Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Ортодоксальные евреи. Религия, обычаи евреев

Мало того, что в мире существует довольно много разных религий и верований, так все они имеют еще и разнообразные ответвления. В данной же статье хочется подробно разобраться в том, кто такие ортодоксальные евреи и в чем особенность их уклада жизни и верований.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Кто это такие?

Изначально нужно сказать о том, что евреи бывают разные. Даже несмотря на то что они все исповедуют иудаизм. Так, есть простые люди, которые воспитывают детей согласно общественным, а не религиозным канонам. Они одеваются по моде и не соблюдают ревностно все обряды и традиции своих прадедов. Однако есть и иная категория. Это ортодоксальные евреи. Их жизнь подчинена всем законам Галахи, сформированным еще очень давно, в период Нового времени.

Религия ортодоксальных евреев

Изначально надо отметить, что религия евреев – это иудаизм. Однако тут не все так просто. В современном мире существует пять основных направлений иудаизма: гуманистическое (наименее строгое), реформаторское, реконструкционистское, консервативное и ортодоксальное.

Важные для ортодоксов книги

Религия евреев – иудаизм. Какие же у этих людей есть религиозные книги? В первую очередь надо рассказать о священном писании, которое называется Танах. Рассмотрим его составляющие:

Еще одна весьма важная для ортодоксальных евреев книга – это Талмуд. Это свод законов, а также морально-этических норм, которым верующие должны неукоснительно следовать.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Ответвление: ультраортодоксы

Важно отметить, что существует такое распространенное сегодня течение, как ультраортодоксальные евреи. В иудаизме это направление носит всем известное название хасидизм. Данное течение берет свое начало в 18 веке. Религия тут тесно соприкасается с мистицизмом, экзальтацией. Основные идеи хасидов следующие:

Очень важна для хасидов ежедневная молитва. Она произносится в приподнятом эмоциональном настроении. Ее цель – как можно более тесное общение с Богом.

Среди традиционных занятий хасидов можно выделить строительный бизнес (недвижимость), торговлю, финансовый рынок, посредничество. Довольно часто хасиды занимаются бриллиантами. Это довольно богатые люди, которые управляют миром.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Немного о боге

Также стоит сказать о том, что еще четыре тысячелетия тому назад евреи также верили во многих богов, как и остальные люди на Земле. Но все же каждый род поклонялся какому-то одному, по их мнению, самому сильному божеству. И в одной общине главным был Яхве. Именно этот культ постепенно выходил на первый план и занимал лидирующие позиции согласно количеству приверженцев.

Совершенно новый этап в иудаизме связан с появлением такой личности, как Моисей. Ученые уверены в том, что это может быть действительно некогда живший человек, главная заслуга которого – выведение евреев из египетского рабства. Важно также отметить, что самые первые книги Торы называют «Пятикнижием Моисея», что еще раз доказывает величие этой личности в иудаистской религии.

Итак, бог евреев – Яхве. Однако есть и иное, несколько трансформированное его имя, которое чаще всего используется в европейских странах. Это Иегова.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Внешний вид

Ортодоксальные евреи считают, что они должны строго следовать не только лишь священному писанию – Торе, но и многим обрядам предков, которые жили во времена расцвета иудаизма в Речи Посполитой в 14-17 вв. Именно поэтому внешний вид этих людей нередко весьма странный, согласно мнению современного человека.

Приверженцы именно этого течения в иудаизме носят одежду исключительно двух цветов – белого и черного (это также касается и белья). При этом обязательно на голове должна быть шляпа. По праздникам ортодоксы надевают меховые шапки, которые бывают двух видов:

Кафтаны их имеют различные вариации. Они могут быть разной длины. Цвет может быть как просто черным, так и в белую полоску (такие одежды одеваются преимущественно на праздники вместе с особой белой шапочкой с помпоном).

Какая еще есть одежда ортодоксальных евреев? Так, имеется один весьма интересный вторичный религиозный признак таких людей – это кисточки, которые торчат из-под одежды. Именно они – обязательный атрибут талеса (особой материи, которая может как покрывать все тело человека во время молитвы, так и быть частью нательного белья). Главное назначение этих кисточек прописано в Торе. Выглядывая из-под одежды, они должны напоминать о Боге и о том, что ежеминутно ему надо служить.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Прическа

Ортодоксальные евреи также отличаются и особой прической. А если быть точнее – локонами, которые либо свисают до плеч, либо же закладываются за уши. Называются они пейсами. Носят такие прически далеко не все представители иудаизма, а только лишь те, кто ревностно относится к следующей заповеди Торы: «Не округляй края волос своих и не обрезай бороды…»

Стоит отметить, что существует огромное количество толкований этой заповеди. Однако ортодоксальные евреи воспринимают ее максимально буквально. Что и приводит к появлению пейсов и длинных бород.

Питание

Вся жизнь ортодоксальных евреев подчинена писаниями Торы. Это же касается и правил питания. Что можно кушать, а чего есть нельзя таким людям?

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Несколько слов о женщинах

Какие они, ортодоксальные евреи-женщины? Изначально надо сказать о том, что после замужества такие дамы стригут волосы как можно короче или вовсе бреют голову на лысо. Традиция эта пришла еще со времен Средневековья, когда таким образом женщины защищали себя от посягательств мужчин. Но и сегодня она не утратила своей актуальности у ортодоксов.

Замужние дамы также должны быть верными своим мужьям. Ведь у ортодоксов ребенок, родившийся не от мужа, является страшным грехом, пятном семьи. Дальше он не сможет нормально жить: учиться, выйти замуж или жениться. Если же малыш рожден незамужней девушкой, он будет обычным евреем.

Относительно роли женщины ортодоксы придерживаются старомодных правил. Так, область деятельности жены – это семья, дом, дети, уют. Все остальное – это для мужчин. Однако женщина в этой религии никогда не была собственностью мужа. Она имеет широкий круг прав и свобод. Женщину в некоем смысле даже почитают, поклоняются ей. Однако только в стенах своего дома.

Также надо отметить, что ортодоксальные евреи не находятся рядом с женщинами в общественных местах: автобусах, парикмахерских и т.д. Кроме того, они стараются не ходить по одной стороне улицы.

Традиции и обряды

Какие соблюдают ортодоксальные евреи обычаи? Что интересного предусматривает их верование?

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Простые выводы

Бог евреев Яхве говорил своим ученикам, что нужно знать и чтить Тору. Именно этим и занимаются последователи данного течения. По большей части они учатся. Работать мужчины идут только во взрослом возрасте. В молодости и еще первые пару лет в браке такие мужчины уделяют все время обучению. Именно поэтому данное течение у евреев не слишком жалуют. Ведь деньги налогоплательщиков идут на содержание таких семей (где часто мужчины, ну и женщины, конечно же, не работают). А ортодоксы, в свою очередь, уверены, что остальные евреи не придерживаются священных законов Торы.

Источник

Разница между хасидами и ортодоксальными евреями

Понимание различных религий извне может сбивать с толку. Возьмем, к примеру, хасидов и ортодоксальных евреев. Как они могут иметь такие разные подходы и при этом оставаться евреями? Читай дальше, чтоб

Содержание:

Понимание различных религий извне может сбивать с толку. Возьмем, к примеру, хасидов и ортодоксальных евреев. Как они могут иметь такие разные подходы и при этом оставаться евреями? Читай дальше, чтобы узнать больше.

Таблица результатов

Евреи-хасидыОртодоксальные евреи
Это секта ортодоксального иудаизма.Подход к иудаизму
Самая строгая сектаСодержит строгие и более адаптированные секты
Дети в основном получают религиозное образованиеДети могут получить как религиозное, так и светское образование, в зависимости от того, к какой секте они принадлежат.
У них отличительная одеждаНекоторые секты имеют отличительную одежду, но от всех требуется скромность.

Определения

Евреи-хасиды на самом деле секта внутри большей группы ортодоксальных евреев. Хотя они живут в светском мире, евреи-хасиды придерживаются традиций и пытаются интегрировать и адаптировать некоторые современные элементы в своей повседневной жизни. В противном случае они живут по Талмуду, изучают Тору, и все их сообщество посвящено ведению благочестивой жизни, которую олицетворяет их имя.

Ортодоксальные евреи представляют собой более крупную категорию евреев, с сектами от ультраортодоксальных (крайне изолированных и очень строго соблюдающих правила) до современных ортодоксальных евреев. Эта группа включает евреев-хасидов и представляет собой традиционную форму соблюдения еврейских традиций.

Хасиды против ортодоксальных евреев

Отношения со светским миром

Из всех ортодоксальных еврейских сект евреи-хасиды являются самыми строгими и считаются ультраортодоксальными. Для сравнения, в группе православных есть также современные ортодоксальные евреи, которые адаптировали свой образ жизни к большему количеству элементов современной жизни.

Внешность

У евреев-хасидов особая одежда, особенно для мужчин, которые носят длинные пальто и меховые шапки. Они отращивают бороды и имеют локоны по бокам. Женщинам полагается носить скромную одежду, закрывающую их от шеи до колен. Также замужние женщины должны покрывать волосы. В некоторых крайних случаях ультраортодоксальные еврейские женщины даже бреют головы и носят шарфы.

С другой стороны, современные ортодоксальные евреи более адаптированы к современной жизни и не имеют никаких ограничений в одежде, кроме скромной одежды, которая остается обязательной.

Образование

Евреи-хасиды в основном получают религиозное образование, тогда как современные ортодоксальные евреи имеют как религиозное, так и светское образование.

Военная служба

В Израиле современные ортодоксальные евреи служат в армии, в отличие от евреев-хасидов.

Источник

Ортодоксальные евреи: кто они?

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Некоторые евреи в Израиле ведут обыкновенный образ жизни, в одежде отдают дань современной моде, занимаются воспитанием детей по европейским канонам, стремясь дать им лучшее образование. Другая часть, так называемые ортодоксальные евреи в Израиле живут согласно всем канонам Галахи, которые сформировались еще во времена Нового времени.

Что такое Галаха?

Галаха – перечень правил, которые регламентируют жизнь еврея по всем канонам иудейской религии. Евреев, относящихся к ортодоксальным, видно издали. Ортодоксальные евреи, обычаи которых проявляются даже в одежде, очень своеобразны. Вся одежда у них только черных или белых цветов, даже нижнее белье. Обязательно присутствует головной убор в виде шляпы, с которой свисают пейсы. Обычные, или рабочие евреи и ортодоксальные евреи не слишком славят друг друга. Есть даже ряд поговорок на этот счет. Такая взаимная антипатия вполне оправдана, и имеет под собой ряд оправданий. Обычные евреи, работящие, не слишком довольны тем, что обеспечивают своим трудом благо всей страны и народа, в то время как ортодоксальные евреи думают, что все остальные живут не по законам веры. Ортодоксальные евреи регулярное встречаются не только в Израиле, но и далеко за пределами своей исторической родины, и появление в городе другой страны ортодоксального еврея – действие довольно интересное и экзотическое.

Какие у них правила?

Ортодоксальные евреи имеют ряд своих правил, касательно работы и жизни в целом. Они не выходят на работу в субботу. А под работой ортодоксальные евреи подразумевают также походы в магазин, спуск на лифте, готовку еды. Все, что дозволено делать еврею в воскресенье – это есть, пить и общаться друг с другом. Тенденция последнего времени – разгром или пикетирование ортодоксальными евреями различных заведений, которые позволяют себе работать в субботу. Такими поступками они призывают остальных жить по правилам иудаизма. Ортодоксальная еврейская молодежь придумала себе новое развлечение. Собираясь небольшими группами в субботнее время, они повадились нападать на таксистов и работников магазинов, а также на других евреев, которые, по их мнению, нарушили закон иудаизма касательно субботы.

Нельзя сказать, что жизнь ортодоксальных евреев легка и полна празднеств. Ортодоксальный еврей должен неуклонно соблюдать все правила Торы, а их 613! И это только в будние дни. По этим причинам времени на трудовую деятельность у ортодоксального еврея просто не остается. Любое движение или решение должно быть согласовано согласно правилам Пятикнижия. Свод правил касается пищи – ортодоксальные евреи могут употреблять только кошерную еду, а также придерживаться правил в одежде. Ортодоксальные евреи одежду шьют только у специально обученных портных. Ортодоксальные евреи в обязательном порядке делают обрезание, молятся трижды в день, служат неуклонно Богу и т.д. Получается, ортодоксальные евреи абсолютно равнодушны и не проявляют никакого интереса ни к чему, кроме своей религии.

Особенности быта и времяпровождения

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Места обитания ортодоксальных евреев не отличаются чистотой и уютом, дети имеют неопрятный вид и плохое воспитание. Все, что делают ортодоксальные евреи – учеба и молитва, на все остальное есть «Воля Бога». Они не занимаются оплатой налогов в казну государства, и в тоже время не гнушаться постоянно, требовать социальную помощь. Ортодоксальные евреи делятся на несколько групп. Приверженцы хасиди называются ультра ортодоксальными евреями. Они заправляют брюки в носки, чтобы «не было прикосновения с нечистой землей». Женщины сбривают волосы на голове и закрывают головы париком. Более приближенные к нормальной современной жизни – ортодоксальные евреи – модернисты, но их существование другие хасиды не признают.

Изучение Торы – главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, – более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Чем же отличается ортодокс от обычного хасида?

Итак, что же значит – хасид? На самом деле это название произошло от еврейского слова хасидут, что в переводе звучит как благочестивый праведник, обладающий особым усердием и соблюдающий все предписания иудаизма. Впервые религиозное движение хасидов возникло во второй четверти восемнадцатого века среди представителей еврейской национальности, проживающей не только на территории России, но и в Польше, а также на территории Литвы.

Первоначально под общим веянием того времени появились хасиды каббалисты отличавшиеся от обычных ортодоксов своей религиозной направленностью. Среди хасидов встречались также аскеты-одиночки, которые проводили своё время в молитвах и постоянных постах, напряжённо ожидая спасения. Встречались и такие, которые жили группами, они проводили свои дни в молитвах, исполнении заповедей и постоянном учении. У хасидов того времени были особые молитвы, которые сопровождались танцем и разнообразными движениями. Современный хасидизм широко распространился сначала по территории Украины, позднее попал в Польшу и Венгрию и даже смог превзойти в популярности раввинистический иудаизм, но, несмотря на особую популярность, он не нарушал границы, в любое время, оставаясь верным определённым требования и традициям иудаизма.

Прежде всего, тем, что ортодоксальный еврей должен придерживаться и обязательно соблюдать шестьсот тринадцать правил Пятикнижия, причём делать он это должен ежедневно. Согласно установленным правилам кошерной может быть не только еда, но и одежда. Именно поэтому при её изготовлении не допускается использовать шерсть и лён одновременно, а чтобы не нарушать установленных правил, всю одежду ортодоксы заказывают у проверенных портных.

Ортодоксальный еврей в отличие от того же хасида не может надеть одежду не чёрного цвета. Поскольку нарушать установленные правила нельзя, все ортодоксальные евреи носят только чёрную одежду, причём это правило относится не только к верхней одежде, но и к нижнему белью. Женщины ортодоксальной веры также должны соблюдать установленные правила, а именно, не обнажать ноги и руки, а также область декольте. Для каждой женщины портные шьют специальные чулки и гольфы.

Дезертиры

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…

У харедим – все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?

Дело в том, что армия в Израиле – это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил – ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.

Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они – дезертиры.

Тем не менее, в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.

Родители бояться отдавать своих детей на военную службу, утверждая, что там они «потеряют свою религиозную уникальность».

Ультра-ортодоксы

Лидеры Израиля в 1940-х заключили договор с ультра-ортодоксальными раввинами из стран Восточной Европы, чтобы помочь им сохранить традиционные еврейские обычаи, которые были почти уничтожены во время Холокоста. Тогда премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион согласился освободить около 400 студентов от военной службы, чтобы они могли посвятить свои жизни исследованию основных еврейских писаний, Торы и Талмуда.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Их отличить проще всего по их одежде. Там нет цветов, только черное и немного белого. Говорят, что это у них траур по разрушенному иерусалимскому Храму. Они переоденутся в белые одежды, когда придет Машиах (Мессия) и отстроит третий иерусалимский Храм. Но Машиах не торопится с приходом уже два с половиной тысячелетия, несмотря на все усилия ультра-ортодоксов приблизить это великое событие. Чтобы как-то оправдать его упорное нежелание появиться на Земле Израиля, ультра-ортодоксы сваливают всю вину на светских и на «вязанные кипы». Мол, не соблюдают они заповеди Моисея. Вот когда весь народ, как один, перестанет ездить по шаббатам, когда закроют все некошерные кафе и магазины, когда … словом, несть числа условиям, которые необходимо соблюдать, чтобы дождаться прихода долгожданного Мессии. А пока наиболее рьяные из них вывешивают у себя на окнах и на заборах плакаты, напоминающие былые советские агитки: «К приходу Машиаха – готовы!». Это те, кто уже потерял надежду на коллективную встречу и в одиночку зазывают долгожданного гостя к себе «на огонек».

Необходимым условием прихода Машиаха является скромная одежда религиозных женщин. Если у вас возникли сомнения по поводу длины юбки или рукавов на блузе – идите к местному раввину! Он для того и посажен общиной, чтобы община соблюдала правила еврейского образа жизни. Если вы – женщина, и ваша одежда не отвечает требованиям местных знатоков Торы, то в районы, где живут ультра-ортодоксы, вам лучше не забредать. Запросто могут побить камнями, таков древний обычай у иудеев! Он также обязывает замужнюю женщину носить головной убор, шляпку или платок. Не приведи Господь, посторонний мужчина или даже сам Машиах увидит немытые пряди ее волос и соблазнится ею! Поэтому свои волосы лучше всего отстричь наголо, а голову покрыть кокетливым париком. Уж на него точно никто из посторонних не польстится. Интересно, что про парики в Галахе –своде еврейских законов и запретов – ничего не сказано.

На машине в религиозные районы лучше по субботам не заезжать вообще. Даже в случае крайней необходимости или же по ошибке (это, кстати, касается туристов, самостоятельно путешествующих по Израилю!), ибо камень в лобовое стекло может надолго лишить вас желания нарушать покой местных мракобесов. Жаль, что у GPS-навигаторов нет пока возможности оградить водителей от таких ошибок.

Видео

Источник

Иудаизм в его разнообразии

Если вы думаете, что строки Игоря Губермана «В любом вопросе два еврея имеют три различных мненья» относятся к футболу, политике, финансам и воспитанию детей, но совершенно не затрагивают религию, то вы ой как ошибаетесь. Единственное, в чем тут сходятся евреи — Б‑г есть и он один (ну ладно, ладно, не все признают Его существование. Но если уж еврей верит в Б‑га, то именно в Того Самого Единственного, создавшего землю за семь (не шесть!) дней). А дальше начинаются расхождения.

В принципе это нормально. Как вы помните, еврейский народ сформировался из потомков 12 Колен, и еврейские мудрецы говорят нам, что во время Исхода из Египта море расступилось перед евреями на 12 сухих рукавов, так что каждое колено шло по своему пути. Да и в дальнейшем, в Иерусалимском Храме было 13 ворот — 12 для представителей каждого из колен и одно для тех, кто не знал (забыл) из какого колена он происходит или просто был потомков брака от представителей разных колен.

Для чего так поступали? У каждого из колен Израилевых (да и вообще у каждого человека) существуют свои особенности характера и склада ума и потому наиболее полное служение Вс-шнему и достижение поставленных Им целей должно было осуществляться различными путями. И хотя 10 из 12 колен давным-давно потеряны (и как полагают многие – навсегда), но принцип разнообразия мы сумели пронести сквозь века и испытания. Посему на данным момент иудаизм включает в себя огромное количество различных движений и течений, которые помогают евреям наиболее полно реализовывать себя в процессе служения Вс-шнему.

КАК БУДЕМ ДЕЛИТЬ?

Делить будем не по-братски и не поровну, а по-научному. Причем классификацию проведем от общего к частному.

В самом общем случае современный иудаизм можно разделить на ортодоксальный и неортодоксальный, то есть на строгих приверженцев буквы закона и людей, которые строго придерживаются принципа не придерживаться принципов слишком строго.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ

«Ортодокс» — это и есть «православный». Впрочем, поскольку это слово изначально имело негативный оттенок, сами религиозные евреи называли себя йереим («Б‑гобоязненные»), харедим («трепещущие (перед Вс-шним)») или датиим («знающие», т.е. «религиозные»). Спустя некоторое время сами ортодоксы смирились с тем, что они ортодоксы и даже перестали этого стесняться. Хотя так религиозных евреев называют на нееврейских языках. В Израиле, где в ходу иврит, они по-прежнему «харедим» и «датиим». А противники, желая уязвить их, называют не ортодоксами, а досами («досиим» – так звучит в ашкеназском варианте иврита слово «датиим»).

Ортодоксальный иудаизм при всем его многообразии и различиях в общем виде делится на «литовский» иудаизм (иногда его и называют ортодоксальным), хасидизм и ортодоксальный модернизм.

Традиционный иудаизм. Вообще-то полторы тысячи лет назад его бы назвали талмудическим иудаизмом. Тогда еврейский мир переживал раскол на караимов, признававших только Письменную Тору (Пятикнижие Моисеево) и ее буквальное прочтение (потому они и назвались «караимами» — «читающими») и евреями, считающими, что помимо Письменной Торы Моше на горе Синай получил и комментарии и объяснений к ней, названные Устной Торой и вкратце законспектированные в Талмуде. Со временем караимы окончательно отошли от иудаизма и еврейского народа и уточнения, какой именно у нас иудаизм больше не требовалось. Иудаизм и все.

Однако в XVII веке, после появления р. Исраэля Баал Шем-Това и его сторонников, которые назывались хасидами, часть религиозных евреев выступила против них. Это сейчас понятно, что хасиды люди вполне ортодоксальные и кошерные, но тогда еще была жива память о ересях саббатианства и франкизма (лже-мессии Шабтай Цви и Яаков Франк), поэтому появление нового учения вызвало настороженность и недоверие.

Противники хасидов так себя и назвали — «митнагдим» («противящиеся»). Борьбу с хасидами возглавлял один из самых выдающихся еврейских мудрецов (да-да, к сожаленью, споры и расколы в еврейской среде не редкость) — рабби Элияу из Вильно (Вильнюс), известный также как Виленский гаон («гений из Вильно»). Вообще, благодаря усилиям Виленского гаона Литва превратилась не только в оплот сопротивления хасидизму, но и в один из мощнейших бастионов еврейской учености. В XIX-XX вв. большинство знаменитых еврейских учебных заведений-ешив располагались именно в Литве и прилегающих частях Польши и Белоруссии (которые также назывались Литвой). В общем, как-то незаметно, термин «литовский» стал синонимом ортодоксального нехасидского иудаизма. Сами евреи называли своих литовских братьев «литваками» и до сих пор о религиозном не-хасиде часто говорят как о литваке.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Рабби Элияу из Вильно, Виленский гаон (1720-1797 гг.)

Дресс-код литвака — черный низ-белый верх и черный совсем-верх (пиджак и шляпа). Фасоны одежды напоминают одежды движения Хабад (это хасидское движение также зародилось в Литве) и не очень похожи на одежды других хасидов.

Хасидизм. Еврейские энциклопедии трактуют хасидизм как «религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке», но любой хасид скажет вам, что хасидизм – это не движение, а образ жизни (и мыслей). Наверное, так оно и есть, ведь слово «хасид» переводится как «благочестивый». В отличие от литваков, особый акцент делающий на учебе и имеющих свою «литовскую» методику изучения Торы, хасидизм особенное значение придает эмоциональному постижению Б-га. Интересно, что некоторые хасидские движения, зародившиеся на территории Литвы (Хабад, Карлин-Столин), бОльший упор делают на интеллектуальную составляющую познания, оставляя эмоции «польским» хасидам.

Хасидизм отличается географическим разнообразием. Его можно разделить на «литовский», «польский» и «венгерский» (названия отражают границы XIX века и не вполне соответствуют нынешним реалиям). Эти хасидизмы отличаются различными соотношениями интеллектуальной и эмоциональной составляющей (помните про 12, точнее 13 ворот Храма? Вот и хасидизм для каждого стремится найти свой путь.). Причем, как в известном анекдоте, это деление не в полной мере отражает многообразие имеющегося ассортимента, ведь течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (духовного наставника) и свои название эти группы, как правило, получали по месту, где находилась резиденция ребе. Всего насчитывалось примерно 150 хасидских движений и, хотя время и тяжелая история европейского еврейства разметала их по миру, названия остались и по ним до сих можно изучать географию Восточной Европы: Сатмар, Хабад-Любавич, Бреслав, Бобов, Сквира, Вижниц, Цанз, Клойзенбург, Пупа, Мункач, Спинка, Карлин-Столин, Белз, Гур, Гусятин, Чертков, Ружин.

От всех остальных течений иудаизма хасиды на взгляд внешнего наблюдателя отличаются наибольшим использованием в быту идиша (а не иврита или языков страны проживания), одеждой, фасоны которой не менялись с середины XIX века, а также особыми хасидскими мелодиями-нигунами.

Ортодоксальный модернизм — третье ортодоксальное течение иудаизма и самое популярное в Израиле. Создано в середине XIX века раввином Цви-Рефоэлем Гиршем как ответ на действия реформистов и первоначально называлось «нео-ортодоксальным». Главный принцип, провозглашенный нео-ортодоксами — «Тора ве-д-рех эрец», т.е. гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Рав. Цви-Рефоэль Гирш (1808-1888)

То есть ортодоксальный модернизм придерживается принципов ортодоксального иудаизма, но при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма (важнейшее различие между нео-ортодоксами и реформистами в том, что одни пытаются согласовать современный мир с законами Торы, а другие — Тору с законами современного мира).

В конце XIX-начале XX века из ортодоксального модернизма возникло новое направление религиозный сионизм — духовным лидером которого стал раввин Авраам-Ицхак Кук. Это движение разрабатывает концепцию важности заселения Земли Израиля с точки зрения принципов иудаизма, и по понятным причинам, большинство приверженцев этого движения находятся в Израиле. Их отличительной особенностью (дресс-кодом) является вязаная кипа, поэтому «кипот сругот» («вязаные кипы») стали фактически вторым названием для религиозных сионистов.

ПЛОД ПРОСВЕЩЕНИЯ

Неортодоксальный иудаизм возник в ходе развития движения, которое называлось Ѓаскала (Аскала, «Просвещение», XVII-XIX вв.). В отличие от европейского Просвещения, бывшего на пару столетий раньше, картин еврейские просвещенцы не рисовали, архитектурных шедевров не возводили, зато интенсивно (и с большим успехом) постигали мудрость других народов. Главный принцип еврейских просвещенцев: «Будь дома евреем, а на улице человеком» и лег в основу трех основных неортодоксальных течений: реформистского, реконструктивистского и консервативного.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Авраам Гейгер (1810-1874)

Реконструктивистский иудаизм — это система идей, рассматривающая иудаизм как цивилизацию. Религиозную цивилизацию.

Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Смотреть картинку Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Картинка про Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи. Фото Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные евреи

Мордехай Каплан (1881-1983)

В общем, это тоже прогрессивные люди (первая реконструктивистская организация называлась «Общество содействия прогрессу иудаизма»), но немножко по-другому.

Реконструктивисты рассматривают еврейские ритуалы не как закон, а как способ коллективного выживания еврейской общины и духовного развития ее членов. А раз так, то решение, какие ритуалы и обряды исполнять даровано каждому человеку в отдельности (конечно, он должен принимать в расчет не только собственные потребности, но и потребности общины). В общем, это играем, это не играем, а тут рыбу заворачиваем.

Из молитвенника реконструктивистов исключены упоминания об избранности еврейского народа, о Б‑годанности Торы и о Машиахе (Мессии) как личности.

Консервативный иудаизм — несмотря на свое название, не слишком консервативен. Ну разве что по сравнению с реформистским. Он собственно и возник как ответ на действия реформистов, но в попытках найти компромисс между традиционным вероучением и современностью, он придерживается наименее радикальных взглядов («зачем резать? я вам дам таблетку и все само отвалиться»).

Основные принципы консервативного иудаизма таковы: а) признание Галахи (еврейского закона) в качестве руководства к жизни; б) не-фундаменталистское преподавание основ еврейской религии; в) позитивное отношение к современной культуре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *