Что и почему ложно в портрете аристократической девушки
Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Бледность лица, большие глаза, длинное лицо с прямым лбом и носом, темные волосы, легкая походка.
Все это отличало аристократок от грубых крестьянок.
Почему Раскольников называет франта, охотящегося за пьяной девушкой, Свидригайловым?
Почему Раскольников называет франта, охотящегося за пьяной девушкой, Свидригайловым?
1. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
1. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
2. Почему работа над портретом »завлекла» Чарткова, что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Как повел себя Раскольников когда встретил пьяную девушку?
Как повел себя Раскольников когда встретил пьяную девушку?
Почему в легенде о Ларре есть образ девушки, а в легенде о Данко нет?
Почему в легенде о Ларре есть образ девушки, а в легенде о Данко нет?
Какие качевства девушки вы бы отметили как главные?
Какие качевства девушки вы бы отметили как главные?
Почему Н?
В. Гоголь назвал повесть словом «портрет»?
Почему, давая портрет Шабашкина, Пушкин подчеркивает, что он «маленький человек»?
Почему, давая портрет Шабашкина, Пушкин подчеркивает, что он «маленький человек»?
3 : Почему вы помогли девушке?
Почему Тургенев мастер портрета и пейзажа (Муму) сочинение?
Почему Тургенев мастер портрета и пейзажа (Муму) сочинение.
Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя сочинение
Чартков — главный герой повести «Портрет» Николая Васильевича Гоголя.
Чартков — юный художник. Ему было чуть больше двадцати. Он жил очень бедно, снимал квартиру на пятнадцатой линии Васильевского острова, не следил за своим нарядом. По словам своего учителя, Чартков был очень талантливым художником, однако ему никак не везло. Он хотел побыстрее достичь успеха, чтобы много зарабатывать. Для него искусство было источником дохода, а не средством самовыражения. Он не хотел жить в нищете ради искусства и вообще что либо терпеть ради него. Он был очень нетерпеливым, что также подмечал его учитель.
Однажды все-таки Чарткову повезло. На последние деньги он купил прекрасный портрет, в раме которого нашел крупную сумму денег. Тогда Чарткова охватило счастье. Он сразу же заказал себе в ателье наряды, снял дорогую квартиру, купил много духов. С тех пор Чартков стал много времени проводить в свете, познакомился с нужными людьми. Ему понравилось жить в роскоши. Он стал рисовать портреты. Каждая картина Чарткова была однотипной, не имела чего-то творческого. От былого таланта Черткова ни осталось ни следа. Творчество стало разочаровывать его.
Со временем душу Чарткова охватила злоба и зависить. Как-то он увидел прекрасную картину талантливого художника. Чартков сразу это понял. Он подумал, что и сам мог бы развить свой талант, но предался деньгам, материальным ценностям, комфорту. Его это вывело из себя. Его охватили негативные чувства. Все светлое покинуло его.
Тогда Чартков принялся бороться со своей завистью с помощью разрушения. Он собирал по всему свету картины прекрасные, очаровательные и искусные и уничтожал дома. Таким образом, он убивал все доброе, прекрасное и светлое в этом мире. Это характеризует Чарткова как злого, коварного, яростного персонажа.
Образ Чарткова символизирует образ мнимого искусства. Чартков не является художником в полном смысле этого слова. Картины для него являются лишь способом заработка. Он не вкладывает в них свою душу, эмоции и чувства. Чартков в принципе не способен испытывать глубокие чувства, сострадание и милосердие. Это изначально черствый и жестокий человек, сущность которого раскрылась только тогда, когда он стал богат.
Автор негативно оценивает Чарткова и его поступки, осуждает его. По позиции писателя можно сказать, что он выступает против таких деятелей и учит своих читателей разделять истинное и ложное искусство.
Характеристика героя Чартков, Портрет, Гоголь. Образ персонажа Чартков
Чартков
Чартков — главный герой повести Н. В. Гоголя «Портрет»; молодой и подающий надежды художник; житель Петербурга. Полное имя — Андрей Петрович Чартков. Это обедневший дворянин, у которого в услужении всего один крепостной — слуга Никита. У него нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в потемках. По сюжету Чартков снимает комнату на Васильевском острове и еле сводит концы с концами.
У него по квартплате долг, который ему помогает разрешить мешочек червонцев, найденных в раме одной загадочной картины. Картину он выкупил на последний двугривенный на одном аукционе. Она его привлекала тем, что человек, изображенный на ней, выглядел словно живой. Работа была выполнена мастерски, но не окончена. Чартков полагал, что портрет принадлежит кисти какого-нибудь опытного художника и не ошибся.
Сразу после внезапного богатства, он сумел расплатиться со всеми долгами и перебрался в роскошные апартаменты. Скромный доселе художник, носивший потертые вещи, стал одеваться щегольски и рисовать именитых заказчиков. К сожалению, вместе с деньгами переменился и его характер. К тому же, он перестал стремиться к чему-то большему в сфере изобразительных искусств и окончательно растратил свой природный талант.
Как оказалось, таинственный портрет, который обогатил его, обладал демонической силой, точнее старик-ростовщик, изображенный на нем. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, либо сходили с ума, либо кончали жизнь самоубийством, либо становились жуткими скрягами, завистниками и ревнивцами. Та же участь постигла и Чарткова. Постепенно он стал понимать, что променял свой талант на деньги, а потому стал завидовать другим художникам и даже скупал их лучшие работы, чтобы портить их.
см. также: Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь
Краткое содержание Портрет, Гоголь
Сочинения по произведению Портрет, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Взлет карьеры художника
На найденные деньги Чартков дает рекламу в богатой газете и обзаводится богатыми клиентами. Но со временем ему начинает надоедать писать одинаковые портреты. Его кисть ослабевает, вянет, его работы больше нельзя назвать произведением искусства. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за заработком, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.
Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя сочинение
В своей повести «Портрет» Гоголь смог очень ярко и достойно отобразить, что бывает с людьми, которые делают искусство ради денег, а не ради своего роста, как профессионального, так и духовного. Главный герой повести — Чертков Андрей Петрович, очень бедный дворянин, у которого есть только один крепостной Никита, его слуга.
Андрею Петровичу двадцать два года, он молод, но очень способный к искусству человек. Одевается он в потёртые вещи, не особо следит за своим гардеробом, его это мало волнует, потому что, во-первых, смысл его жизни — это писать картины, развивать свои навыки художника, а во-вторых, у него просто нет денег, чтобы поменять одежду на другую. Живёт наш герой на Васильевском острове в Петербурге, где снимает комнату и даже имеет по ней долги. Чертков настолько беден, что по вечерам у него не горит свеча, чтобы экономить.
Однажды художник побывал на аукционе, где на последние свои деньги выкупил картину, которая ему сильно понравилась. На ней был изображён какой-то загадочный старик. За рамкой этой картины Чертков находит мешочек с тысячей червоных, которые переворачивают его жизнь. Обрадовавшись внезапному богатству, он бросается менять свою жизнь: он бежит к портному, чтобы купить новые вещи, которыми долго любуется и восхищается, он снимает первую попавшуюся огромную квартиру на Невском проспекте, он покупает себе духи и другие средства туалета.
Но Чертков хочет славы и признания, поэтому заказывает рекламу в газете за те деньги, что он нашёл. С помощью этой рекламы все в городе узнают о нём, начинают заказывать у него свои портреты, вскоре к нему уже ходят самые важные и зажиточные люди Петербурга, Чертков купается в деньгах и самолюбии. Андрей Петрович становится частым гостем на светских вечеринках, ухаживает за дамами и считается в обществе важной персоной.
К сожалению, с приходом денег от Черткова уходит талант: ему больше не доставляет удовольствия писать портреты, его кисть хладеет, как пишет автор, а бывшие знакомые больше не узнают его картины, потому что его прошлые картины были окружены ореолом таланта, а эти — бездарностью.
В один момент Чертков видит картину своего приятеля, которая в разы лучше, чем его работы, потому он начинает яростно ненавидеть товарища и завидовать ему. С этого момента Андрей понимает, что его талант угас, что он сам всё испортил, сам себя погубил. Из зависти он начинает скупать лучшие картины в городе и портить их. Так доходит он и до белой горячки, от которой и умирает.
Сочинение Художник Чартков
Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из них своя судьба, свое мировоззрение, оба они талантливы, но они диаметрально противоположны друг другу.
В первой части повести, описывается жизнь и судьба молодого талантливого художника Чарткова. Чартков – подающий надежды в живописном искусстве молодой человек. Он снимает небольшую студию, в голоде и нищете создавая талантливые произведения. Но в нем изначально заложены человеческие пороки – он мечтает о роскошной жизни, славе и богатстве.
Однажды, когда ему нечем было заплатить за квартиру, не на что купить еды, он потратил последние деньги на покупку старого портрета, который коренным образом изменил всю его жизнь. В раме портрета, художник обнаружил сверток с деньгами. Сначала его посетили разумные мысли, он хотел потратить неожиданное богатство на новую студию, купить хорошие краски и кисти, и развивать свой выдающийся талант. Алчность и тщеславие перебороли это разумное желание, и Чартков пустился во все тяжкие. Он снял себе шикарную квартиру, накупил множество модных обновок, стал обедать в дорогих ресторанах, вести праздную, в удовольствиях жизнь. Заказал себе хвалебную статью, у него появилось много заказчиков. Скоро, забыв о своем таланте, он поставил свое умение создавать портреты, на конвейер, выпуская из-под своей кисти стандартные и однообразные портреты, похожие друг на друга, как две капли воды. Безжизненные и безликие «творения» стали пользоваться спросом, и приносить художнику стабильный доход.
Со временем, он заглушил все свои робкие попытки к сопротивлению выпускать халтуру, и, усыпив свою совесть, полностью окунулся в светскую жизнь, с ее многочисленными приемами в аристократических кругах, в праздности и лени. Постепенно он нажил себе немалое состояние, но потерял в себе искру божьего дара. Он добился славы и успеха, все с восторгом отзываются о его работах, в нем все больше проявляется тщеславие и высокомерие. Чартков с чувством собственного превосходства относится к молодым дарованиям. Он полностью превратился в обыкновенного ремесленника. И лишь однажды, увидев картину молодого неизвестного художника, он понял, что значит настоящий талант.
Он пробует начать все сначала, но кисть уже не слушается его, продолжая идти по легкому, проторенному пути. Это приводит в ярость художника, в нем просыпается огромная зависть и эгоизм. Чартков тратит все свое накопленное состояние на покупку шедевров великих художников, и ожесточенно уничтожает эти гениальные произведения искусств.
Непомерная зависть, алчность и тщеславие, погубили когда-то талантливого художника, и он умер, сойдя с ума.
Образ и характеристика Чарткова в рассказе Портрет
Несколько интересных сочинений
Популярные сочинения
Вопросы и задания по повести Н.В.Гоголя `Портрет`
Вопросы и задания после чтения повести. 1. Чем встревожила вас повесть Гоголя «Портрет»? 2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам? 3. Каков облик Чарткова в его каморке на Васильевском острове и в аппартаментах на Невском проспекте? 4. Представьте себе Чарткова в момент, когда он дорисовывает Психею и когда он уничтожает полотна талантливых художников. 5. Как бы вы назвали первую и вторую части повести? Прав ли В.Г.Белинский, говоря, что вторая часть — «приделка, которая решительно ничего не стоит»? 6. В чем смысл эпитета и сравнения : В нем (свертке — В.М.) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь»? 7. Что губит и что спасает талант художника? Вопросы для анализа повести. Часть 1. 1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?
Образ Чарткова в повести Портрет характеристика героя Гоголя
Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату. Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу. Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу. Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.
Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него. Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами. Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым. И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.
Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете. После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды. Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть. Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».
Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству. Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается. Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.
Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.
Сочинение Чартков в рассказе Портрет
Герой повести Гоголя «Портрет», Андрей Петрович Чартков был из бедного, но знатного дворянского рода. У него был один единственный слуга по имени Никита. Андрей – это молодой юноша, двадцати двух лет от роду, подающий большие надежды в искусстве.
Андрей не следит за своим внешним видом, одевается в старые, рваные вещи. На самом деле, он не только не заботится о том, как выглядит, но и денег на наряды у молодого человека просто нет. Он художник, постоянно совершенствующий свои навыки в написании картин. Это занятие вдохновляет его и является смыслом его жизни. Андрей снимает комнату в Петербурге на Васильевском острове, платить за нее не чем, долг за жилье постоянно растет. Вечером, чтобы сэкономить, Андрей не зажигает свечу.
В один из дней герой отправился на аукцион, где ему приглянулась картина, за которую он отдал последние свои сбережения. На полотне был нарисован портрет старика. Осмотрев картину, Чертков обнаружил в глубине рамки небольшой мешочек с деньгами. Сумма оказалась немаленькой, тысяча золотых монет. Такая находка навсегда изменила жизнь Андрея.
В первую очередь он отправляется к швейному мастеру за новым костюмом, меняет старую маленькую комнатку, на большую квартиру в центре Петербурга. Он растрачивает свои деньги на новые вещи, покупает парфюм и другие детали туалета.
Чертков на последние деньги, создает себе рекламу, чтобы о нем услышали в городе. Молодой человек честолюбив, он желает только признания, славы и восхищения им как художником. Почти сразу же он становиться востребованным в своем деле, к Андрею приезжают самые знатные люди города для написания их портрета. Молодой человек с головой окунается во всю эту роскошь и купается в деньгах. Его приглашают высокопоставленные лица к себе на обед, он не обделен вниманием женщин, к нему относятся как к важной и значимой персоне.
Но у такой жизни есть и обратная сторона. Чартков, купаясь в богатстве и самолюбии, перестает талантливо писать свои картины, его рука ослабевает, кисть уже так не ложится на холст. Андрею надоедает такое занятие, ему больше по душе ходить на знатные вечера и растрачивать свое внимание и деньги на развлечения.
Однажды Чартков пришел к своему другу и увидел его портреты. Они оказались намного талантливее, чем пишет сам Андрей. Вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и начать заново красиво рисовать, молодой человек разозлился и возненавидел своего приятеля. В порыве безумия, Андрей начал скупать все самые лучшие картины в городе и рвать их на части. Он загнал себя в угол, дошел до белой горячки. Это сумасшествие привело Чаткова к собственной смерти.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ Чарткова в повести Портрет
Популярные сегодня темы
Анализ[ | ]
Основная мысль, которую хотел показать автор — это зло, сокрытое в деньгах. У ростовщика глаза злые, потому что он весь поглощён деньгами. Гоголь (и главный герой) не просто так сравнивают его с дьяволом. В этом и скрывается аллегория, что деньги и есть нечто сатанинское; нечто такое, от чего надо избавиться (но не растратить). Деньги вызывают болезнь, горячку, которая и описывается в конце повести, точнее в конце первой ее части. Вторая часть излагает ту истину, что в искусстве допустимы только культурные, этичные и гуманные тематики; а постольку поскольку Гоголь сам был очень религиозен, то он подводит ещё одну — приступать к созданию произведения нужно с очищенной душой; то есть надо покаяться перед Богом в своих грехах; что и сделал художник-старец, ласкающий камни и питающийся одними кореньями. Правда конец у автора не оптимистичный — портрет исчез; то есть зло продолжило своё существование и «за пределами» повести.
Ответы@Mail.Ru: жизнь чарткова
История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего
“Идейный замысел повести Н.В. Гоголя “
Documents войти Загрузить ×
1. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
1. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
2. Почему работа над портретом »завлекла» Чарткова, что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Над глупостью и самолюбием, над невежеством людей считающих себя представителями высшего общества.
Эгоизм и надменность!
)))) если помогла то не за что это ответ на 1 вопрос.
1)какой наказ дал Чарткову его учитель?
1)какой наказ дал Чарткову его учитель?
2)О чем он думал что получил при помощи портрета растовщика?
3) В кого он превратился из созидателя творца?
4)Виноват ли в этом Портрет?
ВОПРОСЫ ПО ПОВЕСТИ ПОРТРЕТ.
Виноват ли портрет в падении чарткова?
Виноват ли портрет в падении чарткова.
Повесть Гоголя «Портрет»?
Повесть Гоголя «Портрет».
Помогите пожалуйста ответить на вопросы.
Почему ходожник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удаётся?
Почему Гоголь оставил финал повести открытой?
(Н. В Гоголь «Портрет»).
Что повлияло на судьбу Чарткова?
Что повлияло на судьбу Чарткова?
В произведении портрет Гоголя?
В повести портрет гоголя главной деталью портрета было?
В повести портрет гоголя главной деталью портрета было.
Почему Н?
В. Гоголь назвал повесть словом «портрет»?
Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Помогите пожалуйста?
Развернутый ответ по литераторе на вопрос «Почему купленный портрет Чарткова не кажется ему произведением высокого искусства?
Гоголь повесть «Портрет».
Гоголь»Портрет»Помогите, пожалуйста1?
Зачем к Чарткову приходил хозяин квартиры вместе с квартальным?
2. Что необыкновенного было в портрете, который купил Чартков?
Изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» в свете новой программы
Разделы: Литература
Пояснительная записка
В 2009 году была опубликована новая программа по литературе.
В свете этой программы в учреждениях СПО предлагается для обязательного изучения повесть
Изучению повести отводится 2 часа. В течение этого времени необходимо изучить и идейную направленность, и композицию, и художественную ценность произведения.
Необходимо научить студентов анализу произведения, а для этого нужно знать историю создания повести, овладеть текстом, знать сведения из биографии писателя. Настоящая разработка имеет практическую направленность:
помочь преподавателю справиться с вышеуказанными задачами, правильно организовать учебное время, дать полнейшее представление о данном произведении, проблемах, которые ставил перед собой Н. В. Гоголь.
Методика преподавания литературы выработала несколько подходов к осуществлению проблемного анализа литературного произведения: выделение нравственных, эстетических, философских проблем в художественном тексте.
В своей работе я опиралась на монографии и многочисленные научные статьи профессора В. Г. Маранцмана.
Он пишет: “Проблемное обучение как структура учебного процесса представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни”.
“Портрет”– важнейшее произведение не только для русской, но и для мировой литературы. Оно не утратило своей важности и в наше время. Ведь в мире всегда есть богатые, которые хотят стать ещё богаче, и бедные, которые хотят занять место богатых. Эту проблему можно отнести к разряду вечных проблем.
Об этом писал А. С. Пушкин в произведениях “Пиковая дама” и “Моцарт и Сальери”. В настоящее время проблема, поставленная Н. В. Гоголем, стоит особенно остро. Что важнее истинное искусство или лёгкая нажива? Гоголь утверждает, что истинный талант – это Божий дар,
растрачивать его понапрасну ради наживы художник просто не имеет права.
Поэтому герой повести Чартков гибнет: он не сумел отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально.
План.
1. Введение.
2. Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” (материал для учителя).
4. Методическая разработка занятия по повести Н. В. Гоголя “Портрет”.
5. Литература
Введение
Все свои повести Николай Васильевич Гоголь разделил на два больших цикла: “Вечера на хуторе близь Диканьки”, “Миргород” и “Петербургские повести”. Через многие произведения последнего цикла проходит мысль о беспощадной и губительной власти денег. “Портрет” – одна из таких повестей.
В ней рассказывается о Чарткове – честном трудолюбивом художнике, человеке с талантом и способностью тонко чувствовать натуру. Но с одним недостатком. Этот недостаток – алчность. Деньги, случайно найденные в раме портрета, лишили его покоя и подавили интерес к настоящему искусству.
“Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов. В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.
Для раскрытий действия повести Гоголь выбрал интересный приём. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.
Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.
Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.
Повесть Н.В.Гоголя “Портрет”.
(Материал для учителя)
Проблемное обучение является одним из путей постижения учебного материала. Оно воспитывает концепционность мышления, способствует развитию системного подхода к явлениям.
Изучение повести Гоголя “Портрет” требует именно проблемного подхода для активизации внимания учащихся, проблемные вопросы заставляют задуматься над знаменательными вопросами произведения.
В произведениях Гоголя, которые изучают студенты СПО, углубляются темы, намеченные в предыдущих циклах. Автор и его герои оказываются не под знойным солнцем “упоительного летнего дня” и не под покровом “божественной” ночи, а в освещённом тусклым фонарём городе. В “Петербургских повестях” наиболее ярко обнаруживается авторская сосредоточенность на проблемах духовного самоопределения человека, проблемах искусства, творчества; писатель устремил свой взор в глубины человеческой души, стремясь увидеть за формой сущность, за внешним – внутреннее. Гоголь всё время предостерегает читателя: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!” Сквозь призму фантастического писатель рассматривает известное по-иному, в знакомом пытается увидеть аномалию. “В гоголевских принципах соотношения реального и фантастического кроется своеобразие художественной системы петербургских повестей”.
В перевёрнутом наизнанку мире человек ощущает себя хрупким и одиноким, словно тютчевский герой, стоящий на краю бездны:
. И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
Трагедийность проявляется и в “поведении” окружающей среды (. мост растягивался и ломался на своей арке. ), и в ощущениях человека (Пискарёву “казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла смешал вместе”). Смещая пропорции, автор показывает, как кажущееся легко подменяет сущностное, реальное становится фантастическим, как вещь легко замещает человека, как незаметно стирается граница между добром и злом. При этом герои испытывают экзистенциальное чувство одиночества и тоски. Людям в такие критические моменты необходимо научиться жить и любить с постоянным “сознанием хрупкости и обречённости всего”.
Повесть “Портрет” посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.
Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “. Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято. В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства. ” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья.
Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя. ” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации
художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.
Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). Почему погиб талант Чарткова? Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”? Каков смысл композиции?– ответы на эти и другие вопросы помогут юным читателям разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На уроках речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание. Проблемный анализ поможет ученикам преодолеть многие “нестройности” восприятия текста.
Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”. Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия. Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти. ” А пока он стоит “уже несколько времени неподвижно”, словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах. ”
II редакция:
“Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движения и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был повреждён и запылён портрет, но, когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщание своё художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью”
I редакция:
“. Он стал нетерпеливо тереть рукою и скоро увидел портрет, на котором ясно была видна мастерская кисть, хотя краски казались несколько мутными и почерневшими. Это был старик с каким-то беспокойным и злобным выражением лица; в устах его была улыбка, резкая, язвительная, и вместе какой-то страх; румянец болезни был тонко разлит по лицу, исковерканному морщинами; глаза его были велики, черны, тусклы; но вместе с этим в них была заметна какая-то странная живость. Казалось, этот портрет изображал
какого-то скрягу, проведшего жизнь над сундуком, или одного из тех несчастных, которых всю жизнь мучит счастье других. Во всём портрете была видна какая-то неокончательность. ”
В I редакции портрет ростовщика со всей очевидностью выдаёт в нём демонического персонажа. Во II редакции Гоголь завуалировал, спрятал в подтекст всю инфернальную сущность ростовщика, оставивив читателя в ауре тайны.
Рассматривая дома таинственный портрет, Чартков испытал одновременно два противоположных чувства: с одной стороны, он сильно испугался, с другой – какое-то томление охватило его. Молодой человек пытался заснуть, думая о “бедности, о жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете”, но портрет не давал ему покоя : что-то притягивало, манило за ширму. Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя. В “Петербургских повестях” сновидения наделяются особой функцией испытания души. “Герой-сновидец предстаёт как своеобразный медиатор между этим и тем светом; блуждающая душа героя обнажает переживаемое им состояние кризиса, что выражается в потере ориентации, неумении ответить на вопросы “где” и “когда”.
Переходы из одного сна в другой метафорически обозначают движение героя в пучину хаоса. Этот эпизод напоминает по тематике сцену “Вакула у Пацюка” из повести “Ночь перед Рождеством”. Вареник, попавший волшебным образом в рот кузнеца в “голодную кутью”, явился неким “договором” с нечистой силой. Однако набожность Вакулы не позволили ему совершить грех. У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. “Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове. Схватив судорожно свёрток, Чартков смотрел, не заметит ли старик. ”. Так произошло “подписание договора с дьяволом”. Эта тема не нова в литературе: она волновала Гёте, Байрона. Пушкина. Лермонтова. Но у Пушкина в “Сцене из Фауста” развита мысль о том, что “человеческая природа всё ещё сохраняет благоговенье перед понятиями, священными для человеческого рода”. Любовь и является одним из таких понятий. Когда Мефистофель вырывает из души героя корень любви, ему ничего не остаётся, как издать приказ: “. всё утопить”. Жизнь теряет всякий смысл, когда любовь превращается в иллюзию (см. анализ “Сцены из Фауста” в кн. Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999).
В повести Гоголя диалога героев нет. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в “разных пространственно-временных и исторических плоскостях”.
Вместе с тем формула диалога сохраняется в повести. Герои общаются с помощью жестов, взглядов, а свёрток с монетами – это итог этой встречи.
Таким образом, получение денег – это первый “прекрасный миг”, “преобразовавший” Чарткова. Он прекрасно устроился, составил себе карьеру, добился успеха у столичной знати. Деньги приобщили его к атмосфере, где царствует “презренный холод торговли и ничтожества”.
Творческие напряжения и порывы сменились небрежностью, равнодушием
к собственному творчеству. “Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Гений творит смело, быстро. ” – так теперь рассуждает Чартков. Как здесь не вспомнить пушкинские строчки:
Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво.
Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.
“Уже он начал достигать поры степенности ума и лет. Уже в газетах и журналах читал прилагательные: “почтенный наш Андрей Петрович”,
“заслуженный наш Андрей Петрович”. Уже стали предлагать ему по службе почётные места”. Во всех этих рядах обнаруживается два противоположных плана: один – передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение, а другой план (внутренний) раскрывает деградацию личности художника (“Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет. ”), променявшего талант на простые безделицы.
За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.
Увидев “божественное” произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, “как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова”. Здесь герой ощутил второе “прекрасное мгновение”, на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства. В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги. Вновь фаустовский мотив “прекрасного мгновения”, на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине. Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя. Когда он взглянул на картину, “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника”. Он хотел высказать замечания, но “речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Герой стал частью этой “нестройной” жизни, забыв о своём высоком предназначении. Чарткорвым, как и пушкинским Фаустом, овладела страсть к разрушению, однако мотивы такого поступка у художника были иные. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Зло потому стало для Чарткова неуничтожимо, что он оказался неспособен терпеть и надеяться. Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.
С портретным изображением связана надежда человека на “преодоление” смерти и посмертное существование в портретном образе (ростовщик художнику: “Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить”). Портрет получился “совершенный”, как будто живой человек глядел с полотна. Автор портрета, как и Чартков, стремился к точному изображению, к овладению природой. Хозяин квартиры говорит о Чарткове: “Вот комнату рисует. нарисовал её со всем сором и дрязгом”. Всех присутствовавших в лавке поразили глаза ростовщика, “живые” глаза, пронизывающие душу насквозь. Подражание природе, видимо, необходимое для искусства, но явно недостаточное действие. Как отмечает В. А. Фаворский, “живое” в искусстве не там, где с портрета смотрят совершенно живые глава, заставляя вас содрогаться, но там, где художнику удаётся создать цельное пространство – мир, который в своей цельности оказывается самостоятельным, самосущим, а значит, уже в очень значительной степени и живым”. Вторая часть повести и раскрывает историю преодоления “заданности” искусства, путь познания и преодоления “порывов страдания”. Только жизнь в монастыре, посты и молитвы восстановили гармонию духа художника-портретиста. Картина, созданная художником после его пострижения и отшельничества, поразила “необыкновенной святостью фигур”. “Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери. святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое”.
В повести “Портрет” представлен идеал художника – автор “великолепной” картины. Гоголь в нескольких фразах, но свободно и вдохновенно проговаривает свою позицию, наслаждается величия духа мастера. В этой картине, “чистой, непорочной, прекрасной, как невеста”, сказалась та свобода творчества художника, о которой мечтал писатель. Жизнь художника прошла вдали от “свободного мира”. “Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий. Всем пренебрегал он, всё отдал искусству”. Как отмечается в исследовательской литературе, прообразом молодого талантливого художника стал друг Гоголя – А.А. Иванов. “В облике Иванова, в его творческом самоотречении Гоголь видел образ идеального художника, о чём писал в “Выбранных местах. ”. С Ивановым писатель познакомился в Риме в 1838 году при содействии В. А. Жуковского, когда тот работал над своим главным трудом – “Явление Мессии”. Знакомство переросло в дружбу, не прекращавшуюся до смерти писателя. Гоголь высоко ценил талант живописца, присущий ему пытливый, философский склад ума. Всю страсть своего сердца Иванов отдавал работе над картиной. Около 1833 года Иванов создаёт эскизы будущего творения. На картине разворачивается сюжет, взятый из первой главы Евангелия от Иоанна. Перед нами бугристый участок земной поверхности, ближе к зрителям почва слегка поднимается, уходит вглубь, затем опускается, вновь круто поднимается холмом и завершается долиной, за которой тянется вереница гор. Эти движением художник расширил пространство картины: каждое действующее лицо становится обозримым. На переднем плане, чуть сдвинуты в левую сторону, под вековым деревом расположилась группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами – вереница людей, которые пытаются понять происходящее, слушают, что им говорит Иоанн. Вся апостольская группа направлена к Христу, группа фарисеев и книжников, спускающихся с холма, направляются от Христа. Они не приняли учение Господа, однако пришли Его послушать. Каждый персонаж выбирает свой путь: либо избавление от грехов, либо возможность жить по-прежнему. “Каждому достанется по его вере”, по самоощущению себя в меняющемся мире. одни пребывают в смятении, сомнении; раб жаждет свободы; фарисеи живут прошлым; в лицах “дрожащих” чувствуется пробуждение сознания собственной душевной неустроенности. Некоторые ещё только прислушиваются к спокойному, ровному шагу Христа. Он несёт с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии. В эскизах есть фигура, получившая название “ближайшего” к Христу. Это человек со встрёпанными волосами, в хламиде бруснично-жёлтого цвета, с худым лицом, обращённым в профиль. Вся фигура даёт впечатление мучительного переживания своей греховности. В картине нет, кроме него, ни одного лица, которое было бы носителем столь глубоко безысходных драматических черт. В эскизных зарисовках легко обнаружить в этом персонаже характерные для Гоголя черты лица. Введение писателя в картину о Мессии в ранний период знакомства его с Ивановым могло произойти не просто с его согласия. но
и при активном его содействии. Гоголь как раз в этот период работал над II редакцией “Портрета”, и покаянный настрой очень соответствовал этому процессу.
Связь Сцены из Фауста” А. С. Пушкина с “Портретом” Н. В. Гоголя основана на общности некоторых сторон мировоззрения двух гениев. Если в человеке уничтожена любовь, не найдена
“божественная опора”, разрушена нравственная природа, то весь мир может оказаться на краю духовной и физической гибели. Когда ученики видят, как Гоголь, опираясь на литературные традиции, раскрывает новую мысль, создаёт новый сюжет, они убеждаются, что осмысленные писателем события, оставшиеся в памяти человечества, дают стимул к дальнейшим творческим поискам.
Основным методическим приёмам, с помощью которого произойдёт, на наш взгляд, понятийное освоение повести у студентов, имея в виду тот факт, что календарным планированием отводится на изучение повести Гоголя “Портрет” 2 часа, является проведение семинарского занятия.
1. Во время самостоятельной внеаудиторной работы студенты должны познакомиться с содержанием, историей создания повести, с отзывами современников о произведении, воспоминаниями о Гоголе в этот период, познакомиться со статьями, выдержками и писем самоо автора о судьбе художника и назначении искусства.
Урок-семинар на тему: “Идейный замысел повести Н.В. Гоголя “Портрет”.
Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, учебники, тетради.
Эпиграф к уроку: “. Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. ”
Методические приёмы: беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы.
Ход занятия
1. Вводное слово учителя.
Учитель: Сегодня мы поговорим о петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя. В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник “Арабески”, в состав которого вошли три повести: “Невский проспект”, “Портрет” и “Записки сумасшедшего”. Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом “Нос” и повестью “Шинель”, Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия “Ревизор”.
Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы “постигнуть высокую тайну создания”. Этой теме посвящена повесть “Портрет”.
Итак, тема нашего занятия: “Идейный замысел повести Н. В. Гоголя “Портрет””.
Сейчас прослушаем студентов, подготовивших доклады: “Петербургский период творчества Н. В. Гоголя” и “ История создания повести “Портрет””.
2. Слушаем доклады заранее подготовленных студентов.
3. Анализ повести по вопросам, предоставленным студентам заблаговременно:
Вопросы для анализа повести.
4. Анализ содержания повести, используя проблемные вопросы.
– Вот мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя:
именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”. Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.
В повести “Портрет” автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.
Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, икоторая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.
Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести “приделкой,в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия”.
– Подготовленный студент рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести “Портрет”:
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”. К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.
Учитель: Что заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?
Студент: Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства).
Учитель: Как это показано в повести?
Студент: Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее “падение” Чарткова: “кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот”.
Учитель: Как был наказан Чартков?
Студент: он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: “Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. ”
Учитель: Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле. В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей?
Студент: Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.
Учитель: Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника, который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: “. он удалился с благословенья настоятеля в пустынь. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы. ”. Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: “. святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём”, – говорит ему настоятель.
Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: “Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства”.
Выводы: Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились с повестью Н. В. Гоголя “Портрет”,
выяснили, каков идейный замысел автора. “Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его”, – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения. В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать её с вашим домашним заданием.
Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету.
6. Домашнее задание
Напишите сочинение на тему: “ Опровергает или подтверждает вторая часть “Портрета” мысль о всевластии зла?”