Чем питались воины Чингисхана, если у них в походе якобы не было ничего, кроме коней
Когда речь заходит о средневековых монголах и их «боевых ордах», большинство людей со школьной скамьи представляет себе этаких конных «бомжей» с луками, которые скачут волной и уничтожают все на своем пути подобно саранче. Они жгут, грабят и всячески разоряют местность, на которую ступают с одной только целью – прокормиться. Так вот все это имеет крайне мало общего с действительностью.
Как снабжалась монгольское войско
Сразу же сломаем шаблон: монгольская орда, представленная туменом, – это не просто неорганизованная волна людей. По сути, это спланированная миграция с военными целями. Организационный тумен составлял 10 тысяч воинов. Фактический тумен мог быть существенно больше, когда речь заходила об общем количестве людей в нем. Все потому, что вместе с воинами кочевало огромное количество людей, на первый взгляд, мало относящихся к войне. А это значит, что у всякой орды вопреки популярному заблуждению был нормальный обоз.
Вслед за воинами орды двигался степной город. /Фото: inform-24.com.
У самого воина-степняка действительно могло ничего не быть кроме пары лошадей (Чингисхан, кстати, завещал, чтобы каждый воин имел трех лошадей: две боевых и одну ездовую). Однако за монголами-завоевателями шли остальные жители орды – многочисленные родственники, в том числе женщины и дети. Во время войны они оставались в тылу и занимались кочевым хозяйством, организуя снабжение. Конечно же, монгольские воины грабили местность с целью банальной фуражировки. Однако в первую очередь еду с собой они все-таки везли. Самое интересное, что в туменах везли не только, еду для людей, но и для боевых лошадей. В составе обоза перегонялись стада скота, который также использовался для пропитания людей.
Что же ели монголы
Здесь все достаточно просто. Средневековые степняки питались главным образом тем же, что сегодня составляет традиционную кухню Монголии. В качестве сухого пайка выступал курут – небольшие шарики из загущенного козьего, овечьего, кобыльего или коровьего молока. В мешке это блюдо можно хранить до 1 месяца без холодильника. Большую часть рациона кочевников составляло мясо скота, в том числе лошадей. Его преимущественно сушили и вялили, делая мясные полоски под названием борц. Наконец, монголы ели обычный сыр, который называли бислаг. Кочевники прекрасно знали творог – арул, простоквашу – тарак, сливки – урук. Готовили монголы и несколько видев колбас в том числе вареную и ливер.
Сторонники «альтернативной истории», убеждающие общественность в том, что монгольского нашествия не было, в качестве аргумента приводят рассуждения о невозможности обеспечить питание воинам в походе на Русь.
Они приводят в подтверждение своим словам расчеты, согласно которым монголом пришлось бы тащить за собой сотни повозок с зерном, овощами, фуражом и прочим провиантом.
При поверхностном взгляде такие расчеты кажутся убедительными.
Но сторонники «альтернативной истории» не учитывают, что монголы были носителями совершенно другой культуры питания. Их обычаи позволяли перемещаться на огромные расстояния без огромных по весу запасов.
Как монголы организовывали свою жизнь в походе?
Какие особенности монгольской кухни позволяло войску быть таким мобильным?
Орда побеждала не только за счет способности совершить быстрый набег на легких монгольских лошадях.
Войско империи Чингисхана отличалось высокой степенью организованности и рациональным подходом к бытовым вопросам.
Кочевники по происхождению, они перенесли принципы степной организации жизни в свои завоевательные походы.
Основная стратегическая единица — тумен был скорее организованной миграцией с завоевательными целями, чем собственно армией.
Воины действительно не тащили с собой ничего лишнего.
Но за ними на разумном расстоянии двигался целый степной город.
Он гнал лошадей и скот. Каждому монголу по указу Чингисхана полагалось три коня на смену: два боевых и один ездовой. Лошади, как и другой скот, также шли в пищу.
Мобильный обоз занимался заготовкой и хранением пищи, шатрами, организацией лечения и бытовых вопросов. В отличие от европейских обозов он двигался не из «точки А в точку Б». Мобильность была его неотъемлемым свойством. Он запланировано перемещался в сторону потенциального противника. А уже последний бросок воины делали на расстояние в пределах месяца одни. Совершив набег, снова отходили к своему подвижному степному городу. В мобильном городе могли быть уже и представители разных народов, попавших в зависимость от монголов.
Поэтому некоторые люди и недоумевают — как монголы совершали такие походы? Неужели они каждый раз приходили из далеких базовых улусов и вновь уходили за тысячи километров?
Нет, они жили в движении. И в движении же решали свои бытовые проблемы.
Под такой образ жизни была подстроена и система питания.
Пройдя всю Среднюю Азию и Поволжье, монголы обогатились блюдами из всех кухонь покоренных народов, добавив их к своим.
Воин питался во время решающего броска раз в сутки, чтобы ускорить продвижение.
Основу меню в период боевого броска и зимой составляло мясо.
Сушеные и вяленые полоски назывались «борц». Их до сих пор называют идеальным «сухпайком». Легкие, компактные полоски, насыщенные питательными веществами можно хранить месяцами.
Для их приготовления ничего, кроме солнца не требуется.
В ход шло любое мясо: от кролика до верблюда.
Воин мог и пожевать борц в сухом виде. Но при наличии возможности на его основе можно было сделать и горячее блюдо. Чтобы сварить борц, достаточно 15 минут. В 100 граммах борца может быть до 500 калорий.
Из молока коров, кобылиц, коз, овец делали курут. Молоко сгущивалось, из него выводилась вода, затем добавлялась соль. Из густой массы лепились шарики или маленькие лепешки размером со сливу и меньше. Они высушивались на солнце до состояния камня. Эти маленькие шарики очень калорийны, но очень легко усвояемы. При правильном приготовлении их можно хранить несколько лет. Также как борц, их можно было съесть просто так. Но на привале из шариков курута можно было быстро сварить сытный бульон. В крайнем случае, курут можно просто развести питьевой водой и получить сытный холодный напиток.
Чингисхан обязывал каждого воина иметь при себе несколько килограмм курута. Это гарантировано обеспечивало его пищей в автономном походе на две-три недели.
Это блюдо сохранилось во многих кухнях. Например, курут готовят башкиры, но они делают шарики большими.
В мобильном степном городе была возможность готовить большое разнообразие блюд для людей и хорошо подкармливать лошадей.
Монголы любили различные кисломолочные продукты. Им были известны способы приготовления творога. В ходу были разнообразные сыры. Лучшим монголы считали молоко кобылиц, которое могли пить без термической обработки. Из него делали кумыс или архи. Из коровьего и овечьего делали что-то подобное ряженке, которая часто сквашивалась в бурдюке прямо на ходу под влиянием тепла и движения лошадей.
Пеклись лепешки и чебуреки. В более размеренных условиях мясо уже тушилось с овощами или крупами. У монголов встречалось что-то типа макарон или китайской лапши из высушенных полосок теста. В еде активно использовался сытный животный жир.
Чем питались монгольские воины в походе, если не брали с собой ничего, кроме лошадей?
Численность монгольского войска в любом его походе традиционно подвергается сомнению. Такова уж особенность средневековых источников: их авторы преувеличивали всегда и всё, а особенно количество противников. В случае победы – это доказывало её значимость, в случае поражения – объясняло неудачу.
Кадр из фильма «Монгол»
Примерную численность монгольского войска в зимних походах традиционно высчитывают через количество корма, необходимого для их лошадей. Но как насчёт людей? Или они были «настолько суровы», что могли обходиться без пищи?
Свидетельства современников
Русским летописцам было немного некогда описывать особенности похода Батыя и рациона его воинов по горячим следам. Ну или всё, что они успели записать, благополучно сгорело вместе с авторами при штурме очередного города. Поэтому в качестве ближайшего по времени источника можно использовать свидетельства Марко Поло.
Изображение Марко Поло
Легендарный венецианский путешественник жил среди монголов достаточно долго, и у него было время разобраться в таких деталях. Из его записей выходит, что в походы длительностью не больше 10 дней кочевники могли отправляться вообще без запасов. Для утоления жажды они вскрывали своим лошадям ярёмную вену и пили кровь. Из еды с собой брали только «молоко, сгущенное до состояния пасты».
По описанию этот продукт подозрительно похож на сыр, однако трудно поверить, что итальянец не узнал бы его и использовал такую странную формулировку. По всей видимости, это скорее был прообраз современного курта. Так или иначе, монголы брали с собой этого «сухпайка» из расчёта 1 фунт на день. Каким бы питательным он ни был, такое количество выглядит явно недостаточным для полноценного пополнения сил.
Других сведений Марко Поло не приводит, добавляя лишь, что в более долгие походы брали недавно ожеребившихся кобыл, чтобы пить их молоко, а также промышляли по пути охотой. Предпочтения монголов в отношении животной пищи открывает побывавший у них в плену Киракос Гянджинский. По его воспоминаниям кочевники не брезговали никаким мясом, но по-настоящему любили только конину.
Ещё одно косвенное свидетельство дошло в воспоминаниях рыцаря Жана де Жуанвиля, упоминавшего так называемый «бифштекс по-татарски». С утра сырое мясо укладывалось на спину лошади и накрывалось сверху седлом. За день пути оно изрядно просаливалось потом животного и при этом отбивалось и выжималось самим всадником в процессе езды. К вечеру его якобы можно было уже употреблять в пищу.
Кадр из фильма «Монгол»
Всё своё вожу с собой
В каждом из этих отрывистых сообщений едва ли можно найти исчерпывающий ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Однако если совместить их все, а заодно добавить некоторые знания о современной монгольской кухне, то многое встанет на свои места.
Сейчас одним из важных для азиатских кочевников продуктов является борц. Свежее мясо нарезается на узкие полоски толщиной всего лишь 2-3 сантиметра и оставляется подсыхать под потолком юрты. На степном воздухе за месяц мясо теряет почти всю влагу, твердеет до состояния дерева и очень сильно уменьшается в размерах. Фактически, получается что-то вроде мясных кубиков, которые можно кидать в суп. Они почти ничего не весят и для военного похода являются идеальной провизией – как говорится, «просто добавь воды»!
Нужно обратить внимание и ещё на одно наблюдение Марко Поло, которое, на первый взгляд, к кулинарии отношения не имеет. Венецианец отмечал, что лошадей у монголов так много, что когда они выступают в поход, то на человека может приходиться до 8 животных. Если учесть кулинарные пристрастия монголов, а также тот факт, что ближе к весне лошадкам всё сложнее добывать себе пропитание, пазл начинает складываться.
Итак, отправляясь в серьёзные военные походы (например, на завоевание Руси), кочевники действительно обходились без большого обоза с продовольствием. Зато они брали с собой много лошадей, которые должны были перевозить всадников, осадные орудия, награбленное добро, а заодно и сами являлись мобильным запасом пищи.
Молоко кобылиц не только пили сразу, но и прямо в полевых условиях заготавливали курт. Раненых или пришедших в негодность по другой причине животных можно было съесть сразу. Если же после битвы оставалось слишком много конского мяса, его могли заготавливать впрок, перевозя прямо под седлами, поверх тех, кому повезло больше. На таких припасах вполне можно было протянуть и полгода и даже дольше, после чего войско возвращалось домой.
Сторонники «альтернативной истории», убеждающие общественность в том, что монгольского нашествия не было, в качестве аргумента приводят рассуждения о невозможности обеспечить питание воинам в походе на Русь.
Они приводят в подтверждение своим словам расчеты, согласно которым монголом пришлось бы тащить за собой сотни повозок с зерном, овощами, фуражом и прочим провиантом.
При поверхностном взгляде такие расчеты кажутся убедительными.
Но сторонники «альтернативной истории» не учитывают, что монголы были носителями совершенно другой культуры питания. Их обычаи позволяли перемещаться на огромные расстояния без огромных по весу запасов.
Как монголы организовывали свою жизнь в походе?
Какие особенности монгольской кухни позволяло войску быть таким мобильным?
Орда побеждала не только за счет способности совершить быстрый набег на легких монгольских лошадях.
Войско империи Чингисхана отличалось высокой степенью организованности и рациональным подходом к бытовым вопросам.
Кочевники по происхождению, они перенесли принципы степной организации жизни в свои завоевательные походы.
Основная стратегическая единица — тумен был скорее организованной миграцией с завоевательными целями, чем собственно армией.
Воины действительно не тащили с собой ничего лишнего.
Но за ними на разумном расстоянии двигался целый степной город.
Он гнал лошадей и скот. Каждому монголу по указу Чингисхана полагалось три коня на смену: два боевых и один ездовой. Лошади, как и другой скот, также шли в пищу.
Мобильный обоз занимался заготовкой и хранением пищи, шатрами, организацией лечения и бытовых вопросов. В отличие от европейских обозов он двигался не из «точки А в точку Б». Мобильность была его неотъемлемым свойством. Он запланировано перемещался в сторону потенциального противника. А уже последний бросок воины делали на расстояние в пределах месяца одни. Совершив набег, снова отходили к своему подвижному степному городу. В мобильном городе могли быть уже и представители разных народов, попавших в зависимость от монголов.
Поэтому некоторые люди и недоумевают — как монголы совершали такие походы? Неужели они каждый раз приходили из далеких базовых улусов и вновь уходили за тысячи километров?
Нет, они жили в движении. И в движении же решали свои бытовые проблемы.
Под такой образ жизни была подстроена и система питания.
Пройдя всю Среднюю Азию и Поволжье, монголы обогатились блюдами из всех кухонь покоренных народов, добавив их к своим.
Воин питался во время решающего броска раз в сутки, чтобы ускорить продвижение.
Основу меню в период боевого броска и зимой составляло мясо.
Сушеные и вяленые полоски назывались «борц». Их до сих пор называют идеальным «сухпайком». Легкие, компактные полоски, насыщенные питательными веществами можно хранить месяцами.
Для их приготовления ничего, кроме солнца не требуется.
В ход шло любое мясо: от кролика до верблюда.
Воин мог и пожевать борц в сухом виде. Но при наличии возможности на его основе можно было сделать и горячее блюдо. Чтобы сварить борц, достаточно 15 минут. В 100 граммах борца может быть до 500 калорий.
Из молока коров, кобылиц, коз, овец делали курут. Молоко сгущивалось, из него выводилась вода, затем добавлялась соль. Из густой массы лепились шарики или маленькие лепешки размером со сливу и меньше. Они высушивались на солнце до состояния камня. Эти маленькие шарики очень калорийны, но очень легко усвояемы. При правильном приготовлении их можно хранить несколько лет. Также как борц, их можно было съесть просто так. Но на привале из шариков курута можно было быстро сварить сытный бульон. В крайнем случае, курут можно просто развести питьевой водой и получить сытный холодный напиток.
Чингисхан обязывал каждого воина иметь при себе несколько килограмм курута. Это гарантировано обеспечивало его пищей в автономном походе на две-три недели.
Это блюдо сохранилось во многих кухнях. Например, курут готовят башкиры, но они делают шарики большими.
В мобильном степном городе была возможность готовить большое разнообразие блюд для людей и хорошо подкармливать лошадей.
Монголы любили различные кисломолочные продукты. Им были известны способы приготовления творога. В ходу были разнообразные сыры. Лучшим монголы считали молоко кобылиц, которое могли пить без термической обработки. Из него делали кумыс или архи. Из коровьего и овечьего делали что-то подобное ряженке, которая часто сквашивалась в бурдюке прямо на ходу под влиянием тепла и движения лошадей.
Пеклись лепешки и чебуреки. В более размеренных условиях мясо уже тушилось с овощами или крупами. У монголов встречалось что-то типа макарон или китайской лапши из высушенных полосок теста. В еде активно использовался сытный животный жир.
Учёные узнали, чем питались средневековые монголы Чингисхана
14 сентября 2021, 11:38 2139 0 Автор: Золотая Орда
Автор: Золотая Орда
Степь Аварга на востоке Монголии была местом зимовки Чингисхана, как установили историки и археологи.
Археологические изыскания на территории первой столицы Чингисхана — Аварга орд (дворец Аварга), расположенной на территории Дэлгэрхаан сомона Хэнтийского аймака, начались ещё в 2001 году группой Монголо-Японской экспедиции в составе С. Като, Н. Сираиси, Д. Цэвээндоржа и Б. Цогтбаатара.
В 2020 году археологи из Австралийского национального университета провели в этих местах новые изыскания с использованием новейших средств радиоуглеродного датирования, которое показало, что Аварга была заселена во время жизни Чингисхана и его сына Угэдэя, сообщает Heritage Daily.
Комплексное геоархеологическое исследование подтвердило локализацию поселения.
Согласно китайским источникам периода Юань, в Аварге располагалась первая кочевая столица Монгольской империи после того, как Чингисхан отнял территорию у рода джуркэн, вторгшись с северо-востока – с территории современной префектуры Дорнод и Юга Забайкалья. Аварга находилась в месте слияния рек Керулен и Цэнкер, в современной префектуре Хэнтий, Монголия.
Первоначально это место называлось Аригус, что на монгольском языке означает «источник». Аварга находится недалеко от места, где жила семья Чингисхана. Китайские источники также сообщают, что первая жена Чингисхана, Бортэ, и другие члены семьи продолжали жить в Аварге и Восточной Монголии во время монгольского нашествия на Хорезм в 1218—1223 годах.
Аварга была центром сбора и распределения товаров со всей империи. Когда места стало не хватать, монголы основали базу юго-западнее, в Каракоруме, второй столице.
С помощью изотопного анализа костей учёные также узнали, чем питались приближённые Чингисхана. Как оказалось, вопреки привилегированному положению, диета нойонов мало чем отличалась от диеты простых монголов. В основном это было мясо и продукты животного происхождения.
Иллюстрацией рациона питания населения Аварги служит раскопанная свалка. Кости животных (овец, лошади и КРС), обнаруженные здесь, были датированы XII веком. Грунт обеспечил хорошую сохранность костей, что позволило делать выводы со значительной степенью точности.
Об организации питания воинов Чингисхана в походах читайте здесь.
Мутация генов помогла сибирякам приспособиться к жирной мясной пище, но стала фактором риска в наше время (читайте здесь).
Почему кочевнику нельзя быть вегетарианцем (читайте здесь).
Учёные: пищевая ассимиляция бурят вызвала появление и рост ранее не свойственных им недугов (читайте здесь).