Что скажут дети когда вырастут
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Что скажет вам ребенок, когда вырастет?
Спасибо за дикцию, прикус, самооценку, или Почему родителям важно беречь и своевременно лечить детские зубки
Важен каждый зуб!
Дети чутко относятся к красоте. Даже дошкольники, не говоря уже о подростках, остро переживают свои недостатки во внешности. Если не хватает нескольких зубов, некоторые — черные (результат серебрения), а постоянные растут неровными, это может стать для ребенка испытанием.
Если зуб удален слишком рано, соседние с ним зубы начинают сдвигаться. Это приводит к тому, что постоянный зуб прорежется не на своем месте, зубной ряд будет неровным, а прикус — неправильным.
Зачаток постоянного зуба расположен очень близко к корням молочного. Если в молочном зубе инфекция, она может распространиться и на постоянный. Постоянный зуб может вырасти искалеченным или не вырасти совсем.
Зубы нужны для того, чтобы измельчать пищу. Нехватка зубов делает пережевывание недостаточным и приводит к проблемам с желудочно-кишечным трактом.
Незалеченные кариозные полости — незатухающий очаг инфекций. Патогенные бактерии (стафилококки и стрептококки, обитающие в полости рта) снижают иммунитет, повышают риск возникновения ОРЗ и заболеваний внутренних органов.
Детская стоматология — это наука
Все детские врачи ArtSmile прошли обучение и имеют лицензию «Детский стоматолог»
При лечении детских зубов врачи используют только гипоаллергенные материалы, препараты и оборудование, разработанные для детей. Это стоматологические установки KaVo с повышенным уровнем безопасности, индивидуальные бинокулярные лупы, автоматические бесшприцевые инъекторы для обезболивания.
Детская стоматология — это искусство
Сомнений нет: болезни молочных зубов требуют лечения. Вот только как лечить, если малыш ни за что не соглашается даже на осмотр? Как быть с пациентом, если на просьбу открыть рот он ехидно покажет язык? Если ребенок очень маленький, или слишком активный, или напуган? С детьми, прежде всего, нужно уметь устанавливать доверительные отношения. И только потом — лечить.
Все дети, которые прошли лечение в ArtSmile, автоматически становятся участниками Программы контроля стоматологического здоровья. Каждые три месяца маленького пациента ждут в клинике на бесплатные профосмотры для контроля проведенного лечения и профессиональной чистки зубов.
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).
Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Поздние дети возвращают молодость
Женщин, родивших первого ребенка между 30 и 40 годами, стало за последние 20 лет почти в 3 раза больше. Кроме того, почти на 50% возросло количество впервые ставших мамами после 40 лет. И медики вынуждены с этим считаться. Постепенно исчезло из их лексикона обидное слово «старородящая», и роды в зрелом возрасте уже не считаются чем-то из ряда вон выходящим.
Все чаще женщины откладывают рождение ребенка, занимаясь учебой или продвигаясь пок арьерной лестнице. Количество ранних родов (до 20 лет) во всех цивилизованных странах неуклонно падает (Россия, правда, составляет исключение).
Многочисленные исследования показали, что беременность и роды после 35 непредставляют такой серьезной опасности, как считалось раньше. Среднестатистический портрет женщины «за тридцать», которая готовится стать матерью, за последнее время здорово изменился. Как правило, она принадлежит к среднему классу, хорошо образованна, следит за своим здоровьем. Организм ее не изношен многочисленными родами.
Всегда считалось, что поздние дети чаще рождаются недоношенными, хуже прибавляют в весе и больше болеют в раннем детстве. Новейшие исследования заставили в этом усомниться.
Американских врачи, наблюдавшие за 4 тысячами рожениц в одной из больниц Нью-Йорка, пришли к выводу, что у женщины старше 35 лет, если она физически здорова и не имела выкидышей, шансы родить нормального здорового ребенка (даже если это первые роды) почти такие же, как у 20-летней.
Как известно, психологическая готовность к материнству наступает гораздо позже, чем биологическая. По мнению психологов, беременность в зрелом возрасте гораздо более благоприятна, чем в ранней молодости. Женщина воспринимает свое состояние более спокойно, менее подвержена стрессам, реже переживает внутренние конфликты. Она более дисциплинированна и живет в ладу с собой. Многие считают рождение ребенка подарком судьбы или благословением Божьим.
Женщины постарше, большинство из которых поздно вышли замуж, как правило, твердо стоят на ногах, достигли определенного уровня в профессиональной деятельности, уверены, что через какое-то время после родов вернутся к работе. Все это позволяет им с большим спокойствием и оптимизмом смотреть в будущее. Женщина среднего возраста, все свои молодые годы посвятившая карьере, может смотреть на беременность как на возможность испробовать себя в совершенно новом качестве. К тому же, у нее больше шансов найти поддержку у мужа, так как зрелый мужчина психологически оказывается более подготовленным к роли отца, чем молодой. Как правило, родители среднего возраста, в отличие от молодых, больше времени уделяют воспитанию ребенка. В результате многие «поздние» дети по своему интеллектуальному и физическому развитию опережают сверстников. Секрет здесь – в атмосфере любви и взаимопонимания в семье, где появился долгожданный малыш.
Американские психологи провели опрос среди женщин, ставших мамами до 20 лет и между 30 и 40 годами. Тех и других попросили ответить на вопрос, стали ли бы они рожать в том же возрасте, если бы могли заново принимать решение. Более половины тех, чьи дети появились на свет до 20 лет, ответили «нет», а большинство мам постарше выразили уверенность, что выбрали оптимальное время для рождения ребенка.
Голливудская звезда Ким Бесинджер впервые стала мамой, когда ей было уже за 40. Актриса Беверли Д*Анджело, подруга Аль Пачино, родила ему очаровательных близнецов, когда ей исполнилось 49. У известной актрисы Марины Нееловой появилась на свет дочь, когда ей был 41 год. И таких примеров достаточно много.
Медики сегодня могут помочь даже тем женщинам, у которых закончился репродуктивный период. Для этого используются различные методы: гормонотерапия, имплантация донорской яйцеклетки в матку. Москвичка Наталья Алексеевна Суркова попала в книгу рекордов Гинесса, став мамой в 57 лет. При этом у нее уже было двое взрослых детей. Недавно родила ребенка 66-летняя жительница Румынии. Много лет она преподавала в Университете и писала книги для детей, но собственных малышей у нее до этого не было. Правда, медики особых восторгов по поводу увеличения числа мам-бабушек не испытывают: слишком велик риск осложнений и ответственность врача, который «ведет» такую роженицу.
Конечно, у позднего материнства есть и свои проблемы. У женщин старше 35 лет чаще возникают осложнения со здоровьем во время беременности, в особенности это касается диабета и высокого кровяного давления. Такого рода осложнения наблюдаются примерно у 6% женщин старше 35 лет в сравнении с 1,3% у более молодых.
Другая проблема: «солидный» возраст родителей повышает риск развития аномалий у плода, рождения детей с тяжелыми наследственными заболеваниями. Поэтому всем первородящим старше 35 лет обычно предлагается во втором триместре беременности сделать амниоцентез – анализ околоплодных вод. Это позволяет выявить около 200 наследственных заболеваний, связанных с нарушением хромосомного набора.
Делать ли Кесарево?
Последние исследования показали, что в среднем продолжительность родов у мам в возрасте превышает длительность родов у молодых только на 45 минут. И в 40 можно не бояться трудных родов, если вы хорошо подготовлены к ним физически и психологически.
Если вы по каким-то причинам откладываете рождение своего чада, к возможному появлению его на свет стоит готовиться заранее.
Постарайтесь избавиться от вредных привычек, если они у вас есть. К 35 годам мы успеваем испытать более сильное воздействие неблагоприятных экологических факторов, чем к 20.
Стоит ли прибавлять к ним вред от курения и алкоголя? Следите за своим здоровьем, не запускайте даже пустяковые, на первый взгляд, болезни. Если вы будете лечить простуду, а не переносить ее на ногах, гораздо больше шансов, что у вас сохранятся здоровыми почки и сердце – органы, которые испытывают значительную нагрузку во время беременности.
Контролируйте свой вес и поддерживайте тонус мышц. Займитесь спортом или физическими упражнениями. Лишний вес создает дополнительные проблемы во время вынашивания плода.
Стоит иметь в виду, что после 35 лет способность к деторождению постепенно уменьшается. Специалисты считают, что в этом возрасте для зачатия может понадобиться 6-12 месяцев вместо четырех. Перед тем, как вы решите, что наступило время заняться продолжением рода, посетите терапевта. Иногда женщина годами лечится от бесплодия, за это время у нее появляются различные недуги. Эти заболевания могут не доставлять особого беспокойства, но способны помешать нормальному течению беременности.
Во время беременности вам нужно будет относиться к себе внимательнее, чем более молодым женщинам, строже следить за питанием, режимом.
Стоит серьезно заняться и выбором врача и родильного дома. Желательно, чтобы клиника была оснащена всем необходимым и на тот случай, если понадобится срочная помощь новорожденному.
Курбатская О.Н., врач акушер-гинеколог, заведующая отделением, кандидат медицинских наук