Что символизирует факел на среднем зубе
Герб Югры – теперь официально
Читать «Новости Югры» в
Югра получила официальный герб, который внесен в государственный геральдический регистр России. Отныне общепризнанным государственным символом автономного округа стали золотые медведи и земельная корона с факелом.
– Было очень важно, чтобы герб Югры символизировал не только богатство округа, его историю, но и соответствовал всем геральдическим нормам, был принят и понятен людям, – отметила заместитель директора окружного департамента общественных и внешних связей Инна Арканова.
– Медведь – это наш защитник и покровитель. Глядя на герб, люди видят мощь автономного округа и элемент мифологии народов, его населяющих. Считаю, официальный герб Югры сейчас соответствует мировоззрению обских угров, – высказался Тимофей Молданов, кандидат исторических наук, этнограф, сотрудник Окружного дома народного творчества.
Важно!
Указом президента России № 403 «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» официальные символы субъектов страны подлежат регистрации в Геральдическом совете при главе государства.
Геральдическое описание
«В рассеченном лазоревом и зеленом поле серебряная птица «Кат ухуп вой» – с двумя, подобными орлиным, головами на длинных шеях, четырьмя лапами и видимым между головами хвостом, подобным павлиньему и просеченным в цвет поля в виде вытянутого по вертикали овала.
Щит увенчан золотой земельной короной о семи видимых зубцах, средний из которых завершен пламенем, и с поясом национального орнамента на обруче.
Щитодержатели – два золотых, с черными глазами и носами медведя, поддерживающие два золотых древка с государственными флагами Ханты-Мансийского округа – Югры на подножии из зеленых кедровых веток с зелеными шишками.
Девиз «ДЕЛАМИ ВЕЛИКАЯ» начертан серебряными литерами на лазоревой ленте».
Корона
Располагается над гербовым щитом – знак могущества, достоинства, избранности. Корона – земельный венец – показывает статус субъекта РФ. Обод с национальным орнаментом отражает статус автономии.
Факел
У короны семь зубцов, средний из которых завершен факелом. Его пламя символизирует нефтегазодобывающую деятельность на территории автономного округа.
Медведи-щитоносцы
Этот зверь традиционно считается хозяином тайги, а в геральдике олицетворяет мощь и предусмотрительность. В культуре обских угров считается священным зверем и младшим братом человека.
Кедровые ветви
На гербе обязательно изображают почву под щитоносцами как опору. Зеленые кедровые ветви показывают расположение округа в лесной таежной зоне. Кроме того, отражают преемственность эскиза герба в отношении действующей эмблемы (венок из зеленых кедровых ветвей).
Птица «Кат ухуп вой»
Эта мифическая птица имеет две головы – как и орел на гербе России. Орнамент «Кат ухуп вой» ханты изображали как оберег на спинке детской колыбели.
Девизная лента
Цвет и литер выбраны исходя из геральдических правил, отражают преемственность к ленте в действующей эмблеме региона. Кроме того, лента символизирует главные реки Югры – Обь и Иртыш. Слова девиза «Делами великая» взяты из гимна автономного округа.
Алексей Шипилов первый заместитель губернатора Югры
— Совместными усилиями были проведены масштабные обсуждения герба с общественностью, экспертами на разных площадках. При его разработке были максимально учтены все мнения. При этом мы меняли формат работы: авторы дорабатывали старую эмблему, уважительно относясь к пожеланиям жителей автономного округа.
— Герб – это визитная карточка округа. Он всегда сочетает в себе все лучшее и познавательное, что относится к территории, которой госсимвол принадлежит. Глядя на него, остальные люди будут понимать, где находится наш край, кто здесь живет, чего мы достигли. Считаю, у авторов получилось создать некий объединяющий элемент – и людей, проживающих в Югре, и их культуры, и истории, и развития всего автономного округа.
— Сегодняшний вариант представляет собой некий геральдический конструктор. Я в полном восторге от того, что сделала авторская группа Юрия Росича. Это четко упакованные символы, которые хорошо позиционируют округ. Наш сегодняшний герб можно смело транслировать за пределами региона.
Что символизирует факел на среднем зубе
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
► нападение и оборона.
Показать зубы означает готовность к защите и враждебность.
Символ боевых действий.
По не совсем яс-ным причинам зубы часто прини-мали за символический образ жиз-ненных сил, размножения, потен-ции и спермы. В античных леген-дах из высеянных зубов дракона из земли вырастали вооруженные во-ины; зубы имели “оккультное зна-чение” (Штемплингер, 1948). Счи-талось, что если оскалить зубы пе-ред зеркалом, оно помутнеет. Се-вероафриканские христиане, нисп-ровергавшие изображения богов, насмехались над ними, оскаливая зубы. “Первый зуб ребенка, кото-рый при выпадении не касался зем-
ли, предотвращал болезнь поло-вых органов; зуб семилетнего мальчика, оправленный в золото или серебро, предотвращал зача-тие”. В символике сновидений зу-бы имеют, согласно Эппли, сексу-альное значение; сильные зубы, разрывающие и жующие пищу, выражая жизненную силу, “обо-значают гложущую страсть в эро-тической любви, можно сказать, желание “любовью другого вы-есть”. Сны с выпадением зубов имеют отношение (как и сама зуб-ная боль) к проблеме потенции и импотенции. Прежде всего она-нические сны вызывают потерю зубов как выражение ослабления энергии”. В Китае господствовал взгляд, что сон о выпадении перед-них зубов предвещает скорую ут-рату отца или матери. Скрежет зу-бов должен был отпугивать приви-дения. На языке тинейджеров (подростков) 60-х годов 20 в. “зуб” обозначал девушку, подругу, лю-бовницу; в то время появилось вы-ражение “притереться, как зуб” по ассоциации с механизмом переда-чи зубчатого колеса. В христиан-ской иконографии святая Аполло-ния изображается с зубами и щип- i цами, потому что у нее во время 1 пыток вырвали зубы. Она счита-j лась вследствие этого покрови-тельницей зубоврачевания и зуб-ных врачей.
Связь с экстремальными и терминальными эмоциональными состояниями, устрашением, властью, стихией огня, восходит ко времени включенности мира человека в природу, животный мир. Оскаленные и выпяченные клыки и бивни — признак множества устрашающих, агрессивных чудовищ. Так дьявол (сатана), антисимвол Бога, наделен атрибутами, восходящими еще к этрусскому демону подземного мира Хару: коршунообразный нос, острые звериные уши, крылья, клыкообразные зубы. Далее в ряду Апокалипсическая саранча, зубы которой «как у львов», и сам Зверь Апокалипсиса, Сцилла, превращенная в монстра с шестью головами с тремя рядами зубов в каждой голове, etc., etc.. Характерен такой тип современной тюремной татуировки как «оскал», призванный продемонстрировать, что ее владелец обижен (зол) на власть, начальство и т.п.
Зубом, зубцом именуют также любой выступ: на стене, короне, или луч звезды, что ведет к переносу «зубной» символики и на предметы, имеющие могочисленные и/или упорядоченные выступы. Так зубы и клыки тесно связаны с символикой гребня как образа плодоносного дождя; защитная функция присутствует и у крепостных зубцов. Зубчатые короны имеют явные коннотации с огнем, солнцем, силой, и коронованные властители могут, следовательно, рассматриваться как представители патриархально-солярного мировоззрения.
Несение чего-либо в зубах служит либо указанием на отношение агрессор — жертва, либо обращает внимание на какой-либо атрибут, относящийся к характеристике внутренней сущности персонажа. Примеры первого случая — эмблема «Спаниель с цаплей в зубах» [EMSI,таб.54-7], или «бабр с соболем в зубах» Иркутского герба. Из примеров второго рода можно привести собаку Св. Доминика, несущую в зубах горящий факел и пса Св. Роха с буханкой хлеба.
РИМ БАЛТИЯ ЕГИПЕТ КИТАЙ МЕЗОАМЕРИКА АВСТРАЛИЯ
ВЕДЫ ИНДУИЗМ ИУДАИЗМ ХРИСТИАНСТВО
МАГИЯ АСТРОЛОГИЯ ЭМБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЯ
Горгона, помимо змей вместо волос, золотых крыльев и бронзовых ног, была также наделена зубами вепря. А сестры горгон — грайи, «прекраснощекие», но седовласые женщины, имели один зуб (и один глаз) на троих.
У Анакреона в описании Аида сказано следующее:
Скрежет зубов должен был отпугивать привидения.
Зубы (также как когти и слюна) дракона наделялись исключительнымы целебными свойствами.
Число восемь (ва) управляет жизнью человека: в восемь месяцев у него появляются молочные зубы; в восемь лет они выпадают, в 2х8 лет он достигает половой зрелости, в 8х8 лет становится импотентом и (что характерно) лишается зубов.
Обычно вырванные зубы или зуб, зажатый в щипцах, служат в христианском искусстве Запада атрибутом Св. Аполлонии из Александрии († 249). Мы как правило видим ее молодой женщиной с щипцами в руке. Она — святая патронесса дантистов. Ее призывают и их пациенты, когда чувствуют в этом необходимость.
Вырывание зубов также имело место в мучениях Св. Люцции (Луция, Лукия) Сиракузской (†ок. 304).
И грешником место уготовано Прелютыя муки, разноличныя. Где ворам, где татем, где разбойникам, А где пияницам, где корчемницам, А где блудницам, душегубницам? А блудницы пойдут во вечный огонь, А татие пойдут в великий страх, Разбойники пойдут в грозу лютую; А чародеи отъидут в тяжкий смрад, И ясти их будут змеи лютыя; Сребролюбцам место — неусыпный червь; А мраз зело лют будет немилостивым; А убийцам будет скрежет зубный; А пияницы в смолу горячую; Смехотворны и глумословцы на вечный плач; И всякому будет по делом его. [Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Бессонова, вып. 5. М., 1864, с. 196.]
Первый зуб ребенка, который при выпадении не касался земли, предотвращал болезнь половых органов; зуб семилетнего мальчика, оправленный в золото или серебро, предотвращал зачатие.
Вера в разрушительное воздействие на зубы бриллианта, если положить его в рот, обнаруживается уже у псевдо-Аристотеля, что, возможно, обусловлено его твердостью и легендарной ядовитостью.
В старинной народной медицине садовый пион (Paeonia officinalis) считался талисманом от зубных недугов: семена этого ядовитого растения, величиной с горошину, подвешивались в виде цепочки на шею грудного ребенка. Надо заметить, что арсенал магических и знахарских способов лечения зубов огромен и еще требует своего разбора и анализа. Особого внимания заслуживают заговоры на кость, специфичные для лечения именно зубов и подтверждающие теснейшую связь их символики со скелетом человека.
Зубы вылечить. Влей в маленький глиняный горшок стакан наилучшего вина, прибавь туда немного шалфея, розмарина, красного мела и прокипяти все это вместе один или два раза; затем полощи возможно более горячим, что тотчас уймет зубную боль; как только ты выплюнешь полосканье, то заменишь его другим, возможно горячим, три или четыре раза вечером перед сном, дня три кряду. Полоская три или четыре раза в году этим способом, ты сохранишь зубы.
Заговор. I. На море, на океане, на острове Буяне стоит соборная апостольская церковь, стоит Мать Пресвятая Богородица и преподобный Антипий, зубной исцелитель. Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имя), как бы у вас, угодники Божий, зубы не болели, так бы у раба Божия (имя) зубы не болели. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь. Наговори на сучок, или редьку, или на сучок ели.
II.Заря-заряница, красная девица, полунош-ница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимар. Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподния. Слово мое крепко!
IV. Найдя на улице кость с зубами, кладут ее в доме на сухом месте и читают заговор: Кость ты моя, кость зубная, избави меня от зубной ломовой болезни, а я тебя избавлю от мокроты.
Найденную на дороге кость завернуть в тряпку и спрятать, говоря: Ты, кость, валяешься, а у меня зубы болят, так я тебя, кость, подниму и сохраню в покое; тогда ты не будешь валяться, а моим зубам конец будет болеть. Кости сей не валиваться, а моим зубам не боливать.
Увидавши месяц, сказать: Молодик молодой, у тебя рог золотой. Тебе на стояние, а мне, рабу Божию (имя), на здоровье.
Молодик молодой, у тебя o рог золотой. Как на море, океане лежит камень, а в бору медведь. Если эти три брата сойдутся и будут царствовать, тогда у меня, раба Божия (имя), зубы чтоб болели и щемили. Сказав три раза. прочесть столько же раз молитву Господню.
Иду я не улицею, не дорогою, а по пустым переулкам, по оврагам, по каналам. Навстречу мне заяц. Заяц ты, заяц, где твои зубы? Отдай мне свои, возьми мои! Иду я не путем-дорогою, сырым бором, темным лесом,. Навстречу мне серый волк. Волк ты, серый волк, где твои зубы? Вот тебе мои зубы, отдай мне свои! Иду я не землею, не водою, а чистым полем, цветным лугом. Навстречу мне Старая баба. Старая ты баба, где твои зубы? Возьми ты волчьи зубы, отдай свои выпалые. Заговариваю я зубы крепко-накрепко у раба Божия (имя)по сей день, посейчас, на веки веков.
Наговаривают у печного чела. Ахти мати, белая ночь! Не знаешь ты себе ни скорби, ни болезни, ни щипоты, ни ломоты; так бы, раб Божий (имя), не знал бы ни хитки, ни притки, ни уроков, ни прихоров, ни щипоты, ни ломоты, при утренней заре Марие, при вечерней Маремья-не, при полуночной Аграфене!
Всякий из таких заговоров надо писать на самой тонкой бумажке и, ложась спать, положить эту бумажку за щеку, где болит зуб, а утром, встав и не умывшись, сжечь.
. худоба истощила все тело, Прямо не смотрят глаза, чернеют зубы гнилые; Желчь в груди у нее, и ядом язык ее облит.
Кроме того, Зависть имеет своим ездовым животным собаку с костью в зубах. А Невоздержанность скачет на лисице с гусем в пасти.
В западном эмблематическом искусстве с яблоком в зубах обычно изображалась обезьяна — символ Грехопадения. Позже (уже в юмористическом ключе) — она служила образом художника-эпигона.
Несколько менее физиологичная точка зрения представлена в работе Лейзенганга «Гносис», согласно которому зубы образуют укрепления (зубчатую стену) вокруг внутреннего человека (с материальной и энергетической точек зрения), так же как глаза и взгляд служат средствами защиты духа.
Связь зубов (волос, ногтей) с жизненной энергией и силой породила представления о сосредоточении в них не только жизненных сил, но также добродетели и иных свойств человеческой натуры. Видимо, отсюда берут свое начало культ святых мощей и обычай сохранять на память прядь волос любимого существа или первые молочные зубы ребенка.
Зубы имели «оккультное значение» (Штемплингер, 1948). Считалось, что если оскалить зубы перед зеркалом, оно помутнеет.
Тату факел
Тату факел стало уже редким явлением среди любителей нательной живописи. Факел символизирует собой жизнь, огонь, свет, правду, разум, свободу. Древние люди олицетворяли горящий факел с мужской силой и плодородием, а погашенный – со смертью. Поэтому, человеку, решившему на изображение на своем теле факела, необходимо знать – факел должен быть горящим.
Значение тату факел
Рассматривая значение татуировки с изображением факела, нужно отметить, что данная татуировка имеет свои корни из мест лишения свободы. Очень часто можно увидеть изображение горящего факела на телах ранее осужденных граждан. Но это не догма.
Татуировка с маленьким факелом на ноге
Вообще, татуировка факел – это чисто мужская наколка. Каждый мужчина имеет свой приоритет, закладывает в наколку свой смысл и значение. Для одних горящий факел – символ свободы, величия и вечности, для других – мужественности, постоянности и независимости, для третьих – символ духовности, Бога, разумности. Для кого-то это огненная страсть, взаимная любовь и даже верность, брак, семья, дети.
Маленькая татуировка факел на щиколотке
Мужчина, имеющий на своем теле татуировку в виде горящего факела, как правило, очень независимый, серьезный и непреклонный, отличающийся твердостью характера, внимательностью и чуткостью к близким. Нужно быть очень аккуратным в высказываниях при общении с таким человеком.
Тату факел на бедре
В настоящее время значение татуировки Факел уходит от тюремной символики, потому что появились различные виды данной тату.
Тату факел на зоне
Конечно и сейчас в местах лишения свободы, особенно в колониях поселений, набивают изображение факела, но такое изображение, как правило, одного цвета (обычно черного) и не отличается особой разнообразностью, значение имеют детали.
Тату факел на руке
Тату с изображением факела наносят на память о проведенном времени в заключении, то обычно основание наколки рисуют обернутым в проволоку. Причем очень часто количество узлов на проволоке показывает количество лет отбывания за решеткой, а количество иголок – число ходок. Изображение факела может символизировать отбывание преступления, совершенного по неосторожности. Факел в руке обычно символизирует товарищество в местах заключения.
Татуировка факел — фото
Цветных же изображений факела в настоящее время большой ассортимент, их великое множество, различных размеров и видов. Обычно факел изображают как отдельную картинку, но он может быть фрагментом большого фактурного рисунка или эмблемы на теле человека.
Где наносят татуировку факел
Татуировку пылающего факела чаще всего наносят предплечье, плечо, бедро или кисть, очень редко – на грудь или спину. Почти всегда эта наколка сразу бросается в глаза, привлекает свое внимание к человеку, обладающему ей.
Тату факел на боку
Хоть татуировка факел это мужская наколка, но в редких случаях такую тату можно увидеть и на женщинах, желающих доказать свое превосходство, стереть грань между слабым и сильным полом. Иногда это даже оправдано обществом.
Похожие материалы
Опубликовано 14 Апр 2020 | Осип Серебряков Татуировки
Факел (опущенный или перевернутый вниз факел – символ смерти)
Факел, возможно, был наиболее древним переносчиком и хранителем огня, его рукотворной частицей.
Поэтому в мифах самых разных народов он прежде всего является атрибутом светоносных и огненных богов.
Связь факела с богами света и неба
Например, в древнеегипетской традиции он нередко изображался в руке бога солнца Ра в виде плоской чаши с вырывающимся из нее пламенем.
Зороастрийский светоносный Ахурамазда во время борьбы с демоном Ангро-Манью использовал факел, чтобы при его помощи изгнать зло обратно во мрак.
Индийского огненного бога Агни иногда рисовали в шапке из пламени или просто в виде факела с необычно большим количеством языков огня.
В ранней античной традиции светлого Аполлона видели юношей, выходящим из языков пламени. Одну руку с огнем в ладони он протягивал вперед и тем самым освещал землю.
Богиня утренней зари розовоперстая Эос в представлении эллинов каждое утро выходила на небо с сияющим светочем перед самым выездом колесницы солнца-Гелиоса.
Древнегреческого Гефеста (как и древнеримского Вулкана) нередко называли «каменным факелом», так как одним из его образов была гора, извергающая пламя.
Боги плодородия, любви и врачевания (тоже часто рисуются с факелами).
Это объясняют красивой аналогией:
во всех трех случаях (при появлении новых растений, животных, людей);
при зарождении любовной страсти;
при возвращении больному здоровья) жизнь из тьмы прорывается к свету.
Считается, что начало данной символики было положено в Древней Греции. На античных барельефах с факелами в руках обычно изображали стоящих рядом Деметру, богиню плодородия, и ее дочь Персефону, с которыми связан миф о смене времен года. Рассказывают, что однажды Аид, бог подземного царства, украл у матери юную Персефону и взял ее в жены.
Безутешная Деметра удалилась от мира, в котором наступила вечная зима. Чтобы все живое окончательно не погибло, Зевс договорился с Аидом о том, что тот будет периодически отпускать супругу на землю. Когда Персефона приходит к Деметре с согревающим огнем в руках, на земле начинается весна, все вокруг возрождается, жизнь снова берет верх над смертью.
Кроме того, Деметра у греков была и богиней рожениц, то есть покровительствовала появлению новой жизни. Она врачевала беременных и младенцев. В этой ипостаси ее тоже рисуют с факелом. Огнем она как будто отгоняет от людей мрак смерти.
Позже этот символ она передала богу врачевания Эскулапу (Асклепию). Эскулапа чаще изображают с посохом, который обвила змея. Но есть и более редкая эмблема данного бога, на которой змея обвивает не посох, а факел – знак излечения от болезней.
Иногда на античных вазах с зажженным факелом рисовали богов любви Афродиту (Венеру) и Эрота (Амура). У этих образов может быть три значения. Во-первых, любовь и сексуальное желание считали особым пламенем, которое зажигали в людских душах стрелы маленького крылатого бога. Во-вторых, волшебный огонь божеств любви как будто бы заново освещал мир для влюбленного, и тот начинал все видеть совсем по-другому.
Самое простое и даже шуточное объяснение заключается в том, что Эрот при помощью факела якобы лучше и издалека видел свою очередную жертву. В любом случае, выражение «огонь любви», очевидно, вошло в оборот именно с античных времен, а «факельными певцами» греки называли авторов любовной лирики.
Например, могучий сын Зевса Геракл прижигал зажженной головней шеи Лернейской гидры, чтобы на них заново не отрастали отрубленные головы. Великий титан Прометей был огненосцем для людей: он дал им священный огонь жизни, похитив для этого горящий факел с самого Олимпа. Братьев Диоскуров Кастора и Полидевка тоже видели с факелами в руках. У Полидевка в ярко пылало пламя, что указывало на его бессмертие, а факел смертного Кастора был потушен, так как герой погиб молодым. Убийца страшной Химеры юный Беллерофонт победил огнедышащее чудовище с помощью крылатого коня Пегаса и волшебного пламени, факел с которым дала ему Афина.
Священная функция огня в древнем мире была очень важной. Пламя, горящее в чашах с маслом, на деревянной головне, в металлической оправе с фитилем играло большую роль при проведении различных торжеств. Оно создавало праздничное настроение и выполняло символические функции.
в религиозных ритуалах и процессиях;
при символической передаче власти (огонь был ее символом, и будущий правитель должен был принять горящий факел);
как обязательный свадебный атрибут (они считались знаками мужской силы и плодовитости);
во время организации похорон.
Почти у всех народов мира боги, которые имели то или иное отношение к смерти, среди своих священных атрибутов имели и факел. Возможно, в основу понимания образа лег мотив освещения пути (свет помогает душе найти дорогу в иной мир). Может быть, в основе такой трактовки факела находится представление о жизни как о горящем огне и о смерти как о его угасании.
Недаром для древнегреческой философии было характерно восприятие души именно как огненной сущности. Гераклит Эфесский считал пламя первоосновой и обязательной составляющей всех вещей и сущностей. Он утверждал, что, когда они погибают, их огонь гаснет.
Вообще же у многих народов факелы были священными предметами богов, связанных с миром мертвых.
Египетский Сет (провожавший души усопших) тоже входил в царство теней, где было мало света, с факелом в руках.
В античной мифологии факелы ассоциируются с разными божествами, связанными со смертью. Танатоса, забирающего души, рисуют в виде черного юноши с потухшим факелом. Освещает себе путь и проводник в царство Аиде Гермес. Однажды он даже дал свой волшебный факел Орфею, который отправился за душой своей жены. Второй раз так же помог Одиссею, которому необходимо было проникнуть в подземный мир для встречи с покойным прорицателем. Селена, Артемида, Персефона и Геката, которые в разных районах Древней Греции считались богинями луны и смерти, зачастую изображались рядом с факелами. Причем в том случае, если подчеркивалась их лунная сущность, то вокруг них, либо у них в руках горели огни. Когда имелось в виду, что та или иная богиня связаны со смертью, то факел был потухшим и даже перевернутым. Зато он всегда горел у Ареса (Марса), отвечавшего за кровавую войну. Но это был огонь ненависти и убийства.
В индуистской мифологии черная Кали (злая ипостась супруги Шивы) в одной из своих шести рук тоже держит перевернутый факел как орудие уничтожения.
Западнославянский бог загробного мира Флинц в разных вариантах виделся бледным мужчиной, мертвецом или скелетом в красном плаще и с длинным горящим факелом.
В то же время он обозначал и предательство, в результате которого люди (легионеры) с факелами пришли за Спасителем и взяли его на казнь. Кроме этого, эмблема «перекрещенные факел и топор» означает мученичество за веру (на костре и плахе) и связана с идеей святости. В иконографической традиции самым известным стал сюжет о том, как Фома Аквинский изгоняет с помощью факела свою соблазнительницу. А спутницей святого Доминика была собака с факелом в зубах.
На христианских гробницах первых веков распространения религии, кроме крестов, нередко изображали ангелов с факелами без огня. Лишь позже этот древний образ конца земного существования был заменен погасшей свечой. В культуре европейского Ренессанса образ факела приобрел множество аллегорических значений. Он был характерен для персонифицированных фигур Умеренности (она гасит пламя страстей), Мира (сжигает оружие), Клеветы, Страсти.