Чем оценивается допустимый риск в предпринимательской деятельности
Чем оценивается допустимый риск в предпринимательской деятельности
7 МИН
Как оценить риски предприятия
Ошибки в расчётах и планировании, изменения ситуации на рынке и в законодательстве создают риски для бизнеса. Объясняем, как их оценить и предотвратить.
Виды деловых рисков
Обычно под «деловым риском» подразумевают одно или несколько событий, негативно воздействующих на деятельность предприятия или её аспекты.
С точки зрения предсказуемости риски делят на систематические и несистематические. Несистематические риски возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.
Виды систематических рисков:
Пример юридического риска
Из-за поправок в Жилищном кодексе с 1 октября 2019 года хостелы и гостиницы могут располагаться только в нежилых зданиях или в помещениях многоквартирных домов, имеющих статус нежилого фонда и соответствующих ряду дополнительных требований. Теперь предприниматели, хостел или гостиница которых находятся в жилом доме, должны перевести помещение в статус нежилого фонда, переехать в другое или закрыть бизнес.
Бизнес-риски
Кто не рискует, тот не зарабатывает
Ни для кого не секрет: чтобы открыть свой бизнес, нужно через многое пройти. Под «многим» подразумеваются не только реализация собственного желания, планирование и вложение денег. В первую очередь предприниматель, будь он новичком или закоренелым бизнесменом, должен помнить о тех рисках, которые ожидают его на пути к прибыли. Понятно, что, когда открываешь свое дело, сомнений не избежать. Но одни с этими сомнениями справляются, а другие только больше в них вязнут. Какие же существуют бизнес-риски и как их избежать?
Риск организации бизнеса
Главным риском для каждого предпринимателя является сомнение, что бизнес не принесет прибыли. И исход сомнения зависит от того, как человек психологически настроен на успех своего дела. Излишняя пессимистичность еще никого не спасала, но и с крайним оптимизмом далеко не уедешь. Нужно помнить, что на любой бизнес, каким бы простым в реализации он ни казался, нельзя смотреть сквозь розовые очки.
Открывая бизнес, предприниматель должен держать в голове основные параметры:
Стандартный предпринимательский риск
Сам по себе предпринимательский риск подразумевает под собой риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством и реализацией продукции, товаров и услуг, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, а также с осуществлением научно-технических проектов. Считается, что он даже необходим — по причине того, что все познается методом проб и ошибок. Примеров предпринимательского риска множество: предприниматель закупил товар, а он не продается; выполнил какие-либо строительные работы, а постройка сгорела; предлагает какие-либо услуги, а они оказываются невостребованными.
Финансовый риск
Без финансового риска не обходится ни один бизнес. Причем преследует он каждого бизнесмена на протяжении всего развития и становления дела. Финансовая поддержка бизнеса важна на каждом этапе, от первоначальных вложений (куда входят кредиты и инвестиции) до постоянной организации продаж, оценки финансового состояния.
Из финансовых рисков вытекают первоначальные сомнения по поводу будущего той или иной компании. Бизнесмен постоянно находится в замкнутом круге, где невозможно предугадать, что ждет тебя за поворотом, от колебания курса валют и повышения налогов до желания покупателей и поведения конкурентов.
Риск мировых факторов
Этот риск актуален всегда. Если на других фронтах может устанавливаться какая-либо стабильность, то развитие ситуаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности стран мира, предсказать невозможно. Здесь тоже существует свой замкнутый круг. Все внутренние проблемы вытекают из проблем внешних — проблем глобального масштаба. На развитие бизнеса не могут не влиять следующие факторы:
Здесь необходимо отметить, что все риски, так или иначе связанные с бизнесом, будь они постоянными или уходящими (приходящими), зависят от глобальных факторов устойчивого развития. Следовательно, влекут за собой и все остальные риски, включая моральную неустойчивость того или иного предпринимателя, страх перед постоянными мировыми изменениями.
Риск личности бизнесмена
Большинство проблем возникает именно из-за того, что сам бизнесмен не рассчитал свои возможности. Основная проблема — время. У начинающего бизнесмена практически все время уходит на свое дело. Многие проекты так и не находят своей реализации именно потому, что бизнесмен либо растрачивает себя еще на какую-либо работу и пытается погнаться за двумя зайцами, либо потому, что выбирает между бизнесом и семьей второе. В остальных случаях причиной того, что не получилось, становится потеря интереса. Здесь важно научиться планировать свое время, что тоже колоссальная работа, поэтому нужно уметь мыслить рационально и вырабатывать критическую оценку.
Необходима четкая организация в управлении бизнесом, временем, отношениями с клиентами, в этом поможет постоянное стремление к саморазвитию.
Развитие бизнеса всегда требует от предпринимателя много сил и энергии, желания и особенной способности уметь правильно распланировать как свое время, так и то время, которое должно быть затрачено на бизнес. Бизнесмен — это почти синоптик. Но объективный синоптик, всегда готовый к внезапному торнадо. Торнадо — это и есть те самые риски, которым может и должен подвергаться каждый бизнес. И нельзя выделить что-то одно, чему бы предприниматель уделил большее внимание. Здесь все потери и приобретения равны. Важнее не волноваться, не бежать за двумя, а то и более зайцами, не пытаться схватиться за каждую соломинку и отрегулировать ее в одно касание, а делать свою работу и быть подготовленным, держать в постоянном тонусе свои мысли, из которых вытекают правильные действия.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Классификация рисков предприятия
На функционирование предприятия влияют риски в виде событий (действий), препятствующих достижению коммерческих целей (стратегических, тактических).
У предприятий обычно нет права владения, пользования и распоряжения своими акциями. Но иногда они заключают договоры на поиск покупателей акций для своих учредителей. Какие риски возникают при этом и как в этом случае минимизировать налоги?
Характеристики рисков
Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:
Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.
Риски характеризуют следующие понятия:
Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.
Система классификации
Классификация рисков подразумевает систематизацию их множества по разным критериям, объединяющую подмножества в единые понятия.
При создании классификации учитываются понятия, относящиеся к характеристике рисков, в числе которых:
По периоду возникновения риски делят на:
По характеру учета риски бывают:
В зависимости от последствий риски подразделяют на:
По сфере образования риски делят на:
По причинам возникновения подразделяют риски на политические (война, запрещение вывоза/завоза товаров, запрет на передвижения/перемещения через границу) и экономические, вызванные изменениями в организации или в экономике государства (колебания рыночной конъюнктуры, дисбаланс ликвидности, падение уровня управления).
Исходя из производственного процесса риски делят на:
С учетом потенциальных последствий риски классифицируются на:
Оценка уровня риска
Управление риском требует анализа и оценки, включающей регулярное выявление факторов и видов в сочетании с их количественным определением.
Источниками для выполнения анализа и оценки рисков являются сведения из:
Процедура оценки включает качественный и количественный этапы.
На этапе качественной оценки выявляются источники и причины риска, работы, при которых он образуется и воздействует на хозяйственный процесс. Качественные итоги служат исходной информацией для анализа количественного, оценивающего только проблемные моменты в ходе проведения конкретной операции.
При количественном анализе определяются числовые параметры по отдельным рискам, по потенциальному урону от них. Завершением анализа является подготовка системы противодействующих мероприятий и расчет стоимости их проведения.
Количественная оценка рисков использует методы:
В зависимости от типа воздействия используют следующие методы управления рисками:
Выбор методов оценки или управления производится по каждому риску отдельно с учетом вероятностного ущерба и возможности создания проблемных ситуаций.
Методы анализа рисков бизнеса
Предпринимательская деятельность подразумевает риск, но это не значит, что нельзя предвидеть какие-то рисковые ситуации или события и избегать их. В этом вам поможет аналитика. О видах рисков и методах их анализа и поговорим сегодня.
Не только внешние факторы несут риски вашей деятельности, но и внутренние.
К внешним относятся:
Вот примеры : отмена ЕНВД (бизнес, использовавший этот режим, вынужден был искать новые возможности для оптимизации), переход на обязательный ЭДО по отдельным видам деятельности или связанный с продажей определенных товаров (недостаточно средств для перевода на ЭДО всех процессов, неготовность сотрудников к работе с новым ПО, отсутствие грамотно построенного документооборота и пр.). Изменились подходы ФНС к проверкам: совершенствуются системы контроля, мониторинга, появляются новые способы выявления несостыковок в отчетности, например, в том же НДС.
Примеры вы могли видеть в нашем блоге : в результате недостаточной юридической подготовленности руководители теряли деньги, соглашаясь с претензиями налоговиков или использовали сомнительные схемы оптимизации, приводившие в итоге к банкротству.
Чтобы проанализировать риски, потребуется установить:
Как правило, риски выражаются в денежном виде — сколько можно потерять, если произойдет то-то и то-то или наоборот не произойдет.
Получившуюся сумму нужно с чем-то сравнивать. Обычно база для сравнения — это капитал, чистые активы компании, ожидаемая прибыль, размер вложений и подобное.
В результате такого сравнения появляются несколько рисковых зон:
А теперь рассмотрим несколько возможных методов оценки рисков.
Метод аналогий
Все достаточно просто — происходит сравнение рисков с использованием оценки аналогичных проектов, сделок, производств и т.д.
Вы можете использовать для сравнения и внутренние данные. Например, выдаете заем, а у вас уже есть база контрагентов, которым вы предоставляли займы, и есть аналитика — кто и по каким причинам мог задерживать платежи или не возвращать долг.
Контрольные списки
Фактически это чек-листы с возможными проблемами. Допустим вы — владелец сети магазинов. При открытии новой торговой точки вы уже знаете, на что обратить внимание в первую очередь, что проверить, как нанять хороший персонал и грамотного управляющего.
Открывая каждую новую точку, вы накапливаете базу знаний.
Оценка рисков вашего бизнеса от профессионалов, обеление деятельности без потери рентабельности, законная налоговая оптимизация — специалисты НАСБ найдут выход из сложной ситуации, в т. ч. если вы уже столкнулись с трудностями в ходе выездной проверки.
Рейтинг рисков
На крупном предприятии нужно следить за огромным массивом данных. Руководителю приходится постоянно принимать управленческие решения. Но он не может следить за всем абсолютно и уделять внимание всем без исключения вопросам.
Поэтому каждому риску присваивают оценку от 1 до 5 или до 10 (какую градацию примете).
Допустим, ФНС увеличила количество проверок производства, проверяется работа групп компаний, холдингов и вообще аффилированность. Значит, присваиваем риску проверок значение «5» по пятибальной шкале и направляем все силы на то, чтобы наша организация в поле зрения налоговиков не попала. Если есть сделки между взаимозависимыми лицами, то изучаем по ним документацию, собираем заранее доказательную базу, что сделки реальны или временно прекращаем работать с такими контрагентами.
Метод экспертных оценок
И снова возвращаемся к экспертам. Не обязательно в налогообложении. Это могут быть инженеры, юристы, экономисты и т. д. Их ценность — в знаниях.
Лучший вариант — комплексный способ оценки этим методом. Например, проектировщик и архитектор оценивают масштабность будущего объекта строительства, инженер считает необходимые материалы, а сметчик — затраты. Юрист выясняет, нет ли каких-то законодательных актов, которые могут послужить основанием для исков, или запрета на строительство. Бухгалтер уточняет, есть ли льготы и налоговые послабления в этом регионе для инвесторов и застройщиков, насколько лютует инспекция при проверках и т.д.
Заметьте, основную часть сбора информации, аналитики и оценки внутренних рисков проводят сотрудники организации и сам руководитель, для оценки внешних рисков уже придется привлечь эксперта.
В итоге вы сформируете систему оценки рисков и сможете:
⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️
Компания НАСБ более 20-ти лет защищает интересы налогоплательщиков, и основная наша задача — создать и внедрить систему по предупреждению налоговых рисков и защите бизнеса, помочь в спорах с контролирующими органами.
Мы готовы представлять вас и вашу организацию во всех инстанциях и любых спорах с контролирующими органами и в арбитражном процессе.
Оказываем услуги по постановке и отладке бухгалтерского и управленческого учета для бизнеса любого масштаба и вида деятельности.
Нужно помнить, что сегодня каждый случай с защитой налогоплательщика индивидуален и требует отдельной профессиональной проработки и сопровождения. Наши знания и многолетний опыт позволяют уверенно предоставить самый высокий уровень таких услуг для бизнеса из любой отрасли.
Раздел 4. Коммерческая деятельность предпринимательской фирмы в условиях конкуренции
Цель и задачи темы
Целью темы является рассмотрение теории риска. В ходе реализации цели решаются следующие задачи:
Оглавление
4.3.1. Риск: понятие и факторы, его определяющие
Любое предпринимательство сопряжено с риском. Риск – это вероятность определенного уровня потерь. Он связан с тем, что предприниматели могут выбрать не лучший вариант использования капитала в силу недоступности лучших вариантов или несовершенства информации о рынке.
Предпринимательский риск связан с действием внутренних и внешних факторов, которые его определяют. К основным факторам внешней среды относятся:
Внешние факторы порождают внешние риски:
Внутренние факторы связаны, прежде всего, с уровнем и качеством менеджмента и маркетинга на предприятии:
Внутренние факторы вызывают следующие типы рисков:
Согласно теории риска, он делится на допустимый и критический. Допустимый риск – это риск потери прибыли. Критический риск связан с потерей всей выручки и банкротства предприятия. Чем больше уровень потерь, тем меньше вероятность их получения, поэтому критический риск – крайне редкое явление, обычно связан с действием внезапно возникших внешних факторов. Можно построить типичную кривую распределения вероятности потерь:
Как видно из графика, наиболее вероятные потери – небольшие (см. точку А), допустимый уровень потерь показывает точка В,а критический уровень – точка С – маловероятен.
Оценка риска – это определение этих точек. Если это удается, то предприятию удастся предотвратить риск полностью или в большей степени.
4.3.2. Виды рисков
Виды рисков совпадают с видами предпринимательства:
Риск можно определить заранее. Для этого существуют следующие методы:
Иногда достаточно простых логических размышлений, стоящихся на знании экономических законов и/или здравом смысле, чтобы избежать рисков. Так, в период бума «ценных бумаг» МММ достаточно было задуматься, зачем компания берет деньги под 700 – 1000% годовых, если в банках можно было взять под 300 – 350%.
Для уменьшения возможных потерь существуют способы защиты: хеджирование, маркетинговые исследования, самострахование, диверсификация и проч. Управление рисками как раз заключается в том, чтобы, используя эти методы, предотвратить или уменьшить потери.
Наиболее часто используемым способом является страхование, т.е. заключение контракта со страховой фирмой на покрытие потерь (убытков) в случае наступления страхового случая. При этом страхователь по контракту вносит определенные страховые взносы, которые или накапливаются и служат основанием для возмещения потерь, или теряются, если страховой случай не наступил. Поскольку эти взносы относятся на себестоимость, предприниматели переносят возможные потери на покупателей продукции.
Помимо заключения договора со специализированными предприятиями, предприятие может само создать определенный резерв денежных средств, откуда покрываются потери, если таковые возникают. Этот способ называется самострахование.
Хеджирование – это способ ограждения от потерь, который заключается в подписании договоров или покупке контрактов на приобретение товаров (ценных бумаг, золота, ресурсов) в будущем. Тем самым предприниматели обеспечивают себя необходимыми средствами производства по заранее определенным ценам.