Что значит ребенок зеркалит
«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально
Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.
Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.
Что такое зеркальное написание букв
Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т и ш (отражение по вертикали).
Нормально ли это
«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.
Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.
Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать
Какие еще могут быть причины, по которым ребенок пишет буквы зеркально:
· недостаточно сформированные пространственные представления;
· не усвоил образ букв и путает их;
· есть трудности зрительного восприятия.
Перерастают ли дети «отзеркаливание»
Большинство детей перерастают зеркальное письмо, так как лучше осваивают навыки чтения и письма. Но некоторым, всё же, нужна помощь.
Если ребенок продолжает писать буквы зеркально к концу 1-го класса, имеет смысл обратиться к специалистам: логопеду и нейропсихологу.
Как помочь ребенку дома
Важно
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Почему ребенок пишет буквы и цифры в зеркальном отражении
Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.
Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки
Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.
Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.
Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:
Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.
Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.
Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.
Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции
Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.
Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.
Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.
На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.
Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.
Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.
Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.
Письменные упражнения
Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.
Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:
С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).
Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.
Выводы
В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.
Что значит ребенок зеркалит
Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.
Нужны занятия с логопедом?
Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении. Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.
По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.
Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.
С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.
А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.
Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.
•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.
•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»
Что значит ребенок зеркалит
Подобная проблема часто встречается у малышей дошкольного и школьного возраста, и является одним из типов оптической дисграфии (нарушение письма).
Нужны занятия с логопедом?
В последнее время родители все чаще стали задаваться вопросом: «Что делать, если ребенок зеркалит буквы и цифры?» Подобная проблема часто встречается у малышей дошкольного и школьного возраста, и является одним из типов оптической дисграфии (нарушение письма).
Написание большинства входящих в русский алфавит букв способно вызвать те или иные затруднения из-за своих зеркальных свойств. Если до начала обучения грамоте дошкольником не был приобретен навык сравнения объектов по величине и форме, он путает право и лево, ошибочно понимает значения и использует предлоги, которые обозначают расположение объектов в пространстве, то он с трудом сможет усвоить и дифференцировать разницу между оптически схожими буквенными знаками.
С особым вниманием следует отнестись к детям, у которых преобладающей является левая рука. Зачастую они не только выводят буквы по отдельности, но даже целые строчки по направлению справа налево. Другой характерной тенденцией является написание буквенных знаков и цифр по направлению снизу вверх.
Причины зеркального письма у детей
Основной причиной, по которой ребенок зеркалит буквы и цифры, является несформированность:
● представления о форме и размере объектов, их расположения в пространстве относительно себя и друг друга;
● зрительного анализа и синтеза;
● буквенного гнозиса.
Зеркальное письмо у детей: методы решения проблемы
Первым этапом является обращение за помощью к специалисту узкой квалификационной категории, после чего им будет проведен ряд обследований и выявлены причины, по которым ребенок зеркалит буквы. Далее в индивидуальном порядке осуществляется выработка подходящих методов коррекции. Для максимально точного подбора методов коррекции, необходимо знать следующее:
● зеркальное письмо распространяется только на буквы или на цифры тоже;
● в какой плоскости ребенок зеркалит цифры и буквы;
● как часто проявляется данная проблема;
● как ребенок копирует изображение и как восстанавливает его по памяти;
● насколько развит гнозис.
Одной из составляющих коррекционной работы по устранению данного типа оптической дисграфии у детей являются занятия, направленные на межполушарное взаимодействие и развитие пространственных представлений. В данном случае ведение работы будет разделено на несколько следующих направлений:
● совершенствование пространственно-временного ориентирования, улучшение памяти, воспроизведение и доведение до автоматизма нескольких серий движений и т.д.;
● работа над мелкой моторикой рук посредством использования специального оборудования во время развивающих игр;
● развитие тактильных ощущений, профилактика дисграфии;
● расширение кругозора;
● моделирование и реконструирование буквенных знаков.
Подобный дефект письма без особого труда поддается коррекции. Главное, что необходимо сделать, так это уделить проблеме достаточно внимания и своевременно обратиться за профессиональной помощью. Однако важно помнить о том, что даже по факту прохождения комплексной коррекции необходимой мерой является внимательное отслеживание успехов ребенка в письме.
Ребенок зеркалит буквы
«Почерк Леонардо» – феномен, когда ребенок пишет буквы в обратном или перевернутом положении, встречается обычно у малышей дошкольного возраста (до 7 лет). Нередко эта особенность носит временный характер и не всегда нуждается в коррекции или лечении, но родителям стоит обратить внимание на это. Если вы заметили, что ваш ребенок зеркалит буквы, приходите вместе с малышом в наш детский нейро-реабилитационный центр. Профессиональные психологи, логопеды и неврологи помогут справиться с проблемой, разработав индивидуальную программу для вашего ребенка.
Почему возникает «зеркальность» и зачем обращать на это внимание
Если ребенок зеркалит буквы и цифры в возрасте семи-восьми лет – это уже считается отклонением с медицинской точки зрения. Желательно скорректировать это явление до того момента, как ребенок пойдет в школу. Важно понять истинные причины такого состояния:
1. Врожденные особенности у ребенка-левши.
Ребенок может писать сверху вниз, не делить слова и писать все в одну строчку, зеркалит как буквы, так и цифры.
2. Недоразвитость пространство-временных представлений.
Именно эта причина влияет на грамотность ребенка. Если у малыша нарушено восприятие и ему трудно ориентироваться в пространстве и времени, сравнивать предметы, то и символы букв и цифр будут плохо усваиваться.
3. Оптическая дисграфия.
Созданный в голове у ребенка образ не ассоциируется с определенным словом. Это связано с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из них кажутся ему похожими.
4. Раннее обучение ребенка письму и грамотности.
В возрасте 3-4 лет, когда малыш начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, не торопитесь учить ребенка алфавиту и перегружать знаниями. Отделы мозга, которые отвечают за освоение письма, начинают созревать к семилетнему возрасту. Раннее обучение ребенка письму и грамотности может стать причиной зеркальности букв и цифр.
5. Неврологические отклонения
Задержка в психическом или речевом развитии, нарушение работы опорно-двигательного аппарата, эпилепсия и другие врожденные заболевания могут отразиться на правильном написании букв и цифр.
Обратите внимание, что зеркальное воспроизведение букв и цифр должно исчезнуть в дошкольном возрасте (до 7 лет). Если этого не произошло, то потребуется помощь квалифицированного специалиста.
Симптомы проявления “зеркальности” у детей
Первые признаки зеркального написания цифр и букв могут проявиться в возрасте, когда ребенок только начинает осваивать навыки письма. Особое внимание рекомендуется уделять малышам, у которых ведущей является левая рука (левши). Чтобы понять, есть ли у ребенка предпосылки к развитию «почерка Леонардо», можно применить простую тактику. Для этого нужно взять два карандаша, один из которых положить на столе под прямым углом, а второй – вертикально. Затем попросить ребенка аналогичным способом положить карандаши самостоятельно. Если он сделает все наоборот, есть вероятность первых признаков проявления данной особенности. Этот простой способ поможет выявить наличие отклонения самостоятельно, но для выявления причин и уточнения наличия отклонения в развитии восприятия букв настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту.
Способы коррекции «зеркальности»
Есть эффективные методики, способные скорректировать особенность восприятия и письма букв и цифр. Мы учитываем индивидуальные особенности каждого малыша и, при необходимости, разрабатываем индивидуальные программы коррекции и лечения.
Коррекция зеркальности букв может проводиться и в домашних условиях на основании рекомендаций специалистов. Заниматься с ребенком необходимо, учитывая его возраст и способности. Знакомство с буквами и цифрами должно происходить постепенно, желательно в игровой форме.
Как мы можем помочь
Выбирайте удобное для вас время и приезжайте на консультацию. Мы работаем ежедневно с 08:00 до 20:00.