Что такое design thinking
Что такое дизайн-мышление?
Данную идею сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial).
«Это метод, с помощью которого мы пытаемся понять пользователя, переосмыслить проблему и найти неочевидные альтернативные решения.»
Дизайн мышление применяется не только в сфере UX/UI дизайна, оно применяется везде.Например: ремонт квартиры, бизнес, создания автомата для кофе, производство кроссовок и даже просто планирование покупок в магазин.
Эмпатия. Умение переживать опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует.Важно вникнуть в суть проблемы, отстранится от своих субъективных размышлений и взглянуть на нее глазами пользователя.
Фокусировка. Всю информацию которую мы получили путем эмпатии нужно систематизировать, проанализировать и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель данного этапа – сформулировать вопрос на который мы будем искать решение в следующем этапе.
Генерация идей. И так, мы определили проблему, теперь нужно придумать нестандартное решение. Начинаем записывать всё что прийдет в голову, даже если идея кажется бредом.
Выбор идеи. Просеиваем все идеи через фильтр реального мира, все идеи могут казаться прикольными, но нужно отобрать самые жизнеспособные.
Прототипирование. Теперь нужно создать бюджетный продукт который бы решал проблему. Таким образом мы проверяем работоспособность идей на практике.
Если наш MVP решает проблему – то анализируем и убираем недостатки, дорабатываем и создаем полноценный продукт
Если прототип потерпел неудачу – переходим к другой гипотизе и пробуем определить проблему заново.
Тестирование. Тестируем готовый продукт который разработали в ходе прототипирования.Анализируем фидбек от пользователей, в ходе теста дорабатываем и улучшаем продукт.
Как видим, дизайн-мышление это не просто что-то абстрактное, какая красивая картинка или дизайн сайта, это полноценный процесс решения проблемы который можно применять во всех сферах нашей жизни.
Как дизайн-мышление поможет стартапу
Само понятие дизайн-мышления отсылает к дизайну, откуда, собственно, оно и выросло. Тем не менее, сегодня дизайн-мышление — это куда более широкое понятие, которое применимо в равной степени к дизайну, ведению бизнеса или построению любых бытовых/личных задач.
В этой статье мы в деталях разберемся, что собой представляет это понятие и посмотрим, кто и как благодаря этому подходу добился успеха.
Дизайн-мышление (от англ. design-thinking) — подход к разработке продукта, ориентированный на пользователя и подразумевающий нестандартные решения проблем.
На первом месте здесь — пользовательский запрос, а вот возможность его технической реализации, экономические условия находятся на второстепенных позициях. Дизайн-мышление предполагает погружение в опыт потребителя, сторонний подход к определению проблем, фокусировку на персональных сценариях поведения и действий. Подход предполагает творческое, но, в то же время, основанное на здравом смысле, переосмысление проблемы.
Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге “Науки об искусственном”. Позже эту идею развили в Стэнфордском университете, где был основан Стэнфордский институт дизайна, который и продвигает идею дизайн-мышления.
Дизайн-мышление — это сумма пользы для человека, технологических возможностей и интересов бизнеса. Самое простое и в то же время точное определение дизайн-мышления — здравый смысл. Это то, что помогает предпринимателям увидеть проблему пользователя и придумать для нее решение, а затем реализовать идею, используя синтез творчества и рационализма. Руководствуясь дизайн-мышлением, мы фокусируемся на человеке и его явных и скрытых потребностях и болях, выделяем проблему и придумываем десятки способов ее решения (от самых банальных до самых фантастических), выбираем те идеи, которые выгодны для нашего бизнеса и клиента и которые реально превратить в конечный продукт, создаем и тестируем прототипы и в процессе ряда итераций приходим к выпуску продукта, который действительно может решить проблему клиента и, соответственно, будет востребован на рынке.
Дизайн-мышление в обучении: интересы ученика прежде всего
Что такое дизайн-мышление?
Термин ввел американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном» (The Science of the Artificial) в 1969 году. Саймон изучал принципы управления в организациях. Его интересовало, как наиболее эффективно принимать решения и создавать лучшие проекты.
Дизайн-мышление (design thinking) — метод создания нестандартных проектов, продуктов и услуг, который направлен на решение конкретных проблем и интересы потенциального пользователя.
В 1975 году было основано учебное заведение The Design Management Institute, где дизайн изучался в связке с бизнесом и культурной средой. Таким образом, идеи дизайн-мышления начали все шире распространяться в учебной и деловой среде. В 1990-х годах двадцатого века американский дизайнер и инженер Дэвид Келли, руководствуясь принципами дизайн-мышления, основал компанию IDEO. IDEO решила сфокусироваться на антропоцентричном (человеко-ориентированном) дизайне, что нашло свое яркое выражение в изобретении компьютерной мыши для компании Apple. Чтобы сделать хороший продукт, сотрудники компании изучали опыт пользователей, наблюдали за тем, как они выполняют рутинные задачи. На данной картинке видно, как сотрудница IDEO наблюдает за пользователем, тестирующим мышь.
Основные принципы и этапы дизайн-мышления
При применении дизайн-мышления человек должен выйти за пределы существующих стереотипов (thinking outside the box). Что это значит на практике? Каждый проект или продукт решает определенную проблему человечества. Для решения проблемы нужно глубоко изучить потребности и интересы целевой аудитории проекта. Это возможно при наблюдении, анкетировании, интервью. Пользователь — центральная фигура метода. Лучше самого пользователя никто не расскажет и не продемонстрирует свои желания и нужды. Дизайн-мышление говорит нам о том, что мы, прежде всего, должны понять человека, опровергнуть наши собственные предположения о нем и переосмыслить его проблемы, чтобы найти лучшее и неочевидное решение.
В данном методе также важен принцип творческого подхода к решению задач. Творческий подход в коллективе и организациях делает их более динамичными и гибкими, сложные задачи в них решаются коллективно. В компании IDEO считается, что все люди способны к творчеству и design thinking поможет им раскрыть свой потенциал. Дизайн-мышление позволяет преобразовывать и организовывать среду вокруг себя, основываясь на постоянном совершенствовании и минимализме. Сначала мы собираем всю доступную информацию, потом ее проверяем и отсеиваем. Так формируются этапы дизайн-мышления.
1. Эмпатия. Заключается в основательном изучении проблемной области. На данном этапе мы наблюдаем за опытом пользователя, опрашиваем его и собираем информацию о его физических, эмоциональных и социальных потребностях. Мы составляем портрет пользователя, выделяем особенности его поведения, мышление. Здесь важно умение проявлять эмпатию, то есть прочувствовать опыт другого человека, понять, что именно его волнует. Это возможно только при отстранении от собственных убеждений и стереотипов.
2. Фокусировка. Через сбор, систематизацию и анализ поведения пользователя, мы понимаем наши задачи. На этапе фокусировки мы формулируем главную проблему или вопрос, на который будем искать ответ. Проблема должна быть конкретной и значимой, а задачи — четко сформулированными и реалистичными.
3. Генерация идей. После выявления проблемы мы начинаем искать способы ее решения. Лучше придумать как можно больше самых разных по масштабу и серьезности идей. Это позволит найти лучшее решение. Выбор идей происходит коллективно, через обсуждение.
4. Создание прототипа. Этап подразумевает создание первоначальной версии проекта, продукта или услуги. Это помогает найти существенные недостатки решения и исправить их.
5. Тестирование. Конечный проект, продукт или услуга должен пройти тестирование пользователем. Пользователь дает обратную связь, которую мы анализируем, далее мы вносим изменения и возвращаемся на предыдущие этапы.
Существует два мифа о дизайн-мышлении. Первый миф определяет данный термин как однонаправленный процесс, где есть начало и конец. Однако дизайн-мышление — это метод, где первое решение практически никогда не является правильным, а инновации возможны только при тщательном анализе среды. Разработка проекта, продукта или услуги проходит через ряд итераций — циклов, каждый из которых фактически является отдельным проектом, где убираются недостатки и добавляются улучшения. Второй миф состоит в том, что дизайн-мышление необходимо только продуктовым дизайнерам и бизнесменам, создающим новый продукт. Однако это не так. Его можно применять в любой проектной деятельности, в частности в обучении.
Дизайн-мышление позволяет улучшить процесс обучения, сделать его более активным и интересным. В центре внимания стандартных образовательных методик находится передача контента. В каждой области есть эксперт, преподаватель, который передает знания и контролирует, насколько хорошо ученик их усвоил. Дизайн-мышление делает обучение творческим процессом, развивая критическое мышление учеников и заставляя их мыслить оригинально.
Преподавание, основанное на дизайн-мышлении, поощряет любопытство, энтузиазм, креативность и изобретательность. Главным участником учебного процесса становится человек. В 2007 году в Стэндфордском университете был запущен проект, основой которого стала разработка и внедрение техник дизайн-мышления в ежедневный образовательный процесс. Участники проекта сформулировали несколько рекомендаций, которые помогут преподавателю использовать design thinking наиболее эффективно.
1. Проявляйте эмпатию с учениками
Эмпатия помогает понять и принять нужды и интересы каждого конкретного ученика и подстроить образовательную программу под его возможности. Проявляя эмпатию, вы становитесь ближе к своим ученикам, мыслите, как они, а не как взрослый человек с большим жизненным опытом и устоявшимися ценностями. Как улучшить этот навык? Больше слушайте и меньше говорите. Узнавайте, что интересно ученикам, наблюдайте за их реакциям и поведением.
2. Подвергайте сомнению текущие способы обучения
3. Экспериментируйте
Преподаватель тоже учится и извлекает уроки. Важно тестировать новые методы и создавать возможности для обратной связи. Так вы узнаете, нравятся ли ваши уроки ученикам, что работает, а что надо поменять. Делитесь своим опытом с другими преподавателями и будьте открыты к дискуссии.
Конкурс социальных проектов
Новый директор средней школы технического профиля округа Напа Райли Джонсон в начале учебного года объявил трехдневный школьный конкурс по дизайн-мышлению. 415 учеников приняли участие, предлагая свои проекты по вопросу: «Как мы можем решить проблему, с которой сталкивается наше сообщество (глобальное, национальное или местное)?»
Учителя помогали ученикам выбрать тему, которая их больше всего интересовала, а затем распределяли их на группы. Ученики выбирали проекты на тему прав человека, экологии, насилия, иммиграции и др. В тематических группах они коллективно искали способ решения проблемы, используя этапы дизайн-мышления. Лучшие команды получали призы. Ученики оценили идею директора и проявили большой интерес к конкурсу. Больше всего их впечатлило то, что они начинают учебный год отлично от всех других школ и могут поделиться своим мнением по важным общественным проблемам.
Портфолио учеников
Учитель Ребекка Жирард из Старшей школы Нотр-Дама в Белмонте с помощью дизайн-мышления преобразует фундаментальные вопросы науки в конкретные задачи для учеников. Например, школьники проводят лабораторные эксперименты, отвечая на вопрос: «Почему никто не хочет заниматься компостированием?» или создают проекты для конкурса по созданию медицинских сообществ по борьбе с лихорадкой Эбола. Кроме того, ученики Жирард разрабатывают долгосрочные проекты естественно-научного профиля, которые становятся основой их портфолио. Габор Молнар, другой преподаватель школы Нотр-Дама, демонстрирует эффективность дизайн-мышления в гуманитарных науках. Студенты ищут решения современной миграционной проблемы через изучение истории иммиграции в США. В своей работе они используют различные источники: блоги, новости, описание политических кампаний, видео дебатов, музыку, тексты песен и т. п.
Дизайн-мышление
Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Джон Арнольд в 1959 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление».
В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.
Содержание:
Что такое дизайн-мышление
Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.
Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.
В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.
Принципы дизайн-мышления
В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:
Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.
Этапы дизайн-мышления
По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из семи этапов:
Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.
История дизайн-мышления
Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена американским профессором и инженером Джоном Арнольдом в 1959 году. Часто можно встретить информацию, что первым, кто заговорил о дизайн-мышлении, был америкаснкий ученый Герберт Саймон (в книге «Мысли об искусственном» 1969 года), но это не совсем так. Однако Саймон внес в концепцию дизайн-мышления огромнейший вклад, и его по праву можно считать, так скажем, одним из отцов-основателей этого направления. Но продолжим.
В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.
В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.
В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.
В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».
На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.
Где используется дизайн-мышление
Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:
General Electric
Как ей помогло дизайн-мышление:
Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:
Банк ВТБ
В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:
В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».
Правительство Москвы
Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.
Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.
Как этому можно научиться?
Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.
Уроки по дизайн-мышлению
Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):
Урок 1. Обнаружение и определение проблемы
В уроке вы познакомитесь с основами обнаружения и определения проблем и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 2. Исследование проблем
В уроке вы познакомитесь с основами исследования проблем и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей
В уроке вы познакомитесь с основами генерации и поиска новых идей и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 4. Прототипирование
В уроке вы познакомитесь с основами прототипирования и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 5. Выбор лучшего решения
В уроке вы познакомитесь с основами выбора лучшего решения и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления
В уроке вы познакомитесь с основами внедрения решений и преодоления сопротивления и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 7. Оценка результатов
В уроке вы познакомитесь с основами оценки результатов и узнаете о следующих важных вещах:
Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.
Как проходить курс
Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.
С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.
Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.
Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.
По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.
Книги о дизайн-мышлении
В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:
Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.
Видео о дизайн-мышлении
Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:
Будет замечательно, если вы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.
Цитаты известных людей о дизайне
И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:
Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес. создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.
Роджер Мартин
Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.
Эй Джи Лафли
Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.
Тим Огилви
Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.
Том Уэйтс
Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.
Джек Траут
Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.
Артемий Лебедев
Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.
Скотт Адамс
Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.
Дитер Рамс
Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.
Пол Рэнд
Желаем удачи в освоении дизайн-мышления и предлагаем перейти к первому уроку нашего курса.