Чем писали в 17 веке на руси
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Антикварный магазин Artefakt.in.ua
В древних грамотах различаются несколько способов писания: самый древний назывался уставом. Особенность его заключается в том, что все буквы пишутся четко, напоминая печатные, стоят прямо, каждая буква не связана с другой. В 16 веке появляются другие способы писания, полуустав — буквы пишутся мельче, не так четко; тогда как очертания букв устава острые, в полууставе они круглее, все письмо более свободно и размашисто.
Следующим видоизменением полуустава явилась скоропись. На переход к такому письму влияла и дороговизна материала, заставлявшая дорожить каждым клочком. В скорописи использовались начертания букв, которые значительно изменились, по сравнению с полууставом; другой особенностью этого письма является то, что между словами не оставляют промежутка, а пишут всю строку слитно, нет ни знаков препинания, ни твердых знаков, так что читающий должен сам, прочитав ряд букв, разделить их на слова. Но в экономии места шли еще дальше. Многие буквы и слога не пишут в слове, но пишут над словом, между строк или даже заменяют условным знаком. Эти значки назывались буквенными титлами. Для скорости писали иногда в слове только согласные буквы, а все гласные обозначали стоящим над словом титлом. Таким образом нужно было особое искусство, как для того, чтобы писать таким письмом, так и для его чтения.
С распространением грамотности, с увеличением спроса на книги, перепиской бумаг начинают заниматься особые писцы-специалисты, которые переписывали книги по заказу или прямо для продажи. Книгами начинают торговать на ярмарках. Дорогие книги проходили чрез руки нескольких специалистов; так переписчик оставляет ненаписанными заглавные буквы, которые вписывал или пририсовывал особый рисовальщик, который, кроме этого, украшал книгу заставками и миниатюрами.
С течением времени в книгах, особенно богослужебных, накоплялось все больше ошибок, так что Стоглавый собор запретил продажу неисправных книг, предписывал священникам просматривать книги и исправлять ошибки. Неисправленные книги было запрещено в продавать и было приказано было «те книги имати даром без всякаго зазору». Все это вызывало мысль о необходимости изменить способ производства книг. Существует предание, что еще Максим Грек предлагал ввести книгопечатание. В 1548 г. были приглашены в Poccию типографщики, но их не пропустил ливонский орден. Только в 1553 г. в Москве приступили к обустройству первой типографии, но дело шло, очевидно, очень медленно, так как только через 10 лет, в 1564 г., была отпечатана первая книга – Апостол. Вскоре была отпечатана вторая книга — Часовник, но народ обвинил первых печатников диакона Ивана Федорова и Петра Мстиславца в ереси, и они должны были бежать из Москвы, а первый печатный двор был сожжен. Печатное дело в Mocкве остановилось. За двадцать три года была напечатана лишь одна — две книги и только с восьмидесятых годов 16 века, с учреждения патриаршества стали печататься книги, конечно, исключительно церковные.
Вообще нужно заметить, что при слабом развитии книгопечатания в 16-17 веках оно сосредотачивалось только в печатном дворе, — рукописные книги долгое время были дешевле печатных.
В царствование Алексея Михайловича меняется характер деятельности печатного двора, он начинает издавать не только книги религиозного направления, но и учебные. В 1647 г. печатается книга: «Учение и хитрость ратного строения» с многочисленными картинками, в 1648 г., издана грамматика Мелетия Смотрицкого, быстро разошедшаяся; в 1649 г. была издана азбука Бурцева. Спрос на нее был так велик, что через два года потребовалось издать второе издание. На этот раз было выпущено 2400 экземпляров, все они были распроданы за один день. Вообще, в 17 веке спрос на книги был очень велик. В Москве было уже немало лавок, торговавших книгами. Как правило этим занимались священники и дьяконы. Книжные лавки располагались как правило в книжном ряду и в овощном ряду, там же торговали и гравюрами и эстампами. Были и „книгоноши». Кроме того церковные книги продавались в монастырях.
Нужно отметить в характере этих рукописей одну особенность: в них, особенно в иллюстрациях Книги Бытия, видно стремление модернизировать события древности, придав им современную обстановку. Достаточно указать на историю Моисея, в которой дочь Фараона, сам Фараон и другие египтяне одеты русскими боярами и боярышнями 17 века. Так же одет царь Соломон и пришедшие на суд к нему матери.
В конце 17 века в Москве были изданы две в высшей степени интересные книги: Титулярник или „Большая книга государственная или корень российских государей» и „Книга избрания на царство и высочайший престол великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца». Работали над этими книгами мастера Оружейной Палаты. Эти книги интересны тем, что содержат множество иллюстраций, исполненых водяными красками. В Титулярнике помещен ряд портретов царей, великих князей, патриархов, а также и некоторых иностранных государей. Портреты русских государей в общем безжизненны, лики их приближаются к иконописным образцам, позы неподвижны, очевидно художник боялся быть близким к природе, зато детали картин выписаны великолепно. Тоже нужно сказать и о портретах иностранных государей, где художник уже не стеснялся изображать действительность; здесь особенно интересно то, что многие портреты, например турецкого султана, художнику приходилось писать из головы, не имея перед глазами его изображения.
Книга «Избрания на царство Михаила» интересна тем, что содержит много картин, изображающих народные массы, обстановку. Правда, все люди изображены совершенно однообразно, стоят как угодники на иконах, но на них тщательно написаны одежда и её детали. Кроме того, здесь много изображений Кремля.
Нужно отметить и первые попытки ввести жанровые картинки. Лучшим примером этого могут служить иллюстрации к рукописи „Душевное лекарство»; здесь мы видим сельские работы, домашнюю жизнь, пейзаж и т. д. Это показывает, насколько изменился взгляд на письмо, которое уже перестает служить только религиозным целям. Что же касается заставок и концовок, то они продолжали во множестве украшать рукописи, причем стиль их мало изменился. В 12—15 веке развивается так называемый чудовищный стиль, принесенный в Русь из славянских земель. Этот стиль представляет собой нечто крайне сложное, запутанное и вместе с тем чарующее, поражающее глаз неожиданностью, новизной. Развился он из старого византийского стиля, но в славянских землях удержался недолго и полного расцвета достиг в России на Новгородской и отчасти Московской почве.
С 15 века в Москве начинает вытесняться чудовищный стиль; на смену ему возвращается известный с давних пор на Руси византийский геометрический орнамент, в котором рисунок составляется из переплетенных кругов, квадратов и других геометрических фигур. Орнамент усложняется прибавлением плетенки из лент или ремней. Украшаются эти плетенки цветами и листьями, которые иногда рисуются свободно, естественно. Этим свободным реализмом в изображении растений русский орнамент отличается от своего византийского прототипа, в котором все условно, связано. Taкиe орнаменты мы видим не только на рукописных книгах, они переходят и в печатный; так была орнаментирована первая печатная книга Апостол.
С развитием книгопечатания появляются гравюры, резаные по дереву или меди. К первой печатной книге была приложена картина, гравированная на дереве, изображение апостола Луки. Позже стали печатать и продавать отдельно гравюры, резаные на дереве или лубочные, но вскоре это было запрещено но настоянию духовенства, зато в книгах нередко помещали гравированые заставки и вообще иллюстрации. В этих гравюрах больше чем в заставках можно проследить западное влияние, но объясняется это как тем, что обучение этому искусству шло под руководством иностранных мастеров, так и тем, что образцами, которым подражали, часто являлись западно-европейские гравюры. Для примера приведем гравюру из синодика патриарха Адриана, изображающую пир; тогда как костюмы указывают на русскую жизнь, вся обстановка — высокий палаццо, каменные стены и рамка — ясно говорят о сильном западном влиянии.
Андрей Сегеда: Как, чем и на чем писали в Древней Руси
Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».
Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить…
А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…
Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».
Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы — это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.
Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.
Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.
Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.
Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.
С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.
Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.
Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале — пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.
Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья — телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!
Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.
Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка — миниатюра.
Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.
Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами — то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.
Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.
В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.
Теперь — чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.
Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба.
Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).
Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники — фиолетовые чернила, из крушины — пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины — синие, а из ее же листьев — зеленые.
В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд — чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.
Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).
К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью — особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком — миниатюрой.
На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки — «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».
Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.
Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.
Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.
В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.
Во вторую — различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.
Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.
Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.
Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!
Как, чем и на чем писали в Древней Руси
Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07
Статья просмотрена: 13456 раз
Библиографическое описание:
Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/885/ (дата обращения: 25.12.2021).
До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.
На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.
На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.
Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.
Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.
Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.
В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.
В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.
Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.
В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.
Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.
Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.
Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).
В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.