Что изучает методика обучения грамоте
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методы обучения грамоте
В зависимости от того, какая единица языка берется как исходная при обучении элементарному чтению (буква, звук, слог, целое, слово), и от того, какой вид деятельности учащихся (анализ, синтез) является ведущим, методы обучения грамоте могут быть классифицированы в соответствии со следующей таблицей:
Рис №1. Классификация методов обучения грамоте
1. Вплоть до конца ХVІІІ в., в период господства в школьной практике догматических методов обучения, использовался так называемый буквослагательный метод, опиравшийся на механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов (азъ, букы, глаголь, добро; букы – азъ – ба). Складывались слоги, не всегда реально существующие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): учащиеся, называя каждую букву ее полным названием, складывали слоги, а затем соединяли эти слоги в слова.
В XIX в. названия букв были упрощены (например, вместо «букы» — «бе»), но суть методики осталась та же. Завершалось обучение чтением «по верхам», т. е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое чтение затрачивался еще один год. К письму переходили лишь на третьем году обучения. Буквослагательный метод направлен на механическую зубрежку.
Существенным недостатком метода было то, что он не опирался на звучащую речь, не требовал слитного чтения слога. Сложное название буквы затрудняло восприятие читаемого звука. Тексты, религиозно-нравственного содержания были трудны для детского восприятия. Письмо было оторвано от чтения.
На смену буквослагательному методу приходят другие, главным образом звуковые методы, ориентированные на аналитическую, синтетическую и аналитико – синтетическую деятельность учащихся.
2. В 40-е годы ХІХ в. В России был популярен аналитический звуковой метод («метод Золотова»). Согласно этому методу, школьники делили предложение на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в варианте письменном). Однако и в этом аналитическом звуковом методе все еще заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв. Звуковой анализ слова начинался после того, как дети зрительно запоминали начертание этого слова, т.е преобладали зрительные упражнения.
3. Примером синтетического звукового метода может служить метод Николая Александровича Корфа (1834-1883). Этот метод унаследовал многое от буквослагательного метода. Однако обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем — соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: дети сливали звуки в слоги, составляли из букв слоги и слова. Затем усваивались новые звуки и т. д. Чтение по этому методу – это называние ряда звуков, обозначаемых буквами (побуквенное чтение).
4. В 1872г. вышла «Азбука» и в 1875г. «Новая азбука» Льва Николаевича Толстого, составленные по «слуховому» («слогослуховому») методу. Толстой уделял очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов па звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены так, что трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Он ввел добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, много внимания уделял слуховому восприятию и артикуляционным упражнениям (речедвигательным); применил одновременное обучение письму — ввел печатание букв, слов и даже запись слов под диктовку с первых же уроков грамоты; добивался сознательного чтения: все тексты, составленные им самим, были не только доступны, но близки и интересны крестьянским детям.
Усиленная слоговая работа, по сравнению с буквосложением, была шагом вперед, так как в ней имеют место слуховые и речедвигательные упражнения, само чтение становится ближе к естественному, слоговому чтению, элементарно соблюдается постепенность в нарастании трудности читаемого.
Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., имели недостатки: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, сложение слов из заученных элементов. Тексты для чтения — это молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения
Поиски в споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.
5. В Западной Европе звуковой аналитико-синтетический метод разрабатывали в XIX в. Грезер, А.Дистервег, Фогель; в России он впервые был введен К.Д.Ушинским (1824-1870).
Достоинством методики было то, что автор опирался на живую речь. Обучение грамоте соединено с развитием речи учащихся. С первых же уроков дети работают с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты доступны для них. Для звукового анализа используются предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.
Положительной стороной своей методики К.Д.Ушинский считал ее развивающий характер. Постоянное внимание уделялось развитию речи, осознанному чтению, беседе, связи письма и чтения — все это создавало последовательную систему развития мыслительных способностей школьников. Звуковой аналитико-синтетический метод, таким образом, представляет собой огромный шаг вперед на пути борьбы за массовость образования. В нем полностью преодолен догматизм буквослагательного метода.
6. В конце XIX в. Д.И. Тихомиров и В.П.Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения. Цель этих упражнений — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, научить разлагать его на элементы: на предложения, слова, слоги и звуки, а также синтезировать: соединять звуки в слоги, слоги в слова. В этот же период проводилась подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр. Позднее этот этап получил название добукварного периода.
В.П.Вахтеров и Д.И.Тихомиров отказались также от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем — письменные их варианты (принцип единства письма и чтения сохранился).
7. В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В. А.Флерова. В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» звуков к «трудным», по их артикуляции и возможности произносить звук отдельно, самостоятельно. Флеров рекомендовал «чтение по подобию»; усвоив чтение слога ма, ученик так же, т. е. «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо, са и т. п. В его букваре для усиления слоговой работы помещены слоговые таблицы. В. А.Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».
8. Метод «живых звуков» И. Н. Шапошникова исходил из того утверждения, что «отдельных звуков не существует, слог неразложим, звуки в словах совершенно непохожи один на другой — это совершенно различные звуки». Поэтому он отрицал работу с отдельными звуками и их слияние; он вернулся к «письму-чтению». Дети сами составляли свой рукописный букварь, состоящий из собственных впечатлений, мыслей, переживаний. Хотя метод, Шапошникова был ориентирован на творчество детей, на высокую познавательную активность, он не получил широкого распространения, так как большинство учителей не умели работать, не опираясь на печатный букварь, на его страницу, на конкретные материалы и упражнения.
9. Метод целых слов привлекал специалистов тем, что позволял, во-первых, сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, избегая длительного периода чтения примитивных, малоинтересных, бедных по содержанию текстов; во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием.
Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без анализа звукового и буквенного состава, до 150 слов. Они воспроизводили их графически, т. е. перерисовывали, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: набранное из букв разрезной азбуки слово «раздвигалось», и дети усваивали буквы.
Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов. Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу.
10. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте был создан в 60-е гг. прошлого столетия. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.) наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма.
Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.
Методика обучения грамоте
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение грамоте – это ступень по овладению первоначальными умениями чтения и письма.
Обучение грамоте является своеобразной «стартовой площадкой» в овладении учащимся иными школьными науками.
Задачи и основные принципы обучения грамоте
Основными задачами обучения грамоте являются:
Обучение грамоте является одной из составных частей обучению русскому языку, так как предусматривает формирование у детей навыков к чтению литературы, языковых понятий, простейших грамматических и орфографических умений.
Таким образом, методика обучения грамоте находится в тесной взаимосвязи с такими разделами методики как орфоэпия, грамматика, орфография и т.д.
Обучение грамоте предусматривает три группы принципов:
Большое значение в обучении грамоте имеет верно составленный учебник. Как показывает практика, учебник по обучению грамоте должен содержать следующие материалы:
Методика обучения грамоте предусматривает два блока:
Готовые работы на аналогичную тему
Методика обучения чтению
Методика обучения чтению делится на 2-3 этапа:
1 Этап – добуквенная подготовка (добуквенный)
Продолжительность – 2-3 урока в течение 2-х месяцев.
Цель: ознакомление учащихся с такими понятиями как буква, звук, слог, слово, предложение и т.д.
На данном этапе структура урока свободная, важным является только соблюдение следующих моментов:
2 Этап – буквенный
Цель: зучение букв алфавита, последовательность знакомства с буквами не обязательно в алфавитном порядке.
Проводятся уроки двух типов:
Структура урока по изучению новой буквы и звука:
Структура урока не обязательно должна содержать все указанные элементы, в том случае, если дети имеют первичные навыки или хорошую дошкольную подготовку, то 2-й и 3-й пункты могут быть исключены.
3 Этап – послебукварный
Цель: обучение восприятию прочитанного текста, осуществление анализа прочитанного, формирование и развитие правильности и сознательности чтения.
Учащимся предлагают для прочтения отрывки из известных произведений. Выразительность и беглость чтения «отодвигаются» на второй план, важным становится правильность прочтения и понимание (осознание) прочитанного текста. Уроки данного этапа являются к подготовительными к урокам литературного чтения.
Методика обучению письму
Обучение письму – это выработка графического навыка.
Графический навык – это сознательное механическое написание звуков и букв в их правильном соотношении, соблюдение правил орфографии, с целью передачи собственных чувств и мыслей.
Основной целью обучению письму: формирование графически четкого, правильного и достаточно скорого письма.
Методики обучения письму:
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Основные методы обучения грамоте
Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. Необходимо позаботиться об успешном вхождении в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:
1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].
2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.
3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.
4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.
Для рассмотрения и анализа я выбрала 1 и 2 этапы обучения грамоте, т. к. считаю их наиболее сложными на первом этапе обучения для детей.
“Лишь методика доводит дидактические принципы до учителя, до детей” (Л.В.Занков. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г.)
Таким образом, эти принципы определяют не только содержание и структуру программ, но и свойства методики, на которые необходимо опираться при подготовке к урокам. Вот они: многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариативность.
Основное назначение подготовительного периода : введение основных для обучения грамоте понятий : слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д. Дети только учатся ориентироваться в “Азбуке”. Необходимо формировать у них умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно. В подготовительный период обучения важно удивить ребенка. Удивление служит импульсом к процессу познания. На этом этапе используются всевозможные задания: разноместность ударения, работа над многозначностью слов. Дети получают интересные сведения о природе, о героях сказок и т. д. Важны и интересны следующие игровые приёмы: игра “Кто быстрее?” – рисование по точкам, “слепые рисунки”, буквенные и словесные ребусы, кроссворды, инсценировки. Ученик становится соавтором книг и учителя. Этому должна способствовать атмосфера доброжелательности и взаимопонимания на уроке.
На втором этапе вводятся сонорные согласные звуки и буквы, начинается первичное чтение. Это настоящий праздник для не читающих детей. В этот период практикуется хоровое, выборочное, индивидуальное чтение. Например, прочитайте слова с одним гласным, теперь – с двумя гласными. Ещё один пример: найдите и подчеркните имена мальчиков. Как вы их искали? А как искал самый быстрый? (Читал только те слова, которые начинаются с большой буквы).
Для расширения поля зрения детей учитель использует такие таблицы:
У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное. Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. Таких текстов у учителя много. Учащимся даётся задание прочитать текст без ошибок, целыми словами, с опорой на ударение, найти трудные для прочтения слова, разделить их дополнительными пометами, подготовится читать выразительно, с последующим пересказом, озаглавить текст и т.д. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.
Очень важная форма работы в развивающем обучении – поиски закономерностей. Необходимо вводить её с первых же уроков. Так постепенно будет складываться опыт рассматривания одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые создают данный объект или явление. Например, на с.14 “Азбуки” (Нечаева Н. В.) нарисованы шар, пожар, муха, комар. Под ними написаны названия этих предметов с пропусками известных детям букв а, у.
Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами. Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете? и т. д. Ребёнок от узнавания наглядного образа – рисунков предметов переходит к анализу их названий – слов на уровне такой абстракции, как звук. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы надо вписать и что не рифмуется слово “муха”. Об этом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх букв: две обозначают согласные звуки, две – гласные. Затем ребёнок возвращается к рисунку мухи, чтобы рассказать всё, что он знает об этом насекомом. Данное задание позволяет учащимся работать на высоком уровне трудности, но вполне им доступном.
Ещё одна из форм работы – это разыгрывание пантомим, с постепенным включением высказываний школьников. Дети учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Это происходит благодаря страничкам “Театр” в Азбуке. Необходимо пробудить у детей потребность в общении, вызывать у них интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.
Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова особенно актуальна сегодня, в период развития инновационных технологий в образовании.
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Тема урока. Слог. Деление слов на слоги.
Оборудование. Учебник “Азбука” (авт. Н. В. Нечаева), касса букв и слогов, слоговая таблица, пособие “Я читаю?” (авт. Н. Нечаева).
I. Организация класса
– Сегодня такое чудесное осеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.
II. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы начнем работу над важной и интересной темой. Что это за тема вы скажите мне сами. Поможет зам в пути наша гостья — Красная Шапочка.
(На доске – иллюстрация с изображением Красной Шапочки).
– Кто из вас знает автора этой сказки?
– Верно, автор – Шарль Перро.
III. Работа над темой
1. Тренировочные упражнения.
– У нашей гостьи в кармашке множество интересных заданий. Для того чтобы мы смогли отправиться в путь, нужно решить такие грамматические задачи.
Задача 1. Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы.
На доске буквы из кассы букв: а и й л м н о р у ы э
– Какие варианты у вас получились? (Это две группы: гласные и согласные.)
– Давайте расставим отдельно гласные и согласные. (Вызвать слабых учеников.)
– Чем гласный звук отличается от согласного? (Ответы детей.)
Задача 2.
Работа со слоговой таблицей. На доске:
– Красная Шапочка приготовила небольшой конкурс. Он называется: “Кто больше?” Нужно составить как можно больше слов из данных букв и слогов.
луна | налим | Ника |
лимон | Роман | и т.д. |
– Молодцы! А теперь немного отдохнем.
2. Дыхательные упражнения.
– Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков:
IV. Открытие нового знания
– Идем мы с Красной Шапочкой дальше в город “Знаний”, По пути мы должны сделать “открытие”, чтобы получить волшебный ключик от замка в наш город. Поможет нам решить эту задачу “Азбука”.
– Рассмотрите буквы в таблице Что можете сказать? (Мнения детей.)
– Букв в каждой строчке дано много – из них можно составить слова. Попробуйте составить слова из букв первой строчки. (Не получается.)
– Почему? Ведь здесь пять не повторяющихся букв. (Дети спорят.) Обратитесь к третьей строчке. Что заметили?
Мила | пила |
Лапа | и т.д. |
– Почему в этом случае вы смогли составить слова? Какой вывод можно сделать? (Слова не могут состоять из одних согласных букв, кроме слов-помощников: В, С, К. В словах обязательно должны быть гласные.)
– Молодцы, ребята! “Открытие” сделано, значит, ключ наш. Входим в город “Знаний”, но сначала отдохнем.
V. Физминутка
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише-тише, Тишина
В нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он.
VI. Открытие нового знания (продолжение)
Вот мы с вами, ребята и в Городе Знаний. Наши открытия еще не закончились. То-то удивится Красная Шапочка!
– Кто прочитает слово вверху странницы? (Слог.)
– Сейчас мы узнаем, что это слово обозначает.
– Составьте слова из букв Р Л М Н. У вас не получилось? Почему? (Здесь нет гласных.)
– А теперь составьте слова из букв У Л Н А. (Луна.)
– Какой вывод можно сделать? (Есть гласные, есть слово.)
– На сколько частей распалось каждое слово? (Сколько гласных, столько частей.)
– Подумайте, почему. Такие части называются слогами. Правильно, ребята, сколько в слове гласных, столько и слогов. Выучим небольшое стихотворение, которое приготовила для нас Красная Шапочка.
VII. Физминутка
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый
Из учеников.
VIII. Открытие нового знания. Деление слов на слоги
– А Красная Шапочка приготовила новое задание. Подчеркните простым карандашом слова, а слоги дополните до слов:
УМ РО МИ ОН МИР МНО НИ (РОЛИ, МИЛА, МНОГО, НИНА)
– Определите, сколько в данных словах слогов. Докажите почему.
– По слогам переносятся слова с одной строчки на другую
– Разделите слова для переноса: луна, малина, лимон, налимы. Поставьте в словах ударение. Кроме того, со слогами можно играть.
– Мы должны помочь Красной Шапочке дойти до бабушки. Для этого нужно разгадать ребусы:
– Молодцы, ребята! Теперь Красная Шапочка отправится к бабушке, а мы немного почитаем.
IX. Дополнительная часть
Мирон Минин | Ирина Минина | Марина Минина | Анна Ларина | Роман Ларин | Иван Ларина |
Хоровое и индивидуальное чтение столбиков.
– Что заметили? (Все слова написаны с большой буквы.)
– А еще? (Это две семьи, здесь имена и фамилия.)
– Как можно распределить эти слова на группы? (Имена — фамилии; семьи)
X. Итог работы
– Всем спасибо, ребята! Вы сегодня – молодцы! А кого бы вы хотели отметить из ребят? Что вам запомнилось больше всего?
«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика обучения грамоте
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:
Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.
Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)
На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:
· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.
· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки
Содержание делится на два блока:
1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)
2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
· усвоение учащимися нового термина;
· активная умственная деятельность учащихся;
· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
· выделение предложений из речевого потока;
· выделение отдельных слов в предложении;
· скандирование слов, выделение слогов;
· сравнение по размеру предмета и слова ;
· выделение ударного слога;
· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
· упражнения в звукоподражании;
· выделение первого (последнего) звука в слове;
· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
· выделение каждого звука в слове;
· определение на слух количества звуков в слове;
· выделение в слове гласных (согласных) звуков;
· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).
Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
· введение нового звука,
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
— Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
спрогнозировать содержание будущего текста
по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);
по ключевым словам;
работа во время чтения
научиться читать текст
чтение друг другу в парах;
чтение вслух цепочкой;
уточняющие вопросы по ходу чтения;
работа после чтения
— итоговое вырази тельное чтение;
соотношение с иллюстрацией и заголовком;
Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.
Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
· ориентировка на странице прописей и тетради;
· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
· предупреждение искажения при написании букв;
· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Этапы и условия формирования графического навыка:
1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.
2. Письмо элементов букв.
3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.
4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.
Методические приемы обучения письму.
· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
· воображаемое письмо (письмо в воздухе);
· анализ формы буквы;
а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;
б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;
в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.
· усвоение правил письма:
— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.
— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.
— Слог пишется безотрывно.
· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.