Началась подготовка к Великому посту. Время духовного совершенствования призывает нас оставить житейские заботы (насколько это возможно) и устремить все свои мысли в глубины души. В деле мирских ограничений не последнюю роль играет воздержание плоти от излишнего потребления пищи. Нам это кажется самым понятным: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона – и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение.
Страсть лакомства имеет и более отрезвляющее название – гортанобесие. Это некрасивое и даже страшное слово уже само по себе довольно точно раскрывает всю глубину греха. Наша гортань, полная вкусовых рецепторов, в погоне за самоуслаждением вслед за чревом вопиет к человеку: хочу вкусненького! Много, часто, иногда уже и без осознанного участия человека. Каждый из нас может вспомнить свою привычку съесть на несколько конфет больше, регулярно заказывать в кафе один и тот же салатик, с наслаждением по несколько раз в день смаковать кофе. Нам кажется, что наша маленькая гастрономическая приверженность вряд ли серьезно повлияет на дело спасения (или не повлияет вообще). Но это не совсем так.
Преподобный Иоанн Лествичник призывает на время поста исключать всё, «что услаждает вкус»
Священное Писание говорит нам: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» (Сир. 37: 32). О необходимости питаться просто, без сытости говорят и святые отцы. Например, преподобный Иоанн Лествичник призывал на время поста исключать из своего рациона всё, «что услаждает вкус». В этой связи довольно странным кажется появление в продаже соевых и так называемых «постных» продуктов –заменителей белковых. Еще более странным кажется спрос среди православных на эти продукты. Наш современник старец Паисий Святогорец 18 лет ел одну лишь капусту. Таким образом он стремился победить страсть гортанобесия. Пожалуй, для мирян этот пример нельзя назвать абсолютом для подражания. Но задуматься о том, насколько серьезно греческий старец относился к борьбе со страстью лакомства, безусловно, заставляет.
Чревоугодие преподобный Иоанн Лествичник называет главой всех пороков. Именно потому пост человека начинается с ограничения себя в пище, в попытках взрастить противоположную добродетель воздержания. Через излишнюю любовь к еде мы рискуем нарушить вторую заповедь Бога: «Не сотвори себе кумира». Апостол Павел в одном из своих посланий резко говорит о страстных приверженцах чревоугодничества: «Их бог – чрево» (Флп. 3: 19).
Казалось бы, такая мелочь! Нет, в духовной жизни мелочей не бывает. Вода камень точит, и маленькая привязанность может стать причиной более серьезных духовных потрясений. Например, ссор и конфликтов от возрастающего самолюбия.
Английский король Генрих VIII вошел в историю не только как тиран и церковный реформатор, но и большой гурман. Завтрак самодержца начинался в 6 часов утра. Он съедал шесть пирогов, мясо и выпивал бокал эля. Обед англичанина состоял из 20 блюд, а кухня занимала 50 комнат. Любовь к сладкому быстро лишила короля зубов, а обхват его талии составлял 137 (!) сантиметров. Чревоугодие короля сказывалось на всем его образе жизни. Он был жесток и своенравен, круто расправлялся с политическими оппонентами (считается, что в правление Генриха VIII было убито 72 000 человек). Король был женат шесть раз, сластолюбие заставило его разорвать общение с Ватиканом и самолично возглавить Англиканскую церковь. В Великий пост английский монарх вместо свинины и говядины употреблял жареный хвост бобра и мясо морской свинки. Необузданное чрево Генриха VIII определило судьбу английского народа и частично повлияло на мировую историю. Король ел не по расписанию, а по зову желудка. И очень любил полакомиться.
В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16). Что же такое похоть плоти? Ответ дает нам преподобный Антоний Великий. Святой говорит, что «похотью плоти» называется пресыщение чрева, за которой следует блудная страсть. Действительно, излишнее питание плоти, ее любление (в том числе и смакование пищи) приводит к самолюбию, а здесь уж и открываются врата для разного рода грехов, в том числе и смертных. Вкусно поел – чем бы еще насытиться?
Лакомство может стать причиной и уныния, и даже забвения Бога, и потери благодарности Ему
Наверное, от прочитанного кому-то станет грустно и даже немного страшно. Что, совсем не есть? А как же дети? А праздники? Воскресные дни? Но мы ведь призваны к «царскому пути», отвергающему крайности и призывающему к рассуждению. Лакомство в своих высших формах может становиться причиной уныния и даже забвения Бога, потери благодарности Ему. Ведь каждый кусочек, который мы употребляем в течение дня, – это дар Бога нам, и за дар этот мы должны быть благодарны. Но лакомая пища способна пресытить и притупить в нас это чувство благодарности Богу. Даже и в пост, когда «тамбовская картошечка с лучком» регулярно меняет приправу, способ приготовления и добавки. А вот питание скромной и простой пищей с добавлением изысков в воскресные и праздничные дни – чем не «приправа» к церковному торжеству! И даже способ поднять настроение, вырваться из лап уже, возможно, охватывающего уныния.
Господь призывает нас радоваться. А современный мир, вернее, его парадигма пресыщения лишает нас возможности наслаждаться вот этими маленькими радостями и славить Бога, благодарить Его.
Мир живет, чтобы есть, работает, чтобы есть и отдыхать, и снова работает, чтобы есть. Лакомство может привести к расслабленности и увести христианина от важнейшего, особенно в пост, делания – молитвы.
Лакомство превратилось в наши дни в самый настоящий четко спродюссированный культ со всеми необходимыми атрибутами. Хочется это кому-то слышать или нет, но рестораторы играют на наших низменных инстинктах, покупая чрево вкусом, калорийностью, комфортом обстановки и лишающей бодрствования музыкой. В одном из своих интервью архимандрит Рафаил (Карелин) отметил, что менталитет современных христиан «подвергся разрушающему реактивному облучению». Действительно, среди нас сегодня ведутся горячие споры: от мiра или в мiр? И, последнее, к сожалению, побеждает. Отец Серафим (Роуз), этот пламенный американец, в 70-е годы XX века явственно видел ту синтетику, которая должна была утвердиться в России не ранее, чем через 30 лет. Он с печалью говорил и о музыке в торговых центрах, и о повседневных занятиях простых людей…
Человеку нужен праздник – иногда можно сходить и в ресторан, встретиться с братьями и сестрами во Христе, отметить Пасху, Рождество, другие какие-то праздники. Но и посреди самого застолья важно помнить о тех маленьких пакостях лукавого, заготовленных нам во вроде бы безобидных вещах.
Впереди Великий пост – самое благодатное время для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
ПСМБ | Свежие записи | Архив | Друзья | Личная информация | Previous Entry | Next Entry
Profile
Тамара Тябут tamarafavor
Links
Июнь 2021
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Август, 2, 2012
Аскетика мирянина: как питаться? @ 20:48
Аскетика мирянина: как питаться, чтобы высвобождать время и силы? Для преображения своей жизни? Для служения Богу и Церкви? Чтобы появлялись и умножались благодатные силы?
А что пишет о пище и питье «Добротолюбие»?
Св. Антоний Великий призывает иноков ставить попечение о душе более, чем о теле – «…телу уступать по необходимости малое время», «…не прельщаться насыщением чрева», и тогда «…тело станет во всем покорствовать велениям ума, который будет властно определять его в пище и питии». Св. Антония также советует: 1) не ешь до сыта; 2) не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои; 3) не тотчас протягивай руку к тому, что тебе предлагают. Ему вторит преподобный Авва Исайя: «Ешь однажды в день и давай телу твоему потребное столько, чтоб вставать, когда еще хотелось бы (поесть)». И еще: «…давай телу своему, сколько нужно по требованию природы (по сложению твоему)». А вот св. Марк подвижник обращает внимание на питье: «Всякую влагу плотской похоти охлади и иссуши малоядением, малопитием…» И далее: «…скудость воды много способствует к уцеломудрению тела». Евагрий монах советует: «Пищу назначь простую, удобоприобретаемую и не требующую о себе много забот». Ведь Господь заповедал «непрестанно молиться», но ничего не сказал о непрестанном посте и непрестанном бдении, потому что у нас есть «нужда в теле». Следовательно, нужно прислушиваться к телу. И когда оно в болезненном состоянии, то давать ему послабление. Святой Иоанн Кассиан описывает разные виды чревоугодия: когда хочется есть ранее установленного времени, или когда обуревает жажда «. многоястия до объядения, не разбирая качества пищи», или желание «лакомой пищи». Отсюда – «беспорядочное ястие, походя, обжорство и сластолюбие».
«Расслабляет душу» не только качество пищи, но и ее количество, «. возжигая в ней вредоносный, греховный огонь». Интересен совет святого Иоанна – во время принятия пищи «не отставать» от духовных занятий: «Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто незаконно сражается, тот не венчается». Важна и мера в насыщении: «Кто не соблюдает одинаковой меры, – …то поститься чрезмерно, то пресыщается; тот вредит как молитве, так и целомудрию». Если заметил, что впал в чревоугодие, говорит святой Иоанн Кассиан, не медля, начни с ним борьбу: ведь Бог гордым противиться, «Бог не сказал, что противится чревоугодникам!» У преподобного Нила Синайского читаем, что чревоугодие приводит к «одебелеванию» ума, а это влияет на качество молитвы: «Как хлеб служит пищею телу, а добродетель – душе, так духовная молитва есть пища ума». Если ты чревоугодник, то твое «. око высматривает, где пиршества; а око воздержнаго, – где собрания мудрых». Святой Ефрем Сирин добавляет, что «…многоядение делает грубым ум», мешая лучшей пищи – «. творить волю Божию». У святого Иоанна Лествичника говорится о принципе постепенности: сначала отсекать пищу, утучняющую тело, затем – разжигающую, напоследок – услаждающую. Интересно и наблюдение о том, что клин вышибается клином – чревоугодие побеждается тщеславием. Святой Максим Исповедник замечает: «Пища создана для двух причин, – для питания и врачевания. Посему приемлющие оную не в том намерении…осуждаются яко сластолюбцы». Авва Фалассий, ссылаясь на Мф 7:2, утверждает: «Какою мерою отмеряешь ты телу своему, соразмерно с тою возмерится тебе и от Бога». Подведем итоги. Если ты не занят тяжелым физическим трудом и не болен, то питайся два раза в день, пользуясь советами святых отцов, чтобы воздержание в пище и питье помогало тебе познавать волю Божию, и таким образом входить в церковное предание, высвобождая время и силы для преображения своей жизни и служения Христовой Церкви.
Использовано: 1.«Добротолюбие», 1-3 тт. М. : Паломник, 2003. 2.Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакции и славянских переводов. СПб. : 1910 г. 3.Мансветов И. Д. О постах Православной Восточной Церкви. М. : 1886. 4.Скабалланович Михаил. Толковый Типикон. М. : Паломник, 1995.
В древности само слово «пост» не означало, как сейчас, перехода с мясной пищи на растительную. Телесный пост понимался тогда как совершенное воздержание человека от пищи. Постящиеся подвижники позволяли себе поесть только вечером и лишь для того, чтобы подкрепить свои силы. Образцом такого поста могут послужить жития многих святых. Например, согласно ранневизантийской легенде, по прошествии 5 месяцев после рождения пророка Иоанна Предтечи ангел повелел его матери, праведной Елисавете, отнять младенца от груди и начать приучать его к акридам и дикому меду. В это время мать с младенцем укрывались в пустыне, спасаясь от воинов царя Ирода, избивавших младенцев в Вифлееме. Так святой Иоанн с самого детства и до своего выхода на проповедь пребывал в пустыне; всю жизнь носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он «не ест и не пьет».
Святитель Николай-Чудотворец начал постническую жизнь с первых же дней своего младенчества. Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. В остальные дни он вкушал молоко, по преданию, только из правой груди своей матери. Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования заповедям Господним. Подобной строгой подвижнической жизни святой угодник Божий оставался верен до конца жизни.
Преподобный Сергий Радонежский сразу по рождении начал проявлять удивительнейшее благочестие. Младенец совершенно отказывался от материнского молока по средам и пятницам, а в остальные дни не брал сосцов матери, если ей случалось вкусить мясную пищу. Также он не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери. Священник, крестивший его, сказал, что мальчик будет верным слугой Святой Троицы.
Такова вера праведников, во всем полагающихся на волю Божию. И мы можем наглядно увидеть в этих примерах следующую истину: здоровье — здоровьем, а пост есть пост. Пост не только не считается подспорьем здоровью, но может оказаться (с точки зрения медицины) и вредным для здоровья телесного. Вот это и есть главное: пост связан для христианина с тем, что важнее и здоровья, и самой жизни. Это — спасение души.
Преподобный Макарий Александрийский во время Великого поста вкушал (хлеб и овощи) только один раз в неделю. Он прожил 100 лет.
Преподобный Симеон Столпник в течение Великого поста вообще ничего не ел. Прожил 103 года.
Преподобный Анфим тоже ничего не ел всю святую Четыредесятницу, и прожил еще дольше — 110 лет.
О СТРОГОСТИ И СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ.
Наиболее строгие правила пощения предписывали древние монашеские уставы. Так, основатель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий, следуя примеру своего наставника Паламона, питался только хлебом с солью, а если и разрешал себе масло в праздничные дни, то смешивал его с прахом или пеплом; тем не менее он был достаточно снисходителен к подчиненным монахам. Запретив им употребление вкусных и аппетитных блюд, а также вина, Пахомий установил, чтобы братия ежедневно имели пищу, приготовленную на огне, чтобы у них было достаточно хлеба, и вообще заботился, чтобы монахи имели достаточно сил для полевых и ручных работ. Как‑то раз преподобный Пахомий узнал, что монахи одной из основанных им общежительных общин, ради большего подвига, в продолжение двух месяцев не имели за столом горячей пищи, при этом монастырский повар, пользуясь досугом, приготовил для продажи не менее 500 ручных изделий. Пахомий сильно разгневался за отступление от его предписаний, изделия повара сжег на глазах изумленных монахов и обратился к ним с обличением. Он говорил им, что гораздо легче и удобней отказаться от пищи, которой не готовят и не ставят на стол, чем соблюдать умеренность, когда достаточная и хорошая пища предлагается для насыщения человека. Только в Великий пост монахи должны были питаться более скудной пищей, и некоторые монахи в это время не ели по два-три дня и даже по пять дней подряд. Для большинства монахов Египта главной пищей был хлеб. В день монахам давалось по два хлебца, один из которых съедался около трех часов пополудни, а другой — после захода солнца. В постные дни монахам выдавалась только вечерняя порция. Более строгие из монахов, как правило, довольствовались одним хлебцем в день, а некоторые из них старались съедать и того менее. Святитель Василий Великий в своих правилах для монахов дал образец монашеской жизни для всего Православного Востока. Строго предписывая воздерживаться от мяса, а по временам и от рыбы, масла и вина (например, в Четыредесятницу и другие постные дни), святой Василий является, однако, сторонником того правила, что степень пощения нужно соразмерять с состоянием здоровья и с теми трудами, какими занимается монах. Он предписывал избегать как избытка в пище, так и слишком больших лишений в ней. Греческие монастыри последующих времен, следуя примеру Василия Великого, никогда не вводили у себя слишком строгих предписаний касательно пищи. Что касается древних западных монастырей, то и в них предписания о пище были довольно снисходительны. Наибольшим влиянием на Западе пользовался монашеский Италийский устав преподобного Венедикта Нурсийского. Сам Венедикт был строгим постником. (Известно, что его друг Роман в продолжение трехлетнего пребывания Венедикта в уединении в пещере ежедневно приносил ему лишь небольшое количество хлеба.) Но требования, которые Венедикт предъявлял к подчиненным ему монахам, были весьма скромными. Например, всем без исключения монахам, по его правилам, допущено было употребление вина ежедневно, но, разумеется, в небольшом количестве. Многие почитатели святого Венедикта устраивали монастыри по его правилам, однако со временем отступления от них (в сторону увеличения строгости монашеского устава относительно пищи) становились все более значительными. Так, например, святой Бонифаций (Вонифатий), чтобы противодействовать национальной наклонности германцев к напиткам, совсем запретил монахам пить вино, а позволил пить лишь жиденькое полупиво (предположительно, квас).
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПОДВИГИ.
Много поучительного история сохранила и о подвижничестве преподобного Макария Египетского, названного Великим. Этот святой не позволял себе ни высыпаться, ни есть досыта хлеба, ни пить вдоволь воды. По долгу гостеприимства иногда он позволял себе выпивать с пришельцами немного вина, но за это наказывал себя тем, что потом на столько дней совсем лишал себя воды, сколько чаш вина выпито им было вместе с гостями. Известен также ученик святого Антония Пиор, в продолжение 30‑ти лет живший в скитской пустыне при колодце, соленую и горькую воду из которого никто не мог пить, кроме него. Другие аскеты выражали свое подвижничество в том, что вообще воздерживались от хлеба, как, например, некий Иоанн, который до 90 лет питался лишь плодами деревьев и никогда не употреблял пищи, приготовленной на огне. Некоторые подвижники показывали свое воздержание в том, что они, имея перед глазами пищу, старались как можно дольше не вкушать ее, приучая себя как бы совсем не обращать внимания на еду. Так поступал преподобный Павел Препростой. О том, какую воздержанность проявляли древние подвижники, когда им представлялся случай съесть что‑либо особенно вкусное и приятное, много скажет следующий факт. Однажды Макарий Александрийский получил в подарок виноградную ветвь с ягодами. Не желая доставить себе удовольствия поесть этого вкусного плода, он переслал подарок одному из подвизавшихся с ним монахов, а этот, по той же причине, — другому, другой — третьему и т. д. В конце концов, виноградная ветвь возвратилась к самому Макарию…
Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки.Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый.
И КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ЗДОРОВЬЕ ПОДКАЧАЛО И БОЛЕЗНЬ НЕ ДАЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ВЫПОЛНИТЬ ХРИСТИАНСКИЙ ДОЛГ?
Пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу. Пост зависит от духовных и физических сил постящегося.
При болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, но подкреплять себя в пище, ограниченно.
В первую очередь, пост-это маленький подвиг над собой, и он заключается не только в вопросах ограничения питания,его главная цель- стать лучше, духовно.Ограничить себя болящим, а особенно беременным женщинам, надо разумно. Например,лучше ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18). Если ваше состояние такое, ваш пост Богу угоден. Если вы неспособны такую радость хранить, то главную задачу поста вы не выполняете. Но даже если вы как-то себя ограничиваете, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.
Если ваше сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же вы относитесь к Богу, как к диетологу, который считает за вами, что вы съели, то вы ошибаетесь. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.
Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таинств. Воздерживаться во время поста нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия: от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла.
Самое главное не обозлиться на окружающих. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.
10 минут духовного чтения. Почему святые постники были бодры и сильны? (+аудио)
Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.
Преподобный Серафим Саровский
В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажени алчущии… яко тии насытятся (Мф.5:6).
Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос перед выступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте.
К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей.
Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба [лот – 12,8 грамма].
При всём том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.
В той мере, как плоть постящегося становится тонкой и легкой, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и ум, отрешась от земли, возносится к Небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.
Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всём или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей. Могий вместити да вместит (Мф.19:12).
Наложение на себя строгого правила воздержания во всём или лишение себя всего, что может служить к облегчению немощей, вместить не всякий сможет.
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу по примеру отцов употребляй один раз в день – и ангел Господень прилепится к тебе.