Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Как живет Среднеуральский женский монастырь без своего отца — бывшего схиигумена Сергия

Почти два месяца бывший схиигумен Сергий (Николай Романов), которого в прошлом году патриарх Кирилл лишил сана и отлучил от церкви, находится под арестом в Москве. 29 декабря его задержали во время штурма Среднеуральского женского монастыря и арестовали, предъявив обвинение по нескольким уголовным статьям: часть 1 статьи 110 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»), 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 330 УК РФ («Самоуправство»).

Все это время жизнь в Среднеуральском женском монастыре не останавливается: по благословению бывшего отца Сергия около 500 человек, проживающих в обители, молятся о своем батюшке и не допускают мысли, что он может не вернуться к ним в ближайшие несколько лет.

Корреспондент Znak.com Инна Малышева посетила монастырь и посмотрела, как устроен быт сторонников Сергия, оставшихся без своего духовного отца, но получивших частые допросы монахинь у следователей, постоянную шумиху в СМИ и нескончаемые суды с Екатеринбургской епархией.

Борьба с епархией за землю

У монастыря нас встретили адвокаты экс-схиигумена Сергия, которые сейчас защищают его интересы в судах Москвы, — Светлана Герасимова и Павел Бабиков. Они сразу предупредили, что жильцы монастыря неохотно идут на контакт с представителями СМИ: их отношение изменили события, связанные сначала со штурмом монастыря 29 декабря, а потом с периодическими приездами следователей, судебных приставов и аудиторов. Все это сопровождалось работой у монастыря большого числа журналистов, поэтому сейчас к журналистам монахини, послушницы и охранники относятся, мягко говоря, настороженно.

Экскурсию Znak.com проводила сестра Вера — монахиня, которая живет в Среднеуральском монастыре с 22 лет, примерно с 2004 или 2005 года.

Одна из немногих «мирских» вещей, которая сейчас волнует жителей обители, — суды с Екатеринбургской епархией. На прошлой неделе епархия во второй раз выиграла суд над «сергиевцами», доказав свое право на храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», который входит в состав Среднеуральского монастыря. Во время рассмотрения дела защита Сергия требовала привлечь нескольких монахинь к процессу в качестве третьих лиц, так как они, по утверждению адвокатов, проживают на двух первых этажах храма. Это позволило бы учитывать права монахинь во время имущественного спора. Но суд отказал им в этом требовании.

Теперь адвокаты и монахини пытаются убедить нас, что суд был не прав, и в формально нежилом здании храма действительно живут несколько десятков человек. Из-за того, что суд отказался признать эти помещения жилыми, епархия может выселить из келий сестер, живущих в храме уже больше 15 лет.

Первым местом, куда повели журналистов Znak.com, и стал храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Сестра Вера объяснила, что на первом и втором этажах здания располагаются кельи, где живут около 20 человек (точное количество жильцов она не назвала), на третьем этаже находится сам храм.

Юрист Павел Бабиков сказал, что приглашались свои эксперты, которые официально подтверждали, что в храме есть жилые помещения, но суд не принял результаты этих экспертиз во внимание. Это здание храма было построено раньше других — в 2004 году, но, по словам Бабикова, документы и проект здания не сохранились.

Адвокат уверен, что епархия будет судиться с ними и дальше, а разбирательства по храму Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — это только начало.

«Все у нас очень дешево»

Наконец, экскурсия дошла до самого храма, находящегося на третьем этаже здания. Справа от входа находится церковная лавка: там можно купить свечки и иконы. На двери лавки весь прейскурант на требы, которые совершают в храме:

— Молебен о здравии до десяти имен — 5 руб.

— Проскомидия о здравии или об упокоении

Полгода за одно имя — 200 руб.

Год за одно имя — 400 руб.

— Неусыпаемая псалтирь о здравии / об упокоении:

40 дней за одно имя — 40 руб.

— Неусыпаемые акафисты о здравии

40 дней за одно имя — 40 руб.

На 10 лет за одно имя — 2500 руб.

— Панихида за одно имя — 30 руб.

— Лития об упокоении до десяти имен — 30 руб.

— Заочное отпевание только по благословению о. Сергия за одно имя — 200 руб.

«Цены как будто десятилетней давности. Сейчас ни в одной церкви такие цены не увидите. Все у нас очень дешево», — пояснила сестра Вера, заметив, что я изучаю прейскурант.

Она добавила, что паломники могут взять свечки бесплатно, если у них нет денег.

«Батюшка говорит, люди сюда не деньги тратить едут, а молиться. Поэтому и цены у нас такие, и бесплатно можем свечки дать», — говорит монахиня.

Ниже листочка с ценами на «услуги» — объявление:

«Уважаемые паломники! Восковые свечи отпускаются в количестве не более 5–7 шт. на руки. Простите».

Паломников и гостей в Среднеуральском монастыре бывает много, особенно по выходным и во время церковных праздников. Есть прихожане, которые приезжают в обитель на несколько дней, — «трудиться». Как рассказывает сестра Вера, они живут прямо в монастыре, помогают по хозяйству, молятся вместе со всеми.

«Сами берите и воспитывайте [сирот], а не говорите гадости»

Когда разговор зашел о судах, связанных с якобы незаконной преподавательской деятельностью в монастыре, сестра Вера сказала, что на самом деле они начались давно, тянутся уже много лет. По ее словам, сейчас под сторонников Сергия «пытаются копать со всех сторон», поэтому следователи, органы опеки, полиция начинают поднимать старые жалобы и слухи, которые ходили о монастыре: как тут без лицензии учат детей, как их мучают и истязают. Сестра Вера утверждает, что все это, естественно, неправда, и в обители очень любят детей, принимают тех, кто остался без родителей.

«Вот было и такое: женщина родила на ступеньках магазина, а ребенок ей не нужен. Куда его? Мы взяли его себе, а потом нам говорят, что мы как-то не так воспитываем, что совсем не так. Тогда сами берите и воспитывайте, а не говорите гадости», — говорит монахиня.

По словам сестры Веры, к ним часто попадали дети не совсем здоровые: либо из-за врожденных психических или физических отклонений, либо из-за плохого обращения и содержания. Такие дети попадают в монастырь, родившись в маргинальной среде, у пьющих, нищих родителей, которые не могут и не хотят обеспечивать своих отпрысков. В итоге этих детей тоже приходилось учить, давать хоть какое-то образование.

По ее утверждению, сейчас в монастыре живет совсем немного детей: почти все — дочери и сыновья монахинь и послушниц.

«На рождество [дети] наряжали елку, они концерт готовили, выступали. Детям весело здесь. Хотя пишут, что мы тут измываемся над ними», — смеется сестра Вера, показывая на оставшийся после новогодних праздников маленький домик изо льда, стоящий посреди площади.

Что принадлежит Среднеуральскому монастырю

На территории монастыря находятся несколько крупных построек: храм в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов», два келейных корпуса, храм в честь иконы Пресвятой и Живоначальной Троицы, трапезный храм в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы, большая колокольня, трапезный храм в честь иконы Покрова Божьей Матери и храм в честь иконы Божьей Матери Благовещения. Ранее Znak.com писал, что аудиторы, проводившие по решению суда оценку имущества Среднеуральского монастыря, сообщили, что общая стоимость недвижимости — более 1 млрд рублей. Цена рассчитана без учета храмового убранства, церковной утвари и технического оснащения.

Благовещенская церковь и колокольня еще строятся: ежедневно там работают наемные работники, им помогают жильцы монастыря. Сестра Вера пояснила, что все работы ведутся на пожертвования.

«Духовник Поклонской» планирует построить на Урале самый большой в мире христианский храм

Журналистов повели к участку, где Сергий и его сторонники хотят построить огромный храм вместимостью 37 тыс. человек — собор в честь Софии Премудрости Божия. Это огромный пустырь за коровником, почти на границе с лесом. Место до сих пор остается не застроенным из-за очередного конфликта Сергия и Екатеринбургской митрополии.

В 2019 году РПЦ сама хотела воздвигнуть собор, но затем ее представители запретили постройку из-за имущественных разногласий с теперь уже бывшим схиигуменом. В частности, Сергий обвинял митрополита Кирилла в том, что перед возведением собора его вынуждают построить сначала другой монастырь.

На данный момент вопрос о строительстве поставлен на паузу, но монахини уверены, что самый большой в России собор рано или поздно появится: «на то воля Господа». Уверенность в этом почти такая же, как и в том, что в отношении отца Сергия прекратят уголовные дела.

«Мы уже перестали многим говорить, если к нам опять приезжают [следователи]»

Как рассказала Znak.com сестра Вера, следственные мероприятия и допросы уже порядком утомили насельниц монастыря. По словам монахини, в монастырь с разной периодичностью приезжают следователи и «спрашивают одно и то же», все это заставляет нервничать жительниц обители, некоторых стресс доводил до нервных срывов.

«Мы уже даже перестали многим говорить, предупреждать, если к нам опять приезжают. Чтобы не нервничали, не переживали. У некоторых уже срывы были, сил никаких нет», — добавила сестра Вера.

Она рассказала, что жители монастыря начали просить правоохранительные структуры писать им запросы, на которые монахини могли бы ответить письменно, так как каждый приезд силовиков выводит из себя особо чувствительных послушниц или обычных старушек, которые находятся здесь на доживании.

В тайных скитах экс-схиигумена Сергия прошли проверки полиции и прокуратуры

Напомним, что массовые допросы в монастыре начались в январе этого года: несколько дней подряд следователи приезжали в обитель и беседовали с монахинями и послушницами, которые проходили по уголовным делам в качестве свидетелей.

Сестра Вера пояснила, что скрывать им нечего, поэтому никто не сопротивляется, все являются на допросы, при этом снова упомянув, что от этого все устали.

Источник

Битва за монастырь: максимально краткая и понятная история конфликта отца Сергия и РПЦ

14 апреля 2021 года в Среднеуральский женский монастырь нагрянули силовики и судебные приставы. Они выгнали с территории монахинь и сторонников отца Сергия, остававшихся в храме и после его ареста. Штурм прошел по требованию городского прокурора, который через суд Верхней Пышмы требовал запретить деятельность монастыря. Заседание назначено на 11 мая, а выселение всех обитателей — обеспечительная мера. Такой шаг можно назвать победой Екатеринбургской епархии в борьбе за храм и против Сергия, начавшейся несколько лет назад. Мы максимально коротко напомним хронику противостояния.

Отец Сергий (Николай Романов) — бывший схиигумен Екатеринбургской епархии Русской православной церкви. В советские времена будущий священник служил в органах внутренних дел. В 1985 году его судили за хищение государственного имущества и аварию, приведшую к гибели человека. В ходе процесса он сознался в убийстве при разбое с отягчающими обстоятельствами. В итоге Сергий получил 13 лет колонии и отбывал наказание до 1997 года. После выхода из колонии он поступил в Московскую духовную семинарию и начал свою церковную карьеру. Сергий стал знаменит в начале нулевых, когда принял должность первого игумена мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме и стал идеологом движения царебожников внутри РПЦ. 25 декабря 2001 года иеродиакон Сергий был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. В 2002 году было начато строительство женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скандальную известность Сергий приобрел в 2018 году после публикаций видеозаписей своих проповедей. С этого момента можно начать отсчет его противостояния с епархией.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство

Экстремистские проповеди и строительство самого большого храма

Март 2018 года. Сергий провел сеанс изгнания бесов из прихожан в Среднеуральском женском монастыре. Треш-контент обнародовали ради сбора подписей против обработки персональных данных. Позже некоторые ролики суд признает экстремистскими. Впрочем, в тот момент викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) заявлял, что сеансы отца Сергия — дело праведное: «Когда в больнице человеку делают операции, разрезают его, проводят с ним различные процедуры, это считается нормальным. В духовном плане все точно так же».

В 2019 году началось оформление проекта по строительству на территории монастыря самого большого православного собора в мире. Под церковное сооружение хотели использовать 3,5 гектара земли бывшего фермерского хозяйства. Однако митрополит Кирилл запретил стройку. Секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии Вениамин Райников позже заявит, что раскол в церкви, следствием которого стало лишение сана отца Сергия, произошел именно из-за того, что схиигумену запретили строить храм.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Митрополит Кирилл и отец Сергий

Отрицание коронавируса и лишение сана

Апрель 2020 года. В Среднеуральском женском монастыре формируется движение ковид-диссидентов. Движение «Царский крест» опубликовало проповедь Сергия, в которой он заявляет, что пандемии коронавируса не существует. На следующий день Екатеринбургская епархия лишила Сергия права проповедовать и высказываться в публичном пространстве.

Июнь 2020. Против Сергия завели административное дело из-за распространения фейков и оштрафовали на 90 тыс. рублей. Тогда же схиигумен заявил церковному руководству, что не покинет монастырь по своей воле. После состоялся церковный суд, но Сергий сбежал с заседания, заявив, что митрополиту Кириллу придется брать обитель штурмом.

16 июня митрополит Кирилл назначил нового клирика в Среднеуральский женский монастырь. Но сторонники Сергия не пустили священника в обитель и, по сути, захватили монастырь, выставив по периметру казачьи патрули. После этого в храм приехала полиция, но фактов нарушения закона не выявила.

26 июня представители Екатеринбургской епархии еще раз просят Сергия покаяться, чтобы последнего не отлучили от церкви. Но опальный схиигумен называет РПЦ «главным врагом России» и не является на церковный суд. В тот же день в монастырь приехала Ксения Собчак со съемочной командой. Визит закончилcя потасовкой. Журналистка заявила, что в монастыре практикуются телесные наказания, а также были случаи сексуальных домогательств. Ранее воспитанники уже рассказывали о таких случаях корреспонденту 66.RU. После вмешательства Собчак к выяснению обстоятельств и методов воспитания Сергия подключилась Екатеринбургская епархия.

Июль 2020. Екатеринбургская епархия заявила, что схиигумен Сергий стал священником незаконно, а церковный суд лишил его сана.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Суд признал, что и земля, и монастырь принадлежат епархии, а не Сергию и его сторонникам.

Отлучение от РПЦ и первое уголовное дело

Однако Сергий отказался покидать монастырь, заявив, что земля под ним находится в аренде и не является собственностью епархии, а сам храм строился на пожертвования. В РПЦ эти заявления опровергли, но признали, что исчерпали правовые возможности возвращения обители под свой контроль.

Сентябрь 2020. Схиигумена Сергия (Романова) отлучили от православной церкви. Поводом для этого стали скандальные заявления Сергия и то, что он продолжал священнодействовать уже без сана.

Октябрь 2020. Следственный комитет завел уголовное дело об истязании детей в монастыре.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Сторонники отца Сергия во время декабрьского штурма

Борьба за недвижимость и арест

Декабрь 2020. Арбитражный суд решил, что в монастыре нужно провести строительно-техническую экспертизу. Епархия решила доказать, что строительством монастыря занималась игуменья Варвара по благословению и при поддержке митрополитов Викентия и Кирилла. Любое имущество, по уставу организаций в составе РПЦ, принадлежит Церкви и управляется епархиями. В феврале 2021 года суд признал право собственности епархии на монастырь. А аудиторы подсчитали, что рыночная стоимость недвижимости, которая находится на территории Среднеуральского женского монастыря, составляет более 1 млрд рублей.

В ночь на 29 декабря силовики взяли штурмом Среднеуральский монастырь, а Сергия задержали. Ему предъявили обвинение по статьям 110.1 (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства), 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и 330 УК РФ (самоуправство). Он находится под стражей уже больше трех месяцев.

После ареста сторонники отца Сергия окружили монастырь и забаррикадировали вход. В феврале 2021 года силовики снова штурмом взяли монастырь. Обыски проводили, чтобы задержать священника, которого подозревают в тройном убийстве, сейчас он объявлен в розыск.

Март 2021. Сотрудники ОМОН пришли с обыском в тайные скиты Среднеуральского женского монастыря. Позже силовики приехали с проверкой в сам монастырь. Сторонники Сергия сообщили, что в результате проверяющие оштрафовали двух монахинь за то, что у них не оказалось паспортов граждан РФ.

Последний (пока) штурм прошел в ночь на 14 апреля. Приставы выгнали всех обитателей монастыря.

Источник

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Измайловский районный суд Москвы признал бывшего схиигумена Среднеуральского женского монастыря под Екатеринбургом Сергия (в миру Николай Романов) виновным по делу о склонении к самоубийству, самоуправстве и воспрепятствовании богослужению и приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы. «Медиазона» кратко напоминает о деле против строптивого священника, начавшемся год назад ночным штурмом монастыря.

Трансляции RusNews от Измайловского суда в ютьюбе — многочасовой стрим с улицы; в суд никого из журналистов до сих пор не пускают из-за коронавируса. Сам Сергий выступал категорически против санитарных ограничений и «чипизации населения», проклиная «богоборческие власти» — церковные и светские — за закрытие храмов из-за «псевдопандемии».

Патриарх Кирилл месяц назад ответил Сергию в рифму: «Самое главное, что у нашей Церкви есть прививка от всех таких курьезов, от всех этих искривлений церковной жизни Мы справились с расколами, с разделениями, мы стали едиными и консолидированными». Патриарх подчеркнул, что «такого рода люди время от времени появляются — одержимые манией величия, с повышенными требованиями к окружающим в отношении собственной персоны, со стремлением непременно лидерствовать, причем это стремление иногда сопровождается требованиями тоталитарного характера».

Высказывания Сергия с самого начала получали ответ церковного начальства: в Екатеринбургской епархии открестились от заявлений схимника и наложили на него запрет проповедовать и публично высказываться, исполнять который он не стал, записав новое видео против чипов и самоизоляции. Этим священник навлек на себя новый запрет: вести службы в храмах, причащать и исповедовать. Сергия дважды штрафовали в светском суде: за распространение фейков о коронавирусе и возбуждение ненависти и вражды.

Когда Сергию предписали удалиться в Иоанно-Богословский мужской скит, он продолжил служить в Среднеуральском монастыре, окружив себя сторонниками и предложив выгонять его «с полицией и Росгвардией». Так в итоге и произошло: в ночь с 28 на 29 декабря прошлого года монастырь оцепили силовики, которых сторонники Сергия приняли не слишком радушно: произошли стычки, схиигумена задержали, отправили под арест и — как стало традицией с обвиняемыми по резонансным делам — этапировали в Москву. Не помогла поддержка знаменитого хоккеиста Павла Дацюка и комика из команды «Уральские пельмени» Дмитрия Соколова — оба приезжали в монастырь летом, до штурма, а после — писали Путину о «беспределе в канун Рождества».

Вину по обвинениям Сергий не признал. «Дело в том, что, еще раз подчеркиваю, своим нахождением я показал всему миру: если ты веришь, духом не упадешь. Если ты веришь, то веру православную надо защищать. Стоять за веру православную даже до смерти. Как сказал Гермоген, святейший Патриарх Московский и Всея Руси, призвал всех умереть за православную веру, — выступал он с последним словом в суде. — И поэтому я еще раз подчеркиваю, что все мои проповеди, все мои слова были сказаны по послушанию. По послушанию моим духовным наставникам».

В своих речах Сергий мало обращался к фактической стороне обвинений, предпочитая проповедовать: «Наш народ — красивый народ. Мужественный, жертвенный народ» или «Если нужна Богу жертва, пусть, я даже не для красного слова, прими мою жертву. В любую секунду отдаю свою жизнь за вас, за вас, за вас, за всех присутствующих, за всю Россию. И за все священноначалие. И за всех, кто обвинял меня. Потому что я искренне люблю вас».

Хоккеист Дацюк тоже выступал в суде, свидетелем защиты. «Я работал, сборная, команда Red Wings, Детройт, Америка. Больше там пятнадцати лет. После этого СКА, «Автомобилист», сборная России, — рассказывал хоккеист в суде. — [С Сергием знакомы] с 2007 года. Дочку крестили, там и познакомились». Дацюк подчеркивал, что давлению Сергия не подвергался, а добровольно давал деньги на строительство онкоцентра, небольшого храма и прочие нужды монастыря.

Выступала в суде и монахиня Сергия (в миру Елена Жукова), которую допрашивали по поводу склонения к самоубийству. «Я считаю, что это просто беседа батюшки с духовными чадами, — рассказывала она. — Батюшка, наоборот, всегда отдавал себя людям. То есть, он, как сказать, всегда жертвовал временем своим, силами какими-то, всем. То есть, мы одевали там. Батюшка говорил: надо… Кто-то паломники раздетые. Или там дать продукты, там как-то… То есть, у нас был хоспис, где мы принимали раковых больных, от которых отказались, каких-то совсем тяжелых. Батюшка общался с ними, и они уходили не в таком вот состоянии плачевном, они уходили, наоборот, в таком… Ну, то есть, в духовном подъеме, в таком благостном состоянии».

Процесс над отцом Сергием продолжался три месяца, чтение приговора — около трех часов. Когда судья Андрей Седышев дошел до резолютивный части, на улице уже стемнело: на шапке пожилой сторонницы Сергия в стриме RusNews заблестели снежинки, молитву-оберег на ее шее закрутил ветер. «Вы стоите на опасном месте, мы можем заболеть», — говорила она оператору после рассуждений о стравливании россиян властями и предчувствии «гражданской войны».

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Источник

«Будет исцеление, но затем придут мучения и смерть» Убийство, тюрьма и чипирование: откуда взялся отец Сергий, захвативший монастырь на Урале?

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Фото: Владислав Лоншаков / «Коммерсантъ»

На Урале продолжают следить за захватом женского монастыря схиигуменом Сергием (Романовым). Священник, отрицающий коронавирус и верящий в чипирование, проклял всех, кто призывал закрыть храмы в эпидемию, и ушел в оборону, призвав в свою защиту паству и казаков. Отец Сергий — человек, служивший в милиции, совершивший убийство и 13 лет отсидевший в тюрьме. Как он, несмотря на смертный грех, стал одним из самых известных и влиятельных священников России — разбиралась «Лента.ру».

Попутчик-пьянчужка

Схиигумен Сергий родился в 1955 году в Горьковской (ныне Нижегородской) области. Отслужив в армии, он окончил школу милиции. Будущий священник, которого тогда звали Николаем Романовым, в советские времена служил в органах внутренних дел (есть также версия, что он был продавцом в продуктовом магазине).

Однако с защитой социалистической законности что-то пошло не так, и в 1985 году он оказался в колонии, где отсидел 13 лет за убийство, грабеж, кражу, хищение государственного имущества и гибель человека в ДТП, что подтверждалось справкой главного информационно-аналитического центра МВД России.

«В 1985 году взятый за хищение госимущества тридцатилетний Николай рассказал, как с двумя товарищами монтировкой забил в Подмосковье попутчика-пьянчужку с целью, как написано, ограбить. Подпоил, привязал к бетонной плите и утопил, тело забросал другими плитами», — так описывали преступление будущего священника.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Отбывая наказание, Романов пропустил распад Союза и почти все лихие 90-е, освободившись только в 1997 году, аккурат к экономическому кризису и дефолту. После освобождения он решил посвятить жизнь религии.

В 1998 году Романов поступил в Московскую духовную семинарию и стал послушником Алапаевского мужского монастыря под Екатеринбургом. Совершившим тяжкие преступления, согласно канону, даже отбывшим наказание, запрещено становиться священнослужителями Русской православной церкви, так как убийство — один из смертных грехов. Как Романову удалось обойти это препятствие — неизвестно. Журналистам говорили, что его «простили».

Как бы то ни было, его карьера резко пошла вверх. В 2000 году, всего через два года после поступления в семинарию, отец Сергий стал первым игуменом мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом, воздвигнутом в память расстрелянной большевиками царской семьи. Он возглавлял обитель пять лет. Вероятно, как раз в это время он проникся идеями так называемых царебожников. Именно как лидер и идеолог этого движения внутри РПЦ (имеющего, по мнению экспертов, признаки секты) отец Сергий стал знаменит.

Так всего за 20 лет схиигумен Сергий стал одним из самых известных и скандальных российских священнослужителей.

Царь и Бог

Царебожники, направляет которых отец Сергий, верят в особую роль убитого в 1918 году в Екатеринбурге императора Николая II, последнего русского царя. По словам известного богослова Андрея Кураева, они считают, что убийство царской семьи носило характер сакральной жертвы за всех христиан. «Такая идеология вызывает, безусловно, вопросы, потому что в христианстве искупитель только один — Иисус Христос. И, разумеется, налицо здесь ересь, с которой нужно бороться», — уверен Кураев.

Другой священник РПЦ, иерей Даниил Сысоев утверждал, что это учение в корне противоречит Новому Завету: «Отметим, кстати, что понятие «царь-искупитель» полностью противоречит учению о «не искупленном русским народом грехе цареубийства»».

Как бы странно это ни звучало, помимо императора Николая II отец Сергий чтит советского вождя Иосифа Сталина. По словам священнослужителя, заслуга известного уроженца Грузии в том, что он уничтожил мужеложство и поднял страну. При этом схиигумена, судя по всему, ничуть не смущает то, как Сталин относился к последнему русскому императору, — а он говорил, что «гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме».

Уже после захвата монастыря священник позволил журналистам взглянуть на свою келью. На стенах ее были фотографии не только «победоносца Сталина» и Николая II, но и Григория Распутина, одной из самых противоречивых личностей эпохи заката Российской империи и династии Романовых.

То ли столом, то ли тумбой священнику в его келье служит гроб.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Гроб в келье отца Сергия

Фото: Павел Лисицин / РИА Новости

У известного схиигумена огромная паства, люди годами приезжают к нему со всей страны. Это уже давно заинтересовало журналистов, общественников и сторонников более консервативных взглядов на русское православие.

В 2013 году бывшая сотрудница «Православной газеты» (издание Екатеринбургской епархии) Раиса Ильина обратилась к министру социальной политики, главе МВД и прокурору Свердловской области, обвинив отца Сергия в привлечении людей в созданную им секту, где они, по словам журналистки, сжигали паспорта и продавали квартиры, передавая деньги духовному отцу. Также сообщалось, что в обители прихожанам недоступна медицинская помощь, дети проживают вместе со взрослыми, и последние не гнушались применять к несовершеннолетним телесные наказания. Каких-либо последствий для отца Сергия эта история не имела.

Паства на своего духовного отца, как правило, не жалуется, совсем наоборот. Про него снимают документальные фильмы, рассказывающие о благодати и чудесах, окружающих опального схимника. Видеоролики с признаниями в любви к своему духовному отцу сторонники Сергия записывали и после захвата монастыря.

В 2018 году было опубликовано видео ритуала изгнания бесов, который проводил схимник. Во время проповеди отец Сергий также агитировал выступать против системы обработки персональных данных, утверждая, что она обращает людей в «электронное рабство». «В ИНН есть число зверя», — предупреждал он.

«Чипизация» в разных ее проявлениях занимает значительное место в проповедях отца Сергия. По его мнению, она будет навязываться через принудительную вакцинацию от коронавируса.

Именно с этими взглядами связаны обвинения священника в экстремизме. Во время проповедей он заявлял, что ситуация с коронавирусом — «псевдопандемия», выдуманная трусливыми безбожниками, проклинал тех, кто призывал закрыть храмы, и призывал верующих выйти на улицы с протестами. В его высказываниях усмотрели признаки правонарушения по статье 20.3.1 КоАП («Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Также его будут судить по обвинению в распространении фейков — заседание суда назначено на 23 июня.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Верующие на территории Среднеуральского женского монастыря

Фото: Павел Лисицин / РИА Новости

Параллельно с этим схимника судили в РПЦ. Епархиальный суд собрался по этому вопросу 15 июня, отец Сергий посетил заседание, впрочем, пробыл там недолго.

«Святейший патриарх Кирилл принял решение из-за страха смерти закрыть храмы РПЦ. Благословил выполнять указания санитарных врачей. Святейший патриарх Кирилл, Синод, епископат не имеют никакой власти над Церковью — Церковью в настоящее время руководят санитарные врачи и Роспотребнадзор. Считаю эти действия патриарха, Священного синода и епископата хулой над Святым Духом и предательством веры», — заявил он суду, после чего удалился.

В результате решили назначить новое заседание. Оно состоится 26 июня.

Духовные и административные суды стали последней каплей, и схиигумен перешел в оборону, призвав казаков и царебожников встать на защиту монастыря и пригрозив, что обитель придется брать штурмом, если его оттуда захотят выдворить.

Святой и Матильда

Кстати, именно царебожники, а вовсе не РПЦ, как могло показаться со стороны, активно боролись в 2016-2017 годах против выхода в прокат фильма Алексея Учителя «Матильда», рассказывающего о романе наследника российского престола Николая Александровича, будущего императора Николая II, c балериной Матильдой Кшесинской.

Царебожники вместе с православным движением «Сорок сороков» участвовали в «молитвенных стояниях» против выхода на экран «Матильды» летом 2017 года. Ни одно из них не получило официального благословения местного епископа. При изучении соцсети движения и его лидера создается впечатление, что сейчас «Сорок сороков» предпочитают не вспоминать о том сотрудничестве.

Одним из наиболее известных борцов против «Матильды» была бывший прокурор Крыма и депутат Государственной Думы Наталья Поклонская, которая утверждала, что картина оскорбляет чувства верующих, ведь царь был канонизирован как мученик.

Позже, уже в 2020 году, депутат пожалела о давнем скандале и назвала свои действия ошибкой.

Высказываясь о захвате монастыря на Урале, Поклонская назвала схиигумена Сергия хорошим человеком, а также выразила мнение, что ситуацию раздувают специально, чтобы поспекулировать на теме религии.

Отца Сергия называли духовным отцом Поклонской. Утверждалось, что в 2015 году она прилетала в Екатеринбург венчаться, и обряд проводил именно схиигумен Сергий. Однако Поклонская неоднократно опровергала столь тесную связь с отцом Сергием.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Наталья Поклонская и схиигумен Сергий

Фото: пресс-служба Екатеринбургской епархии

Но и без Поклонской у лидера царебожцев хватает известных последователей. При последних событиях в уральском монастыре присутствовали олимпийский чемпион по хоккею Павел Дацюк, который два года назад отдал свою золотую медаль этому самому монастырю, а также участник шоу «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов. Оба они публично высказывались в поддержку схимника.

Среди духовных чад отца Сергия называли также племянника криминального авторитета Деда Хасана — вора в законе Тимура Свердловского, умершего в 2014 году. По словам екатеринбургского риелтора Алены Голиковой, отец Сергий познакомился с ним еще в тюрьме.

Дела земные

Независимое поведение отца Сергия было бы невозможным без финансовой независимости от епархии. Считается, что популярный священник действительно контролирует три крупных православных обители в Свердловской области, занимающих в общей сложности более 100 гектаров. На этих территориях находятся не только религиозные сооружения, но и жилые дома, а также сельскохозяйственные и промышленные здания.

На северо-востоке региона таким образом оказалась занята целая деревня. При этом часть земли оформлена на епархию, но в основном на участки не зарегистрированы права собственности, либо они вообще не поставлены на кадастровый учет.

При этом жители ничейных или епархиальных территорий воспринимают их практически как собственность, обнося участки заборами. И похоже, что Церковь не имеет реального контроля над этими объектами, которые представляют собой своеобразный Ватикан.

Тот конкретный монастырь, в котором обосновался батюшка, практически автономен, считают журналисты. В нем имеются агрокомплекс, садовое хозяйство, мастерские, православная детская школа, странноприимный дом, некое подобие хосписа, кухня-столовая и другие здания.

В регионе также получила известность история, когда фермеры обвинили отца Сергия и церковное хозяйство в рейдерском захвате земель под монастырь. Это произошло в 2002 году. Судебные тяжбы прекратились только в 2016 году, когда Верховный суд России вынес решение в пользу заявителей. Однако своей земли фермеры так и не увидели — в 2019 году им пришлось уступить ее монастырю, но, по крайней мере, они получили за нее денежную компенсацию.

Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Смотреть картинку Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Картинка про Что сейчас в среднеуральском женском монастыре. Фото Что сейчас в среднеуральском женском монастыре

Фото: Павел Лисицин / РИА Новости

Уральский раскольник

На протяжении последних лет Урал стал одним из наиболее «горячих» в политическом плане регионов России. Так, в 2019 году в Екатеринбурге проходили протесты против строительства храма Святой Екатерины, в результате которых РПЦ и инвесторам проекта пришлось отказаться от своих планов. Отец Сергий и его сторонники имеют самое прямое отношение и к этой истории.

Так, источник из окружения митрополита Екатеринбургского Кирилла говорил, что окружение отца Сергия якобы недовольно тем, как легко Церковь пошла на уступки общественности.

«После этого у группы радикально верующих появился повод говорить о соглашательской позиции Церкви, призывать к более жесткому отстаиванию православных ценностей и места религии в жизни россиян», — рассказал он.

По словам собеседника журналистов, именно многочисленность сторонников могла подтолкнуть схиигумена Сергия к прямому конфликту со своим церковным начальством, по сути — к церковному расколу.

Раскол произошел и среди казаков. Так, Оренбургское войсковое казачье общество (ОВКО) отреклось от людей, захвативших женский монастырь. «В известных событиях участвуют отдельные личности из общественных казачьих объединений, не участвующих в реализации государственной политики в отношении российского казачества», — заявили в ОВКО. Как и везде в России, на Урале есть казаки реестровые, то есть официальные, государственные, а есть не входящие в реестр или войско, от которых легко отречься.

Как будут дальше развиваться события, прогнозировать сложно, однако решимость опального священника заставляет думать о том, что вряд ли он оставит выбор церковным и светским властям, хоть никто и не хочет обострять конфликт, призывая решить его миром, — этот человек хочет остаться в монастыре и привык добиваться своего: монтировкой ли, проповедью ли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *