Что случилось с бизнес молодостью

Скандальная «Бизнес молодость» прекратит существование

Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть фото Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть картинку Что случилось с бизнес молодостью. Картинка про Что случилось с бизнес молодостью. Фото Что случилось с бизнес молодостью

Скандальный проект «Бизнес молодость», устраивавший тренинги для предпринимателей, прекратит свое существование. Один из основателей проекта Петр Осипов на своей странице в Instagram не стал озвучивать причины закрытия, но пообещал раскрыть детали позже.

«Я закрываю «Бизнес молодость». Этой компании больше не будет», — написал он.

Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть фото Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть картинку Что случилось с бизнес молодостью. Картинка про Что случилось с бизнес молодостью. Фото Что случилось с бизнес молодостью

Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть фото Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть картинку Что случилось с бизнес молодостью. Картинка про Что случилось с бизнес молодостью. Фото Что случилось с бизнес молодостью

На сайте самой компании говорится, что это связано с изменениями в стратегии и формированием новой продуктовой линейки. «Все обязательства перед нашими клиентами мы выполним», — говорится в сообщении.

По информации The Bell, сейчас действует ООО «Бизнес молодость ТВ», зарегистрированная в 2016 году после ликвидации «Бизнес молодость». На основателей компании Петра Осипова и Михаила Дашкиева зарегистрированы по семь фирм, причем три из них (ООО «Туннель Софт», ООО «Юрьево» и ООО «Бизнес ресурс») по итогам прошлого года оказались убыточными. Из тех фирм, что есть у Осипова (у него 50 процентов уставного капитала), прибыль приносит только ООО «Бизнес ответ», в 2019-м она заработала 37 миллионов рублей. Полностью Оспипову принадлежат две фирмы: ООО «Основы предпринимательства» и ООО «Знаки», чистый убыток первой составил 121 тысячу рублей, а второй — одну тысячу.

Проект «Бизнес молодость» создан в 2010 году. Как пишет сама компания, за это время через платные программы обучения прошли 300 тысяч участников, создавших с нуля 16 850 бизнесов. В целом за десятилетие у нее сложилась неоднозначная репутация: одни называли «Бизнес молодость» «сектой лохотронщиков», однако у бизнес-сообщества множество почитателей.

Источник

«Бизнес молодость» закрылась после 10 лет работы. Одни называли проект сектой, а другие становились миллионерами

Проект «Бизнес молодость», известный своими тренингами для начинающих предпринимателей, закрылся через 10 лет работы. Об этом на своей странице в Instagram сообщил один из основателей, Петр Осипов. «Бизнес молодость» никогда не вызывала нейтральной реакции. Проект имел сотни поклонников, которые благодарили организаторов за помощь в ведении бизнеса. Противники отзывались о «Бизнес молодости» как о секте, которая зарабатывала на своих фанатах.

Рождение «Бизнес молодости»

Идея открыть курсы для начинающих предпринимателей у основателей проекта Петра Осипова и Михаила Дашкиева появилась в 2010 году, после первого мероприятия в Высшей школе экономики. Обязанности разделили, Михаил занимался книгой с советами по открытию стартапов, а Петр вел семинары.

Через три года создатели проекта заявили, что оборот от продажи тренингов достиг почти миллиарда рублей, а количество слушателей их курсов достигло 140 тысяч человек в 170 городах стран СНГ. При этом особо в поездки авторы не ездили. Предпочитали онлайн-трансляции московских семинаров.

Организаторы «Бизнес молодости» предлагали различные курсы по созданию собственного бизнеса и его дальнейшего продвижения. После каждого занятия слушатели получали домашние задания, которые были обязательны к выполнению. Те, кто их не делал, вылетали с оплаченного курса. Деньги им не возвращали.

Михаил Дашкиев называл таких людей «двоечниками». По его словам, до конца курсов не доходили до 40% слушателей. Сам основатель «Бизнес молодости» утверждал, что только строгость позволяет добиться гарантированного результата и увеличения прибыли своего дела.

Кроме помощи в открытии стартапов, «Бизнес молодость» предлагала услуги для продвижения бизнеса: разработка и продвижение сайтов, создание фирменного стиля, логистика, бухгалтерские услуги, помощь в подборе персонала и даже аренда недвижимости. Такие условия привлекали очень многих, но успеха достигали не все.

Критика и восхищение

На всех семинарах «Бизнес молодости» выступающие рассказывали зрителям, как достичь успеха в бизнесе. Но, по словам профессиональных предпринимателей, чаще шла игра на комплексах и самооценке человека. Спикеры давали толчок и уверенность в себе мечтающим об открытии собственного дела, но при этом запала у многих хватало только на один месяц.

Кейсы об успешном открытии своего дела, опубликованные на сайте проекта, часто уличали в неправдоподобности. Так, блогер Николай Танушкин разобрал с приведением конкретных чисел пример владельца сервисного центра по ремонту ноутбуков, чей доход увеличился до 1,5 миллиона рублей в месяц. По словам автора, это возможно только при условии, что будут работать сразу 20 мастеров по 2070 часов, что просто нереально. И это без учета зарплат, налогов, платы за аренду и коммунальных платежей.

В СМИ выходили материалы, в которых о проекте отзывались как о секте. Так же говорили и некоторые российские стартаперы.

На сайте «Бизнес молодости» до сих пор есть кейсы, где указанные сайты предпринимателей просто не работают.

Михаил Дашкиев не отрицал, что представленная информация на сайте может быть недостоверной. По его словам, все указанные данные представляют сами слушатели курсов, при этом многие вполне могут преувеличивать свои достижения. Ответственность за это он переложил на них.

Но есть и вполне конкретные истории успеха. Среди выпускников «Бизнес молодости» основатель проекта Skyeng Георгий Соловьев. Владельца одной из самых крупных онлайн-школ по изучению английского языка журнал Forbes в 2019 году включил в рейтинг молодых предпринимателей «30 до 30». В 2018 году его бизнес оценивали в 100 миллионов долларов.

Есть и другой пример: известный молодой предприниматель Аяз Шабутдинов. После окончания курсов «Бизнес молодости» он открыл сеть кофеен, которую позже продал за несколько миллионов.

Конец «Бизнес молодости»

В 2019 году Михаил Дашкиев покинул проект. Тогда же Петр Осипов заявил, что закроет «Бизнес молодость» и сосредоточится на своем проекте «Метаморфозы». Однако об окончательном закрытии стало известно только сейчас.

На сайте проекта все произошедшее объяснили ребрендингом. Авторы пообещали, что все обязательства перед клиентами они выполнят и заявленные на осень программы пройдут в установленные сроки. При этом организаторы не исключили, что часть программ перейдет исключительно в онлайн.

Дашкиев и Осипов заявляли о себе как об успешных предпринимателях. По данным The Bell, на них сейчас зарегистрировано семь компаний. Из них четыре в 2019 году показали убытки от одной тысячи до 25,7 миллиона рублей. Одна фирма находится в стадии ликвидации.

Только одна компания оказалась прибыльной. 50% уставного капитала в ней принадлежит Петру Осипову. Это ООО «Бизнес ответ». Фирма занимается созданием и использованием баз данных и информационных ресурсов. В 2019 году она заработала 37 миллионов рублей. Это очень далеко от заявленного миллиарда, который, по их словам, приносила им «Бизнес молодость».

Источник

Сооснователь «Бизнес молодости» объявил о закрытии проекта

Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть фото Что случилось с бизнес молодостью. Смотреть картинку Что случилось с бизнес молодостью. Картинка про Что случилось с бизнес молодостью. Фото Что случилось с бизнес молодостью

Один из основателей проекта «Бизнес молодость» Петр Осипов объявил о том, что решил его закрыть. «Я закрываю «Бизнес молодость». Этой компании больше не будет», — написал Осипов на своей странице в сети Instagram. На это обратило внимание издание The Bell.

О распаде «Бизнес молодости» (БМ) Осипов говорил осенью 2019 года после расставания со своим партнером по проекту Михаилом Дашкиевым в интервью с основателем клуба молодых предпринимателей Young Business Club Андреем Остапчуком.

«БМ дальше не будет. Я планирую заниматься проектом «Метаморфозы», — сказал тогда Осипов. Однако после этого «Бизнес молодость» продолжала существовать. Сообщение об изменениях появилось на сайте проекта в середине августа 2020 года, при этом происходящее было названо «ребрендингом».

«Сейчас в нашей компании происходит ребрендинг. Это связано с глубинными изменениями стратегии компании и формированием новой продуктовой линейки. В дальнейшем мы также будем проводить программы по личностному развитию и бизнес-тренинги. Часть программ перейдет в онлайн и станет доступна из любой точки мира, другие будут проходить только вживую», — отмечается в сообщении.

При этом Осипов в своих постах в Instagram говорит именно о закрытии проекта. «Почему мы расстались с Мишей? Почему я закрываю БМ? Фатальные ошибки, которые я допустил?» — написал он, предложив тем, кто хочет узнать ответ на эти вопросы, сообщить об этом в комментариях к посту.

Источник

Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

На одном из тренингов «Бизнес Молодости» («БМ») в 2016 году в ответ на задание «поставить себе материальную цель» основательница тульской стройкомпании VSGROUP Ольга Дыдыко подняла руку и сказала: «Мне не нужна машина классная или сумка Birkin, я лучше куплю экскаватор для компании». Ведущий тренинга, сооснователь «БМ» Петр Осипов, по словам Дыдыко, вызвал ее на сцену и «публично разобрал» кейс. «Сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели и боюсь двигаться вперед. Я расплакалась прямо на сцене. Это был трэш», — вспоминает Ольга.

Ее опыт, судя по недовольству курсами в Сети, не уникален: «Бизнес Молодость» на протяжении многих лет ругали и представители делового сообщества, и сами клиенты. Но несмотря на волну хейта, курсы пользовались завидным спросом, а в 2018-м совокупная выручка основных юрлиц «БМ» достигла 1 млрд рублей.

Первые несколько лет, по словам Осипова, он и Дашкиев «горели проектом», но впоследствии «огонь стал потухать». В начале 2019-го, несмотря на успешные финансовые показатели предыдущего года, из компании вышел Дашкиев. Осипов закрыл год с убытком в 27,8 млн рублей, а в августе 2020-го заявил о полной остановке бизнеса, так и не оправившись от пандемического удара. Впрочем, некоторые эксперты считают, что объявление о закрытии — всего лишь маркетинговый ход, и на самом деле курсы переродятся «под новым соусом» в ближайшее время.

Forbes поговорил с Осиповым и Дашкиевым и узнал, как двум 20-летним чебоксарцам удалось построить инфобизнесовую империю, довести выручку до 1 млрд рублей, несмотря на тонны критики, и действительно ли Россия останется без «Бизнес Молодости».

20-летние учителя

Петр Осипов и Михаил Дашкиев родились и выросли в Чебоксарах, учились в соседних школах, но плотно общаться стали только в Москве, куда оба поступили в вузы (Осипов — в РГГУ, Дашкиев — в НИУ ВШЭ). Осипов последовательно строил политологическую карьеру: еще будучи школьником, начал работать в предвыборном штабе местного депутата Евгения Слепова, затем устроился помощником депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Броницына.

Уже тогда у него появился интерес к ораторству: Осипов организовывал депутатские выступления на 100-150 человек, но Броницын не всегда на них доезжал. Студент его «подменял» — так и научился «держать себя на сцене».

Избирательные кампании проходили летом, поэтому для стабильного заработка Осипов устроился менеджером по продажам в компанию ФТК, которая предлагала дополнительное образование для школьников. Сначала «ходил по школам и продавал курсы», но впоследствии стал сам вести курсы по публичным выступлениям.

Увлекшись темой, на последних курсах университета он устроился на стажировку в компанию «Ораторика» (тренинги по бизнесу и личной эффективности). «Он был достаточно активным студентом, постоянно интересовался новой информацией и пробовал разные подходы», — вспоминает опыт работы с будущим конкурентом владелица «Ораторики» Ирина Киреева. Благодаря «Ораторике» у Осипова, по собственным словам, появились частные клиенты по публичным выступлениям: будучи студентом пятого курса, он вел консультации «для некоторых топ-менеджеров небольших компаний».

«Вместо бизнес-знаний я получил несколько занятий по цигуну и боксу, разговоры про чакры и воспитание детей»

Дашкиев во время учебы успел поработать в школе менеджеров «Арсенал», маркетологом в тренинговой компании Pinta Lab, а также запустить вместе с приятелем Дмитрием Крутовым (в будущем сооснователем онлайн-образовательного проекта Skillbox) маркетинговое агентство Mokselle и магазин энергосберегающих ламп «Энергосберегающие системы».

Осипов и Дашкиев, к тому моменту уже плотно общавшиеся, были настолько вдохновлены тем фактом, что в свои 20 с небольшим лет зарабатывали «по 100 000-150 000 рублей в месяц», что решили написать книгу «про важность постановки целей». Но книга — дело небыстрое, поэтому своими мыслями придумали поделиться на студенческом мероприятии бизнес-инкубатора ВШЭ. Мастер-класс, который прошел летом 2010 года, назвали «Бизнес и молодость» (впоследствии трансформировалось в нынешний вариант — «Бизнес Молодость»). В ходе него студентам пообещали «пошаговый план для первого рывка» в карьере. На мероприятие, по словам Осипова, пришли несколько сотен участников.

«Если выступаем, надо что-то продать», — подумали тогда Осипов и Дашкиев и решили рассказать о еще не созданном «клубе для тех, кто интересуется саморазвитием». Предложили студентам за 5000 рублей в месяц посещать еженедельные встречи, где молодые тренеры будут «разбирать их кейсы» — помогать сделать сайт, настроить рекламу и конвертировать заявки в продажи. На встречи записались 30-40 студентов — «ребята 18-21 года, которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать».

В таком формате курсы просуществовал полтора года. «Людей было не очень много — на уровне этих 30-40 человек в месяц и держались, — вспоминает Осипов. — Но я не помню, чтобы мы активно пиарили [проект] тогда. Было интересно собрать вокруг себя тусовку ребят, которые интересуются развитием. Давали им задание на неделю, разбирали, снова давали задание. И так постепенно начала выкристаллизовываться методология». Осипов преподавал навыки публичных выступлений и постановку целей, Дашкиев — создание сайтов и маркетинг. Занятия вели только лично — сторонних экспертов не приглашали. На каждой новой встрече оценивали результат, который за неделю достигли ученики, — например, насколько за счет настройки маркетинга выросли продажи.

Феномен «Молодости»

Чтобы привлекать новых клиентов, Осипов и Дашкиев сделали сайт и стали проводить новые выступления в МГУ, ВШЭ и других вузах — рассказывали о «своем бизнесе, несмотря на возраст», и советовали, «что читать, что смотреть, с кем общаться, какие качества в себе развивать». За первые два года работы сарафанное радио создало вокруг тренингов «большой резонанс», уверяет Осипов. Доход юрлиц «Бизнес Молодости» с видом деятельности «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (ООО «Бизнес-Молодость» и ООО «БМ») за 2012 год составил 8,3 млн рублей, прибыль — 4,3 млн. Партнеры также функционировали как ИП: Дашкиев — с 2010 года, Осипов — с 2011-го.

Почувствовав первую волну успеха, партнеры полностью переключились со сторонней работы на компанию и принялись строить «из хобби бизнес». Сформировали первые несколько программ: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8000-10 000 рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20 000-30 000 рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью в 300 000 рублей. Затем в совладельцы и управленцы позвали экс-владельца разработчика облачных услуг для управления бизнесом «Мегаплан» Александра Волчека, с которым партнеры познакомились через Дмитрия Крутова. Тогда же наняли нескольких менеджеров по продажам и маркетологов. Для всего штата партнеры открыли офис на Тверской-Ямской. Волчеку в течение 2012-го и 2013 годов отошло по 33% в расплодившихся к тому времени юрлицах проекта: ООО «БМ», «БМ Старт», «БМ Сервис», «АП» и «МГ». Впоследствии он стал гендиректором компании.

Сформировав полноценные курсы, Осипов и Дашкиев вышли за пределы Москвы: стали ездить с бесплатными тренингами по регионам и привлекать клиентов оттуда. В том же 2012-м открылись первые представительства проекта в Ульяновске, Санкт-Петербурге, Самаре и еще 11 городах. Там основатели находили партнеров-кураторов, которые собирали аудиторию и подключались онлайн к столичным тренингам Осипова и Дашкиева. За это партнеры, по словам Дашкиева, получали фиксированную зарплату или долю выручки в 20-30% от каждого набора на курс.

В 2013-м, благодаря запуску курсов и экспансии в регионах, «начался очень серьезный взлет»: суммарная выручка юрлиц «БМ» составила 477 млн рублей (в 50 раз больше, чем годом ранее), прибыль — 39,4 млн. Спиридонов из «Нетологии» считает, что в первый год полноценной работы основатели могли скрывать часть доходов, потому что такой рост кажется «слишком уж резким». Дашкиев это отрицает: «Мы всегда следили за тем, чтобы все было в порядке с точки зрения налогов. Такой скачок объясняется тем, что мы действительно резко выросли, сделали радикальный прыжок».

Раскрыть бизнес-чакру

Дашкиев признает, что поначалу он и Осипов были неопытны и совершали много ошибок: «У нас была какая-то эпатажность и в то же время отсутствие контроля за качеством собственного продукта и общения с клиентами».

Из-за этого с ростом популярности «Бизнес Молодости» росла и волна недовольства манерой преподавания. Один из слушателей курсов рассказывал The Village, что вместо структурированных бизнес-знаний получил несколько занятий по цигуну и боксу с Осиповым, разговоры про чакры, отношения в семье и воспитание детей. «То, что мы делали, — это фокус на результатах людей, а результаты складываются из многих факторов, в том числе, атмосферы и внутреннего состояния, — рассуждает Осипов. — Поэтому, кроме прикладных знаний, мы предлагали выезды в разные города, дополнительную активность и консультации по личным вопросам».

Ругали «БМ» и за то, что большинство видео и историй успеха выпускников, которые Осипов и Дашкиев использовали на сайте компании, «сильно преувеличены». «Очень много учеников в ходе тренингов заявляли о нереальных результатах: что они, условно, продали ручки Сбербанку или какой-то экспресс-аудит заводам за 30 млн рублей за два месяца. Они просто хотели пропиариться и получить публикацию о себе на сайте «Бизнес Молодости», — говорит основательница тульской VSGROUP Ольга Дыдыко, которая в 2016-м по совету подруги приобрела курс «Миллион за сто». На тренингах, по ее словам, «было что-то вроде соревнования»: учеников делили на команды, выигрывал тот, кто нарастит доходы за два месяца больше всех. О членах команды-победителя выпускали заметки на сайте «БМ». «Это [то, что участники тренингов преувеличивали свои результаты] действительно было большой болью и нашей большой проблемой, — признает Дашкиев. — Поэтому с каждым годом мы проводили более строгий факт-чек при публикации кейсов студентов, но полностью проблему побороть не смогли». Сама компания намеренно цифры выпускников не завышала, уверяет он.

«Он публично сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели. Я расплакалась прямо на сцене»

Сам Осипов в интервью Максиму Спиридонову признавался, что «испытывает определенную неловкость от того, как поступал с определенными людьми» на тренингах. «Но стоит признать, что этот этап позволил создать что-то уникальное и аутентичное. Чтобы создать что-то новое, в любом случае ты будешь кому-то против шерсти», — считает сооснователь «БМ».

Несмотря на волну хейта и ошибки основателей, курсы продолжали пользоваться впечатляющим спросом. В 2014-м Осипов и Дашкиев смогли даже немного нарастить показатели 2013-го — до 492 млн рублей выручки и 48,3 млн рублей прибыли, свидетельствуют данные СПАРК. Тогда же у компании появились аккредитованные тренеры — специалисты в маркетинге, продажах, бухучете и пр., которые курировали занятия наравне с основателями.

Ничего необычного в популярности «БМ», несмотря на хейт и невысокое качество программ, нет, уверен психотерапевт клиники Mental Health Center Глеб Багрянцев. «Подобным явлениям уже не одна тысяча лет: «Бизнес Молодость» постулирует, что есть особое состояние, которое необходимо для достижения богатства. И для богатства главное — это достичь этого состояния, а не учиться, заводить связи и набивать шишки. Поэтому она больше всего напоминает религиозную секту, только в качестве идола там выступает «успешный успех», богатство и красивая жизнь, — считает эксперт. — Как и любая секта, они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одно из базовых потребностей нашей психики».

Торговцы эмоциями

Рецепт успеха «Бизнес Молодости» прост, уверен Максим Спиридонов из «Нетологии»: совмещение тренингов личностного роста и «самых главных знаний про бизнес очень практического свойства». «В академическом обучении бизнесу было довольно много теории, которая вызывала зевоту. А они говорили: «Чувак, иди, тебе нужно знать, как делать лендинг, настраивать рекламу, покупать дешево, продавать дорого». Никакого стратегического маркетинга, образования бренда, HR. Очень практическое и ориентированное на манящие цели для молодой публики образование», — рассуждает он.

По мнению Глеба Багрянцева, основатели «БМ» «торгуют эмоциями — драйвом, эйфорией, вдохновением — тем, что хочется переживать снова и снова». «Базовый принцип — поменьше размышлений, побольше эмоций. Эмоциональный опыт запоминается в первую очередь, рациональное мышление перед ним отступает. Никто не хочет составлять подробные бизнес-планы, разрабатывать маркетинговые исследования и сводить отчетность. Все хотят, чтобы богатство пришло само собой, чтобы для его обретения не пришлось учиться или еще как-то напрягаться. Вот именно это желание и эксплуатирует «БМ», — скептичен психотерапевт. «Давление» и «насмешки над сомневающимися», по его мнению, тоже легко объяснить: «С точки зрения «БМ», те, кто не верит в силу мотивации и смеет высказывать сомнения — неудачники, которые никогда ничего не добьются. Их нужно заткнуть как можно быстрее, ведь они могут разрушить иллюзию легкого богатства и помешать продажам очередного тренинга».

«Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией»

Психолог и основатель проекта Skillfolio Виктория Шиманская обращает внимание на типичные психологические приемы управления толпой, которые использовали Осипов и Дашкиев: например, манипуляция страхом и эффект высокой цены. «Они часто выгоняли кого-то, кто не выполнил домашнее задание или еще что-то. У людей в связи с этим возникал страх того, что они упустят свой шанс, и они продолжали посещать курсы и покупать новые», — считает эксперт. Кроме того, основатели «БМ» намеренно назначали высокую цену на курсы: «чем больше человек платит, тем больше будет себя уговаривать, что это не зря», уверяет Шиманская.

Вопреки ожиданиям, «негативный шлейф» сыграл компании на руку, добавляет Шиманская: «Это в любом случае пиар: хейт лишь давал большому количеству людей узнать, что такой проект вообще существует».

Миллиард на хейте

Впрочем, в кризисном 2014-м даже пиар не помог удержаться на былых оборотах: на фоне снижения покупательской способности населения у компании началось падение продаж, которое привело к кассовому разрыву в 30 млн рублей в 2015-м, говорит Дашкиев (по данным СПАРК, в 2015-м ООО «Авилон Плаза» подало иск к юрлицу «БМ» с категорией «Исполнение обязательств по договорам аренды» на 31,7 млн рублей; дело закончилось мировым соглашением). «К тому времени у нас было больше 100 сотрудников и огромный фонд оплаты труда. Большую часть пришлось уволить, чтобы выстоять», — вспоминает он.

В начале 2015 года из компании также ушел совладелец и гендиректор Александр Волчек. Уход, по его словам, был связан с личными партнерскими взаимоотношениями, «когда понимаешь, что дальше лучше работать отдельно». По словам Дашкиева, Волчек «был не готов работать в кризисных условиях». Детали сделки по выкупу его доли стороны не раскрывают.

Волна сокращений позволила Осипову и Дашкиеву преодолеть финансовые трудности и заработать в 2015 году около 200 млн рублей выручки и 14 млн рублей прибыли. В 2016-м показатели выросли до 607 млн рублей и 34 млн рублей соответственно. В следующие два года рост продолжился: в 2018-м выручка компании перевалила за рекордный 1 млрд, прибыль превысила 70 млн.

При этом сооснователь «Нетологии» считает, что прибыль «БМ» относительно крупного оборота была «очень невелика». «Это говорит о том, что они бились за развитие и много вкладывали в маркетинг и рекламу», — объясняет предприниматель.

Дашкиев, впрочем, считает прибыль компании «достойной». Основные траты, по его словам, приходились не на маркетинг, а на проведение мероприятий: один еженедельный ивент обходился «Бизнес Молодости» в 1,5 млн рублей, уверяет предприниматель.

Раскол дуэта

Первые звоночки для закрытия «Бизнес Молодости» появились в 2018 году, считает Спиридонов. Тогда случился раскол дуэта Осипова и Дашкиева, который привел к уходу последнего из компании. Михаил предложил партнеру сменить модель «БМ» с публичных массовых тренингов на занятия тет-а-тет с учениками. «Петр сказал, что модель хорошая, но он все-таки больше себя видит как спикер, как автор, как человек сцены. И тогда мы поняли, что это просто разные пути, и спокойно решили разойтись», — вспоминает Дашкиев. Осипов его слова подтверждает.

Условия выхода Дашкиева ни он сам, ни Осипов не раскрывают. «Были некие активы, которыми мы обменялись внутри наших взаимоотношений», — без подробностей комментирует Осипов. По данным СПАРК, Дашкиев в 2019-м вышел из всех действующих юрлиц компании — ООО «Бизнес ответ» (на это юрлицо приходились основные финансовые потоки в последние годы работы), ООО «БС», ООО «БР» и ООО «Знаки» (на него зарегистрированы бренды «Бизнес Молодости»). После «развода» Дашкиев занялся новым проектом «Юниты» — обучением навыкам бизнеса напрямую с преподавателем. Проект, по его собственным словам, «пока и близко не подобрался» к оборотам золотых лет «Бизнес Молодости», но в ближайший год «стремится к ним приблизиться».

«Они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одно из базовых потребностей нашей психики»

Ударила по компании и возросшая конкуренция, считает Спиридонов. По его словам, как раз в конце 2019-го — начале 2020 годов проект выпускника «БМ» Аяза Шабутдинова «Like Центр» «пересобрался и как мощный конкурент вдарил по клиентам «БМ». «В итоге получилась очень познавательная история: Петр и Михаил правильно поймали тренд, волна этого тренда тащила их на пустом рынке до тех пор, пока вслед за ними не рванули последователи, которые не делали их ошибок. В результате лидер был сам погребен под волной учеников», — резюмирует предприниматель.

Пандемия «вбила последний гвоздь в гроб проекта», уверен он. По оценкам Спиридонова, за первое полугодие 2020-го выручка «БМ» могла упасть ориентировочно в 10 раз по сравнению с лучшими временами проекта, так как значимую часть их воронки маркетинга и образовательных активностей составлял офлайн, а он «оказался полностью отрезан».

По словам Осипова, первые недели после введения карантина были для компании «очень сложными». «Выручка с продуктов офлайновых тут же обрушилась. Один месяц мы встретили без прибыли или с минимальной, но за 1,5-2 месяца перевели выручку на онлайн», — уверяет он.

Бизнес-мудрость

В середине августа Осипов в своем Instagram (1,5 млн подписчиков) объявил о закрытии «Бизнес Молодости». Причиной решения предприниматель называет «пропажу интереса» развивать проект дальше: «Это был союз Миши с Петей, именно вдвоем мы создавали эту реальность. Когда мы разошлись, стало понятно, что не имеет смысла этим продолжать заниматься. Мы этот этап жизни завершили для себя: то, что было интересно нам 21-летним, сейчас неинтересно».

Кроме «БМ», по словам Осипова, у него «есть другие проекты, другие перспективы». Он хочет заняться образовательными программами, связанными с «философией, внутренним развитием человека и личностным ростом». Офис «Бизнес Молодости», по его словам, он закрыл еще в июне, но юрлица пока не ликвидировал: планирует заняться этим «в ближайшее время».

Опрошенные Forbes эксперты образовательного рынка не исключают, что закрытие «БМ» может быть номинальным: компания продолжит существовать, просто сделав ребрендинг и сменив концепцию. «Кто в здравом уме будет убивать машину с такой колоссальной клиентской базой?» — задается вопросом основатель City Business School Денис Исаков. По его прогнозу, проект переформатируется, «сменит название на какую-нибудь «Бизнес Мудрость», но команда и бизнес как таковой сохранятся.

«БМ» имели наглость учить так, как они это делали: ярко, с вызовом, где-то на грани фола»

Заявление о закрытии «БМ» Исаков считает пиар-ходом, «эпатажем и маркетингом», который Осипов использует, чтобы отстроиться от негативного шлейфа проекта. Такого варианта не исключает и бывший партнер Осипова Дашкиев: «Я тоже отчасти ушел в свой новый проект, чтобы отстроиться от негативного шлейфа. Думаю, для Петра [закрытие — ] это символический, эмоциональный поступок, нежели бизнесовый. Он в корне поменяет продуктовый подход и, возможно, команду и перезапустится в другом качестве».

Сам Осипов, впрочем, версию о номинальном закрытии отрицает. «Бизнес Молодость» как союз меня и Миши, как серия курсов, которые достаточно известны на рынке, определенный способ привлечения клиентов больше существовать не будет. У нас нет офиса, мы закрываем постепенно обязательства перед клиентами и сводим все на нет». При этом предприниматель считает, что аудитория «БМ» «органическим образом перетечет» в новые проекты основателей. Сейчас на сайте «БМ» значится всего один работающий проект — «Результат» Осипова, который, по его словам, «запустился в пандемию для сохранения команды в переходный период и исполнения обязательств перед клиентами». Предприниматель допускает, что «Результат» может стать частью новой модели либо закроется «после исполнения всех ранее проданных обязательств».

Игорь Рыбаков в закрытии «БМ» не видит ничего подозрительного: по его словам, за эти годы изменилась сама модель запуска первого бизнеса, поэтому актуальность таких школ, как «БМ», сошла на нет. «Раньше молодые предприниматели начинали через «тряску груши»: типа «давай, квартиру продай, заложи — и все получится», как учили в «БМ». Сколько людей погибло, сколько вошло в финансовые трудности, сколько получило тяжелые моральные травмы из-за этого? Теперь все иначе: люди получают стартовый опыт, начальное бизнес-образование, работая внутри каких-то компаний», — уверен миллиардер.

«Безусловно, «БМ» — это целая веха российского бизнес-обучения. Важная, создавшая серьезный фундамент для рынка, но тупиковая», — рассуждает Максим Спиридонов. Причина — в агрессивности и «неэкологичности» подхода основателей в первые годы. «От этой репутации неоднозначных ребят уже не отделаться. Хотя сами они внутренне сильно изменились», — уверен эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *