Чем платили в древнем египте

Как платили налоги в древнем Египте?

Строительство пирамид Древнего Египта и развитие сельского хозяйства создало необходимость возникновения сильной экономики. Рабочие требовали оплаты их труда, которое выражалось не только в монетах из драгоценного металла, но и обычном пайке.

Идеологии было недостаточно, чтобы гарантировать власть “бессмертным” фараонам. Без упорядочения денежного обмена система была обречена на крах. Для того чтобы укрепить легитимность правящей династии и осуществлять сбор средств с прибыли торговцев, промышленников и аграрных хозяйств, государственные чиновники ввели систему налогов в Древнем Египте. Она позволяла пополнять регулярно пустеющую казну, средства из которой тратились на возведение храмов и гробниц, совершение религиозных обрядов.

Формирование системы сбора налогов древнего Египта

Администрирование денежных отношений стало одним из главных достижений периода нахождения у трона фараонов с I по III династий. В общей сложности это время составило около 400 лет. Позже оно было классифицировано как Раннединастический период (с 2950 по 2575 годы до н.э.).

В его начале правила о взимании налогов в Древнем Египте были только унифицированы. Фараон Нармер и его наследники столкнулись с проблемой обложения данью обширных территорий, растянувшихся от центральной части Африки до берегов Средиземного моря. Конец периода был ознаменован созданием централизованной командной экономики. На вырученные средства финансировались грандиозные строительные проекты царей.

Записи о введении инновации были обнаружены на камне Палермо, который хранит сведения о наиболее важных событиях тех времен. Он был составлен при V династии, примерно в 2040 г. до н.э. И ведет к началу возникновения древней цивилизации при непосредственном преемнике Нармера — фараоне Ага. В них указано, что царь путешествовал каждые два года по всему Египту, чтобы удостовериться, доволен ли его народ, и как обстоят дела в государстве. Также ревизии проводились для целей осуществления расходования казны высокими чиновниками и контроля отправления правосудия.

В последние десятилетия выезды фараона способствовали систематической оценке финансового положения страны и исполнения обязательств по выплате дани — налогов Древнего Египта. При II династии был зафиксирован факт проведения формальной переписи сельскохозяйственных запасов страны. Во времена правления III династии, согласно данных Палермского Камня, записи о затоплениях дельты Нила производилась ежегодно. Уровень воды измерялся в локтяз и долях локтя. Причина, побудившая власти архивировать данную информацию, проста: высота затопления Нила влияла на уровень урожая в следующем сезоне. Благодаря этим данным рассчитывались налоги, которые должны были поступить в казну.

Налоги Древнего Египта и поддержание международных отношений

Практика сбора налогов с населения была принята исключительно на египетских территориях. Соседи новацию не поддержали. Чтобы поддержать статус фараона как защитника Египта, были созданы легенды о поражении соседних государств, которые пребывали в хаосе. Для придания национального единства, что обнаруживаться на протяжении всей истории цивилизации, все иностранцы были изображены врагами.

На фрагменте предмета из слоновой кости, обнаруженном в гробницу Нармера, был изображен палестинский сановник, наклонившийся период египетским царем. Реально же это время было ознаменовано расцве торговых отношений между Египтом и Палестиной. Это свидетельствует о том, что все ранее обнаруженные артефакты должны тщательно изучаться и анализироваться на предмет достоверности указанных в них сведений.

В то время как отношения древнего Египта на Ближнем Востоке были напряженными и противоречивыми, договоренности с Нубией в долине Нила к югу от первой катаракты (порога) были легко достижимы. Международные связи были налажены в период правления додинастических царей Тжени, Нуби и Нехен.

Это выражалось в том, что цари Нубийского царства заимствовали традицию строительства царских захоронений в виде пирамид (в современном Судане их насчитывается около 300) и ведения торговли с соседними государствами. Ранние правители Египта, в своей решимости установить контроль над торговыми путями, старались наладить отношения с нубийскими соперниками прежде, чем они стали составлять реальную угрозу.

В ходе археологических исследований была обнаружена надпись на Гебель Шейх Сулейман. На ней изображен гигантский скорпион, который держит в своих клешнях поверженного вождя нубийцев. Эта картина является наглядной иллюстрацией египетской политики в отношении Нубии. На второй картине выгравирована сцена опустошения с мертвыми или умирающими племенами царства Куш. Она содержит иероглифический шифр царя Древнего Египта.

Преуспевающие империи на Ближнем Востоке становились партнерами Египта и были от него географически удалены. При этом угроза целостности южных границ постоянно волновала правителей. После вмешательства Египта в вопросы управления Нижней Нубией, признаки самостоятельной власти на этой территории не обнаруживались в течение почти тысячи лет.

Гегемония египетского царства в долине Нила и процветание торговых связях благоприятно сказались на росте общего благосостояния страны и ее народа. Гробницы становились все более богатыми. Заметно увеличился социальный разрыв между богатыми и бедными. Наибольшую выгоду получило, безусловно, само государство.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта все номы стали подчиняться централизованной власти. Отдельные общины продолжали обрабатывать земли. Теперь они были представлены в качестве арендодателей, которые отдавали арендную плату в обмен на использование сельскохозяйственных угодий.

Как велась запись о налогах в древнем Египте

Среди всех великих изобретений человечества, письмо занимает особое место. Его сила — в передаче знаний, что дают власть. Записи, повествующие о истории возникновения и развития древних цивилизаций, невозможно переоценить.

Сегодня практически невозможно представить мир без письменности. Содержание древнеегипетских иероглифических записей было откровением и тайной для непосвященных. До сих пор точно не известно, при каких обстоятельствах они были изобретены. Но их возникновение указывает на возникновение в обществе и государственном строе процессов, которые требовали фиксации.

Самые ранние записи были обнаружены в гробнице додинастического царя Абджу, жившего около 150 лет до Нармера, объединившего Египет. Короткие надписи сформированы из определенных знаков. Это свидетельствует о сложности иероглифического письма, в древнем Египте оно формироваться на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.

Археологи до сих пор спорят, где возникло письмо: в Древнем Египте или южном городе Урук (современная Варка) в Месопотамии. Вероятно, что оно пришло на египетские земли вместе с влиянием культур общин Месопотамии до объединения государства первым фараоном. Однако древнеегипетский язык так очевидно отражает особенности общества египтян, и логичнее заключить, что представляли собой продукт развития коренных народов.

Очевидно додинастические правители Египта размышляли над странными знаками, нанесенными на товар, завезенный из земель Месопотамии, и оценивая их в качестве источника информации, и впоследствие дали указание изобрести собственную структуру письма.

Какими бы не были обстоятельства возникновения египетского алфавита, ранние правители Египта высоко оценили потенциал письменности, и не в последнюю очередь для создания четкой системы экономического администрирования. Конкурирующие государства расширяют сферу своего влияния. А возможность ведения учета собственных товаров и сообщения другим информации по средством знаков казались удивительным новвоведением. Это значительно упрощало обмен продуктами и влияло на улучшение отношений государств.

Фараон дает указание все налоги Древнего Египта, которые исчислялись, в основном, зерном, фиксировать при помощи царской печати. На ней было изображено имя Гора. При наполнении гробниц сокровищами, которые могли понадобится представителям династии для лучшей жизни в загробном мире, производилось нанесение записей о содержании, количестве, качестве, происхождении товаров и других важных деталей. Идея нашла восторженные отзывы в высших кругах египетского общества.

На протяжении всей истории древнего Египта, грамотность была привилегией элиты, служившей при дворе фараона. Любой писец, умеющий читать и писать, имел доступ к рычагам власти. Они вели жесткий учет оплаты налогов. С теми, кто не платил дань, безжалостно расправлялись. Во многих гробницах были обнаружены рисунки, изображающие писцов, подводящих финансовые итоги в сезон сбора урожая. Надписи заносились списками с помощью стебля тростника. Сборщики налогов в древнем Египте подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Крестьянам связывали руки и ноги и бросали в рвы или топили. Живопись, датируемая периодом ранее 2400 г. до н.э., содержит сцены встречи представителей власти с владельцами хозяйств, с которых не был удержан налог.

Историк Тоби Уилкинсон пишет в книге “Взлет и падение Древнего Египта”:

Правительство первой династии разработало и ввело программу общенародной системы налогообложения. Облагались данью, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья. Важную роль в формировании экономики цивилизации сыграло возникновения иероглифического письма. В Древнем Египта, с самого начала его возникновения, канцелярия фараона использует знаки алфавита для составления отчетов о богатствах страны для целей сбора налогов. Самые ранние из них, после объединения страны под руководством Нармера, были начертаны чернилами на гончарных банках. Доходы учитывались как на территории Верхнего, так и Нижнего Египта. Для большей эффективности применения системы, страна была поделена на две половины”.

Когда дело доходило до сбора налогов в виде доли от собранного урожая с сельскохозяйственных угодий, от лица государства выступали чиновники. Не возникает сомнений в том, что их полномочия были подкреплены силой: принудительными мерами. Они ставили печати в виде оттисков, благодаря которым стало известно, как работала казна с самого начала истории древнего Египта.

Вырученные средства расходовались по двум направлениям. Одна часть шла непосредственно в государственные мастерские для изготовления продукции: жира и выделки из кожи крупного рогатого скота и свиней; белья из льна; хлеба и пива. Некоторыми из них затем торговали или обменивали с учетом прибыли, которая направлялась обратно государству. Вторая часть распределялась на оплату труда работникам администрации и для реализации строительныз проектов. Оставшаяся часть, в частности в виде зерна, отправлялась на хранение в государственные склады, которые располагалась в важных региональных центрах.

Они использовались для финансирования деятельности флота, а также оставалась в закромах для создания резервного запаса в случае неурожая, чтобы предотвратить массовый голод. С одной стороны народ страдал от необходимости направления в пользу государства части дохода. С другой — налоги представляли собой своеобразный страховой резерв в случае непредвиденных ситуаций.

Налоги в древнем Египте и денежные отношения

Налоги древнего Египта выплачивались не только натуральной продукцией, но и деньгами. В ранние периоды монет и бумажных денег не существовало. Оплата производилась в виде продуктов питания, воды, нефти, товаров и услуг. Обменивались на деньги также животные, чаще всего овцы. Именно они были изображены на первых египетских деньгах.

В Месопотамии и Египте были найдены серебряные кольца, которые использовались как средство оплаты несколькими веками раннее до того, как были отчеканены первые монеты. На стенах храма древней столицы Египта, Фив, датированного 1300 г. до н.э. изображен мужчина, которые положил золотые кольца на весы.

Возникновение денежных отношений способствовало развитию торговли между Египтом, Месопотамией и Палестиной. Археологам удалось найти кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек. Ими платили при покупке вещей. Единицей измерения служил “дебен”, равный трем унциям. Мешок пшеницы стоил один дебен. На четыре или пять дебенов можно было купить корову.

Источник

Налоги в стране фараонов

Автор: Евгений Сивков

Нам в школе как-то странно преподают историю. Например, что мы знаем о Древнем Египте? Там строили пирамиды, верили в богов с головами животных, торжественно хоронили мумии кошек и крокодилов, плавали по Нилу на каких-то странных баржах, правили тамошним народом фараоны, и на всех фресках люди изображались почему-то исключительно в профиль. Да, ещё там писали при помощи иероглифов. И так – три тысячи лет подряд. А вот как тогда была устроена налоговая система? Каким образом фараоны на протяжении тысячелетий держали в покорности народ, проводили завоевательные походы, строили храмы и пирамиды? Откуда они брали на это деньги? И почему эта система в один прекрасный момент перестала работать? Попробуем разобраться. Может быть, обнаружим полезную для себя информацию.

Контроль и учёт

Оказывается, насчёт контроля и учёта первым сказал вовсе не великий Ленин. Это правило придумали в глубокой древности налоговики в Египте. До нас дошло множество записей на листах папируса, на которых проводился учёт земельных участков. На некоторых из них ставились три цифры: площадь участка, норма исчисления налога с единицы площади и общая сумма сбора. Если земля не возделывалась – на папирусе писали две цифры. Таким образом, учитывался фискальный резерв. Для разных форм собственности на землю применялись и разные виды учётных записей. Дело в том, что большая часть земли в Египте находилась в собственности государства (фараона), но до трети земли принадлежала храмам. Большая часть этих земель возделывалась крестьянами-арендаторами. Основным предметом контроля было определение владельца и площадей участков. Для этого была налажена система межевания земель. Раз в два года специальные чиновники проводили межевание, уточнённые данные затем вносились в учётные записи.

Контролёры – не под контролем

Интересно, что большую часть своей истории налоговая система Египта опиралась на принципы сбора дани. Размер дани в отличие от более прогрессивных налоговых систем опирался на субъективные критерии, налогооблагаемая база определялась «на глазок». Примерно так же, как это делают современные рэкетиры, абсолютно произвольно устанавливая плату за крышевание бизнеса. Чиновники в Древнем Египте фактически были такими рэкетирами, бандитами на службе государства. Правда, они несли персональную ответственность за выполнение налоговых планов. Но размер дани они устанавливали по собственному усмотрению. Кстати, сами они (как и судьи) от уплаты налогов были освобождены.

Как проводился сбор налогов с урожая. Чиновник делал соответствующие учётные записи, а затем следил за тем, чтобы налог (он взимался в натуральной форме, то есть зерном) был уплачён в полном объёме. И не важно, какой в этом году был урожай. Ставка налога от этого не менялась. С такой-то площади – столько-то мер зерна, и точка. Сбор урожая проводился под неусыпным наблюдением сборщика налогов. Затем весь собранный урожай перевозился в государственные или храмовые хранилища, там зерно взвешивали, государственную долю оставляли в хранилище, а налогоплательщик получал обратно долю урожая, превышавшую налоговую норму. Если эта доля, конечно, оставалась. Все стадии сбора налогов фиксировались документально.

Ещё одной важной отраслью экономики Египта издавна было скотоводство. Разведение коров и овец издавна практиковалось в долине Нила. Налоговые чиновники Египта поставили под контроль и этот вид деятельности. Каждые два года в стране проводилась всеобщая перепись скота. По её итогам составлялись учётные документы, а животных клеймили. В Древнем Египте взимался и налог с имущества. Для этих целей проводилась опись буквально всего, что налоговые инспекторы обнаруживали в крестьянских хижинах. Чиновник мог, к примеру, строго наказать семью, если обнаруживал, что хозяйка для приготовления обеда использовала неучтённое растительное масло.

Переписывалось не только имущество, учёту подлежали не только зерно и скот. В Египте регулярно проводились переписи населения. Отдельно учитывалось население трудоспособное. Для организации общественных работ требовалось точно знать, какова численность рабочей силы может быть предоставлена той или иной территорией (территориальные единицы Древнего Египта назывались номами).

Упадок и разрушение

История Древнего Египта знала взлёты и падения. В XVIII веке до н.э. в стране вспыхнуло восстание, вызванное безжалостными действиями налоговых чиновников. Возмущённые крестьяне врывались в государственные учреждения и сжигали учётные записи. В XVI веке до н.э. страну завоевали кочевники-гиксосы, после чего государство на протяжении 150 лет пребывало в хозяйственном и политическом оцепенении. Фараон-реформатор Эхнатон в XV веке до н.э. попытался ввести монотеизм. Он закрыл храмы многочисленных звероголовых богов и заставил поклоняться египтян солнцу. После его смерти жрецы восстановили поклонение Амону, Осирису и прочим Исидам. А заодно они восстановили отменённые Эхнатоном налоговые льготы. Именно таким льготам посвящена надпись на знаменитом Розеттском камне, который был использован для расшифровки египетских иероглифов.

Для того чтобы пополнить казну (из-за налоговых льгот для храмов государство недополучало около 1/3 доходов) в XIV – XIII веках до н.э. великие фараоны-полководцы Тутмос III и Рамсес XII провели блестящие завоевательные походы. Были покорены Иудея, Финикия, Сирия, часть Аравии, Ливии и Эфиопии. Но не тут-то было: неэффективная система сбора налогов и чудовищная коррупция налоговиков и судей Древнего Египта привели к тому, что фараоны не смогли удержать завоёванное. Вначале египтянам дали отпор хетты, а затем ассирийцы и вавилоняне совершали завоевательные походы уже непосредственно в дельту Нила. Наконец, Египет был завоёван персами. Напрасно фараоны пытались изменить ситуацию. Все попытки обуздать жадность жрецов успеха не приносили. Фараоны, пытавшиеся отменить налоговые льготы храмам, внезапно умирали при самых загадочных обстоятельствах. Чиновников, которые были уличены в получении взяток, фараоны высылали на Аравийский полуостров (такая египетская Колыма), предварительно отрезав им носы. Количество безносого населения в Аравии не убывало десятилетиями – египетские чиновники готовы были рискнуть самой выдающейся частью тела, но не переставали брать взяток.

В конечном итоге в IV веке до н.э. Египет попал под власть эллинистической династии Птолемеев, родоначальник которой был полководцем в войске Александра Македонского.

Новые времена – старые нравы

А ещё Птолемеи взимали со своих подданных специальный сбор за пропуск в пустыню. Наверное, попытка человека удалиться за пределы плодородной долины Нила в бесплодную пустыню казалась чиновникам настолько подозрительной, что они на всякий случай решили брать за реализацию столь странных желаний деньги. Перечислить все сборы и налоги, существующие в эллинистическом Египте, практически невозможно. Изобретательность чиновников была воистину безгранична: сборы на содержание общественных бань, на строительство военного флота, на содержание врачей и чиновников – за всё это должен был платить налогоплательщик. Система сбора налогов также претерпела некоторые изменения. Теперь этим ведали не фискальные чиновники, а откупщики. Это были, как правило, богатые частные лица. И государство буквально заставляло их брать на себя функции по сбору налогов. За невыполнение плана откупщик отвечал всем своим имуществом и даже свободой. Такие сборщики старались изо всех сил. Кроме того, в эллинистическую эпоху в Египте была внедрена система доносительства на неуплату налогов. Фискалы следили за своими соседями не бескорыстно. Они получали от государства долю от полученных при их помощи недоимок. Кстати, в современных США эта египетская система работают весьма эффективно. Американским налоговым стукачам государство платит 25 % от суммы взысканных налогов.

Плюс государственные монополии: на добычу различных полезных ископаемых, на ввоз и вывоз отдельных товаров, на финансовую и кредитную деятельность (банковская сфера). Абсолютный, всеобщий, тотальный контроль.

Хлеб всему голова

Но, несмотря на всё разнообразие налогов династии Птолемеев, главным продуктом экономики Египта, как и раньше, оставался хлеб. Производство зерна (пшеницы и ячменя) по-прежнему давало государству основную часть доходов. Система учёта сельхозугодий заботливо сохранялась чиновниками Птолемеев и продолжала совершенствоваться. В учётных записях того времени земли классифицируются по таким параметрам, как их качество, характер орошения, видам возделываемых сельскохозяйственных культур, по виду имущественных прав на участок. Собранный урожай, как и прежде, свозили в государственные хранилища. Но в эпоху Птолемеев была введена одна интересная новинка. Теперь урожай оценивался по твёрдой цене, размер которой устанавливало государство. Так что продразвёрстку тоже придумали задолго до большевиков. Наверное, Ленин и Троцкий хорошо изучили в гимназии историю Древнего Египта.

Тотальный конец

Завершая разговор о Древнем Египте, мы не случайно упомянули имена большевистских лидеров. Египет фактически был первым в мире тоталитарным государством. Полный государственный контроль над частной жизнью граждан, вмешательство государство во все без исключения экономические отношения, жесточайшая ответственность за неисполнение государственного задания – Ленин ничего нового не придумал, всё это уже было когда-то в стране фараонов.

А ещё египетское прошлое и российское настоящее объединяет тотальная, всеобщая и свирепая коррупция.

Египетская государственность, насчитывающая не одну тысячу лет, потерпела крушение как раз из-за этого социального зла. Взяточничество чиновников привело к тому, что в казне не стало хватать денег на исполнение важнейших государственных функций, а измученное произволом чиновников население не встало на защиту воровского государства, когда заморские завоеватели аннексировали Египет.

В 31 году до н.э. император Октавиан Август превратил Египет в провинцию Рима. Население не возражало.

Кстати, у России сегодня тоже имеются заморские противники. И с коррупцией у нас имеются серьёзные проблемы.

История имела своё продолжение. Римляне тоже не смогли справиться с коррупцией, им тоже не удалось организовать эффективную систему налогообложения. Что в итоге? В VII веке уже нашей эры Египет был завоёван мусульманами. Захватчики повели себя очень умно. Они ввели налоговые льготы для тех жителей Египта, которые отказались от христианства и приняли ислам. В результате буквально за несколько десятков лет подавляющее большинство населения Египта перешло в новую веру.

Источник

Чем платили в древнем египте

Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Возможно, кому-нибудь будет интересна тема денежного обращения Египта.
Хочу поделиться добытой из разрозненных источников информацией, а также кое-какими своими еретическими мыслями… Итак,

Торговые эпизоды времен IV династии.

Вот что пишет о торговле Древнем Египте Пьер Монтэ в замечательной книге «Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов», 1946 г., глава XI. «Торговля и деньги»:
В Египте издавна продукты или изделия оценивались с помощью единицы под названием «шетит». Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла кружочков строго определенного веса и выбить на них соответствующие изображения, однако египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или меди соответствовало по весу одному шетит. Если продавец и покупатель обменивались животными или изделиями неодинаковой стоимости, разницу исчисляли в шетит и, чтобы ее уравновесить, подыскивали подходящий товар, который одна сторона могла предложить, а другая соглашалась принять. К эпохе Рамсесов «шетит» вышел из употребления, он ни разу не упоминается в Большом папирусе Харриса, зато там постоянно идет речь о «debenе» весом 91 грамм и «кедет» («ките», «кит» —кольцо) весом 9,1 грамма. Цена быка колебалась от тридцати до ста тридцати deben меди. Мешок полбы («бедет») стоил один deben меди. Однако на практике покупатель почти никогда не мог предъявить deben меди, а тем более золота или серебра. Писец Пенанукет, продав быка, оцененного в сто тридцать deben меди, получает льняное платье, стоящее шестьдесят deben, десять мешков и три с половиной меры зерна ценой двадцать deben, каменья для ожерелья на тридцать deben и, наконец, еще два платья ценой десять deben (папирус chester Beatty, I, V° D cтр. 43). Во времена XIX династии (1292-1186 годы до н. э.) рабыня, оценённая в четыре deben и один серебряный кедет, была куплена за аналогичные по ценности товары: 6 бронзовых сосудов, 10 медных deben, 15 льняных одеяний, покрывало, одеяло и горшок мёда (папирус Berlin 9784, § x).

Гирька весом пять deben времён V династии (XXVII-XXII вв. до н.э.)

Клад серебряных предметов из Телль-Амарны, относящийся к 1850-1800 гг. до н.э. (XVIII династия) Британский музей.

На реверсе монет Нектанеба помещены два иероглифа: воротник фараона и сердце с трахеей, вместе они обозначают: «хорошее золото [фараона]».

Иностранные монеты использовались в основном верхушкой египетского общества. Среди основной массы местного населения использовался бартер.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

II. Эллинистический Египет.

В эллинистический период происходят серьезные изменения в денежном обращении. После кампании Александра Великого огромная масса золота и серебра из запасов персидских царей была перечеканена в греческие монеты-«александрии» (Αλεξάνδρειαι δραχμαὶ, χρυσοῖ Άλεξάνδρειοι – аутентичные названия из древнегреческих источников). В результате во всех завоеванных государствах, и в Египте в том числе, вводилась денежная экономика, в которой средством обращения была единая монета – στατῆρος – «статер» (т.е. тетрадрахма) аттического стандарта. Употребление денег начинает замещать бартер.

Птолемей I Сотер стал чеканить в Мемфисе (вскоре монетный двор был перенесён в Александрию) серебряные статеры в период, согласно различным исследованиям, с 326 по 307 г. до н. э.), золотые «хризоны» (статеры-дидрахмы) и его четверти («тетарте», в каталогах часто называемых триоболами). Как показывает клад Demanhur-1664 из дельты Нила, сокрытый в 318 г. до н.э., тетрадрахмы македонской чеканки (Амфиполиса), а также других городов, значительно преобладают над египетской чеканкой, которая занимает 4,5% от состава клада.

Первые статеры сатрапа Птолемея I Сотера, Мемфис.

Египетский статер типа «Александр/Афина».

«хризоны» (золотые статеры) Птолемея I:
первая эмиссия, 323-322 г. до н.э,. 8.59 г вторая эмиссия, после 299 г. до н.э., 7.09 г

Для Египта серьезной проблемой было отсутствие собственных серебряных рудников, поэтому главным источником серебра для чеканки монет для Птолемеев стали иностранные монеты, поступавшие в страну путем торговли. Любой купец, приезжавший в Египет, был обязан совершать все тигровые операции только с использованием египетских денег. Для этого он обменивал в Александрии свои тяжёлые тетрадрахмы на лёгкие египетские по курсу 1:1. В Египте не было частных менял, не было частных и даже царских банков, которые поддерживали бы эти операции. Весь бизнес концентрировался в Александрии в руках специальных царских чиновников. Сохранилось письмо от 23 октября 258 г до н.э. (P.Cair. Zen. 1 59021), в котором Деметрий (по-видимому, начальник монетного двора Александрии) сообщает некоему Аполлонию, что согласно указа (πρόσταγμ&#945 😉 перечеканил в трихризоны «хорошие местные монеты», которые привезли морем иностранцы, а также торговцы и агенты из провинций и других стран.

Птолемеи наладили полный контроль почти над всеми сферами экономической жизни Египта. Они являлись верховными собственниками земли, определяли режим ее эксплуатации и предоставление в пользование. Государственный контроль Птолемеев распространялся и на экспорт египетских товаров. Существовала обязательная регистрация торговцев и судовладельцев.
Главными экспортными товарами Египта были пшеница и папирус. Покупателями главным образом выступали государства Балканской Греции. Птолемеи, полностью контролировавшие национальную коммерцию, установившие государственную собственность на караванные маршруты и водные пути, сбывали свои товары в Китае, Скифии, в Центральной Африке и даже на Британских островах [ Дюрант В. Жизнь Греции, 1997 ].

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

А нет ли фото монет фараона Тахоса? Никогда не видел.

Вот эту медную монету некоторые каталоги тоже относят к чеканке фараона Нектанеба.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

Цитата
Koran_ua пишет:
Вот эту медную монету некоторые каталоги тоже относят к чеканке фараона Нектанеба.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

Цитата
Koran_ua пишет:
А нет ли фото монет фараона Тахоса? Никогда не видел.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

Изменение масштаба цен и коренная перестройка системы счёта сопровождалось выпуском шестой серии бронзовых монет с использованием типа реверса (Зевс-Аммон, Исида-Деметра, Геракл, персонификация Александрии, Афина) в качестве маркера номинала. Часть старых монет не изымалась, но была оставлена в обращении с новым номиналом.

Catharine Lorber и Thomas Faucher в работе «Bronze coinage of Ptolemaic Egypt in the Second Century BC» (2010), на основе кладов, метрологии и химического состава монет, предложили новую классификацию египетской бронзы 6ой и 7ой серии. Бронзовые монеты шестой серии, согласно этому исследованию подразделяющиеся на пять подсерий, а также монеты сменившей её седьмой серии, постепенно теряли вес (причём необязательно все номиналы одновременно):

Как показывают составы кладов, монеты серий 6а-6d обращались совместно. Существование серии 6e оспаривается рядом исследований, которые относят её к 7ой серии.

На сегодняшний день не сложилось единого мнения относительно номиналов бронзовых монет, выпущенных после реформы 205-197 г. до н.э. Различные исследования предлагают для самой крупной монеты 6ой серии номиналы в 20, 40, 50, 60, 80, 100 и 120 драхм. Эти исследования в основном отталкиваются от метрологии либо дореформенной монеты, либо достоверно известных номиналов Клеопатры VII (80 и 40 драхм, а также пентадрахмы), но не учитывают 10-кратный рост цен во втором столетии до н.э.
Ведущий специалист в области птолемеевской нумизматики Катарина Лорбер несколько раз меняла своё мнение относительно номинала самой крупной монеты 6ой серии (начиная с варианта в 80 драхм в 2010 году, затем – 40 драхм), пока не остановилась на варианте в 10 драхм («Face Values of Ptolemaic Bronze Coins of the Second Century BC», 2017 год). Мне этот вариант также видится наиболее обоснованным.
Итак, полагаю, что во время реформы 205-197 г. до н.э. были выпущены монеты номиналом от 1 до 10 драхм (позднее добавилась монета в полдрахмы), причём масса медной монеты соответствовала её номиналу (ведь драхма – это не только денежная единица, но и, в первую очередь, единица массы), то есть монета номиналом в одну драхму и весила одну драхму (около 4 граммов). При этом выдерживалось традиционное для Египта рацио серебра и меди (1:60), то есть обол серебром (или 4 обола старой медной монетой) равнялся 10 драхмам медью. При обмене старой медной монеты на новую также никаких проблем не возникало – тетробол старой монетой весом около 45 граммов равнялся 10 драхмам новой монетой весом около 40 граммов.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

Тип монет 7ой серии, их размеры и масса соответствуют последним монетам 6ой серии. Однако известно, что ко времени появления монет этой серии произошло пятикратное повышение цен. Новый уровень цен зафиксирован в документах, датируемых 162–159 гг. до н.э., когда цены на пшеницу повысились до уровня от 500 до 900 драхм за артабу.
Судя по письменным источникам, минимальная сумма в этот период (после 159 г. до н.э.) составляет 2½ драхмы, а остальные суммы кратны в основном 5 драхмах, реже 2½ драхмам. Денежный счёт стал десятичным.
Масса медной драхмы к моменту появления монет 7ой серии упала в два раза, поэтому либо до, но скорее во время денежной реформы (введение в обращение монет 7ой серии с новым номиналом) произошло изменение соотношения медной и серебряной драхмы (ранее составлявшее 60:1) до соотношения 120:1, сохранившегося до римских времён. Также во время денежной реформы, по-видимому, произошло увеличение номинала монет в 2½ раза. Сочетание этих двух тарификаций привело к пятикратному росту цен (2½ * 2 = 5).

Как свидетельствуют письменные источники, датированные позднее 116 года до н.э., пентадрахма стала наименьшим номиналом денежной системы – теперь суммы, исчисленные в медных драхмах, всегда кратны 5 драхмам, а суммы меньше 5 драхм не встречаются. Например, В папирусах P. Tebt. I 112, P. Tebt. I 185, P. Tebt. I 213, датируемых 113-112 гг. до н.э., есть такие суммы: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80 и 85 драхм.

Существование пентадрахмы (πενταδραχμον νομισμ&#945) засвидетельствовано также Героном Александрийским в его работе «Пневматика». Эта монета использовалась для приведения в действие автоматов для продажи «святой» воды у дверей некоторых храмов в Александрии, созданных Героном по заказу египетских жрецов (Πνευματικα, i. 21). Известно, в то время что пять драхм были стандартной платой за вход в общественные бани.

К этому периоду относятся бронзовые монеты чрезвычайной обильной 9ой серии, выпускавшейся больше всего по времени. Монеты 9ой серии обращались со времён совместного правления Птолемея IX и Клеопатры III (после 114/113 года до н.э.) и до конца правления династии Птолемеев. В отличие от предыдущих серий, 9ая серия состояла всего лишь из двух номиналов. Пентадрахмой была маленькая монетка диаметром 10-12 мм и весом около 1,2 грамма. Вторым номиналом были 30 драхм весом около 8 г – это самая распространенная монета Птолемеев, тип Svoronos 1426/27.
Значительное снижение веса медной драхмы (более чем в два раза по сравнению с монетами предыдущей 7ой серии) объясняет двукратное увеличение цен, отраженное в документах того времени и сохраняющееся до конца династии Птолемеев. Цены на пшеницу, датируемые 118–50 гг. до н.э. находятся в пределах 800 – 2200 драхм за артабу, причем большинство из них укладывается в диапазон от 1000 до 2000 драхм.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

Цены на серебряный статер демонстрируют плавное, а не скачкообразное, повышение цен в этот период.

Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте Чем платили в древнем египте. Смотреть фото Чем платили в древнем египте. Смотреть картинку Чем платили в древнем египте. Картинка про Чем платили в древнем египте. Фото Чем платили в древнем египте

III. Римский Египет.

Бронзовые монеты римского Египта.

Сначала император Октавиан Август продолжил чеканить в Египте монеты по старой птолемеевской системе. Чеканились только медные монеты номиналами 80 драхм (с обозначением номинала «П», диаметром 26-27 мм, весом 16-20 г), 40 драхм (с обозначением номинала «М», диаметром 22-24 мм, весом 8-10 г), 20 драхм (с обозначением номинала «К», диаметром 15 мм, весом около 4 г) и пентадрахмы. Однако, как свидетельствуют документы, возродился счёт на «серебро», с делением драхмы на 6 оболов или 48 халков. Новая система счёта была связана со старой традиционным соотношением: 1 драхма «серебром» = 120 медным драхмам, 1 обол «серебром» = 20 медным драхмам. По этому курсу монеты Птолемеев ещё долгое время, вплоть до правления императора Нерона, оставались в обращении. Уже к концу первого десятилетия I в. н.э. счёт на медные драхмы практически выходит из употребления в письменных источниках.

При Калигуле (37-41 гг.) монеты в Египте не чеканились.
При Клавдии (41-54 гг.) произошло снижение веса статера до 13,25 г (основная масса монет находится в диапазоне от 12,5 до 13,5 г), проба находится в пределах 20-25%. Статеры Клавдия чеканили с 1 по 6 год его правления (41-45/46 гг.), также на 3 году правления (42/43 г.) были выпущены серебряные дидрахмы и драхмы.
С первого же выпуска статеры Нерона (54-68 гг.) со средним весом 13,15 г содержат лишь пятую часть (20% или 2,6 г) серебра, в то же время его дореформенный денарий содержал 3,65 г чистого серебра. После денежной реформы на 10 году правления Нерона содержание серебра в денарии снизилось до 2,76 г. Производство статеров в Египте из привозного серебра и тех же общеимперских денариев стало невыгодным и на 12 году правления Нерона отчеканили новый тип статеров (с орлом, сменившим бюст императора в солнечной короне), в которых было лишь 2 г чистого серебра. С 14 года правления, проба статеров несколько повысилась (до 1/6 части, или 2,2 г чистого серебра).
Статеры Нерона отчеканили в огромных количествах, выпуски других императоров не идут ни в какое сравнение по объёму. Статеры Нерона безусловно преобладают в кладах I и даже II века (от 47% до 86% состава кладов времён от Адриана до Марка Аврелия (Christiansen, 2004)), а также составляют значительную часть кладов III века, вплоть до начала 260-х годов.

Значительное сокращение содержания серебра в монетном сплаве не могло не сказаться на внешнем виде статеров. Они стали выглядеть «грязными», и очень часто именовались в папирусах и остраконах ἀργυρίου ῥυπαρὰς δραχμὰς («драхмы из грязного серебра»). Некоторые исследователи связывают термин «ῥυπαρὰς» с необходимостью оплачивать дополнительный сбор за конвертацию меди в серебро. Однако изолированное упоминание «грязных» драхм (без комиссии за конвертацию из меди), частое их упоминание в частной переписке (а комиссия существовала лишь при официальных платежах, но не в частной сфере) с суммами, кратными четырём (то есть речь шла именно об оплате серебряными тетрадрахмами, где комиссии не требовалось), а также период активного употребления термина «ῥυπαρὰς» (начиная со второй половины I в. и до конца II в.) скорее характеризует состав монетного сплава.

Начиная с Гальбы и во время династии Флавиев серебряное содержание египетских статеров было стабильным (1/5 часть, или 20% или 2,6 г чистого серебра при общем весе 13,15 г). Выпуск статеров при Тите и Домициане сильно сократился.
При Траяне выпуск статеров был скромным, упор делался на чеканку меди. Erik Christiansen в работе «The Roman Coins of Alexandria: Quantitative Studies» (198 8) предположил, что акцент на бронзовой чеканке стал возможен благодаря прогрессу в разработке египетских медных рудников при Траяне. При Адриане и Антонине Пие процветает чеканка как бронзовой монеты, так и биллонных статеров. Антонин Пий произвёл последнюю массовую чеканку медных драхм, также при нём были выпущены оболы, диоболы и гемидрахмы. В дальнейшем, императоры чеканили медь редко, эпизодически, поэтому драхмы и меньшие номиналы Антонина Пия, обращавшиеся больше ста лет, до реформы Аврелиана, в основном находят в сильно потёртом состоянии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

номиналдиаметрмассапримечание
драхма32-36 мм24 (20-2 8) гВпервые выпущена при Нероне, в огромных количествах драхма чеканилась при Антонинах, после Марка Аврелия чеканится эпизодически. При Галлиене драхма уменьшилась до 28-30 мм (вес около 13 г). Последние драхмы, редкие и уменьшенного до 21-25 мм размера, чеканились узурпатором Вабаллатом.
гемидрахма28-30 мм12 (10-15) гВпервые выпущена при Нероне, чеканилась до Элагабала.
диобол22-26 мм8 (5-11) гБолее-менее регулярно чеканился со времён Августа до Элагабала.
обол18-20 мм4 (3-6) гНерегулярно чеканился со времён Августа. Последние оболы чеканил Антонин Пий.
гемиобол12-15 мм

2 г

Чеканился в малых количествах со времён Августа до Марка Аврелия.
дихалк8-12 мм