Что случилось с бэби джейн 1962
Вспоминаем классику: Что случилось с Бэби Джейн? (РЕЦЕНЗИЯ)
Стивен Кинг называет этот фильм в числе самых значительных картин своего периода, а сама старушка Бэби Джейн Хадсон входит в список «50 лучших злодеев американского кино» по версии Американского института киноискусства. В нашей стране этот черно-белый триллер знают меньше, чем тот же «Психо», вышедший на два года ранее, но важность их вполне соизмерима.
«Что случилось с Бэби Джейн?» — это история двух сестер, история переменчивого успеха, зависти и беспощадной мести. В основе сюжета одноименное произведение Генри Фаррелла. В 1910-ых годах юная Бэби Джейн Хадсон была звездой мюзик-холлов. Предприимчивый отец не только стал ее антрепренером, но даже продавал кукол с лицом Бэби Джейн. Любые капризы девочки исполнялись беспрекословно, все внимание сосредотачивалось лишь на ней. Между тем Бланш, ее сестра, жила в тени чужой славы, вынужденная терпеть издевательства зарвавшейся звездочки. Однако когда они вырастают, все меняется. В 30-ых годах Бланш — популярная актриса Голливуда, а Бэби Джейн всеми забыта. Она все больше пьет, тоже снимается в кино, но лишь по протекции знаменитой сестрицы, режиссеры же считают ее бездарностью. Но и это лишь пролог истории. В результате автомобильной аварии Бланш остается прикованной к инвалидному креслу, а Бэби Джейн вынуждена стать ее сиделкой. Вот он, наш замес! Две стареющие женщины в одном доме, одна физически беспомощна, другая спилась и вообще немного не в себе. Что же произойдет?
Главные роли исполняют оскароносные Бетт Девис и Джоан Кроуфорд, голливудские дивы и старые соперницы, их слава к тому моменту осталась в прежних временах, но неприязнь никуда не делась. В Сети можно найти немало историй о том, как они вставляли друг другу шпильки на съемках, благо студия активно использовала их конфликт для раскрутки картины (в прошлом году, кстати, канал FX показал «Вражду», отличный сериал, первый сезон которого как раз и посвящен этой парочке).
Бланш Хадсон в исполнении Джоан Кроуфорд вышла очень картинной — прекрасная птица в клетке. Зрительские симпатии, разумеется, на ее стороне, но эта жертвенность, моральное бессилие в сочетании с манерностью и самолюбованием могут порой раздражать. И это не минус картины, а скорее важный звоночек в понимании ее сюжета.
Бэби Джейн — полная противоположность сестрицы. Она озлоблена и естественна. В противовес строгой красоте Бланш она ходит растрепанной, шаркая ногами. Никогда не умывается, покрываясь все новыми слоями косметики, отчего лицо превращается в маску сумасшедшего клоуна. Личная находка Бетт Девис, кстати. Поначалу ее чудаковатый образ просто забавен, но постепенно, плавно, прямо на наших глазах старушка окончательно двигается умом.
Из прошлого всплывает кукла, та, что с лицом маленькой всеобщей любимицы. Бэби Джейн начинает напевать, вспоминая свой детский репертуар. На мгновение возвращается в то время, когда публика рукоплескала ей, но тотчас сталкивается со своим убогим настоящим, прочно засевшем в зеркале. Трогательный момент, кстати. Женщина словно подошла к океану безумия и попробовала ножкой, как там водичка. Конечно, она не в силах вновь стать милой девочкой, однако она может превратиться в пародию на нее — в куклу Бэби Джейн.
«Что случилось с Бэби Джейн?» — важная веха в истории кино и настоящая победа аутсайдеров. К тому моменту студийные боссы списали Джоан Кроуфорд и Бетт Девис в утиль. Плевать на талант, если морщинки вокруг глаз. Однако ненадолго объединившись, актрисы смогли вернуться на голливудский Олимп. А еще это была очередная победа жанрового кино в нескончаемой войне с брезгливыми кинокритиками. И в отличие от упомянутого «Психо» фильм Олдрича все-таки отхватил свой «Оскар». Жаль, что только за костюмы. Дэвис в тот раз ушла ни с чем — она, кстати, стала первым 10-кратным номинантом на эту премию. Между тем «Что случилось с Бэби Джейн?» с лихвой окупился в прокате, подтвердив живой интерес публики к триллерам, а также дав толчок к развитию субжанра «психо-бидди».
И пусть,на мой взгляд, Роберт Олдрич не выжал весь потенциал этого сюжета на экран, я без зазрения совести накидываю картине лишний балл за исторический вклад. Ну, и за гениальность Бетти Девис, конечно. Она дала миру один из самых вычурных, наивных и вместе с тем живых образов антагониста. И да, Бэби Джейн бесспорно входит в мой личный топ злодеек из фильмов ужасов.
Минутка ретро: как Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис пытались сжить друг друга со света
Культура
В начале марта на экраны телевизоров вышел многосерийный сериал «Вражда» (Feud), посвященный известным звездным скандалам. Первый сезон проекта был основан на истории Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, в частности на их непримиримой вражде, достигшей своего апогея на съемках фильма 1962 года «Что случилось с Бэби Джейн?». О соперничестве голливудских кинодив слагают легенды, а сама история является одним из самых ярких случаев многолетнего антагонизма.
Бетт Дэвис на закате своей кинокарьеры не раз говорила, что была бескомпромиссной, бестактной, ехидной и вспыльчивой. Во многом именно благодаря своему упорному характеру актриса стала королевой Золотого века, которой поклонялось не одно поколение западных актеров. Впрочем, это и повлияло на конфликт с Джоан Кроуфорд (настоящее имя — Люсиль Ле-Сюэр), которая была полной противоположностью Бетт Дэвис — спокойная, покладистая и в то же время яркая личность. Джоан думала связать свою жизнь с танцами и, кстати, уже в те времена с легкостью заводила интрижки. Одна из них и привела девушку в мир кино. Дэвис, между тем, постоянно делала упор на том, что она профессионал, а Кроуфорд лишь пользуется своей способностью располагать мужчин-продюсеров.
Джоан — кинозвезда, я — актриса,
— повторяла Бетт при каждом удобном случае.
Джоан Кроуфорд
Тем не менее, еще до личного знакомства Бетт увидела в ней соперницу. Ее удивляло, с какой это стати все обращают внимание на Джоан, а не на новоиспеченную звезду. Предчувствие оказалось верным, уже на следующий год между ними случилась первая ссора. В тот период Дэвис и Кроуфорд увлеклись актером Франшо Тоуном. В конечном итоге, он не устоял перед обольстительностью Джоан и сделал ей предложение. С этого момента актрисы возненавидели друг друга и их отношения стали напряженными. Обе, конечно, не стеснялись в выражениях. Бетт смотрела на соперницу свысока, называя ее манекеном с бровями африканской гусеницы.
Она переспала со всеми звездами киностудии, за исключением Лесси.
— едко замечала Дэвис. Но Джоан тоже не оставалась в долгу:
Бедная Бетти, она выглядит так, словно в ее жизни не было ни одного счастливого дня или ночи.
Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд на съемочной площадке
Однако от совместных съемок они отказываться не стали: в 1962 году на широкие экраны вышел фильм «Что случилось с Бэби Джейн?» (What Ever Happened to Baby Jane?), где Бетт и Джоан воплотили сыграли двух сестер. Работа над проектом выдалась, мягко говоря, напряженной: кинодивы постоянно наступали на горло друг другу, Дэвис регулярно называла напарницу нелицеприятными словами, когда та была в пределах слышимости.
Первая стычка на площадке случилась, когда Девис установила в павильоне автомат с Coca-Cola. Джоан Кроуфорд, будучи вдовой владельца Pepsi, решила, что та специально это сделала и поэтому в отместку поставила рядом свой автомат. Кроме того, Кроуфорд беспокоилась, что Дэвис может по-настоящему ударить ее во время сцены драки. И ее опасения были не напрасны: снимая очередной дубль, Бетт с яростью ударила коллегу по голове, после чего Джоан пришлось наложить несколько швов.
Кадры из фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»
Фильм имел оглушительный успех, а Дэвис получила номинацию на премию «Оскар», что привело Кроуфорд в ярость. Узнав про это, она устроила кампанию против собственного фильма.
Надо сказать, что после этого Кроуфорд, пытаясь сгладить конфликт, несколько лет подряд отправляла Дэвис подарки и всяческие безделушки. Однако все они быстро возвращались обратно с запиской, в которой Бетт просила Джоан прекратить эту прелюдию. Кроме того, Джоан во время съемок кинокартины «Что случилось с Бэби Джейн?» неоднократно предлагала объединиться хотя бы на тот период, пока режиссер не произнесет последнее «стоп, снято». Но вредная Дэвис лишь посмеивалась над ее попытками, что породило на съемочной площадке настоящий хаос.
Их отрицательный настрой в отношении друг друга продолжался вплоть до кончины Джоан в 1977 году. Ненависть к Джоан у Бетт оставалась и после ухода из жизни коллеги, тем не менее, после ее смерти она больше никак не выражала своей антипатии.
Вы никогда не должны говорить о мертвых плохо, вы должны говорить только хорошо. Джоан Кроуфорд умерла. Хорошо.
— последняя произнесенная фраза актрисы относительно Джоан после дошедшей до нее новости о гибели.
Что случилось с Бэби Джейн? (1962)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Рецензия на фильм «Что случилось с Бэби Джейн?»
«Getting old is not for sissies.» — Bette Davis*
К началу 1960-х, громкая слава Дэвис и Кроуфорд осталась в прошлом. Обеим было уже за 50, почти катастрофа для кинозвёзд. Их имена больше не привлекали зрителей в кинотеатры, а сценарии не предлагали интересные роли актрисам их возраста. Чтобы напомнить о себе забывчивому миру кино, двум врагиням пришлось временно объединиться. Проблемы стареющих знаменитостей, припорошенные не угасшей с годами антипатией, пришлись как влитые ленте Олдрича, которая возродила карьеры Дэвис и Кроуфорд. Они играют сестёр Бланш и Джейн Хадсон, в прошлом, известных актрис, состарившихся, одиноких и забытых. Явно неуравновешенная Джейн (Дэвис), которая включена в список самых знаменитых злодеев американского кино, люто ненавидит и терроризирует Бланш (Кроуфорд), сервируя ей на ланч то любимого попугайчика, то дохлую крысу с гарниром из тонко нарезанных овощей на серебряном блюде. Бланш, парализованная после давней автомобильной катастрофы, приковавшей ее к инвалидному креслу, полностью зависит от издевательских прихотей сестры.
Разворачивается этот геронтологический хоррор в одном из обветшалых особняков Лос Анджелеса. Когда-то он принадлежал звезде немого кино, Родолфо Валентино, но заброшенный и разваливающийся к началу фильма, он, похоже, разделяет судьбу хозяек-затворниц. Зловеще нависает в интерьере клаустрофобного «дома с привидениями» лестница на второй этаж, которая, по остроумному замечанию Роджера Эберта, должна быть внесена в список действующих лиц сразу же за именами двух звёзд. Подавляя кадровое пространство, stairway to hell зрительно исключает любую возможность примирения сестёр, отрезая второй этаж, где в тюремном заточении своей спальни беспомощно томится Бланш, от логова внизу, в котором мечется Джейн, пустившаяся во все тяжкие, чтобы оживить былую карьеру.
Личная неприязнь между актрисами, без сомнения, углубила силу их экранных отношений и высветила подспудные мотивы и побуждения в соперничествe двух сестёр, но Дэвис досталась более выигрышная, эффектная, жутковатая роль бывшей «малышки Джейн». Знаете, что такое настоящий ужас на экране? Это не ревущие монстры, не крадущиеся тигры и затаившиеся драконы, не зомби и дракулы с франкенштейнами. Ужас — это крупный план состарившейся Бэби Джейн с размазанным толстым слоем грима на увядшем лице, с поредевшими волосёнками, завитыми в тугие локоны точно так же, как в дни её детского триумфа на водевильной сцене. Ужас — это её платье с неуместными бантиками, оборками и рюшами, заученный жест, которым она разводит руки в стороны, возводит очи к небу и поёт дребезжащим голоском свой хит из прошлой жизни, где её любили, восхищались ею и раскупали фарфоровые куклы, сделанные в полный рост с неё, несравненной Бэби Джейн Хадсон. Ужас — это её непритворная и непробиваемая убеждённость, что время можно повернуть вспять. Тонко подыграл Бетт Дэвис в этой сцене Виктор Буоно, получивший номинацию на Оскар за свой кино-дебют. Его персонаж Эдвард Флагг аккомпанирует Джейн на рояле, и его взгляд, безмолвная реакция на её фрик шоу не для слабонервных, гораздо красноречивей длинных монологов.
«Что случилось c Бэби Джейн» — поворачивается к зрителям разными сторонами. Для кого-то — закрученным до гран-гиньольного финала кэмповым триллером с тайнами, уходящими в далёкое прошлое. Для кого-то — историей о том, как злоба, зависть и непримиримое соперничество разрушили две жизни. Кому-то картина покажется мрачной комедией ужасов, основанных на многолетнем антaгонизме актрис в реальной жизни. А кто-то увидит, что никто кроме самого Голливуда в его лучших фильмах не мог рассказать правду о самом себе. Один за другим вышли из фабрики грёз в 1950х — начале 1960х «Бульвар Сансет», «Всё о Еве» и «Что cлучилось с Бэби Джейн?» Очень разные — драма/нуар, театральный роман и психологический триллер/хоррор, они обращаются к общей теме — оборотной стороне актёрского успеха и цене, которую за него платят. К тому, как трудно, а чаще невозможно удержать быстротечную славу, и она уходит не оглянувшись. Остаются иллюзии, одиночество и память о прошлом, куда хочется вернуться и остаться навсегда, не взрослея, не старея. Где огни рампы, восторг, обожание зрителей, аплодисменты и всегдашняя готовность к съёмке, к крупному плану. Где звёзды всегда светят ярко. Это их фильмы тускнеют.
Sic transit gloria mundi, и только критики да историки кино сегодня знакомы в полной мере с фильмографией Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Но их лучшие фильмы не виноваты в том, что всё проходит и все уходят, они-то, по-прежнему, прекрасны. Даже если ясно осознаёшь, что они не свободны от нестыковок сюжета, чрезмерного нагнетания атмосферы, нарочитого переигрывания. Вопреки, а может быть, и благодаря этим недостаткам или особенностям, «Что cлучилось с Бэби Джейн» получилась уникальной: мрачной, горько-ироничной и бесконечно грустной.
«Ты хочешь сказать, что все это время мы бы могли быть подругами?»
Что случилось с Бэби Джейн? (фильм)
Что случилось с Бэби Джейн? (фильм)
Роберт Олдрич
Кеннет Химэн
Фрэнк Де Вол
Сидни Кутнер
Руби Раскин
Seven Arts Pictures
The Associates & Aldrich Company Inc.
Warner Bros. Pictures Co.
Содержание
Сюжет
Так что же случилось с Бэби Джейн?! А случилось то, что и должно было случиться. Вся та слава, что обрушилась на неё в детстве, в конечном итоге разрушила всю её жизнь.
1917 год. Белокурая девочка Джейн Хадсон с успехом выступает на сцене. Ею все восхищаются, её любят и даже выпускают куклы по её подобию. Любимый папочка всегда потакает всем её капризам, она получает всё, что захочет. А тем временем её никому неизвестная сестра-серая брюнетка Бланш получает от отца только тумаки и таит обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней. Джейн явно думает, что так будет всегда, но время расставляет всё по своим местам.
1933 год. Сёстры Хадсон работают в Голливуде. Никем ранее незамеченная тихоня Бланш прославляется на весь мир. Джейн же к тому моменту известна уже отнюдь не своим звёздным детством и детским обаянием, а скандальными выходками и непристойным поведением на съёмочных площадках. В кино она снимается в основном в тех фильмах, где играет её сестра, и то, её берут в фильм только потому, что это одно из требований контракта Бланш. В один из таких дней поздно вечером сёстры Хадсон возвращаются домой с одной вечеринки на машине. Машина останавливается перед воротами. Одна из сестёр вылезает из кабины и идёт к воротам, чтобы их отпереть. Другая же тем временем нажимает на педаль газа, опускает рычаг и газует вперёд. Машина врезается в ворота, после чего слышится истерический плач.
Проходит 30 лет. Сёстры Хадсон живут в Лос-Анджелесе в роскошном особняке. Бланш после того инцидента прикована к инвалидному креслу, но, несмотря на это, мир о ней до сих пор не забыл и она продолжает быть популярной, так как фильмы с её участием активно транслируются по местному телевидению. Джейн же наоборот физически почти здорова, хотя и является на тот момент уже окончательно спившейся алкоголичкой. К тому же она отчаяно пытается изображать маленькую девочку и поэтому предпочетает носить свои детские платья. И в довершении всего она всеми забыта и озлоблена на весь мир. Озлоблена до такой степени, что даже родной сестре делает различные гадости (как, например, вскрывает почту от фанатов, а потом выбрасывает её). По идеи Бланш должна ненавидеть Джейн, но она, наоборот, терпит все её выходки, потому что в отличие от окружающих видит в Джейн не злую старуху, отчаяно пытающуюся изображать маленькую девочку, а бедную женщину, которая в душе продолжает оставаться ребёнком. И тем не менее даже Бланш замечает, что её сестре срочно требуется психологическая помощь. И поэтому в какой-то момент Бланш принимает решение продать особняк, а саму Джейн — сдать в лечебный санаторий.
Отправной точкой кипения фильма является момент, когда становится ясно, что Джейн прекрасно осведомлена о намерениях Бланш. И тогда Джейн начинает против Бланш совсем уже открытую войну. Для начала она увольняет их домоработницу Элвайру, которая была единственной связью Бланш с внешним миром. После чего отрубает в комнате сестры телефонную связь. А когда Бланш выкидывает из окна записку с просьбой позвонить знакомому психиатру, записку конечно же поднимает Джейн. Одновременно усиливаются издевательства Джейн. Сначала она убивает канарейку Бланш, а потом подсовывает ей мёртвую крысу.
Бланш пытается убедить Джейн, что продать дом необходимо хотя бы потому, что им двоим такой особняк никчему. Но Джейн объявляет ей, что она в целом рада их теперешнем положением, потому что давным-давно их семья жила на деньги, которые зарабатывала Джейн. потом в её карьере, как известно, наступил закат и добытчиком стала Бланш. Теперь же всё снова по старому: хотя денег никто из них уже не зарабатывает и они живут на накопления Бланш, последняя снова зависит от Джейн. Причём Джейн говорит это, одновременно сама невольно осознавая, что именно она зависит от Бланш, а не наоборот, потому что любой другой человек давно бы сдал Джейн с лечебницу, а Бланш всё время этот момент оттягивала.
Производство
Дом, снятый, как особняк сестёр Хадсон, расположен по адресу 172 South McCadden Place в парке Хенкок в Лос-Анджелесе.
Любопытную дочь соседки сыграла дочь Бетт Дэвис Барбра Мэрилл, которая в будущем, подобно дочери Джоан Кроуфорд Кристине, выпустила биографическую книжку, представляющую её мать не в лучшем свете.
Бетт Дэвис в фильме носит парик, который использовала для грима Джоан Кроуфорд в одном из своих ранних фильмов. Однако последняя не узнала его, так как его изрядно переделали.
Успех фильма дал зелёный свет другим проектам, которые были сняты или спродюсированы всё тем же Робертом Олдричем, и в которых история закручивалась вокруг психотических женщин. Это фильмы «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964) и «Что случилось с тётушкой Элис?» (1969).
Первые трения между двумя актрисами начались тогда, когда Бетт Дэвис установила на съёмочной площадке автомат с Кока-Колой. Джоан Кроуфорд, будучи вдовой владельца Пепси-Колы, решила, что та сделала ей это назло. Второе трение случилось, когда Дэвис, за роль в этом фильме, номинировали на Оскар.
Неприязнь обеих актрис друг к другу сказывалась и во время съёмок. В частности, во время постановки сцены, где Джейн пинает Бланш, Дэвис так сильно ударила Кроуфорд, что той пришлось накладывать швы на раны. В ответ на это Кроуфорд, готовясь к съёмкам сцены, где Джейн тащит Бланш по полу, тайком от всех положила в карманы своего платья тяжёлый груз и в результате чего у Дэвис под конец съёмки совсем заломило спину.
В 1991 был снят телеримейк с участием двух реальных сестёр-актрис Ванессы и Линн Редгрейв.
Отличия от новелы
В книге у Джейн темные каштановые волосы, с лёгким красноватым оттенком, в то время, как в фильме Джейн явно блондинка. Бланш же описана, как «блондинка с закопчёнными глазами», хотя в фильме она брюнетка. Так же домработница Элвайра Ститт в книге названа Эдной. В свою очередь новела имеет более темный и жуткий тон, чем фильм. Большая часть сцен в новеле происходит поздним вечером или ночью, принимая во внимание, что большинство сцен в фильме разварачиваются в дневное время. Так же истязания Бланш со стороны Джейн в книге куда более изощрённые и мощные.
Особенности
На протяжении всего фильма у Бетт Дэвис часто меняется грим. В частности в финале на пляже у киоска с мороженным губы у Джейн накрашены уже не такой яркой помадой и лицо большей частью разглажено. В целом же можно увидеть, что когда Джейн испытывает какую-то радость, она показана зрителю именно такой, какой сама себя видит.
Награды и номинации
Награды
Номинации
«Что случилось с Бэби Джейн?» (What Ever Happened to Baby Jane?, Р.Олдрич, 1962 г.)
Итак, перед нами сестры Джейн и Бланш, отставные актрисы и старые девы, печально доживающие свой век на скудные роялти от фильмов Бланш. Расставание с Голливудом для обеих — вынужденное и болезненное. Кроткая Бланш стала инвалидом после пьяного ДТП сестры, а с Джейн кинокомпании отказались работать из-за нестерпимой склочности. Нарастающий между сестрами конфликт поначалу кажется архетипичным и многократно изложенным в кино и реальной жизни: эдакая Золушка-колясочница и помыкающая ею сестра, но, уверяю вас, фильм со столь легко читаемой интригой я не стал бы вам тут навяливать. Убийца — дворецкий!
Явные отсылки к героине Глории Свенсон из «Сансет бульвара»: границы между жизнью и сценой, прекрасным прошлым и печальным настоящим в бедной женской голове медленно, но неуклонно стираются а санитаров со смирительной рубашкой всё нет и нет.
На самом деле взаимоотношения сестёр гораздо сложнее и насыщеннее болезненной любовью, завистью и сочувствием, как часто случается между действительно близкими людьми. В очередной раз нездоровой атмосферой восхищения/зависти вспомнились «Служанки» Жене, но это не единственная бросающаяся в глаза аллюзия. Режиссер, по собственным признаниям, во многом ориентировался на «Сансет бульвар», а если хорошо присмотреться, то можно услышать и эхо «Всё о Еве» с чуть более молодой Бэтт Дэвис и, как ни странно, «Мизери» (сцена попытки побега колясочника от жестокой надсмотрщицы-сиделки снята один в один), хотя все мы понимаем, что цитирование было обратным — от «Бэби Джейн» к «Мизери», а не наоборот.