Чем отличаются регрессионное и повторное тестирование
Регрессионное тестирование: цели и задачи, условия применения, классификация тестов и методов отбора
Цели и задачи регрессионного тестирования
Другая цель регрессионного тестирования состоит в том, чтобы удостовериться, что программа функционирует в соответствии со своей спецификацией, и что изменения не привели к внесению новых ошибок в ранее протестированный код. Эта цель всегда может быть достигнута повторным выполнением всех тестов регрессионного набора, но более перспективно отсеивать тесты, на которых выходные данные модифицированной и старой программы не могут различаться. Результаты сравнения выборочных методов и метода повторного прогона всех тестов приведены в таблица 11.1.
Повторный прогон всех тестов | Выборочное регрессионное тестирование |
---|---|
Прост в реализации | Требует дополнительных расходов при внедрении |
Дорогостоящий и неэффективный | Способно уменьшать расходы за счет исключения лишних тестов |
Обнаруживает все ошибки, которые были бы найдены при исходном тестировании | Может приводить к пропуску ошибок |
Важной задачей регрессионного тестирования является также уменьшение стоимости и сокращение времени выполнения тестов.
Регрессионное тестирование: цели и задачи, условия применения, классификация тестов и методов отбора
Цели и задачи регрессионного тестирования
Другая цель регрессионного тестирования состоит в том, чтобы удостовериться, что программа функционирует в соответствии со своей спецификацией, и что изменения не привели к внесению новых ошибок в ранее протестированный код. Эта цель всегда может быть достигнута повторным выполнением всех тестов регрессионного набора, но более перспективно отсеивать тесты, на которых выходные данные модифицированной и старой программы не могут различаться. Результаты сравнения выборочных методов и метода повторного прогона всех тестов приведены в таблица 11.1.
Повторный прогон всех тестов | Выборочное регрессионное тестирование |
---|---|
Прост в реализации | Требует дополнительных расходов при внедрении |
Дорогостоящий и неэффективный | Способно уменьшать расходы за счет исключения лишних тестов |
Обнаруживает все ошибки, которые были бы найдены при исходном тестировании | Может приводить к пропуску ошибок |
Важной задачей регрессионного тестирования является также уменьшение стоимости и сокращение времени выполнения тестов.
Регрессионное тестирование на Scrum-проектах: руководство по проведению
Согласно отчету The State of Agile Report («О развитии методологии Agile»), 95% опрошенных компаний разрабатывают программное обеспечение по Agile.
Во-первых, гибкая методология позволяет выпускать качественный продукт быстрее конкурентов за счет тестирования в каждом спринте. Во-вторых, с ее помощью можно легко внести изменения в ПО благодаря тесной коммуникации между заказчиком и участниками проекта.
При этом тесты регрессии остаются одними из наиболее частых проверок перед релизом новой функциональности. Как выполнять их эффективно, особенно если время на тестирование ограничено всего одним спринтом, зачастую составляющим 2 недели? Что делать, если нужно внести изменения в функциональность продукта на поздней стадии спринта?
В этой статье мы ответим на эти вопросы, а также расскажем о том, как проводить регрессионное тестирование на Scrum-проектах и уверенно преодолевать возникающие сложности.
Регрессионное тестирование в Scrum-среде
Регрессионные проверки играют одну из ключевых ролей в тестировании полного цикла и помогают добиваться следующих целей:
повышать общее качество и стабильность ПО благодаря снижению вероятности критических ошибок при его использовании и многократному уменьшению числа дефектов к моменту релиза;
ускорять доставку решения на рынок, уменьшая время прогона тестов за счет автоматизации;
сокращать расходы на подготовку продукта к релизу с помощью раннего обнаружения дефектов и применения автоматизации.
На Scrum-проектах регрессионные проверки особенно важны, поскольку помогают командам сконцентрироваться на новой функциональности, обеспечив при этом корректную и непрерывную работу ПО с каждым новым инкрементом продукта.
Таким образом, QA-специалисты могут быть уверены в том, что доработки никак не повлияли на уже существующую функциональность.
Топ-5 распространенных проблем и способы их преоделения
При проведении регрессионного тестирования на Scrum-проектах важно сфокусироваться на двух аспектах.
Первый ― определить функциональность, затронутую изменениями в коде. Если это неочевидно, необходимо проверять всю функциональность и соответственно раньше начинать тестирование в спринте, чтобы уложиться в сроки. Однако если можно безошибочно установить затронутые изменениями модули, работа станет более таргетированной, что сократит время на QA.
Второй ― выбрать проверки, которые можно автоматизировать. Важно помнить, что использовать автоматизацию уместно не во всех случаях. Особенно это касается GUI-проверок, где малейшие правки в дизайне приложения приводит к пересмотру тест-кейса с нуля.
Автоматизированные проверки подойдут для более стабильной функциональности, которая изменяется редко. А при нехватке времени поможет проактивный подход. Например, разработчики, инженеры по автоматизированному и функциональному тестированию работают над новой функциональностью в параллели и покрывают всё автоматизированными тестами в ходе одного спринта.
Но даже при должном понимании влияния изменившихся функций на приложение в целом и объема автоматизации, Scrum-команды могут столкнуться с рядом сложностей. Давайте перечислим их и рассмотрим, как можно решить.
Возрастающий объем регрессии
На крупных проектах с каждым новым спринтом объем регрессионного тестирования может увеличиваться. Чтобы эффективно им управлять, важно пересматривать тест-кейсы и удалять устаревшие. Делать это стоит по возможности и в зависимости от частоты вмешательства в релизы. Кроме того, это первый звонок, что уже можно и нужно внедрять автоматизацию.
Недостаточная коммуникация между участниками проекта
Специалистам по тестированию, бизнес-аналитикам, разработчикам и руководителям проекта стоит непрерывно взаимодействовать друг с другом. Так они смогут лучше понять объем работ и обеспечить эффективность процесса, начиная с подготовки тестовой документации и заканчивая пониманием того, какая функциональность больше не нуждается в регрессионном тестировании.
Поддержка тестовых сценариев
С увеличением числа тест-кейсов, будь то автоматизированные или функциональные, их поддержка усложняется. Чтобы минимизировать их обслуживание, важно больше коммуницировать с бизнес-аналитиками, которые знают взаимосвязи в бизнес-логике продукта и могут выявить несоответствия в тест-кейсах в случае внесения изменений.
Частые доработки функциональности
Смоделируем ситуацию: на проекте возникли непредвиденные и объемные изменения в требованиях к функциональности продукта. Еще и в конце спринта. Что делать? Да, сроки имеют значение, но важно позаботиться о качестве и оценить, сколько времени займет перезапуск тестов с учетом входной информации, чтобы расширить спринт и перенести дату релиза.
Ложноположительные результаты тестов
Причина может заключаться в некорректной разработке автоматизированного тест-кейса. Исключить подобную вероятность поможет валидация инженером по функциональному тестированию, который проходит тест-кейс по шагам и проверяет соответствие ожидаемому результату. Кроме того, в спринтах стоит закладывать время на интуитивное (ad hoc) и исследовательское (exploratory) тестирование, чтобы максимально расширить тестовое покрытие.
Тестируем регрессию на Scrum-проекте: о чем важно помнить
Для эффективного проведения регрессионного тестирования на гибких проектах важно приступать к созданию тестовой документации еще в самом начале разработки и в дальнейшем непрерывно обновлять ее в зависимости от входящих требований.
Что еще нужно учитывать? Предлагаем рассмотреть 5 шагов, от которых напрямую зависит результативность регрессионного тестирования.
1. Подготовить план тестирования
Этот этап включает в себя подбор необходимых тест-кейсов, их дальнейшее улучшение и доработку, оценку времени создания и выполнения регрессионных тестов, валидации дефектов и разработки финального отчета. Важно также определить тест-кейсы, которые в дальнейшем можно будет автоматизировать. Кроме того, на начальном этапе работ при взаимодействии с разработчиками проводится анализ того, какие модули могут быть затронуты изменениями, чтобы уделить этим областям больше внимания при тестировании.
2. Создать доску регрессии
Все задачи, над которыми работают QA-инженеры Scrum-команды, располагаются на доске в порядке сверху вниз по приоритетности в зависимости от возможных рисков, важности для клиента и ряда других факторов. Переставляя элементы на доске, команда всегда будет понимать актуальность задач и сможет планировать свое время так, чтобы укладываться в сроки.
3. Анализировать отчеты о дефектах
Так QA-команда сможет получить подробную информацию о проведении регрессионных тестов: причины их невыполнения, шаги тест-кейса, на которых произошла ошибка, снимки экрана. Все это поможет быстрее выявить проблему и устранить ее.
4. Добавить исследовательское тестирование
С его помощью инженеры по тестированию по-новому взглянут на проект, расширят тестовое покрытие и обнаружат дефекты, которые могли бы оказать сильное влияние на конечного пользователя разрабатываемого продукта.
5. Настроить модель коммуникации на проекте
Например, непрерывное взаимодействие специалистов по тестированию с владельцами продуктов способствует своевременному отслеживанию изменений в требованиях. В то время как коммуникация QA-инженеров с разработчиками ― получению информации о внесенных в ходе итерации изменениях.
Заключение
Регрессионное тестирование позволяет минимизировать риски сбоев в работе программного продукта после внесения изменений.
В ходе регрессионного тестирования на Scrum-проектах команды сталкиваются с рядом сложностей, которые можно решить благодаря:
обеспечению непрерывной коммуникации между участниками проекта;
поддержке документации в актуальном состоянии;
расширению спринта в случае внесения изменений в функциональность перед релизом;
валидации автоматизированных тест-кейсов.
Чтобы эффективно организовать процесс тестирования, важно:
создать план выполнения регрессии;
использовать доску регрессии;
тщательнее работать над ошибками;
не забывать о преимуществах исследовательского тестирования;
обеспечить открытое взаимодействие между участниками проекта на всех уровнях.
Подобный подход поможет гарантировать качество и стабильность ПО, несмотря на непрерывные доработки, и обеспечить слаженную работу Scrum-команд.
Регрессионное тестирование
Регрессионное тестирование – это тесты, которые направлены на поиск дефектов в тех участках приложения, которые уже протестированы. Мы в Qualitica делаем это не для того, чтобы окончательно убедиться в отсутствии багов, а для поиска и исправления регрессионных ошибок.
Регрессионные ошибки – это те же дефекты с одной лишь разницей: они появляются не при написании программы, а при добавлении в существующий релиз нового участка программы или при исправлении других багов.
Например, вы сделали приложение для онлайн-знакомств, которое подбирает вам пару, ориентируясь на ваши музыкальные вкусы, род деятельности и тип личности. Но затем, уже после тестирования, решили добавить туда возможность свайпать, как в Tinder. В результате какая-то функция прошлой версии продукта может слететь.
Дополнения, изменения и новые функции могут стать причиной появления новых дефектов в уже протестированном продукте. Поэтому тестировщики проводят регрессионное тестирование, чтобы убедиться: исправление дефектов / обновление релиза не создало новых дефектов в уже проверенном коде.
Регрессионное тестирование включает в себя несколько видов тестов:
Их проводят для проверки и исправления обнаруженного дефекта.
Этот тест содержит принципы smoke-тестирования и тестирования сборки: в рамках тестирования верификации версии мы проверяем работоспособность основного функционала программы в каждой новой сборке.
Нужны, чтобы повторно проверить продукт, который уже написан и был протестирован ранее. Регрессионные тесты проводят по уже существующим тест-кейсам, и неважно, нашли ли в ходе их прохождения дефекты или нет.
Их проводят, когда у вас на руках уже есть новый релиз, но нужно проверить, не “ожили” ли дефекты, которые исправляли еще в старом релизе.
Важно: регрессионное тестирование – это не то же самое, что и повторное. Повторное тестирование – это проверка исправлений, внесенных в конкретный модуль или элемент. В этом главное отличие, ведь регрессионное тестирование направлено на поиск дефектов в целом продукте, где влияние исправления на другой компонент системы является основным направлением.
Как проводят регрессионное тестирование
Чтобы вы понимали, как работает регрессионное тестирование и что из себя представляет, расскажу, как его обычно проводят.
Факты – регрессионное тестирование:
На последнем пункте я остановлюсь и расскажу, что это за направления и в чем специфика каждого.
Три ключевых направления в регрессионном тестировании
Регресс – это тестирование трех основных направлений: дефектов, старых проблем и побочных эффектов.
Это поиск проблем, которые официально были устранены, но есть основания считать, что они до сих пор существуют. В этом случае необходимо проверять все действия с определенным объектом в различных комбинациях. Главное здесь – узнать, действительно ли дефект был устранен, и протестировать механизм, с помощью которого он был выявлен.
Это тестирование ошибок, которые возникли вследствие недавнего изменения кода в одной части приложения. Когда такое происходит, другая часть приложения оказывается нерабочей – полностью или частично. Задача тестировщика – определить все проблемные места.
Для этого подключают автоматизированное тестирование ПО, во время которого тестирование основных функций и задач производится автоматически. Это может быть, например, тестирование запуска, инициализации и выполнения, а также анализа и выдачи результатов.
Автоматизированное тестирование проводит технический специалист, который отвечает за создание, отладку и поддержку в рабочем состоянии тест-скриптов, тестовых наборов и инструментария.
Преимущества и недостатки регрессионного тестирования
К преимуществам регрессионного тестирования можно отнести:
Иными словами, регрессионное тестирование гарантирует, что вы выпустите жизнеспособный, качественный и рабочий релиз, а ваш продукт не потеряет в качестве даже тогда, когда вы начнете добавлять в него новые фичи, функции и опции.
У регрессионного тестирования один недостаток – оно не бывает дешевым, потому что требует много ручного труда. Не все можно автоматизировать, поэтому регрессионное тестирование почти гарантирует вам дополнительные расходы.
Однако это почти всегда необходимые расходы: согласно отчёту World Quality Report 2018, в среднем 26% всего IT-бюджета компаний идет на тестирование. При этом 40–70% этих затрат приходится на регрессионное тестирование. Если перевести проценты в реальные деньги, можно понять, почему регрессионное тестирование стоит каждого рубля, заслуживает внимания и требует продуманной стратегии.
Чтобы эффективно обнаружить все проблемные места, устранить их и обеспечить высокое качество цифрового продукта, нужно выбрать правильный подход и собрать сильную команду тестировщиков.
И у меня для вас хорошие новости – в Qualitica уже сейчас работает команда из 50 профессиональных тестировщиков, которые готовы провести вам регрессионное тестирование по всем стандартам качества. Пишите на hello@qualitica.ru, расскажите о вашем продукте, подключайте нашу команду и выпускайте качественные релизы без дефектов.
Правила обработки персональных данных
1. Персональные данные Посетителя обрабатываются в соответствии с ФЗ «О персональных данных» № 152-ФЗ.
2. При отправке формы обратной связи Посетитель предоставляет следующую информацию: имя, контактный номер телефона, адрес электронной почты.
3. Предоставляя свои персональные данные Владельцу сайта, Посетитель соглашается на их обработку Владельцем сайта, в том числе в целях выполнения Владельцем сайта обязательств перед Посетителем.
4. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
5. Владелец сайта вправе использовать технологию «cookies». «Cookies» не содержат конфиденциальную информацию. Посетитель настоящим дает согласие на сбор, анализ и использование cookies, в том числе третьими лицами для целей формирования статистики и оптимизации рекламных сообщений.
6.Владелец сайта получает информацию об ip-адресе Посетителя. Данная информация не используется для установления личности посетителя.
7.Владелец сайта вправе осуществлять записи телефонных разговоров с Покупателем. При этом Владелец сайта обязуется: предотвращать попытки несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе телефонных переговоров, и/или передачу ее третьим лицам, не имеющим непосредственного отношения к взаимодействию между Владельцем сайта и Посетителем, в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Теория тестирования ПО просто и понятно
Привет, Хабр! Да-да, про тестирование ПО тут уже куча статей. Здесь я просто буду стараться структурировать как можно более полный охват данных из разных источников (чтобы по теории все основное было сразу в одном месте, и новичкам, например, было легче ориентироваться). При этом, чтобы статья не казалась слишком громоздкой, информация будет представлена без излишней детализации, как необходимая и достаточная для прохождения собеседования (согласно моему опыту), рассчитанное на стажеров/джунов (как вариант, эта информация может быть для общего понимания полезна ИТ-рекрутерам, которые проводят первичное собеседование и попутно задают некоторые около-технические вопросы).
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Тестирование ПО (Software Testing) — проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, проводится на наборе тестов, который выбирается некоторым образом. Чем занимаются в тестировании:
планированием работ (Test Management)
проектированием тестов (Test Design) — этап, на котором создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями. Т.е., определяется, КАК будет тестироваться продукт.
анализом результатов (Test Analysis)
Основные цели тестирования
техническая: предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.
коммерческая: повышение лояльности к компании и продукту, т.к. любой обнаруженный дефект негативно влияет на доверие пользователей.
Верификация (verification)
Валидация (validation)
Соответствие продукта требованиям (спецификации)
Соответствие продукта потребностям пользователей
Дефект (баг) — это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату.
Следует уметь различать, что:
Error — это ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом (например, вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры). В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message).
Bug (defect) — это ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так, как планировалось. Например, внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
Failure — это сбой в работе компонента, всей программы или системы (может быть как аппаратным, так и вызванным дефектом).
Жизненный цикл бага
Серьезность (Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения. Выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта
Приоритет (Priority) — указывает на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправлять дефект. Выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком.
НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИКИ ТЕСТ-ДИЗАЙНА
Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning) — это техника, при которой функционал (часто диапазон возможных вводимых значений) разделяется на группы эквивалентных по своему влиянию на систему значений. ПРИМЕР: есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, выбирается одно верное значение внутри интервала (например, 5) и одно неверное значение вне интервала — 0.
Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis) — это техника проверки поведения продукта на крайних (граничных) значениях входных данных. Если брать выше ПРИМЕР: в качестве значений для позитивного тестирования берется минимальная и максимальная границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). BVA может применяться к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.
Доменный анализ (Domain Analysis Testing) — это техника основана на разбиении диапазона возможных значений переменной на поддиапазоны, с последующим выбором одного или нескольких значений из каждого домена для тестирования.
Предугадывание ошибки (Error Guessing — EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку.
Причина / Следствие (Cause/Effect — CE). Подразумевается ввод условий, для получения ответа от системы (следствие).
Сценарий использования (Use Case Testing) — Use Case описывает сценарий взаимодействия двух и более участников (как правило — пользователя и системы).
Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing — ET) — подразумевается проверка всех возможные комбинации входных значений. На практике не используется.
Попарное тестирование (Pairwise Testing) — это техника формирования наборов тестовых данных из полного набора входных данных в системе, которая позволяет существенно сократить общее количество тест-кейсов. Используется для тестирования, например, фильтров, сортировок. Этот интересный метод заслуживает отдельного внимания и более подробно рассматривается в статье по ссылке (в конце которой упоминаются инструменты для автоматизации применения PT ).
Тестирование на основе состояний и переходов (State-Transition Testing) — применяется для фиксирования требований и описания дизайна приложения.
Таблица принятия решений (decision table) — инструмент для упорядочения бизнес-требований, которые должны быть реализованы в продукте. Применяется для систем со сложной логикой. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых приводит к определенному действию.
Пример таблицы принятия решений
ВИДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Классификация по целям
Функциональное тестирование (functional testing) рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификации компонента или системы в целом, т.е. проверяется корректность работы функциональности приложения.
Нефункциональное тестирование (non-functional testing) — тестирование атрибутов компонента или системы, не относящихся к функциональности.
Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) — проверка интерфейса на соответствие требованиям (размер, шрифт, цвет, consistent behavior).
Тестирование удобства использования (Usability Testing) — это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Состоит из: UX — что испытывает пользователь во время использования цифрового продукта, и UI — инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь — веб-ресурс».
Тестирование безопасности (security testing) — это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.
Инсталляционное тестирование (installation testing) направленно на проверку успешной установки и настройки, а также обновления или удаления приложения.
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) — специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться, т.е. обеспечивать сохранность и целостность данных, после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети).
Тестирование локализации (localization testing) — проверка адаптации программного обеспечения для определенной аудитории в соответствии с ее культурными особенностями.
Тестирование производительности (performance testing) — определение стабильности и потребления ресурсов в условиях различных сценариев использования и нагрузок.
Нагрузочное тестирование (load testing) — определение или сбор показателей производительности и времени отклика программно-технической системы или устройства в ответ на внешний запрос с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к данной системе (устройству).
Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing) — это проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.
Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса (например, повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера) и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса.
Объемное тестирование (Volume Testing) — тестирование, которое проводится для получения оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения.
Тестирование масштабируемости (scalability testing) — тестирование, которое измеряет производительность сети или системы, когда количество пользовательских запросов увеличивается или уменьшается.
Классификация по позитивности сценария
Позитивное — тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
Негативное — тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций; при таком тестировании часто выполняются некорректные операции.
Классификация по знанию системы
Тестирование белого ящика (White Box) — метод тестирования ПО, который предполагает полный доступ к коду проекта, т.е. внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает частичный доступ к коду проекта (комбинация White Box и Black Box методов).
Тестирование чёрного ящика (Black Box) — метод тестирования ПО, также известный как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, которая не предполагает доступа (полного или частичного) к системе, т.е. основывается на работе исключительно с внешним интерфейсом тестируемой системы.
Классификация по исполнителям тестирования
Альфа-тестирование — является ранней версией программного продукта, тестирование которой проводится внутри организации-разработчика; может быть вероятно частичное привлечение конечных пользователей.
Бета-тестирование — практически готовое ПО, выпускаемое для ограниченного количества пользователей, разрабатывается в первую очередь для тестирования конечными пользователями и получения отзывов клиентов о продукте для внесения соответствующих изменений.
Классификация по уровню тестирования
Модульное (компонентное) тестирование (Unit Testing) проводится самими разработчиками, т.к. предполагает полный доступ к коду, для тестирования какого-либо одного логически выделенного и изолированного элемента (модуля) системы в коде, проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).
Интеграционное тестирование (Integration Testing) направлено на проверку корректности взаимодействия нескольких модулей, объединенных в единое целое, т.е. проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.
Подходы к интеграционному тестированию
Снизу вверх (Bottom Up Integration) Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
Сверху вниз (Top Down Integration) Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами.
Большой взрыв («Big Bang» Integration) Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.
Системное тестирование (System Testing) — это проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования и т.д., и оцениваются характеристики качества системы — ее устойчивость, надежность, безопасность и производительность.
Операционное тестирование (Release Testing). Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения — критичная и дорогостоящая проблема.
Классификация по исполнению кода
Статическое тестирование — процесс тестирования, который проводится для верификации практически любого артефакта разработки. Например, путем анализа кода (code review). Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к этому виду относится тестирование требований, спецификаций и прочей документации.
Динамическое тестирование проводится на работающей системе, т.е. с осуществлением запуска программного кода приложения.
Классификация по хронологии выполнения
Повторное/подтверждающее тестирование (re-testing/confirmation testing) — тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок, т.е. проверяется исправление багов.
Регрессионное тестирование (regression testing) — это тестирование после внесения изменений в код приложения (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что эти изменения не внесли ошибки в областях, которые не подверглись изменениям, т.е. проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвали новых багов.
Приёмочное тестирование проверяет соответствие системы потребностям, требованиям и бизнес-процессам пользователя.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано. Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.
Основные атрибуты требований:
Полнота — в требовании должна содержаться вся необходимая для реализации функциональности информация.
Непротиворечивость — требование не должно содержать внутренних противоречий и противоречий другим требованиям и документам.
Недвусмысленность — требование должно содержать однозначные формулировки.
Проверяемость (тестопригодность) — формулировка требований таким образом, чтобы можно было выставить однозначный вердикт, выполнено все в соответствии с требованиями или нет.
Приоритетность — у каждого требования должен быть приоритет (количественная оценка степени значимости требования).
Тест план (Test Plan) — документ, описывающий весь объем работ по тестированию:
Что нужно тестировать?
Как будет проводиться тестирование?
Когда будет проводиться тестирование?
Критерии начала тестирования.
Критерии окончания тестирования.
Основные пункты из которых может состоять тест-план перечислены в стандарте IEEE 829.
Неотъемлемой частью тест-плана является Traceability matrix — Матрица соответствия требований (МСТ) — это таблица, содержащая соответствие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк — тестовые сценарии. На пересечении — отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки. МСТ используется для покрытия продукта тестами.