «не пишем». Так задумано изначально. Благодаря этому решению, пользователю не нужно физически подносить карту к терминалу для пополнения. При этом 87 процентов граждан пополняют счет с помощью мобильного приложения.
— Но остаются 13 процентов людей, которым новая система не кажется удобной…
— Они просто привыкли в ранее принятой технологии. Остаток можно узнать, запросив у кондуктора. Он сделает запрос в базу данных и сообщит баланс. Делать это по каждому терминалу и платежу невозможно, система просто рухнет. Опять же, в рамках промышленного решения, будет еще смс-информирование. Можно позвонить по специальному номеру телефона или зайти на сайт карты «Алга».
— Значит, стоит ждать новых технических решений?
— Они всегда возможны. Но чтобы говорить о переходе на онлайн-расчеты, нам как минимум нужно перейти на технологию 5G. Когда скоростные каналы позволят работать в оффлайне, как и в онлайне, тогда подобные новшества станут возможными.
Эксперт: «В черном обороте у частных перевозчиков – миллиарды рублей»
Пассажирам нужно требовать в автобусах билеты
«Транспорт – это последнее пристанище «серых» денежных средств»
Поправки в налоговое законодательство, вступившие в силу с 1 июля этого года, обязывают перевозчиков выдавать каждому пассажиру при покупке билета кассовый чек, причем, в любом виде транспорта.
— Без помощи правительства ввести транспортную карту не получилось бы?
— Насколько карта «Алга совершенна и почему на ее работу поступает много жалоб?
— Удалось решить эту техническую проблему объединения двух перевозчиков?
— Когда об этом аспекте говорят, как о решении технической проблемы, я всегда нервничаю. Ведь это политическое решение – правительство и два перевозчика просто договорились между собой о взаимном обмене пассажирами. Технически этот вопрос был решен давно. Больше того, сейчас «Счастливый час» действует и в электричках.
— Есть ли возможность использовать «Счастливый час» на пригородных автобусах?
— Сейчас он действует в пределах города. Но «Башавтотранс» рассматривает возможность использовать проезд в рамках «часа» со скидкой. Это чисто экономический вопрос, потому что проезд за городом дороже. Нулевую поездку там совершать сложно, потому что страдает экономика перевозчика. Тем не менее, варианты решения есть. Я думаю, в ближайшее время мы сможем о нем объявить.
«Карту школьника можно использовать как пропуск в школу»
— Начали ли школьники Башкирии пользоваться картой, позволяющей получать скидки при проезде?
— Бесплатно такую карту получили больше 250 тысяч учащихся школ, остальные получат в ближайшее время. Карту школьника можно использовать как пропуск в школу, пользоваться горячим питанием, а также ученик может ездить на государственном и муниципальном общественном транспорте. А частный бизнес пока не обслуживает карту школьника. Мы запросили тариф, но они тихонечко отмалчиваются, не торопятся включаться.
— Если частникам придется устанавливать школьный тариф, то придется предоставлять скидки…
— Опять нужна политическая воля?
— Она уже есть. Глава республики Радий Хабиров поставил задачу и определил срок, в который частные перевозчики должны понять, что работают в правовом государстве и должны платить налоги. Все нужно перестроить, но есть и объективные проблемы. Вся структура их работы изначально полулегальная. Есть неустроенные рабочие, невыкупленный предприятием автобусный парк. Поэтому и не вносятся налоги. Если частный перевозчик сделает точно такую же схему налогообложения, как у муниципальных предприятий и «Башавтотранса», то они не смогут ездить ни за 20, ни за 25 рублей и будет вынужден уйти с рынка.
— Как вы оцениваете работу карты-двойника под названием «Алга», которая действует в Ишимбае?
— У меня нет сведений о том, что она до сих пор находится в обороте. Это подделка. Хорошие вещи часто подделывают, и карта «Алга» не стала исключением.
— Будет какая-то специальная карта «Алга» для пенсионеров?
— Могу похвастаться, потому что наш проект социальной карты Башкортостана, которой при проезде пользовались льготники и пенсионеры, был одним из первых в стране. С 19 сентября она выпускается вместе с картой «Алга». Раньше, пополнив социальную карту на 600 рублей, можно было ездить на общественном транспорте без ограничений в течение месяца. Но чтобы не пользоваться социальным проездным билетом, приходилось покупать другую карту. А теперь с помощью одной карты можно совершать все удобные операции. Например, с наступлением зимы пенсионер перестает часто ездить на дачу, поэтому на карте «Алга» начинает пользоваться обычными поездками – в том числе и «Счастливым часов». К тому же, сейчас «Уралсиб» закладывает на социальные карты, на которые пенсионерам направляют пенсию, три бесплатные поездки в месяц.
— Когда на карте «Алга» появится возможность отображения остатка по счету?
— Это снова не вопрос технической недоработки или несовершенства технологии. Это вопрос пополнения проездного, на который ранее нужно было класть деньги в специальных местах, предоставляя саму карту. Раньше счет нужно было физически «записать» на карту, а теперь на карту мы ничего «не пишем». Так задумано изначально. Благодаря этому решению, пользователю не нужно физически подносить карту к терминалу для пополнения. При этом 87 процентов граждан пополняют счет с помощью мобильного приложения.
— Но остаются 13 процентов людей, которым новая система не кажется удобной…
— Они просто привыкли в ранее принятой технологии. Остаток можно узнать, запросив у кондуктора. Он сделает запрос в базу данных и сообщит баланс. Делать это по каждому терминалу и платежу невозможно, система просто рухнет. Опять же, в рамках промышленного решения, будет еще смс-информирование. Можно позвонить по специальному номеру телефона или зайти на сайт карты «Алга».
— Значит, стоит ждать новых технических решений?
— Они всегда возможны. Но чтобы говорить о переходе на онлайн-расчеты, нам как минимум нужно перейти на технологию 5G. Когда скоростные каналы позволят работать в оффлайне, как и в онлайне, тогда подобные новшества станут возможными.
Чиновники рассказали, как наказать водителей, которые отказываются принимать «Алгу»
Вооружитесь телефоном с камерой
Водители не имею права отказываться принимать карту
Фото: Тимур Шарипкулов
Сегодня, 6 октября, на пресс-завтраке, посвященном развитию транспорта и итогам введения транспортной карты «Алга», чиновники порекомендовали пассажирам запоминать номера и маршрут водителей, которые не хотят принимать карты.
— Лучше фотографировать, а дальше обращаться с жалобой на горячую линию «Башавтотранса», — отметили на пресс-завтраке.
Отказ обслуживать пассажиров с картой «Алга» неправомерен, но каких-то административных мер предпринять пока не могут — только погрозить, объяснили чиновники.
Напомним, что осенью 2018 года в Башкирии началась транспортная реформа. Глава республики пожелал, чтобы в Уфе не осталось частных перевозчиков, так как это небезопасно. Но, к сожалению, жалобы на новую транспортную реформу поступают постоянно.
В январе 2020 года горожане присылали в редакцию UFA1.RU множество жалоб на то, что им приходится стоять на остановках по 30 минут, а то и по часу ждать своего автобуса. А с введением транспортной карты «Алга» недовольство горожан усилилось, потому что не всем шоферам нравится пробивать оплату через карту: часто они просят перевести деньги онлайн или оплатить проезд наличными средствами.
В сентябре этого года Хабирову вновь пожаловались на транспортную реформу. Тогда же стало известно, что в Уфе сократят почти пятьдесят маршрутов общественного транспорта, а новых ввели только восемь.
«Мы выдавливаем тех, кто не готов с нами работать»: глава Башкирии — об укреплении «Башавтотранса»
Хабиров отвечал на вопрос о том, почему сбоит карта «Алга», но в итоге вновь прошелся по частникам
Радий Хабиров считает, что «кто не с нами, тот работать не будет»
Фото: Тимур Шарипкулов
Глава Башкирии Радий Хабиров высказал свою позицию о ситуации с общественным транспортом. Он ответил на вопрос одного из зрителей, заданный сегодня, 8 сентября, в ходе пресс-конференции в ЦУРе. Житель пожаловался на то, что не может уехать на общественном транспорте из Черниковки, с картой «Алга» происходят сбои.
— Перед началом транспортной реформы я думал, что я решу проблемы кавалерийским наскоком, — признался Хабиров. — Часть энергии ушла на укрепление «Башавтотранса». Но мы не можем обеспечить всё муниципальным перевозчиком. Я несколько раз бросал клич частным перевозчикам: «Давайте работать, но на наших условиях». Тут принцип простой: кто не с нами, тот работать не будет. Мы укрепляем «Башавтотранс» и выдавливаем тех, кто не готов с нами работать.
Министр цифрового развития Башкирии Геннадий Разумикин, комментируя слова Хабирова, отметил, что частные перевозчики наличную оплату не фискализируют и в целом доходы у них меньше. При этом упомянул, что карту «Алга» приобрели 555 тысяч жителей Башкирии.
— 555 тысяч наших жителей проголосовали ногами за эту карту, — сказал Хабиров. — А «Башавтотранс» не более 40 процентов рынка перевозок Уфы занимает. Но я не хочу строить разговор так, чтобы мы сейчас этих бедных частных перевозчиков клеймили позором. За рулем этих автобусов сидят люди, которые очень тяжелый труд выполняют.
О том, как власти Башкирии борются с частными перевозчиками, мы рассказывали в нашем расследовании еще в прошлом году. По словам негосударственных компаний, к нелегалам фактически могут отнести всех, кто