Что символизирует красное яблоко в рассказе чингиза айтматова
Чингиз Айтматов — Красное яблоко:
Краткое содержание
Свою семейную жизнь Исабеков считает сложной, а жену Сабиру недоброй. Они разъехались. Пока не окончательно: Сабира в Москве с диссертацией. Разрыва он не хочет, собирается писать письмо, чтобы жена поняла, почему у них все так получилось. И понимает, что тоже немножко виноват. Любил ее за обаяние, ум. А «просто так» – не мог. Недаром жена обижалась: «Хочу, чтобы человек, которого я люблю, не боялся открыто выражать своих чувств», и на людях тоже.
Исабеков глядит на спящую дочку-школьницу Анару и вспоминает, как днем отвез ее в яблоневый сад, чтобы спросить: с кем она останется после развода. Девочка похвасталась найденным последним красным яблоком осени. И Исабеков вдруг вспомнил, как в юности приехал поступать в институт, и нашел в этом же саду громадное ароматное красное яблоко. И решил отдать это «диво» незнакомой, но любимой девушке из библиотеки. Интеллигентная, умная, красивая. Ради нее он ходил в читальный зал. И стеснялся, что сам из поселка (аила) и костюма нет, только гимнастерка и сапоги брата-фронтовика. Он ее ревновал, боготворил, придумывал, как заговорит с ней, отдаст заветное яблоко. А она улыбнется и поймет его чувства. Рядом с ней мир прекрасен.
Встретил он ее не сразу, и все это время берег яблоко от однокурсника Шера. На улице она отказалась от красного яблока и, недовольная, ушла. Он зашвырнул свой дар. Мир юноши рухнул. Больше никому в жизни ему не хотелось «подарить красное яблоко». А девушки и не просили о таком. И вот, выходит, жена всю жизнь ждала и требовала от него свое красное яблоко любви, доверия, счастья. Найденное яблоко Анара не съела, оставила матери. Письмо Исабеков писать не стал, а телеграмму составил. Пусть Сабира ждет их с дочкой в Москве. «Мы везем тебе красное яблоко».
Читательский дневник по рассказу «Красное яблоко»
Сюжет
Исабеков с женой Сабирой на грани развода, она с диссертацией в Москве. Она упрекает его в отсутствии чуткости, душевности, открытости. Он считает это «бабским самолюбием». В осеннем яблоневом саду их дочка-школьница Анара находит большое красное яблоко. И Исабеков вспоминает случай из юности, который его изменил.
Он был бедный сельский парень, приехал поступать, и полюбил незнакомку из читального зала библиотеки, умницу и красавицу. Хотел подарить ей последнее огромное красное яблоко из сада в знак любви, а она не взяла и ушла. Яблоко он выбросил. Теперь он понимает, что в таком «яблоке» нуждается его жена. Вместе с Анарой они собираются в Москву, взяв и яблоко.
Отзыв
Яблоко – символ любви, счастья, доверия, взаимопонимания. Отвергнутый подарок сделал героя недоверчивым. В финале Исабеков едет мириться с Сабирой. По композиции это «рассказ в рассказе»: о прошлом и настоящем. Рассказ учит ценить время, настоящие чувства и близких, признавать и исправлять свои ошибки, ставить себя на место другого, не сдаваться перед неудачей, бороться за свое счастье, искать взаимопонимания, доверять, не принимать поспешных решений, быть благодарным, благоразумным, отзывчивым.
«Красное яблоко» Айтматов, какая главная мысль, чему учит рассказ?
«Красное яблоко» Айтматов, главная мысль рассказа?
«Красное яблоко» Айтматов, чему учит?
В этом рассказе, автор описывает ситуацию наступления кризиса в семейных отношениях.
Гуляя с дочкой в осеннем саду, герой рассказа Исанбеков видит на ветке одинокое красное яблоко и вспоминает эпизод из своей юности, когда девушка не смогла оценить красное яблоко, подаренное им.
Под влиянием этих воспоминаний, мужчина анализирует свои ошибки и решает их исправить. Он спешит к жене Сабире с дочкой Анарой и приносит в подарок красное яблоко.
Главная мысль. В критических ситуациях, нужно хорошо подумать и нужно всячески беречь семейные отношения потому, что это самое ценное, что у тебя есть.
Рассказ учит не принимать опрометчивых решений и бережно относиться к тому, что у тебя есть.
Повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» написана автором в 1962 году, но само действие произведения уносит нас в далекий 1924 год, во времена становления образования в отдаленных киргизских селениях.
В этой повести почувствуется о молодом человеке по имени Дюйшен, который после службы в армии приезжает в себе на родину в аил Куркуреу и решает открыть там школу.
Жителям этого поселка не хотят понимать необходимость овладения грамоте, так как по их мнению, работе на поле – грамота не нужна.
С трудом, но Дюйшену удается открыть школу и дети крестьян начинают её посещать.
Среди школьниц оказалась девочка Алтынай, которая после смерти своих родителей жила у своего дяди. Дядя очень грубо относился к ребенку и решил продать её в жены местному богачу.
Случайно узнавший о этой ситуации, учитель Дюйшен решил помочь девочке и обратился в милицию.
Так он спас девочку, которая была отправлена в детский дом, а в дальнейшем у неё достаточно хорошо сложилась жизнь.
Эта повесть нам помогает понять, что человек в состоянии изменить судьбу, сломать неприемлемые, оскорбляющие человека, жизненные устои и традиции.
Касаясь главных героев этой повести, то их два. Это сам учитель Дюйшен и его ученица Алтынай.
Поскольку съемки будут проходить в Казахстане, можно предположить связь фильма с произведением «Буранный полустанок», которое касается темы грандиозных строек в безлюдных казахских степях, ценностей и традиций народов и, что бывает с теми, кто забывает свои корни, становясь бесчувственным и глухим «манкуртом», это- лишь- предположение, но вероятность, что так и случится- большая,Казахстан- то место, где хорошо снимать такие фильмы.
Чингиз Айтматов «Первый учитель» краткое содержание.
Действие повести разворачивается в Киргизии, куда в роли учителя приезжает Дюйшен. Его стараниями из страшного сарая получается местная школа для ребятишек. Дюйшен очень старается, при необходимости переносит ребят через воду. Одна из девочек, ей 15 лет, Алтынай явно способная. Но она сирота, тетке сильно не нравится ее увлечение школой. Она продает ее краснолицему мужчине во вторые жены. Они силой забирают девочку с уроков, жестоко при этом избивая учителя.
Через несколько дней появляется Дюйшен с милицией и забирают ее. Алтынай уезжает в детдом, потом она учится дальше.
Она с огромной искренней любовью вспоминает своего первого учителя. Тот уходит на фронт. Девушке однажды померещился он в стрелочнике, но Алтынай обозналась. Ее личная жизнь сложилась хорошо. И все это благодаря ее первому учителю. Она стала академиком Сулеймановой.
Supremum vale! Чингиз Айтматов лично у меня ассоциируется с первым прочтённым его Романом «Плаха», когда я его читал в ТО время, он был актуальным, как и, например прочитанные мною романы Пастернака или М.А. Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака это для меня нынче является примером того, что читать не следует НИКОМУ, а вот «Плаха» Чингиза Айтматова мною прочитана, но больше перечитывать этот роман я не стану. хотя великолепно передан сюжет и образ волчицы чётко встраивается в повествование сюжета! Я отношу этот жанр в «жестоким романам», не путайте с фильмом «Жестокий Романс» там всё-таки классика! А «Плаха» Ч.Айтматова, надеюсь и верю не станет классикой, уж больно там много негатива, но почитать стоит, особенно людям с негативной психикой или невропатам, или даже людям, спасающимся от наркозависимости! Я читал «Плаху» когда учился в очередном ПТУ медицинском, только с высшим уклоном, причём это произведение отложилось во мне, стало быть имеет право на существование, очень интересен подход автора Ч.Айтматова не только к жизни, но и увязывание сюжета с той же волчицей(я подозреваю, что Вы, милая,Supremum vale, как литератор знакомы с творчеством Чингиза Айтматова) Меня поразили в своё время Колымские рассказы Варлама Шаламова, я сам убедился в правдивости его рассказов, когда побывал в Сеймчане, а это Сердце Колымского Края, на севере от столицы- Магадана! При случае, мельком ознакомьтесь, хоть эпизодически с творчеством Варлама Шаламова, хорошего настроения не гарантирую, но там правда! Так и у Ч. Айтматова в «Плахе» правда,только она не гарантирует хорошего настроения! Но прочитать роман» Плаха» я бы советовал всем, кто знает Азбуку, в этом романе не только негатив, но и философия. вопрос кто и как её истолкует для себя. Милая,Supremum vale, я не рекламирую Ваш вопрос, но привожу лишь начало романа «Плаха» Ч.Айтматова, само начало уже завораживает, а уж читать ли дальше, пусть каждый решает сам:
Краткое содержание книги Красное яблоко Айтматова
Исабеков – главный герой рассказа «Красное яблоко». Центральная тема сюжета – это семейные взаимоотношения главного героя и его жены Сабиры.
Семейная пара прожила вместе много лет. У них есть дочка Анара. Но в жизни Исабекова и Самиры наступает кризис взаимоотношений и пара решает расстаться на некоторое время.
В один из дней после расставания, герой решает написать письмо своей супруге, что выразить свои мысли в отношении Сабиры и Анары. Смутившись от собственной чуткости и душевности, Исабеков так и не заканчивает письмо.
Наступает день встречи с дочерью. Главный герой гуляет с ней по осеннему саду. В этом саду девочка находит одинокое красное яблоко. Увидев это яблоко, Исабеков начинает ностальгировать по старым временам, вспомнив историю из своей молодости. Это воспоминание было связано с первой любовью.
Будучи студентом Исабекову приходилось ездить на сбор урожая с колхозных полей. Проходя через сад, герой находить одинокое красное яблоко и решает подарить его девушке, которая ему нравится. Исабеков встречался с девушкой в библиотеке и там он решает отдать яблоко ей. Но девушка не приходила, а молодой человек все это время хранил его. Когда Исабеков дождался девушку и вручил ей яблоко, она не поняла порыва и отвергла подарок.
Исабеков вспомнил то чувство разочарования и понял, что в его жизни есть только одна женщина, которая хотела видеть подобные подарки каждый день от него. Эта находка помогла ему найти ответы на вопросы, которые его волновали.
Герой отправляет телеграмму жене: «Сабира, мы едем к тебе», а дочка дописала: «Встречай нас, мама. Мы везем тебе красное яблоко».
Только время дает осознание, кто действительно нужен и по-настоящему дорог.
Также читают:
Рассказ Красное яблоко (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Жанровая направленность произведения относит его к небольшой повести с элементами мистики, ключевая тематика которой заключается в необходимости проявления силы воли
Произведение повествует о событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны на белорусской территории. Повествование в повести ведется от имени рассказчика, являющегося бывшим военным, который в прикарпатском городке
Эта история рассказывает о приключениях необычной чайки, которая отличалась от других своими мыслями о полёте и крыльях. Если прочие чайки летали исключительно для того, чтобы прокормиться, то чайка Джонатан летала ради самого процесса полёта
Свое произведение автор написал в виде повести. Писатель описал бытовую жизнь человека в форме поезда «Желтая стрела». В финале поезд должен добраться до обрыва. А обрыв автор связал с апокалипсисом.
И сказано в библии: «не давайте святынь невеждам и не мечите бисером перед свиньми.
ибо растопчут и растоптавши обернуться, чтобы вас растоптать
ну Вы могёте и про яблоки и про чистые листовки и даже про дворника, Мусу;-)такое в моей памяти надолго сохраняется:-))))
Спасибо, коллега, за понимание. Конечно, хотелось бы больше про яблоки и др. приятные вещи. Но жизнь такова, что приходиться писать и о нашей реальности.
Александр.
Очень тронуло. Ведь бывает же, обожествляешь, а противная сторона взгляда твоего не достойна. Спасибо.
Легко ранить сердце, когда его преподносишь доверчиво, как яблоко.
Спасибо, Анна, за Ваш отзыв! А рассказ Ч.Айтматова сам по себе очень поэтичен, как и другие его произведения. Поэтому я, по возможности, старался соблюсти сюжетную канву рассказа великого писателя. М.А.
Быть может и она жалеет,что так ответила тогда,
Бывает в жизни тяжелее,а может просто не судьба.
С интересом и с самыми,самыми наилучшими,Вячеслав
Да, Вячеслав, так тоже бывает.
Замечательная история! Читается ЗАПОЕМ и с УПОЕНИЕМ)))
Очень красиво переданы переживания и эмоции.
Одним словом, восторг.
Вот только есть одно «НО», яблоко все же надо подарить.
Спасибо Вам,
Спасибо, Элькрис, за Ваш отзыв! У меня в одном из вариантов герой все же дарит яблоко другой девушке (кстати, в рассказе у Айтматова, тоже). Но потом я это исключил, чтобы сохранить некую интригу.
Саша! Это очень проникновенно. С вашими стихами я переживаю ощущения ваших героев. Это фантастика какая-то! Сильно! Тепла и света!
Очень рад, Лючана, что Вам понравилось!
М.А.
красиво и искренне пишете,Александр! Желаю всех благ. С уважением
Спасибо, Михаил, за Ваш отзыв!
А может, у нее был просто неудачный день? Иногда сама такое ляпнешь, что через минуту становится стыдно. Мне бы не хотелось, чтобы мнение обо мне складывалось по одной фразе.
Просто здесь была «не судьба». Люблю такие стихотворения-рассказы.
Скорее всего, Наташа, так и было.
Спасибо, Евгения, за добрые слова. А.М.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Красное яблоко
(по мотивам одноименного рассказа Ч.Айтматова)
Да, яблоко, но сорт довольно редкий!
Большое, может быть, в два кулака,
Оно висело там, одно, на ветке,
Высвечивая спелые бока.
Вот это яблоко! Да это просто диво!
Не мог найти другие я слова…
И чудным ароматом исходило,
Что даже закружилась голова.
Оно сверкало кожицею тонкой…
И чей-то голос будто мне сказал:
«Ты подари его той незнакомке,
Что каждый день спешит в читальный зал…».
Ее я ждал всегда с большим волненьем,
За стол садился рядом у дверей,
Испытывая радость и смущенье,
Боялся задержать свой взгляд на ней…
Она с улыбкой легкой и неброской,
Изысканно одетая всегда,
С красивой, аккуратною прической
Была как лучезарная звезда…
На профиль я смотрел ее точеный
И думал без сомнений, что она –
Натура, безусловно, утонченна,
К тому же, образованна, умна…
Конечно, я, возможно, ей не пара!
И чем могу ее я удивить?
Простой студент, обычный в общем парень.
Таких у ней, наверно, пруд пруди…
Преодолев смущения преграду,
Я ей бы откровенно рассказал:
Как шел однажды по большому саду,
Как яблоко заветное сорвал…
Сказал бы, что случилось все недаром –
Уже на протяженьи многих дней
Мечтаю находиться с нею рядом
И постоянно думаю о ней…
«Я так волнуюсь, сердце сильно бьется…
Вы, извините, если что не так…».
Она в ответ лишь только улыбнется
И скажет ласково: «Какой же ты чудак!».
Какой-то раз мне даже сон приснился,
Что будто удалось с ней танцевать…
И, наконец, в тот вечер я решился
Подарок незнакомке передать…
Я ждал ее у выхода как прежде,
Все эти нескончаемые дни,
Томимый нетерпеньем и надеждой.
На улице уже зажглись огни.
Прохожие домой спешили греться…
А я стоял как будто сам не свой,
И яблоко заветное у сердца
Придерживал дрожащею рукой.
Хотя бы все сегодня получилось!
На этот раз я ждал совсем не зря:
Изящная, как фея, появилась
Она в неярком свете фонаря…
Красивая, в коротеньком пальтишке,
Постукивая звонко каблучком,
Для скромного безусого мальчишки
Она казалась просто божеством!
«Какое яблоко? – плечом она пожала.-
Вы, что же, думали, я яблок не видала?
Боюсь, что вряд ли вам смогу помочь…»,
И, не оглядываясь, зашагала прочь.
И в страшном сне я вряд предвидеть мог ли,
Что пережить в тот миг мне довелось –
Вдруг у меня внезапно руки взмокли
И что-то там, внутри, оборвалось…
А сердце все поверить не хотело…
И ярость не пытаясь превозмочь,
Я яблоко швырнул остервенело
Куда-то во враждебную мне ночь…
С тех пор я много женщин повидал.
По-разному они меня любили.
Им красных яблок я не предлагал,
Да, в общем-то, они и не просили…