Что сейчас расположено на месте бывшего села спасское
3. Перечень поселений.
Итак, вопреки бытующему до сих пор мнению, на территории, занимаемой ныне Санкт-Петербургом, жили люди нескольких народов, велась активная морская торговля. Здесь были водные и сухопутные пути международного значения. По разным данным в дельте Невы насчитывалось около 200 населенных пунктов. И хотя названия большинства из них уже не присутствуют на карте Петербурга, некоторые населенные пункты покажутся знакомыми жителям города и сегодня.
Рассказ о поселениях затронет только территорию самого города Санкт-Петербурга, без прилегающих районов Петергофа, Красного Села, Пушкина, Всеволожска, Лисьего Носа, начнется с южной части города и пройдет через центр на север и северо-запад. Ниже будут перечислены только самые крупные поселения.
До сих пор не выяснено как это село получило свое название. Предполагается, что от финского аутто, аутио – «пустошь, пустынный», или aunto – «рыхлый, песчаного происхождения», что относилось, прежде всего, к местности – низкой, заболоченной, часто затопляемой. Варианты названия Аутово, Ауктово, Аухтуансаари. Это была большая община, объединившая с 1660-х несколько деревень: Лахта у Моря, Устиа у Лахты, Перкино, Тимоево, Йёрмоево, Лаврова, Расвала.
Лахта у моря – деревня на территории «Кировского завода», восточнее Тимоево и Йёрмоево. Известна с 1505 года как «Лахта у моря волости в Лахта у Моря», Lachta Vmora. Скорее всего, одна из самых древних деревень края. Главным промыслом было земледелие и скотоводство. В XV-XVIII веках западнее Автово был мелководный залив, который носил имя Лахти (Лахта) – такое же, как деревня в Приморском районе. Иногда этот залив называли Аухтуалахти. Чтобы не путать деревню на юге с деревней на севере, поселение на берегу южного залива называли Лахта у моря. Другим его названием было «Устия у Лахты».
Расвала – деревня на углу Жукова и Петергофского шоссе, по другим данным в районе метро «Автово» на южном берегу залива Аухтуа. Ей принадлежали земли по южному берегу залива. Варианты написания: Rasvina by, Rasuina by, Rasswalla, Rasvina, Росурина-бю. Вероятно от имени Расвайнен – жирный. Вероятно, существовала со средних веков до конца XVII века.
Деревня Автово существовала до 1930 года, когда она стала микрорайоном «Автово» Кировского района Ленинграда.
Недалеко от Автово была еще одна крупная деревня, существовавшая до 1930-х годов – Тентелевка. Другое название – Тёнттёля, Тентула. Деревня находилась на месте проспекта Стачек и Химического переулка на берегу речки Тентелевки (Ольховки). В петровское время рядом находилось Тентелевское кладбище. Упоминается с 1500 года как «В Великого князя деревне Тетлевичах Гранках», «Дер. Телтеници на речке на Дубовой и моря», «дер. Тюлдици Дубовик». Варианты написания: Telltenitz odhe, Teltenissa Odhe, Tellilla by, Lille Teltenitz, Taltina by, Tontele, Tontyla, Tonttola (вплоть до1836), Тёнттёля. Самое старое название Телтеница, которое потом заменили на финнское Телттиля, Тённтёля, которое в свою очередь стало русским Тентелева, Тентелевка. Происхождение названия неизвестно. В XVI-XVII вв. деревня разделилась на части: Большая Телтеница – юго-восточная сторона «Нарвской», Малая Телтеница – на южном берегу Тентелевки (Ольховки) на юг от современной Кировской пл.. По названию этой деревни была названа Левая Тентелева улица (с 1896-1962 гг.) – ныне улица Маршала Говорова.
Крупным южным селом, название которого сохранилось до наших дней было Купсино – современное Купчино. Упоминается в шведских картах с 1619 года, но, скорее всего, было заселено намного раньше. Варианты написания: Kuptzinoua, Kupsilla, Kupsilda, Купсила. Происхождение названия не ясно, так по мнению С. Кепсу подлинным названием является Купсилта (от финского silta – «мост»). Однако возможно оно произошло и от русского «купец», которое могло быть первоначальным, потом финнизированным. По мнению А. Шарымова название можно объяснить и словом kups – «зрелый», по мнению С. Мызникова от kypsi – др.-финского «заяц».
Волкова деревня (Волково) – одна из самых крупных на территории Приневья. Находилась на левом берегу реки Волковки в южной части Волковского кладбища. Деревня возникла, скорее всего, еще в XV веке, хотя упоминается с 1600-х гг. часто называется финским эквивалентом – Сутила. Русское название «Волкова» является дословным переводом финского (суси – «волк»). Заселена ижорами. По названию деревни получила название и речка Волковка (в шведских источниках – Сутила), и вся местность. В первой половине XVIII века принадлежала Александро-Невскому монастырю. В XVIII веке к северу от деревни возникло Волково кладбище. Кроме собственно Волково, в состав Волковой деревни постепенно вошли и соседние – Гаврилово, Алтынец, Сайтала, Антолола (Антола).
На левом берегу Невы, в окрестностях Речного вокзала, примерно посередине территории Обуховского завода, находилась деревня, состоящая из двух крупных частей. Северная (3 двора) часть деревни располагалась в районе гостиницы «Речная», недалеко от Речного вокзала, и называлась Матвеева или Матала (Matala, Маскала). Вероятно, название деревни произошло от финского matala – «мелкий» и содержало в себе описание местности. Южная часть находилась в окрестностях станции метро «Пролетарская» и чаще отмечалась как Койккоси. Эта крупная деревня известна с 1500 как деревня «Койкоска на Неве», «Койкса на Неве». Варианты написания: Coikasa by, Keikossa by, Keikis, Keikosi, Keickeska, Kekossis, Kewisa. Вероятно, название образовано от финского «койвукоски» (koivy – «береза», koski – «порог, водопад»), видимо так называлась эта часть берега Невы. Изначально обе деревни были заселены православными ижорами, однако после 1660 года здесь жили финны. К началу XVIII в. именуются одним именем Rikissi (возможно от фин. rikas – «богатый»).
Каллуево – деревня к северу от станции метро «Елизаровская» тоже была довольно крупной. Находилась она на территории северной части завода «Звезда». Существовала в средние века, но под другим именем. Варианты написания: Каллиова, Калликюля, Каллиси, Kalofby, Kalliowa, Kallis, Kalluiewo, Kalliby, Kollelaby. Название может происходить от имени Калли, которое является финской формой славянского имени Калина, Каллиник. Еще дна версия происхождения названия от kallis – шв. «холодный» или фин. «дорогой». Населена ижорами.
Еще одной частью этого крупного объединения была деревня Миккели (Микилёво, Михайлино) – продолжение деревни Виллола, находившееся в ее южной части, ставшее самостоятельным поселением. Находилась на Шлиссельбургском шоссе у западного конца Володарского моста. Варианты написания: Михайлино, Mickalovsina, Миколу, Мийккула, Mikalowa, Mikelj, Micholewo, Mikiloffzina, Mickeliss, Mickulla, Michilas by. Название скорее всего от славянского имени Махайло, Михалка.
Особенно заселенным было и устье реки Утки на правом берегу Невы. Здесь, между Уткой и Володарским мостом, находилось две деревни – Сорсийоки и Глезнево.
Выше по течению Невы располагалось большое поселение, называвшееся Дубок или Таммико. Название деревни происходило от ижорского (и финского) слова tammi – дуб, что могло указывать на наличие дубовой рощи рядом с деревней. Русская форма «Дубок» является прямым переводом ижорской. Деревня с таким названием была известна с 1500 года как «Д. Дубок на Неве». Она состояла из двух частей. Южной часть называлась Верхний Дубок и находилась в районе Веселого поселка в конце улицы Тельмана, напротив деревни Виллола. Варианты написания: Werchoi Dubock, Kurpina, Dubock Werchnei, Kurpula, Kurpalla. Название Курппала скорее всего указывает на родовое ижорское имя Курппа. Северная часть деревни находилась в районе западного конца улицы Дыбенко и называлась, соответственно, Нижний Дубок, Ala-Tammiko, Dubocka by, Dubbock Nissnej, Tamekoby, Tammin kyla, Tammis. Известно, что название Нижний Дубок возникло после Верхнего.
Самое значительное в петербургской истории населенное место располагалось не на Заячьем острове, а на Охтинском мысу – на месте впадения реки Охты в Неву. Здесь было одно из самых высоких мест на территории Приневья, редко затоплявшееся во время наводнений, к тому же это место было и самым укрепленным, что играло немаловажную роль в средние века. С левой стороны мыс ограждался широкой Невой, с правой – тоже довольно широкой Охтой. Первые поселения возникли на Охтинском мысу и напротив него – на северном берегу Охты, между Невой и впадавшей когда-то в Охту рекой Чернавкой, – не позднее XII века, хотя официально были переписаны только в XVI в.. Многие исследователи считают вероятным, что и Ландскрона – первая шведская крепость на территории Приневья – была построена в 1300 году именно на этом мысу. Крепость просуществовала недолго – новгородцы разрушили ее в 1301 году. В XIII-XIV веках земли в устье Охты принадлежали новгородскому посаднику Тимофею Грузову. В 1500 году новгородскими писцами здесь было зафиксировано несколько деревень: «на усть Охты», «Корабленитса нижний двор на Неве», «Сельцо на усть Охты», «деревня Минкино, на усть Охты».
По шведским источникам в устье Охты находились еще и такие деревни: Хоросово (от Хорошево, Хорошев), Фадиоф (от имени Фадей), Богданова (от имени Богдан), Негоросо, Горбола/Карбола (может быть от Горбово, Горбов), а также пустоши – Vsadissa Karckala, Horofwe Bogdanova (возможно, под этим названием шведский картограф объединил две деревни – Хорошево и Богданова), och Minckina eller Pessila. Во время войны они опустели, заселились со строительством города Ниена.
Из объединения деревень Минкино, Сельцо и Корабельница скорее всего еще в XV в. образовалось одно из самых крупных поселений Приневья – Невское Устье. Сформировавшись как торговый центр новгородской Руси с экономикой, основанной на торговле по воде, это поселение успешно существовало до середины XVI века, когда военные действия стали приносить значительные убытки, однако можно предположить, что жизнь на Охтинском мысу никогда не прекращалась надолго.
Новая история Невского Устья началась в XVII веке, когда в 1632 году на его землях была воздвигнута шведская крепость Ниеншанц (Nyenskans – «Новое укрепление»), а на другом берегу Охты под защиты крепости возник город Ниен («Новый») – первый город на берегах Невы. Варианты названия: Нюэн (Новый, Невский), Нюэнсканс, Нейшанц, Шанцер Ние, Шанц, Канцы, Новые Канцы (рус.), Шанц-тер-Ниен, Сханстерней (в западных источниках). Ниен был главным местом европейских контактов с российскими купцами и аккумулировал всю русскую торговлю. В русско-шведских договорах даже было записано, что русские купцы должны привозить свои товары в Ниен, разгружать и продавать шведам. А шведы уже сами по всей Европе развозили эти товары. Городу Ниену были предоставлены колоссальные права, и он стремительно развивался. В период шведского господства население Ниена увеличилось с 30 тысяч до 60 тысяч человек. Город насчитывал около 400 домов, в нем была лютеранская церковь, паром в русское село Спасское на другой берег Невы, комендантский и городской сад, госпиталь и многое другое. Население города было смешанное: ижоры, финны, русские (всего около 2000 душ), очень большие немецкая и шведская диаспоры. В конце ХVII столетия за период навигации до 100 купеческих судов причаливало к городу, это был центр деловой и торговой жизни не только Приневья, а всей Ингерманландии. Обладая всеми городскими привилегиями Ниен был полноценным европейским городом, чем-то похожим на Выборг.
Крупные деревни были и в центральной части Невской дельты.
Так, например, несколько деревень располагалось на устье реки Фонтанки, которую еще называли Голодушей или Безымянным Ериком (ерик – протока, вытекающая из реки и снова впадающая в нее ниже по течению). Самая крупная называлась Калганица, Кальюла и позже Калинкина. Варианты написания: Kalgenissa, Calganitza, Galganitzi, Kalliala, Kallila, Kaljula, «Дер. Калганици у Моря», «дер. Калганици ж на речке на Калганице»(Фонтанке?), Калила, Калинкина. Упоминается с 1505 года как Калганицкая волость погоста Инкери, то есть возможно, что она – древнейшая деревня края. Название могло происходить от слова «галка». После войны финны превратили название в «Кальюла», а в XIX веке русские переделали это название в «Калинкину». Жители деревни занимались рыболовством. Об этой деревне до сих пор напоминает нам Мало- и Старо-Калинкины мосты.
Самым крупным русским населенным пунктом в дельте Невы было село Спасское, находившееся на месте Смольного монастыря, со Спасопреображенской церковью на месте современного Смольного собора, по которой и получило свое название. Село известно с 1505 года и существовало до первой четверти XVIII века. В XVII веке Спасское было центром православия в католической Ингерманландии и своеобразным оппонентом шведского города Ниена, находясь на противоположном берегу Невы. На шведских картах встречается другое название села – Вуоронпуоли (Waropuoli, Wuoronpuol), которое появилось после войны в 1656-58 гг.. Возможно, образовано от слов vuoro – «черед» и puoli – «сторона», а возможно от русской фамилии Воробьев. Спасское стояло в начале важных торговых магистралей – дорог в Дудергоф и Нарву (кстати, из Спасского до Нарвы около 16 миль пути), а через Неву была налажена паромная переправа с городом Ниеном.
На северной стороне комплекса Смольного монастыря на рубеже XVII – XVIII вв. находилась деревня Каламариа (Kalamaria), которая относилась к селу Спасскому и позже влилась в него. Русское название «Коломердово на Полях». Название деревни могло происходить от фамилии хозяина или от финского kalamies – «рыбак».
Васильевский остров, не смотря на то, что его первое упоминание восходит в XIV веку, был заселен очень слабо. Возможно, это было связано с тем, что во время наводнений вода покрывала его почти на половину, возможно заселению мешали его густые леса. Отдельные дворы, известные с 1500 года, были на берегах по всей территории острова. Большая часть располагалась в районе Стрелки (6 дворов) и южного конца Тучкова моста (4 двора). На южной оконечности Васильевского острова на месте Горного института находилась деревня Ревонуна (Revonuna). Название могло происходить от финского от revon – «лиса» и nena – » нос», т.е. Лисий Нос. Русское название деревни – Рюненя. Рядом с ней отмечается деревня Рийненя или Рийхиненя, что, скорее всего, тоже является ее названием. В конце XVII в. на западном берегу Невы напротив устья Мойки в деревне Рийненя шведами были заложены Лоцманский дом и кабак. Позже поселение вокруг стали называть Лоцманская. Другие названия – Луотси, Luotzi, Lotsmanskaja.
Кроме вышеперечисленных на территории Васильевского острова были отдельные дворы на реке Смоленке, на берегу Малой Невы указано 9 дворов, восточную часть острова от 1-й линии на северо-восток занимали поля. В шведское время на Стрелке располагался охотничий дом шведского командующего Я. Делагарди.
Нельзя обойти вниманием и Заячий остров, ведь именно он стал символическим сердцем новой российской столицы. На острове была всего одна деревня, носившая название Яниссаари (Janis, Jenisarij). Состояла она всего из одного-двух дворов, а с 1643 года окончательно опустела.
На Петроградской стороне, в районе Троицкой площади и улицы Куйбышева был еще один из самых крупных и значительных населенных пунктов Приневья – село Фомин Конец (Фомин Остров) или Койвусари (Coufusarij, Kojfusar). Известно с 1500 года как «село на Фомине Острову на неве у моря». Село имело около 30 дворов и 40 жильцов частично непашенных (то есть земледелие не было источником их доходов, вероятнее всего это были купцы, ремесленники и государственные служащие); при нем был также «двор тиун на приезд, без пашни» – место, где останавливались царские чиновники. Таким образом, в XVI-начале XVII вв. Фомин Конец был своеобразной «столицей» Приневья. В числе жителей были упомянуты лица, носившие еще дохристианские имена ижорского происхождения – Иголин, Игола, Ускал, Ибасов, Игандуев, однако после войны село было заселено финнами. Здесь же находилось шведское поместье «Биркенгольм», на месте которого Петр I велел заложить себе дом («домик Петра»).
На правом берегу Невы было еще несколько крупных населенных пунктов.
Большая деревня в 15 дворов находилась с северной стороны Литейного моста недалеко от Финляндского вокзала у левого крыла здания Военно-Медицинской Академии на берегу исчезнувшей речки Чернавки или Черной. Деревня называлась Кулсоя и была известна с 1500 года как Kolsoja-Kulsoja-Kulsa, Selo Kulza. Название, вероятно, происходит от «колсуй» – «новый ручей» по-вепсски. В 1650-х гг. параллельно называется Ариска (от Аришка, Аристарх) или Орешек.
Деревня на правом берегу Невы к востоку от Финляндского вокзала в восточном конце Арсенальной набережной называлась Усадица (Одинцова)Одинцово. Название происходит от «усадьба», т. к. здесь располагалась усадьба боярина Одинцова. Впервые упоминается в 1478 году – Иван III передает владение в «Волости на реце на Неве у моря» московскому князю Ивану Одинцу «сотоварищи». Сначала местность именовали Адицево. Часто называлась Усадитца Одинцова (то есть «усадьба Одинцова»). Варианты названия: Ussadissa Odintsova, Vsaditza, Editzsova. В разные времена части деревни или она сама именовались: Офанасьево-Offanassi By (от имени Офанасий), Tein Simon By (от южнокарельского личного имени), Iho, Jhela (от имени Йоханнес). В середине XVII в. на берегу Невы в районе южного конца улицы Ватутина построен кирпичный завод (Tegell bruck на шведских картах).
Особенность населенных пунктов Приморского района – малое количество дворов, название которых давалось по именам хозяев. К тому же местность была заселена слабо в силу болотистого характера почв. Поэтому картографы редко отмечали этот район на картах.
Автор живет в Приморском районе СПб, поэтому именно этому району отводится большая часть повествования.
Однако не следует забывать, что именно в Приморском районе находилось древнейшее известное поселение человека на берегах Невы – деревня Лахта, а Лахтинский Разлив был не только удобной стоянкой для кораблей во время бури, но и замечательным источником пополнения съестных запасов – здесь водилось великое множество самых разнообразных рыб, в лесах было много дичи.Но пойдем по порядку – от деревни Ахкуево вверх по Выборгской набережной.Крупное объединение деревень располагалось в устье Черной речки. Одного названия у него не было, использовались названия: Вихо, Вигора, Торка, Петрола, Мистула.
На другом берегу Черной речки отмечается деревня Вигора, Vihora eller Viha-bu, Вихери, Vihanova-bu или Vihora. Она известна с 1500 годах как деревня «на Вигоре близко моря» и входила во владения Селивана Захарова сына Охтенского с сыном и еще 5 совладельцами. В ней числился 1 двор с 2 людьми и пашней в 1 обжу. За пользование землей крестьяне платили владельцам вотчины 16 денег и отдавали 1/3 урожая ржи. Название Вигора возможно происходит от финского имени Вихо, Виханен, или от viha – гнев, или viher – чиж, зеленоватый. Деревня была переименована в Петрола (Petrula, Petrola), возможно от имени Петр, который был хозяином в то время.
На карте 1792 года в устье Черной речки на западном берегу обозначена деревня Никольское. Больше подобное название не встречается в Приморском районе. Можно предположить, что в деревне Вигора (Петрола, Таркановка), расположенной в устье Черной речки, была часовня или церковь во имя Св.Николая Чудотворца, по имени которой получила название и вся деревня.
Возникновение Старой Деревни относится к началу XVIII века, когда землями на берегу Большой Невки владел барон Андрей Иванович Остерман. В то время все земли вокруг Петербурга раздавались не просто так, а со строжайшим указом облагородить их, завести на территории владения регулярный парк и содержать его. Для этих целей вельможи перевозили на берега Невы крепостных крестьян из своих деревень в Центральной России. Остерман для обустройства своих владений привез работников из Малороссии и поселил их на берегу Большой Невки. Так возникла Старая Деревня. Многие исследователи связывают возникновение этого поселения со следующим владельцем земли на Каменном острове и мызы Каменной Нос – графом Бестужевым-Рюминым, который тоже перевез крепостных крестьян из своих имений для строительства и производства больших земляных работ на Каменном острове. Однако доказательством того, что Старая деревня была заселена еще при Остермане может послужить указ императрицы Елизаветы Петровны 1741 года о передачи земли Бестужеву-Рюмину «со крестьяны», тогда, как Остерман получал «пустопорожнюю землю». Позднее у Черной речки поселили дополнительных рабочих тоже с Украины. Так возникла Новая Деревня. Застройка обеих деревень была почти вся деревянной и в годы блокады практически все дома были разобраны на топливо.
Лахта. Этот небольшой поселок на северном берегу Финского залива примерно в 15 км к северо-западу от города является родиной человеческих поселений на берегах Невы. Именно на территории Лахты были найдены остатки стоянки человека трехтысячелетней давности.
В официальных документах поселение с именем Лахта встречается с 1500 года. Название образовано от финноязычного слова lahti – «залив». Это – одно из немногих поселений, не менявшее свое название на протяжении всей своей 500-летней истории. Известно также как Лахес, Lahes-by, Lahes и изначально населено ижорами. В последние десятилетия XV века Лахта была селом (что указывает на значительную численность ее населения) и являлась центром одноименной великокняжеской волости, входившей в состав Спасско-Городенского погоста Ореховского уезда Водской пятины. В селе насчитывалось 10 дворов с 20 людьми (женатые мужчины). В Лахте на двор в среднем приходилось по 2 семьи, а общее населения села, вероятно, достигало 75 человек.
Как дачный поселок Ольгино появилось в конце XIX века и изначально состояло как из самого Ольгина, так и поселков Владимировки (ныне входит в Лисий Нос) и Александровки. В первой половине XVIII века эта территория входила в состав дворцового имения «Верпелева», которое во второй половине XVIII века было пожаловано графу Г. Г. Орлову, затем им владела семья помещиков Яковлевых, в середине XIX века имение перешло к графам Стенбок-Ферморам. В 1905 году А. В. Стенбок-Фермор – тогдашний владелец лахтинских земель, поделил земли вокруг Лахты на отдельные участки с намерением выгодно распродать их под дачи. Так возникли поселки Ольгино (назван в честь жены Ольги Платоновны), Владимировка (в честь отца хозяина; прибрежная часть современного поселка Лисий Нос) и Александрова или Александровская (в честь самого Александра Владимировича). Вполне вероятно, что на месте поселка была деревня Олушкино (Olushino odhe) – обыскная книга Спасско-Городенского погоста 1573 года упоминает, что «в Олушковых» деревне числилась 1 обжа, что говорит о том, что в то время здесь был хотя бы один жилой двор. От имени Олушка (Олферий). Скорее всего, деревня опустела в шведское время и потом числилась уже как пустошь, принадлежавшая деревне Лахта. Таким образом, название поселку могло быть дано и по созвучию имени хозяйки и старинного названия деревни.
Коломяги. Писцовые книги XV—ХVI веков и шведские планы свидетельствуют, что на месте Коломяг уже существовали небольшие поселения. Скорее всего, это были сначала ижорские или карельские, затем финские хутора, которые опустели в ходе военных действий конца XVII века.
4. Земля и дороги.
Грунт земли, на которой построен город болотистый, хотя ранее вся местность возделывалась под пашни. В конце 13 – начале 14 веков в низовьях Невы было достаточно твердых троп и дорог, чтобы их могли одолеть даже тяжело вооруженные конники.
Болота были в западной части Васильевского острова, между Фонтанкой и Адмиралтейством, на месте Спаса-на-крови, по берегу Фонтанки у Аничкова моста, на месте Михайловской улицы и Гостиного двора, от Невского до Итальянской – болотистый лес.
В северном конце Стачек тоже были болота, называлось Mustahara.
Побережье речки Таракановки болотистое, непригодное.
Болотистыми были острова Петровский, Аптекарский, более мелкие, которые заливались в наводнения.
У Казанской площади начиналась березовая рощица, которая оканчивалась у Аничкова дворца (вырублена в сер 18 в).
Высокое и сухое место было и между Кривушами (Екат. Канал) и болотом на Михайловской улице. Коломна – Бывшее Козье болото с примыкавшими к нему лесами между Фонтанкой, Мойкой, Пряжкой и Крюковым каналом.
Основным въездом в город служила Новгородская дорога. Она проходила по болотистой местности там, где возникла Лиговская улица (Лиговский пр.) и весь путь весной и осенью был усеян павшими в трясинах лошадьми.
В районе Салтыкова-Щедрина от Новгородской дороги отходило три тропы.
Одна – через Пески к Спасскому посаду (Смольный монастырь); здесь был Охтинский перевоз на другой берег в Ниеншанц. Вторая тропа вела к финской деревушке Северина мыза (въезд на Литейный мост, начало Литейного пр.). Третья тропа около Понтелеймоновского моста переходила через Фонтанку и вела к шведской мызе Канау (Михайловский-Инженерный замок) и, проходя через сад, шла вдоль берега Невы на взморье. В наиболее топких местах дороги замощались срубленными тут же бревнами.
К Ямской слободе шла другая дорога, тоже плохая, пересекавшая Фонтанку между Обуховским и Семеновским мостами.
Окрестности города не имели дорог и если не считать одного или двух путей путник рисковал попасть в тундру или болото. Во времена Петра, чтобы разыскать нужный дом, необходимо было описать местность, а добираться легче водным путем на лодке, барке.
В южных, юго-западных землях в 16 веке крупнейшей грунтовой магистралью стала дорога, проложенная из Новгорода в Копорье, она не проходила по землям Дудоровского погоста.
В годы правления шведов такой магистралью стала проложенная для связи Нарвы и Выборга на землях Красносельского района в 17 веке Нарвская дорога (Таллиннское шоссе), проходящая через Лигово, Старо-Паново, Горелово и Красное село вдоль реки Лиговки. Ранее на отдельных участках этой дороги пролегали дороги, по которым возили подати в Новгород.
На другом берегу Невы дорога в Выборг шла по территории нынешних проспектов Маркса и Энгельса и Выборгского шоссе.
Большой проспект Васильевского острова был образован из старой дороги, прорубленной от Гавани, где сразу после основания города была установлена артиллерийская батарея.
По южной окраине Большеохтинского кладбища шла Старо-Малиновская и Малиновская дороги от Невы вдоль Охты вверх по ее течению до деревни Малиновки.