Что изучает методика обучения русскому языку в начальных классах
Методическая система обучения младших школьников русскому языку.
Методика обучения русскому языку в начальных классах.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Успешность обучения зависит от сформированности общих учебных умений и навыков, способов деятельности.
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – частная наука, определяющая содержание, принципы, методы и приёмы обучения, закономерности усвоения отдельного предмета.
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Это — прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Предметом изучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика преподавания русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: 1) Чему учить? 2) Как учить? 3) Почему так, а не иначе?
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д.
Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в училищах и техникумах, в вузах. Каждая ступень имеет свои особенности.
основные разделы методики начального обучения:
методика обучения грамоте,
методика обучения чтению,
методика обучения грамматике и орфографии,
методика развития речи.
Теоретические основы методической науки.
Методика преподавания русс.яз. – это пед. наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой.
Цель методики, одной из пед. наук, имеет две ветви.
Практическая цель: вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).
Предметом данной науки является процесс овлад-я школьниками теорией и практикой языка в условиях обуч-я.
Цели методики конкретизируются в 4х ее задачах:
1. («зачем учить?»): выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы;
2. («чему учить?»): отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники,
3. («как учить?»): разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;
4. («почему так, а не иначе?»): обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных концепций, вариантных систем обучения;
Методика русс. яз. не может не опираться на другие науки, которые помогают определить ее задачи, содержание и методы преподавания. Такими науками являются языкознание, педагогика и психология.
Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку определяются наукой о языке — лингвистикой. Первопроходцем в вопросе сближения обучения языку с достижениями лингвистической теории был Ф. И. Буслаев. Постепенно в методике сформировался очень важный принцип — функционально-семантический, в соответствии с которым учащиеся должны овладевать языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла.
основные разделы методики начального обучения:
методика обучения грамоте,
методика обучения чтению,
методика обучения грамматике и орфографии,
методика развития речи.
Методическая система обучения младших школьников русскому языку.
Организующим методологическим понятием любой науки является система. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, составляющих единое целое. Для ученых-методистов целое- это процесс обучения русскому языку в нач.школе как система, а частями, составляющими методическую систему обучения русскому языку, являются следующие ее компоненты.
-принципы, методы и приемы обучения русскому языку
-организационные формы обучения.
Методы- это определенные способы воплощения принципов в системе обучения.
Методическая система начального обучения русскому языку: Изучение русского языка в нач.школе направлено на достижение след.целей:
-развитие речи, мышления, воображения школьников.
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге.
-воспитание позитивного эмоционального-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремление совершенствовать свою речь.
Под методами в методике перпод-я русск.языка принято понимать способы обучения, при помощи которых достигается усвоение новых знаний. Выделяют следующие типы методов изучения нового материала:
-индуктивный (движение от частного к общему)
-дедуктивный ( разложение целого на части)
К методам закрепления, повторения, контроля относят:
-схематизацию( графич. изображение языковых фактов или категорий)
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 3701 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методика обучения русскому языку в начальных классах
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика обучения русскому языку в начальных классах.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Успешность обучения зависит от сформированности общих учебных умений и навыков, способов деятельности.
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – частная наука, определяющая содержание, принципы, методы и приёмы обучения, закономерности усвоения отдельного предмета.
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Это — прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Предметом изучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика преподавания русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: 1) Чему учить? 2) Как учить? 3) Почему так, а не иначе?
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д.
Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в училищах и техникумах, в вузах. Каждая ступень имеет свои особенности.
основные разделы методики начального обучения:
методика обучения грамоте,
методика обучения чтению,
методика обучения грамматике и орфографии,
методика развития речи.
Теоретические основы методической науки.
Методика преподавания русс.яз. – это пед. наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой.
Цель методики, одной из пед. наук, имеет две ветви.
Практическая цель: вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).
Предметом данной науки является процесс овлад-я школьниками теорией и практикой языка в условиях обуч-я.
Цели методики конкретизируются в 4х ее задачах:
1. («зачем учить?»): выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы;
2. («чему учить?»): отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники,
3. («как учить?»): разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;
4. («почему так, а не иначе?»): обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных концепций, вариантных систем обучения;
Методика русс. яз. не может не опираться на другие науки, которые помогают определить ее задачи, содержание и методы преподавания. Такими науками являются языкознание, педагогика и психология.
Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку определяются наукой о языке — лингвистикой. Первопроходцем в вопросе сближения обучения языку с достижениями лингвистической теории был Ф. И. Буслаев. Постепенно в методике сформировался очень важный принцип — функционально-семантический, в соответствии с которым учащиеся должны овладевать языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла.
основные разделы методики начального обучения:
методика обучения грамоте,
методика обучения чтению,
методика обучения грамматике и орфографии,
методика развития речи.
Методическая система обучения младших школьников русскому языку.
Организующим методологическим понятием любой науки является система. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, составляющих единое целое. Для ученых-методистов целое- это процесс обучения русскому языку в нач.школе как система, а частями, составляющими методическую систему обучения русскому языку, являются следующие ее компоненты.
-принципы, методы и приемы обучения русскому языку
-организационные формы обучения.
Методы- это определенные способы воплощения принципов в системе обучения.
Методическая система начального обучения русскому языку: Изучение русского языка в нач.школе направлено на достижение след.целей:
-развитие речи, мышления, воображения школьников.
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге.
-воспитание позитивного эмоционального-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремление совершенствовать свою речь.
Под методами в методике перпод-я русск.языка принято понимать способы обучения, при помощи которых достигается усвоение новых знаний. Выделяют следующие типы методов изучения нового материала:
-индуктивный (движение от частного к общему)
-дедуктивный ( разложение целого на части)
К методам закрепления, повторения, контроля относят:
-схематизацию( графич. изображение языковых фактов или категорий)
Разделы методики начального обучения русскому языку.
Методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму.
Методика обучения чтению. Задача уроков чтения в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе.
Методика обучения грамматике и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков.
Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения. Дети поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать; они овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами. Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей.
Методика преподавания русского языка – это наука постоянно развивающаяся и совершенствующаяся. К сожалению, пока ещё в решении ряда вопросов методика иногда опирается не столько на современные лингвистические и психологические теории, сколько на сложившийся опыт, на традиции. Одна из важнейших задач методики как науки и состоит в том, чтобы пересмотреть, перепроверить действенность существующей системы обучения русскому языку, найти в ней уязвимые места, понять причины негативных явлений и с современных теоретических позиций определить пути и способы коренного улучшения практики обучения русскому языку.
2. Связь методики с другими науками.
Особенность любой частной методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки. Следующая схема наглядно демонстрирует это.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПСИХО- ЛИНГВИС- ЛИТЕРАТУРО- ПЕДАГО-
ЛОГИЯ ТИКА ВЕДЕНИЕ ГИКА
Методологической основойметодики обучения русскому языку, как и других наук, является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. С позиции всех этих теоретических концепций определяются общие подходы к решению вопросов обучения русскому языку и воспитания средствами данного предмета. Так, на основе теории познания методика как наука осуществляет своё развитие. Именно из практики черпает она свои научные проблемы и практикой же проверяет правильность их решения. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе, уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом. Например, сегодня становится очевидным, что, изучая в школе язык как средство общения, мы слишком мало занимаемся обучением самому общению с помощью этого средства. Признание этого факта даёт толчок методической мысли, влечёт за собой научный поиск.
На решение большей части методических вопросов методологические концепции влияют не прямо, а через науки, откуда методика черпает принципиально важную для неё информацию. Ведущие из этих наук – языкознание (или лингвистика), психология и педагогика. Лингвистические, психологические и педагогические теории являются фундаментом, теоретической базой методики обучения русскому языку.
Лингвистика – это наука о языке, а методика изучает преподавание языка. Значит, предмет изучения методики – сам язык (подробнее см. учебник).
Неразрывны связи методики русского языка с психологией. Методика опирается на физиологические и психологические особенности памяти, мышления, внимания, речи ребёнка. Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала. Всё отчётливее вырисовываются связи методики обучения русскому языку с психолингвистикой, находящейся на стыке психологии и языкознания. Она даёт методике данные о речи как о деятельности.
Методика стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики:принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступностии научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы.
Методика опирается также на теорию литературы.Методика чтения вначальных классахстроится на основе закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства.
Большую роль в развитии методики обучения русскому языку играет и педагогический опыт (на схеме – стрелка, указывающая на связь науки и практики, двусторонняя). Идеи, рождённые учителями, воплощённые в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, безусловно, могут способствовать научно-методическому прогрессу.
3. Принципы обучения русскому языку.
Как уже было сказано, в методике используются все основные принципы дидактики. Однако русский язык как предмет школьного изучения требует специфической интерпретации этих принципов. Так, принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Принцип наглядности на уроках русского языка – это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диа- и видеоофильмов, но и наблюдения над живым языком, над речью, опора на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной «наглядный» материал на уроках русского языка – это русский язык в его лучших образцах: фольклор, произведения классиков русской литературы, современных писателей.
Л.П. Федоренко разработаны собственные, методические принципы обученияродному языку, которые определяют основные направления учебного труда учителя и учащихся и выходят за рамки общедидактических принципов, указанных выше. Эти принципы выводятся из закономерностей усвоения языка и речи (см.: Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984).
Первый принцип – принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи – вытекает из закономерности: «Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения». Данный принцип определяет обучение произносительной стороне языка, тренировку механизмов речи.
Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления. Обучение языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста.
Третий принцип, опирающийся на закономерность выразительности речи, определяется как принцип различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц. Он предполагает дифференциацию функциональных стилей и оценку выразительности слова и других единиц языка в тексте. Этот принцип определяет необходимость изучения русского языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.
Четвёртый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц», способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи. Языковое чувство ребёнка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а также в результате собственной речевой деятельности.
4. Методы исследования в методике русского языка. (Самостоятельно по учебнику: «Методика…» Рамзаевой, Львова 1979: с.12-16; «Методика…» Львова, Рамзаевой 1987: с.13-16.)
Meтoдикa oбyчeния rpaмoтe – пpиклaднaя нayкa, в ней бoльшyю poль иrpaeт пpaктикa. Bыcoкaя тoчнocть ee пpaктичecкиx вывoдoв и peкoмeндaций oбycлoвливaeтcя и oбecпeчивaeтcя paзpaбoтaннocтью ее системы исследований. В процессе исследовательской дeятeльнocти пpимeняютcя в eдинcтвe тeopeтичecкиe и эмпиpичecкиe методы иccлeдoвaния.
Teopemuчecкue мemoды:
1) изyчeниe мeтoдoлoгичecкиx ocнoв (нaпpимep, cвязи мышлeния и peчи, ecли нeoбxoдимo найти оптимальные пyти paзвития peчи);
2) изyчeниe. «иcтopии вoпpoca», т.e. изyчeниe и анализ пpeдыдyщeгo oтeчecтвeннoгo и зapyбeжнoro oпытa пo данной мeтoдикe;
3) изyчeниe вoпpocoв coвpeмeннoгo нayкoвeдeния, опыта иccлeдoвaтeльcкoй paбoты yчeныx;
4) aнaлиз и обобщение мaтepиaлa, пoлyчeннoro эмпиpичecким пyтeм, т.e. в peзyльтaтe наблюдений, изyчeкия oпытa yчитeлeй, экcпepимeнтa.
Эмпupuчecкue мemoды:
1) изyчeниe опыта yчитeлeй в цeляx oбнapyжeния, oбoбщeния, оценки и pacпpocтpaнeния того нового и ценного, что пoявляeтcя в пpoцecce твopчecкoro тpyдa школьного yчитeля;
2) цeлeнaпpaвлeнныe наблюдения над пpoцeccoм oбyчeния, т.e. пpoтoкoлиpoвaниe ypoкoв, ответов yчaщиxcя и иx paccкaзoв, вeдeниe мarнитoфoнныx зaпиceй и видeoзaпиceй, изyчeниe пиcьмeнныx paбoт yчaщиxcя;
Лекция по теме «Методика русского языка как наука»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Методика русского языка как наука
Русский язык как учебный предмет в начальной школе
Русский язык – один из важнейших предметов в общеобразовательной школе.
— Согласны ли вы с данным утверждением? Обоснуйте свое мнение.
Язык является важнейшим средством человеческого общения. Значит, речь человека, который владеет тем или иным языком, должная быть содержательной, ясной, правильной богатой, выразительной, доступной пониманию.
Язык неразрывно связан с мышлением, с интеллектом. Не случайно мудрецы говорят: «Заговори, чтоб я узнал, что ты за человек». Значит, знание языка очень важно для общего развития человека. В нашей работе – ребенка.
Знание языка позволит ребенку хорошо усваивать учебные предметы в средних и старших классах. Ведь по любому предмету знания можно считать усвоенными лишь тогда, когда учащийся может выразить их словами и при этом будет понят другим человеком.
Методика – это применение свойств и закономерностей языка, речи к процессам овладения ими.
— Т.е. способы, формы, приемы обучения, поэтому курс МРЯ предполагает, что знания по русскому языку у вас есть. Методика учит не русскому языку, а рассматривает вопросы как учить русскому языку других, в вашем случае – учеников начальной школы.
Любая наука имеет (МРЯ в частности):
свои вопросы и ответы на них
практическую сферу применения теории
связь с другими науками
Предмет изучения МРЯ – процесс овладения русским языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, пунктуацией), его практическое использование.
Обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку, учитывая при этом:
специфику языка как средство общения
психолого-педагогические закономерности процесса обучения
социальные потребности общества
1. Диалектический материализм (установление причинно-следственных связей, познание мира, вера в постоянное развитие науки и т.д.)
2. Теория познания (природа тех или иных предметов / явлений, их соотношение и т.д.)
3. Теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.
Основные вопросы МРЯ:
зачем учить? (цели обучения)
чему учить? (содержание обучения, которое определяется программами, учебниками)
как учить? (методы и приемы обучения)
почему так, а не иначе? (методы обучения исследуются, сравниваются, после чего выбираются наиболее эффективные).
История МРЯ как науки
Как и любая другая наука МРЯ имеет свою историю развития.
Основателем научной методики был Федор Иванович Буслаев – выдающийся лингвист, историк, педагог 19 века. В 1844 г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка». Разграничил исследовательские и учебные. Задачи последних – научить школьника учебной деятельности, изучать его личность, обобщать опыт преподавания.
Неизмеримо велик вклад в МРЯ Константина Дмитриевича Ушинского. Он является основателем методики НАЧАЛЬНОГО обучения. Им созданы учебники «Родное слово», «Детский мир», а также пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову». Методические идеи К.Д. Ушинского актуальны и сегодня.
Яркий след в МРЯ оставил Л.Н. Толстой. Он создал свой метод обучения – слуховой и составил «Азбуку» (1873 г.). Для «Азбуки» он написал более 600 рассказов.
Конец XIX – нач. XX вв.: время необычайного подъема творческой мысли в педагогике и методике русского языка.
Измаил Иванович Срезневский обосновал цели и содержание учебного предмета «Русский язык» в начальной школе.
Дмитрий Иванович Тихомиров – автор и создатель ряда учебников по русскому языку, написавший методическое пособие для учителей «Чему и как учить на уроках русского языка».
Иосиф Иванович Паульсон – автор многих учебников, составитель книг для чтения.
В 1933 г. стал издаваться журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.
С 1955 г. при педагогических вузах стали открываться факультеты начальных классов. Это повысило качество подготовки учителей.
К концу 1980-х гг.произошли такие значительные изменения в жизни страны, что это не могло не сказаться на содержании школьного обучения. Этот период характеризуется созданием большого количества учебных комплектов для начальной школы, программ.
Получили распространение программы развивающего обучения (Л.В. Занкова, В.В Давывова, Г.Г. Граник и др.); программы с углублением научного подхода к системе русского языка (концепция «Школа XXI в.» под ред. А.А. Леонтьева); коммуникативно ориентированный курс русского языка Л.Я. Желтовской и А.Ю. Купаловой).
— Методика обучения грамоте, т.е. первоначальному чтению и каллиграфическому письму
— Методика обучения классному чтению (научить читать правильно, осознанно, бегло, выразительно)
— Методика обучения внеклассному чтению (приобщить к художественной литературе)
— Методика грамматики, орфографии (обучение грамотному письму, формирование языковых понятий, обучение орфоэпии)
— Методика совершенствования речевой деятельности (развитие слушания, говорения, чтения, письма).
Связь МРЯ с другими науками
языкознание (лингвистика). Является базой для МРЯ.
педагогика. МРЯ пользуется принципами этой науки.
психология. Учителю необходимо знать психологические особенности учеников.
психолингвистика. Это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.
литературоведение. Художественные произведения, изучаемые детьми, созданы по законам теории литературы.
Задачи студента при изучении МРЯ:
1. Признать курс МРЯ необходимым и профессионально значимым.
2. Усовершенствовать свои знания по русскому языку.
3. Усвоить теоретические основы методики русского языка.
4. Познакомиться с практикой работы учителя начальных классов в школе.
5. Научиться планировать работу по русскому языку во всех разделах МРЯ, пользоваться учебниками и учебными пособиями, подбирать учебный материал.
6. Научиться проводить уроки чтения, письма, русского языка, внеклассные занятия по русскому языку.