Что сделать чтобы родители не ругали за оценки
Плохие оценки не должны разрушать отношения в семье — но не все родители это понимают
© Коллаж Кристины Савельевой
Показательный тред из Твиттера
Школьные оценки далеко не всегда свидетельствуют об уровне знаний ребенка. Все, кто помнит свои школьные годы, знают, что обидную «двойку» можно получить и за опоздание, и за шум на уроке, и за спор с учителем. И даже если «двойка» была заслуженной — это все равно еще не конец света.
Впрочем, далеко не все родители придерживаются той же точки зрения. Нередко хорошие оценки становятся ключевой целью посещения школы (а не получение новых знаний и навыков). За плохие оценки детей жестоко наказывают, а обучение превращается в наказание и повинность — кстати, даже после того, как дети вырастают, это ощущение остается с ними надолго.
Пользовательница Твиттера с ником yasakharnaya написала в своем микроблоге: «Как же жалко всех детей, которых *** [наказывают] за оценки. Я вот могу только вспомнить, как дед забирал меня из школы классе в третьем, и когда узнал, что я получила двойку, с криками „Урааааа, это моя внучка“ скупил мне все журналы, наклейки и прочие приколы в киоске».
Также девушка с благодарностью вспоминает свою маму, которую «бесили родители одноклассников, которые делали с ними все уроки, собирались после школы и обсуждали, что задали».
«Алло, домашние задания сделаны как раз для самостоятельного выполнения и для того, чтобы ребенок мог ошибиться и исправить ошибки!», — напоминает yasakharnaya.
За четыре дня твит набрал почти 26 тысяч лайков и более двухсот комментариев, многие из которых могут показаться до боли знакомыми.
«Вспомнила, как получила тройку по биологии (я была отличницей), так мне устроили скандал. Видимо, на нервной почве (и из-за слабого иммунитета) в очередной раз заболела, лежу с температурой, мне очень *** [плохо], все болит и заходит маман, садится около моей постели, вручает учебник по биологии и говорит: „Учи, через час приду и буду спрашивать“», — написала пользовательница с ником fueled_by_ramen.
После получения 4 в четверти по одному предмету, родители долго орали на меня. Обсуждали при мне, зачем вообще меня родили и что надо было делать аборт(и да, я второй ребёнок).
Очень рад, что у других людей более адекватные родственники.
Пользователи вспомнили, как их наказывали, ругали и били за плохие оценки (причем иногда плохой оценкой считалась даже «четверка»), а также пророчили ужасное будущее, отчисление из школы после девятого класса и работу дворника.
Многие отметили, как сильное давление со стороны родителей привело к довольно серьезным последствиям: паническим атакам, неуверенности в себе, проблемам на работе и суицидальным мыслям.
я когда узнала что у меня первый раз будет тройка в четверти в буквальном смысле хотела вскрыться и искала и спрашивала где можно купить лезвие 👍✌👍✌✌
Впрочем, были и хорошие истории. «Батец на мои тройки делал: „Тащи учебник на кухню. Будем разбираться“. И пока он готовил, я зачитывала непонятное и мы прорешивали задачи», — вспоминает spriggan1517.
Как же я боялась расстроить своих родителей двойками,потому что моих одноклассников за это сажали под домашний арест(а это было самое страшное наказание),но каждый раз мои родители говорили:ничего страшного,дело житейское,если надо, исправишь.Спасибо им за это
«Когда я получила первую двойку в пятом классе, мне было очень страшно говорить об этом родителям, и я, чуть ли не плача, после школы сказала об этом бабушке, она начала смеяться и с восторгом объявила, что надо купить торт и отпраздновать мою первую двойку аахахах», — поделилась пользовательница с ником goandfuckyrself.
Примечательно то, что истории, в которых родители положительно или хотя бы нейтрально реагируют на плохие оценки, до сих пор считаются чем-то «из области фантастики», как отметили многие комментаторы. Наказания, унижения и запугивание из-за плохих оценок до сих пор остаются негласной нормой в родительских кругах — и это очень тревожно.
Школьные оценки, которые изначально были призваны следить за успеваемостью ребенка в тех или иных областях, становятся яблоком раздора — разрушают отношения в семье, превращаются в показатели того, насколько ребенок достоин любви и принятия, и приводят к довольно опасным последствиям.
Причин тут множество — от родительского страха перед тем, что их ребенок не получит жизненно важного образования, до проблем самой системы образования, которая учит детей ориентироваться на оценки и баллы, а не на фактические знания и умение мыслить.
Что делать родителям? Искать причины, по которым принесенная из школы двойка вызывает у них такие сложные чувства, разбираться с ними, и не проецировать свой страх на ребенка — подробнее об этом можно почитать, например, здесь.
«Не ставьте двойку, меня мама убьет». Почему дети боятся плохих оценок
Учителя и психологи призвали не ругать детей за плохие отметки
«Проверить отметки — это святое»
Для одних родителей цифровой дневник – не более чем удобный способ узнать расписание и посмотреть домашние задания. Для других – постоянный мониторинг успеваемости ребенка и стресс из-за плохих оценок. Как рассказала «Газете.Ru» москвичка Надежда К., она постоянно заходит в электронный дневник, особенно если в этот день у ребенка контрольные. «Я слежу за успеваемостью, и всегда расстраиваюсь из-за плохих оценок. Самое сложное – сдержаться вечером, и не высказать ребенку свое «фи» по поводу тройки по математике», — признается она.
Анна М., мама ученицы третьего класса, заходит в МЭШ (Московский электронный дневник) несколько раз в день.
«Проверить отметки – это святое. Я понимаю, что видя там хорошие оценки, я удовлетворяю свое эго, — говорит она. — Но я не ругаю ребенка за плохие отметки, если поставлена тройка, значит тройка. Мне скорее не нравится отметка «4» – обычно это невнимательность, неаккуратность».
По мнению москвички, в электронных дневниках есть существенный минус. «Частенько «висит» система, а потом детям снижают отметки за сбой в прохождении теста – это неприятно. Недавно был тест, в котором участвовала вся семья: были споры и догадки, как правильно… Но в тест были заложены определенные ответы, которые не вязались с жизненными рассуждениями ребенка, это минус тестов и невозможность давать ребенку рассуждать», — говорит Анна.
Ираида Чайкина, бабушка ученицы начальной школы, заходит в электронный дневник, чтобы посмотреть домашние задания, а если видит плохие оценки – никогда не ругает внучку. «Я вырастила дочь, и понимаю, сколько ошибок сделала тогда, болезненно реагируя на плохие отметки. Поэтому с внучкой веду себя иначе», — признается она. Женщина призывает родителей не ругать детей за отметки, чтобы избежать обид в будущем. «Я умоляю мам – не реагируйте остро. Контроль нужен, но без истерик. Можно все проговорить и понять, где и что было упущено», — заключает Ираида Чайкина.
А что думают учителя?
За плохие оценки достается не только детям, но и учителям: общаться с родителями из-за «несправедливых» оценок им приходится практически каждый день.
«У меня была одна ученица, мама которой делала скрины с оценками, которые казались ей несправедливыми, и отправляла завучу школы. Мне приходилось объясняться за каждую отметку ребенка», — рассказывается Татьяна Лошманова, магистр педагогики, учитель начальной школы.
По словам педагога, сегодня очень строгие нормы выставления оценок, и учитель при всем желании не может поставить высокий балл, если в работе есть ошибки, недочеты или помарки. «Например, в начальной школе есть понятие «оформление задачи». И если ученик пропустил один из обязательных пунктов, оценка будет снижена». Но родители этого не понимают, и учителям часто приходится объяснять, почему у ребенка «4», а не «5», — объясняет она.
При этом школьник может пойти на хитрость, чтобы показать родителям, будто к нему отнеслись предвзято.
По словам преподавателя, сегодня практически все ученики начальных классов пишут ручками со стирающимися чернилами, и в ее практике часто бывают случаи, когда ребенок «стирает» ошибки и показывает родителям исправленную работу.
«Но оценка-то уже выставлена, и это не пятерка. В итоге родители думают, что учитель необъективен», — говорит Татьяна Лошманова.
Дети идут на такие уловки из-за давления родителей, считает педагог. Она отмечает, что всегда старается донести до детей, что они учатся ради знаний, а не ради отметок. Но за годы работы в школе через нее прошло немало родителей, остро реагирующих на плохие отметки детей. «Была одна девочка, которая так и говорила: «Не ставьте плохую отметку, меня мама убьет», — вспоминает Татьяна Лошманова. — По ее словам, и сегодня есть дети, которые сами вырывают страницы из тетрадок, чтобы переписать без ошибок. «Но делают они это не потому, что им это надо, а то потому, что боятся гнева родителей», — объясняет она.
Все это сказывается на успеваемости детей. Педагог признается, что ей часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители перекладывают на детей свои амбиции. Ребенку с детства внушают, что он лучший, а значит, должен лучше всех отвечать и писать контрольные. Такие дети, получив плохую отметку, начинают рыдать и просят переписать работу.
«Ребенок не хочет ничего переписывать, но ужасно боится, что из-за плохой отметки перестанет быть лучшим для мамы», — рассказывает педагог.
Учительница московской школы Анастасия Шалаева считает, что давление на детей из-за успеваемости может нанести серьезный вред детской психике. «Получается, что на ребенка нападают с двух сторон. С одной – школа, куда он приходит и ему говорят – учись, с другой – родители, которые вместо поддержки ругают и критикуют. Ребенок страдает, ему плохо, и кажется, что никто его не любит», — объясняет она.
При этом оценки далеко не всегда являются показателем уровня знаний ребенка, уверена Шалаева — она знает на практике, что есть дети, которые стабильно плохо пишут диктанты, но при этом отдельные упражнения делают хорошо, так что в пятибалльной системе оценка, не более, чем условность.
«Очень сложно показать оценками, стал ученик лучше разбираться в предмете или нет. Может, он всегда писал диктанты и делал 20 ошибок. А очередной диктант написал с 10 ошибками. Это все равно двойка, но это абсолютно разные двойки», — объясняет Шалаева.
В такой ситуации она советует поговорить с ребенком и похвалить его за старания. «Да, у него все равно плохая оценка, но ошибок гораздо меньше, а это уже успех. Жаль, что родители не замечают улучшения, а видят только двойку», — сетует Анастасия Шалаева.
Родителям она советует перестать дергать детей из-за отметок, тогда ребенок не будет нервничать, и вероятно, станет лучше учиться. «Когда он нервничает и думает об отметке, у него мысли заняты не темой, на которую он должен ответить, а тем, что он должен получить хорошую отметку для мамы», — объясняет она.
Что советуют психологи?
«Давление из-за оценок со стороны родителей формирует в детях ненависть к школе и отбивает желание учиться в будущем, уверена Наталия Дербенева, практикующий психолог и со-основательница детского сада Infant School. «Получается, что родители на протяжении десяти лет общаются с ребенком через призму оценок, и это общение часто носит негативный характер», — объясняет она.
К тому же, ребенок может перестать верить родителям. «Если тебя так ругают из-за оценки, то все красивые слова, что «мы учимся не за оценку, а за знания» ничего не стоят», — заключает она.
По мнению врача-психотерапевта Артема Толоконина, за «борьбой» за хорошие отметки часто скрывается желание взрослых быть родителями исключительного, выдающегося и успешного ребенка. Он уверен: своим неврозом родители развивают невроз и у детей, загоняя их в рамки идеальной учебы и поведения.
«Во главу угла ставится сверхценная идея, что «ребенок должен быть лучше всех». Зачастую — любой ценой. И разменной монетой, как правило, становится счастье ребенка. У меня на приемах часто бывают «отличники», которых в детстве физически наказывали за «четверки». Это имеет печальные последствия для психики, которые влияют уже на жизнь взрослого человека», — рассказывает врач.
Психотерапевт объясняет: ругая за плохие оценки по точным предметам, родители совершенно не думают об индивидуальных особенностях ребенка. Он подразумевает, что у ребенка могут быть совсем другие задатки и склад характера.
«Требовать хорошей успеваемости по точным предметам от творческого и склонного к гуманитарным наукам ребенка — значит повышать риск его нереализованности в будущем. Не развивая свое творческое начало, он просто пойдет не по тому пути и не сможет стать счастливым в полном понимании этого слова», — объясняет он.
Наталия Дербенева рекомендует особенно нервным родителям обратиться к профессиональной помощи психолога и прописать для себя правила, как общаться с ребенком об оценках.
«Никогда нельзя самому выносить вердикт о ситуации. Нужно дать возможность ребенку выстроить причинно-следственную связь с помощью вопросов: как тебе оценка, почему балл низкий, что ты планируешь делать? И, таким образом, сместить фокус со своего восприятия на то, как ребенок оценивает каждую полученную оценку», — объясняет она.
Психолог уверена, в вопросах учебы родители должны быть «менеджерами», которые вовремя подключают необходимые ресурсы и следят за тем, кто и что должен делать. «Это и разговоры, и план действий. Не всегда дети могут сами справиться, иногда нужна помощь репетиторов», — объясняет она.
Обучение — это самостоятельный процесс, которому родители должны помогать и способствовать. Но не гиперконтролем, а содействием, помощью и внушением того, что вне зависимости от оценок ребенка любят и поддерживают, уверен Артем Толоконин. «Главное в детстве — это ощущение счастья, и к отметкам оно не имеет отношения», — заключает он.
Перестаньте наказывать за двойки: как реагировать на школьные оценки
Конец четверти — непростое время для школьников и их родителей. Именно сейчас и те и другие реагируют особенно остро на отметки. Психолог семейного центра «Хорошевский» Светлана Даренских рассказывает, почему пора перестать беспокоиться из-за плохих оценок и как это сделать.
Опять двойка? И перед глазами всплывает картина художника Фёдора Решетникова, где на переднем плане стоит виноватый школьник и ждет реакции матери. У всех персонажей на холсте разное настроение. Родители часто воспринимают плохие оценки ребёнка не просто как двойки. Для взрослых они могут стать свидетельством родительской несостоятельности: не помогли вовремя, не проконтролировали, просмотрели! Итак, по какой причине ребёнок может получить плохую оценку:
Перечисленные причины наиболее распространены, и если в первом случае достаточно прояснить ситуацию с ребенком и все наладится, то в трех остальных нужна системная работа и поддержка в формировании нового подхода к учебе.
Что могут сделать родители:
1. Не наказывать за двойку. Тем более физически. Если ребенка наказывают за оценку, у него появляется страх перед школой в целом. Снижается уверенность в себе, появляется скованность и напряженность.
2. Не вешать ярлыки. Часто родители называют ребенка двоечником после полученной неудовлетворительной оценки. При этом могут никогда не называть его отличником при получении пятерки. Всегда создавайте положительную мотивацию. Акцентируйте внимание на успехах ребенка, а не на неудачах.
3. Изменить отношение к оценке в целом. Как чаще всего происходит? Ребенок получает пятерку. Родитель спрашивает: «Что получил?» «Пятерку» «По какому предмету?» «По русскому». В лучшем случае родитель говорит: «Молодец!», на этом диалог заканчивается. Про четвёрку родитель уже спросит: «А почему четыре?», про тройку: «А почему тройку? А кто еще получил тройку? Покажи, что ты там наделал! Как ты готовился?» И т. д. Если ребенок получил двойку, он получает максимальное количество внимания от родителей: они могут даже, отложив все дела, сесть и позаниматься с ним.
9 верных признаков, что ребёнок будет успешен в учёбе
Чтобы повысить мотивацию к получению хороших оценок, нужно действовать наоборот. Когда ребенок получит «отлично», задать ему много вопросов о том, как он выступал, какие вопросы ему задавали, попросить показать работу. А если «два», то задать один вопрос: что будешь делать?
Изменить стратегию поведения непросто, но возможно, если вы действуете последовательно и целенаправленно. И, конечно, если что-то не получается, обращайтесь за помощью к психологам ближайшего к вам семейного центра.
Квалифицированные специалисты столичных семейных центров окажут помощь в выстраивании эффективных способов общения между родителем и ребенком, основанных на уважении и доверии. В семейные центры может обратиться каждый родитель и законный представитель несовершеннолетнего ребенка. Услуга предоставляется бесплатно, если семья признана нуждающейся в социальной поддержке.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Почему я не ругаю своего ребенка за плохие оценки?
Психолог, автор статей и мама (Facebook/Instagram)
Школа — это следующий после садика этап развития ребенка. И кроме того — это этап проверки семьи на прочность. Есть много случаев, когда во время учебы у детей и их родителей возникают проблемы в отношениях, претензии, выяснения, конфликты.
Сегодня я поделюсь своим отношением к успеваемости ребенка. И заодно озвучу, как именно я относилась к этому в прошлом и как я вижу это сегодня. Первое, что я хочу сказать: очень важно помнить, что школа и успеваемость в школе не определяют вашего ребенка. Несмотря на какие-то проблемы со школой, стОит всегда помнить, что этот человек, пусть он и не делает успехи, остается вашим ребенком. Любимым и драгоценным. Школа закончится, а ваши отношения с ребенком — останутся. Ваша семья продолжит свои отношения дальше, и очень важно не потерять их из-за неуспеваемости ребенка (ребенок навсегда запомнит поддеживали ли вы его или добивали)
Итак. Почему я не ругаю за плохие оценки.
Я убеждена, что оценки не являются показателем знаний и умений ребенка.
Да, я в свое время 5 лет проработала в школе учителем английского языка. Я выставляла оценки, и плохие тоже. В каких-то семьях из-за этого дети имели скандалы и проблемы в семье. Помню, что когда я училась в школе, были ученики, которые реально умоляли учителей не ставить четыре, потому что им страшно было возвращаться домой. Потому что родители били отличницу, если она приносила четверку.
Но были и те семьи, в которых оценки не влияли на отношение к ребенку со стороны родителей. Меня, как учителя, всегда возмущали дети, которые гордо заявляли о том, что родители их не ругают за плохие оценки. Не только возмущали, но также и злили. Таких родителей я воспринимала, как людей беспечных и безответственных.
Ведь я, будучи учителем, считала плохую оценку еще и призывом родителей поучаствовать в успеваемости ребенка, дать втык, чтобы ребенок исправился, стал лучше. Но оказалось, что для некоторых родителей их ребенок УЖЕ был лучшим и у них не было потребности “исправлять” своего ребенка.
В младшей школе я и сама могла сильно ругать своего ребенка за недостаточную успеваемость. Я испытывала стыд и позор, что “при маме учительнице” моя дочь не отличница, а хорошистка. Я нервничала и кричала, моя дочь плакала. И что в итоге получается? Что ребенок начинает не любить школу, потому что школа становится яблоком раздора в семье, причиной того, что мама стала обозленной и разочарованной. А еще школа является причиной слез и разочарования ребенка в самом себе. Мне до сих пор стыдно за то свое поведение.
Со временем я начала отделять социальную роль моего ребенка-ученицы от роли дочери. Да, моя дочь может не быть отличницей, но это не мешает ей быть для меня отличной дочерью.
Да и к тому же я знаю лично много примеров, когда заядлый двоечник или троечник в школе имел высокую успеваемость, например, в училище по своему профилю, а во взрослой жизни становился грамотным и успешным специалистом.
Недавно закончилась первая четверть и дети принесли домой оценки. И меня коснулась участь родителя, которому не понравились оценки ребенка. Поначалу я по инерции почувствовала злость и стыд. Но потом быстренько собралась и отделила школьные роли от своего ребенка. Вспомнила, что у меня прекрасная дочь и оценки не определяют ее, как человека.
Я могу назвать парочку причин, по которым родители требуют высоких баллов:
Например, если мама или папа были в свои годы отличниками, то они хотят, чтобы и ребенок не прерывал династию отличников. Не дай бог не стал хуже родителей. Иначе это ощущается родителями, как провал. Плохие оценки они расценивают, как оценки своему родительству и воспитанию.
Или наоборот, если родители были хорошистами или троечниками (а может, даже двоечниками), им хочется, чтобы ребенок реализовал их незакрытую потребность в признании и гордости за себя.Они жестко наседают и требуют стать лучше и успешнее в обучении, чем были сами родители.
Иногда родители боятся, например, позора и осуждения из-за плохих оценок со стороны родственников, коллег, общества. Знаете? Вот эти компании мам или бабушек, которые любят похвастаться успехами своих деток и иногда не гнушаются обесценить других родителей, мол, мой ребенок умнее твоего.
Ведь табель отличника не грех показать всем родственникам, послушать хвалебные оды и удовлетворить своего внутреннего “нарцисса” — почувствовать, что я супер-мать или отец. А что делать с табелем троечника? Спрятать, конечно, и никому не показывать.
Поэтому родителям, которые требуют от своих детей высоких баллов, стоит спросить у себя: зачем вам высокие оценки вашего ребенка?
Что вы чувствуете, когда ваш ребенок приносит плохие оценки? Разочаровываетесь ли вы в своем ребенке из-за плохой успеваемости?
Сейчас я учу дочь не переживать из-за оценок. Например, их класс как-то писал контрольную работу. Дети получили не очень хорошие оценки. И все они несколько дней боялись сообщить об этом родителям.
Моя дочь тоже боялась. Три дня они с подругами обсуждали, как сказать об этом, и, соответственно, переживали за реакции родителей. Моя дочка призналась мне только тогда, когда плохие оценки выставили в дневники. И понятное дело, что я бы и так и так увидела. То есть еще не факт, что она бы мне вообще сказала о том, что получила плохую оценку. Настолько она боялась.
Она очень переживала, объясняя мне, почему оценка такая. А я переживала по другому поводу. Я ее обняла и единственное, что спросила тогда у нее: почему она так долго держала это в секрете? Ведь целых три дня ей приходилось скрывать и бояться. Переживать о последствиях. Опасаться моих возможных реакций… Я думала, что я уже сто раз убедила дочь в том, что я люблю ее с любыми оценками, что для меня главное, чтобы она была здорова и счастлива в жизни.
Но нет, может быть, мои давнишние реакции на неуспеваемость все еще напоминают ей о том, что мама может быть очень злой из-за плохой оценки.
Единственное, чего я прошу у дочери: прикладывать максимальные усилия к подготовке и выполнению домашних заданий, к изучению материала. То есть “делать, что должно и будь, что будет”.
Да, иногда она не выкладывается полностью, может полениться и как попало сделать домашнее задание или сделать вид, что все выучила (за 10 минут например. В таком случае она неизбежно приносит невысокий балл, и я напоминаю ей, что подготовка была поверхностной, поэтому оценка получена справедливо. Что если ты не работаешь, то и оценки получаешь плохие.
Но если я вижу, что она усиленно готовится, учит, повторяет, а потом приносит плохую оценку, то я точно ее не ругаю. Потому что вчера она могла рассказать мне все на отлично, а в школе — занервничать, распереживаться, вовремя не собраться с мыслями, отвлечься и поэтому получить плохой бал.
Кстати, однажды, давным давно я услышала от коллег такое мнение. Что единственное, о чем они жалеют, так это о том, что слишком многого требовали от своих детей касательно уроков и школы.
Поэтому сейчас мы поменялись местами: моя дочь переживает, если получает плохую оценку, а я делаю все возможное, чтобы ее успокоить. Я пытаюсь научить ее тому, что здоровье, и психологическое в том числе, нужно беречь. И что ни одни оценки не должны расстраивать и вводить в стресс.
Оценки не определяют успешность в дальнейшей жизни. Они не гарантируют счастье в будущем. Оценки не должны убивать самооценку ребенка (простите за тавтологию). Гораздо важнее и полезнее в жизни, я считаю, быть уверенным в себе, принимать и прощать свою неидеальность, уметь идти дальше, не смотря на трудности и ошибки, уметь дружить и общаться с людьми, не давать каким-то негативным обстоятельствам и людям влиять на самооценку и на качество жизни в целом.
Кстати, перед тем как опубликовать у себя в блоге видео и отправить текст на публикацию, я дала его прочитать старшей дочке, ведь здесь речь идет о ней. А еще я уважаю ее нежелание фотографироваться и всегда спрашиваю у нее разрешения на публикацию фото с ней и текстов о ней. А также я спросила у нее: все ли написанное здесь — правда? Она ответила — да. Вот только она не помнила, чтобы я кричала на нее во время выполнения домашних заданий в раннем детстве. Я ответила, что Я помню и поэтому снова попросила прощения.
Когда я спросила у дочки: ничего, что я выложу материал о том, что ты получаешь невысокие баллы? Она сказала: конечно, ничего. Многие получают плохие оценки. Так бывает.
Не знаю, приведут ли мои взгляды на успеваемость в школе к положительным результатам, к устойчивой самооценке и к минимизации стресса (особенно в подростковом периоде), но пока я верю в успех того, что я делаю.