Чем подтвердить транспортные расходы
Какими документами подтверждается оказание услуг по перевозке груза.
Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.
В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.
Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?
Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).
По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.
При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.
Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.
Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.
Рассмотрим порядок оформления таких документов.
Товарно-транспортная накладная или ТТН
По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.
В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.
Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.
Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.
Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.
И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?
Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.
Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:
— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;
— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.
Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Что такое транспортные расходы?
Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:
Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.
Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».
Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:
При этом транспортировка может производиться следующими лицами:
Далее рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.
Подробнее о том, как учитывают транспорные расходы продавец и покупатель, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».
Какие документы необходимо иметь при доставке товара?
Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:
ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.
ТН (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 и обязательна к применению с 01.01.2021 года) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:
При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.
Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов, т.к. именно этот документ является подтверждением расходов по прибыли. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:
Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?
Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:
Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:
В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:
Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:
О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».
Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?
Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).
Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:
Итоги
Транспортные расходы встречаются практически в любой хоздеятельности. Наличие всех необходимых подтверждающих документов имеет большое значение и для поставщиков, и для покупателей, поскольку позволяет сократить расходы по уплате налога на прибыль.
Как подтвердить транспортные расходы организации
Ведущий экономист-консультант «Что делать Консалт»
Сложно найти компанию, в деятельности которой не возникали бы транспортные расходы. Они составляют ощутимую долю затрат современной организации, в связи с чем нередко привлекают внимание налоговиков. Поэтому важно не просто собрать комплект подтверждающих документов, но и правильно их заполнить. Как это сделать – рассказала наш эксперт Екатерина Копейкина.
Что относится к транспортным расходам организации?
На практике у организации возникают три вида транспортных расходов:
Начнём с транспортных расходов по доставке.
Как в договоре купли-продажи согласуются условия по доставке товара?
Во-первых, важно на этапе подписания договора купли-продажи товара согласовать, какая из сторон несёт расходы по доставке товара. Если в договоре указано, что доставка осуществляется за счёт продавца, то у покупателя нет никаких оснований учитывать такие расходы.
Во-вторых, в договоре нужно прописать, как именно расходы по доставке будут оплачиваться. Возможны два варианты:
В-третьих, доставка может производиться собственным транспортом продавца или покупателя, а также могут привлекаться специализированные перевозчики. Привлечь посредника может как покупатель, так и поставщик.
И в любом из этих вариантов будет свой пакет документов. Рассмотрим подробно каждый из этих вариантов.
Вариант 1. По договору доставку товаров осуществляет продавец за свой счёт собственным транспортом.
Когда поставщик сам доставляет товар и стоимость доставки указана отдельно, то он обязан представить покупателю документы, подтверждающие доставку: транспортную накладную или товарно-транспортную накладную. При отсутствии транспортных документов могут быть оспорены и вычеты входного НДС, и расходы на приобретение товаров.
ТТН обязательно должна быть составлена при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта.
В остальных случаях лучше оформить ТН.
Если стоимость доставки товаров в договоре поставки не указана отдельно (включена в стоимость товаров), оформлять ТН не надо.
Для отражения расходов и документального подтверждения факта будет использоваться только ТОРГ-12 или УПД (которая заменит ТОРГ-12 и счёт-фактуру).
Вариант 2. По договору доставку товаров осуществляет покупатель за свой счёт собственным транспортом.
При самовывозе товара со склада поставщика собственным транспортом покупателя транспортная накладная или товарно-транспортная накладная не оформляются.
В этом случае расходы на доставку товара будут подтверждаться обычными документами: путевыми листами, зарплатными ведомостями, бухгалтерскими справками.
Вариант 3. Заключается договор с транспортной компанией.
Здесь также возможны два варианта:
1. Договор перевозки груза
Выписывает транспортную накладную грузоотправитель, то есть та организация, которая заказывает перевозку груза, если в договоре перевозки не установлено иное.
Транспортную накладную оформляют в трёх экземплярах:
Неправильное оформление или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключённым или недействительным.
В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Если речь пойдёт о судебном разбирательстве, судьи будут оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства (несения фирмой расходов на перевозку в отсутствии накладной) в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
2. Договор транспортной экспедиции
При заключении договора транспортной экспедиции для подтверждения расходов на доставку товара у вас должны быть следующие документы:
Транспортную накладную выписывать он не обязан, её следует выписать экспедитору.
В ней в качестве грузоотправителя указывается грузоотправитель (тот, кто заключает договор экспедиции — покупатель или продавец), перевозчиком является экспедитор, а грузополучатель — покупатель.
Если экспедитор заключает договор перевозки от имени покупателя (или продавца), он должен оформить ТН на основании выданной доверенности и указать в качестве грузоотправителя покупателя (или продавца соответственно).
Если договор перевозки экспедитор заключает от своего имени, он должен оформить ТН от своего имени, указав себя в качестве грузоотправителя.
Какие расходы возникают при обслуживании автопарка?
К таким расходам относятся:
Ранее мы рассказывали о расходах на доставку товара покупателю.
На основании каких документов учитываются расходы на обслуживание автопарка?
Рассмотрим необходимые документы для вышеперечисленных затрат.
ГСМ. Для учёта всех видов топлива основным документом является путевой лист. Он не только подтверждает расходы на ГСМ, но и экономически обосновывает производственную направленность затрат.
Путевой лист обязателен для подтверждения расходов, если организация занимается перевозками пассажиров и багажа, грузов. В этом случае путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные как для первичных учётных документов, так и для путевых листов.
Формы путевых листов, обязательной к применению, нет. Организация может разработать бланки самостоятельно или взять за основу унифицированные формы путевых листов. Используемые формы путевых листов нужно закрепить в учётной политике.
Если организация не занимается перевозками пассажиров и багажа, грузов, то путевой лист она вправе не оформлять, а расходы на ГСМ подтверждать маршрутными листами, справками или отчётами о перемещениях автомобиля и пройденном им пути, составленных на основании сведений системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, GPS или иных систем. Эти документы должны содержать обязательные реквизиты первичных учётных документов.
Выбранный порядок подтверждения нужно закрепить в учётной политике.
Помимо путевых листов, для списания ГСМ также потребуются документы об оплате ГСМ (чеки АЗС) и авансовые отчёты, если ГСМ оплачивало подотчётное лицо.
Платная парковка и мойка. Для списания затрат на платную парковку и мойку потребуются договор, авансовые отчёты и кассовые чеки.
Расходы на ремонт автомобилей (в том числе на замену шин) подтверждают договоры на техническое обслуживание, заказы-наряды на ремонт, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, платёжные поручения.
Как видим, подтверждение транспортных расходов — дело непростое. Особенно нужно быть внимательным при оформлении договора поставки товаров, так как именно от условий договора будет зависеть и пакет подтверждающих документов.
Но, учитывая наличие многочисленных разъяснений официальных органов, можно один раз разобраться в комплекте необходимых документов, закрепить порядок в учётной политике, придерживаться его и тем самым свести налоговые риски к минимуму.
Ранее мы рассказывали о том, как правильно самостоятельно продать автомобиль.
Вопрос
Какими документами подтверждается проезд по платной дороге?
Ответ
Обслуживанием платных дорог в России занимается государственная компания «Автодор». В случае приобретения транспондеров подтвердить расходы можно договором с ООО «Автодор — Платные Дороги» и документами об оплате.
Юридическим лицам после завершения отчётного периода ООО «Автодор — Платные Дороги» предоставляет следующий пакет отчётных документов:
Срок предоставления документов — ежемесячно после 15-го числа по завершении каждого расчётного периода (расчётный период равен одному календарному месяцу). Акт выполненных работ — ежемесячно. Акт сверки взаиморасчётов — ежеквартально.
Документы можно получать по системе электронного документооборота. В личном кабинете на сайте «Автодора» доступны следующие отчётные документы:
Вопрос
Какие документы должен оформить продавец в случае отказа покупателя от приёмки части товара в момент его доставки (корректировочный или исправительный счёт-фактуру)? Может ли продавец признать в целях исчисления налога на прибыль расходы на доставку не принятого покупателем товара?
Ответ
В случае отказа покупателя от приёмки части товара в момент его доставки поставщик должен составить корректировочный счёт-фактуру.
Расходы на доставку не принятого покупателем товара поставщик вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль.
При этом ключевыми факторами в данной ситуации являются как раз изначальное намерение поставщика доставить товар покупателю, направленность на получение дохода в результате хозяйственной операции с покупателем, а также документальное оформление доставки и отказа покупателя от товара.
Екатерина Копейкина, ведущий экономист-консультант ООО «Что делать Консалт»
Документальное оформление транспортных расходов организации
Письмо Минфина РФ от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 посвящено документальному оформлению транспортных расходов организации. На протяжении уже долгого времени налогоплательщики задают специалистам Минфина и ФНС вопросы на эту тему и ровно столько же их рассматривают судьи, принимая самые противоположные решения.
Для ответа на последний вопрос обратимся к законодательству.
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждена форма товарно-транспортной накладной (ф. 1-Т), предназначенная для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
–товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
–транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации – владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация – владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Кроме того, 30.11.1983 была утверждена Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее – Инструкция), которая не утратила силу и по сей день[1]. Данной Инструкцией установлен порядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. Так, согласно Инструкции перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы 1-Т. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-Т.
Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения ТМЦ, по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы (п. 6 Инструкции). Она является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
В тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной как неотъемлемая ее часть должны прилагаться специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю (п. 7 Инструкции).
Таким образом, можно сделать вывод, что товарно-транспортная накладная является не только первичным документом, подтверждающим расходы организации на транспортные расходы, но и документом, на основании которого организация-продавец списывает товар со своего складского и бухгалтерского учета, организация-покупатель принимает товар к учету. Кроме того, ф. 1-Т является документом для проведения расчетов за перевозку грузов.
Позиция Минфина и налоговых органов
Позиция Минфина по вопросу документального подтверждения транспортных расходов организации такова: при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются транспортные затраты, не подтвержденные первичными документами (товарно-транспортными накладными) и, следовательно, не соответствующие положениям статьи 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 03.06.2005 № 07-05-06/160 ). Свою позицию чиновники Минфина подтвердили и в комментируемом письме: затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме 1-Т.
Позиция ФНС аналогична: так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов (Письмо УФНС по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786 ).
Позиция судов
Арбитражная практика по вопросу документального оформления транспортных расходов неоднозначна.
Таким образом, документы (Инструкция, ПостановлениеГоскомстата РФ № 78 ), регулирующие порядок расчетов за перевозки грузов, требуют наличия товарно-транспортной накладной как и в организации, осуществляющей перевозку, так и в организации, которой доставляют перевозимый груз и которая учитывает транспортные расходы в своем учете.
Из содержания товарно-транспортной накладной, а также инструкции по ее заполнению следует, что данный документ имеет большую смысловую нагрузку и является документальным подтверждением хозяйственных операций у отправителя груза, перевозчика и получателя груза.
Однако анализ арбитражной практики показывает, что суды при рассмотрении дел о документальном подтверждении транспортных расходов обращают внимание не только на наличие или отсутствие товарно-транспортной накладной, но и на комплект документов в целом.
Если организация при определении порядка документооборота сочтет составление (наличие) товарно-транспортной накладной излишним, то такую точку зрения придется отстаивать в суде.
[1] В настоящее время применяется в редакции Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78.
Письмо Минфина РФ от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 | |
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности учета транспортных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях гл. 25 «налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Так, согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Согласно п. 2 Инструкции Минфина СССР, Государственного банка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы № 1-Т. Пунктом 6 указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме № 1-Т.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики С. В. Разгулин
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>