Чем отличаются и чем похожи проливы и каналы
Международные морские проливы и каналы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Международные проливы
Международные проливы – это морские пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства.
Рисунок 1. Международные проливы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Есть проливы, которые ведут во внутренние воды страны, например, Керченский пролив. Есть проливы, которые для международного судоходства не используются, потому что относятся к внутренним морским путям, например, пролив Лаптева или Лонг-Айленд.
Правовой режим таких проливов определяется законами прибрежного государства. У проливов есть свои особенности, но считается, что Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Ла-Манш, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, которые открыты для свободного мореплавания всех стран.
Когда устанавливается правовой режим морских проливов, государства учитывают два фактора – географическое положение пролива и значение этого пролива для международного судоходства.
Международные проливы по правовому режиму могут быть следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
При наличии полосы открытого моря в срединной части пролива действует свобода судоходства, которая принята в открытом море, например, Мозамбикский пролив, Корейский, Тайваньский проливы;
Проливы Балтики – Большой и Малый Бельт, Зунд соединяют Балтийское море с Атлантическим океаном. Проливы Бельтов перекрываются территориальными водами Дании, а пролив Зунд перекрывается водами Дании и Швеции. Правовой режим этих проливов определяется Королевским постановлением Дании 1976 г и Копенгагенским трактатом 1857 г. Акты предусматривают свободу судоходства для торговых судов. Проход военных судов имеет ограничения и требует предварительного уведомления.
Атлантический и Тихий Океаны соединяет Магелланов пролив, берега которого принадлежат Чили. Между Аргентиной и Чили был подписан договор в 1941 г, который устанавливает свободный и беспрепятственный проход всех судов.
Черное и Средиземное моря соединяются проливами Босфор и Дарданеллы, а также Мраморным морем. Суда всех стран в любое время суток и без особых формальностей пользуются свободой прохода в соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г.
Что касается военных судов, то для них предусмотрены ограничения. Через проливы черноморские страны могут проводить свои подводные лодки, если они направляются к месту базирования или следуют на ремонт.
Военные корабли нечерноморских стран имеют ограничения прохода через проливы.
Международные каналы
Каналы отличаются от проливов тем, что являются искусственными сооружениями. Их особенностью является то, что они проходят по сухопутной территории какого-либо государства, а это значит, что канал автоматически находится под юрисдикцией и суверенитетом соответствующего государства. Однако для каналов, которые на практике имеют значение для международного судоходства, устанавливаются международные соглашения. Сегодня к таким важным судоходным путям относятся Суэцкий, Кильский, Панамский каналы.
Суэцккий канал находится в пределах Египта и соединяет два моря – Средиземное и Красное. Условия использования канала, протяженность которого 161 км, регулируются законами Египта – это, во-первых, а во-вторых – Константинопольской конвенцией от 29 октября 1888 г.
Для судоходства канал был открыт в 1869 г. В канале запрещены военные действия, строительство иностранных военных баз, блокада.В Конвенции закреплен принцип равенства государств-участников, что касается пользования каналом. Безопасность и общественный порядок в Суэцком канале обеспечивается Администрацией Суэцкого канала. О прохождении через канал следует уведомлять за 4 суток до вхождения в него. По правилам судоходства по каналу требуется лоцманская проводка.
Панамский канал проходит по территории Панамы, соединяя Атлантический и Тихий океаны. Его протяженность 82 км. До 2000 г США осуществляли управление каналом, которое с 1 января этого же года было передано панамским властям.
Рисунок 2. Панамский канал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Между Панамой и США в 1977 г был заключен Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала. Задача Панамы обеспечить безопасность и открытость канала для мирного транзита всех судов на условиях равенства и отсутствия дискриминации, согласно ст. 2 Конвенции. Лоцманская проводка через Панамский канал осуществляется безвозмездно, несмотря на то, что за проход взимаются специальные пошлины и сборы.
Кильский канал проходит через территорию Германии и построен в1895 г. Первоначально этот канал был полностью под суверенитетом Германии. После Первой мировой войны страны-победительницы включили в Версальский мирный договор положение о международном режиме использования канала. Сегодня канал открыт для всех судов за установленный Германией сбор. Правила судоходства устанавливаются законодательными актами Германии.
В доктрине международного права все международные каналы рассматриваются как «общественная дорога». Сегодня, те государства по территории которых проходят международные каналы, стремятся расширить свои административные полномочия.
Проблема безопасности черноморских проливов
Через два международных пролива – Босфор и Дарданеллы Россия экспортирует нефть и нефтепродукты.
Безопасность транспортировки упирается в невозможность получить беспрепятственный доступ в этом направлении. Особенно острой эта проблема становится зимой.
Постоянная задержка при прохождении проливов ведет к срывам графиков отгрузки и, безусловно, на рентабельности поставок нефти это сказывается отрицательно.
Данная проблема связана с политикой Турции, которая стремится без согласования с международными организациями и странами региона в одностороннем порядке ужесточить правила прохода судов, нарушая международную конвенцию.
Специалисты считают, что Турция стремится вывести проливы из-под международной юрисдикции. Ситуация, в принципе, не нова – борьба за контроль над проливами является краеугольным камнем на протяжении 3-х последних столетий.
Современный режим судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы был установлен Конвенцией о режиме проливов в 1936 г и подписан в Монтрё.
Права черноморских стран были признаны и в соответствии с документом торговые суда имеют право беспрепятственного прохода в любое время суток и независимо от флага и вида перевозимого груза.
Если статус проливов будет изменен, то для некоторых экономик причерноморья возникают дискриминационные условия, а это очень остро может сказаться на перспективах экспорта российской нефти.
Поскольку ряд формулировок Конвенции размыт, то воспользовавшись этим, турки делают попытки их изменить, например, часть Босфора ещё в 1982 г была отнесена к территории портал Стамбул.
Позже Турция предприняла ещё один шаг, изменив название проливов. Пролив Босфор был переименован в Стамбульский пролив, а Дарданеллы – в пролив Чанаккале.
Попытки монополизации зоны проливов Турция не оставляет и сегодня, обходя международные соглашения.
Правительство Турции в одностороннем порядке приняло в 1994 г новый регламент судоходства в проливах, а в 2018 г ситуация в районе Босфора приняла угрожающий характер.
Суть его заключалась в том, что Министерство транспорта Турции, нарушив международные соглашения, в одностороннем порядке ввело ограничения на прохождение крупнотоннажных судов по проливам.
Черноморские проливы для России очень значимы, а попытки Турции навязать международным игрокам свои условия, вызывают серьезные опасения и требуют обсуждения на самом высоком уровне.
Чем оличаются и чем похожи проливы и каналы?
2. Волга протекает на западе материка Евразия, по территории Русской равнины
3. Берёт начало на Валдайской возвышенности.
4. 57°15′04,79″ с. ш. 32°28′04,68″ в. д.
5. Впадает в Каспийское море.
7. К бассейну Каспии
8. 45 и 58 градусов северной широты
9)33 и 55 градусов восточной долготы
10)Река движется на юго-восток
13)Основное питание реки Волги составляют талые вешние воды
14)Режим реки Волги характеризуется следующими данными: замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, а в низовьях в начале декабря
17)Правобережные притоки реки:
Которосль, Терёшка, Терса, Царица, Нерль, Свияга, Дёржа, Жукопа, Юхоть, Сундовик, Дорогуча, Солоница, Ока, Сура, Аниш, Шоша, Дубна, Цивиль, Вазуза, Кудьма, Муранка, Тайдаково, Сенгилейка, Ишимовская, Уса, Карамалка, Мордовская, Урень, Тушёнка, Тишерек, Елаурка, Березняк, Чёрная, Великая, Бурчи́ха, Великая, Галка, Дятьков(ский) ручей, Зеленцо́вский ручей, Нора, Которосль, Нора, Туношонка, Чардым, Оленья, Пичуга, Артаниха, Балыклейка, Жабня, Вырезка, Корма, Дойбица, Волнушка, Нижняя Сундырка, Соченка, Тудовка, Тьмака, Сумка, Большая Лоча, Хотча, Печегда, Кудь, Черёмуха.
18)Левобережные притоки реки:
Большой Черемшан, Кострома, Большой Иргиз, Еруслан, Большой Караман, Малый Иргиз, Чапаевка, Сок, Корожечна, Самара, Унжа, Большая Коша, Тьма, Актай, Бездна, Рутка, Селижаровка, Суда, Илеть, Малая Кокшага, Мера, Нёмда, Линда, Молога, Медведица, Тверца, Шексна, Кашинка, Керженец, Ветлуга, Кама, Казанка, Узола, Большая Кокшага, Мелекесс, Калмаюр, Ить, Торгун, Толгоболка, У́рочь, Шевелю́ха, Келноть, Кострома, Малый Караман, Вертуба, Кимрка, Мимошня, Пукша, Ильд, Сутка, Орша, Сумка, Серебрянка, Кистега.
19)Энергетика, мелиорация, водная артерия транспорта, источник снабжения водой населения,рыба.
Ответы к § 24. Мировой океан и его части. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
Страница 107
Вопрос 1
Найдите на карте моря. Какие из них окраинные, а какие – внутренние?
Окраинные – Северное, Норвежское.
Внутренние – Балтийское, Средиземное, Чёрное, Каспийское.
Вопрос 2
Сравните Северное и Балтийское моря. Чем они отличаются друг от друга? Чем похожи? Почему Балтийское море называют внутренним, а Северное – окраинным?
Внутреннее море — глубоко вдающееся в сушу море, сообщается проливами с океаном или прилегающим морем (например, Балтийское). Все моря – внутренние и имеют сложную систему проливов. По этой причине во всех морях практически отсутствуют приливы. Любое море является частью океана. Однако существуют особенные моря, которые, не теряя, разумеется, связи с океаном, тем не менее, могут с полным правом считать себя и частью суши. Такие моря называются внутренними и отличаются от всех прочих тем, что очень глубоко «проникают» в сушу, оставляя себе для связи с океаном лишь узкий пролив.
Окраинное море — прилегающее к материку море, слабо отделённое полуостровами или островами от океана. К окраинным морям относят в основном моря, расположенные на шельфе и материковом склоне редко включающие в свою территорию глубоководные области. На характер донных отложений, климатический и гидрологический режимы, органическую жизнь сильное влияние оказывает не только материк, но и океан. Характерная черта донного рельефа Северного моря — резкая смена глубин и обширные отмели, называемые здесь банками.
Вопрос 3
Найдите на карте проливы. Какие части Мирового океана они соединяют?
Гибралтарский пролив. Он является частью Атлантического океана.
Вопрос 4
Какой залив показан на карте? Частью какого океана он является?
Бискайский залив. Он является частью Атлантического океана.
Вопрос 5
Фьорды характерны для западного побережья Скандинавского полуострова. Найдите их на этой карте и на карте в атласе.
Вопрос 6
Назовите острова и полуострова, подписанные на рисунке.
Острова: Корсика, Сардиния, Сицилия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Крит.
Полуострова: Кольский, Скандинавский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский, Пиренейский, Крымский.
Вопрос 7
Береговую линию Европы называют изрезанной. Что это значит? Важно ли это для людей, населяющих территорию Европы?
Значение для людей: благодаря изрезанности береговой линии, в Европе всегда имелось много удобных бухт для захода судов, что издавна способствовало развитию мореплавания и торговли.
Страница 108
Вопрос 1
Перечислите части Мирового океана.
Вопрос 2
Чем отличаются и чем похожи проливы и каналы? Приведите примеры проливов и каналов.
Канал – искусственно созданное сооружение, т.е. говоря простым языком канал – водоём, созданный человеком. Например, Невский канал. Пролив – водоём, созданный природой. Например, Гибралтарский пролив.
Вопрос 3
Найдите на карты заливы, о которых идёт речь в параграфе.
Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.
Вопрос 4
Чем заливы могут отличаться от морей?
Залив является частью моря или океана и вдаётся в сушу.
Чем отличаются и чем похожи между собой проливы и каналы?
Вода там используется так же,как и везде.Местные жители устанавливают локальные очистные установки в своих домах или покупают мобильные фильтры для воды.
Природа Южной Америки сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Чрезмерно эксплуатируются земли прибрежных районов Атлантического океана (Аргентина) и долины крупных рек. Практически уничтожена естественная растительность пампы и равнин Гран-Чако ( Центр Гран-Чако занимает государство Парагвай. )
Тропические леса по берегам крупных рек и Атлантического океана вырубаются безжалостно. Практически они полностью исчезли на побережьях. Иностранные монополии безудержно эксплуатируют леса и в глубинных районах. В связи с прокладыванием Трансамазонской автострады уничтожены огромные участки леса, что, по мнению ученых, грозит разрушением всей экологической системы влажных тропических лесов Амазонки. Почти полностью уничтожены леса на доступных склонах гор, они заменены садами и другими искусственными насаждениями. Еще быстрее осваивались и осваиваются человеком степные и лесостепные пространства. Земли используются под посевы и пашни. Но распашка во многих местах привела к эрозии почв, а пастбища заметно оскудели из-за их чрезмерной эксплуатации.