Что сложнее география или история
Какой ОГЭ легче сдавать?
Не знать, кем быть после 9 класса, нормально. Большинство твоих ровесников ломают голову над этим вопросом. Оно и логично, ведь в 9 классе не все даже знают, какие ЕГЭ будут сдавать в 11 классе. Поэтому, выбирая, какой ОГЭ сдавать, 9-классники зачастую руководствуются лёгкостью экзамена. Официальной классификации школьных предметов ещё не придумали, но мы постараемся найти самые легкие предметы для сдачи ОГЭ, опираясь на три ключевых критерия.
Какой ОГЭ легче сдавать?
Проходные баллы ОГЭ
Баллы ОГЭ важны по многим причинам: это не только оценка, но и показатель, который учитывается при поступлении в 10 класс. В то время как минимального балла достаточно, чтобы получить «удовлетворительно», для обучения в профильном классе потребуется результат получше. А профильный класс — это еще один шаг к успешному написанию олимпиад и ЕГЭ.
Минимальный балл
Балл для профильного обучения
Максимальный балл
Больше всего баллов для получения оценки «удовлетворительно» потребуется для сдачи трех предметов: русского языка, обществознания и иностранных языков. Вместе с тем математика, физика и химия требуют всего 25% баллов за задания.
Здесь нельзя точно сказать, какие предметы сдать легче — возможно, как раз из-за простоты заданий по русскому, обществознанию и иностранным языкам для них повышен минимальный балл. А математику на самом деле сдать не так просто: например, в 2019 году в некоторых школах Калужской области количество заваливших ОГЭ увеличилось вдвое, а больше всего проблем возникло именно с экзаменом по математике.
Особое внимание следует уделить ОГЭ по математике: из 8 минимальных баллов не меньше 2 должно быть по геометрии, из 18-19 «профильных» нужно также не менее 5-7 по геометрии. Конкретное число баллов зависит от направления профильного класса — естественнонаучного, экономического или физико-математического.
Длительность экзамена
Чем дольше мы сидим за сложной работой, тем порой тяжелее её выполнять. Так и с экзаменами. Волнение, напряженная обстановка сильная концентрация — все эти факторы могут сказываться на результате, поэтому «быстрые» экзамены сдать чуть проще.
Какие ЕГЭ самые легкие?
Сейчас многим покажется, что ЕГЭ и “легко” – слова-антонимы, но при качественной и системной подготовке это далеко не так. От сдачи экзаменов напрямую зависит будущее, поэтому ответственно подойти нужно к выбору не только профессии и ВУЗа, но и непосредственно предметов. Сегодня рассказываем о каждом экзамене и приводим немного статистики. Поехали!
Какие предметы можно сдать?
Помимо обязательных экзаменов по русскому языку и базовой математике выпускники обычно выбирают 1-2 профильных предмета из следующего перечня:
Уже который год наиболее популярными дисциплинами среди одиннадцатиклассников становятся профильная математика и обществознание. За последние два года обороты набирает еще и информатика.
Сколько баллов нужно для поступления?
Ежегодно минимальные пороги на каждый из предметов устанавливаются составителями экзаменов. Так, например, чтобы сдать иностранный язык нужно набрать 30 первичных баллов, а вот на обществознании придется попотеть – порог составляет аж 45 первичных баллов – рекорд среди всех профильных ЕГЭ.
Также стоит напомнить, что ВУЗы вправе самостоятельно устанавливать нужный им минимум для поступления. Советуем заранее просмотреть информацию на сайте желаемого универа, чтобы точно знать, на что ориентироваться и насколько эффективно готовиться.
Как и какие ЕГЭ выбрать?
На выбор одиннадцатиклассников влияет сразу несколько немаловажных факторов:
Согласитесь, если на протяжении 11 лет вы показывали успехи в литературе, очень нелогично будет выбрать физику, которая даётся в разы сложнее.
Например, с 14 лет видете себя врачом, соответственно для сдачи планируете выбрать биологию и химию. Если мечтаете стать крутым айтишником – профиль и информатику и т.д.
Многих выпускников направляют родители или учителя. Особенно полезно прислушаться к советам знающих вас людей тем учащимся, которые так и стоят на распутье.
У вас нет особенных предпочтений при выборе профессии и ВУЗа? Тогда логично выбрать наиболее сдаваемые предметы, получить хорошие баллы и отталкиваться уже от результатов.
В интернете можно найти много мнений и статей на тему самых простых и наоборот сложных ЕГЭ. Однако следует помнить, что все очень индивидуально и в сущности ни один предмет нельзя однозначно назвать легким или очень тяжелым.
Помимо прочтения большого объема текстов, учащемуся нужно уметь анализировать и мыслить, а также держать в голове “фонд цитат”, без которых получить высокие баллы не получится.
Этот экзамен включает очень обширных материал. Придется хорошенько подучить даты, биографию личностей и свободно ориентироваться в историческом пространстве. Также не стоит забывать о выявлении причинно-следственных связей, а также нелюбимой работе с картами.
Один из самых сложных ЕГЭ. Придется полюбить заучивать научные термины и разбираться в сложных процессах. Этот экзамен требует очень тщательной, а также серьезной время затратной подготовки.
Небольшой лайфхак: общество надо учить! Многие выпускники обжигаются на том, что надеятся на свой жизненный опыт, который, к сожалению, очень мало полезен при написании ЕГЭ.
Объединяем эти экзамены, так как оба предмета требуют понимания глубоких процессов и качественного нарешивания задач различных типов.
Просто разукрасить контурную карту – совсем не про этот экзамен. Помимо знания стран, столиц и умения ориентироваться по атласу, следует посвятить время изучению отраслям хозяйственной деятельности, природным особенностям, а также экономике мировых держав.
Что говорит статистика?
Цифры показывают, что в 2021 году наиболее успешно учащиеся сдали русский язык и литературу. Каждый пятый получал высокий результат.
Коварное обществознание подловило буквально 18% процентов одиннадцатиклассников, что означает, что каждый пятый не смог перейти минимальный порог. Высокие баллы смогли получить лишь 9,5%.
Опередила (в отрицательном смысле) общество биология, с которой не справились 18,5%, а отличные результаты показали лишь 5%.
Прошлый год отличился и по сдаче профиля и физики, правда, уже в хорошем плане. Более 80 баллов набрали 8-10% учащихся, а вот не перешли порог всего 6-8%.
Подводя итог, хочется сказать, что выбрать легкий ЕГЭ практически невозможно. В каждом предмете есть свои трудности. Важно следовать зову своего признания и качественно готовиться. Тогда вероятность попасть в процент высокобалльников будет очень большой.
Какой ЕГЭ легче сдавать?
Легкость экзамена — понятие относительное. Кому-то проще писать сочинения, другие быстрее запоминают формулы или налету называют исторические события. Однозначного ответа, какой ЕГЭ легче сдавать, нет. Но мы постарались определить относительно простые в подготовке и написании предметы ЕГЭ, опираясь на возможные критерии их сложности.
Минимальный балл для поступления в вуз
Рособрнадзор определяет минимальный порог баллов, преодоление которого позволяет абитуриенту подавать документы в вуз. В 2020 году больше всего баллов необходимо по обществознанию и информатике – 42 и 40 баллов.
В списке предметов ЕГЭ с низким порогом оказались: профильная математика с 27 баллами, иностранный язык с 22 баллами, а также литература и история, одинаково требующие 32 балла для поступления.
Стоит помнить, что несмотря на приказ, каждый вуз может устанавливать свои внутренние минимальные баллы. Поэтому сверяться лучше с правилами конкретного университета.
Может быть и обратная ситуация: некоторые ЕГЭ сложные, и много баллов набрать не так просто, поэтому и порог низкий. Ведь профильная математика вряд ли легче русского языка.
Какой ЕГЭ легче сдавать?
Время проведения экзамена
Длительность экзамена напрямую зависит от количества заданий или их сложности. К тому же, при долгой концентрации есть вероятность просмотренной ошибки. Так что тем, у кого экзамен короче, может быть гораздо проще его сдать.
Информатика, история, литература, обществознание, профильная математика и физика — самые долгие экзамены, на их сдачу выделяется 3 часа 55 минут. На сдачу биологии, русского языка и химии дается 3 часа 30 минут. Еще меньше, 3 часа 15 минут — на иностранный язык. И быстрее всего закончится экзамен по географии, через 3 часа. Выходит, что по данному критерию выигрывают иностранные языки и география.
Соотношение частей экзамена
Задания ЕГЭ для каждого предмета делятся на два типа: требующие краткий или развернутый ответ. Последние невозможно решить наугад или волей случая прийти к правильному ответу, допустив ошибку в процессе решения.
Предмет
Всего заданий
Задания с развернутым ответом
Меньше всего заданий, для которых нужен подробный ответ, встречается в ЕГЭ по русскому и иностранным языкам, информатике и химии.
Жалобы на предметы ЕГЭ
Еще одним важным показателем легкости экзамена служит отсутствие жалоб при его сдаче. Так, следует помнить предметы ЕГЭ, о проведении или результатах которых в последние годы отзывались отрицательно.
В этом году в центре внимания оказалась химия. Выпускники назвали задания слишком сложными, выходящими за рамки школьной программы. В 2016 году говорили о сложности другого предмета — профильной математики. Тогда даже была создана петиция о пересмотре критериев выставления баллов, так как задачи «повышенной сложности» из второй части оказались слишком сложными.
Выпускники могут срезаться не только на излишне сложных заданиях, но и на вопросах, не имеющих точного ответа — задания с развернутым ответом могут трактоваться по-разному. В 2018 году многим не засчитали эссе по иностранному языку: тексты, в которых слово «успех» не упоминается в каждом абзаце, посчитали не соответствующим теме «Ранний выбор карьерного пути — ключ к успеху».
Какие ЕГЭ в 2020 году сдали лучше всего?
Получить высший балл за экзамен не так просто, поэтому по числу стобалльников можно судить о сложности предмета. Больше всего счастливчиков среди сдававших литературу — 2.5% из 46.755 человек. Чуть больше 1% из 81.695 выпускников получили 100 баллов за химию и почти столько же из 11.841 за географию. По русскому языку и информатике также высокий результат — 100 баллов у почти 0.64% всех сдававших экзамен.
Сложнее всего выпускникам далось обществознание: только 0.14% смогли получить за экзамен высший балл. И отдельно стоит отметить профильную математику — о ней известно только то, что 6% из 362.000 получили больше 80 баллов. Вероятно, что стобалльников среди них тоже не много.
Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора ЕГЭ с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия по подготовке к экзаменам. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.
ЕГЭ по географии: к чему готовиться и как сдавать
Почему стоит сдать экзамен дважды, какие задания самые трудные и зачем читать National Geographic.
ЕГЭ по географии длится 3 часа, он состоит из двух частей и включает 34 задания. В первой части — 27 заданий, где ответом служит число, последовательность цифр, слово или словосочетание. Во второй части 7 заданий, в которых требуется выполнить рисунок, решить задачу или описать ход выполнения задания.
Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.
На экзамене разрешается использовать линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир. Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России и политическая карта мира.
Разбираться в географии полезно не только абитуриентам геологического и экологического факультета, для которых это обязательный ЕГЭ. Будущие дипломаты, например, студенты МГИМО порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.
Как готовиться
Сдайте экзамен заранее
В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.
Решайте демоварианты в школе
Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.
Пишите пробные ЕГЭ
Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.
Штудируйте справочники
Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран. Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить. Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.
Следите за периодикой
Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.
Занимайтесь с преподавателем
Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.
Какие задания самые трудные
Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.
Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — прочно заучить материал.
Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.
Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.
Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.
В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности — указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.
Как выполнять простые задания
Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.
В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.
Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.
В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших. При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным.
Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.
В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами. Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.
В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран. Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%. Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.
В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.
3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969
или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8
Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.
4 066 972 − 4 071 064 = −4092
Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.
Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:
2) −4092 − 3298 = −7390
Миграционный прирост населения составил −7390 человек.
Почему стоит начать со второй части
К концу первой части задания становятся предсказуемыми:
Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.
Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл. Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Почему школьники не любят географию
История с географией
Уроки географии редкий школьник называет среди любимых, хотя именно этот предмет может мотивировать к путешествиям как по родной стране, так и по миру. Но все чаще ученики нехотя открывают учебники, с трудом разбираются в климатических поясах, полезных ископаемых и тектоническом строении земной коры. Им вторят родители: география у детей вызывает ужас, ведь нужно заучивать мудреные определения, пробираться через меандрирование и оврагообразование… Какая уж тут заинтересованность в познании мира и изучении карты?
О чем спорят учителя?
Письмо на эту тему пришло недавно и от нашей читательницы Галины Сыроежкиной: «Я начинала работать с трех часов в неделю в 6-м классе, а теперь один час. Дошло до абсурда: родную страну изучаем всего час в неделю! Вы назовете другой школьный предмет, где можно обсудить демографическую ситуацию в стране, азы финансовой грамотности, фермерские хозяйства, агрогородки, мясо мраморное и халяль? Где при изучении любой темы можно проводить профориентацию: ПВТ, «Великий камень», «Бремино-Орша», музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Руба, «Доломит»?» Об увеличении часов на географию говорят сегодня во многих странах — от США до России, причем акцент в зарубежных аудиториях делают именно на богатстве родной страны.
На сайте Национального института образования изучаем, сколько времени отведено на географию в каждом из классов. В 6 — 7-х — всего 35 часов в год, то есть по уроку в неделю. В 8-м классе чуть больше — 70 часов, или по 2 в неделю. Для 9-го класса 52 часа. Что же касается старшей школы, то на базовом уровне изучение этого предмета для 10-классников предусмотрено по 2 часа в неделю, а для 11-го класса — по одному. Да, говорят педагоги, новые учебники по географии красочные, вот только ученикам их освоить сложно, в том числе из-за темпов: в начале изучения предмета, к примеру, на климат — всего час или лишь по уроку на каждый из материков.
Современные школьники не любят географию, но новые программы и учебники должны это исправить.
Что изменилось в программе?
У Петра Лопуха, главного научного сотрудника лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования и соавтора учебных пособий «География» для 7-х и 8-х классов и «Человек и мир» для 5-го класса, другое мнение. Часов на географию в 6 — 11-х классах стало даже больше, чем лет 10 назад, а часть материала по предмету осваивают еще в 5-м классе на уроках «Человек и мир». В 2015 году началось обновление учебных программ по всем предметам, в том числе и по географии. Их внедряют поэтапно, в этом учебном году по новой программе работают 9-классники. Содержание образования усовершенствовали, упростили и сделали материал более занимательным. И все же, убежден Петр Лопух, предмет «География» нельзя построить как комментарий к индивидуальным туристическим маршрутам:
— Современные дети путешествуют, в том числе за рубежом, гораздо активнее, чем их сверстники в Советском Союзе. Учитель имеет возможность опираться на полученные в поездках впечатления. Но построить изучение географии только на этом невозможно по многим причинам, в том числе научным, методическим, социальным и этическим. Наряду с удовлетворением индивидуальных познавательных интересов в области географии важной задачей изучения является усвоение учащимися основ географической науки, научных представлений об устройстве, функционировании географической оболочки Земли. И здесь нельзя обойтись без изучения соответствующей терминологии.
В итоге физическую и экономическую географию теперь изучают в разных классах. Ученики 6-х и 7-х классов осваивают более доступный для их возраста материал по физической географии и географии материков и океанов, а вопросы социально-экономической географии (политическая карта, население, хозяйство) — в программе у 8-классников. Семиклашки больше не изучают «новую глобальную тектонику», не обязательны для усвоения понятия «карст», «польдеры», «марши». Под сокращение попали и объекты географической номенклатуры, среди которых Верхоянский хребет, Месопотамская низменность, плато Патагония и многие другие. Только на уровне формирования представлений (этих тем не должно быть в проверочных и контрольных) в 6-м классе говорят о мелкомасштабных, среднемасштабных и крупномасштабных картах, континентальной и океанической земной коре, очаге и эпицентре землетрясений, низких, средних и высоких горах, старичных озерах, а в 7-м классе — об истории исследований материков и их особо охраняемых природных территориях. Из учебной программы исключены и некоторые практические работы, среди которых «Построение гипсометрического профиля», откорректирован и раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся», что исключает возможность завышать требования к ученикам.
фото белта.
Что нового в учебниках?
Ольга Сарычева, заместитель начальника методического центра Национального института образования, соавтор учебных пособий «Человек и мир» для 5-го класса и «География» для 7-х и 8-х классов, подчеркивает: новые учебники отличаются большей доступностью изложения и ориентированы на практику, кроме того, в них много иллюстраций, которые помогают лучше понять материал.
— В ходе анкетирования около 70% учащихся 6-х и 7-х классов ответили, что им интересно изучать географию по новым учебным пособиям, а 90% педагогов отметили, что их достоинством является большое количество вопросов и заданий, которые учат применять географические знания в повседневной жизни. Например: «Представьте, что вашей семье необходимо выкопать на даче или в деревне колодец. В какое время года его удобнее копать и почему?» Кроме основных текстов, есть дополнительные, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Скажем, из них можно узнать, что единого понятия «город» не существует. В некоторых странах к городам относят поселения с численностью от 1.000 человек, в США — 2.500, в Беларуси — 6.000, а в России — 12.000.
Все активнее внедряются в учебный процесс и технологии. В учебнике для 7-го класса рисунки «оживают» с помощью смартфона или планшета, в итоге можно увидеть природные процессы, за которыми не понаблюдаешь в реальной жизни: дрейф континентов и их частей, движение литосферных плит, формирование циклона. В 8-м классе есть возможность лицезреть технологические процессы основных производств вроде добычи нефти, производства стали или сборки автомобилей. А через QR-коды в учебных пособиях для 6-х и 9-х классов — перейти к дополнительным материалам на Национальном образовательном портале.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКОВ?
Учитель Копыльской средней школы № 2 им. Тишки Гартного Анатолий Сикорский — обладатель медали Франциска Скорины (уже более 30 его учеников связали свою жизнь именно с географией):
— К сожалению, география перестала быть престижным предметом, потому что ее сегодня мало куда нужно сдавать при поступлении. И чтобы заинтересовать детей, я их… жалею. Спрашиваю лишь самое важное. Вот и сейчас в 7-м классе за урок нужно объяснить по новой теме четыре листа текста, а еще практическая работа, контурные карты заполнить, причем атласов у учеников дома нет, получают по одному на парту… Поэтому об опросе нет и речи, на него просто не остается времени. Такие моменты и такие объемы информации отталкивают детей от предмета…
Анатолий Сикорский на одной из республиканских конференций предложил вместо некоторых сложных тем делать акцент на краеведении. Это куда эффективнее, особенно при изучении географии Беларуси, которая сейчас в 9-м классе: прошли тему промышленности — следующий урок на примере своих предприятий, топонимику — опять урок на примере своего района. Зааплодировали все коллеги. Педагог убежден: о любви к малой родине недостаточно лишь говорить, ее нужно воспитывать.