Что символизирует ворона в мифологии
Символ и значение ворона
Ворон как символ: значение в мировой мифологии
Во многих культурах ворон символизируют солнце.
Греки верили, что белый ворон был птицей Аполлона — Бог очернил белые перья птицы, так как она раскрыла тайны.
В индуизме после смерти человека семьи готовят любимые блюда умершего и скармливают их богу ворона и ворон. Если ворон прикасается к пище, то это означает, что ушедшая душа счастлива и будет покоиться в вечном мире.
Черный цвет внушал людям страх и трепет. Отсюда в целом негативная символика ворона
Черный цвет означает ночь, великую пустоту.
Одни говорят, что ворон был рожден из первозданной тьмы; другие верят, что он принес свет. Эта птица наделена великой силой и является символом тайны, памяти и мысли.
В скандинавской и друидской мифологии ворон считался животным великой мудрости и высокого интеллекта.
В японской мифологии ворон (карасу тэнгу) являлся птицей мира живых и мертвых. Его тело было как у человека, все остальное как у ворона. Тэнгу вредили тем, кто наносил ущерб лесу.
В Великобритании говорят, что если вороны покинут лондонский Тауэр, то он падет вместе с английской короной.
Ворон обладает прекрасной памятью. Он помнит как добро, так и обиды.
Ворон в христианской символике
Ной после потопа посылал ворона (как и ласточку, и голубя) разведать, появилась ли земля.
Вороны как посланцы Бога приносили еду пустыннику Павлу и Илье-пророку во время голода.
Но в Средние века в Европе и у славян ворон приобрел негативную символику. Его приравнивали к демонам, предсказателю зла.
Святой Августин полагал, что значение ворона связано с нечистой силой.
Ворон умеет решать сложные задачи и головоломки
Ворон в кельтской символике
У кельтов ворон ассоциировался с хтонической силой, то есть связанной с миром мертвых.
Известна легенда об Одине — скандинавском боге, на плечах которого сидели два ворона: Хугин (мысль) и Мунин (память). Они улетают утром и возвращаются вечером, рассказывая Одину, что происходило в девяти мирах.
Кельтские воины считали воронов исключительно боевыми птицами. Для них вороны были жестокими пожирателями мертвой плоти — так что они олицетворяли безжалостность войны.
Один с воронами, иллюстрация 1882 года
Во многих ирландских народных сказаниях встречается ассоциация воронов с разрушением и войной.
Но в Уэльсе ворон символизирует защиту и пророчество.
Ворон в индейской символике
Некоторые индейские племена связывают божество ворона с похищением солнца. В соответствии с тотемами животных, которые имеют большое значение в индейской культуре, тотем ворона символизирует изменение сознания, а также представляет собой оборотня.
Ворон был священным для индейских церемоний. Силы ворона также исцеляли людей на расстоянии.
Магия ворона использовалась как черная магия. Местные старейшины верили, что ворон может помочь изменить их мировоззрение и дать им силы войти в новые миры.
Отличие ворона от вороны
Ворон по натуре одиночка, живет с одной подругой всю жизнь. Ворона очень говорливое и шумное существо. Причем вороний крик не одинаков. Это подтверждено серией исследований. Запись криков ворон из средней полосы России никак не подействовала на ворон Франции. Зато вороны-москвички, заслышав его, тут же дали деру.
Ворона очень умна, но дальше бытового уровня она не мыслит. В основном мотив у нее один — обогащение.
Тайны мифологии: ворон – противоречивый и многообразный символ
Это весьма загадочная птица. Ворон — символа, который часто встречается в сказках, мифах и легендах. С этой птицей связано множество суеверий и примет. Его можно встретить почти в каждой культуре. Давайте рассмотрим значение ворона у различных народов.
Во многих культурах ворон связан со смертью, но в то же время он является посланником богов.
Ворон в мифологии
Ворон – символ, значение которого обусловлено умениями и качествами данной птицы. Есть легенда о том, что ворон получил черный цвет оперения из-за соприкосновения с огнём и дымом погребальных костров.
В мифах множества народов ворон – это посредник, который находится между жизнью и смертью; между небесами, землей и загробным миром. Также многие считают, что ворон – это вестник зла. Это связано с тем, что птица питается падалью или, в попытках найти насекомых, роется в земле. Также ворона называют кровавым из-за того, что он может выклевать глаза своей жертве.
Ворон в славянской культуре
Ворон в религии
Ворон в мифологии буддистов является олицетворением Дхармапалы —
В мифологии иудеев ворон является духом, который близок к ведьмам и колдунам.
защитника буддийского учения. Если одна легенда, которая гласит: в момент, когда появился на свет первый Далай-лама, на его семью напали враги. Его родители убежали, но не успели взять с собой новорожденного. Когда опасность миновала, вернувшись домой, они увидели, что нетронутый младенец спал в окружении кольца из воронов, которые защищали его.
Согласно Библии, ворон является нехорошим. Ной выпустил птицу из ковчега для того, чтобы она поведала ему о состоянии Земли. Ворон не исполнил поручения, остался на воле, начав питаться падалью около ковчега. Тогда Ной проклял ворона. И именно тогда птица приобрела черное оперение.
Мудрость ворона
Ворон считается символом мудрости, и это имеет определенные основания. В неволе вороны могут жить до 100 лет, а, как правило, мудрость приобретается с возрастом. Но продолжительность их жизни на свободе в три-четыре раза меньше. Однако раньше считалось, что они может прожить до 300 лет, будучи свободными.
Эти птицы очень умны и могут поддаваться обучению. Они не устраивают ссор друг с другом, а также хорошо ладят с остальными животными.
Если ворон замечает охотника, то он проследует за ним, заранее зная, что может рассчитывать на еду. Заметим, что некоторые объяснения мудрости ворона отталкиваются от цвета его оперения. Черный цвет считается олицетворением интеллекта, ума, превосходства, власти и мышления.
Также птица считается символом мудрости из-за того, что многие мифы и сказки описывают их как помощников колдунов и чародеев, которые раскрывали им тайные знания. Два ворона были помощниками бога Одина в германо-скандинавской мифологии. Они были его глазами и ушами. Помощники летали по миру, а затем докладывали правителю обо всех событиях, которые происходят на свете. Поэтому ворон в мифологии викингов занимал почетное положение.
Ворон в геральдике
Как символ на гербе, ворон олицетворяет долголетие и дальновидность. Он традиционно изображается только черным, целиком от клюва до когтей. Как правило, на изображениях он стоит, готовится к взлёту или броситься в бой. Птицу часто можно встретить на скандинавских, германских и датских гербах. Однако в русской геральдике редко встречается ворон, так как он является «олицетворением злых духов».
Видеоролик
Ворон – символ и тотем
Птицу ворон на научном, образном и смысловом уровне принято объединять с другими похожими на нее крылатыми – вороной, галкой и грачом. Чаще всего обыденное восприятие этих птиц мрачное и негативное, а кладбище считают самым подходящим местом для их полетов.
Но почему же тогда ворона Каркуша в компании Хрюши, Фили и Степашки провожала российских детей в сон с телеэкранов передачи «Спокойной ночи, малыши»? Может быть всё не так однозначно?
Навигация по статье
Качества воронов, лежащие в основе их символизма
Первый фактор: эта птица – стервятник, которая может питаться падалью. Отсюда, приписываемая воронам связь с силами разрушения, с божествами смерти (например, ирландская богиня Морриган, валлийский бог Бран).
В Индии распространено отношение к вороньим, как к вестникам смерти, зла, несчастья. Тут можно предположить, что восприятие вороны включает видение на уровне тонких энергий, и она первой может узнавать — когда физические тела или пространственные структуры уже затронуты силой разрушения. И сообщает об этом своим карканьем еще до того, как неприятный факт станет очевидным.
О восприятии шамана из состояния вороны, кстати, рассказывал Карлос Кастанеда в своих дивных книгах.
Также и в западноевропейской традиции, в Христианстве – этим небольшим черным птицам приписывается связь со злом и вредительством, колдовством и дьявольскими силами. Даже с грехопадением – якобы на древе познания, с которого Ева сорвала яблоко, сверху сидел ворон.
Как грешный отрицательный персонаж и птица смерти, ворон мифологически противопоставляется высшим, благородным птицам — орлу и лебедю, а также голубю — атрибуту Рая и Святого Духа.
Второе свойство – ум и сообразительность ворон, которые по праву делают их главными интеллектуалами животного мира. Это качество очевидно связывает воронью символику с характеристиками ментальной планеты Меркурий.
Есть знаменитая легенда о том, как ворона хотела напиться из полупустого кувшина, но не могла дотянуться клювом до воды. Тогда птица начала приносить камешки и кидать их в сосуд до тех пор, пока уровень воды не поднялся – тогда уж она напилась. Налицо – конструктивное мышление с пониманием законов физического мира и оперирование ими.
Не зря именно ворон – в истории Гарри Поттера является символом факультета Когтевран (Ravenclow) в Школе магии и волшебства Хогвартс, куда Распределяющая Шляпа отправляла самых умных новичков, имеющих чувство юмора и способных «грызть гранит наук».
Кстати, в следующем творении Джоан Роулинг «Фантастические твари и где они обитают» присутствует еще одно воронье семейство – Корвусы (Corvus — «ворон» по латински), история которого мрачна и загадочна, и завершение которой мы увидим в ноябре 2021 года.
Меркурианские посреднические качества приписываются двум воронам скандинавского бога Одина – это Хугин (мыслящий) и Мунин (помнящий). Крылатая парочка летала по миру и собирала для своего божественного хозяина информацию. Обычно они изображались сидящими на плечах Одина (а плечи – часть тела, соответствующая меркурианским энергиям).
Возможно, этот птичий образ – лишь олицетворение ментальных качеств самого бога Одина, его способности получать информацию заранее и на расстоянии, заглядывая во все миры и времена (ментальная разведка — перед принятием решений и действиями).
Неудивительно что в книге и фильме «Игра престолов», именно Браном звали героя, который в финале превратился во всевидящего «Трехглазого ворона», способного не только видеть, но и влиять на прошлое, настоящее и будущее.
А ведь этот персонаж имеет древние корни – якобы был такой король Британии Бран (Вран-Ворон) Благословенный, который завещал после смерти зарыть его голову на холме, чтобы продолжать оберегать свою страну от катастроф и войн.
И по легендам, именно на этом же месте сейчас находится Лондонский Тауэр, до сих пор имеющий традицию – держать на государственном обеспечении нескольких ворон. Более того, эти птицы считаются членами Королевской Семьи. Ведь иначе по пророчествам «когда исчезнут последние вороны Тауэра, Британская Империя падёт»…
Хотя, без Меркурия (мозгов и способности их применять в реальной обстановке) падёт не только британская, но и любая другая империя…
И третье смысло-определяющее качество воронов — резкий, громкий голос и характерное звучание, которое мы привыкли воспринимать как «кар-кар» и некое предупреждение, сообщение.
Это продолжение качества предвидения, пророческих способностей – озвучивать их, сообщать об увиденном. Вспомним, что бог Один наделил своих крылатых помощников Хугина и Мунина даром речи.
Фразеологизмы
«Накаркать» — притянуть неприятности, заранее озвучив их, как возможность. Поэтому когда кто-то слышит варианты неприятного и нежелательного для себя течения событий, может потребовать у говорящего — «не каркать!».
«Проворонить», «считать ворон» – отвлечься и упустить ситуацию, не заметить главного, увлекшись чем-то сиюминутным.
«ВоронОй» — масть лошадей, цвет серебристо-черный, блестящий.
«Черный ворон», «воронок» — так называли автозаки – автомобили, в которых перевозили заключенных (в том числе, это машины НКВД — символ ночных арестов, репрессий).
Ты не вейся, черный ворон над моею головой,
ты добычи не дождешься, черный ворон, я — не твой!
«Съесть ворону» — американское оскорбление, чем-то похожее по смыслу на русское «съесть дохлую кошку».
«Ворон ворону глаз не выклюнет» — пословица, смысл которой состоит во взаимопомощи и поруке членов одной стаи (семьи, клана, социальной группы и пр.).
«Белая ворона» – исключение из предыдущей пословицы, существо принципиально отличное от стаи, странное — не разделяющее общих норм. И, оказывается, что у этого фразеологизма существует богатая мифологическая основа:
Двойственная природа
В Северной Азии и Северной Америке в образе ворона представал демиург, первопредок, который приносит людям дары и учит ими пользоваться.
На востоке эти птицы – один из символов «двенадцати земных ветвей», которую связывают с могуществом.
В Египте, Китае и Японии – пара ворон являлась эмблемой семейной любви и счастья.
В мифах Азии и Северной Африки существуют легенды о золотой или красной вороне с тремя ногами – солнечном атрибуте. В Китае это была символика династии Чжоу, правители которой сравнивали свою власть с благодатным солнечным влиянием на мир.
В Древней Греции – это также символ Солнца, прорицания и долголетия. Данная птица изображалась вестником Апполона (солнечный бог) и мудрой Афины (которая позже сменила ее на менее болтливую сову). И в синтоизме, ворон – священная птица, вестник богов, которая иногда изображалась впереди Солнца.
Тут все логично, ведь Меркурий — ближайшая к Солнцу планета, часто восходит перед ним.
Солнечное влияние на Меркурий – является первостепенным, именно с его императивным участием связаны все трансформации первоначального позитивного смысла воронов.
Существует множество легенд, где говорится, что сначала ворон был белым. Потом же за невыполнение им своих функций посланника Высших Сил, проявленные негативные качества (обратная сторона того же Меркурия – хитрость, вороватость, болтливость, двойственность, ненадежность и т.п.) Верховное Божество карало птицу и окрашивало ее перья в черный цвет.
Так и напрашивается образ сгорания под лучами Солнца и черного пепла покрывающего доселе белые крылья.
Есть еще старая украинская легенда, якобы вороны изначально жили в раю, где у них были четырехцветные перья, но в процессе снижения вибраций мира (грехопадения), они стали питаться падалью и приобрели черный цвет. Но однажды, в конце времен, когда жизнь превратится в новый рай, воронья красота вернется и вместо карканья они будут благозвучно прославлять творца.
Любопытен тот факт, что на рынке криптовалют существует Ravencoin (RVN). Его название происходит от английских слов: raven – ворон, coin — монета.
В публикации Ravencoin на Medium за ноябрь 2017 года при представлении этой экспериментальной валюты упоминается «Игра престолов»:
В вымышленном мире Вестероса вороны используются в качестве посланников, которые несут и утверждают истину. Ravencoin — это блокчейн, ориентированный на конкретные случаи использования, предназначенный для предоставления правдивых сведений о том, кому и каким активам принадлежит.
Интересно, что создатели этой монеты вложили в свое творение чистый меркурианский смысл вороньих качеств, а эмблема RVN представляет собой не черную, а именно многоцветную райскую ворону:
Скан страницы сайта: https://ravencoin.org/
Таким образом, можно сделать вывод, что вся земная мифология свидетельствует о чисто меркурианской природе воронов, ведь именно эта планета:
Что вполне объясняет двойственную природу, которая приписывается этой птице легендами и мифами.
Ворон — смысл и значение символа
Символ и тотем ворона наиболее подходит тем, кто:
— чувствует природное родство с этой птицей, эмоционально откликается на ее образ, считает ее Знаком, который для него явно работает;
— носит подходящую фамилию (Воронов, Воронец, Каркаров и т.п.);
— рожден в годы Ворона по Зороастрийскому календарю (1917, 1949, 1981, 2013);
— имеет в своем гороскопе активный знак Ворон Верхнего Зодиака (градусы между Весами и Скорпионом);
— празднует день рождения в период чертога Ворона (славянский зодиак) – примерные даты 17 декабря — 8 января;
— имеет в астрологической карте рождения проявленные градусы (особенно если в них у вас находится Меркурий), связанные с подходящими тотемами:
При использовании вороньей символики в своих эмблемах, талисманах и оберегах осознанно, вы можете основывать свой выбор на следующих значениях и смыслах:
Тотем ворона
Имеющие этот тотем могут казаться странными, выглядеть загадочно и таинственно, делать что-то незаметно и неуловимо. Они настолько изменчивы, что другие люди, видящие разные грани их внешности и личности, не знают как их описать и охарактеризовать.
Любят вести себя хитро и коварно, хотя для них это вовсе необязательно по сути, просто развлекает. В другие моменты абсолютно бескорыстны и умеют становиться нужными другим людям.
Вороны могут быть оригинальны и независимы, но любят чтоб на них обращали внимание – одни по причине тщеславия, а другие — потому что так им больше достается информации, интересней живется.
Хотя предпочитают выражать себя в стае, обсуждать новости и делиться информацией, но при этом близких контактов не любят, должны иметь возможность вспорхнуть и улететь, как только им надоедает ситуация, тема или человек.
Очень легко обучаются, перенимают качества и умения других людей, которые им нравятся или кажутся полезными. Умеют отлично устраиваться, притворяться и прикидываться бедненькими. Даже распускаются и могут паразитировать там, где им это позволяют.
На глубоком уровне – недоверчивы и скептичны, могут быть мнительными и мстительными. Не любят раскрывать себя другим, рассказывать о себе — даже самые близкие люди мало что о них знают. Умеют скрываться, даже будучи на сцене и на виду.
Если находят подходящего партнера, подобного себе, их развитие ускоряется и жизнь приобретает дополнительные краски.
В личной жизни они не любят традиционные ролевые модели и правила поведения, наоборот – любопытны и пробуют всё, особенно то, что запрещено. И легко убеждают партнеров составить им в этом компанию.
Все люди, близкие по своим подсознательным качествам к вороньим, владеют словом, которым они могут заклевать другого человека, а могут и вдохновить на подвиги, — тут им помогает эрудиция и красноречие. И надо избегать «каркать» без спроса и ради красного словца.
Не брезгливы и могут устроиться где угодно, но при этом предпочитают жить уединенно, никого к себе не подпуская и не принимая в гости. Это их склонность иметь гнездо в укромном месте, — так им безопаснее, так достигается чувство свободы и легкости. Иначе — ощущают уязвимость.
Так как вороны питаются падалью, то часто рядом с людьми, имеющими данный тотем, много опустившихся, падших личностей, которых они пытаются научить, вразумить и наставить на путь истинный.
У людей этого тотема есть тенденция становиться лучше с возрастом. В юности они могут быть поверхностными, ветреными и возбудимыми, ими движет любопытство, жажда впечатлений, любовь к перемещениям и контактам.
Но годам к 40 — количество набранной информации превращается в качество и они могут излучать настоящую мудрость, основанную не на теориях (хотя они запойно читают всё подряд по более-менее интересующей их теме), а на реальном жизненном опыте.
Есть и такие персоны, которые сразу же имеют тотем «королевский ворон» — им с юности свойственна врожденная мудрость и осторожность, они прозорливы, имеют отличную интуицию, часто философский склад ума, позволяющий раскрывать тайны, выходить из сложных ситуаций.
Это одиночки, которых уважают и даже боятся другие люди – ведь они кажутся мрачными и неприступными, хотя по сути добрые и милые. А еще их жизнь сопровождают экстремальные ситуации.
Королевским воронам намного легче и проще живется в более старшем возрасте, когда из их реальности уходит фатализм и пессимизм, они становятся более легкими, открытыми внешнему миру, по детски счастливыми.
Конечно же, человеку, чье животное силы – птица ворон, подходят меркурианские профессии, связанные с информацией, словом, цифрами. Им нужно, чтоб было интересно, сама по себе карьера их практически не интересует. Но часто жизнь ведет их неуловимыми путями к вершинам профессии, заманивая на интерес и бОльшие возможности.
Если это ваш тотем, всегда обращайте внимание на свои ощущения и мысли, возникающие в присутствии ворон в вашей жизни и в сновидениях (карканье, полеты, количество птиц, перья и пр.), научитесь понимать и использовать их знаки. Ведь для вас это поставщик актуальной информации.
Ворон
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
во́рон Слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик ворона (иногда звукоподражательно — в романо-германских, кельтских, палео-сибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо на его окраску (в том числе в балто-славянских, арабском, китайском языках). — греч. ———— Широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землёй, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами ворона как птицы, в частности резким криком и чёрным цветом. Чёрный цвет ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и т. п. Поедание вороном падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что ворон функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью. Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, ворон ассоциируется с небом. Связь ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палеоазиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом. Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря). Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры. Ворон — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии; у северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов (по-видимому, в результате заимствования) в Америке. В этих мифологиях ворон выступает как первопредок — демиург — культурный герой, могучий шаман, трикстер (ительменск. Кутх, корякск. Куйкынняку, чукот. Куркыль, тлинкитск. Йель). Он фигурирует в двух ипостасях — антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропо-зооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения, что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже. В мифах о творческих и культурных деяниях ворона мотивы у палеоазиатов (как культурный герой ворон выступает прежде всего у чукчей) и в Северной Америке в основном совпадают. Ворон создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в чёрного), положил начало рыболовству. Эти мотивы можно считать древнейшими, созданными в период генетического единства или длительных контактов предков палеоазиатов и индейцев Северной Америки. Однако последним не известен палеоазиатский миф о вороне, который вместе с другой птицей (зимушкой или куропаткой) пробил клювом небесную твердь, добыв таким образом свет (но в обеих мифологиях есть мифы о похищении небесных светил в виде мячей у их злого хозяина ради создания света); а палеоазиатам не знакомы североамериканские рассказы о том, как ворон добился от хозяйки прилива регулярной смены прилива и отлива и о том, как он добыл огонь (у чукчей ворон создаёт сакральный инструмент для добывания огня). Существование этих различных, но типологически близких мотивов, возникших самостоятельно в каждом из регионов, подчёркивает общность мифологической семантики ворона. Прежде всего, как первопредок и могучий шаман ворон выступает в фольклоре коряков и ительменов. Он патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков; а сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума). Вокруг ворона и его семьи объединён почти весь повествовательный фольклор коряков и ительменов. Такая «семейная» циклизация отличает палеоазиатский фольклор от фольклора северо-западных индейцев, циклизованного «биографически» — в нём преобладают мифы о «героическом» детстве ворона и о его странствиях: в Северной Америке ворон — прежде всего культурный герой, а не «патриарх», хотя и здесь имеются представления о нем как о первопредке. Так, он часто выступает как тотем или родовой эпоним, считается родовым или фратриальным предком. С оппозицией фратрий, очевидно, связано его противопоставление другой птице (лебедю, гагаре, орлу; ср. ниже об иудаистском противопоставлении ворона голубю; один из представителей семейства «вороньих» выступает в оппозиции к орлу в Северной Австралии, он также является и трикстером) или зверю (обычно волку). В частности, у северо-западных индейцев и у некоторых групп атапасков племя делится на фратрию ворона и фратрию волка или орла. В отличие от мифов творения, рассказы о проделках ворона-трикстера не совпадают по мотивам в палеоазиатском и североамериканском фольклоре, но типологически идентичны. Исключение составляют повествования о мнимой смерти ворона и о его попытках переменить пол, представляющие пародию на некоторые стороны шаманизма (аналогичные истории рассказывают и о других трикстерах). Таким образом, «трикстерский цикл» о вороне возник, по-видимому, позже, чем мифы творения. В палеоазиатском фольклоре ворон-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. В Северной Америке похотливость приписывается другому трикстеру — Норке, а для ворона характерна только прожорливость. Разница проявляется также в том, что у палеоазиатов ворон-трикстер действует на фоне общего голода, постигшего всю его семью; в Северной Америке состояние голода — специфическая черта самого ворона, возникшая, по мифу, после того, как он съел коросту с кости. Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи (что прежде всего характерно для палеоазиатской мифологии), его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда ворон действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы (покушается на коллективные запасы пищи, меняет пол, пренебрегает половозрастными принципами разделения труда, изменяет жене). Трюки ворона противостоят нормальной социальной деятельности его детей, «дополнительны» ей, воспринимаются как паразитарная форма поведения и являются шутовским дублированием, пародийным снижением его собственных деяний как культурного героя и могучего шамана. Там, где ворон действует вне семейного фона, что характерно и для палеоазиатского и для северо-американского фольклора, его трюки имеют переменный успех. В этом случае он часто пытается удовлетворить свои нужды за счёт других подобных антропозооморфных существ; у палеоазиатов это лиса, волк и др., в Северной Америке — баклан, медведь-гризли, орёл, также волк. Аналогичная семантика образа ворона выявляется и в мифологических представлениях других народов Северной Азии и Северной Америки. В якутской мифологии ворон — атрибут Улу Тойона, мифического главы чёрных шаманов, и имеет демонический характер. В эвенкийских мифах ворон иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. В Северной Америке у индейцев других племен сказания о вороне встречаются только спорадически, но там известен миф о потопе с участием ворона (у северо-западных индейцев ворон иногда также связывается с потопом): он послан искать сушу, не возвращается, наказывается черным цветом. Шведская фольклористка А. Б. Рут, специально изучавшая мотив всемирного потопа, считает, что эти сюжеты возникли в результате контаминации индейских мифов о демиурге-ныряльщике, вылавливающем землю, с рассказами библейского происхождения о всемирном потопе, занесенными миссионерами. Уже древнейшее сюжетное упоминание о вороне в вавилонском эпосе о Гильгамеше связывает его с мифом о всемирном потопе: Утнапишти посылает из ладьи (на которой он спасается от потопа) последовательно ласточку, голубя и ворона, чтобы узнать, обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а ворон не возвращается — свидетельство того, что он обнаружил сушу. В библейском описании потопа (восходящем к вавилонскому) ворон не вернулся, а посланный затем голубь прилетел с листом оливы, то есть в полном отличии от вавилонской версии ворон выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздних еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях (Ной проклинает ворона, делает его чёрным, благословляет голубя). В средневековой христианской традиции ворон становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь — рая, святого духа, христианской веры (крещения). Такая интерпретация опирается, по-видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристианские мифологические представления народов Европы, в которых ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. Появление ворона на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе — войну. В древнеирландской, и особенно древнескандинавской, литературах (восходящих к фольклору и отражающих дохристианскую мифологию) ворон иногда обладает железными когтями и клювом, есть и образ одноглазого ворона, что характерно для хтонических существ. Ворон фигурирует в описаниях битв, предвещает гибель героев. Скандинавского верховного бога Одина, связанного с царством мёртвых и войнами, сопровождают две мудрые вещие птицы — вороны Хугин и Мунин. Ворон, по-видимому, связан и с кельтским богом Лугом. Поверья о том, что ворон приносит несчастье, зафиксированы в Северной Африке, Передней, Южной и Восточной Азии. В Древнем Китае ворон был солярным символом; лишние солнца, убитые стрелком И, мыслились как вороны. Демоническим персонажем ворон является в русских сказках (Ворон Воронович). В мифологии и символике собирательное название ворона, вороны и грача. В западноевропейской традиции птица, связанная с негативной символикой, но в остальном мире — весьма почитаемая. Будучи переимчивой «говорящей птицей», символизирует пророчество, рассматривается как животное-оракул. В других отношениях амбивалентен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны. Вороны и волки — частые спутники первобытных богов мертвых. В народном предании ворон, как и сорока, считается вором, а в сказках вороны часто предстают как заколдованные люди. В ряде традиций ворона — превращенная женщина (в греческой мифологии дочь фокидского царя Коронида). Ворона — птица, в символике практически не отличающаяся от ворона. О ней также рассказывается, что первоначально ее оперение было белым.
|