Что скрывают шедевры искусство в деталях
Что скрывают шедевры
Искусство в деталях
The History of Art in 57 Works
Что скрывают шедевры
Искусство в деталях
The History of Art in 57 Works
Фотогалерея
Развороты книги
Об авторе
Келли Гровьер — поэт, критик-культуролог и историк. Работает обозревателем и автором текстов для передач в BBC Culture, регулярно пишет для Times Literary Supplement. Его статьи об искусстве выходили во многих изданиях, в том числе Observer, Sunday Times и Wired. Учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Оксфордском университете. Один из основателей международного научного журнала European Romantic Review. Автор бестселлеров 100 Works of Art That Will Define Our Age («100 определяющих произведений искусства нашего времени», 2013) и Art Since 1989 («Искусство с 1989 года», 2015).
О книге
Эта захватывающая, познавательная и необыкновенно поэтичная книга посвящена анализу мировых художественных шедевров и предлагает новый ответ на вопрос о том, что делает великое искусство великим.
Собранные в ней примечательные художественные образы — от фигурки из резного бивня мамонта (ок. 40 000 г. до н. э.) и «Сада земных наслаждений» Босха до «Фонтана» Дюшана (1917) и «Герники» Пикассо (1937) — за прошедшие тысячелетия оставили отпечаток в культурном сознании человечества.
Келли Гровьер рассказывает об этих и еще более чем полусотне других эпохальных произведений, создавая радикально новую историю искусства. Он отходит от традиционного описания биографий, стиля и хронологии различных «измов» и предлагает взаимодействовать с искусством иначе: не просто узнавать о произведениях, а учиться у них. Гровьер показывает в них элементы, которые возводят мост между искусством и реальностью, наделяют художественный предмет жизненной, а не только визуальной ценностью.
Книга богато иллюстрирована потрясающими произведениями искусства. Келли Гровьер проливает на них новый свет, осмеливаясь выделить одну, часто незаметную деталь — «зацепку для глаза». В ней кристаллизуется эстетическая сущность произведения, благодаря чему оно обретает величие.
Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется историей искусства и готов к восприятию новых интерпретаций великих произведений искусства.
Что скрывают шедевры
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Келли Гровьера «Что скрывают шедевры: искусство в деталях» (перевод Василия Горохова, научный редактор Мария Меньшикова).
Культуролог и поэт, обозреватель BBC Culture, Келли Гровьер закончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и Оксфордский университет. Он автор нескольких поэтических сборников («А Lens in the Palm», «The Sleepwalker at Sea», «The Lantern Cage») и исследовательских работ, посвященных поэзии XVIII–XIX веков, один из основателей научного журнала European Romantic Review. Ему принадлежат также книги о современном искусстве 100 Works of Art That Will Define Our Age («100 определяющих произведений искусства нашего времени», 2013) и Art Since 1989 («Искусство с 1989 года», 2015), ставшие бестселлерами.
В новой книге Келли Гровьер рассказывает о пятидесяти семи эпохальных произведениях, от рельефа ассирийского царя Ашшурбанипала до перформанса Марины Абрамович, создавая радикально новую историю искусства. Автор делает необычные сопоставления и побуждает всмотреться в немеркнущие шедевры, чтобы найти намеки на истинный смысл и постичь их глубину и странность.
Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда (1512–1516)
Как религиозный кубик Рубика, алтарь Грюневальда может как угодно вращаться на петлях. В этих хитроумных шарнирах скрывается секрет его особой мощи.
«Если бы каналы, через кои наши чувства воспринимают окружающий мир, были расчищены, то все сущее предстало бы перед человеком в своем истинном виде, то есть как бесконечная субстанция. А пока что человек уходит в себя всё глубже и глубже, и весь сущий мир он может видеть лишь сквозь узкие щели в своей пещере»[1], — гласит знаменитое изречение Уильяма Блейка в его пророческой книге «Бракосочетание Рая и Ада». Почти за триста лет до этого немецкий художник Маттиас Грюневальд создал для монастыря Св. Антония в Изенгейме, специализировавшегося на лечении кожных заболеваний, сложное устройство: алтарь из соединенных петлями панелей- створок, который вмещал в себя вырезанный из дерева короб. Скульптуры в сердце этой конструкции вырезаны соавтором Грюневальда Никлаусом из Хагенау и посвящены заступничеству святого Антония. Этот живший в III веке монах, как считалось, чудесным образом спас страдающих от недуга, названного впоследствии «огнем святого Антония». Однако вот уже более пятисот лет именно сами створки — десять созданных Грюневальдом расписных панелей с важнейшими евангельскими сценами, включая Благовещение, Рождество, Распятие, Воскресение и Вознесение, — завораживают паломников и вдохновляют художников своей способностью направить взгляд из темных, полных страдания глубин этого мира в бесконечность.
Чтобы в полной мере оценить великолепие алтаря Грюневальда, сначала нужно разобраться в его сложной многослойной конструкции. Это не статичное, инертно висящее на стене произведение, а настоящее кинетическое устройство, машина для переноса души от мучений к славе. В 1934 году историк искусства Артур Буркхард опубликовал статью об алтаре Грюневальда. В ней он писал:
«Когда створки алтаря закрыты, как это бывало в обычные дни и регулярно во время Великого поста, большое центральное пространство, образованное двумя сложенными створками, было занято сценой Распятия. На стационарной панели слева стоял святой Антоний, святой покровитель Изенгеймского монастыря, а справа — святой Себастьян. Когда по особым случаям створки открывали, мрачное Распятие уступало место более светлым сценам: слева — Благовещению, в центре — Вочеловечению, а справа — Воскресению. Когда открывали и вторую пару створок, глазам представала резная святыня с изображением святого Антония, окруженного по бокам святым Августином и святым Иеронимом, а на задней части створок было показано искушение святого Антония и его встреча со святым Павлом».
Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (закрыт: в центре видно Распятие). 1512–1516. Масло, темпера, дерево. 376 × 534 см
Изенгеймский алтарь (открыты первые створки: видны четыре библейские сцены). 1512–1516. Масло, темпера, дерево. 376 × 668 см
Изенгеймский алтарь (открыты вторые створки: в центре виден резной деревянный короб). 1512–1516. Масло, темпера, липовое дерево, полихромия. 376 × 668 см
Таким образом, душа начинала свой путь с невыразимых мучений, изображенных в сцене Распятия: именно ее почти всегда видели пациенты больницы, так как створки были закрыты. Никогда еще страдания Христа не изображали так откровенно. Более ранние художники, например Рогир ван дер Вейден, о котором мы уже говорили, создавали из боли и унижения своего рода грубую красоту. Грюневальд не стал ничего приукрашивать. У его Христа узловатые, бессильно тянущиеся к небесам пальцы, прибитые к грубым доскам ладони, синеватые безжизненные губы и ужасающе впалая, задыхающаяся грудь. Картина изображает и тот род боли, который был особенно понятен лечившимся в монастыре Св. Антония людям: кожу Христа усеивают сочащиеся гноем пустулы. Христос предстает жертвой болезни, ради чудесного исцеления от которой отчаявшиеся пациенты приходили в монастырь.
Но за створками скрывается великое утешение. Створка (и наше восприятие) может пройти сквозь ужасы, разворачивающиеся в темноте этого похожего на пещеру мира, благодаря зацепке: почти невидимой грани, вертикальному шву, прорезающему правую руку Христа от лопатки. Через несколько столетий, в 1676 году, ученые поймут, что болезнь, которую называли «антонов огонь», вызвана спорыньей — поражающим рожь грибком. Но в то время врачи пытались помочь страждущим и облегчить ужасающую боль разными опасными средствами. Среди них была и ампутация, которая, как считалось, могла изгнать зло. Расположив шов именно в этом месте, Грюневальд буквально и концептуально разрезает тело Христа и выпускает из его истерзанного трупа физические недуги.
Когда створки распахнуты, панели Грюневальда предстают во всей красе ошеломляющих, психоделических цветов и ярких образов. Гниющая, ужасающе тусклая оболочка, окружающая алтарь, вдруг уступает полным надежды картинам пришествия Христа, вознесения в запредельность небес. Довольно интересное культурное совпадение: идея расширенного восприятия появляется в произведении, посвященном людям, страдающим от той самой спорыньи, из которой в 1930-х годах получат расширяющий сознание лизергиновой кислоты диэтиламид (ЛСД). В контркультуре 1960-х годов вещество будет ассоциироваться с открытием «дверей восприятия»: это словосочетание английский писатель Олдос Хаксли позаимствовал у Блейка и использовал, рассказывая о своем опыте приема психотропных препаратов. Намеренно ли Грюневальд приравнял к обостренной духовной восприимчивости делирий (безумие, помрачение сознания), который, видимо, испытывали страдающие от «огня святого Антония», узнать невозможно. Но вот что ясно: ни одна работа в истории искусства не воплощала в себе такого сострадательного стремления подарить утешение смертным, показать им черту, за которой их ждет избавление и открытый путь к ослепительному блаженству.
[1] Пер. А. Г. Сергеева. В оригинальном тексте Блейк использует выражение doors of perception — «двери восприятия». Именно к этому выражению отсылает читателя и автор, говоря о створках алтаря, и О. Хаксли, упомянутый ниже. Прим. ред.
Что скрывают шедевры. Искусство в деталях
Эта захватывающая, познавательная и необыкновенно поэтичная книга посвящена анализу мировых художественных шедевров и предлагает новый ответ на вопрос о том, что делает великое искусство великим.
Собранные в ней примечательные художественные образы — от фигурки из резного бивня мамонта (ок. 40 000 г. до н. э.) и «Сада земных наслаждений» Босха (1505–1510) до «Фонтана» Дюшана (1917) и «Герники» Пикассо (1937) — за прошедшие тысячелетия оставили отпечаток в культурном сознании человечества.
Келли Гровьер рассказывает об этих и еще более чем полусотне других эпохальных произведений, создавая радикально новую историю искусства. Он отходит от традиционного описания биографий, стиля и хронологии различных «измов» и предлагает взаимодействовать с искусством иначе: не просто узнавать о произведениях, а учиться у них. Гровьер показывает в них элементы, которые возводят мост между искусством и реальностью, наделяют художественный предмет жизненной, а не только визуальной ценностью.
Книга богато иллюстрирована потрясающими произведениями искусства. Келли Гровьер проливает на них новый свет, осмеливаясь выделить одну, часто незаметную деталь — «зацепку для глаза». В ней кристаллизуется эстетическая сущность произведения, благодаря чему оно обретает величие.
Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется историей искусства и готов к восприятию новых интерпретаций великих произведений искусства.
От автора
Что делает произведение искусства шедевром? Что позволяет ему из века в век, поколение за поколением поражать воображение людей? Что делает великое искусство великим? Ответ на все эти вопросы один: странность. «Для великих картин характерно то, — писал художественный критик Роберт Хьюз, увидев „Звездную ночь“ Винсента Ван Гога на выставке в Нью-Йорке в 1984 году, — что, сколько бы их ни копировали, сколько бы репродукций и открыток ни делали на их основе, в оригинале они вновь и вновь заявляют о себе благодаря силе странности». Но в чем же кроется эта «странность», которая не блекнет, сколько с ней ни сталкиваешься?
Странность пульсирует во времени, создавая в истории искусства блистательную родословную величия. В 1859 году Шарль Бодлер писал: «Прекрасное всегда содержит немного странности, наивной странности, непреднамеренной, бессознательной». «Эта щепотка странности — продолжает поэт, — составляет и определяет его индивидуальность, без которой не может быть красоты». Так, наблюдение за наблюдением, в разных столетиях начинает проявляться общая идея: величие — это странность.
В любой великой работе неизменно есть какая-то некая деталь — «зацепка для глаза» — черта, указывающая на источник ее неиссякаемой странности, без которой она не могла бы эпоху за эпохой находить отклик в душах людей.
В книге предлагается новая генеалогия искусства и инновационный подход к восприятию художественной ценности. Наша задача: выделяя «зацепки для глаза» в собранных здесь безусловных шедеврах, показать ту непреходящую странность, которая делает их вневременными. Именно эти зацепки позволяют зрителям ощутить связь с произведением, почувствовать его частью своей жизни. Они же представляют собой важнейший ключ к пониманию того, почему великие работы не теряют свою силу спустя столетия, а только обретают новую. Подборка охватывает примерно сорок тысяч лет истории художественного воображения и призвана продемонстрировать эволюцию таких зацепок, формирующих наше видение и понимание того, кто мы есть и что значит быть живым в этом мире.
Исследование определяющих произведений искусства мы начали с неожиданной археологической находки, навсегда изменившей наше понимание того, как и зачем создаются изображения: обнаруженной в 2008 году доисторической костяной статуэтки, «Венеры из Холе-Фельс». Суеверный гений скульптора, который сорок тысяч лет назад вырезал фигурку (и, подчиняясь странному чутью, оставил вместо головы петельку-зацепку, чтобы статуэтку можно было носить на шее) тем самым сотворил отверстие, сквозь которое мы рассматривали все последующие произведения на страницах этой книги. Лишенная собственного взгляда, статуэтка в каком-то смысле послужила метафорой всей истории искусства до наших дней: неустанного стремления вернуть зрение произведениям, которым приходится непрерывно выдерживать чужие взгляды.
Секрет великого искусства в том, что оно не любит раскрывать секреты и всегда держит в рукаве какую-то часть смысла. Произведения, собранные в этой книге, представляют собой что-то вроде крапленой колоды шулера или заколдованных карт ясновидящей. Каждую картину можно вновь и вновь, до бесконечности, интерпретировать, как повешенного или пятерку мячей. Одно за другим, произведения ложатся перед нами подобно таинственным картам таро, которые раздает незримая рука. Чтобы угадать их непрестанно меняющееся значение, нужно терпение и мистическая живость ума.
Об авторах
Келли Гровьер — поэт, критик-культуролог и историк. Работает обозревателем и автором текстов для передач в BBC Culture, регулярно пишет для Times Literary Supplement. Его статьи об искусстве выходили во многих изданиях, в том числе Observer, Sunday Times и Wired. Учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Оксфордском университете. Один из основателей международного научного журнала European Romantic Review. Автор бестселлеров 100 Works of Art That Will Define Our Age («100 определяющих произведений искусства нашего времени», 2013) и Art Since 1989 («Искусство с 1989 года», 2015).
Келли Гровьер: Что скрывают шедевры. Искусство в деталях
О товаре
Эта захватывающая, познавательная и необыкновенно поэтичная книга посвящена анализу мировых художественных шедевров и предлагает новый ответ на вопрос о том, что делает великое искусство великим.
Собранные в ней примечательные художественные образы — от фигурки из резного бивня мамонта (ок. 40 000 г. до н. э.) и «Сада земных наслаждений» Босха (1505–1510) до «Фонтана» Дюшана (1917) и «Герники» Пикассо (1937) — за прошедшие тысячелетия оставили отпечаток в культурном сознании человечества.
Келли Гровьер рассказывает об этих и еще более чем полусотне других эпохальных произведений, создавая радикально новую историю искусства. Он отходит от традиционного описания биографий, стиля и хронологии различных «измов» и предлагает взаимодействовать с искусством иначе: не просто узнавать о произведениях, а учиться у них. Гровьер показывает в них элементы, которые возводят мост между искусством и реальностью, наделяют художественный предмет жизненной, а не только визуальной ценностью.
Книга богато иллюстрирована потрясающими произведениями искусства. Келли Гровьер проливает на них новый свет, осмеливаясь выделить одну, часто незаметную деталь — «зацепку для глаза». В ней кристаллизуется эстетическая сущность произведения, благодаря чему оно обретает величие.
Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется историей искусства и готов к восприятию новых интерпретаций великих произведений искусства.
Книга Что скрывают шедевры. Искусство в деталях
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Информация о книге
Эта захватывающая, познавательная и необыкновенно поэтичная книга посвящена анализу мировых художественных шедевров и предлагает новый ответ на вопрос о том, что делает великое искусство великим.
Собранные в ней примечательные художественные образы — от фигурки из резного бивня мамонта (ок. 40 000 г. до н. э.) и «Сада земных наслаждений» Босха (1505–1510) до «Фонтана» Дюшана (1917) и «Герники» Пикассо (1937) — за прошедшие тысячелетия оставили отпечаток в культурном сознании человечества.
Келли Гровьер рассказывает об этих и еще более чем полусотне других эпохальных произведений, создавая радикально новую историю искусства. Он отходит от традиционного описания биографий, стиля и хронологии различных «измов» и предлагает взаимодействовать с искусством иначе: не просто узнавать о произведениях, а учиться у них. Гровьер показывает в них элементы, которые возводят мост между искусством и реальностью, наделяют художественный предмет жизненной, а не только визуальной ценностью.
Книга богато иллюстрирована потрясающими произведениями искусства. Келли Гровьер проливает на них новый свет, осмеливаясь выделить одну, часто незаметную деталь — «зацепку для глаза». В ней кристаллизуется эстетическая сущность произведения, благодаря чему оно обретает величие.
Овер-сюр-Уаз, лето 1890 года. Маргарита Гаше – девушка, задыхающаяся в оковах ограничений конца 19-го века. Она станет последней любовью Винсента Ван Гога. Их встреча определенно изменит их жизни. Жан-Мишель Генассия предлагает парадоксальную версию последней дней жизни художника.
А что если доктор Гаше не был верным другом импрессионистов, а скорее жадным и тщеславным приспособленцем?
Что если его дочь была слишком страстной и любящей?
Что если некоторые его картины, выставленные в Орсе, были подделкой?
Писатель отвечает на эти невероятные вопросы в свете самых последних открытий в жизни Ван Гога. Он находит неожиданные ответы и предлагает их читателям с новаторской силой и документальной правдой.
©MrsGonzo для LibreBook
Герои сказок и легенд, которые вошли в эту книгу, появились в разное время и у разных народов. В разное время они вдохновляли писателей, художников, композиторов на создание великих произведений искусства. Что же объединило эти истории в нашей книге? Оперный театр. Именно под его занавесом обретают новую жизнь Снегурочка, Лоэнгрин, Труффальдино, Турандот и многие другие герои знаменитых сюжетов. Читатель перенесётся в волшебный мир сказок и легенд, а также узнает, как создавались эти музыкальные шедевры, восхищающие публику и по сей день.
Хаяо Миядзаки – величайший аниматор в мире. И просто волшебник.
В этом сходятся все, кто хоть раз видел его творения: «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками» и множество других полнометражных мультфильмов.
Феномен Миядзаки в том, что он достучался до ребенка в каждом из нас. Он оставляет мир серьезных и взрослых людей другим режиссерам, а сам окутывает нас счастливым миром детства.
В его работах оживают фантазии, страшилки и мечты. Мы знаем, что хранитель леса сейчас спит, но скоро наступит ночь, и он выйдет на прогулку. Знаем, почему идет дождь, почему задувает ветер, почему детство не должно заканчиваться, почему среди нас живет Миядзаки.
Премия «Оскар», восемь премий «Tokyo Anime Award», шесть премий Японской киноакадемии – награды можно перечислять бесконечно.
Книга, которую вы держите в руках, – это единственная на данный момент книга на русском языке о творчестве великого мастера. Это – ключ к пониманию самого Миядзаки, попытка взглянуть на его творения через призму его биографии.
Сюзан Нейпир проведет вас по всем 11 мультфильмам, познакомит с героями, поможет понять их характер, укажет на образы и символы, которые замаскировал маэстро. Здесь же вы увидите, какие события происходили в жизни самого аниматора в этот период и как они повлияли на героев.
Книга станет замечательным подарком как ценителям творчества Хаяо Миядзаки, так и тем, кто приоткрывает для себя волшебную страну его творений.
Глупость, надежда на авось и пьянство – вот то, что отличает русские преступления в сфере искусства:
– Отковырять 602 бриллианта от икон и три дня прятаться за иконостасом, чтобы потом изнемочь от голода и жажды, и в буквальном смысле свалиться на голову полицейским.
– Средь бела дня зайти в Эрмитаж и вырезать холст из рамы, сложить его в несколько раз… А потом подбросить картину видному политику.
– На глазах у публики вынуть картину из рамы, оставить на брошенной раме свои отпечатки пальцев, потом спрятать картину на стройке. И быть арестованным на следующее утро.
– Разбить по пьяни камнем окно музея, выпить еще, забыться сном на антикварной мебели. И быть взятым с поличным – с единственной бронзовой статуэткой.
В новой книге Софьи Багдасаровой, автора бестселлера «Омерзительное искусство» (номинант премии «Просветитель-2018») вы узнаете все о том, как совершаются преступления в российских музеях и кто обычно бывает преступниками. Все описанные в книге кражи, аферы и акты вандализма – совершенно реальные исторические события, и именно поэтому они особенно удивительны. Они абсурдны – и поэтому книга наполнена особенным, абсурдным юмором. Ведь иначе об этих преступлениях с национальным русским колоритом и не напишешь.
Помимо увлекательных криминально-юмористических рассказов в книгу включены нормальные журналистские статьи про абсолютно дикие российские преступления, а также инсайдерские интервью от представителей современного арт-рынка, которые пожелали остаться анонимными, но зато раскрыли потрясающие подробности теневого антикварного бизнеса.
Убежденность де Кирико в правоте своих суждений, уверенность в собственных достоинствах, нетерпимость ко всему, что не соответствует его представлениям о порядочности, морали, хорошем вкусе, искренность до самозабвенности, оборачивающиеся подчас самолюбованием и саморекламой, составляют одновременно и сильную и слабую стороны его книги. Но именно это делает «Воспоминания. » бесценным документом, помогающим понять природу творческой индивидуальности одного из ведущих мастеров ХХ века.
Париж. 80-е годы XIX века. Посетители Гранд Опера — лощеные господа во фраках и их спутницы в вечерних платьях — наслаждаются изысканными балетными постановками. Но знают ли они, какую цену платят юные балерины, чтобы иметь возможность блеснуть на знаменитой сцене? Как пробиваются из самых низов, считая жалкие гроши, порой голодая, отбиваясь от похотливых лап «покровителей». Не всем удается воплотить свою мечту в жизнь: кто-то, не выдержав лишений, заканчивает карьеру в борделе, кто-то ищет забвения в абсенте. Судьба трех сестер, «гадких лебедей» кордебалета, заставит читателя до последней страницы сопереживать им и надеяться на счастливый поворот в их судьбе.
Джорджо де Кирико – основоположник метафизической школы живописи, вестником которой в России был Михаил Врубель. «Hebdomeros» – роман-автобиография, но автобиография, не имеющая ничего общего с жизнеописанием, рисующим разворачивающиеся во временной последовательности обстоятельства жизни рассказчика.
Книга «Генеалогия эксцентриков: от Матабэя до Куниёси», впервые опубликованная в 1970 году, открыла японским читателям ранее неизвестных японских живописцев эпохи Эдо.
В центре повествования шесть имен: Иваса Матабэй, Кано Сансэцу, Ито Дзякутю, Сога Сёхаку, Нагасава Росэцу и Утагава Куниёси. Эти художники, ведущие «эксцентричный» образ жизни, демонстрировали авангардность в своих работах, но их долго считали лишь «еретиками» в истории японского искусства. Описывая в достаточно вольной манере биографии шести выбранных живописцев, Нобуо Цудзи прослеживает генеалогию художников дореволюционной Японии, склонных к экспрессионизму, особенностью работ которых было создание эксцентричных и фантастических образов.
Книга, неоднократно переизданная, привлекла к забытым именам живописцев и их работам внимание не только в Японии, но и на Западе. А также повлияла на поздние работы известного японского современного художника Такаси Мураками, назвавшего «Генеалогию эксцентриков» книгой, подобной Библии.
Шестерых художников, описанных в этой книге, следует считать авангардом мейнстрима. У меня совершенно не было намерения делать акцент исключительно на своеобразии этих живописцев и тем самым придавать им статус неординарного меньшинства. Поэтому в своей книге я старался, насколько это возможно, избегать ярлыков типа «неканонический». На первый взгляд мой подход может показаться ошибочным, но я бы хотел при описании истории живописи периода Эдо избежать монотонного, сухого составления истории художественных направлений, как это делалось до сих пор.
Работы, которые высоко оценил Цудзи, были совсем не известны, пока американские музеи не начали скупать их после Второй мировой войны. Особенно незаметным был художник Сога Сёхаку. Его считали чудаком, который всегда жил сам по себе и вел себя эксцентрично. Долгое время никто не мог воспринимать его работы серьезно, но Цудзи и музеи подарили этим произведениям вторую жизнь.