Чем отличаются эпос лирика и драма

Стихосложение-12. Чем отличаются драма, эпос, лирика и баллада?

В этой статье мы, наконец-то, отвлечемся от твердых строфических форм и перейдем к другим — менее строгим — разновидностям стихотворений. Самыми крупными жанрами, на которые принято делить поэзию, являются эпос, драма и лирика.

Перейти к предыдущей части статьиЧто такое драма, думаю, большинство из вас представляет достаточно ясно. Это род литературы, рассчитанный на театрализованную постановку. Отсюда практически полное отсутствие повествовательного начала. Весь текст — исключительно на монологах и диалогах персонажей. Для драмы характерен четкий сюжет, построенный на каком-либо конфликте.

Хотя сегодня поэтическая драма сильно уступает прозаической, в старину она чаще писалась стихами, обычно нерифмованными. Достаточно вспомнить пьесы таких великих поэтов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир…

«…Р о м е оМой друг, клянусь сияющей луной,Посеребрившей кончики деревьев…Д ж у л ь е т т аО, не клянись луною, в месяц разМеняющейся, — это путь к изменам.Р о м е оТак чем мне клясться?Д ж у л ь е т т аНе клянись ничемИли клянись собой, как высшим благом,Которого достаточно для клятв…»В. Шекспир, пер. Б. Пастернака

Отзвуки драмы слышны и в стихотворениях, построенных на диалоге. Как в стихотворении М. Цветаевой о «загробной встрече» двух поэтов Сергея Есенина и Владимира Маяковского :

Остальные два жанра — эпос и лирику — принято противопоставлять друг другу и связано это, в первую очередь, с ролью автора.
В эпическом произведении автор играет роль постороннего наблюдателя-рассказчика и сам не участвует в изображаемых событиях. Свою личную оценку событий он не дает, хотя она и может быть видна из самого текста (так автор эпоса «Песнь о Роланде» явно сочувствует франкам).

Долгое время эпическая поэзия служила своеобразной хроникой как исторических, так и мифических событий (в те времена миф был очень сильно смешан с реальной историей). Поэтому для эпосов характерны сюжетность, пристальное внимание к мелким деталям, именам и названиям. Недаром Мандельштам писал:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.Я список кораблей прочел до середины:Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,Что над Элладою когда-то поднялся…

Для современного читателя, избалованного справочниками и энциклопедиями, перечисление Гомером кораблей или поименное упоминание участников турнира в эпосе «Песнь о Нибелунгах» покажется утомительным и излишним.

Примчался в Тульн с дружиной из семисот бойцовВалашский герцого Рамунг, храбрец из храбрецов.С ним вместе прибыл Гибих, король большой страны.Несли людей их быстрые, как птицы, скакуны.Датчанин Хаварт, Ирнфрид, тюрингский удалец,И прямодушный Иринг, прославленный храбрец… «Песнь о Нибелунгах», пер. Ю. Корнеева

Но в те времена это была чуть ли не единственная возможность оставить память о себе в истории, а также придать рассказам убедительность и привкус реальности.

Почти все знаменитые поэтические эпосы были созданы в древности: «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, скандинавская «Старшая Эдда», финская «Калевала», англосаксонский «Беовульф», старофранцузская «Песнь о Роланде», древнегерманская «Песнь о Нибелунгах», испанская «Песнь о господине моем Сиде »…
Как жанр, эпос господствовал до XVIII века, но эпическое начало никуда не ушло как из прозы («Война и Мир» Л. Толстого), так и из поэзии («Василий Теркин» А. Твардовского ). Если в эпосах автор находится либо в стороне, либо над произведением, то в лирике он становится в его центр. Как писал Б. Пастернак: «Поэт не автор, а предмет лирики». И действительно, именно субъективные переживания поэта, его отношение к себе и миру являются главным двигателем лирического стихотворения.
Так как лирика крайне индивидуальна, то нередко она бывает трудна для понимания и косноязычна. Для такой лирики ввели даже особый термин — суггестивная.
Суггестивная лирика построена на свободных авторских ассоциациях, смутных намеках, полутонах. Это не какой-то особый «шифр». Поэт зачастую сам не в состоянии логически объяснить свои образы. Зато благодаря такой лирике можно передавать самые тонкие и неуловимые движения души. Подобный подход встречается и в прозе, но именно в поэзии он обретает особую силу, благодаря богатой ритмической и фонетической инструментовке.

Я клавишей стаю кормил с рукиПод хлопанье крыльев, плеск и клекот.Я вытянул руки, я встал на носки,Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был прудИ волны.- И птиц из породы люблю вас,Казалось, скорей умертвят, чем умрутКрикливые, черные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно.Пылали кубышки с полуночным дегтем.И было волною обглодано дноУ лодки. И грызлися птицы у локтя. И ночь полоскалась в гортанях запруд,Казалось, покамест птенец не накормлен,И самки скорей умертвят, чем умрутРулады в крикливом, искривленном горле.Б. Пастерна

ЗАРИСОВКА к «ГЕРНИКЕ» То ли кошка на огнеТо ли это снитсяТо ли ветер, то ли снег Сыплет под ресницы То ли ласка, то ли властьТолько ласточкой легла, Только небо, только конь, Только кошек под огонь С. Аксёненко

На грани лирики, драмы и эпоса балансирует хорошо всем известная баллада. У этого жанра долгая история, он сильно видоизменялся и, несмотря на узнаваемость, плохо поддается четкому определению.

Немолод очень лад баллад,но если слова боляти слова говорят про то, что болят,молодеет и лад баллад… В. Маяковский

Сначала баллада была хороводной песней с постоянным рефреном — в основном на любовную тему. Потом ее стали декламировать, а сюжет стал более разнообразным.
Наиболее близок к изначальному лирическому направлению французский тип баллады. Он же и наиболее строг по форме. Обычно французская баллада содержит три строфы плюс заключительную посылку, а также однообразные рифмы, которые повторяются из строфы в строфу по схеме — ababbaba. Вот конец баллады Ф. Вийона «О женщинах былых времен»:

Такое представление о балладе сохранилось и в современной музыке, где балладой называют лирическое (обычно любовное) медленное произведение.

Формально английскую балладу легко узнать по стремительному чеканному ритму и лаконичному четкому языку.

Спокойно трубку докурил до концаСпокойно улыбку стер с лица. «Команда, во фронт! Офицеры, вперед!».Сухими шагами командир идет. И слова равняются в полный рост:«С якоря в восемь. Курс — ост. У кого жены, дети, брат, —Пишите, мы не придем назад. Знаю, будет знатный кегельбан».И старший в ответ: «Есть, капитан». А самый дерзкий и молодойСмотрел на солнце над водой: «Не все ли равно, — сказал он, — где?Еще спокойней лежать в воде». Адмиральским ушам простукал рассвет:«Приказ исполнен. Спасенных нет». Гвозди б делать из этих людей.Крепче б не было в мире гвоздей. Н. Тихонов

Также для английской баллады характерна неравностопность (проще говоря, строчки имеют разный ритмический размер).

Источник

Стихосложение-12. Чем отличаются драма, эпос, лирика и баллада?

В этой статье мы, наконец-то, отвлечемся от твердых строфических форм и перейдем к другим — менее строгим — разновидностям стихотворений. Самыми крупными жанрами, на которые принято делить поэзию, являются эпос, драма и лирика.

Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть фото Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть картинку Чем отличаются эпос лирика и драма. Картинка про Чем отличаются эпос лирика и драма. Фото Чем отличаются эпос лирика и драма

Что такое драма, думаю, большинство из вас представляет достаточно ясно. Это род литературы, рассчитанный на театрализованную постановку. Отсюда практически полное отсутствие повествовательного начала. Весь текст — исключительно на монологах и диалогах персонажей. Для драмы характерен четкий сюжет, построенный на каком-либо конфликте.

Хотя сегодня поэтическая драма сильно уступает прозаической, в старину она чаще писалась стихами, обычно нерифмованными. Достаточно вспомнить пьесы таких великих поэтов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир…

«…Р о м е о
Мой друг, клянусь сияющей луной,
Посеребрившей кончики деревьев…
Д ж у л ь е т т а
О, не клянись луною, в месяц раз
Меняющейся, — это путь к изменам.
Р о м е о
Так чем мне клясться?
Д ж у л ь е т т а
Не клянись ничем
Или клянись собой, как высшим благом,
Которого достаточно для клятв…»
В. Шекспир, пер. Б. Пастернака

Отзвуки драмы слышны и в стихотворениях, построенных на диалоге. Как в стихотворении М. Цветаевой о «загробной встрече» двух поэтов Сергея Есенина и Владимира Маяковского:

— …Умаялся? — Малость.
— По общим? — По личным.
— Стрелялось? — Привычно.
— Горелось? — Отлично.

— Так стало быть пожил?
— Пасс в некотором роде.
…Негоже, Сережа!
…Негоже, Володя!

А помнишь, как матом
Во весь свой эстрадный
Басище — меня-то
Обкладывал? — Ладно

Уж… — Вот-те и шлюпка
Любовная лодка!
Ужель из-за юбки?
— Хужей из-за водки.

Опухшая рожа.
С тех пор и на взводе?
Негоже, Сережа.
— Негоже, Володя…

Остальные два жанра — эпос и лирику — принято противопоставлять друг другу и связано это, в первую очередь, с ролью автора.

В эпическом произведении автор играет роль постороннего наблюдателя-рассказчика и сам не участвует в изображаемых событиях. Свою личную оценку событий он не дает, хотя она и может быть видна из самого текста (так автор эпоса «Песнь о Роланде» явно сочувствует франкам). Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть фото Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть картинку Чем отличаются эпос лирика и драма. Картинка про Чем отличаются эпос лирика и драма. Фото Чем отличаются эпос лирика и драма Джованни Бальоне (Баглионе), «Каллиопа, муза эпической поэзии», 1620 г.
Фото: artchive.ru

Долгое время эпическая поэзия служила своеобразной хроникой как исторических, так и мифических событий (в те времена миф был очень сильно смешан с реальной историей). Поэтому для эпосов характерны сюжетность, пристальное внимание к мелким деталям, именам и названиям. Недаром Мандельштам писал:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся…

Для современного читателя, избалованного справочниками и энциклопедиями, перечисление Гомером кораблей или поименное упоминание участников турнира в эпосе «Песнь о Нибелунгах» покажется утомительным и излишним.

Примчался в Тульн с дружиной из семисот бойцов
Валашский герцого Рамунг, храбрец из храбрецов.
С ним вместе прибыл Гибих, король большой страны.
Несли людей их быстрые, как птицы, скакуны.
Датчанин Хаварт, Ирнфрид, тюрингский удалец,
И прямодушный Иринг, прославленный храбрец…
«Песнь о Нибелунгах», пер. Ю. Корнеева

Но в те времена это была чуть ли не единственная возможность оставить память о себе в истории, а также придать рассказам убедительность и привкус реальности.
Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть фото Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть картинку Чем отличаются эпос лирика и драма. Картинка про Чем отличаются эпос лирика и драма. Фото Чем отличаются эпос лирика и драма Рокуэлл Кент, «Иллюстрация к эпической поэме „Беовульф“. Беовульф и дракон», 1931 г.
Фото: artchive.ru

Почти все знаменитые поэтические эпосы были созданы в древности: «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, скандинавская «Старшая Эдда», финская «Калевала», англосаксонский «Беовульф», старофранцузская «Песнь о Роланде», древнегерманская «Песнь о Нибелунгах», испанская «Песнь о господине моем Сиде»…

Как жанр в стихосложении, эпос господствовал до XVIII века, но эпическое начало никуда не ушло как из прозы («Война и Мир» Л. Толстого), так и из поэзии («Василий Теркин» А. Твардовского).

Если в эпосах автор находится либо в стороне, либо над произведением, то в лирике он становится в его центр. Как писал Б. Пастернак: «Поэт не автор, а предмет лирики». И действительно, именно субъективные переживания поэта, его отношение к себе и миру являются главным двигателем лирического стихотворения.

Так как лирика крайне индивидуальна, то нередко она бывает трудна для понимания и косноязычна. Для такой лирики ввели даже особый термин — суггестивная.

Суггестивная лирика построена на свободных авторских ассоциациях, смутных намеках, полутонах. Это не какой-то особый «шифр». Поэт зачастую сам не в состоянии логически объяснить свои образы. Зато благодаря такой лирике можно передавать самые тонкие и неуловимые движения души. Подобный подход встречается и в прозе, но именно в поэзии он обретает особую силу, благодаря богатой ритмической и фонетической инструментовке.

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны.- И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
Б. Пастернак

То ли кошка на огне
То ли это снится
То ли ветер, то ли снег
Сыплет под ресницы

То ли ласка, то ли власть
Только ласточкой легла,
Только небо, только конь,
Только кошек под огонь
С. Аксёненко

На грани лирики, драмы и эпоса балансирует хорошо всем известная баллада. У этого жанра долгая история, он сильно видоизменялся и, несмотря на узнаваемость, плохо поддается четкому определению.

Немолод очень лад баллад,
но если слова болят
и слова говорят про то, что болят,
молодеет и лад баллад…
В. Маяковский

Сначала баллада была хороводной песней с постоянным рефреном — в основном на любовную тему. Потом ее стали декламировать, а сюжет стал более разнообразным.

Наиболее близок к изначальному лирическому направлению французский тип баллады. Он же и наиболее строг по форме. Обычно французская баллада содержит три строфы плюс заключительную посылку, а также однообразные рифмы, которые повторяются из строфы в строфу по схеме — ababbaba. Вот конец баллады Ф. Вийона «О женщинах былых времен»:

Такое представление о балладе сохранилось и в современной музыке, где балладой называют лирическое (обычно любовное) медленное произведение. Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть фото Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть картинку Чем отличаются эпос лирика и драма. Картинка про Чем отличаются эпос лирика и драма. Фото Чем отличаются эпос лирика и драма Франсуа Вийон
Фото: Grand Testament de Maistre François Villon (1489), ru.wikipedia.org

Однако русская поэзия полюбила совершенно другой тип баллады, распространившийся в Германии и Англии. Английская баллада не похожа на французскую. В ней очень сильно эпическое начало. Это сюжетное повествование, зачастую с мистическим и трагическим оттенком. Поэтому авторы нередко обращаются к древним сказаниям и легендам. Недаром баллады пережили свой расцвет в период романтизма.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки-медовары
В пещерах под землёй.

Пришёл король шотландский
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мёртвом
И мёртвый на живом…
Р. Л. Стивенсон, пер. С. Маршак

Формально английскую балладу легко узнать по стремительному чеканному ритму и лаконичному четкому языку.

Спокойно трубку докурил до конца
Спокойно улыбку стер с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры, вперед!».
Сухими шагами командир идет.

И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс — ост.

У кого жены, дети, брат, —
Пишите, мы не придем назад.

Знаю, будет знатный кегельбан».
И старший в ответ: «Есть, капитан».

А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой:

«Не все ли равно, — сказал он, — где?
Еще спокойней лежать в воде».

Адмиральским ушам простукал рассвет:
«Приказ исполнен. Спасенных нет».

Гвозди б делать из этих людей.
Крепче б не было в мире гвоздей.
Н. Тихонов

…Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.

Конный в шлеме сбитом,
Сшибленный в бою.
Верный конь, копытом
Топчущий змею…
Б. Пастернак

Также для английской баллады характерна неравностопность (проще говоря, строчки имеют разный ритмический размер).

Трёх королей разгневал он
И было решено,
Что навсегда погибнет Джон
Ячменное Зерно.

Велели выкопать сохой
Могилу короли,
Чтоб славный Джон, боец лихой,
Не вышел из земли…
Р. Бернс, пер. С. Маршака

Такие английские поэты, как Р. Бернс и Р. Киплинг, написали в жанре баллады большую часть своих произведений. Русская поэзия тоже привечала этот жанр. Например, балладами являются такие известные стихотворения, как «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина или «Бородино» М. Лермонтова.

Источник

Роды литературы: эпос, лирика, драма.

Эпопея— самая крупная жанровая форма эпоса. Для эпопеи характерно:

1. Широкий охват явлений действительности, изображение жизни народа в исторически значимый, переломный момент

2. Поднимаются глобальные проблемы, общечеловеческой значимости

3. Народность содержания

4. Несколько сюжетных линий

5. Очень часто – опора на историю и фольклор

Путешествие— литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Исповедь – литературный жанр, который может носить характер эпического или лирического. одно из семи христианских таинств, в которые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. Исповедь требовала от человека полной искренности, стремления избавиться от грехов, раскаяния. Проникнув в худож. лит-ру, исповедь приобрела дидактический оттенок, став своеобразным актом публичного покаяния (напр., у Ж. Ж. Руссо, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого). Но вместе с тем исповедь явилась и средством морального самоутверждения личности. Как жанр лирики И. была развита романтиками. Исповедь сродни дневнику, но в отличие от него не прикреплена к к.-л. месту и времени.

Лирика— один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер.

Есть лиро-эпические жанры, находящиеся на стыке лирики и эпоса. От лирики у них – субъективное начало, ярко выраженная авторская эмоция, от эпоса – наличие сюжета, рассказывание о событиях. Лироэпические жанры тяготеют к стихотворной форме. Более крупный лироэпический жанр – поэма, более мелкий – баллада

Источник

Различие эпоса, лирики и драмы?

ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию [1], противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику

ну вот, например, описание пищевого отравления в форме эпоса:

ЧЕРНЫЕ ХРОНИКИ СЕЛЬМАНИЭЛЯ
поэма для любителей Толкиена и фэнтези
(перевод с рун)

О, Темный Властелин Сельманиэль!
Взошла твоя Звезда над Животором!
Недаром завещал Гигиенэль
Омыть ладонь в Священных водах Хлора!

Напрасно жаждешь покорить весь Мир
Заклятьем Дизентира и Бливанда —
С Мечом священным Черный Активир
Уже повел отряд за дальний Гландор!

И вслед за ним бесстрашный Фталазор,
Собрав на битву войско Сульгинэля,
Идет войной в долину Животор,
На страшные дворцы Сельманиэля!

Сельманиэль! Не завоюешь Мир
Заклятьями Бливанда с Дизентиром!
Тельфондом спешно вызванный Нольтрир
Везет тебя в темницы Карантира!

Источник

В чем разница между лирикой и эпосом

В большинстве случаев лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь речь идет о двух абсолютно разных родах литературы. Проанализируем каждый из них и выясним, чем отличается лирика от эпоса.

Общее понятие лирики и эпоса

Под лирикой в литературе понимают произведения, в которых присутствует эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм обозначает взволнованность, чувственность, задушевность.

Эпическими называют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, произошедших в жизни людей. Тематика эпоса часто героическая, прославляющая отдельных персонажей или целую нацию.

Сравнение

Итак, главным в лирике является образ-переживание. Если и упоминаются какие-либо события, то в скупой форме, лишь для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение. При этом автор выражает необязательно личные впечатления. Лирическим героем может быть любой, даже вымышленный персонаж.

Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть фото Чем отличаются эпос лирика и драма. Смотреть картинку Чем отличаются эпос лирика и драма. Картинка про Чем отличаются эпос лирика и драма. Фото Чем отличаются эпос лирика и драма

Задача эпоса – познакомить читателя с определенными событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое произведение разворачивается некоторый сюжет. Если лирика, отражая мгновение жизни, часто выражена настоящим временем, то эпическое повествование ведется, как правило, в прошедшем времени.

Отличие лирики от эпоса состоит в том, что лирика предполагает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым. Такая беспристрастность помогает лучше понять смысл произошедшего и разобраться в причинах и следствиях.

Лирика своим названием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И недаром. Ведь она по своей сути сродни музыке, позволяющей выражать чувства без слов. И самой подходящей формой, в которую может облачаться лирика, является стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью. В эпосе же мощным инструментом является именно слово. Оно используется для детального изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.

Определенные выводы можно сделать, и сравнив объем произведений, соответствующих каждому из двух родов. В чем разница между лирикой и эпосом? В том, что лирические творения часто небольшие. Самыми ценными из них являются те, в которых автору удалось с помощью минимума слов наиболее полно выразить живое чувство. В свою очередь, особенностью эпоса считается неограниченный объем. Подобное произведение может представлять собой как небольшой рассказ или очерк, так и многотомный роман, рассчитанный на длительное чтение или слушание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *