Чем питались бедные люди в 16 18 веках в европе
Что ели в старину: 10 фактов о средневековом рационе
1. Часто использовалось миндальное молоко
Замена коровьего (да и любого животного) молока на растительное, которая сейчас является данью моде на вегетарианство и правильное питание, в Средневековье была привычным делом. Тогда молоко из миндаля или других орехов готовили из практический цели, чтобы разнообразить свой рацион во время поста, когда запрещалось употреблять мясо и молоко животных.
Поэтому растительное молоко использовалось не только для питья, но и в качестве сырья для приготовления масла. Помимо возможности его употребления в пост, такое молоко имело ещё одно достоинство — долгое хранение. В отличие от животного молока, ореховое долго не начинало разлагаться. Во многих поваренных книгах того времени нередко можно встретить этот ингредиент вместо коровьего молока.
2. В Средневековье были фастфуды
Конечно, это было не похоже на современные «Макдональдсы» со стоящими на кассе студентами, кричащими «Свободная касса!», и там продавали не гамбургеры с колой. Вместо этого в средневековых заведениях быстрого питания подавали мясные пироги, пирожки, блины, вафли и другие блюда, хорошо подходящие для быстрого перекуса.
Как и современные рестораны быстрого питания, средневековые заведения имели сомнительную репутацию, ведь их владельцы, если верить историкам, могли делать горячие блюда из испорченного мяса, добавлять субпродукты, чтобы сэкономить, а также выдавать менее дорогую начинку, к примеру говядину, за более дорогую, такую как оленина.
3. Рацион крестьян был калорийным
И это противоречит массовой культуре, которая твердит, что обычные люди — неважно, крестьяне это были или ремесленники, — страшно голодали. На деле же, если не брать отдельных периодов истории, большинство людей в средневековой Европе в день съедали от одного до полутора килограммов хлеба и других блюд из зерна, а также выпивали до четырех литров слабоалкогольного эля. Из пшеницы, ржи, овса и ячменя варили каши, делали хлеб и другую выпечку. Конечно, на столе обычного человека редко присутствовало мясо, но вместо него были горох, чечевица и рыба.
Чтобы ты понимал, в одном килограмме ржаного хлеба содержится почти 2 600 калорий, а четыре литра эля — это ещё 1 500 калорий. По идее, на таком рационе можно было бы набрать лишних килограммов, но этого не позволял сделать изнурительный 12-часовой рабочий день без выходных.
4. Никто не делал салаты
А также не ел фрукты и овощи в сыром виде. И это прямая противоположность современной моде, когда некоторые переходят на сыроедение. В те времена люди редко ели продукты без обработки из-за того, что это могло вызывать болезни, так как фрукты и овощи редко мыли после сбора.
Так, например, в «Книге Кервинджа», написанной в 1508 году и являвшейся справочником о сервировке и приёме блюд во время застолий в великих домах поздней эпохи Средневековья, говорится, что нужно остерегаться зелёного салата и сырых фруктов, так как они принесут человеку болезни.
5. Молочный поросёнок был аналогом лобстера
Массовая культура нередко показывает средневековые пиршества, где одним из блюд, на которые мало кто обращает внимание, является жареная свинина, целиком запечённый кабан или молочный поросёнок.
На деле же в Средние века молочный поросёнок считался деликатесом вроде лобстера или мраморной говядины, так же как и жареная свиноматка, ведь они были едва ли не важнейшими источниками белка и жира в те времена.
6. Почти никто не завтракал
Для современного человека завтрак считается одним из самых важных приёмов пищи. В Средневековье же почти никто не завтракал. Так, например, философ-теолог Фома Аквинский говорил, что слишком ранний приём пищи является одним из способов совершить смертный грех — чревоугодие. По сути, завтрак считался оскорблением Бога и самого себя.
Чаще всего люди, чтобы не нарушать пост и не гневить Бога, пропускали завтрак и вместо этого съедали лёгкий обед, а вечером у них был сытный ужин. Некоторые ещё добавляли так называемый задний ужин, когда употреблялись вино или эль, но это не одобрялось. У крестьян было что-то вроде завтрака, но им являлся, как правило, небольшой кусок хлеба, съедаемый для того, чтобы не свалиться в голодный обморок во время работы в поле.
7. Люди ели почти всё, что попадало под руку
Если бы ты являлся крестьянином в средневековой Европе, то увидеть мясо мог разве что на телеге, которая везла свиную тушу в замок местного феодала. Поэтому приходилось есть не говядину со свининой и даже не курицу, а что-то другое, что является источником животного белка.
Однако и богатые люди не были привередливы в еде, ведь только после начала Ренессанса знать принялась соревноваться в дороговизне продуктов. А в Средние века на столах как крестьян, так и богатых людей можно было увидеть скворцов, стервятников, чаек, бакланов, морских свинок, тюленей, китов, ежей и подобных существ, которых в наше время никому не придёт в голову готовить.
8. Фасоль была одним из главных блюд на столе
Это сейчас фасоль можно встретить только на столах адептов полезного питания или просто любителей этих бобов. А в X веке, когда она и другие бобовые культуры начали распространяться по Европе, это было настоящим спасением, ведь до этого простые люди практически не получали белка.
В результате массового выращивания бобовых крестьяне могли употреблять больше белка, что привело к улучшению их здоровья, повышению продолжительности жизни и количества детей, что, по мнению некоторых историков, позволило достаточно быстро восполнить потери населения после Юстиниановой чумы VI века, вследствие которой в Европе погибло до 25 миллионов человек.
9. Десерты были своеобразной паузой между основными блюдами
Сейчас десерт — это отдельное блюдо, которое подаётся в финале трапезы. Но в Средневековье застолья включали в себя множество блюд, подаваемых одновременно, а десерты были своеобразной паузой между ними, позволяющей убрать послевкусие и подготовиться к новому блюду.
Само собой, речь идёт о более обеспеченных слоях населения, а не о крестьянах, которые, как мы уже сказали ранее, ели в основном хлеб.
10. Средневековая диета была полезна для сердца
Более того, она была даже полезнее, чем современные диеты. Всё потому, что человек той эпохи подвергался гораздо меньшему риску развития ишемической болезни сердца и диабета из-за того, что в его рационе не было такого большого количества сахара и он много занимался физическими упражнениями. Конечно же, речь об усердной работе в поле, а не о ленивых жимах штанги в тренажёрном зале.
Некоторые исследователи говорят, что средневековая диета, возможно, является лучшей моделью питания для современного человека и превосходит по эффективности даже средиземноморскую диету.
Средневековая европейская кухня: что ели и пили крестьяне и знать
Удивительно, но предки современных европейцев умудрялись готовить без соли, сохранять мясо и паштеты без стерилизации и автоклавов, делать изысканные десерты без сахара и готовить мясо любых животных – от диких кабанов до бобров и фламинго.
Паста, всевозможные соусы, включая всем известные майонез и тартар, изысканные десерты – бисквиты, безе, меренги, карамель, классическое жаркое, супы-пюре, колбасы и сосиски… Список можно продолжать до бесконечности. Кулинарные традиции Западной Европы, ставшие основной современной международной кухни, зарождались в «темное» Средневековье – до великих географических открытий.
До великих географических открытий…
Первые поваренные книги в Европе появились к XIII веку, когда в города начали стекаться бывшие крестьяне. Города-крепости разрастались, возникали постоянные рынки, где можно было купить продукты, и новым горожанам потребовались готовые рецепты. Расцвет кулинарных книг пришелся на эпоху Возрождения. Но что ели и готовили до Ренессанса и первой европейской урбанизации?
На рацион и рецептуру блюд влияли три фактора:
1. Не было эффективных технологий консервации. Как и самих консервантов. Соль стоила слишком дорого и была доступна единицам, сахар не знали до XII века, да и после его принимали как лекарство.
2. Регионы и провинции жили автономно. Торговцы считались смельчаками и героями: леса кишели дикими животными и разбойниками. Жители Эльзаса не могли себе позволить морскую рыбу, а норвежцы – фрукты, овощи и зерновые, распространенные на территории будущих Франции и Германии.
3. Монархи регулярно вели войны друг с другом, опустошая земли противников. Обстановку нагнетали неурожайные годы и эпидемии.
В результате жизнь средневекового крестьянина, а нередко и знатного человека превращалась в череду голодных и «сытных» лет. Относительная стабильность была только в богатых монастырях и на королевских дворах.
До открытия Америки на столах не было картофеля, баклажанов, томатов, кабачков, фасоли. Рис – «сарацинское пшено» – появился после первых крестовых походов. До полноценной торговли с Индией было далеко.
Церковные традиции главенствовали и в крестьянском доме, и на королевских дворах. Христиане постились много и часто, отказываясь от мяса, молока и яиц. Пища была священной: ее использовали в таинствах, перед трапезой – молились. Любопытно, что дворяне и служители церкви не завтракали: считалось, что утренние трапезы потворствуют чревоугодию. Исключение делали для крестьян.
Чем питались предки современных европейцев?
О кулинарии Раннего Средневековья известно очень мало. И если с продуктами все более-менее понятно, то конкретных рецептов практически не сохранилось. Один из рецептов ежедневных блюд (правда, из монастырской кухни) дошел до нас. Ему больше 1000 лет.
Зерновые культуры были в основе рациона. Крестьяне ели рожь, овес и ячмень. Пшеницу выращивали для аристократии – эта культура была слишком прихотлива и не всегда давала хороший урожай на европейских землях. А без удобрений земля истощалась уже через несколько лет.
Хлеб был роскошью: особенно после феодальной революции (X-XI века), когда дворяне установили монополию на помол муки. Поэтому в крестьянских семьях практически не ели хлеб. Вместо этого зерно варили целиком или в дробленом виде и перетирали. Каша стала основным блюдом среди бедняков.
Черствый хлеб не выбрасывали даже в богатых дворянских семьях: из лишней выпечки делали сухари. Позже их добавляли в похлебки и супы. Жесткую хлебную корку использовали как «тарелку»: в нее наливали бульон и подавали на ужин.
В более поздних источниках встречаются рецепты интересных блюд из зерновых. Например, английского имбирного хлеба:
Мед нужно вскипятить и отварить на медленном огне 10 минут, затем – снять пенку и добавить раскрошенный хлеб, шафран, имбирь, корицу и перец. Следом необходимо замесить «тесто» и накатать из него шарики. Корицу и кору перемешивают и обваливают в них «колобки». Блюдо можно подавать в качестве десерта.
Кухня без картофеля и томатов
В крестьянских семьях часто ели бобовые – бобы и горох, позже – чечевицу, фасоль и нут. Из них готовили каши и похлебки. Среди корнеплодов больше всего любили репу: как и на Руси, она заменяла картошку. Капуста, лук и чеснок дарили витамины зимой, летом ели шпинат, яблоки и груши, сливы и вишни.
Капусту ценили: ее ели в свежем, вареном, тушеном виде. Вот один из поздних баварских рецептов:
Эпоха Позднего Средневековья принесла высокой кухне сотни необычных, экзотических блюд. На королевских пирах лакомились языками фламинго и верблюжьими пятками, мозгами павлинов и гребнями петухов. Лобстеры и моллюски в меню знатных дворян смотрелись на фоне этих блюд куце.
Знатные и богатые семейства питались мясом ежедневно. В распоряжении у аристократов были леса, где те охотились. Охота считалась не только развлечением, но и средством пропитания. Оленина, мясо дикого кабана, всевозможная дичь украшали стол обеспеченного феодала.
В дворянской среде высоко ценились голубятни. Голубей ели, пускали на перья для письма, разводили для яиц. Держали и свинарни. У знати помельче мясо встречалось не так часто, а на крестьянских столах – крайне редко. Не каждый крестьянин мог позволить себе свинью, но коровы и козы были. Из птицы – гуси и куры.
Рецепт говядины «по-староанглийски»:
1. Нарезать 1 килограмм мяса на кусочки, отварить в небольшом количестве воды в течение 20 минут.
2. Процедить бульон и добавить корицу, гвоздику, черный и душистый перец, шалфей, мускатный орех, одну нарезанную луковицу, петрушку и соль.
3. Тушить мясо в посуде с толстыми стенками до готовности.
4. Взять грубый хлеб, нарезать, пропитать винным уксусом.
5. Добавить хлеб и шафран в мясо, размешать.
В рационе европейцев преобладала рыба. И неспроста: во время постов, а еще – по средам и пятницам церковь запрещала есть мясо. В приморских провинциях чаще всего ели сельдь, в богатых домах – лосось. В реках ловили хариуса, форель, леща, карпа. Выбор был большой, но его не хватало, и хитрые европейцы приравняли морскую птицу и всех водоплавающих животных к рыбе.
Первые методы консервации
Проблема с хранением урожая была актуальна на Руси и на севере Западной Европы. Долгие зимы вынуждали крестьян и владельцев земель разрабатывать методы хранения и консервации продуктов. В провинциях с более теплым и мягким климатом, где весна наступала раньше, больше заботились о консервации мяса и молока.
Сыр появился именно как способ сохранить коровье и козье молоко на будущее. Технологии менялись год от года, от провинции к провинции. Конкретных названий еще не было – их придумают позже, когда наладится активная торговля. Впрочем, рокфор и швейцарский сыр были известны с XI века, а с XIV века – пармезан.
Из молока делали и сливочное масло. Если на Руси оно было кисловатым, то в Европе – соленым.
Самым доступным консервантом оказался жир. Он долго не портился и мог пролежать целый год, поэтому с его помощью сохраняли и другие продукты. Смекалистые кулинары догадались, что, защитив блюдо от воздуха, можно надолго оставить его свежим: в посуду, куда помещали паштет, выливали растопленный жир. Он застывал и образовывал плотную корку.
Также отличным консервантом служил черный перец. Мясо консервировали самыми простыми способами. Его вялили, коптили, солили. Жировую прослойку срезали и делали сало. Именно в Средние века появился знаменитый хамон – вяленое мясо.
Слабые алкогольные напитки пили все без исключения: вино и брага не считались спиртным. Как ни удивительно, но слабое вино было безопаснее воды: от алкоголя не возникало дизентерии.
Вино делали из винограда, который выращивали даже в Голландии и Великобритании, не говоря уж о Сицилии и Сардинии, Кипре и юге Франции. Там, где с урожаем было туго, в ход шли яблоки. С IX-X века известна яблочная брага, которую делали норманны. Она была кислая, невкусная, хранилась очень мало.
Также в ход шли злаки. Рожь или пшеницу сбраживали, получая первое пиво. Тогда его называли жидким хлебом: в нем почти не было крепости, и он походил на русский квас. Позже начали добавлять хмель, а зерно заменили на солод.
Пиво стало любимым напитком среди бедняков. Знатные люди и церковники пили только вино, а среди студентов Позднего Средневековья, знатных по происхождению, но часто бедных, как церковные мыши, любимым жанром поэзии стал «Спор вина и пива».
История питания в Европе
Массимо Монтанари. «Голод и изобилие.
История питания в Европе»
Книга итальянского историка вышла в Италии в 1993 году (у нас ее напечатали в 2009-м). Несмотря на малый объем (всего 210 страниц), работа получилась весьма занимательная и информативная. Очень многие исторические сочинения, посвященные биографии Европы, грешат односторонностью: главное внимание авторы уделяют войнам, религиозным вопросам и династическим распрям, забывая про остальные аспекты жизни человеческих популяций. Монтанари в своей книге заполняет один из таких пробелов в истории Европы, связанный с питанием.
В Риме ценилась умеренность в еде, у германцев – способность съесть как можно больше мяса. И что любопытно, жили сытно не только сами германцы, но и их свиньи. Набирающие вес хрюшки у древних германцев подрастали в гораздо более комфортных условиях, чем современные свиньи: они паслись в лесах. И речь идет не о диких кабанах, а именно о домашних свиньях! В раннем Средневековье на определенном этапе даже лес измерялся в свиньях! Размер лесных угодий зависел от того, сколько хрюшек могли там прокормится.
Некоторые люди, жрущие все подряд, очень любят ссылаться на предков и традиции: мол, мой дед жрал все, отец жрал, и я буду жрать! И идите вы в одно место со своими диетами! Но на самом деле наши предки не были всеядными, и их рацион был весьма ограниченным. И предки придерживались раздельного питания: мясо и хлеб (в различных видах) не смешивали. Современная европейская традиция совмещения мяса и хлеба как основных продуктов питания основана на симбиозе римской и варварской систем питания, который возник лишь после крушения Западной Римской империи. Да и то не сразу, и не во всех местностях Европы.
Весьма любопытно было узнать из книги, что в Древнем Риме хлеб должен был быть обязательно пшеничным, а рожь считалась сорняком. Помните об этом, когда приходите в магазин за продуктами! Лишь когда Римская империя стала разрушаться, рожь в Европе превратилась в основной злак, поскольку ее выращивать было намного легче. Именно поэтому у нас так популярен ржаной хлеб.
Решающее событие в истории европейского питания по Монтанари было связано с отменой прав свободного доступа в лес для большинства населения. Эти права были узурпированы феодалами. Данное обстоятельство привело к качественному изменению питания низших слоев, лишенных возможности добывать лесную дичь и выращивать свиней на лесной пище.
Для большинства крестьян основной едой с 11 столетия становится ржаной хлеб и лишь на средиземноморском побережье главной злаковой культурой остается пшеница.
На протяжении последних двух тысячелетий Европа проходила через различные периоды в плане обеспечения населения продуктами питания. Неправильно говорить о том, что в Средневековье население голодало, а в эпоху Возрождения и Новое время ситуация становится лучше. Такой зависимости нет. К примеру, 12-13 века в Западной Европе (позднее Средневековье) – достаточно благоприятное время. Экономика растет, голодовки населения весьма редки. Но в 70-е годы 13 столетия начинается экономический кризис, и уже в начале следующего века в Европу приходит голод. На Пиренеях в 1302 году вымирает до четверти населения. А в 1347 году в Европу заявилась черная крыса и принесла чуму. Есть мнение, что именно длительное голодание способствовало сокрушающему удару чумы по ослабленному населению.
После прочтения книги Монтанари становится понятно, по какой причине некоторые привычные сейчас продукты питания попали в европейское меню.
Сильное влияние на диету человека тех времен оказывала католическая церковь, которая со своими постными днями портила настроение тогдашним мясоедам: им запрещалось употреблять мясо в пищу от 140 до 160 дней в году! И тогдашние попы добивались своего отнюдь не уговорами. При Карле Великом нарушителям поста грозила смертная казнь! Но рыбу есть разрешалось. И рыба в таких «постных» условиях стала продуктом, который заменяет мясо, и тем самым ее роль в рационе резко возросла по сравнению с античными временами. Беда была в том, что это продукт скоропортящийся, но и здесь был найден выход: рыбу стали солить и вялить. Экономика целых европейских регионов была основана на заготовке рыбы. А все из-за того, что попы перегнули палку по поводу постных дней.
Что интересно, но протестанты разошлись с католиками и на почве отношения к еде. Лютер отверг посты, которыми католическая церковь мучила народ. В отличие от итальянцев и других южан, мясоедам-германцам было трудно без мяса во время постов. Неудивительно, что бунт против власти папы нашел свою поддержку именно в Германии и в тех местностях Европы, где мясо исторически было едой № 1.
В эпоху Возрождения в Европе появляются и другие знакомые нам сейчас продукты, которые европейцы ранее не употребляли. В Испании широкое распространение получил рис. В Западной Европе в 17 веке стала популярна гречиха. Открытие Америки привело к широкому культивированию маиса, который, впрочем, больше считался кормовой культурой, чем пищевой. В 18 веке Европу завоевал картофель.
Казалось бы, разнообразие стола должно улучшать питание населения, но все было наоборот. Большая часть новых продуктов появилась как замена традиционным мясу и хлебу, поэтому распространение новых продуктов сопровождалось ухудшением питания простого народа. С середины 16 столетия европейцы ели все меньше и меньше мяса, кроме горных пастушеских районов. Этому способствовал рост населения, запрет держать скотину в городе из-за увеличения плотности городской застройки, сокращение торговли с Востоком из-за турков. Сначала на замену мясу приходит хлеб, но не пшеничный, а из смеси злаков. Позже и хлеб будет вытеснен картофелем и кукурузой. Чем больше хлеба в рационе – тем сильнее воздействуют на население неурожайные годы. А неурожаи в то время становятся слишком частыми. В 17 веке европейское население проходит через несколько тяжелых голодовок.
Сахар в Европу попадает достаточно поздно: в 14-15 веках. Употребление сахара было больше характерно для средиземноморских стран. В 16 столетии сахар – один из основных продуктов питания, который используется для приготовления блюд, но не для подслащивания напитков. Пьют европейцы в это время не чай и кофе, а «старое доброе» вино и пиво. И пьют много.
Один-два литра вина или несколько литров пива на человека в день – это была норма для тогдашней Европы. Пили так много просто потому, что хотели пить. Нужно учитывать, что люди в то время ели много засоленных продуктов, а запивать их простой водой было нельзя – в лучшем случае ее разбавляли вином как антисептиком. Вину приписывались и лечебные свойства. Как свидетельствуют документы, больные пили его даже в больницах! Все-таки люди из далекого прошлого в ряде аспектов были гораздо разумнее нынешнего поколения. Наши современные российские «интеллектуалы» дошли до того, что пиво и вино приравняли к водке! А история свидетельствует, что вреда от пива и вина, кроме пользы, нет. Пили вино и пиво, «не просыхая», в Европе, а спилась почему-то Россия… С этими самими «интеллектуалами» во власти.
Кофе и чай начинают входить в моду только в начале 17 столетия, как и крепкие спиртные напитки (водка, ром, виски, джин). Сначала в Европу пришло кофе, позаимствованное у турок, пить чай стали чуть позже. И кофе, и чай были долгое время элитарными напитками, но к концу 18 века в некоторых странах они уже употреблялись самыми широкими народными массами. И чай, и кофе успешно вытесняли в Европе вино и пиво. Наши депутаты полагают, что все можно решить запретами, а история нам показывает, что одна мода (в том числе и в питании) успешно вытесняется не запретами, а другой модой.
18 столетие в Европе характеризуется резким ростом населения, что повлекло за собой агротехническую революцию в сельском хозяйстве: посевные площади не просто расширяются – меняется сам способ их использования. Растет роль картофеля, который в отличие от зерновых менее зависим от климатических изменений (да и военных действий), а также позволяет прокормить большее количество людей на равных посевных площадях. По той же причине наблюдается рост производства кукурузы. Голодовок населения это не остановило, но массового вымирания европейцев в 18 веке уже не наблюдалось.
К сожалению, на одной кукурузе не проживешь. Переход простого народа на этот продукт привел к распространению на континенте страшного заболевания пеллагры, вызванной недостатком никотиновой кислоты. Когда население не имело возможности разнообразить свой рацион и выживало только за счет кукурузы – его поражала пеллагра. Монтанари: «пеллагра двигалась следом за кукурузой».
Но картофель или кукуруза не везде стали главной пищей простого населения. В Центральной и Южной Италии их место заняла паста («макароны»). Это был хлеб, который мог хранится очень долго, что было незаменимо при неурожаях. Население южной Италии не голодало, в отличие от тех районов Европы, которые зависели от картофеля или кукурузы. В Европе паста стала известна в 12 веке – на Сицилии. И именно сицилийцев первыми прозвали «макаронниками». А с 18 столетия это «почетное» прозвище перешло к неаполитанцам.
Решающий перелом в питании простых европейцев произошел в конце 19-го столетия. Промышленная революция позволила людям опять вспомнить о мясе. К концу века к традиционному для германской Европы мясному столу вернулись англичане, а все остальные европейцы (не попавшие в советскую зону оккупации) в 50-е годы 20 века. Но такой возврат к сытному прошлому касается лишь Европы, а не России. Про нашу страну Монтанари в принципе упоминает очень редко – и это понятно. Она как опухоль: не то, чтобы существует совсем отдельно от Европы, но и частью здорового европейского организма ее не назовешь.