Чем отличаются объективы canon
Разбираемся в маркировке объективов Canon
Понимание обозначений из маркировки объектива раскрывает все его тайны и позволяет совершить правильный выбор требуемого решения в дальнейшем. А так как различные производители оптики зашифровывают даже одинаковые технологии под собственными аббревиатурами, то запомнить их все достаточно сложно. В данном материале мы расскажем обо всех используемых обозначениях в маркировке объективов от «акулы» в отрасли производства фототехники — японской компании Canon.
В предыдущей статье цикла рассмотрена маркировка объективов Nikon.
Байонет Canon EF, который используется во всех современных фотокамерах Canon со сменной оптикой, зародился на этапе становления автофокусной оптики в 1987 г. С тех пор он является единственным основным как для поколения пленочных, так и для цифровых фотоаппаратов. С той лишь оговоркой, что в состав системы EF входит парочка подвидов. Но обо всем по порядку.
EF (Electro-Focus) — символы EF встречаются в маркировке подавляющего большинства объективов Canon (за редкими исключениями, о которых пойдет речь немного ниже). В конструкцию оптики с таким обозначением встроен привод системы автофокусировки, а вся связь между объективом и «тушкой» фотоаппарата налажена через электрические контакты для управления автофокусом и диафрагмой.
EF-S (Electro-Focus Short back focus) — разновидность системы EF, которая заточена под работу с кропнутыми зеркалками Canon (кроп-фактор 1.6х). Ввиду меньшего расстояния от задней линзы объектива до матрицы фотокамеры и, соответственно, уменьшенного рабочего отрезка, класс оптики EF-S не годится для совместного использования с полнокадровыми камерами и немногочисленным отрядом зеркалок APS-H (кроп-фактор 1.3х).
EF-M (Electro-Focus Mirrorless) — эта комбинация символов используется с 2012 г., когда компания Canon анонсировала публике свою первую беззеркалку. Объективы с байонетом EF-M несовместимы с системами EF-S и EF, но представителей последнего типа можно установить на беззеркальные камеры через специальные переходники (например, Canon Mount Adapter EF-EOS M).
Парой исключений из правил, на борту которых отсутствуют символы EF в маркировке, являются следующие обозначения:
TS-E (Tilt-Shift EOS) — наименование представителей класса неавтофокусной оптики, назначение которых заключается в предоставлении возможности коррекции перспективы изображения. Она достигается путем сдвига либо наклона группы линз в конструкции объектива относительно оптической оси. Буква E при этом обозначает электронный привод диафрагмы. Tilt-Shift объективы используются для получения интересных эффектов (например, панорамных фотографий в игрушечном стиле).
MP-E (Macro Photography EOS) — указанная символьная комбинация встречается в единственном числе на корпусе делегата из отряда макрообъективов — Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo. «Фишкой» модели является поддержка изменения кратности увеличения: он способен вести съемку с увеличением от 1 до 5 крат против классических 1:1. Как и в предыдущем обозначении, буква E в маркировке служит для отображения электронного управления диафрагмой.
Следом за сокращением, обозначающим тип байонета, в наименовании объектива указываются ключевые данные — диапазон фокусных расстояний и значение максимальной светосилы.
35mm / 70-300mm — одним числом обозначается фокусное расстояние у фиксов, а двумя через дефис — у зум-объективов (минимальное и максимальное соответственно).
f/2.8 / f/3.5-5.6 —в данном случае одним числом указывается минимально доступное значение диафрагмы, а при нескольких цифрах через дефис — плавающие значения максимальной светосилы для объективов с переменным фокусным расстоянием. Непосредственно на корпусе объектива обозначение выглядит несколько иначе: 1:2.8 или 1:3.5-5.6.
Линейку топовых объективов Canon можно определить на глаз издалека, поскольку они выделяются среди сверстников цветными кольцами у передней линзы.
L (Luxury) — символ L, расшифровка которого в дословном переводе с англ. звучит как «Роскошь», указывается аккурат после сведений о максимальной апертуре объектива. Дополнительным индикатором принадлежности модели к премиальному сегменту выступает красное колечко на оправе. В объективах серии L используются исключительно высококлассные оптические элементы, к тому же корпус представителей линейки зачастую обладает пыле- и влагозащитой.
DO (Diffractive Optics) — использование в оптической схеме объектива дифракционных линз, включенных в конструкцию для борьбы с хроматическими аберрациями и дисторсией. Применение подобных элементов позволяет уменьшить габариты и вес объектива. Распознать группу моделей с маркировкой DO на расстоянии можно по зеленому колечку у передней линзы. К слову, в ее состав входят лишь дальнобойный фикс Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM и зум Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM.
Немаловажную роль в маркировке отыгрывают символы, сообщающие о наличии в арсенале объектива стабилизатора изображения и типа используемого привода автофокусировки:
IS (Image Stabilizer) — оснащенность объектива встроенной системой оптической стабилизации изображения. В зависимости от поколения стаб помогает выиграть до 5 стопов экспозиции при съемке с рук, что особенно важно в условиях недостаточной освещенности. Более детально о принципах работы систем стабилизации рассказано в рамках материала «Все что нужно знать о системах стабилизации изображения».
DC (Direct Current) — двигатель постоянного тока для управления мотором фокусировки, использовавшийся в недорогих объективах Canon. По скорости наводки на резкость он проигрывает своим более старшим собратьям, описание которых представлено ниже.
USM (UltraSonic Motor) — ультразвуковой привод автофокусировки, обеспечивающий быструю и тихую наводку на резкость. Может быть выполнен в двух типах: кольцевом и с микромотором. Приводы автофокусировки с кольцевым двигателем установлены в более дорогой оптике и вместе с ними доступна функция FT-M (Full Time Manual) — ручная доводка резкости вне зависимости от выбранного режима работы автофокуса. А вот в объективах со встроенным микромотором наводится на резкость вручную можно только после переключения ползунка «AF/MF» на корпусе линзы в соответствующий режим. В противном случае привод автофокуса может быть поврежден.
STM (Stepper Motor) — шаговый мотор автофокусировки, являющийся практически бесшумным и очень точным в наводке на резкость. Основным призванием STM выступает улучшение качества фокусировки при съемке видео или фото в режиме LiveView.
Ряд символов в конце наименования конкретной модели раскрывает дополнительные сведения об объективе:
IF (Internal Focusing) — наличие данной символьной комбинации указывает на внутреннюю фокусировку, т.е. при наводке на резкость внутренний блок линз перемещается сугубо внутри конструкции объектива, за счет чего он не меняет своих размеров. Кроме того, в связке с моделями со внутренней фокусировкой гораздо удобнее использовать светофильтры.
RF (Rear Focusing) — разновидность внутренней фокусировки, у которой при наводке на резкость задействована только задняя группа линз.
AL (Aspheric Lens) — из расшифровки обозначения становится понятно, что речь идет об использовании в оптической схеме асферических элементов, предназначением которых является борьба со сферическими хроматическими аберрациями. В реальности маркировка практически нигде не указывается, т.к. подобные элементы встречаются почти во всех представителях широкого парка оптики Canon.
UD (Ultra-low Dispersion) — линзы с низким рассеиванием для эффективной борьбы с хроматическими аберрациями.
S-UD (Super Ultra-low Dispersion) — элементы в оптической схеме со сверхнизкой дисперсией, призванные еще более эффективно подавлять хроматические аберрации, чем ED-линзы. Встречаются на борту телевиков и широкоугольных объективов семейства L.
CaF2 (Fluorite) — флюоритовые линзы для борьбы с пурпурно-зелеными хроматическими аберрациями.
BR (Blue Spectrum Refractive Optics) — относительно новая аббревиатура, обозначающая наличие в оптической схеме элемента, преломляющего свет коротких спектральных волн (синяя часть спектра). С его помощью хроматические аберрации подавляются с максимальной степенью эффективности. Впервые данный элемент был применен в объективе Canon EF 35mm f/1.4L II USM, анонсированном широкой публике в середине 2015 г.
Float — система плавающих линз для устранения аберраций при съемке на коротких дистанциях.
SWC (SubWavelength Structure coating) — покрытие для снижения паразитных бликов и переотражений. Встречается в некоторых широкоугольных объективах серии L.
CA (Circular Aperture) — закругленные лепестки диафрагмы, созданные для получения правильного круглого боке.
SF (Soft Focus) — обозначение возможности управления расфокусировкой изображения, что позволяет получить особый «мягкий» эффект кадра (например, сглаженную кожу лица модели). С тотальной экспансией постобработки отснятого материала в фоторедакторе эта функция утратила свою актуальность, поскольку добиться подобного эффекта программным путем весьма несложно. Ярким представителем оптики с маркировкой SF выступает портретный объектив Canon EF 135mm f/2.8 SF.
PZ (Power Zoom) — указывает на моторизованный привод зума. Единственным известным примером объектива с трансфокатором является универсальный зум Canon EF 35-80mm f/4-5.6 PZ.
Наконец, в самом конце наименования объектива могут фигурировать специализированные обозначения, указывающие на тип оптики:
Fisheye — таким образом маркируются широкоугольные объективы с характерными бочкообразными дисторсиями и углом обзора, близким к 180°. Народным названием этого класса оптики является «рыбий глаз».
Macro — специализированные объективы, предназначенные для макросъемки.
Compact Macro — разновидность макрообъективов, которые способны фокусироваться на объекте съемки с очень близкого расстояния. Пример такого решения — светосильный «полтинник» Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro.
Macro Lite — встроенные источники света (у передней линзы и байонетного крепления) для подсветки объекта съемки в режиме макро. Представляют собой кольцевые вспышки с несколькими режимами работы (могут работать как вместе, так и по отдельности, также можно выбирать уровень яркости света). Один такой макрообъектив выпущен в 2017 г. для кропнутых зеркалок Canon (Canon EF 35mm f/2.8 Macro IS STM), а второй появился на год раньше — Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM совместим с беззеркальными камерами японского бренда.
Стоит отметить, что все из указанных обозначений наносятся непосредственно на корпус объектива или фигурируют в его маркировке. Многие из них настолько закрепились в конструкции оптики, что не требуют отдельного напоминания о своем присутствии.
8 видов объективов для canon
Сегодня процесс фотографирования здорово отличается от прежних времён. Многообразный арсенал цифровой фототехники даёт возможность удовлетворить любые желания.
Свойства
Сначала требуется определить, для каких целей он необходим. Чтобы правильно выбрать объектив, нужно понять какие они бывают, для чего и как их можно использовать. Фототехника и фотообъективы фирмы Canon – одни из самых покупаемых. Рассмотрим виды объективов для Canon.
Объектив фотоаппарата – это его глаз, который проецирует изображение на плоскость.
В новом фотоаппарате стоит штатный объектив, который ещё называют «китовый». Любительские модели Canon снабжены фотообъективом с переменным фокусным расстоянием в диапазоне 18-55 мм, имеющим диафрагму 1/3,5 – 1/5,6.
Эти характеристики вполне универсальны для того, чтобы получать пользовательские снимки в любых жанрах. А недостатки такого «стекла» как раз и подскажут, что конкретно вам недостаёт: красочных портретов или шикарных пейзажей.
Даже новичку-фотолюбителю иногда не хватает нужного обзора, иногда он недоволен качеством фото в условиях слабого освещения. Все тонкости съёмки зависят от главных характеристик объектива, к которым относятся:
Эти параметры привычно отображают на ободе фотообъектива. Именно они определяют назначение объектива, то, каким образом его можно использовать.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние измеряется от центра линзы до её фокуса. Зависит оно от места съёмки, снимаемого жанра и видения фотографа. Существует ряд субъективных рекомендаций по использованию фокусных расстояний, знание которых важно для правильного выбора объектива.
Светосила
Светлые модели характеризуются диафрагменным числом меньше чем 2,8. К тёмным относят показатель свыше 3,5. Светлые модели превосходят по габаритам и весу тёмные, соответственно и цена у них выше, иногда намного.
Стандартные объективы для canon
Фокусное расстояние у такой модели равно 50 мм. Его ещё называют «полтинник». Угол обзора у этого устройства такой же, как при осмотре вокруг одним глазом, то есть – ровно половина.
Научно это звучит так: фокусное расстояние прибора равно диагонали кадра.
Широкоугольные объективы для canon
Уже в названии модели указано, что угол обзора здесь значительно шире, чем у стандартного устройства. Так называемые «ширики» имеют угол от 50 до 90 градусов. А фокусное расстояние у них от 20 до 50 мм, поэтому их определяют ещё как короткофокусные устройства.
Но для работы с этой моделью нужно умение, так как на получаемом фото могут возникать искажения. Это линейные или перспективные изменения изображения или виньетирование ( затемнение углов кадра). Проявляться эти неприятные моменты могут как скривлёнными линиями по краю кадра, так и тёмными краями фотографии.
Убирается эффект виньетирования с помощью программ редактирования фотографий. При съёмке широкоугольным фотообъективом приходится мириться с неоднородностью снимка по всему полю кадра.
Если угол обзора перевалил 90 градусов, то такой объектив называют сверхширокоугольным. Такая модель позволяет снимать близко крупные объекты и делать выразительные пейзажные зарисовки. Поэтому об использовании такого девайса, например, в портретном жанре можно только мечтать. Цена этих устройств кусается, для новичка в фотоделе особенно.
Фотообъективы Canon данного класса стоят свыше 20 тыс. руб.
Сверхширокоугольные модели делят на две группы:
Первые дают изображение с приемлемым допуском искажений, а вторые дают бочкообразные искажения.
Объективы для canon рыбий глаз
Обзор получается велик, но при этом возникают оптические искажения. Изображение получается такое, как будто на мир смотрели сквозь стеклянный шар. Отсюда и название. Картинки получаются выпуклые или вогнутые, искривлённые пейзажи, страшные рожицы и другие интересные эффекты.
Невероятные искажения, получаемые в разных ракурсах, ценятся знатоками мира фотоискусства. Модель имеет маркировку Fishey.
Фикс-объективы для canon
По используемой конструкции объективы различают:
Понятно, что постоянное фокусное расстояние не меняется, поэтому такое устройство не может приблизить или отдалить изображение. Это приходится делать ногами.
Зумы в этом плане намного удобнее. Стоя на месте у фотографа есть возможность управлять съёмкой простым движением кольца объектива. И все же фиксы, несмотря на такое неудобство, не сдают своих позиций по востребованности. Профессионалы-фотографы предпочитают иметь аппараты обоих видов.
Неплохо он работает и при ночной съёмке, за счёт хорошей светосилы снимки получаются достойного качества. А его простота и дешевизна делает его популярным в среде фотолюбителей.
Зумы дороже, но переменное фокусное расстояние позволяет использовать его там, где может потребоваться несколько фиксов. Он легко выстраивает нужную композицию и просто незаменим при динамичной съёмке, например, при репортажах, оперативных мероприятиях: свадьбах, спортивных соревнованиях, туристических вояжах.
Фотографирование крупного плана также выполняется им без проблем. Такой фотообъектив универсален и экономичен, один выполняет функции нескольких фотоаппаратов с фиксированным фокусным расстоянием.
При сравнении зумов и фиксов, к недостаткам зумов относят:
Для зумов предел светосильности – диафрагма 2.8, в основной массе устройств используется предел светосилы 3.5, тогда как фиксы производят с диафрагмой 1.8 и меньше. И все же любительские зеркалки комплектуются зум моделями. При использовании фотокамеры необходимо учитывать кроп-фактор.
Кроп-фактор
Кроп-фактор возник при переходе с плёночной техники на цифровую. Полнокадровым считался фотоаппарат со стандартной фотоплёнкой 35 мм, при переходе на цифровые технологии фотоплёнку заменила электронная матрица.
Матрица таких же размеров, как плёнка стоила дорого, и производители урезали её размер. Так появилось понятие коэффициента кропа, равного отношению диагонали полного кадра к урезанной диагонали матрицы. А урезанная матрица стала называться кроп-матрицей.
Сегодня много камер с полнокадровой матрицей, где коэффициент кропа =1, но если в камере используется кроп-матрица, то это ведёт к своеобразной обрезке кадра.
Поэтому, если объектив с фокусным расстоянием =50 мм поставить на камеру с коэффициентом 1,6, то объектив становится аналогичен 80 мм. Хотя ошибочно считать, что приближение лучше на фотоаппаратах с кропнутой матрицей. Здесь происходит уменьшение фотографируемой площади.
Фотоаппарат с кропнутой матрицей в разы дешевле полнокадрового. Фотообъективы делят на два вида: для кропа и для полнокадровой камеры. Первые используются только на любительской технике, вторые совместимы с профессиональной и любительской моделью.
Полнокадровые устройства универсальны, но дороже, поэтому, если в фотоаппарате стоит кроп-матрица, то нет смысла приобретать полнокадровый объектив.
Портретные объективы для canon
Настоящие умельцы делают отменные портреты и портретные композиции стандартными «полтинниками». При этом качество достигает высочайших планок. Но для профессиональной работы над портретом лучше воспользоваться специальным портретным объективом. Характерные признаки таких объективов:
Здесь сначала надо определить, для какой цели нужен объектив. Макросъёмка даёт возможность снимать очень маленькие предметы с короткого расстояния. Если снимать нужно музейные или ювелирные изделия, то лучше воспользоваться короткофокусной моделью, а для снятия маленьких частиц живой природы, насекомых и растений подойдёт длиннофокусный объектив.
Съёмка осуществляется в масштабе 1:1 с использованием системы внутренней фокусировки, что даёт тщательно воспроизводить мельчайшие контуры. Маркируются объективы Macro, это говорит о том, что используется минимальная дистанция фокусировки.
Объективы для canon со стабилизатором
При работе с большим фокусным расстоянием возникает опасность смазывания кадров. Причиной этого может стать дрожание рук фотографа или тряска фотоаппарата. Устранить эту проблему можно тремя способами:
Последнее действие крайне полезно, но не всегда спасает кадр. И, тем не менее, большое число объективов производится с функцией стабилизации. Маркировка на такой модели должна включать символы IS. Римская два возле IS означает применение системы стабилизации второго поколения.
Включение стабилизатора в конструктив объектива увеличивает его стоимость. Ещё одним минусом можно считать скорую разрядку аккумулятора, так как стабилизатор тоже потребляет энергию.
Объективы лейка для canon
Объектив лейка относится к классу объективов прошлых лет, которые выпускались к легендарному фронтовому фотоаппарату «Лейка». Но до сих пор у него много приверженцев. В настоящее время большинство современных фотокамер снабжено автоматической фокусировкой. В моделях Canon она реализована с помощью ультразвукового мотора USM, который выполняет фокусировку скоростно и бесшумно.
Старые мастера ценили лейку за её «тёплый леечный свет», который давало светорассеивание объектива. Рисунок изображения получался резким, и в то же время нежным. Модель обладает прекрасной механикой, которая не даёт никаких посторонних шумов и люфтов при вращении кольца фокусировки.
Оно легко и плавно, без усилий, переходит на выбранное значение. Несмотря на свою компактность (размер объектива мал) устройство уверенно работает на всём диапазоне диафрагмы и фокусном расстоянии.
Как выбрать объектив
Рассмотрев виды объективов и их назначение, можно задуматься о приобретении полезного устройства для своих целей. Итак, подводим итоги.
Как выбрать объектив
Любой опытный фотограф согласится с тем, что качество фотографий зависит от объектива ничуть не меньше, чем от самой камеры. В современных реалиях, когда даже недорогие фотоаппараты оснащаются матрицами на десятки мегапикселей, можно сказать, что объектив влияет на качество фото даже больше. Может и не стоит строго следовать правилу ортодоксов от фотографии, утверждающему, что объектив должен стоить не меньше, чем сама камера. Но и экономить на оптике – определенно не лучшая идея.
Истина, как всегда, посредине: качественная оптика на посредственной камере улучшит качество фотографий, но полностью раскрыть свой потенциал не сможет. Как и дорогая полнокадровая камера с дешевым кропнутым зумом. Для получения лучшего по цене и стоимости результата характеристики объектива должны соответствовать характеристикам камеры.
Характеристики объективов
Фокусное расстояние – один из первых параметров, на которые смотрит фотограф при выборе объектива. Это неспроста – фокусное расстояние во многом определяет сферу применений объектива.
Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем шире угол зрения и тем мельче выглядят объекты на кадре.
Объективы с маленьким фокусным расстоянием (широкоугольные) применяются для съемки панорамных видов, пейзажей, архитектуры, интерьеров т.д. Широкий угол зрения позволяет этим объективам снимать общими планами, захватывая в кадр большое пространство, однако перспектива на таких снимках выглядит искаженной и неестественной. Из-за искажения перспективы на «шириках» при малейшем отклонении камеры от горизонтального положения появляется эффект отклонения вертикалей.
При подъеме широкоугольного объектива вверх вертикальные объекты начинают «валиться» внутрь кадра.
На сверхширокоугольных (фишай) объективах кроме перспективных искажений может проявляться еще и дисторсия – геометрическое искажение, из-за которого прямые линии, расположенные близко к границе кадра, выглядят искривленными. Существуют конструктивные решения, почти полностью устраняющие дисторсию на широкоугольных объективах, но цену оптики они заметно увеличивают.
Но не надо думать, что широкоугольными объективами пользуются только риеэлторы – их свойства широко используются в художественной фотосъемке. Из-за искажения перспективы близко расположенные объекты выглядят неестественно большими по сравнению даже с незначительно удаленными – и это позволяет создавать в кадре интересные эффекты.
Кроме того, никакой другой объектив не способен вместить в кадр столько деталей.
Длиннофокусные объективы, наоборот, угол зрения имеют маленький, зато могут приближать объект съемки. Это – основное преимущество длиннофокусной оптики, используемое при репортажной съемке, при съемке дикой природы и спортивных событий. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее будет увеличен объект съемки.
Второе преимущество длиннофокусной оптики – малая глубина резкости, позволяющая эффективно (и эффектно) отделить снимаемый объект от окружающего фона. Поэтому объективы с фокусным расстоянием 70-200 мм часто используют для портретной съемки.
Объективы с фокусным расстоянием больше 200 мм относятся к профессиональной технике – они тяжелы, неудобны и дороги, но зато позволяют снимать пугливых диких животных в естественных условиях обитания, делать снимки спортсменов с трибуны стадиона и фотографировать архитектурные детали высоких зданий и сооружений.
Без телеобъектива такого кадра не сделать
Основные недостатки длиннофокусной оптики – большой вес и габариты. Кроме того, обилие оптических элементов снижает количество света, проходящего через неё, поэтому светосильной длиннофокусной оптики мало, и стоит она очень дорого. Еще одно проявление большого количества оптических элементов – различные дисторсии, особенно хорошо заметные на недорогих объективах.
Для повседневной и портретной съемки применяются среднефокусные объективы, называемые также нормальными – и не потому, что остальные объективы ненормальные, а потому что именно эти объективы по свойствам наиболее близки к человеческому глазу и обеспечивают изображение с естественной для нашего взгляда перспективой.
Тип фокусного расстояния.
Для увеличения универсальности многие объективы снабжаются возможностью изменения фокусного расстояния (зум). Такой объектив может заменить фотографу целую линейку фикс-объективов (с фиксированным фокусным расстоянием), давая выигрыш по массе и габаритам носимого оборудования. Да и по цене тоже – хоть зумы и дороже фиксов, но если сравнивать цену одного зума и нескольких фиксов (которых он заменяет), то экономия будет вполне заметна.
Кроме того, использование зума снижает нагрузку на фотографа – при использовании фикса для того, чтобы немного укрупнить или уменьшить кадр, фотографу придется самому подойти поближе или отойти подальше. Как шутят фотографы: «на фиксе зум делается ногами». А если сделать это надо быстро? А если за спиной – стена, или под ногами – обрыв? А на объективе с переменным фокусным расстоянием достаточно покрутить кольцо.
Но есть у зумов и недостатки. Во-первых, элементы фиксов подобраны так, чтобы снизить абберации – и они на фиксах минимальны. При переменном же фокусном расстоянии полностью скорректировать абберации не получится и при различных положениях кольца зумирования могут возникать различные искажения. Во-вторых, увеличение количества оптических элементов ведет к снижению светосилы оптики. Поэтому все существующие объективы с максимальной диафрагмой f/1.4 и больше – фиксы.
Каждый объектив оснащен диафрагмой, меняющей количество попадающего в него света. Обычно диафрагма имеет круговую конструкцию, состоящую из нескольких лепестков.
Максимальное и минимальное диафрагменные числа определяют крайние положения диафрагмы. Максимальное диафрагменное число, кроме того, определяет светосилу объектива. Чем больше это число, тем больше света попадает в объектив на максимальной диафрагме. Чем это хорошо?
Во-первых, это позволяет снимать короткими выдержками при слабом освещении и невыcоком ISO, что позволяет добиться высокой четкости изображения и отсутствия цифровых шумов.
Во-вторых, чем больше открыта диафрагма, тем уже ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). ГРИП – один из важнейших инструментов предметной и портретной съемки, именно благодаря малой глубине резкости достигается эффект размытия фона при сохранении четкости объекта съемки. Светосильные объективы позволяют намного эффективнее отделять фон и размывать его (эффект бокэ). На эффект бокэ влияет также количество лепестков диафрагмы. Блики, находящиеся в расфокусе, принимают форму отверстия диафрагмы. Считается, что круглые блики создают более «мягкий» эффект бокэ – и для этого число лепестков должно быть побольше (от 8).
Впрочем, следует понимать, что качество бокэ – параметр субъективный, и его влияние на зрителя куда больше зависит от мастерства фотохудожника, чем от характеристик техники.
Байонет – это узел, соединяющий камеру и объектив.
Поскольку обычно объектив покупается к камере, а не наоборот, выбор байонета сводится к тому, чтобы еще раз просмотреть характеристики своей камеры (если вы вдруг забыли). Потому что, в общем случае, не получится подсоединить объектив к камере с другим байонетом. Впрочем, существуют переходники, позволяющие в некоторых случаях решить проблему физического соединения «неродного» объектива и камеры.
Переходник позволит установить на современную камеру «ручную» оптику от старого фотоаппарата.
Байонет, однако же, соединяет объектив с камерой не только физически, но и электрически (а это – автофокусировка, стабилизация, автодиафрагма и т.п.) Обеспечить же беспроблемное электронное сопряжение большинство переходников не в состоянии. Для объективов с байонетами Canon EF существуют «умные» переходники с сохранением электронных функций на байонеты Canon EF-M, Canon RF, Micro 4/3, Sony E и Fujifilm G Mount. Еще у Nikon и Sony есть «умные» переходники с «зеркальной» оптики на беззеркальную камеру: Nikon F на Nikon Z и Sony E; Sony A на Sony E. Все остальные варианты если и удастся соединить с помощью переходника, то настраивать при съемке придется вручную.
«Умные» переходники позволяют полноценно соединять «неродные» камеры и объективы. К сожалению, существуют они не для всех комбинаций.
Автофокусировка позволяет автоматически подстраивать фокус камеры под объект съемки – для этого надо лишь подвести снимаемый объект под отображаемую в видоискателе точку фокусировки. За количество точек фокусировки и за выбор актуальной отвечает электроника камеры, задача объектива – отработать сигнал, полученный от фотоаппарата.
Большинство современных объективов имеет автофокус, исключение составляют некоторые фиксы – и здесь следует быть особо внимательным. Светосильные фиксы на максимальной диафрагме зачастую имеют очень малую ГРИП, и «поймать» резкость вручную на таких объективах без должного опыта и сноровки будет непросто, особенно если у камеры нет вспомогательных режимов для ручной фокусировки – например, focus peaking-а.
Стабилизация может сильно помочь при съемке с рук долгими (от 1/50 с) выдержками. Особенно важна оптическая стабилизация на длиннофокусных камерах – при съемке удаленных объектов даже минимальные перемещения камеры приводят к сильному смещению изображения в кадре, которого матричная и цифровая стабилизация компенсировать не могут.
Совместимость с полнокадровыми фотоаппаратами показывает, на какую матрицу рассчитан объектив – на полнокадровую (FF, Full Frame) или кропнутую. Не всегда можно установить кропнутый объектив на полнокадровую матрицу или наоборот – полнокадровый объектив на кропнутую матрицу.
Байонеты некоторых производителей этого не допускают – например у Canon кропнутые объективы имеют байонет EF-S, отличающийся от полнокадрового EF. А вообще при установке объектива, рассчитанного на кроп-фактор, отличный от кроп-фактора камеры, следует представлять последствия:
— При установке кропнутого объектива на полнокадровую зеркальную камеру следует иметь в виду, что у кропнутых камер зеркало меньше и кропнутые объективы конструируются с учетом именно этого – маленького – размера зеркала. Перед установкой объектива следует убедиться, что оставшегося в камере пространства хватит для хода зеркала, иначе первая же попытка съемки закончится его поломкой.
Если объектив встал в байонет и не мешает зеркалу, то это еще не все. Поскольку кропнутый объектив проецирует изображение на участок, меньший размера матрицы, по краям кадра появляется черная рамка – виньетка.
Nikkor DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S (кроп 1,5) на полнокадровом Nikon D610
Некоторые полнокадровые камеры можно перевести в кроп-режим, при котором черная рамка будет убираться, а содержимое кадра – растягиваться на весь экран. Работать в таком режиме с кропнутым объективом удобнее, но следует иметь в виду, что виньетирование на всех объективах происходит по разному. Некоторые кропнутые фиксы уверенно покрывают полный кадр, разве что дисторсия по углам будет значительна. Если виньетка мала, имеет смысл оставить камеру в полнокадровом режиме, а виньетку убирать уже при обработке фото на компьютере.
Ну и напоследок – установка кропнутого объектива на полнокадровый сенсор снижает количество эффективных мегапикселей. Если на 24 Мп полный кадр поставить объектив с кропом 1,3, то количество эффективных мегапикселей станет всего 15,2 Мп.
— При установке полнокадрового объектива на кропнутую камеру особых проблем не будет, разве что «как будто» увеличится фокусное расстояние объектива. Фактически оно останется прежним, но поскольку в кадр будет попадать только часть изображения, то 200 мм полнокадровый объектив на камере с кропом 1,3 будет давать такую же картинку, как на полнокадровом давал бы объектив с фокусным расстоянием 200*1,3 = 260 мм. Особенно это надо учитывать при большом кропе и установке короткофокусных полнокадровых объективов. 18 мм полнокадровый широкоформатник на камере с кропом 2 будет снимать как вполне себе нормальный 36 мм.
Плюсом же такой установки можно считать уменьшение дисторсии – они проявляются всегда по углам, так что в этом случае останутся за кадром.
Макрообъективможет использоваться для макросъемки – фотографирования мелких предметов с небольшого расстояния.
Большинство объективов рассчитаны на съемку со значительным удалением от объекта съемки (50-100 фокусных расстояний), при меньшем расстоянии качество изображения ухудшается. Некоторые объективы могут работать в макрорежиме, при котором минимальная дистанция фокусировки значительно уменьшается (до 10-15 фокусных расстояний), что позволяет снимать некрупные предметы в большом масштабе. Но следует понимать, что такие «универсалы» все равно будут отставать от специализированных макрообъективов как по качеству изображения, так и по максимальному увеличении. Специализированные макрообъективы предназначены только для съемки вблизи, зачастую на фиксированный фокус (высокая светосила весьма важна при макросъемке), имеют максимальный масштаб 1:1 и больше. Короткофокусные макрообъективы имеют большую светосилу, но для съемки их нужно приближать к объекту чуть не вплотную, поэтому они чаще используются для предметной съемки. Для съемки насекомых обычно применяются длиннофокусные макрообъективы.
Варианты выбора объективов
Если вы приобрели полнокадровую камеру, выбирайте среди соответствующих объективов.
Для съемки удаленных объектов и дикой природы вам потребуется телеобъектив.
Снимать подвижные объекты в условиях слабой освещенности очень сложно без светосильной оптики, да и плэнерным портретистам, готовым на все ради красивого бокэ, такие объективы тоже пригодятся.
Сверхширокоугольные объективы позволят вместить в кадр максимум деталей и создать интересные визуальные эффекты.
Для съемки насекомых, ювелирных изделий, миниатюрных моделей и прочих небольших предметов вам понадобится макрообъектив.
При частой съемке с рук объектив со стабилизацией изображения поможет сделать удачный кадр – особенно если в самой камере стабилизации нет.