Что символизирует тройка лошадей
200 лет легендарной русской тройке, аналогов которой нет в мире
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Разыгрались чудо-кони,
Закусили удила.
Не сдержать их против воли.
Эх! гуляй. гуляй душа!
История возникновения тройной упряжки
По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована из былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.
Первые упоминания о тройных упряжках появились в исторической летописи во второй половине 17 столетия, когда еще было принято в упряжь запрягать одну лошадь. Ну а ежели была необходимость в большем количестве лошадиных сил, то запрягали нескольких лошадей гуськом.
Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.
Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.
Русская идея упряжки лошадей
Байка об удалом русском ямщике
До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.
Стоит заметить, что по тем временам добраться от Петербурга до Москвы на перекладных можно было лишь за двое-трое суток.
И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»
Отбор рысаков для тройной упряжи
Украшение русской тройки
Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.
Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.
Тройки со звоном поддужных колокольчиков
С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».
В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.
Каждая тройка имела свое уникальное музыкальное сопровождение, а традиция использовать бубенцы с колокольчиками стала иметь под собой основу оберега от нечистых сил и недобрых людей. Поэтому катание новобрачных на тройках с бубенцами стало традиционным свадебным обрядом.
Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.
Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.
Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Тройка как символ России
Знаете ли вы, что:
•Среди героев русских народных песен ямщик и тройка лошадей занимают если и не первое, то бесспорно, одно из призовых мест
•Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства
•Уникальному способу запряжки русской тройки соответствовала столь же уникальная упряжь со множеством украшений
•Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом
•Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта
Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства.
Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.
Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.
С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.
Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.
Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».
Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.
В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.
Рубрики: | Мир, Политика, Общество/История, History Мир, Политика, Общество/Ретро, Retro |
Метки: тройка символ россия
Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям
10 фактов о русской тройке
Тройка агрофирмы «Вельская» на заезде XX Чемпионата России русских троек на Центральном Московском ипподроме.
1. Быстрее только на автомобиле (если бы они тогда были)
Шкатулка «Тройки», Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.
2. Лошади смотрят в разные стороны
3. Лучшие тройки должны быть одной породы
Репродукция картины «Масленица (Масленичное катание)». Холст, масло,1919 год. Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И.И.Бродского в Ленинграде.
Шкатулка «Тройка», выполненная федоскинским мастером.
5. За тройку спасибо почте (но это неточно)
Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900).
О том, кто и когда изобрел тройку, достоверно не известно. Скорее всего, появлению тройки как разноаллюрной упряжки способствовало развитие почтового дела. В России огромные расстояния между населенными пунктами, и доставка сообщений и грузов даже между Москвой и Петербургом занимала несколько дней. А в другие крупные города можно было ехать неделями, особенно весной и осенью в распутицу. И для перевозок почтовых отправлений была важна не только выносливость лошадей, но и их скорость. Известно, что уже в начале 19 века почтовые дилижансы в России были запряжены тройками. Затем на тройках стали перевозить и курьеров, и пассажиров, да и просто использовать как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах – на свадьбу, к примеру, богатый крестьянин считал обязательным нанять тройку, да и не одну – катать невесту, родственников и гостей.
6. Тюнинг от злых сил
Алексей Шторх/Global Look Press
Многие автолюбители сегодня любят украшать своего «железного коня» спойлерами, аэрографикой и галогеновой подсветкой. А вот раньше, когда автомобилей не было, водители «тюнинговали» свои упряжки. На коренника обязательно надевали дугу, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой. В середине 19 века появилась мода на дуги, инкрустированные медью, а через несколько десятилетий их было принято декорировать разноцветными лентами. Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников и злого глаза.
7. Колокольчик вместо магнитолы
Но затем идея с бубенцами понравилась и частным владельцам, и их стали использовать не только на почте, но и на гуляниях. Конечно, почте любители разъезжать по городу со звоном мешали работать, и правительство во второй половине 19 века ввело запрет запрет на такие бубенцы для частных лиц. В ответ те придумали использовать бронзовые колокольчики на кожаных сбруях, которые издавали более нежные звуки. Бубенчики подбирались по тону и получалось, что у каждой тройки во время поездки было свое музыкальное сопровождение.
8. Самые быстрые экспонаты
Орловские рысаки в тройке.
9. Тройку можно увидеть и сегодня
Чемпионат Русской тройки.
С появлением железных дорог, а затем и автомобилей, тройки (да и лошади как транспорт), конечно, становились все менее востребованы. Однако их до сих пор можно увидеть на гуляниях в туристических городах России (вроде Суздаля и Владимира) и на спортивных соревнованиях.
Еще в 1840-х на Московском ипподроме тройки соревновались не только в скорости, но и фигурной езде. В середине 1990-х в нескольких городах России были учреждены ежегодные соревнования «Кубка России» для русских троек. Финал проходит в Москве.
10. Тройка вдохновляет
Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013.
Кстати, проездной в московском метро тоже назван в честь русской тройки.