Что сейчас располагается в елагином дворце
Елагин дворец
Елагиноостровский дворец
Елагиноостровский дворец — расположен в Санкт-Петербурге на Елагином острове. Этот остров в XVIII в. принадлежал богатому вельможе Ивану Елагину, в честь которого был назван и впоследствии ни разу не переименован. В те годы там любила бывать императрица Екатерина II, для которой устраивались охоты и фейерверки. В 1780-х гг. для Елагина на острове был построен дворец.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
В начале XIX в. император Александр I приобрел Елагин остров для летней резиденции своей матери Марии Федоровны и поручил знаменитому архитектору Карлу Росси перестроить Елагин дворец. Так в Петербурге возник один из лучших дворцово-парковых ансамблей. Он включает в себя сам дворец, его Кухонный, Оранжерейный и Конюшенный корпуса, павильон под флагом с гранитной пристанью и музыкальный павильон. Все это великолепие располагается на северо-восточной оконечности Елагина острова.
Двухэтажное здание дворца, увенчанное куполом, стоит на высокой каменной террасе. Один его фасад смотрит на реку, а с другой стороны в парк спускается широкая многоступенчатая лестница, которую стерегут чугунные львы. Перед дворцом находится Большой Масляный луг, откуда по Большой аллее при желании можно дойти до западной стрелки Елагина острова, где в XIX в. было модно гулять в белые ночи.
Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.
На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства и старинных предметов интерьера, на третьем ведутся работы по воссозданию дворцовой церкви.
Елагиноостровский дворец
Расположенный в восточной самой высокой части острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов своего времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.
Согласно высочайшему повелению парадные покои дворца отводились вдовствующей императрице Марии Федоровне, над ними, на верхнем этаже располагались личные покои великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны, а оставшиеся комнаты второго этажа, занимали статс-дамы и фрейлины вдовствующей императрицы и великокняжеской четы. Центральную часть третьего этажа Дворца занимает Церковь во имя Святителя Николая. С торжественной церемонии ее освящения 22 июля 1822 года начинается жизнь во вновь отстроенном дворце.
Новый дворец на Елагином острове был восторженно принят современниками: в журналах публикуются хвалебные описания его интерьеров, поэты посвящают ему лирические строки, художники изображают на картинах и литографиях, которые тиражируются в сериях альбомов «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей». В 1826 году Елагин дворец становится императорской резиденцией, местом летнего пребывания семьи императора Николая I, любимого сына вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Здесь даются частные аудиенции, проводятся парадные приемы с роскошными балами и изысканными обедами, на которые приглашались иностранные гости, наследные принцы и коронованные особы. Ежегодно 25 июня и 1 июля в «царские дни» тезоименитства императора Николая I и императрицы Александры Федоровны устраивались народные гуляния, завершавшиеся великолепным фейерверком напротив дворца. Во времена Николая I Елагин остров становится модным местом. Сюда на западную стрелку съезжалась вся петербургская знать не только на праздники, но и каждый июньский вечер, чтобы «взглянуть на великолепный закат солнца и провести ночь, которая длится не более как полчаса». Во время высочайшего присутствия перед дворцом выстраивались яхты. Днем они разукрашивались флагами, а вечером на них зажигались огни, и играла музыка. Остров был открыт для публики не только в праздники, но и в обыкновенные дни. Гулянья на Елагином острове сосредоточивались на площадке около моста, рядом с Гауптвахтой, на которой караульную службу несли кавалергарды. Супруга Николая I Александра Федоровна после коронации в 1826 году получила почетную должность шефа Кавалергардского полка. С этого времени на Елагином острове 5 сентября, в день почитания покровителей полка, святых Захария и Елизаветы проводился праздник Кавалергардского полка, с богослужением, парадом, обедом и фейерверком. Данная традиция сохранялась на протяжении всего XIX века. Это было заключительное мероприятие сезона, завершающее пребывание императорской семьи на острове. После ее отъезда мебель зачехлялась, ковры и посуда убирались, а картины возвращались в Эрмитаж. Зимой дворец открывался только на Масленицу для Николая I и его гостей, которые катались на ледяных горках, устроенных на Каменном острове, а греться и пить чай заходили в Елагин дворец.
После смерти Николая I в 1855 году члены императорской семьи стали реже бывать на Елагином острове. Личные покои вдовствующей императрицы оставались во дворце до ее кончины в 1860 году. В 1860-1880-е годы во дворце проводятся ремонтные работы, и высочайшие присутствия проходят редко. Впервые после Николая I двор переехал на Елагин остров летом 1865 года накануне присяги цесаревича Александра Александровича. До обустройства в Гатчине семья цесаревича регулярно бывала на Елагином острове, находя покой и умиротворение в этом прекрасном и тихом уголке. Супруга Александра III, датская принцесса Дагмар, нареченная при переходе в православие Марией Федоровной, была страстной любительницей балов. Специально для бала 3 февраля 1885 года в Елагином дворце и в парке было проведено электричество. Это новшество произвело сильное впечатление на столичный бомонд.
После 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. С 1918 по 1929 годы он становится Музеем истории и быта, а коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из разоренных дач на Каменном и Крестовском островах. В 1930 году музей был закрыт, коллекция расформирована. Единственный из всех россиевских дворцов с полностью сохранявшейся авторской архитектурой, декором и убранством интерьера, был опустошен. Некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации, а в самом дворце расположился филиал Института растениеводства Академии Наук.
В годы Великой Отечественной войны здание дворца сильно пострадало: во время пожара в начале 1942 года погибли интерьеры. После войны, учитывая огромную художественную ценность ансамбля К.И. Росси, начались восстановительные работы. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик дворца, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже.
С 1952 по 1960 год продолжались реставрационные работы.
В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже, комнатами отдыха и бильярдными на втором и танцевальным залом на третьем. Лишь в 1987 году дворцу был возвращен статус музея и начата большая работа по созданию музейной коллекции.
С 01 августа 2016 г. Елагиноостровский дворец-музей был закрыт на реставрацию и вновь открыт для посещения с 13 апреля 2021 г.
В целях контроля соблюдения установленных требований посетитель обязан предъявить вышеуказанные документы и документ, удостоверяющий личность, при посещении соответствующих объектов.
Приобретая билет в Елагиноостровский дворец-музей, Музей художественного стекла, Выставочные залы Конюшенного корпуса, Стеклодувную мастерскую и Творческую дачу, посетитель подтверждает, что он ознакомлен с вышеуказанными требованиями и несет ответственность за их соблюдение.
При отсутствии у посетителя соответствующих документов, посетитель на объект не допускается, стоимость билета посетителю не возвращается.
Елагиноостровский дворец-музей
За долгие годы в Елагиноостровском дворце была собрана уникальная коллекция русского декоративно-прикладного искусства, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси.
В марте 2010 года в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского ансамбля был открыт Музей художественного стекла. Это структурное подразделение Елагиноостровского дворца-музея, который обладает уникальным собранием художественного стекла.
Конюшенный корпус, отреставрированный в конце 2010 года, располагает четырьмя просторными, современными выставочными залами, где проводятся выставки, посвященные декоративно-прикладному искусству, а также выставки живописи и фотографии
Заказ экскурсий для организованных групп от 16 человек: excursion@elaginpark.org
Елагиноостровский дворец-музей запись закреплена
Открыта продажа электронных билетов для индивидуальных посетителей на экскурсионную программу «Елагиноостровские интерьеры».
Посещение Парадной анфилады дворца и выставки «Кабинетная история».
Впервые открыт для посетителей кабинет Александра I.
Сеансы экскурсионной программы «Елагиноостровские интерьеры»:
Показать полностью. 01.12.2021 (ср) 15:00;
12.12.2021 (вс) 14:00;
15.12.2021 (ср) 15:00;
23.12.2021 (чт) 15:00.
Стоимость для индивидуальных посетителей: 600 руб. Все категории.
Подробности, описание программы, стоимость: https://vk.com/topic-37845993_47541894
Приобрести билеты можно в приложении в группе Елагиноостровский дворец-музей, на сайте https://elaginpark.org/events/ekskursionnaya-programm..
В стоимость включены обзорные экскурсии по двум этажам Елагиноостровского дворца с посещением выставки «Кабинетная история», входные билеты в Музей и в Парк по выходным дням.
Посещение Музея возможно только при наличии QR-кода, либо медотвода.
Елагиноостровский дворец-музей запись закреплена
Дорогие друзья!
15 декабря 2021 г. (среда):
16 декабря 2021 г. (четверг):
17 декабря 2021 г. (пятница):
18 декабря 2021 г. (суббота):
19 декабря 2021 г. (воскресенье):
Билеты приобретаются ТОЛЬКО в кассе Музея!
Предварительная запись НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Посещение Музея возможно только при наличии QR-кода, либо медотвода.
Елагиноостровский дворец-музей запись закреплена
Важная информация
C 07.12.2021 по 10.12.2021 г. Елагиноостровский дворец-музей закрыт для посещения.
Будьте внимательны при планировании визита!
Приносим извинения за доставленные неудобства!
Елагиноостровский дворец-музей запись закреплена
ЦПКиО им. С.М. Кирова на Елагином острове
Чистейший хрусталь, красота пропорций и безупречное алмазное гранение
После остановки работы завода в январе 1997 года упорными стараниями заслуженного художника России, главного художника ЛЗХС Н.М.Гончаровой, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, КГИОП и Елагиноостровского дворца-музея семитысячная коллекция лучших произведений завода в кратчайшие сроки была спасена и передана на постоянное хранение в Елагиноостровский дворец-музей.
Выставка начинается с камерных наборов для вина, воды, крюшонов 1950-х годов и подводит к масштабным, многопредметным сервизам, выполненным с 1960-х по 1990-е гг. на Ленинградском заводе художественного стекла.
Музей художественного стекла, Белый зал
Выставка продлится до 17 апреля 2022
Елагиноостровский дворец-музей
Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована. Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.
Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.
В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.
В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей и вновь открыт с 13 апреля 2021 г.
В целях контроля соблюдения установленных требований посетитель обязан предъявить вышеуказанные документы и документ, удостоверяющий личность, при посещении соответствующих объектов.
Приобретая билет в Елагиноостровский дворец-музей, Музей художественного стекла, Выставочные залы Конюшенного корпуса, Стеклодувную мастерскую и Творческую дачу, посетитель подтверждает, что он ознакомлен с вышеуказанными требованиями и несет ответственность за их соблюдение.
При отсутствии у посетителя соответствующих документов, посетитель на объект не допускается, стоимость билета посетителю не возвращается.
Елагин дворец
Аудиогид
Фотографии
Режим работы дворца-музея 2021
Стоимость билетов в Елагин дворец 2021
Обзорные экскурсии
Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию (1 этаж)
Обзорная экскурсия «Парадная анфилада Елагина дворца» погрузит в историю появления летней императорской резиденции на Елагином острове и познакомит с работами лучших отечественных мастеров-декораторов первой четверти XIX века.
«Парадная анфилада Елагиноостровского дворца»
Стоимость входных билетов на выставку (2 этаж)
Впервые в истории музея после ремонта и реставрации залов второго этажа вы увидите архитектурное и декоративное убранство кабинета Александра I, посетив выставку «Кабинетная история».
«Кабинетная история»
Стоимость экскурсионного обслуживания
Театрализовано-экскурсионная программа «Миниатюры из дворцовой жизни»
Театрализованная экскурсия «Миниатюры из дворцовой жизни» расскажет о жизни петербургского дворянства XIX столетия, на примере сцен из бытовой и светской жизни.
Общая информация:
Программа проводится только для посетителей Постоянной экспозиции «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (при наличии входного билета на Постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца»
Бесплатные и льготные билеты
Елагиноостровский дворец, Музей художественного стекла, Выставочные залы Конюшенного корпуса
Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) в соответствии с графиком работы музеев и выставочных залов на основании бесплатного билета предоставляется следующим категориям граждан:
Бесплатные среды
Режим работы Парка 2021
Стоимость входа в Парк 2021
Стоимость по будням
Стоимость в выходные и праздничные дни
Режим работы кассы
Абонемент выходного дня
Бесплатное посещение Парка
Право на бесплатный вход в парк имеют:
С подробной информацией о Парке на Елагином острове можно ознакомиться в публикации «Петербург.Центра» по ссылке.
Адрес и как добраться
Официальный сайт и другая информация
История дворца
Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.
Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину. С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.
В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.
Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты. Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.
Описание дворца
Дворец был освящён 22 июля 1822 года.
Экипажи, подъезжающие к парадному входу могли созерцать фигуры львов-охранников, безмолвно взирающих на гостей. Противоположный фасад обращен к Средней Невке. В центре фасада можно увидеть плавно скругленный выступ, который повторяет очертания Овального зала. Над залом расположилась церковь Николая чудотворца.
Центральный выступ украшают колонны, а по бокам, как и на главном фасаде, расположены четырех колонные портики. Широкая лестница изящным полукругом двумя маршами спускается в сад. По обеим сторонам, лестница украшена вазами из белого мрамора чередующимися с плоскими корзинами для цветов.
Интерьер дворца
Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.
Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.
При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.
Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.
Дворец в ХХ веке
С приходом советской власти дворец, как и многие другие царские постройки, получил статус Музея истории быта. В 1930-х годах большинство художественных ценностей дворца были изъяты, а сам музей был закрыт.
Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, в том числе и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси была перераспределена или распродана. Часть отправилась в собрание Государственного Эрмитажа, Русского музея, Гатчины, другая часть отошла к различным учреждениям. Многие предметы были проданы.
К огромному сожалению весь интерьер дворца был уничтожен огнем в 1942 году. Реставрационные работы не смогли вернуть прежнее величие и красоту второго и цокольного этажей.
Наиболее близкими по своей сути остались отделка парадных залов первого этажа, церкви и кабинета Александра I. Сейчас в залах второго этажа Елагина дворца проводятся выставки декоративно-прикладного искусства.
Современный музей
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.
Мифы и легенды
Согласно легендам, Елагин дворец посещал сам граф Калиостро. Считается, что некоторые из своих опытов он проводил в его подвалах. При перестройке дворца архитектором Росси подвалы остались нетронутыми. Тогда родился миф о призраке графа Калиостро, блуждающем по тёмным коридорам дворца.
Другая история дворца связана с русским масонством. Как известно, Иван Перфильевич Елагин являлся одним из первых масонов в России. Бытует мнение, что именно на Елагином острове проходили их собрания.
До того, как островом стал владеть Иван Елагин, остров называли Мишиным (Мишкиным). Согласно легенде, солдаты, которые шли этим островом, повстречали на своём пути медведя, да такого большого, что они, испугавшись, бросились врассыпную. С тех пор за островом закрепилось название «Мишин».