Что символизирует красная шапочка

Красная Шапочка глазами психолога

Специально для Сергея Акулинина

Вообще, психология за свой недолгий срок существования раскритиковала много сказок. Для меня самым известным «сказочником» является Эрик Берн. Некогда этот психолог написал книжку, которая называется «Люди, которые играют в игры». Но не буду Вам пересказывать то, что можно найти на каждом углу нашего замечательного интернета. Почитаете на досуге, если интересно будет. А я Вам пока изложу свою позицию по Вашему вопросу.

Кто-то сегодня продает своих детей на органы для богатых дядечек (быть может, когда-то в детстве «Красная Шапочка» была у них настольной книгой?), кто-то идет по «легкому» пути Красной Шапочки… Кстати, обратите внимание на цвет шапки. Он красный. Издревле красный цвет символизирует не только красоту, но, в первую очередь, кровь. Например, Красную площадь назвали Красной не столько из-за красоты, сколько из-за количества крови на ней пролитой.

Вот такая сказка. Но ничего плохого с детишками, прочитавшими эту книжку, случится не должно, правда так будет, только если эта сказка им не полюбится. Ведь именно самую любимую сказку ребенок изберет как свою жизненную позицию. Да что там позицию! Он свою будущую жизнь будет выстраивать согласно сюжету любимой сказки, а сам будет в жизни играть роль любимого героя из детской сказки (а сказки, не забывайте, пишут взрослые, которые для ребенка являются авторитетом), жизненная позиция которого ему до боли любима и близка.

Источник

Был ли отец у Красной шапочки и что символизирует лес: тайные смыслы главной детской сказки

«Красная Шапочка» — одна из самых популярных в мире сказок. Но это не просто история о девочке, которая несла бабушке пирожки. Она повествует о противостоянии добра и зла, о пороках и надежде, об ответственности и перерождении. Существует множество интерпретаций этой истории, и разбираться в них не менее интересно, чем читать старую-старую сказку.

Две версии старой сказки

Жила-была маленькая девочка, которой бабушка подарила красную шапочку. Однажды мама сказала ей, что бабушка приболела и нужно отнести ей продукты. Мама дала девочке корзинку с едой и бутылкой красного вина, а в напутствие сказала: «Не сбивайся с пути!» («Don’t stray from the path»).

По дороге Красная Шапочка встретила волка, которому рассказала, куда и зачем идет. Волк предложил ей собрать цветы, чтобы порадовать старушку, а сам побежал к ней. Притворившись внучкой, он вошел в дом и съел бабушку, переоделся в ее ночную рубашку, лег в кровать и стал ждать. Придя к бабушке, Красная Шапочка обратила внимание на ее странный внешний вид, и после знаменитого диалога волк ее съел.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

Охотник услышал храп, когда шёл мимо домика, увидел в кровати волка и обо всем догадался. Он вскрыл волку живот, и оттуда вышли бабушка и внучка. Все вместе они наполнили живот зверя камнями. Проснувшись, волк попытался убежать, но камни оказались слишком тяжелыми, и он умер. А бабушка, внучка и охотник жили долго и счастливо.

Такой счастливый конец будет ждать нас не в каждой версии сказки. Вариант Шарля Перро можно назвать самым популярным, но жестоким. Далеко не все родители считают ее подходящей для современных детей (и дело не только в жестокости). В его сказке нет охотника, который всех спасает, повествование обрывается на смерти Красной Шапочки. В заключении — мораль: «Дети, не доверяйте незнакомцам!» Но это не единственное отличие, на остальные мы просто часто не обращаем внимания.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

Зашифрованные смыслы

1. Капюшон (англ. hood — «капюшон», то есть та часть пальто, которую можно натянуть, чтобы покрыть верхнюю часть головы)

Кепку, шапку или капюшон девушки носят, чтобы покрыть свои волосы. Во многих культурах девушка, достигшая определенного возраста, должна прятать волосы в знак недоступности. Считается, что женские волосы — мощное средство привлечения противоположного пола.

2. Красный

Бабушка, которая дарит внучке шапочку, будто передает ей свои силы. Красный — цвет жизни и крови (здесь даже может увидеть отсылку к передаче женской энергии). Шарль Перро написал сказку в XVII веке, когда приличная женщина не могла себе позволить носить красный капюшон, так как этот цвет считался греховным. Только дамы с очень плохой репутацией носили красные платья.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

3. Золотой

Сам сюжет про девочку, обманутую волком, был известен в Италии и во Франции еще со Средних веков. До XVII века в некоторых версиях капюшон был золотого цвета — символа зрелости и ответственности.

4. Лес

Во многих сказках путь главного героя проходит через лес. Кажется, что деревья — главный источник вдохновения в фольклоре. Большинство людей в Средневековье жили рядом с лесами, были тесно связаны с ними. Дремучие чащи часто символизировали неизвестность и серьёзную опасность.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

«Мойдодыр» и «Телефон»: те самые иллюстрации Владимира Конашевича из нашего детства

А, например, в психоанализе лес служит символом бессознательного. Леонард Лютвак, исследователь метафор и образов в литературе, идет ещё дальше и называет его неприрученной женской сексуальностью. Почему? Лес — плодородное, но одновременно дикое и непредсказуемое место. Белоснежка, Гензель и Гретель, Златовласка и Красная Шапочка должны заблудиться в лесу, чтобы вернуться к «наставникам» — ответственным «одомашненным» людям. Роль трансформации, которую играет лес, в таком контексте становится очевидной.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

5. Корзинка и её содержимое

Шарль Перро выбрал торт и горшочек с маслом, а братья Гримм заменили содержимое на пирожные и бутылку вина. Эрих Фромм (немецкий философ, психолог и психоаналитик, писал работы о человеческой природе, анализировал психологию Фрейда и Карла Маркса. — Прим. ред.) трактовал бутылку в корзине Красной Шапочки как символ девственности. Форма бутылки фаллическая, а сама она очень хрупкая.

Однако при интерпретации скрытых смыслов важно учитывать время создания сказок и сам процесс. Первоначально это были устные рассказы, которые передавались от человека к человеку.

Каждый добавлял новые детали, корректировал смысл в соответствии с собственными убеждениями и нормами в обществе

Бутылка вина в «Красной Шапочке» присутствует только в одной из сотен версий. И нельзя знать наверняка, что под этим подразумевали братья Гримм, так как даже Фрейд писал: «Иногда сигара — это всего лишь сигара».

Ещё несколько неочевидных значений

Отсутствие отца

В сказках братьев Гримм у главных героев часто нет отцов. В «Красной Шапочке» его нет ни в одной из версий, и этому можно дать два объяснения. Первое — роль отца играет охотник. Он побеждает волка, всех спасает, то есть защищает свою семью. Второе объяснение немного сложнее: образ отца разделен между двумя персонажами. Это и добрый охотник, и злой волк. То есть они соединяют в себе две человеческие ипостаси: цивилизованность и зверство. В обоих версиях отец не пропал, он всего лишь замаскирован.

Но в некоторых фольклорных версиях есть и настоящий отец, который убивает волка.

Аллегория воскресенья

Важной частью сказки остаётся финал, где охотник вспарывает волку живот и освобождает бабушку с внучкой. С религиозной точки зрения это может быть воскресеньем, так как братья Гримм (да и Шарль Перро) были христианами. Обе женщины выходят из желудка, то есть символически заново рождаются, а после фактической смерти их спасает высшая сила в лице охотника.

Образ волка

Во многих сказках антагонистом выступает ведьма или людоед, которому проглатывать одновременно двух человек должно быть привычнее. Так почему же именно образ волка? Впервые «Красная Шапочка» была записана в XVII веке, когда в обществе жил страх перед оборотнями. Волк объединяет две опасности: оборотень как хищник из леса и жадный хищник из общества.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

Взгляд из XX века

В XX веке появилась новая интерпретация сказки: феминистки видят в ней явный случай изнасилования. Агрессивный мужчина охотится на беззащитную легкодоступную девочку и ее бабушку. Но не нужно забывать, что мы рассматриваем только две версии «Красной Шапочки», написанные в определенное время и в определенном обществе с устоявшимися взглядами о роли полов.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

Тест: сможете ли вы отличить сказки от криминальных сводок

Пассивная героиня и бессильная старушка хорошо вписываются в контекст XVII и XIX веков. Так что есть и другие версии истории, где волк побежден не охотником, а изобретательностью, хитростью и даже дробовиками. И тут Красная Шапочка уже не кажется маленькой беззащитной девочкой. Существует даже вариант, где главную роль играет мальчик.

Так что история Красной Шапочки — это сказка, полная символов и их различных интерпретаций. Возможно, в этом и кроется одна из причин ее популярности. Великое произведение с десятками оттенков, про которые важно помнить, что иногда любые символы случайны.

Иллюстрация на обложке: Красная Шапочка и волк, 1867 год, Popular Graphic Arts / Library of Congress

Источник

Красная Шапочка глазами психологов

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочкаВозможен ли окончательный анализ сказки, есть ли единственно правильное понимание смысла сказок, мифов, легенд, притч? Вопрос не простой. Главное — обогащать свой взгляд, понимание сказки разными точками зрения. Давайте прямо сейчас и обогатим свое понимание сказки разными трактовками. Возьмем всем известную историю о Красной Шапочке и рассмотрим ее с точек зрения основных психологических школ.

Что могли бы найти в этой истории последователи Зигмунда Фрейда?

Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижением девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой менструации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу интимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».

Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапочка игнорирует предупреждение об опасности, стремясь быстрее познакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с мужчиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стремление к смерти).

В-третьих, конфликт Ид и Супер-Эго при слабо развитом Эго. Красная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления Супер-Эго, в результате чего попадает в травматичную ситуацию. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием Супер-Эго.
В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка камнями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беременным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произведенного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».

Что же можно увидеть в истории о Красной Шапочке с высоты юнгианского анализа?

Конечно же, проявление основных архетипов, выделенных К.-Г. Юнгом: Анимы, Анимуса, Персоны, Тени, Самости. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, обретая доминирующее положение. Но героиня справляется с этой ситуацией и становится опытнее, взрослее.

В то же время Волк — это проявление Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста.

В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае, ее поведение эффективно. Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.

Интересным аспектом для анализа этой сказки с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники информационного диалога, психологической самообороны или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, это происходит крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому не удивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за Бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. В таком свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: «Варвару и манипулятору — варварская смерть».

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти актуализированные у героев потребности и оценить степень их самоактуализированности. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому сам актуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь. У таких несамоактуализированных личностей путь один… под топор к дровосеку или «на свалку истории».

У Красной Шапочки актуализированы более «высокие» потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически, она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Вот так более высокоорганизованные личности побеждают существ с варварским сознанием! Как в сказке.

Возможно, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, старается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.

Сказкотерапевт немедленно бросится искать в истории о Красной Шапочке жизненные уроки. И, конечно, найдет их — и не один, а несколько. Например, для юных девушек и их родителей.

Во-первых, история о Красной Шапочке учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки покажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как это можно отправить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя «отпустить» ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятельный поиск, поддержать его родительским благословением.

Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму для обучения детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та что-то сделала не так, не нашла к дочери подхода.

В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родителей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запрещаем детям в директивной форме, чем больше мы игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травматичнее могут быть последствия их поступков. Что могут родители? Принять, наконец, тот факт, что юная душа склонна к экспериментам с «запретным». Это естественно.

Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в котором, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о его опасности. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка, тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно и говорит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, — следуй своей интуиции, и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вовремя распознать коварство Волка, особенно, когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, — ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя обидит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!» Мудрая мать проговорила чувства, стремление и состояние дочери и дала ей благословение. В этом случае можно предполагать, что события сказки сложились бы иначе. Но об этом была бы другая история.

В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с Мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подобных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим с вами в разделе о женских архетипических сюжетах.

А какая интерпретация ближе вам? Статья подготовлена по материалам книги Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Тайный шифр женских сказок».

Источник

Опасайтесь Красных Шапочек – молодых и старых

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

«Красная Шапочка» Шарля Перро… Кто из нас не читал в детстве эту сказку? Кто не знает, о чем в ней идет речь? Кажется, что все в ней ясно, все понятно… И только в процессе обучения психологии я столкнулась со вторым дном этой сказки.

Несказочная история

Не все очевидное является именно тем, чем оно представляется, и поэтому «Красная Шапочка» не раз становилась предметом анализа психоаналитиков. Ее «разобрал по косточкам» основатель трансактного анализа Эрик Берн, автор знаменитой книги «Игры, в которые играют люди». И, тем не менее, я снова обращаюсь к этой истории – и к тем Красным Шапочкам, которые находятся вокруг нас.

Итак, история Шарля Перро, которую все Вы хорошо помните. Живет себе с мамой маленькая девочка, испытывающая пристрастие к ярким, красочным голубым уборам. Первый вопрос: где папа этой девочки? Существует ли он в природе или, может быть, умер? Неизвестно. Мы можем оперировать только фактами, а они упрямы: это семья, где нет мужчины.

Итак, мама испекла пирожки и отправила девочку в темный лес. И, несмотря на то, что мама, как сказано в сказке, «любила девочку без памяти», она, тем не менее, недрогнувшей рукой уложила ей в корзинку пирожок и горшочек масла, и велела ей идти к бабушке. Какие у вас идеи? У меня весьма банальные.

Первая – мама либо нездорова (возможно, она выпивает, или лечится у психиатра), либо очень наивна.

Вторая – мама хочет навсегда избавиться от дочки.

Третье – мама решила развлечься и «сплавить» ее из дому.

Почему я так думаю?

Да потому, что в лесу Красная Шапочка тут же натыкается на Волка, и, как следует из текста, она «еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с Волками». Мама, взрослая женщина, не могла не знать, что в лесу водятся волки, что там опасно, что маленькая девочка может заблудиться. И, тем не менее, отправляет дочку в лес.

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители, которые обязаны научить своих детей заботится о себе, предупредить их об опасностях, предусмотреть различные варианты развития ситуации, по какой-то причине этого не делают.

Мама Леночки всегда мечтала о модельной карьере для своей дочери. С 12 лет девочка обучалась искусству дефиле, макияжа и общения. Леночка одевалась как принцесса. Она участвовала в конкурсах и показах, и все выглядело очень красиво – до тех пор, пока она не попала на серьезное мероприятие и не подверглась ряду сексуальных домогательств. Лена оказалась шокированной и пожаловалась маме. Та поговорила с организатором и успокоила дочь. Через неделю Лену напоили и изнасиловали.

Прошло много времени, сегодня Лене 27, но она до сих пор имеет проблемы в сексуальной сфере, и до сих пор обижается на маму. Блистать на подиуме было мечтой мамы, а не Лены, и мама ни разу не предупредила дочь, что этот бизнес часто связан с угрозами и рисками. Лена ничего не знала и не подозревала, когда входила в «темный лес» – потому что не имела представления о тех волках, которые водятся в модельном бизнесе, и о том, как себя вести. Сейчас она замужем, работает, воспитывает дочь – и говорит, что постарается объяснять своему ребенку многие вещи, которые замалчивала ее мама.

Итак, Красная Шапочка встречает Волка. Рассмотрим каждого из этих героев по отдельности. Что является «визитной карточкой» нашей героини? Правильно, ее красная шапочка.

Красный цвет во всех культурах сопряжен с сексуальностью. Это цвет крови, цвет созревших плодов, цвет, ассоциирующийся с возбуждением, со страстью. Если женщина хочет привлечь к себе внимание – она выбирает красный.

А если это девочка, которой еще только предстоит стать женщиной?

Тогда она, осознанно или нет, может выбирать провокативный стиль в одежде, притворяясь более зрелой, более страстной, чем есть на самом деле. А для чего Красной Шапочке притворяться? Возможно, отсутствие мужчины в семье не позволило сформироваться представлениям об адекватном поведении девушки.

Возможно, она наблюдает за одинокой матерью, которая в поисках мужа ведет себя с мужчинами соблазняющее и провокативно. Но снова факт – она выкладывает незнакомому Волку всю правду: куда, зачем и как она идет. Ее не удивляет, что какой-то неизвестный Волк тоже хочет проведать ее бабушку. Она спокойно идет по длинной дороге, рвет цветы и никуда не торопится. Может быть, ее маму тоже навещали такие дяди-Волки, и Красная Шапочка знает, что ей в это время лучше погулять?

Что символизирует красная шапочка. Смотреть фото Что символизирует красная шапочка. Смотреть картинку Что символизирует красная шапочка. Картинка про Что символизирует красная шапочка. Фото Что символизирует красная шапочка

А Волк – тоже интересный персонаж. Этакий неразборчивый мужчина, поддающийся на различные соблазны, быстро включающийся в игру с продуманными Красными Шапочками. У него есть план – он хочет съесть сразу двух женщин: и бабушку, и Красную Шапочку. Разумный мужчина расспросил бы о семье. Ведь если ни у бабушки, ни у мамы нет мужа – значит, мужчины в этом семействе куда-то исчезают. Но волк возбужден, и ему все равно. Глупый, наивный простофиля!

Бабушка как будто бы специально подготовилась и уже лежит в постели. Если учесть, что во времена Перро люди вступали в браки рано, то бабушке, очевидно, нет и пятидесяти лет – вполне молодая женщина. И с дочерью не просто так не живет – видимо, ей веселее жить одной на краю деревни. Стучит Волк – а наивная бабушка не отличает его голос от голоса своей внучки. Вот он и дернул за веревочку…

Ну ладно бабушка – ее еще можно оправдать.

А Красная Шапочка?

Она-то знала, что Волк тоже побежал к бабушке. И ее не удивляет грубый голос «бабушки» из-за двери. Нормальная девочка бы уже давно побежала за помощью, а Красная Шапочка смело входит в домик бабушки.

Дальше – больше. Ее не удивляет то, что «бабушка» предлагает поставить корзинку на стол и … прилечь рядом с ней! Если бабушка нездорова – она побоится заразить внучку. И вообще, как-то не принято, придя в гости, ложиться в постель к хозяйке. Но Шапочка покорно укладывается рядом – а если говорить более точно, забирается в постель к Волку – и «наивно» интересуется: почему, дескать, у тебя, бабушка, все такое большое – руки, уши, глаза… Эх, не верится, что Красная Шапочка так наивна! Похоже, что она уже знает, какой конец ждет глупого Волка, и поэтому уверенно играет в свою игру.

История Николая: коренной минчанин, хорошо образованный, интеллигентный. Пришел ко мне после тяжелого и мучительного развода. Когда он встретил Лилию, жил с родителями. Лилия приехала из маленького райцентра на учебу. Николай начал за ней ухаживать.

Внешне очень эффектная, девушка была разговорчивой и милой, она заигрывала с Николаем, делала ему комплименты: «ты такой умный», «у тебя такие бицепсы»… Николай таял. Однажды, придя к нему в гости попить чаю, Лилия осталась посидеть – да так и не ушла. Папе Лилия понравилась – она и с ним напропалую кокетничала. Мама держалась настороженно, но Николай списывал это на женскую конкуренцию. После свадьбы, которая состоялась спустя 4 месяца после знакомства,

Лилия стала настаивать на размене четырехкомнатной квартиры. Николай сопротивлялся, но невестка так обработала родителей, что те согласились переехать из центра в Серебрянку. Как только все формальности с продажей-покупкой были завершены и молодая прописалась в теперь законном (приобретенном после заключения брака) жилье, она коренным образом изменилась.

Скандалы, крики, обвинения… Мало денег, мало денег, ты не мужчина… Николай выдержал недолго. Сейчас он снова живет с родителями, чувствует себя виноватым перед ними – и, поразительно, перед бывшей женой. Хотя формально ему принадлежит половина квартиры, он вряд ли будет судиться. А Лилия живет не одна – из райцентра к ней приехал ее «бывший», и, являясь формально женой Николая, она делит супружеское ложе с другим мужчиной.

Волки всегда в проигрыше – их соблазняют и «кидают», хотя на первый взгляд именно они опасны и коварны. Но Красная Шапочка знает – всегда найдется охотник, дровосек или рыцарь, который заступится за бедную девочку и накажет злого Волка.

Этот момент интересно обыграли создатели сериала «Не родись красивой». В мультике по мотивам фильма главная героиня, Катя Пушкарева, идет по лесу и встречает двух мужчин. «Вы – охотники?»-, спрашивает она. «Уже не охотники»,- отвечают мужчины. Но, к сожалению, охотников (от слова «хотеть») всегда много, и ловкие Красные Шапочки, эксплуатируя свой невинный вид и яркую, привлекательную внешность, заманивают очередную жертву, готовую поддаться на манипуляции.

Итак, согласно сказке Шарля Перро, Волк проглотил Красную Шапочку. Но именно в этот момент мимо проходили дровосеки. Они услышали шум, вбежали в дом, убили волка, распороли ему брюхо, и оттуда вышли целыми и невредимыми бабушка и Красная Шапочка.

Эрик Берн считает, что мораль у сказки такова: Волкам нужно держаться подальше от маленьких девочек и их бабушек и ни в коем случае не гулять по лесу в одиночестве. А по большому счету – дисфункциональная семья порождает те же самые шаблоны из поколения в поколение, и если бабушка как-то «съела» дедушку, мама куда-то подевала папу – то как же внучке нарушить семейное предписание и не развлечь себя подобным образом! Соблазнить – и бросить, использовать – и отвергнуть. Красная Шапочка знает толк в том, как испортить жизнь мужчине, который мнит себя Волком. На самом деле реальный хищник – это Красная Шапочка, невинная и наивная маленькая девочка.

Попробуем определить типичные признаки Красных Шапочек

1. Красная Шапочка заботится о своей внешности. Она яркая, привлекательная и, несмотря на возраст (неважно, четырнадцать ей, как Лолите, или под пятьдесят), старается казаться невинной девочкой.

4. Красная Шапочка – мастер создания треугольников. Она, вероятнее всего, часто бывает «третьим лишним» в своем детстве (мама, Шапочка – и периодически появляющийся кто-то). Поэтому у нее в запасе есть еще кто-то, спасающий ее от Волка, позволяющий играть до тех пор, пока игра ей не наскучивает или пока Волк не требует серьезного отношения к себе.

Марианна жила с мамой до тридцати лет. Встречалась с мужчинами, но каждый через время ее разочаровывал. Когда она встретила Андрея, во всех отношениях положительного и самостоятельного мужчину, мама настояла на том, чтобы дочь перестала перебирать и, наконец, вышла замуж. Однако жизнь молодой семьи оказалась очень сложной. Андрей – военнослужащий, уходит рано, возвращается поздно. Он вполне современный мужчина, и, понимая, что жена тоже работает, предложил разделить обязанности. В «свои» дни Андрей честно готовит еду, убирает, ходит в магазин.

У Марианны (за которую раньше все и всегда делала мама), всегда есть оправдания – забыла, не успела. Через некоторое время Андрей показал свою «волчью» часть – поссорился с Марианной и высказал все свои претензии. На что Марианна быстренько собрала вещи и ушла к маме. Мамочка услышала историю об «эмоционально тупом, жестоком военном, который хочет испортить ей жизнь и заставить трудиться, как рабыню». Мамочка мгновенно превратилась в охотника и понеслась «убивать» Андрея. Но, поговорив с зятем, поняла, что ее дочь, мягко говоря, преувеличивает, и попыталась на нее повлиять. Тогда дочь забрала вещи и уехала к бабушке, которая тоже живет одна. Теперь бабушка спасает ее от злого и коварного мужа-Волка, муж чувствует себя виноватым и просит Марианну вернуться, а она встречается с новым поклонником, который, как она надеется, не будет таким черствым и грубым.

5. Спасатель Красной Шапочки часто сам оказывается следующей жертвой в длинной цепочке волков. Вначале он ее спасает, потом оказывается отвергнутым, обесцененным и обвиненным. Ее собственная «волчья» часть отщепляется и проецируется на партнера. Тогда Красной Шапочке нет необходимости задумываться о себе и о том, что, видимо, она не совсем в порядке – это партнер не в порядке, а она всегда O’K.

Сергей встречался с Лизой недолго: три дня, после чего она сама приехала к нему домой и «запрыгнула» в постель. Однако на следующий день Лиза позвонила Сергею и сказала, что она была в милиции, сдала анализы и написала заявление об изнасиловании. Если он не хочет сидеть в тюрьме – за скромную сумму в тысячу долларов она заберет заявление. Сергей нашел деньги, но до сих пор боится девушек. А Лиза, как оказалось, проделывает этот фокус регулярно – тем и живет.

6. Красная Шапочка всегда оказывается в выигрыше. Она – профессиональный игрок, который «затягивает» Волка на свое поле и там делает то, что ей нужно. Выиграть у Красной Шапочки невозможно, доказывать или переубеждать ее бесполезно. Она получает удовольствие от самого процесса, она искренне считает, что именно Волк виноват во всех ее бедах, и что он должен понести наказание за свои прегрешения. Она очень убедительна в судах по разделу имущества, по требованию опеки над детьми (естественно, с полным запретом на встречи детей с бывшим мужем), в рассказах о кровопийце-свекрови (которая сама может быть Красной Шапочкой и спасать своего сына от этой волчицы), в историях про то, как ее пытаются «съесть» на работе (даже если она сама уже прошла по трупам десяти своих начальников и подчиненных).

7. Красная Шапочка – плохая мать, жена и сотрудник. Она производит хорошее впечатление при первом знакомстве, но разрушает жизни окружающих ее людей, каждый из которых рано или поздно окажется Волком. Дочерям она передает свое мироощущение, и те рано или поздно тоже превращаются в Красных Шапочек, «не знающих» о существовании Волков и умеющих недрогнувшей рукой снимать с них шкуру. Чтобы выжить рядом с ней, мужчина должен быть и Волком, и охотником, и мамой, и бабушкой в одном лице. Но это тяжкий труд – жить с такой женщиной (или мужчиной – они тоже бывают Красными Шапочками).

Поэтому опасайтесь Красных Шапочек – молодых и старых, женщин и мужчин, ибо будете убиты – не физически, так психологически, будете несправедливо обвинены, и будете очень сожалеть о том дне, когда Красная Шапочка возбудила в вас тщетные надежды своими речами, внешностью и льстивыми словами о том, что в вас есть что-то грандиозное. опубликовано econet.ru

Автор Наталья Олифирович

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *