Что сильнее ушу или карате
Что сильнее ушу или карате
Но если говорить в общем, китайские системы (ушу) отличаются от японского каратэ своей пластичьностью, зачастую наличием внутренней работы, другие положения тела и т.д.
На мой взгляд, каратэ очень закрепощено, слишком много неестественных движений, слишком много чрезмерного, неестественного напряжения.
«Ушу» переводится как «боевое искусство».
«Каратэ» переводится как «рукопашный бой» (пустая рука, т.е. бой без оружия).
То есть это две боевые системы разных государств. На этом уровне ни о какой разнице говорить нельзя, т.к. и в ушу, и в каратэ полно направлений, каждое из которых имеет свои отличительные особенности. Естественно, что какие-то направления китайского и японского боя в чём-то пересекаются. Между определёнными стилями ушу и каратэ больше общего, чем между разными стилями, допустим, каратэ.
Ну и потом не надо забывать, что корни каратэ в ушу: стили белого журавля, южного (кажется) кулака. Соответственно эти направления ушу имеют больше схожего с каратэ.
А своей дури достаточно и в ушу, если уж на то пошло. Лежать на остриях копий то же испытание себя, что и разбивание предметов.
Одним словом, на поставленный вопрос нельзя ответить потому, что «ушу» и «каратэ» слишком собирательные понятия. И если в них и есть нечто системообразующее, то это восточные представления о теле,, о физиологии, о способах передачи энергии. А уж на этом уровне ушу и каратэ если не одинаковы, то практически не различаются.
Эксперт по единоборствам Ильяс Абузаров — о разнице между традиционными боевыми искусствами и спортом
В челябинской «Академии единоборств», что на стадионе им. Елесиной, прошёл открытый семинар по традиционным техникам джиу-джитсу. Изучить древние приёмы этого многогранного боевого искусства пришли не только практикующие джиу-джитсу, но и поклонники филиппинского арниса, и спортсмены, занимающиеся грэпплингом и ММА, и самбисты, и поклонники хапкидо, и специалисты по современным европейским системам самообороны. По окончании квалификационных экзаменов Znak.com побеседовал с ведущим семинара, известным уфимским мастером боевых искусств Ильясом Абузаровым о сочетании спортивного и боевого направлений в современных единоборствах.
— Ильяс Фаатович, почему вы уделяете пристальное внимание боевым техникам, которые многими спортсменами считаются несовременными?
— Сейчас перед нами стоит задача совместить технику спортивного джиу-джитсу, которое пропагандирует российская Федерация джиу-джитсу, с техниками старых традиционных школ. Пока у нас получается. Думаю, такой симбиоз на данном этапе очень интересен. Я считаю, что стили, утратившие связь с традиционными школами, идут по пути вырождения. Например, тхэквондо. Хоть это и олимпийский вид спорта, свой практический смысл он уже утратил.
— Вы имеете в виду распространение датчиков касания, когда спортсмену уже фактически не нужно бить, достаточно лишь быстро коснуться соперника?
— Тхэквондо настолько загнан в рамки олимпийского движения, что практический смысл им утрачен вообще.
— Но ведь с карате происходит сейчас та же история?
— Мы видим, что происходит с карате Шотокан, которое становится бесконтактным, и наблюдаем ту же историю. То же самое мы увидим, если сравним олимпийское дзюдо и традиционное дзюдо, созданное Дзигоро Кано, которое сейчас называется Кодокан. Это два совершенно разных направления. Поэтому мы даём ученикам и спортивные, и традиционные техники, а они потом уже самостоятельно выбирают, в каком направлении им двигаться дальше. Бывает, что мальчик приходит, изучает спортивную технику, теряет к ней интерес и полностью переключается на традиционную технику. Это разные взгляды на одно и то же искусство.
— То есть вы не видите тут противоречий?
— А детям вы тоже даёте традиционную технику?
— Я тренирую ребят из кадетского класса, детская морская пехота, и я даю им прикладные техники. Если смотреть через призму государственной молодёжной политики… Насколько нужны олимпийские чемпионы — знак вопроса, а здоровые сильные молодые люди, знающие прикладную самооборону, обязательно нужны стране для службы в полиции, армии, других силовых структурах. Таков мой взгляд на подготовку молодёжи, в том числе и с точки зрения освоения приёмов рукопашного боя. Дети, выбравшие службу Родине как свой путь, поступившие в кадетские классы, должны быть как следует подготовлены к дальнейшей службе в силовых структурах.
— Нет ли тут противоречия? С одной стороны, мы говорим о патриотизме и любви к России. С другой — мы одеты в иностранные костюмы кимоно, используем иностранную терминологию…
— Если мы глубоко анализируем техники [боевых искусств], которые человечество изучало под разным углом в разное время, то мы поймём, что технику, подобную джиу-джитсу, изучали, например, в Западной Европе. Она преподавалась для аристократии, для рыцарей и так далее, и тому подобное. Те же болевые, те же заломы кисти. Есть достаточное количество исторических документов на эту тему. У человека две руки и две ноги вне зависимости от национальности и, изучая способы болевого залома руки или ноги, люди логически приходили к сходной технике, что в Европе, что в Азии.
— Не праздный вопрос — «садисты» в зале. Боксёры довольно эффективно «лечат» тех, кто пытается нарочно унижать партнёров по тренировке или травмировать их. Кистевые заломы и болевые на суставы — крайне болезненные техники. Как быть с теми, кто издевается над партнёрами в зале?
— Этика в зале, глубокое уважение к партнёру, моральная культура — основа существования любого клуба. Даже если вспомнить традиции Средневековья, рыцари ведь тоже не сразу бились на стальных клинках, сначала схватки проводились на деревянных макетах. Тот, кто пытался калечить соперника, тут же подвергался наказанию. Это однозначно — сегодня ты причинил человеку боль, завтра сделали больно уже тебе. Уважение к личности, уважение к партнёру — это один из главных психологических и философских моментов в единоборствах. Это обязательно нужно объяснять. В той или иной форме.
— Раз уж мы заговорили о философской подоплёке единоборств, расскажите, каков ваш взгляд на этот сложный вопрос?
— Ответ на него лежит в истории. Если мы изучаем историю самурайского сословия, то цель традиционных боевых искусств — удержание своей территории, захват чужой территории и уничтожение живой силы противника. Всё. Вся философия в этом. Разные школы, разные сословия привязывали свою религиозную культуру к этой концепции. Это помогало людям осваивать тяжёлые ежедневные тренировки.
— На семинаре вы отметили, что современные поклонники боевых искусств изменились. Как именно?
— А вы как относитесь к модному ныне ММА? Многие «традиционалисты» негативно оценивают это направление.
— Я считаю, что это очень зрелищный и хороший вид спорта. С точки зрения подготовки бойца, он великолепен. Человеку ставят и ударную технику, и борцовскую, и работу в стойке, и работу в партере. Всё это изучается детально и комплексно. Это новый виток пропаганды единоборств на современном этапе.
Если возвращаться к истокам боевых искусств, люди не делились на борцов и боксёров. Вся техника — и ударная, и борцовская — давалась в комплексе. Например, английский бокс на раннем этапе представлял из себя бои без правил. Было единственное правило — лежачего не бить, впрочем, в некоторых школах не соблюдали и его. Там и броски были. Правда, у англичан удары руками главенствовали, а во французском боксе активно использовалась техника ног.
Это потом маркиз Куинсберри сказал, что джентльмена нельзя бить ногами, бросать джентльмена в грязь не совсем хорошо и валяться в грязи — совсем не по-джентльменски, ввёл стандартные перчатки и сказал, что теперь бои будут проходить по джентльменским правилам. То же произошло и у французов. Когда аристократия стала изучать бокс городских низов, она исключила из арсенала самые опасные приёмы. Но если мы посмотрим на классический сават (французский бокс — прим. авт.), заглянем в сохранившиеся старые учебники, то окажется, что он очень близок ММА в той или иной форме. Много ударов и руками, и ногами, обилие бросков и обилие болевых, сходных с применяемыми в джиу-джитсу, работа со шпагой и работа с кинжалом.
— Если кто-то, вдохновившись этим интервью, решит заниматься боевыми искусствами, что ему выбрать? Чем руководствоваться?
— Здесь множество факторов. Не только конкретный вид спорта хорош или плох. Очень важен тренер, преподаватель. Я видел очень много тренировок карате стиля Шотокан, которое для меня неприемлемо, я не перевариваю его чисто логически. Но я видел, как педагогически грамотно умеют работать там тренеры с учениками, вплоть до того, что порой мне самому хотелось встать в общий строй и выполнять эти бессмысленные ката (формальные комплексы упражнений — прим. авт.).
Талантливый человек может эти бессмысленные техники преподнести в таком виде, что любому захочется этим заниматься.
От умения тренера преподавать и воспитывать личность зависит очень многое. Поэтому те школы, которые, по моему мнению, должны были умереть ещё лет десять назад, до сих пор живут и развиваются (смеётся). На основе энтузиазма и таланта тренера.
Человек сам по себе склонен эволюционировать. Он может прийти в любую ближайшую секцию единоборств, начать заниматься и потом, воспользовавшись тем, что сейчас информации очень много, сделать дальнейший выбор. Найдёт клуб себе по душе, где хороший тренер, хороший коллектив, хорошая психологическая обстановка.
Конечно, если вы планируете связать свою судьбу со службой Родине, как это сделали ребята из моего кадетского класса, то лучше сразу выбрать секцию армейского рукопашного боя или ту, где преподаётся интегральная система боя, сочетающая и ударную, и бросковую технику. Джиу-джитсу или боевое самбо здесь будут предпочтительны.
— В мире боевых искусств не принято открыто критиковать другие стили. Вы же откровенно даёте карате стиля Шотокан резкую оценку. Я не фанат этого стиля, но всё же хотелось знать, почему вы высказываетесь так прямолинейно?
— Я изучал историю этого стиля. [Гичин] Фунакоши (основатель стиля — прим. авт.) получил лицензию на преподавание во времена, когда Японией управляли оккупационные американские власти. Школы традиционного джиу-джитсу не получили лицензию от американцев, поскольку те увидели в них элемент возможного сопротивления и партизанской войны. Это опасная и агрессивная техника, при помощи которой можно готовить бойцов, способных оказать реальное сопротивление оккупантам. Джиу-джитсу было запрещено.
А Шотокан они посмотрели — совершенно безобидная техника, которую они назвали «военизированной гимнастикой». Там оттачивают ката, удары выполняются без контакта, никакой опасности нет.
Лицензию также получили айкидошники, поскольку в их исполнении болевых приёмов тоже никакого смысла нет. Их тестировали американские морские пехотинцы, никакого сопротивления в спарринге от них не получили, соответственно, выдали им разрешение на преподавание.
Лицензию также получило дзюдо, поскольку оттуда уже при создании были изъяты опасные для жизни приёмы. Дзюдо изначально создавалось как «вольная спортивная борьба для молодёжи в одежде».
Надо просто изучать историю. Гичину Фунакоши разрешили преподавать свою военизированную гимнастику под названием «карате Шотокан» во всех университетах исключительно по причине её беззубости. Именно благодаря студентам его Шотокан стремительно набрал большую популярность.
Джиу-джитсу возрождалось после войны очень тяжело. Только спустя десять-пятнадцать лет после ухода американцев «джитсерам» стали давать лицензии, и то не сразу и не всем школам. Потом, конечно, ситуация улучшилась, потому что японцам всё равно нужно было готовить людей для Сил самообороны и полиции. Поэтому сначала джиу-джитсу открыли для узкого круга лиц, потом оно получило всеобщую открытость. У нас сходная история была с боевым самбо, которое сначала преподавалось только ограниченному кругу граждан и только потом его стало можно изучать всем желающим.
— Сегодня в зале было довольно много людей в костюмах для занятия хапкидо. Всё-таки в чём разница между хапкидо и джиу-джитсу?
— Корейцы, переработав традицию Дайто-рю Айки Джиу-джитсу, ввели много ударов ногами. Это национальная специфика. А так… Глубокой принципиальной разницы я не вижу. Есть сейчас различные стилевые отличия, довольно незначительные, но… Если честно, в классических школах сейчас довольно мало учеников, потому что занятия там проходят довольно болезненно. Там если в зале занимаются десять учеников — это хорошо. Но есть фитнес-движение, такое тхэквондо с бросками, которое уже к хапкидо никакого отношения не имеет (смеётся). Такая тенденция существует, поскольку мы в любом случае живём в коммерческом мире. Любой тренер, живущий на хозрасчёте, заинтересован в наполняемости зала и наполняемости кассы. Коммерческий принцип никто не отменял. Поэтому привлекают профессиональных маркетологов, изучают спрос и формируют соответствующие программы.
Есть и другой аспект. Южная Корея — развитая страна, где нет особого смысла в изучении традиционных техник. Вероятность, что на вас там нападут на улице, сведена к нулю. Только если специально ходить в кварталы, где много наркоманов и алкоголиков. А так бояться нечего: сотовая связь хорошо развита, полиция работает.
Боевые искусства, под каким бы названием они не существовали, развиваются и совершенствуются в тех странах, где внутриполитическая обстановка нестабильна. Это Филиппины, где ситуация долгое время далека от стабильности. Это Израиль, где крав-мага развивается благодаря постоянной угрозе терроризма, в том числе бытового. Это Латинская Америка, где люди изучают различные боевые искусства, которые можно так или иначе реализовать на практике с точки зрения как защиты, так и нападения.
В развитых странах, как Япония или Южная Корея, боевые искусства сохраняются как традиция, а дополнительное развитие они получают в странах менее стабильных.
Ильяс Абузаров: справка
Имеет 4-й дан по современному боевому джиу-джитсу, 4-й дан по хапкидо мусуль, 3-й дан по Special Combat karate, инструктор по тайскому боксу и ушу-саньда, имеет ученические степени ещё в нескольких боевых искусствах. Как тренер по тхэквондо WTF подготовил двух мастеров спорта и четырёх кандидатов в мастера спорта.
В третьем классе отец привёл Ильяса в секцию греко-римской борьбы, где он, спустя время, выполнил норматив второго юношеского разряда. Правда, из-за травмы спины тренировки пришлось на время оставить. Позже Ильяс Фаатович выполнил требования на второй разряд по боксу, а с восточными единоборствами познакомился уже в институте, когда пал «железный занавес» и сняли запрет на занятия карате.
Ильяс Фаатович начал свой путь в боевых искусствах через тхэквондо: «Это показалось интересным, динамичным. Как раз были популярны фильмы с Брюсом Ли, Чаком Норрисом, Ван Даммом, они все демонстрировали высокие удары ногами, всё было очень красиво и на тхэквондо мы этим как раз и занимались. Однако в какой-то момент я понял, что тхэквондо — очень красивый спорт, но к реальной самообороне на улице он никакого отношения не имеет. Как раз здесь, в Челябинске, был семинар, мастер Ли Санг Джи показывал раздел „хосинсуль“ (прикладная самооборона в тхэквондо — прим. авт.) и позже признался, что все техники, которые он давал, так или иначе взяты из хапкидо. Хапкидо — это корейское джиу-джитсу. Его основатель Чхве Ён Суль учился у главы школы Дайто-рю Айки Джиу-джитсу, но в силу разных причин не стал давать своей школе такое название, остановившись на корейском слове „хапкидо“. Я заинтересовался, начал изучать эту технику и списался с Михаилом Подъельским из Петрозаводска, он приезжал к нам в Уфу несколько раз с учебными сборами и пропагандировал технику му-суль хапкидо. Позже познакомился с различными школами хапкидо, работающими в России, — Ю-суль хапкидо, Муекван Дейхан хапкидо и так далее. Поднявшись до определённого уровня, стал глубже изучать техники, уходящие корнями в Айки Джиу-джитсу и обнаружил, что базовая техника хапкидо, за исключением небольших стилевых отличий, один в один повторяет Айки Джиу-джитсу. Именно эта техника глубоко меня заинтересовала».
В настоящее время Ильяс Абузаров является инструктором сразу по нескольким направлениям боевых искусств и активно исследует традиционные техники различных единоборств.
Какие бывают боевые искусства и что выбрать для занятий?
Чем отличаются восточные единоборства друг от друга
Вера Курская писатель, филолог, ипполог
Сегодня восточные единоборства уже ни для кого не являются экзотикой. Их преподают в многочисленных кружках и секциях, в спортивных школах и фитнес-клубах, редкий уважающий себя книжный магазин не отводит под посвященную им литературу несколько полок, а то и целый стеллаж. Чем вызвана такая популярность восточных боевых искусств? Быть может, модой на все восточное и экзотическое, а может быть, такая тенденция является ответом на, увы, непростую сегодняшнюю ситуацию в нашем обществе, когда очень многое зависит от умения защитить себя самого. Как бы то ни было, восточные единоборства давно стали неотъемлемой частью массовой культуры, а потому с каждым годом растет число желающих приобщиться к загадочной культуре Востока, в том числе и таким путем.
Как известно, если хочешь в чем-то достичь успеха, нельзя ни в коем случае разбрасываться, распыляя свои усилия, и зачастую нам в жизни приходится выбирать. Но как сделать выбор, если речь идет о большом числе видов единоборств, по каким критериям выбирать, на чем остановиться? С этим вопросом я и постараюсь разобраться.
Прежде всего, необходимо определить понятия «борьба» и «единоборство», часто используемые как синонимы, однако таковыми не являющиеся. Борьбой называется боевое искусство, в котором используются в основном захваты, броски и болевые приемы; из этого можно заключить, что бой требует тесного контакта противников. В единоборствах эти приемы используются наряду с ударами, а иногда и с воздействием на противника на расстоянии, например, бросками предметов (как тут не вспомнить металлические звездочки, которые метают японские ниндзя).
Каратэ-до
Направление годзю-рю соединяет приемы каратэ с некоторыми элементами, взятыми из китайских боевых искусств. Этот стиль отличает сочетание быстрых и плавных движений, а также большое количество уходов, в то время как в остальных направлениях каратэ доминирует прямая атака.
Стиль вадо-рю, созданный в 1938 г., считается самым японским из всех. В нем доминируют уклоны и броски, особое внимание уделяется развитию особого состояния ума.
Пожалуй, самым зрелищным стилем является косики каратэ-до из-за применяемой ударной и бросковой техники. Это направление также довольно травмоопасно, поэтому все поединки проходят с обязательным использованием защитного снаряжения.
Тэквон-до
Это корейское боевое искусство именуют по-разному: тэквон-до, таэквон-до и тхэквон-до. Не смущайтесь, речь всегда идет об одном и том же. Первое наименование, на мой взгляд, удобнее для произношения. Второе латинизировано, так как в латинском языке сочетание ae читается как «э». Третий вариант наиболее точно передает произношение и написание этого слова по-корейски. Сам термин появился в 1955 г., когда после Второй мировой войны в Корее была возрождена почти забытая к тому моменту система корейских единоборств, символизирующих дух нации. Огромный вклад в возрождение боевых искусств Кореи внес генерал Хон Хи Чой, в 1966 г. возглавивший Международную федерацию тэквон-до. С 1988 г. тэквон-до включено в программу Летних Олимпийских игр.
В тэквон-до используются в основном удары ногами и прыжки. Запрещены любые захваты и удары в голову руками. Показательные выступления тэквондистов весьма зрелищны, часто демонстрируется разбивание досок эффектными ударами в прыжке.
Считается, что ушу создал монах Бодхидхарма, прибывший в Китай из Индии в первой половине IV века. В ушу множество стилей, среди которых выделяют северные и южные, внешние и внутренние. Северные стили, или стили северных провинций Китая, отличаются широкими движениями и прыжками, а также большой дистанцией между бойцами. Самым распространенным из северных стилей считается чань-цюань, из южных же наиболее популярен стиль нань-цюань. Обучающиеся внешним стилям основной своей задачей видят оттачивание техники выполнения приемов, в то время как внутренние стили направлены на совершенствование душевных качеств бойца. Классическим представителем этой группы стилей можно назвать тайцзи-цюань, отличающийся плавными движениями и перетекающими перемещениями.
В ушу есть направление так называемого спортивного ушу, сочетающего вышеперечисленные стили, а также включающего в себя сложные акробатические элементы, требующие большой гибкости позвоночника и эластичности мышц ног.
Айкидо
Сравнительно недавно появившись в России, айкидо успело снискать определенную популярность. Это единоборство было основано мастером Морихеи Уэсиба в 1945 г. Основная концепция айкидо заключается в достижении бойцом гармонии между собственной жизненной энергией и окружающим миром. В бою айкидоист стремится использовать агрессию противника против него самого. Этот вид единоборства является скорее средством защиты, а не нападения, и потому подходит уравновешенным, неагрессивным людям. Соревнуются айкидоисты в коротких белых кимоно и широких черных брюках хакама, что делает поединок зрелищным.
Тайский бокс
Тайский бокс, или муай-тай, зародился в Таиланде в XII веке в войнах с Китаем. Вместо перчаток борцы обматывали руки веревками, а перед особо важными схватками даже обмазывали клеем и обсыпали битым стеклом. Необходимо сказать, что делалось это по взаимному согласию противников. Тайский бокс узнается по эффектным ударам ногами, однако специалисты говорят, что они используются в основном для зрелищности, а не для боевого эффекта. В муай-тай удары наносятся локтями и коленями. Проводятся отдельные соревнования для любителей и профессионалов, и если любители выступают в защитном снаряжении, то профессионалы выступают полуобнаженными, в легких боксерских перчатках.
Хотя муай-тай появился в России сравнительно недавно, его приверженцы уже пророчат ему большое будущее в нашей стране. Первый шаг для этого сделан: в Москве уже проводятся регулярные выступления как зарубежных спортсменов, так и российских восходящих звезд тайского бокса.
Джиу-джитсу
Дзюдо
Дзюдо возникло в Японии в конце XIX века на основе джиу-джитсу. Его название переводится с японского как «гибкий путь». Долгое время дзюдо не было видом спорта, а предназначалось, как почти все восточные единоборства, для воспитания личности бойца. Однако по окончании Второй мировой войны, когда сохранились только школы спортивного направления, дзюдо превратилось в вид спорта. В 1972 г. первым из восточных боевых искусств дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, дебютировав в Летних играх в Мюнхене.
Единоборства с использованием оружия
Вообще восточных боевых искусств существует великое множество, и в рамках одной статьи, к сожалению, нельзя рассмотреть все. Однако, на мой взгляд, такие боевые искусства, как пенчак силат (Индонезия), ыет во дао (Вьетнам) и варма калаи (Индия) еще не скоро станут не просто популярными, но и сколько-нибудь известными в нашей стране. Желающие могут увидеть показательные выступления по этим стилям на специализированных фестивалях восточных боевых искусств, регулярно проходящих в Москве.
Восток есть Восток, но Запад старается от него не отставать, а потому кроме восточных единоборств существует несколько западных направлений, которые также требуют внимания.
Кикбоксинг
Соревнования проводятся, как и в тайском боксе, отдельно для профессионалов и любителей. В кикбоксинге есть направление фулл-контакт, или полный контакт, в котором разрешено вкладывать в дар всю силу и даже доводить противника до нокаута. Как мы видим, это довольно жесткий вид спорта.
Капоэйра
Если после прочитанного вы так и не определились с тем, каким боевым искусством заняться, то специально для вас сэнсэй Адзума Такаси создал.
Это наиболее универсальное из всех боевых искусств было основано в 1981 г. и первоначально называлось дайдо-джуку каратэ-до. Сэнсэя Такаси не удовлетворяли боевые возможности существовавших единоборств, и он основал кудо, вместившее в себя элементы каратэ-до, дзюдо, бокса, джиу-джитсу и муай-тай. В отличие от многочисленных ремиксов (а их, поверьте, немало) кудо представляет собой стройную динамическую систему. Ее создатель постоянно находится в творческом поиске, добавляя все новые и новые приемы и комплексы.