Что сейчас располагается в михайловском дворце
Выставки и экспозиции
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
В состав постоянной экспозиции русского народного искусства XVII-XXI веков вошло около 1500 экспонатов, расположенных в хронологической последовательности и демонстрирующих историю развития крестьянского искусства и местных центров художественных ремесел во всех основных видах и жанрах.
Михайловский дворец
Одним из самых известных и посещаемых туристами дворцов Санкт-Петербурга, по праву можно считать Михайловский дворец. Грандиозное здание в стиле высокого классицизма находится в самом центре Северной столицы, на Итальянской улице у площади Искусств. Творение знаменитого архитектора Карла Росси привлекает внимание своими масштабами, правильной планировкой здания и прилегающей территории.
Уже многие годы Михайловский дворец является главным зданием Русского музея, здесь хранятся и экспонируются тысячи предметов искусства. Постоянные выставки совмещаются во дворце с временными проектами — экспозициями и концертами.
Михайловский дворец: история, архитектор
Решение о строительстве дворца для своего младшего сына Михаила Павловича, император Павел I принял в 1798 году, после рождения юного князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако, гибель Павла Петровича в 1801 году надолго отложила реализацию этого плана.
Взошедший на престол старший сын императора — Александр I — решил исполнить волю отца. Таким образом, строительство Михайловского дворца началась лишь в 1819 году. Разработка проекта стартовала на два года раньше, для сооружения долго выбирали территорию. Изначально планировалось перестроить уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но потом, Карл Росси выбрал для возведения нового дворца пустырь. Незастроенная территория позволяла создать не просто новое здание, а целый архитектурный ансамбль, с площадью и парком.
Панорама дворца из Михайловского сада:
Строительство Михайловского дворца завершилось в 1825 году. Тогда же был создан и прилегающий Михайловский сад, над ним трудился другой архитектор — Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль передали брату императора Михаилу.
Русский музей в Михайловском дворце организовали в 1895 году по указу императора Николая II, после того как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.
Дворец на панораме (главный фасад):
Планировка и интерьеры дворца
Центром архитектурного ансамбля, конечно, является главный корпус Михайловского дворца. С двух сторон к нему пристроены флигели: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание имеет 4 этажа, главный фасад выходит на парадный вход и площадь Искусств, второй фасад можно рассмотреть из Михайловского сада.
Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр — роскошь интерьеров не казалась вульгарной, все элементы подобраны со вкусом и созданы в едином стиле.
Залы Михайловского дворца:
Планировка Михайловского дворца следующая: на первом этаже устроены комнаты для повседневного пользования: кабинеты, детские, гостевые. Бальные залы располагаются в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной.
После передачи комплекса во владения Михаила Павловича многие помещения подверглись перепланировке. Супруга князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различных модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и меняя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея, приглашенный Николаем I, архитектор В. Ф. Свиньин провел капитальные восстановительные работы. Кроме обновления инженерных устройств, во дворце были расширены дверные проемы и узкие коридоры; комнаты малой площади объединили, создав большие залы; часть декора, большинство каминов, печей, дверей, деревянных перегородок убрали. Цель такой глобальной перепланировки заключалась в создании удобных экспозиционных залов и максимальной пожарной безопасности, а также в восстановлении первоначальных интерьеров, авторства Карла Росси.
Кроме Главного Вестибюля первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это зал № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. Здесь демонстрируются мебель, картины и скульптуры, принадлежавшие первым владельцам Михайловского дворца. Роспись стен, паркет, предметы убранства и другие элементы восстанавливались по эскизам Карла Росси.
Михайловский дворец Санкт-Петербурга: режим работы, цены
Посетить Михайловский дворец можно в любой день, кроме вторника. По понедельникам вход открыт с 10:00 до 20:00, а в четверг с 13:00 до 21:00. В остальные дни музей работает с 10:00 до 18:00 (ср, пт-вс). Касса закрывается на 30 минут раньше.
Посетители, имеющие право на бесплатный вход, могут посетить экспозиции только в 10:20 в дни работы музея, в четверг — в 13:20.
Цена билета: взрослые — 500 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб., детям до 3 лет — бесплатно.
Заказ экскурсий по Михайловскому дворцу осуществляется по телефону +7 (812) 314-34-48, узнать о льготах и задать другие вопросы по телефону +7 (812) 595-42-48.
Как добраться
Михайловский дворец с садом находятся в самом туристическом месте Санкт-Петербурга, между набережной канала Грибоедова, набережной реки Мойки, Садовой и Инженерной улицами. Его окружают известные достопримечательности — Спас-на-Крови, Корпус Бенуа, Михайловский театр, Большой зал филармонии, Михайловский замок, Российский этнографический музей, Марсово поле и Инженерный сквер.
Добраться до Михайловского дворца не составит труда, ведь от главной туристической улицы — Невского проспекта — до него всего 500 метров. На нем есть две станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». От первой станции пройдите по набережной канала Грибоедова, от второй — по Садовой улице.
Много общественного транспорта останавливается у Казанского собора. До остановки «Станция метро Невский проспект» идут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
До остановки «Площадь Искусств» курсируют маршрутки № К-107, К-289.
У перекрестка Садовой и Итальянской улиц останавливаются трамваи № 3 (ост. «Итальянская улица»), автобусы № 49 (ост. «Инженерная улица»).
Туристы чаще предпочитают гулять по Невскому проспекту и историческому центру пешком. Но если вы добираетесь из отдаленных районов, то имеет смысл рассмотреть вариант с такси. Сделать заказ помогут приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim, которые очень популярны в Санкт-Петербурге.
Михайловский дворец: видео
Что сейчас располагается в михайловском дворце
Уважаемые посетители! в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года №595 «Об установлении на территории.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского представляет выставку к 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского. В ст.
«Вне истеблишмента» — это инклюзивный проект Русского музея и первая масштабная попытка представить работы непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (.
В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художни.
Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии назва.
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
История
Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — гг. в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.
Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.
За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас.
В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.
Архитектура и интерьеры
Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.
Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.
В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера. Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.
Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.
Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г. (покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.
В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.
Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:
Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.
28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.
Владельцы
Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г. назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии. Участник военных кампаний и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию Елизавету Екатерину Александру Анну Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям. Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.
Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским. Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II. Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.
Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич Михаил Георгиевич и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектор, фото, адрес
Музеи
Краткое описание
Одно из лучших творений известнейшего архитектора Карла Росси – Михайловский дворец – расположился в самом центре Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что официально год возведения здания – 1825, не без основания считается, что говорить о нем начали еще в конце XVIII века. После рождения сына Павла I – Михаила Павловича – в 1798 году отец повелел ежегодно откладывать определенную сумму денег, чтобы построить для царевича дворец.
К сожалению, дожить до этого момента император не смог, и строительство дворца заказал уже новый правитель – Александр I. Работы велись 6 долгих лет по проекту К. Росси. И вот в 1825 году дворец был готов, и князь Михаил Павлович смог переехать туда вместе с супругой.
Долгое время Михайловский дворец оставался центром культурной жизни Санкт-Петербурга. Здесь побывали многие известные деятели искусства, в том числе А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. К. Айвазовский и другие. Сегодня в Михайловском дворце расположен один из филиалов Русского музея.
Архитектура
Здание выполнено по проекту Карла Росси в стиле русского ампира. Четырехэтажный дворец – хотя по факту кажется, что этажа всего 2 – повернут фасадом к площади, которая так же является частью общей архитектурной композиции. Нижний этаж, где преимущественно располагались комнаты повседневного пользования, украшен рустом. Над ним возвышается портик в виде колоннады, декорированный фронтоном. Здесь находились бальные комнаты и парадные покои князя с супругой, а наверху был возведен домовой храм. Кухня же и служебные помещения были расположены на цокольном этаже. Снаружи дворец украшен скульптурами и барельефами, а у парадной лестницы гостей встречают 2 огромных льва, отлитых специально для этой усадьбы.
Внутреннее убранство Михайловского дворца так же поражает своей красотой, роскошью и, в то же время, некой сдержанностью стиля. Каждое помещение продумано до мельчайших деталей. Особенно выделяется вестибюль с его широкой аркой, массивной лестницей с колоннадой в верхней части и искусно созданные барельефы, расположенные на стенах.
Потолок Большой столовой был декорирована кессонами с изображениями сюжетов на тему веселья и празднества. В помещении было достаточно высоких окон, дверных проемов и зеркал, а стены были украшены пилястрами, а так же лепниной и живописными орнаментами.
Танцевальный зал с белыми стенами оформлен голубыми колоннами. Такого же цвета потолочный свод украшен изображениями танцовщиц, а огромные зеркала и позолоченные элементы декора добавляют роскоши этому помещению. Голубая галерея оформлена скульптурами работы С. С. Пименова. Пространство Белой гостиной было разделено на 3 части с помощью двух пар колонн, каждая из которых дополнительно подчеркивалась самостоятельным решением перекрытий.
Парадные покои княгини так же отличались роскошью своего убранства. Однако на сегодняшний день сохранились лишь некоторые элементы отделки:
Елена Павловна – супруга великого князя – неоднократно затевала перестройку внутреннего убранства дворца. Она бдительно следила за веяниями моды и старалась внедрить что-то новое в оформление своего дома. Изменения не коснулись только больших парадных залов здания.
Когда в 1895 году дворец был выкуплен Николаем II с целью создания в нем Русского музея, начался новый этап перестроек и реконструкций. Было принято решение оставить только те элементы декора, которые отвечали бы новому назначению дворца.
Какие решения в плане изменений были приняты в это время в Михайловском дворце?