Что значит точка в переписке
Можно ли нагрубить собеседнику в интернете при помощи точки? Можно.
Автор фото, Getty Images
Классическая пунктуация в интернете не работает, а точка воспринимается как знак грубости или агрессии. Как так вышло?
Люди по-разному воспринимают эти предложения в соцсетях, говорит лингвистка Гретхен Маккаллох, специализирующаяся на интернете.
Согласно исследованию Бингемтонского университета, студенты считают сообщения, заканчивающиеся точкой, менее искренними, чем те, что без неё.
В речи точка, как правило, сопровождается понижением голоса, чтобы обозначить конец предложения, и несёт в себе коннотации формальности или серьёзности, объясняет Маккаллох.
Автор фото, Yvon Huynh
В сетевой переписке люди обычно отправляют каждое предложение отдельно. Поэтому точка и приобрела новый смысл, полагает Гретхен Маккаллох
Так как же мы можем определить, действительно ли кто-то раздражён или просто использует точку в «традиционном» смысле?
Лингвистка из университета Астон в Бирмингеме Эрика Дарикс говорит, что всё зависит от контекста.
Она говорит, что возраст и частота использования мессенджеров влияет на использование пунктуации.
Часто эти различия более значимы, чем культурные особенности между странами.
Лень или креативность?
Использование неформальной грамматики и текстового сленга при обмене сообщениями даёт некоторым «пуристам» повод обвинить человека в лени и несоблюдении правил языка.
Но Маккаллох подчёркивает, что использование сленга или неправильного написания на самом деле требует больше усилий в эпоху автокорректа.
Мессенджеры также вынуждают людей придумывать новые способы передачи эмоций и смысла без использования языка тела или тона голоса.
Автор фото, Getty Images
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Например, аббревиатуру LOL (громко смеяться) можно использовать с сарказмом, как и смайлики вверх ногами.
С ней согласны и другие лингвисты.
В беседе с New Republic в 2013 году профессор лингвистики в Университете Пенсильвании Марк Либерман заметил, что его сына-подростка точки в конце предложений возмущают.
Подчёркнутое соблюдение правил как бы создаёт ощущение высокомерного тона, предположила в переписке с Русской службой Би-би-си переводчица Елена Янова.
Автор фото, Getty Images
Доктор филологических наук, профессор РГГУ и Высшей школы экономики Максим Кронгауз считает, что точка в онлайн-общении стала больше, чем просто концом предложения.
«Холодная, строгая, грубая»
Преподавательница и лингвистка Мария Трубицина полагает, что сообщение в мессенджере стало новой для языка единицей текста.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Я как то не задумывался об этом, но тут вычитал информацию, которая гласит о том, что «точка» воспринимается как знак грубости или агрессии.
Вот что говорит лингвистка Гретхен Маккаллох: люди по-разному воспринимают эти предложения в соцсетях,
«Если пишете кому-то сообщение, то вы по умолчанию разбиваете каждое предложение, посылая каждый месседж отдельно, — говорит специалистка. — Минимально необходимая информация — это само сообщение, а остальное воспринимается, как фон, который нужно интерпретировать отдельно.»
Вот по этому точку в интернете считают знаком эмоции, а не знаком пунктуации. В речи точка, как правило, сопровождается понижением голоса, чтобы обозначить конец предложения, и несёт в себе коннотации формальности или серьёзности. А вот в интернете, там где вроде бы не обязательно ставить этот лишний знак, точка воспринимается как какое-то послание собеседнику.
«Это может быть хорошо, если сообщение, которое вы хотите послать, и правда очень серьёзное. Проблема возникает, когда у вас есть положительное по содержанию сообщение с «серьёзной» точкой в конце. Именно противопоставление этих вещей создает это ощущение пассивной агрессии», — говорит лингвистка.
Если вы обычно не пользуетесь точками в WhatsApp, а затем кто-то делает это, вероятно, до вас как-то пытаются донести свои чувства. Ощущали ли вы такое?
Например ещё в XVI веке предлагали ввести типографский символ для обозначения иронии, но он так и не прижился. Но за несколько лет пребывания в сети мы придумали множество способов передать иронию. Эмодзи, смайлики, мемы.
Точно так же и зак точки приобретает эмоциональный окрас и может сигнализировать об обиде или раздражении.
Преподавательница и лингвистка Мария Трубицина полагает, что сообщение в мессенджере стало новой для языка единицей текста.
«Если в литературном языке мы оперируем предложениями, и у элемента, обозначающего их окончание, есть конкретная практическая цель — удобство чтения, то у маркера окончания сообщения такой цели нет, так как сообщения всегда структурно отделены — например, расположены в отдельных прямоугольниках в столбик. Поэтому точка в конце сообщения как необязательный знак приобретает новую функцию», — поделилась она своими соображениями в беседе с Би-би-си.
«Конкурируя с эмодзи, текстовыми смайликами-скобками, точка становится указанием на подчёркнутое соблюдение норм стандартной письменной речи, что может быть истолковано как строгость, холодность или даже грубость. В переписке мы опираемся на то, что у всех нас есть общий набор символов для завершения сообщения: эмодзи и скобки, знак вопроса, восклицательный знак, точка и ничего для подчёркнуто нейтрального тона. Выбор диктуется вкладываемой эмоцией, и поэтому точку уже сложно воспринять как простую приверженность письменной традиции», — подчёркивает Трубицина.
Что скажете? Похоже ли это на ваш способ общения в соцсетях и мессенджерах или тут какие то глупости обсуждаются?
Почему нельзя ставить точки в смс сообщениях
Ежедневно люди отправляют текстовые сообщения родным и просто знакомым. Это стало привычным явлением. В них даже грамотные люди пропускают знаки препинания, не считая это отклонением от нормы. Некоторые думают, что если пользователь поставил точку в СМС, то она фальшива и неискренна. Другие называют это ошибкой. На данный момент СМС доставляются за 10 секунд. Добавим, что передача СМС не нагружает сеть. Это очень удобно! Сегодня можно почти анонимно отправлять их через сайты операторов связи. Кстати, большинство смартфонов позволяют использовать текстовые сообщения в полном объеме. В смартфонах они сохраняются в почтовом ящике.
Почему пунктуацию рассматривают по-разному в записках от руки и в СМС- сообщениях
Не так давно было проведено исследование, в котором были рассмотрены разные сообщения. Так, если пересылается сообщение без сложных знаков препинания, оно выглядит более спонтанным и искренним. Если в текстовом сообщении нет точки, то оно способно вызвать доверие. Это следует принять на заметку. Порой точку рассматривают как знак, выражающий раздражение, негатив. Когда мы с кем- либо переписываемся, то имитируем разговорную речь Заметим, что точка раньше носила нейтральный характер. Она являлась одним из самых первых знаков препинания. Люди всегда чутко воспринимают тонкости языка. Они на нынешний день сильно зависимы от социальных сетей. СМС используют большинство людей младше 50 лет. Текстовые сообщения довольно короткие, где каждое слово применяется для передачи контекста. В повседневной жизни мы может передать эмоциональную атмосферу интонацией, мимикой и необычным взглядом. СМС чаще состоят из неполных предложений. А точка способна придать большую выразительность. Она стала своего рода маркером, который определяет стилистику. То, как человек оформляет свои текстовые сообщения, может говорить о его грамотности или отсутствии элементарных знаний.
Слово имеет значение
Исследователи выяснили, что восклицательный знак вызывает положительную реакцию у собеседника. Но если восклицательных знаков много, существует риск, что СМС- ка говорит о сарказме. Все дело в психологическом аспекте. По текстовым сообщениям реально узнать об искренности человека. Кстати, обилие восклицательных знаков может говорить о психологической неуравновешенности. Некоторые воспринимают точку как намеренную обиду. Если СМС отправляется знакомым, то лучше точку не ставить. Вместо этого специалисты советуют применять переход на новую строку либо смайлик. Добавим, что смайликов теперь есть множество на разные случаи жизни.
О знаках препинания забывать не нужно
Рекомендуется быть очень внимательным при отправке СМС, если злитесь. Все может стать очевидным. Если СМС является официальной, то ставить точку необходимо. Это требуется в том случае, если пользователь отправляет ее своим деловым партнерам либо руководителю. Интересно, что ласковое обращение только подчеркнет уважение к собеседнику. Хотя лучше относиться к данному исследованию с некоторой долей иронии.
Инструмент невербального общения
Часто в сообщение входит несколько предложений, тогда лучше поставить конкретную точку. Знаки препинания являются одними из сигналов, передающих прагматическую и социальную информацию. Технологии продолжают развиваться стремительными темпами. Их итоги могут быть совсем неожиданными. Так, меняется принцип общения между людьми и непосредственно язык.
Я ставлю точки в сообщениях
в 95% случаев. Практически каждый раз проверяю, что собрался отправить. Делаю это в общении как с руководством, так и с дочерью-подростком. Грамотность в сообщениях считаю хорошим тоном и проявлением уважения. Но, как ни странно, в полученных сообщениях ошибки особого негатива не вызывают.
Всем добра.
Хер тебе, с сайтов операторов связи уже не отправишь анонимно особо, чаще надо авторизоваться под своим номером или вообще функция недоступна
Сейчас бы в 2018-м делать посты о СМС. Тут написанное, конечно, и к соцсетям относится, но приводить в пример СМС. Я в год если штук 10 напишу, уже много будет
Столька букафффф.. жаль, что впустую..
Просто лень, так как на большинстве мобильных клавиатур знаки препинания не отображаются и надо переключаться в режим с цифрами и знаками.
Я дефис не ставлю, так как до него тремя кликами добираюсь.
Дискомфорт
Когда не ответил девушке на звонок.
Написали так написали (промежуточный отчет)
В продолжение моего поста https://pikabu.ru/story/polkovnika_zabyili_5254773, где я выложил свой номер телефона и в качестве эксперимента попросил попробовать задолбать меня посредством отправки сообщений в мессенжеры и звонков на этот номер.
Я обещал предоставить отчет через неделю, но очень большое количество пикабушников просило меня пилить промежуточный отчет, так как узнать ситуацию хочется, а неделю ждать не хочется. Да и мне нужно прояснить некоторые моменты.
Сегодня мне пришлось встать на час раньше, чтобы ответить на сообщения, которые накопились за ночь. Предсказуемо присоединилась Америка, так как и там есть пикабушники, которые проснулись и прочитали мой пост. Получил несколько сообщений из США и Канады.
Вообще география сообщений настолько обширна, что приходится только удивляться, насколько интернационально сообщество Пикабу.
Сев в машину, чтобы доехать до работы, включил радио. Играла песня «Ты не для меня» @DmitryMalikov. Не увлекаюсь творчеством Дмитрия, но тут. сделал погромче. А все потому, что теперь, благодаря Пикабу, знаю этого человека не только как лапочку-певца из девяностых, а как нормального человека, с отличным чувством юмора.
Так и с вами, уважаемые пикабушники. Я понял, что пишущие здесь люди не просто те, кто пилят посты или троллят в комментариях, раздувают темы про политику и прочее. Все вы живые люди, с которыми очень интересно общаться.
Я постарался ответить каждому, кто писал мне в мессенжерах Whatsapp, Viber, Telegram. Это было сложно, но в первый день я справился, мне кажется. Прошу прощения у тех, кто писал мне простые СМС. В силу некоторых причин отвечать вам мне было бы очень разорительно, но я прочитал ВСЕ ваши сообщения.
Многие спрашивают откуда я, как меня зовут и другие мои личные данные. Я не скрываю этого, но отвечу на ваши вопросы в финальном отчете, на то тоже есть причина. Так что прошу меня понять, простить )))
Также прошу простить меня, что теперь я буду отвечать выборочно, так как мне тоже нужно работать и я не могу выделить столько времени на ответы, сколько я выделил вчера (все время с обеда и до люльки).
Ясно понятно, что откликнулись далеко не все, кто прочитал мой пост. Многие понимают, что светить свой телефонный номер не следует где попало и я их понимаю. Это выбор каждого. Со своей стороны просто даю слово, что все эти телефоны не утекут куда-то еще.
Также в комментариях многие пишут, что это какой-то развод, так как звонят мне на номер, а там говорят, что обслуживание номера приостановлено. Я не знаю, почему так получилось, я пробовал связываться с поддержкой Теле2, но они сказали, что все в порядке и больше ничего вразумительного не пояснили, просто отключились. Отвратительная поддержка, скажу я вам ))).
Для ЛЛ, не пожелавших проситать предыдущий пост поясняю. В комментариях одного поста зашел разговор о том, можно ли зае#ать человека по телефону и я решил провести эксперимент, можно или нет. Выложил свой номер телефона, который, хоть и не используется постоянно по одной причине, которую я озвучу в финальном посте, но является моим личным и выбрасывать я его не собираюсь.
Кстати, номер мой все тот же: +7 953 177-66-71, пишите, вы меня еще не достали, слабаки! )))
Всем добра и частичку того позитива, что я имею от ваших сообщений!
UPD: Не обходится без мошенников. Кто-то даже пытался на мой номер взять быстрокредит. Один мошенник очень креативно пытался меня заставить перейти на какой-то IP адрес, но я не поддался.
Учёные: точка в конце сообщения — признак неискренности
Несмотря на то, что точка в конце предложения грамматически корректна, в электронной переписке большинство людей видит в ней отрицательную эмоциональную окраску. Чтобы подтвердить это предположение, доцент Силия Клин провела эксперимент на 126 магистрах Бингемтонского университета.
Каждому из участников дали прочитать 16 коротких примеров переписок, которые начинались с вопроса и заканчивались простым односложным ответом. Например, «Хочешь потусить вечером?» — «Конечно!». При этом часть ответов сопровождалась точкой на конце, а в части она отсутствовала.
По итогам опроса большинство участников расценили ответы с точкой как более лицемерные.
Текстовой переписке не хватает многих социальных маркеров, которые есть в общении лицом к лицу. Во время обычного разговора люди легко получают информацию об эмоциях собеседника с помощью взглядов, выражений лица, тона голоса, пауз и других признаков.
Очевидно, во время переписки люди лишены этих механизмов. Они полагаются на доступные им средства — эмотиконы, умышленные грамматические ошибки с целью воспроизведения произношения слов и, согласно нашим данным, пунктуацию.
Силия Клин, доцент
Исследование Клин также подтвердило, что восклицательный знак в конце сообщения люди чаще считают признаком искренности, чем наоборот.
Учитывая, что людям свойственно искать способы вести сложные и насыщенные деталями беседы, неудивительно, что текстовые переписки эволюционировали. Речь идёт о передаче той же самой информации [что и при общении лицом к лицу], только с помощью текста.
Силия Клин, доцент
Пунктуация 21 века: почему вас сочтут грубым и неискренним за точку в конце предложения
И как текст могут преобразить эмодзи
Мы живем в интересное время, когда точка в конце сообщения настораживает собеседника, а в смайлике с огнем видят угрозу и просят запретить его на законодательном уровне. По каким правилам пунктуации живет онлайн-общение и что делать, чтобы клиентам было комфортно в переписке с брендом, рассказывает основатель платформы для модерации и реагирования в соцсетях Angry.Space Николай Жарый.
Какие эмоции передают знаки препинания
Среднестатистический житель планеты проводит онлайн почти 7 часов ежедневно, свидетельствуют результаты исследования компании We Are Social. Очевидно, что при таком образе жизни большая часть коммуникаций перешла в онлайн. Мы стали гораздо реже видеться и созваниваться с коллегами, родными и друзьями. Даже со спорными вопросами к бренду мы чаще выбираем написать в соцсетях. Но можем ли мы правильно понять собеседника по переписке?
Исследование американских ученых про восприятие точки в конце предложения доказывает, что не всегда. Иногда мы можем ошибочно считывать в тексте эмоцию, которую отправитель не закладывал. Основная причина кроется в том, что мы стали свидетелями становления нового формата коммуникации — «устно-письменной» речи.
Именно здесь и начинаются разногласия, так как часть людей при общении в соцсетях ориентируется на правила русского языка и использует в переписке те же знаки препинания, что и в художественных текстах. Другие же — наделяют каждый знак своей эмоцией и уже не могут воспринимать предложение без скобочки в конце.
Так, например, обычное выражение «Ок» может иметь очень разную окраску с разными знаками препинания. Сравните, какой вариант вам кажется агрессивным:
В первом варианте можно подумать, что собеседник разозлился или обиделся, тогда как второй считывается как синоним нейтрального «ладно». Да-да, все дело в коварной точке в конце.
Для усиления эмоций люди также используют несколько повторяющихся знаков препинания. Например, когда мы видим сообщение с «. », «. » нет сомнений, что человек очень встревожен. Если текст еще и написан капслоком — пиши пропало. С таким клиентом нужно быть очень аккуратным и внимательным.
Что же делать? Будьте эмпатичны, но не слишком эмоциональны. В соцсетях люди ждут, что с ними буду разговаривать на их языке: иногда ставить скобочки в конце, не забывать про смайлики и так далее. Однако стоит помнить, что излишняя эмоциональность скорее напугает клиента.
Представьте, что консультант во время звонка в колл-центр начинает громко и долго смеяться или неожиданно повышает голос. Это приведет в ступор любого, даже самого лояльного клиента. С коммуникацией онлайн работают ровно те же правила. Реагируйте на настроение клиента, но старайтесь сохранять рабочую волну.
Как эмодзи влияют на текст
Современной письменной форме языка изначально не хватало способов передать чувства собеседника, чтобы вести полноценный диалог. В ответ на это появились смайлики — сначала состоящие из знаков препинания (их впервые использовали в 1982 году), а после, в 1999 году, и знакомые нам желтые символы.
Но неотъемлемой частью онлайн-коммуникации эмодзи стали только с момента активного распространения смартфонов — в 2010-х годах. С тех пор смайлики каждый день оживляют наше общение и компенсируют отсутствие интонации и жестов. Лингвист Максим Кронгауз в своем интервью заметил, что изначально нейтральным был текст без значков. Сейчас же произошел переворот, и предложение без смайликов вызывает дискомфорт.
Бренды обратили внимание на символы ближе к 2015 году, когда Оксфордский словарь назвал «😂» словом года. После этого началась волна рекламных кампаний со смайликами и появилось целое направление, которое называют эмодзи-маркетинг.
Что такое эмодзи-маркетинг
Один из самых известных и удачных примеров этого направления маркетинга — рекламная кампания Domino’s Pizza, в которой сервис дал возможность клиентам заказать пиццу в чате с помощью одного только смайлика. Вот так вот просто, понятно и совсем без слов.
Tweet your order, treat yourself. It’s never been easier than it is now with Domino’s AnyWare. http://t.co/evj8wrWA6I pic.twitter.com/91o7RKgC3K
Многие бренды использовали смайлики в наружной и телерекламе, а 17 июля — во Всемирный День эмодзи — и вовсе каждый бренд старается запустить свой собственный проект с известными всеми символами.
Интересно, что некоторые компании сами продвигали смайлики в набор доступных пользователям эмодзи, который утверждает консорциум Unicode — сообщество из самых крупных технологических компаний мира. Так, международная сеть ресторанов быстрого питания Taco Bell создала петицию, в которой просила Unicod добавить в набор изображение тако.
Как бы ни были заманчивы смайлики, главное с ними не переборщить. Все мы видели аккаунты в Instagram, где блогеры ставят смайлики через слово. В коммуникации бренда это путь в никуда, так как 90% людей не могут воспринимать текст с таким количеством символов серьезно.
При анализе комментариев в соцсетях я заметил, что чаще всего люди любят использовать в коммуникации с брендом позитивные смайлики. Гневные и грустные в основном добавляют к сообщениям на личных страницах. Это подтверждают и данные Noosphere Technologies, которые в 2020 году назвали лидерами по использованию в российском сегменте соцсетей смайлики сердце, огонь и поднятый вверх палец. Это говорит о том, что лучше отправлять клиенту смайлик, когда ситуация уже улажена или она вовсе не была конфликтной. И для этого лучше использовать позитивные и милые эмодзи.
О чем стоит помнить службе поддержки бренда
Хотя правила правописания в соцсетях только формируются, уже сейчас мы видим, как чаще всего люди реагируют на коммуникацию с брендами в соцсетях. На основе своих наблюдений я выделил пять основных триггеров, о которых стоит помнить каждому сотруднику отдела онлайн-поддержки.
1. Помните, чему вас учили в школе
Несмотря на то, что точка в конце предложения может бесить в неформальной переписке, в общении с брендом клиенты предпочитают видеть сдержанность и грамотность. Если человек разозлился из-за какого-то инцидента, то ошибка в ответе возмутит его еще больше. Старайтесь проверять свои сообщения в таких бесплатных сервисах, как Текст.ру, Advego и подобных.
2. Не ставьте лишних пробелов
Больше, чем точка в конце, бесит только пробел перед знаком препинания. Это может показаться мелочью, но для клиента подобное воспринимается так же сложно, как сотрудник колл-центра, который постоянно запинается. Это отнимает время и раздражает.
3. Проверяйте общедоступность смайликов
В основном все смайлики универсальны и их можно увидеть на любой платформе. Однако существуют новые виды эмодзи, которые отображаются не у всех. Тогда у человека вместо иконки на экране будет просто квадрат, передать эмоцию которым точно не получится.
4. Смейтесь над шутками клиентов (но не сильно)
Способов посмеяться в онлайне существует не так уж и много: «Ахахаха», «лол», «Ору», «кек». И все они скорее подходят для неформальной переписки. В общении с клиентом лучше всего подойдет подбадривание вроде «Это точно 😅». Также можно отправить в ответ милый смеющийся стикер.
5. Оценивайте размер сообщения и правильно оформляйте его
Как при чтении газеты мы не можем нормально воспринимать «простыню» текста, так и в сообщениях нам необходимо графическое разделение текстового блока. Делайте отступы там, где начинается новая мысль и не частите с маленькими короткими сообщениями. Войс-месседжи и вовсе лучше оставить для переписок с друзьями 🙂
В остальном не бойтесь экспериментировать и пробовать вводить в онлайн-коммуникацию с пользователями эмодзи, стикеры и другие интересные ходы. Чтобы не ошибиться, после каждого нововведения можно запрашивать оценку качества обслуживания у клиента — такая возможность есть у систем, которые помогают работать с обращениями в соцсетях. Так вы сможете быстро определить CSI (Индекс удовлетворенности клиента) и оценить успех эксперимента.