Что сейчас с мистралями
Корабли в обмен на зерно: Может ли Россия вернуть «Мистрали» у Египта?
Если припомнить отечественную прессу тех лет, то как только тогда ни поливали грязью «Мистрали», называя сделку коррупционной, а корабли – ненужными (ну, естественно). Сколько было высказано сомнительных острот и «экспертных мнений», что нам-де якобы и десанты-то высаживать некуда, на Курилы что ли?
Вот такие это «ненужные» корабли, почти такие же «ненужные», как авианосцы с их палубной авиацией и противолодочными вертолетами. К слову, «Мистрали» точно не помешали бы как противолодочные вертолетоносцы на Северном флоте и на Тихоокеанском. Особенно, на КТОФ, где остро необходимо усиление возможностей по борьбе с японскими и американскими подводными лодками, а также не исключена вероятность высадки морского десанта на острова.
Увы, оба УДК ушли в Египет, а России пришлось самой разрабатывать и строить их аналоги. По проекту 23900 отечественные вертолетоносцы, возможно, будут даже немного получше «Мистралей». Вопрос в сроках. Корабли были заложены только в прошлом году, а сдача их запланирована на 2028 и 2029 годы. «Митрофан Москаленко» станет новым флагманом Черноморского флота, а «Иван Рогов» попадет на Тихий океан. То есть, времени пройдет еще уйма, а нужны они были еще в 2015 году! При этом Северный флот останется без необходимого ему вертолетоносца. Что делать?
Можно, конечно, вообще ничего не делать, пусть все идет, как идет. Но можно было бы попробовать исправить несправедливость, забрав обратно полагающиеся нам «Мистрали». Верне, не забрать, а выкупить у Египта.
Зачем вообще Каиру 2 УДК? Египетские ВМС одни из крупнейших в регионе, но представлены, в основном, возрастными фрегатами и корветами, а также ракетными катерами. По сути дела, это «москитный флот», разделенный на два акватории, Средиземного и Красного морей. Для «Мистралей» там просто нет реальных задач. Основные противники Египта находятся рядом с ним на суше: это различные террористические группировки, «гуляй-поле» в соседней Ливии, неподалеку давний региональный противник, Израиль. Кроме «престижа», Каир с покупкой французских УДК получил еще и немалое финансовое бремя по содержанию таких больших десантных кораблей.
Возможно, было бы разумно поставить перед Египтом вопрос о выкупе обоих «Мистралей» для нужд ВМФ РФ, предложив взамен то, что Каиру действительно нужно. И что же это может быть?
Во-вторых, не будем забывать, что Египет является крупнейшим покупателем российского продовольствия. Каир очень серьезно зависит от поставок отечественной пшеницы. Напомним, что эмбарго, которое наложила Москва на экспорт зерновых после страшного лета 2010 года, привело к росту цен на продукты питания и стало одной из предпосылок к так называемой «Арабской весне». О том, что надвигается мировой продовольственный кризис, эксперты говорят уже давно. Аномальные цены на энергоносители уже сейчас привели к резкому удорожанию удобрений, что, в свою очередь, неизбежно приведет к дальнейшему росту цен на продукты питания. Если еще не повезет с зимой и весной 2022 года, то к осени на Ближнем Востоке и Севере Африки могут вновь начаться нехорошие события.
Разумеется, об обмене «Мистралей» на зерно и прочее продовольствие речи не идет, это было бы чересчур, но Россия могла бы выкупить обратно вертолетоносцы со существенной скидкой, встречно предоставив Египту скидку на пшеницу или вооружения, или и то, и другое. Получив вертолетоносцы, Минобороны РФ имело бы возможность усилить свой флот уже сейчас, не дожидаясь 2028 и 2029 годов. Почему бы и нет?
Как поживают бывшие российские «Мистрали»?
Помните, Россия заказывала у Франции два универсальных десантных корабля-дока типа Mistral, а потом Франция отказалась их передавать российскому флоту? Их еще Египет купил. Как они там, бывшие «Севастополь» и «Владивосток» поживают и не тяготят ли бюджет этой африканской страны. Вот, мы решили узнать.
А поживают хорошо они. Оба корабля были переданы военно-морским силам Египта еще в 2016 году, а в 2017 на них подняли национальные флаги. «Владивосток» переименовали в «Гамаль Абдель Насер» и присвоили ему тактический номер 1010, а «Севастополь» стал называться «Анвар Садат» и получил тактический номер 1020.
ENS Gamal Abdel Nasser
ENS Anwar El Sadat
Оба корабля поступили в распоряжение Египта без вооружения, в том числе электронными боевыми системами. Тогда же Россия предложила решить этот вопрос, поставив Египту и смонтировав на кораблях все оборудование и вооружение, предназначавшееся для «Владивостока» и «Севастополя», в том числе и боевые вертолеты-Ка-52К и-Ка-27/31. Однако в силу разных причин это вопрос все еще не решился.
Египетские УДК ENS Gamal Abdel Nasser и ENS Anwar El Sadat в гавани военной базы Александрия
И тогда Египет оснастил два своих боевых корабля наземными зенитно-ракетными комплексами AN/TWQ-1 Avenger на шасси Humvee. Эти ракетные комплексы несут по 32 ракеты класса «земля — воздух» Stinger, способных поражать воздушные цели на расстоянии до 5 км.
Зенитно-ракетный комплекс AN/TWQ-1 Avenger на шасси Humvee на палубе одного из египетских УДК
Вместо вертолетов-Ка-52К и-Ка-27/31, Египет оснастил свои УДК вертолетами-Ка-52 и AH-64D Apache наземного базирования: для выполнения учебных задач и боевых против террористов этого вполне достаточно. Вертолеты базируются на палубе корабля в походе, а по прибытии на базу — возвращаются на наземный аэродром.
Вертолеты Ка-52 и AH-64D Apache на палубе одного из египетских УДК
Несмотря на столь странное боевое оснащение, оба корабля эксплуатируются достаточно активно: так, с 2017 года они поучаствовали во всех морских учениях, в которых принимал участие египетский флот и дважды выходили на боевые задания: оба были связаны с уничтожением баз боевиков и террористов на Синайском полуострове.
Египетская и евпопейская пресса отмечает, что опыт использования двух УДК Египтом показал их важность и необходимость для флота этой страны, даже не смотря на то, что обошлись они ему в 2 млрд евро.
Эмблемы египетских УДК
Однако, и об этом говорят египетские власти, считать эти два корабля полностью боеспособными нельзя: их оборудование и вооружение не предназначено для работы в условиях открытого моря. Поэтому переговоры с Россией продолжаются, хотя и безрезультатно.
Сообщество моряков
1.1K постов 4.5K подписчика
Правила сообщества
Оригинальное решение проблемы отсутствия ПВО. Хорошо еще, что хоть не ЗУшка.
Хотя с другой стороны, для спасения задницы все средства хороши. Где- то была у меня фотка американского БДК с закрепленной на палубе Bradley для зашиты от шахидов на маломерных судах.
Красивые кораблики, но чует мое сердце, в случае конфликта с Израилем (а с кем еще у Египта возможен серьезный замес?) долго они не протянут.
французские корабли, американские джипы, американские и русские вертолеты на одном корабле, чинуки, sikorsky h-34, БТРы M113, АКМСы, м4а1, SIG SG551, кажется FN SCAR.
Почему нет золота в стране?
Раздарили, гады, раздарили.
Лучше бы давали на войне,
А Насеры после б нас простили!
Во Владивостоке, с трассы видно недостроенные пирсы для мистралей, так и торчат арматурины из воды.
Видел одного из них в Египте в Абукире в 16 году.
Почему франция может построить эти корабли а большая сверхдержава не может и вынуждена ждать подачки
Расскажите про тактическое применение?
Знакомый, военный подполковник в отставке, когда Франция отказала нам эти корабли отдавать, говорил, что эти корабли нам нах не нужны, что для нас это больше для налаживания отношений с Францией было
Получили египтяне за два миллиарда евро, корыта, которые в открытое море выйти не могут. Сделка века прямо, зачем они вообще их покупали?
Помню в новостях рассказывали какой хороший Россия договор о покупке заключила, что, когда нас кинули, то РФ ни копейки неустойки не получила.
вот что бывает когда долбоёбам дают немного порулить страной
а вот танк Абрамс на эмблеме на палубе, он входит в комплектацию?:)))
LCS-4 «Coronado» с ПКР «Гарпун» и установленными 30мм пушками (фото ВМС США):
Что такое корабли прибрежной зоны и зачем они вообще нужны?
LCS придут на замену кораблям этих классов:
Казалось логичным объединить функции патрулирования, эскорта, противоминной и противолодочной борьбы в одном корабле. Чтобы новый корабль мог решать такой широкий спектр боевых задач, его решили сделать модульным. По замыслу, единый корабль-носитель оснащался разными вариантами полезной нагрузки в зависимости от текущей обстановки. Предполагалось, что модули можно будет быстро менять в порту в течение одного дня. Всеми этими качествами должен был обладать новый корабль прибрежной зоны (littoral combat ship, или LCS для краткости).
Спуск на воду беспилотного тральщика с борта LCS «Сан Диего» (US navy photo):
Круг возлагаемых на него задач в конечном итоге определили таким:
платформа для сил спецопераций;
противолодочная и противоминная борьба;
патрулирование и сопровождение, борьба с террористами и пиратством;
быстрая транспортировка грузов на театре боевых действий.
В ходе работ на конкурсной основе были созданы корабли классов «Freedom» (монокорпусный) и «Independence» (тримаран).
Строительство корпуса тримарана (U.S. Navy photo)
Корабли класса «Independence» благодаря схеме «тримаран» имеют высокую устойчивость и хорошие мореходные качества. Они быстрые и маневренные за счет мощной силовой установки и водометных движителей. Среди сравнимых по водоизмещению кораблей, они имеют уникальную возможность нести и принимать сразу два вертолета MH-60.
Он действительно маневренный: «полицейский разворот» в исполнении «Independence» (US navy photo)
Планировалось создать три варианта полезной нагрузки:
БПЛА «Fire scout» взлетает с палубы LCS «Коронадо» (US navy photo)
Кроме сменных модулей, корабль имеет постоянное вооружение и оснащение:
57мм автоматическую АУ с «умными» (корректируемыми в полете) боеприпасами;
ЗРК RIM-116, имеющий возможность противоракетной обороны;
ангар для двух вертолетов и полетную палубу, способную одновременно вмещать два MH-60, один MH-53 или четыре «Fire scout»;
огромную грузовую палубу, предназначенную для размещения модулей полезной нагрузки и для задач транспортировки (до 700 тонн);
систему активной защиты от противокорабельных ракет («зависающая» в воздухе ракета для постановки тепловых помех «NULKA» и рассеиватели противорадиолокационных отражателей SRBOC) и торпед противника;
рампы для спуска на воду лодок спецназа, беспилотных надводных и подводных аппаратов, буксируемого оборудования;
Расположение вооружения и основных систем (рендер автора)
Корабль имеет следующее радиоэлектронное оборудование:
трехкоординатную РЛС ПВО «Sea Giraffe»;
оптико-электронную станцию наблюдения с инфракрасным каналом;
терминалы военной спутниковой связи;
терминал тактической системы связи JTIDS;
систему связи «SINCGARS»;
спутниковую связь «Inmarsat»;
Расположение радиоэлектронного оборудования (рендер автора)
LCS у причала (US navy photo)
Звучит отлично. Но что с ним не так?
Корабль как будто прокляли. Не так пошло почти всё.
Во-первых, военные торопили со сроками поставок. ВМС США стремятся иметь в своем распоряжении 355 боевых кораблей. LCS должны были составить часть этого числа. Из-за ускоренных темпов постройки (7 лет вместо 10 плановых) была существенно превышена начальная стоимость единицы. Вместо расчетных 220 млн долларов расходы составили более 500 (по данным газеты New York Times).
В-третьих, во время опытной эксплуатации построенных образцов возникли многочисленные неисправности. В том числе трещины в корпусе, отказы силовой установки и конструктивные дефекты трансмиссии. Сказались ускоренные темпы проектирования и постройки.
В ходе реализации программы звучали заявления, что корабль является «недостаточно летальным». Вследствие этого, пришлось отказаться от установки ПКР «Гарпун» и найти им замену. В настоящее время испытываются и устанавливаются противокорабельные ракеты NSM (Navy strike missile), разработанные в Норвегии и производимые Raytheon. В добавок, на некоторые корабли были установлены модули с 30мм пушками.
Пусковые установки NSM на борту LCS-10. Перед ними видна пустая площадка для ПКР «Гарпун» (US navy photo)
Модули с 30мм пушками на корабле класса «Freedom»
У проекта, «поедающего» огромный кусок бюджетного пирога, и при этом имеющего очень сомнительную эффективность, появились многочисленные критики и противники. Военный бюджет США превосходит суммарные военные бюджеты всех остальных стран вместе взятых, но даже он не безграничный.
С имеющимся на сегодняшний день вооружением, LCS «Independence» годен разве что для патрулирования прибрежных вод США и противодействия контрабанде наркотиков, то есть выполнения функций береговой охраны. Но военная доктрина США не ограничивается этим, ведь США хотят нести демократию во всех уголках мира, в том числе, например в Персидском заливе или в Южно-китайском море. Там кораблю придется встретиться с совершенно другими противниками, и его оснащения будет недостаточно.
Опасные обитатели китайских прибрежных вод: ракетные катамараны проекта 022 (Photo: Xiong Libing/ navy.81.cn )
Самым сильным ударом по репутации LCS можно считать отказ от концепции модульности, которая изначально была основной «фичей» проекта. В связи с увеличением сроков и стоимости разработок, решено создавать единый вариант нагрузки и расширить экипаж с 40 до 70 человек.
Несмотря на колоссальный объем потраченных бюджетных средств (более 30 млрд долларов), проект «LCS» не соответствует изначальной идее ни по одному из пунктов концепции: не получилось дёшево, не получилось модульно, не получилось «летально».
Фрегат класса «FREMM» ВМС Египта. Корабли этого класса могут «потеснить» LCS в составе американского флота (фото Декабрь 2020 года (с) twitter.com/mahmouedgamal44 )
LCS-2 на пирсе военно-морской базы Сан Диего во время торжественной церемонии вывода из состава флота 29 июля 2021 г. (US navy photo)
Несмотря на весь поток критики в адрес LCS, этот проект дал колоссальный опыт разработки морских вооружений. В частности, американские конструкторы получили для себя уроки строительства «модульного» флота. Уроки получились довольно жесткими, и вероятнее всего США надолго забудут о «модульности» боевых кораблей.
В ближайшем будущем имеющиеся LCS будут приведены к «нормальному бою» и оснащены единой нагрузкой. По крайней мере, производители уже предлагают варианты переоборудования и модернизации.
Плохой ли это корабль? Скорее, нет, чем да. Ему просто не повезло оказаться на пересечении политических, финансовых и военных интересов. Своим примером «Independence» напомнил всем, как наполеоновские планы могут разбиваться об элементарное неумение людей договариваться между собой.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за критику. Если вы обнаружили неточность, укажите об этом в комментариях.
Другие мои публикации на Дзене:
. или самый большой неатомный корабль ВМС США.
Мы привыкли, что последние американские военные разработки стоят миллиарды долларов и больше похожи на нечто из далекой-далекой галактики (например, эсминцы класса «Зумвальт»). Но наш сегодняшний гость построен совсем по другой концепции. Оказывается, не только русские и китайцы любят делать дёшево и сердито.
Корабль USNS Lewis B. Puller класса «Expeditionary Sea Base»
Любая хорошая история в области вооружений начинается с хорошего технического задания. В нашем случае его кратко можно сформулировать так: «А постройте нам корабль, и транспортный, и десантный, и недорого, и чтобы долго мог обозначать военное присутствие без заходов в порт». Для реализации этой гениальной идеи нашлось гениальное решение. Судостроители взяли надёжный нефтяной супертанкер класса «Аляска», убрали с него всё «родное» оборудование, включая цистерны, и разместили на нем палубу для десанта, средств его доставки и материальных запасов. Готово. Так получились первые корабли серии Mobile Landing Platform (Мобильные десантные платформы).
Так выглядят первые MLP. На них нет отдельной полетной палубы:
Первый корабль серии «Монтфорд Поинт» на якоре рядом с военным транспортом «Боб Хоуп». Хорошо видно, как используется погрузочная рампа:
Первые корабли были больше ориентированы на высадку морского десанта и функции снабжения. На MLP есть грузовая палуба, три слота для десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC, специальная рампа для загрузки техники на корабль.
Катера на воздушной подушке, загруженные десантируемой техникой:
Катер на воздушной подушке спущен на воду с борта MLP:
Более поздние версии явно ориентированы на применение авиации и сил спецопераций. На таких кораблях нет специальных мест для LCAC, зато надстроена огромная полетная палуба, способная принять 4 вертолета или конвертоплана одновременно, как десантных, так и ударных. Добавили ангар для хранения и обслуживания авиационной техники. Такие корабли получили название Expeditionary Sea Base.
Четыре вертолета тренируют одновременный взлёт/посадку:
Что эти корабли могут и для чего вообще нужны?
Так размещаются вертолеты MH-53 на палубе ESB
Помимо средств доставки десанта, на MLP/ESB множество других полезных вещей. Например, быстроходные катера типа RHIB. Скоростные лодки используются для высадки досмотровых команд на другие суда.
Тренировка по заброске оперативной группы на корабль:
Погрузка катера RHIB
Глупо было бы не применять беспилотные летательные аппараты с такой платформы.
БПЛА и пусковая установка на палубе ESB
Согласно материалам официальных сайтов ВМС США, корабли MLP/ESB активно применяются в Атлантике в районе западного африканского побережья, в Средиземном море, Персидском заливе. Такие большие мишени уже оказались объектом интереса Ирана. По заявлению американских СМИ, 15 апреля 2020 года катера Корпуса стражей Исламской революции опасно маневрировали вблизи «Льюиса Пуллера». Видимо, кошмарили его своими грозными ракетными установками и обозначали условное уничтожение.
«Льюис Пуллер» подвергается условной «атаке» катеров КСИР
«Дунхай» перевозит десантный корабль типа «Зубр»
Китайский аналог в порту
P.S. Хочу опубликовать серию статей про современное вооружение и новые способы ведения войны. Посмотрим, зайдёт ли такое на Пикабу. Буду благодарен за критику. Если не хотите всё вот это вот читать, добавьте в игнор тэг divan_military.
Почему пенсионеров МВД стало больше, чем армейских?
И так, Министерство обороны выплачивает пенсии 1,092 млн человек. В МВД пенсию получают 1,108 млн человек. Разница, вроде бы, не сильно большая, но что-то подсказывает о том, что она будет уверенно расти. И на это есть ряд неутешительных причин.
Значительная часть личного состава служит в армии до последнего, т.е. пока позволяет закон. Мало кто представляет, чем можно заниматься в гражданской жизни (особенно, если нет за спиной бизнеса или недвижимости). Да и охранников в пятёрочках стали сокращать. Времена наступили финансово нестабильные.
Профессиональное выгорание в органах МВД происходит бешенными темпами. Основная проблема (как и у всех) таится в кадрах. Катастрофично мало людских ресурсов при таких глобальных задачах. Людей не хватает, полицейские не выдерживают и увольняются.
Если отбросить солидное руководство, которое более менее ещё держится за счёт надежд на перспективы или теневые стороны службы, то средний начальствующий состав, оперативники, участковые (перечень можно перечислять долго) держатся из последних сил. Многие просто терпят до пенсии и увольняются чуть ли не на следующий день, после достижения выслуги лет. Имея хороший опыт работы с людьми, выполняя задачи на «земле», они обрастают хорошими знаниями и достаточно быстро находят себе применение в гражданской жизни.
И это очень тревожный звоночек, потому что на пенсию часто уходят высококвалифицированные кадры. На подготовку новых нужно время и силы. А выполнять свой долг нужно сейчас. Времени на раскачку, как говорят классики, нет. И это очень сильно сказывается на конечном результате. В итоге мы имеем большой снежный ком проблем, который уверенно набирает массу и однажды может больно ударить по хрупкому обществу.
Что мы имеем в итоге? Профессионалы своего дела уходят. Уходят, потому что не выдерживают уровень абсурда, который сегодня царит в кабинетах. При нормальных условиях службы, они могли бы проработать во благо Родины дополнительные 5-7-10 лет. Но они уходят, дотерпев до минималки. И это число будет только расти. Особенно на фоне упорных слухов о том, что минимальный порог выслуги лет могут увеличить до 25 лет.
Сегодня количество пенсионеров МВД уже превышает штатное количество сотрудников ведомства. В реальности этот разрыв ещё больше, потому что в органах полиции сегодня тревожный некомплект личного состава. И ситуация ближайшее время вряд ли изменится в лучшую сторону. А охрану правопорядка никто не отменял. Однажды мы можем проснуться и вновь почувствовать страх от разгула преступности.
Аборигены съели Кука?
Однозначно на этот вопрос ответить так и не смогли, хотя Высоцкий в своей песенке предлагает сразу несколько вариантов происшедшего со знаменитым мореплавателем
Известно лишь, что туземцы вернули только голову капитана без нижней челюсти и порядка 10 фунтов других останков. В принципе, по сравнению с другими островами, Гавайские подобными подвигами особенно не прославились. Хотя.
Всё это к тому, что моряков в те времена наряду с другими опасностями подстерегала и эта. Насколько она была реальна?
Чего не скажешь о взаимоотношениях туземцев между собой. Это картина голландца Альберта Экхаута, участвовавшего в экспедиции в Южную Америку, написана в 1641 году. Мадам возвращается домой с провиантом:
Интересные подробности рассказывет Игорь Чининов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН. (Фонд имени Миклухо-Маклая)
Ну, например, что родственники умершего человека иногда поедали части его тела как проявление особой любви к нему.
При этом необходимо было придерживаться определённых правил, как например использовать специальные столовые приборы для каждой части тела, вот один из наборов:
Изготавливали их на высоком художественном уровне:
Называется такая вилка икуланибокола. Словечко из языка жителей Фиджи, этот архипелаг особенно прославился своими гастрономическим изысками. Вот изображение типичного фиджийца:
Не следует путать каннибализм с охотой за головами, она велась вовсе не ради пропитания, а с различными церемониальными целями. Кстати, в древней Европе тоже баловались такой охотой, кельты например или предки скандинавов, да и скифы в этом отметились.
Но вернёмся на Тихий океан. Про книгу рекордов Гиннеса все, конечно знают. Но все ли в курсе, что она содержит и такой рекорд: вождь из северо-восточной части о-ва Вити-Леву по имени Ундре Ундре, отмечал камнями съеденных им людей. Таких камней насчитывалось по разным данным от 872 до 999. На Новой Каледонии войны нередко предпринимались лишь с единственной целью – добыть человеческого мяса. Когда не было войн, то в пищу вождям шли их собственные соплеменники самого низкого социального статуса.
Интересна история одного прославленного вождя о-ва Арт (к северу от Новой Каледонии), которому его вассал, вождь одного из северных племен, предложил при посещении исключительное угощение: правый глаз одного из его подданных, выдавленный им тут же собственноручно указательным пальцем. Высокий гость с удовольствием съел угощение, а несчастная жертва такого гостеприимства, дожившая до старости, сохранила полное почтение и любовь к своему вождю.
Однако страдали и европейцы, особенно, когда активно начали вести миссионерскую деятельность. Самый нашумевший случай такого рода произошел в 1867 году, когда аборигены деревни Туи Наватусила на острове Вити Леву убили, поджарили и съели миссионера Томаса Бейкера. А его башмаки до сих пор красуются в национальном музее Фиджи. Однако вирус покаяния достиг и тех мест. В конце 2003 года вождь этого племени встретился с пра-пра-внуком миссионера и официально принес ему извинения за неблаговидный поступок своих предков в отношении его родственника.
Шотландский миссионер Джеймс Чалмерс
имел 23-летний опыт работы на Новой Гвинее и считался одним из лучших экспертов в этом регионе. Он был убит и съеден на острове Гоарибари в 1901 году вместе со своим товарищем Оливером Томкинсом.
Где-то в тех же местах закончился жизненный путь члена семьи миллиардеров Майкла Рокфеллера. Он увлекался этнографией:
Как и с Куком, достоверно неизвестно, съели ли его объекты изучения, но возможность такого не исключается.
Уникальный флот, который мы потеряли навсегда
С началом космической эры, с запуском первых искусственных спутников земли, а в последствии и появлением пилотируемых космических аппаратов, возникла острая необходимость постоянной связи с ними и контроля за работой всех приборов, установленных на борту.
С этой целью, начиная с 1956 г. на территории СССР начала разворачиваться сеть наземных командно-измерительных пунктов. Позднее их стали называть — «научные измерительные пункты» (НИП).
И тогда, к началу 1960-х годов, специалистами из Центра Управления Полетами (ЦУП) было найдено элементарное решение по постоянному контролю за космическим аппаратами. Необходимо было разместить в океане такие же НИПы, но «плавучие». Назрел вопрос о создании специализированных судов, способных поддерживать радиосвязь с экипажами космических кораблей, выполнять наблюдение и управление космическими аппаратами. С этой целью в срочном порядке на трех торговых судах Министерства морского флота СССР: «Ворошилов» (с 1961 г. переименован в «Ильичёвск»), «Краснодар» и «Долинск» была установлена телеметрическая радиоаппаратура. В августе 1960 года эти суда вышли в свои первые рейсы.
Однако, до 1967 года подобные суда, находясь под флагом СССР, выходили в рейс под легендой судов снабжения рыболовного флота. Личный состав экспедиций оформлялся в составе экипажа, специальная техника в формуляре судна не указывалась. В результате такой скрытности любой заход в порт мог привести к неприятностям и провокациям. Так, в разное время под арестом в иностранных портах захода оказывались суда Ильичёвск», «Ристна», «Кегостров».
В июне 1967 года было официально опубликовано сообщение ТАСС «О создании в составе отдела научного флота Академии наук СССР подразделения научно-исследовательских судов для изучения верхних слоёв атмосферы и обеспечения полётов космических объектов, пилотируемых кораблей и межпланетных автоматических станций». На всех кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР и они при всех внешних сношениях с портовыми властями и в прессе стали именоваться научно-исследовательскими судами АН СССР, сокращенно НИС. Распоряжением президиума АН СССР от 4 ноября 1970 г. № 34-1466 при Отделе морских экспедиционных работ была создана «Служба космических исследований» — СКИ ОМЭР АН СССР. В связи с чем Отдельный Морской Командно-измерительный Комплекс (ОМ КИК) приобрёл своё открытое наименование.
Порт приписки Одесса: «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Волков».