Чем питались монгольские воины
Чем питались монгольские воины в походе, если не брали с собой ничего, кроме лошадей?
Численность монгольского войска в любом его походе традиционно подвергается сомнению. Такова уж особенность средневековых источников
Их авторы преувеличивали всегда и всё, а особенно количество противников. В случае победы – это доказывало её значимость, в случае поражения – объясняло неудачу.
Кадр из фильма «Монгол»
Примерную численность монгольского войска в зимних походах традиционно высчитывают через количество корма, необходимого для их лошадей. Но как насчёт людей? Или они были «настолько суровы», что могли обходиться без пищи?
Свидетельства современников
Русским летописцам было немного некогда описывать особенности похода Батыя и рациона его воинов по горячим следам. Ну или всё, что они успели записать, благополучно сгорело вместе с авторами при штурме очередного города. Поэтому в качестве ближайшего по времени источника можно использовать свидетельства Марко Поло.
Изображение Марко Поло
Легендарный венецианский путешественник жил среди монголов достаточно долго, и у него было время разобраться в таких деталях. Из его записей выходит, что в походы длительностью не больше 10 дней кочевники могли отправляться вообще без запасов. Для утоления жажды они вскрывали своим лошадям ярёмную вену и пили кровь. Из еды с собой брали только «молоко, сгущенное до состояния пасты».
По описанию этот продукт подозрительно похож на сыр, однако трудно поверить, что итальянец не узнал бы его и использовал такую странную формулировку. По всей видимости, это скорее был прообраз современного курта. Так или иначе, монголы брали с собой этого «сухпайка» из расчёта 1 фунт на день. Каким бы питательным он ни был, такое количество выглядит явно недостаточным для полноценного пополнения сил.
Других сведений Марко Поло не приводит, добавляя лишь, что в более долгие походы брали недавно ожеребившихся кобыл, чтобы пить их молоко, а также промышляли по пути охотой. Предпочтения монголов в отношении животной пищи открывает побывавший у них в плену Киракос Гянджинский. По его воспоминаниям кочевники не брезговали никаким мясом, но по-настоящему любили только конину.
Ещё одно косвенное свидетельство дошло в воспоминаниях рыцаря Жана де Жуанвиля, упоминавшего так называемый «бифштекс по-татарски». С утра сырое мясо укладывалось на спину лошади и накрывалось сверху седлом. За день пути оно изрядно просаливалось потом животного и при этом отбивалось и выжималось самим всадником в процессе езды. К вечеру его якобы можно было уже употреблять в пищу.
Кадр из фильма «Монгол»
Всё своё вожу с собой
В каждом из этих отрывистых сообщений едва ли можно найти исчерпывающий ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Однако если совместить их все, а заодно добавить некоторые знания о современной монгольской кухне, то многое встанет на свои места.
Сейчас одним из важных для азиатских кочевников продуктов является борц. Свежее мясо нарезается на узкие полоски толщиной всего лишь 2-3 сантиметра и оставляется подсыхать под потолком юрты. На степном воздухе за месяц мясо теряет почти всю влагу, твердеет до состояния дерева и очень сильно уменьшается в размерах. Фактически, получается что-то вроде мясных кубиков, которые можно кидать в суп. Они почти ничего не весят и для военного похода являются идеальной провизией – как говорится, «просто добавь воды»!
Монгольское сушеное мясо — борц
Нужно обратить внимание и ещё на одно наблюдение Марко Поло, которое, на первый взгляд, к кулинарии отношения не имеет. Венецианец отмечал, что лошадей у монголов так много, что когда они выступают в поход, то на человека может приходиться до 8 животных. Если учесть кулинарные пристрастия монголов, а также тот факт, что ближе к весне лошадкам всё сложнее добывать себе пропитание, пазл начинает складываться.
Итак, отправляясь в серьёзные военные походы (например, на завоевание Руси), кочевники действительно обходились без большого обоза с продовольствием. Зато они брали с собой много лошадей, которые должны были перевозить всадников, осадные орудия, награбленное добро, а заодно и сами являлись мобильным запасом пищи.
Молоко кобылиц не только пили сразу, но и прямо в полевых условиях заготавливали курт. Раненых или пришедших в негодность по другой причине животных можно было съесть сразу. Если же после битвы оставалось слишком много конского мяса, его могли заготавливать впрок, перевозя прямо под седлами, поверх тех, кому повезло больше. На таких припасах вполне можно было протянуть и полгода и даже дольше, после чего войско возвращалось домой.
Кухня Чингисхана: чем питались монголо-татарские воины
История национальной кухни всегда перекликается с бытом и образом жизни каждого конкретного народа. На протяжении долгого времени различные исследователи пытались найти секрет военных успехов Чингисхана, и некоторые историки склонны были видеть его даже в гастрономических пристрастиях монголо-татарского войска. Впрочем, в трудах средневековых хронистов и путешественников содержатся весьма противоречивые сведения о кухне Чингисхана.
«Пили кровь, ели людей и собак»
В точности информации, указанной в некоторых источниках, можно усомниться. Так, весьма спорное утверждение высказал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами» после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией.
«Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы могут с трудом жить на это», – сообщил своим читателям автор.
Кроме того, по словам Карпини, у монголов не существовало никаких религиозных запретов, и они могли есть пищу, которую христиане или мусульмане, например, считали «нечистой». В том числе и (о, ужас!) внутренности животных. А в случае крайней нужды великие завоеватели даже пили кровь своих коней.
Страшные истории о каннибализме монголов пересказывали в своих работах многие средневековые авторы. Среди них и персидский ученый Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.), написавший «Сборник летописей», в котором отражена история Монгольской империи. По словам летописца, во время китайского похода Тулуя – одного из сыновей Чингисхана – с провиантом в войске было так плохо, что монголы ели трупы умерших людей, туши дохлых лошадей и даже сено. Впрочем, армия китайского императора все равно была разгромлена.
Известный историк Алексей Карпов в своей книге «Батый» (Москва, 2011 г.) отметил, что подобные истории о жестоких варварах-людоедах внушали их потенциальным противникам настоящий животный ужас.
Не исключено, что слухи о каннибализме монголов, передававшиеся из уст в уста, распространялись специально, чтобы напугать врага еще до битвы. По крайней мере, представители народов, долгое время соседствовавших с монголо-татарами и хорошо их знавших, не верят, что эти люди действительно могли питаться человеческим мясом.
А что касается питья крови и поедания собак – ради спасения от голодной смерти многое возможно.
Зайцы, олени и дикие кабаны
В 1221 году китайский дипломат Чжао Хун составил «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да Бэй-лу) после своего визита к людям, населявшим степи к северу от Поднебесной.
«Когда при выездах в карательный поход в Срединное государство [татары] съедают [в пути] всех овец, то [они] стреляют зайцев, оленей и диких кабанов для пропитания. Поэтому, сосредоточивая войска [численностью даже] в несколько сот тысяч [человек], [они] не разводят дыма и огня», – так описал Чжао Хун питание монгольских воинов во время похода.
Действительно, будучи хорошими охотниками, завоеватели вполне могли прокормиться за счет подстреленной дичи, а костров не разводили только на подступах к врагу, чтобы не выдать своего местоположения еще до боевого столкновения.
Что касается растительной пищи, то китайский дипломат написал: «За последнее время [татары] захватывают людей Срединного государства и превращают [их] в рабов, [которые] бывают сыты, только [если] едят хлеб. Поэтому [татары] стали захватывать рис и пшеницу, и [теперь] в лагерях также варят кашицу и едят. В их государстве также в двух-трех местах родится клейкое черное просо. Они варят и из него кашицу».
То есть, захваченные в плен китайцы, привыкшие питаться почти исключительно рисом, страдали от излишне белковой пищи монголо-татар.
Питание зависело от времени года
Американский историк Гарольд Альберт Лэмб в книге «Чингисхан. Властелин мира» (Москва, 2007 г., перевод Л.А. Игоревского) отметил, что питание монголов существенно менялось в течение года. Весной и летом у скотоводов-кочевников не было никаких проблем: лошади и коровы давали молоко, овцы набирали вес на свежей зеленой травке, в окрестной степи водилось много дичи. А вот в зимнее время продовольствия не хватало, запасы истощались.
«Конец зимы был самым плохим временем для детей. Уже невозможно было выборочно забивать скот. Дети научились устраивать свою собственную охоту, гоняясь за собаками и крысами с дубинками или стреляя в них тупыми стрелами», – написал Гарольд Лэмб.
Будущий Чингисхан в детстве мог питаться собаками и крысами, по мнению американского историка.
С этой точкой зрения не согласен российский исследователь Андрей Шляхов. В своей книге «Нежная любовь главных злодеев истории» (Москва, 2010 г.) он отметил, что после смерти своего отца Есугей-багатура маленький Тэмуджин с братьями действительно в полной мере познал нужду. Ему приходилось есть растительную пищу, пойманную рыбу, подстреленную дичь, в том числе сурков и барсуков, что не могло считаться достойным пропитанием для монгола.
Не исключено, что Гарольд Лэмб позаимствовал историю о крысах и собаках, которых якобы ели монголы, у Джованни Плано Карпини.
Баранина и кумыс
Основу питания кочевников Центральной Азии, не только монголов, с древних времен составляло мясо и молочные продукты. Чаще всего это были баранина и кумыс.
Известный специалист по истории Средневековья Александр Доманин в книге «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» (Москва, 2010 год издания) отметил, что кочевники разводили не только овец, лошадей и коров. На их пастбищах паслись также козы и верблюды.
«Между прочим, вопреки мнению многих, включая даже специалистов, мясо не являлось основной пищей кочевников. Это мнение верно лишь отчасти. В действительности, основой питания мясо было у монголов лишь в зимний период. Однако большую часть года – весной, летом и осенью – монголы питались молочными продуктами, лишь иногда разнообразя свой стол охотничьей добычей или мясом павших животных», – утверждает А.А. Доманин.
То есть, российский исследователь не согласен с мнением своего коллеги Гарольда Лэмба, что наиболее постным рацион монголов был именно в зимний период. Видимо, американский историк просто не знаком с особенностями животноводства в Центральной Азии.
Почти не употребляя в пищу злаковые культуры и другую земледельческую продукцию, кочевники готовили множество разнообразных блюд из имеющихся у них припасов. Мясо варили, жарили на огне, коптили или вялили. Из него также делали колбасы, особо ценилась конская. А из молока готовили более 20 различных продуктов питания, в том числе и длительного хранения.
Монгольский воин мог, отправляясь в поход, захватить с собой не только полоски вяленого, сушеного мяса, но и масло, а также хурут – небольшие кусочки творога, высушенного до каменного состояния. Этот хурут, который монголы и представители некоторых других народов Центральной Азиии готовят и сейчас, может не портиться годами и он достаточно калориен, чтобы сбить ощущение голода, поэтому просто незаменим во время длительных походов.
Секрет выносливости и силы
Весьма поверхностное представление о питании монголов содержится в трудах многих средневековых авторов. Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» восхитился выносливостью и неприхотливостью лошадей, на которых ездили завоеватели.
«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью», – сообщил Фома Сплитский.
Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (Москва, 2008 год издания, перевод Е.В. Лихтенштейна) исследователь написал: «Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».
Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушеного мяса и хурутом.
О лошадях и людях: чем питались воины Чингисхана, если у них в походе якобы не было ничего, кроме коней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как снабжалась монгольское войско
Сразу же сломаем шаблон: монгольская орда, представленная туменом, – это не просто неорганизованная волна людей. По сути, это спланированная миграция с военными целями. Организационный тумен составлял 10 тысяч воинов. Фактический тумен мог быть существенно больше, когда речь заходила об общем количестве людей в нем. Все потому, что вместе с воинами кочевало огромное количество людей, на первый взгляд, мало относящихся к войне. А это значит, что у всякой орды вопреки популярному заблуждению был нормальный обоз.
У самого воина-степняка действительно могло ничего не быть кроме пары лошадей (Чингисхан, кстати, завещал, чтобы каждый воин имел трех лошадей: две боевых и одну ездовую). Однако за монголами-завоевателями шли остальные жители орды – многочисленные родственники, в том числе женщины и дети. Во время войны они оставались в тылу и занимались кочевым хозяйством, организуя снабжение. Конечно же, монгольские воины грабили местность с целью банальной фуражировки. Однако в первую очередь еду с собой они все-таки везли. Самое интересное, что в туменах везли не только, еду для людей, но и для боевых лошадей. В составе обоза перегонялись стада скота, который также использовался для пропитания людей.
Что же ели монголы
Здесь все достаточно просто. Средневековые степняки питались главным образом тем же, что сегодня составляет традиционную кухню Монголии. В качестве сухого пайка выступал курут – небольшие шарики из загущенного козьего, овечьего, кобыльего или коровьего молока. В мешке это блюдо можно хранить до 1 месяца без холодильника. Большую часть рациона кочевников составляло мясо скота, в том числе лошадей. Его преимущественно сушили и вялили, делая мясные полоски под названием борц. Наконец, монголы ели обычный сыр, который называли бислаг. Кочевники прекрасно знали творог – арул, простоквашу – тарак, сливки – урук. Готовили монголы и несколько видев колбас в том числе вареную и ливер.
Во время стоянок кочевники тушили мясо – хорхог, делали чебуреки – хушур, готовили лепешки – бузы и даже делали макароны – цуйван. Запасы злаковых орда везла с собой в обозе. Предназначались они как для прокорма людей, так и для прокорма боевых лошадей, которые не могут нормально прожить на одной только степной траве и ягеле. Большая часть зерновых поставлялась в орду от покоренных народов, в первую очередь из Китая, а также с Кавказа.
По итогу, в военном походе рацион завоевателей мало чем отличался от рациона в условиях обычного кочевья. Безусловно, ни о каких сотнях тысяч монголов, вторгшихся в Китай, на Кавказ, на Русь и в Европе и речи не шло – подобные цифры являются страшнейшим преувеличением. Тем не менее, тот факт, что орда – это своего рода мобильный город со своим собственным хозяйством, долгое время гарантировал Чингисхану и его наследникам военные успехи против куда менее организованных народов и государств.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем питались монгольские воины в походе, если не брали с собой ничего, кроме лошадей?
Численность монгольского войска в любом его походе традиционно подвергается сомнению. Такова уж особенность средневековых источников: их авторы преувеличивали всегда и всё, а особенно количество противников. В случае победы – это доказывало её значимость, в случае поражения – объясняло неудачу.
Кадр из фильма «Монгол»
Примерную численность монгольского войска в зимних походах традиционно высчитывают через количество корма, необходимого для их лошадей. Но как насчёт людей? Или они были «настолько суровы», что могли обходиться без пищи?
Свидетельства современников
Русским летописцам было немного некогда описывать особенности похода Батыя и рациона его воинов по горячим следам. Ну или всё, что они успели записать, благополучно сгорело вместе с авторами при штурме очередного города. Поэтому в качестве ближайшего по времени источника можно использовать свидетельства Марко Поло.
Изображение Марко Поло
Легендарный венецианский путешественник жил среди монголов достаточно долго, и у него было время разобраться в таких деталях. Из его записей выходит, что в походы длительностью не больше 10 дней кочевники могли отправляться вообще без запасов. Для утоления жажды они вскрывали своим лошадям ярёмную вену и пили кровь. Из еды с собой брали только «молоко, сгущенное до состояния пасты».
По описанию этот продукт подозрительно похож на сыр, однако трудно поверить, что итальянец не узнал бы его и использовал такую странную формулировку. По всей видимости, это скорее был прообраз современного курта. Так или иначе, монголы брали с собой этого «сухпайка» из расчёта 1 фунт на день. Каким бы питательным он ни был, такое количество выглядит явно недостаточным для полноценного пополнения сил.
Других сведений Марко Поло не приводит, добавляя лишь, что в более долгие походы брали недавно ожеребившихся кобыл, чтобы пить их молоко, а также промышляли по пути охотой. Предпочтения монголов в отношении животной пищи открывает побывавший у них в плену Киракос Гянджинский. По его воспоминаниям кочевники не брезговали никаким мясом, но по-настоящему любили только конину.
Ещё одно косвенное свидетельство дошло в воспоминаниях рыцаря Жана де Жуанвиля, упоминавшего так называемый «бифштекс по-татарски». С утра сырое мясо укладывалось на спину лошади и накрывалось сверху седлом. За день пути оно изрядно просаливалось потом животного и при этом отбивалось и выжималось самим всадником в процессе езды. К вечеру его якобы можно было уже употреблять в пищу.
Кадр из фильма «Монгол»
Всё своё вожу с собой
В каждом из этих отрывистых сообщений едва ли можно найти исчерпывающий ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Однако если совместить их все, а заодно добавить некоторые знания о современной монгольской кухне, то многое встанет на свои места.
Сейчас одним из важных для азиатских кочевников продуктов является борц. Свежее мясо нарезается на узкие полоски толщиной всего лишь 2-3 сантиметра и оставляется подсыхать под потолком юрты. На степном воздухе за месяц мясо теряет почти всю влагу, твердеет до состояния дерева и очень сильно уменьшается в размерах. Фактически, получается что-то вроде мясных кубиков, которые можно кидать в суп. Они почти ничего не весят и для военного похода являются идеальной провизией – как говорится, «просто добавь воды»!
Нужно обратить внимание и ещё на одно наблюдение Марко Поло, которое, на первый взгляд, к кулинарии отношения не имеет. Венецианец отмечал, что лошадей у монголов так много, что когда они выступают в поход, то на человека может приходиться до 8 животных. Если учесть кулинарные пристрастия монголов, а также тот факт, что ближе к весне лошадкам всё сложнее добывать себе пропитание, пазл начинает складываться.
Итак, отправляясь в серьёзные военные походы (например, на завоевание Руси), кочевники действительно обходились без большого обоза с продовольствием. Зато они брали с собой много лошадей, которые должны были перевозить всадников, осадные орудия, награбленное добро, а заодно и сами являлись мобильным запасом пищи.
Молоко кобылиц не только пили сразу, но и прямо в полевых условиях заготавливали курт. Раненых или пришедших в негодность по другой причине животных можно было съесть сразу. Если же после битвы оставалось слишком много конского мяса, его могли заготавливать впрок, перевозя прямо под седлами, поверх тех, кому повезло больше. На таких припасах вполне можно было протянуть и полгода и даже дольше, после чего войско возвращалось домой.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |