Что изобрел в америке русский эмигрант
Что изобрел в америке русский эмигрант
130 лет назад родился прославленный русский авиаконструктор, философ и визионер Игорь Иванович Сикорский. Именно он разработал те самые системы, которые сейчас используются, например, в современных вертолётах президентов США и России. Действительно, наследие знаменитого авиаконструктора, создавшего первый в мире бомбардировщик, четырёхмоторный самолёт и одновинтовой вертолёт, является предметом нашей национальной гордости.
В 1913 году, во время первых полётов созданного Игорем Сикорским «Русского витязя» (ставшего родоначальником всех многомоторных тяжёлых самолётов в мире) над окрестностями Петербурга, машина преодолевала расстояние всего в 100 км. Сегодня перелёты преемников детища Игоря Ивановича Сикорского гораздо масштабнее, в то же время его авторитет в создании тяжёлых многомоторных воздушных кораблей бесспорен.
Родился будущий учёный-авиаконструктор 25 мая (по старому стилю) 1889 года в семье знаменитого киевского психиатра и психолога Ивана Алексеевича Сикорского, в свою очередь вышедшего из семьи бедного сельского священника. В юношестве три года учился в петербургском Морском кадетском корпусе. Там будущий авиаконструктор оканчивает только общий курс: в 1906 году он уезжает на родину воздухоплавания, во Францию, где полгода учится в знаменитой Технической школе Дювиньо де Ланно.
В 1907 году юноша поступает в Киевский политехнический институт и, читая о братьях Райт, много работает в своей импровизированной авиационной мастерской, постепенно начиная осознавать, что авиация может стать делом всей жизни. Старший сын и продолжатель дела всемирно знаменитого авиаконструктора Сергей Сикорский свидетельствует: «Главным шагом отца на пути в авиацию… стали две книги, прочитанные им в 16 лет. Первая – малоизвестная сейчас книга Жюля Верна “Робур-завоеватель”. Вторая искра – в Англии нашли старинную кожаную книгу, содержащую рукописи Леонардо да Винчи. Там была одна из его последних работ “Кодекс Атлантикус”, где были нарисованные различные помпы, насосы, включая и знаменитый рисунок вертолёта». В 1909 году Игорь Сикорский вновь едет в Париж учиться у известного конструктора и испытателя самолётов Фердинанда Фербера. Вернувшись в Киев, он приступает к самостоятельной конструкторской деятельности.
Самолётные проекты Сикорского заинтересовали генерал-майора Михаила Шидловского, возглавлявшего русские авиаотряды и эскадры и бывшего в ту пору руководителем знаменитого завода Руссо-Балт. Несмотря на возраст изобретателя (22 года), Шидловский подписывает с ним контракт на создание самолёта. Вначале это были проекты маленьких истребителей. Но вскоре Игорь Сикорский осознаёт, что для России с её суровым климатом и огромными просторами крайне необходимо построение мощного четырёхмоторного самолёта.
Осенью 1913 года авиаконструктор с помощниками представляет проект. А уже на следующий день авиационный отдел завода начинает строить «Русского витязя». Случилось это всего через девять с половиной лет после полётов братьев Райт. Николай II, свидетельствуют историки, лично осматривал «Русского витязя» и в кабине самолёта в течение получаса беседовал с его создателем. Через неделю царь прислал в подарок изобретателю золотые часы. Впоследствии Игорь Сикорский был награждён также орденом Святого Владимира IV степени. Согласно одной из версий, причиной эмиграции Игоря Сикорского в марте 1918 года на британском корабле из Мурманска стало именно расположение к нему русского царя. Согласно другой – осознание того, что после развала армии, промышленности и закрытия Руссо-Балта авиастроение в России не сможет развиваться долгие годы.
В марте 1919 года Сикорский из Франции переезжает в США. Поначалу в Америке Игорь Иванович сильно бедствует, даёт уроки математики, читает лекции по авиации и астрономии русским эмигрантам в вечерней школе. В 1923 году в бывшем курятнике одной из ферм Лонг-Айленда (Нью-Йорк) авиаконструктор основывает в тесном контакте с русскими инженерами авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занимает должность вице-президента.
Начало деятельности стало достаточно хлопотным. Основательного первичного капитала не было. Первый самолёт в США был создан Сикорским при помощи пятнадцати русских эмигрантов, жертвенно трудившихся бесплатно. Выдающийся российский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, прислал чек на 5000 долларов, что было весьма существенной по тем временам суммой. В архивах сохранилось несколько писем композитора, где он называет Игоря Ивановича Сикорского «настоящим Ильёй Муромцем».
До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. Первый крупный успех Сикорского в Америке связан с самолётом-амфибией S-38 (1928). Его модификации S-42 и S-43 снимались в советском фильме «Волга-Волга». Самолёт оказался настолько удачным, что завод получил заказы на 114 таких машин.
В 1939 году авиаконструктор убеждает руководство United Aircraft (ныне United Technologies, в состав которого входит Sikorsky Aircraft), что настало время для вертолёта. Сегодня имя Sikorsky известно всему миру. За заслуги в вертолётостроении основоположник современной авиации и создатель американской вертолётной промышленности получил в США прозвище «Мистер Вертолёт» («Мистер Геликоптер»).
На вертолётах авиаконструктора впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61, 1967) и Тихий (S-65, 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Конструкции «русской фирмы» ценятся чрезвычайно высоко. Больше всего заказов было от авиагиганта Pan American.
Сикорский создаёт новую компанию – «Сикорский Авиэйшн Корпорэйшн». И, стремясь поддержать соотечественников, в первую очередь набирает туда русских. На новом заводе компании в Стратфорде, где русские построили (в том числе и на средства Сикорского) церковь святого Николая Чудотворца (1942 год), вместе с главным конструктором трудились братья Глухарёвы, Михаил Бьювид, Николай Соловьёв, Николай Кодров, Николай Лабенский, Георгий Мейер и другие. Из фирмы Сикорского вышли А. Никольский, Н. Александров, В. Гарцев, ставшие впоследствии профессорами крупнейших американских университетов.
Спустя десятилетия с помощью своих соотечественников, поверивших в него, Сикорский своеобразно «материализуется» на родине. Так, знаменитый вертолет S-58 был куплен Никитой Хрущёвым в 1959 году у американского президента Эйзенхауэра, первым из глав государств начавшего использовать вертолёты для личного пользования.
Документы и воспоминания соотечественников повествуют, что всемирно известный авиаконструктор был активен и в русской общине. Возглавлял Толстовский фонд и Пушкинское общество Америки, поддерживал созданное осенью 1923 года Николаем Рерихом и молодым сибирским писателем Георгием Гребенщиковым в селе Чураевка (основано русскими переселенцами в штате Коннектикут) русскоязычное издательство «Алатас». В 1931 году публикует там «Книгу жизни», знаменитую психологическую хрестоматию своего отца профессора Ивана Сикорского.
Сикорский состоял почётным членом активного в те годы Русского объединённого общества взаимопомощи в Америке (РООВА) и Общества русских американских инженеров в США. Читал лекции о последних достижениях в области вертолётостроения в обществе «Наука» при РООВА, состоявшем преимущественно из русских крестьян, переселившихся в Америку для заработков и стремившихся к знаниям.
Игорь Сикорский в 1972 г. Фото: lhistory.ru
В архиве Толстовского фонда (русская эмигрантская благотворительная организация, созданная в Нью-Йорке 15 апреля 1939 года Александрой Львовной Толстой, младшей дочерью Толстого, с целью оказания помощи русским беженцам на территории США и Европы) сохранились документы, подтверждающие, что после Второй мировой войны наряду с другими известными деятелями русской эмиграции – князем С. С. Белосельским-Белозерским, Л. Ф. Магеровским, П. А. Сорокиным, К. Г. Белоусовым – Игорь Сикорский прилагает огромные усилия для спасения русских «ди-пи» (сокращение от англ. «displaced person», «перемещённое лицо»).
Игорь Сикорский всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии. Русские американцы знали, что он, как и его отец и дед, много размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы. Мало кто знает, что Сикорский – автор книг на философские темы: The invisible encounter (1938), The message of the Lord’s prayer (1942).
Эти работы уже в наши дни вернулись в Россию и вызвали большой интерес у наших соотечественников. К примеру, в начале 2011 года российские читатели в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына с большим вниманием приняли представленный сборник религиозно-философских работ Игоря Ивановича Сикорского – «Небо и Небеса». Сборник содержит четыре религиозно-философские работы: I. «Отче наш. Размышление о молитве Господней»; II. «Незримая брань. Искушение Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и истории человечества»; III. «Эволюция души»; IV. «В поисках Высших реальностей».
Стоит добавить, что после переезда в США, Сикорский был прихожанином Русской зарубежной церкви, а впоследствии перешёл в Русско-американскую церковь. Известно также, что Игорь Сикорский финансово поддержал строительство в Стратфорде православной церкви святого Николая Чудотворца (1942 г.) и периодически спонсировал одно из американских библейских обществ – Worldwide Bible Reading.
В 1938 году прославленному авиаконструктору было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси. Ссылаясь на Фёдора Достоевского и Владимира Соловьева, Сикорский напутствовал: «Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперёд».
Заслуги Игоря Сикорского перед мировым авиастроением и Соединёнными Штатами были неоспоримы. В 1951 году президент Г. Трумэн вручил прославленному авиаконструктору от имени вертолётной промышленности приз Colliers. Именем Сикорского в Бриджпорте (шт. Коннектикут) назван аэропорт. Существует Исторический архив имени Сикорского The Igor Sikorsky Historical Archives. За свои труды изобретатель удостоился множества премий, наград, благодарственных грамот и почётных членств. В частности, был награждён почётной медалью Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук в области авиации». Такая награда была присуждена всего двум людям — Орвиллу Райту и ему. Он также был награждён президентом Л. Джонсоном Национальной медалью за научные достижения.
Сикорский на обложке «Тайм». Фото: time.com
В США имя Сикорского наряду с именами Эдисона, Бема, Ферми, О. и У. Райтов, Пастера включено в Национальный зал славы изобретателей. В 1988 году Почтовое ведомство США выпустило авиационную марку достоинством в 36 центов с портретом Сикорского, изображением наиболее популярного из его вертолётов VS-300 и надписью «Igor Sikorsky».
Надпись на надгробии Игоря Сикорского на кладбище св. Иоанна в Стратфорде гласит: «Редко, когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ».
Сделано в Америке. эмигрантами из Российской империи и СССР
Max Factor
Известная фирма Max Factor основана выходцем с юга России Максимилианом Факторовичем в 1930 году и до сих пор занимает лидирующее положение в индустрии декоративной косметики. Как и многие знаменитости, Максимилиан пробивался к славе из нищеты. В возрасте восьми лет он стал учеником дантиста-фармацевта, пробовал себя в качестве театрального гримера, занимался продажей косметических средств и изучал искусство составления рецептов по изменению внешности человека.
К двадцати годам он открыл свою первую парфюмерную лавку в Рязани, а затем, перебравшись в Москву, свой первый магазин, где наряду с обычными товарами продавались особые, изготовленные ручным способом кремы, духи и румяна. Эта косметика получила особую популярность среди театральных актеров.
Слава не заставила себя ждать – Максимилиан Факторович стал поставщиком императорского театра, а затем и царской семьи! В 1904 году предприимчивый молодой человек уезжает в Америку. Сначала в Сент-Луисе, а затем и в Лос-Анджелесе, он открывает косметическую фирму под новым именем MaxFactor.
В 1914 году он изобретает новую крем-базу для киноактеров, буквально произведя революцию в средствах для тонирования лица. Мировую известность компании принесла идея, на которой была основана реклама продукции: «Каждая девушка с косметикой от Max Factor может выглядеть как кинозвезда». И это позволяет Max Factor оставаться одним из самых популярных брендов в мире.
Подробнее читайте: Волшебная история жизни Макса Фактора
Warner Brothers и Metro Goldwyn Mayer
Символ Америки Голливуд по сути был также создан выходцами из Российской империи. Основатели киностудии Warner Brothers — четыре брата Вонсколасеры (они же Уорнеры), родители которых были выходцами из Российской империи, с территории нынешнего города Щучина в Беларуси. А знаменитую кинокомпанию Metro Goldwyn Mayer создали Луис Барт Мейер, урождённый Лазарь Меир из Минска и Сэмюель Голдвин, урождённый Шмуэль Голдфиш из Варшавы.
Джинсы Levi’s
К рождению знаменитой джинсовой марки приложил руку не только Леви Страусс, но и эмигрант из Российской империи Якоб Йофис, он же Джейкоб Дэвис. В 1869 году он открыл в Рино швейное ателье. Материалы для заказов он покупал у продавца из Сан-Франциско Леви Страусса, который занимался производством диковинной для того времени одежды из плотной хлопчатобумажной ткани.
Однажды ему поступил заказ от женщины, попросившей сделать для её мужа-дровосека прочные штаны. Тогда Дэвису и пришло в голову закреплять карманы с помощью металлических заклепок. Увидев, что новшество пользуется спросом, Дэвис решил запатентовать его, обратившись за помощью к Леви Страуссу.
Так началось их многолетнее плодотворное сотрудничество. А начиналось всё с письма на ломаном английском:
«Секрет этих брюк — в заклепках на карманах. Спрос на брюки здесь превышает мои возможности. За штаны из парусины я беру три доллара, а за голубые — два с половиной. Соседи завидуют моему успеху и заработку, поэтому я хочу зарегистрировать заклепки патентным документом. Скоро заклепки будут повсюду, их станут делать все, кому не лень, и тогда денег не получишь ни шиша. Поэтому, джентльмены, я делаю вам такое предложение: вы выписываете патент на мое имя, ведь это я изобрел ставить заклепки на штаны. Расходы составят 68 долларов за все. Для вас эта сумма пустяковая по сравнению с большим улучшением рабочей одежды. Я использую заклепки на всех видах одежды — на пальто, жилетах и штанах. У вас такую одежду будут хорошо раскупать и расход окупится. »
Примерно так писал Яков Йофис будущему компаньону Леви Страуссу в июле 1872 года. И уже через неделю заявка была подана от них обоих.
Checker Cab Manufacturing Co
Морис Маркин родился 15 июля 1893 года, в городе Смоленск. Бедный еврейский мальчик пошёл работать в возрасте 12 лет, работал он разносчиком товаров в крупном Смоленском магазине, разнося пищевые продукты, текстиль и прочий товар. В возрасте 19 лет он решает иммигрировать в Штаты. Не зная английского и не имея денег (с собой у него было 1,65 доллара) оказывается он на острове Эллис, через который прошли миллионы иммигрантов.
Но т.к. у него нет банальных 25 долларов, чтобы его выпустили из лагеря для иммигрантов в Нью-Йорке, их одалживает ему дворник, работающий при иммиграционном департаменте.
В 1922 году 29-летний эмигрант из российского города Смоленск Морис Маркин основал Checker Cab Manufacturing Co – автозавод, специализирующийся на производстве такси собственной конструкции. В криминальные двадцатые «чеккер» стал любимой машиной чикагских гангстеров.
В просторном такси было удобно прятать спиртное и выезжать на дело: 6 – 9-местный салон легко вмещал целую банду. В 1956 году появился Checker А10 – самый просторный седан Америки.
Его облагороженная версия — Marathon 1960 года и стала легендарным американским «жёлтым такси». Кстати, кубики на бортах машины придумал именно он – бывший житель Смоленска Морис Маркин.
Timberland – знаменитые «желтые ботинки»
Натан Шварц, давший жизнь знаменитой обувной марке Timberland, родился в Одессе, в семье бедных сапожников в 1902 году. Перед началом Первой мировой войны вместе с родителями он переехал в Бостон, где продолжил своё обучение на обувного мастера. Уже с 16 лет Натану пришлось зарабатывать себе на жизнь, работая подмастерьем сапожника. Но перспектива проработать всю свою жизнь наемным рабочим его не больно-то радовала. Его заветным желанием стало открыть свое собственное дело.
В 1965 году вместе со своими сыновьями он придумал технологию бесшовного соединения резиновой подошвы обуви с кожаным верхом, выполняемую при помощи специального пресса. Им была придумана новая уникальная технология, ранее никогда не использовавшаяся при производстве обуви.
Суть ее заключается в том, что с помощью пресса, используя высокое давление, кожаный верх обуви соединяли с резиновой подошвой. В результате использования такой технологии отпала необходимость пришивания нитками верха обуви к подошве, и как следствие, обувь стала водонепроницаемой.
Уже в 1973 году вышли первые партии ботинок, одним из слоганов для которых был «Если вы любите Timberland, относитесь к ним как можно хуже». Так Шварц вошёл в историю, сделав продукцию марки широко популярной за пределами США.
Ralph Lauren
Создатель знаменитой марки Ralph Lauren был сыном Франка Лившица, советского эмигранта, из белорусского города Пинска. Его родители были выходцами из Белоруссии, которые познакомились уже в США.
Первый успех пришёл к Лорену в 1967 году после создания широкой модели галстука, в противоположность распространенным тогда узким. В 1968 году он запустил собственную марку Polo Ralph Lauren, а уже через год открыл первый магазин. Сейчас Ralph Lauren — одна из самых популярных марок одежды в мире.
Ральф Лорен говорил: «У моей жены хороший вкус и свой собственный стиль. Когда она носила рубашки, свитера и жакеты, купленные в мужских магазинах, люди всегда спрашивали, где она это достала. Ее вид ассоциировался у меня с молодой Кэтрин Хепберн – девушкой-бунтаркой на лошади с развевающимися на ветру волосами. Я создавал рубашки для нее».
Айзек Азимов
Американский писатель- фантаст Айзек Азимов, написавший около 500 книг, многократный лауреат литературных премий Хьюго и Нейбьюла, родился в 1920 году в местечке Петровичи Климовичского уезда Гомельской губернии (сейчас это Шумячский район Смоленской области) и при рождении получил имя Исаак Юдович Озимов.
Сидни Шелдон
Российских предков имеет и известный писатель Сидни Шелдон, настоящая фамилия которого — Шехтель. Его романы переведены на 56 языков и изданы тиражом более чем 300 миллионов экземпляров в 100 странах мира, по его сценариям снято 25 фильмов. Писатель признавался, что видит и чувствует драму именно потому, что его предки — русские.
Google и Apple
И,разумеется, в списке людей, сделавших современную Америку, далеко не последнее место занимают соучредитель фирмы Apple сын выходца из СССР Стив Возняк и создатель поисковика Google русский эмигрант Сергей Брин — компьютерный гений, которого потеряла Россия.
Проектная работа «Эмигранты из СССР, сделавшие США лучше»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия №25 города Благовещенска”
Итоговый индивидуальный проект
Эмигранты из СССР сделавшие США лучше
Автор: Левин Кирилл Германович
2016-2017 учебный год
Цель: показать какую роль сыграли в истории русские эмигранты и выяснить знает хоть кто-то хоть пару выхедцев из СССР зделовшие США лучше.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Показать хоть какую-та часть этих людей.
Известные американские фирмы
Известная фирма «Max Factor» основана выходцем с юга России Максимом Факторовым в 1930 году и до сих пор занимает лидирующее положение в индустрии декоративной косметики. Как и многие знаменитости, Максим пробивался к славе из нищеты. В возрасте восьми лет он стал учеником дантиста-фармацевта, пробовал себя в качестве театрального гримера, занимался торговлей косметических средств и изучал искусство составления рецептов по изменению внешности человека. К двадцати годам он открыл свою первую парфюмерную лавку в Рязани, а затем, перебравшись в Москву, свой первый магазин, где наряду с обычными товарами продавались особые, изготовленные ручным способом кремы, духи и румяна. Эта косметика получила особую популярность среди театральных актеров. Слава не заставила себя ждать – Максим Факторов стал поставщиком императорского театра, а затем и царской семьи! В 1904 году предприимчивый молодой человек уезжает в Америку. Сначала в Сент- Луисе, а затем и в Лос- Анжелесе, он открывает косметическую фирму под новым именем MaxFactor. В 1914 году он изобретает новую крем- базу для киноактеров, буквально произведя революцию в средствах для тонирования лица. Мировую известность компании принесла идея, на которой была основана реклама продукции: «Каждая девушка с косметикой от Max Factor может выглядеть как кинозвезда». И это позволяет Max Factor оставаться одним из самых популярных брендов в мире!
Русский создатель легендарного американского спорткара «Шевроле Корветт» Захарий Аркус-Дантов родился в 1909 году в России. В 1953 году Захарий увидел прототип Chevrolet Corvette и эта встреча оказала на него неизгладимое впечатление. Он написал письмо главному инженеру Chevrolet Эду Коулу со своим видением, каким должен быть будущий серийный автомобиль, приложив подробные технические выкладки. В компании письмо произвело настолько сильное впечатление, что ведущий инженер Морис Олли пригласил Захарию приехать в Детройт. Zakhary Arkus-Dantov Corvette В мае 1953 года Аркус-Дантов пришёл в «Дженерал Моторс», в подразделение «Шевроле», где и разработал самый знаменитый спортивный автомобиль Америки.
Первого мая 1953 года он начал свою работу в должности ассистента. Активность, гоночный опыт и инженерные навыки позволили Захарии быстро продвинутся по карьерной лестнице и возглавить отдел спортивных автомобилей. За годы работы в Chevrolet он внес огромный вклад в успех марки.
Джинсы Леви Страусс К
Checker Cab Manufacturing Co
Моррис Маркин родился 15 июля 1893 года, в городе Смоленск. Бедный еврейский мальчик пошёл работать в возрасте 12 лет, работал он разносчиком товаров в крупном Смоленском магазине, разнося пищевые продукты, текстиль и прочий товар. В возрасте 19 лет он решает иммигрировать в Штаты, куда уже перебрались его двое дядь. Не зная английского и не имея денег (с собой у него было 1,65 доллара) оказывается он на острове Эллис, через который прошли миллионы иммигрантов. Но, у него нету банальных 25 долларов, что бы его выпустили из лагеря для иммигрантов в Нью-Йорк, их одалживает ему дворник, работающий при иммиграционном департаменте.
Создатель знаменитой марки Ralph Lauren был сыном Франка Лившица, советского эмигранта, из белорусского города Пинска. Его родители были выходцами из Белоруссии, которые познакомились уже в США. Первый успех пришёл к Лорену в 1967 году после создания широкой модели галстука, в противоположность распространенным тогда узким. В 1968 году он запустил собственную марку Polo Ralph Lauren, а уже через год открыл первый магазин. Сейчас Ralph Lauren — одна из самых популярных марок одежды в мире. Ralph Lauren Ральф Лорен говорил: «У моей жены хороший вкус и свой собственный стиль. Когда она носила рубашки, свитера и жакеты, купленные в мужских магазинах, люди всегда спрашивали, где она это достала. Ее вид ассоциировался у меня с молодой Кэтрин Хепберн – девушкой-бунтаркой на лошади с развевающимися на ветру волосами. Я создавал рубашки для нее».
Фантаст Айзек Азимов
Писатель Сидни Шелдон
В наше время мало кто интересуется прошлым страны
Только маленький процент опрошенных знали хоть нескольких людей.
Эмигранты из СССР внесли большой вклад в США