Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки

Жанры песен казахского народа

Жанры песен казахского народа

Кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов.

Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа.

В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству. Песни были широко распространены в повседневной жизни.

Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными.

Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа. Великий поэт и мыслитель Абай писал:

Песня летит и рождает порывы в сердцах,

И чудесны ее переливы в сердцах — радость, скорбь

Убаюкает сердце она,

Укачает его, как дитя, на руках.

В XX в. национальный музыкальный фонд пополнился произведениями с новым содержанием.

Традиционным видом музыкального искусства казахского народа являлось сольное пение, сопровождаемое игрой на домбре или кобызе, или исполнение произведений на инструментах. Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни «жар-жар», «сынсу» и др.

Как отметил В. В. Радлов, исследователь духовной культуры народов Средней Азии, казахский народ «в своих песнях показывает не сказочный мир, а воспевает свою жизнь».

Профессиональные певцы, поэты, исполнители кюев постоянно пополняли свой репертуар, расширяли тематику.

Произведения народного творчества понимал каждый человек, в них отражены мечты народа, в них люди находили поддержку, они вселяли веру в будущее и надежду.

Народные песни делятся на следующие виды:

— обрядовые песни (колыбельные песни, детские песни и молодежи,

трудовые, песни земледельца, охотника, рабочего); свадебные песни;

песни, посвященные религиозным обычаям: заклинания баксы и др.;

песни печали, скорби, сообщение о печальном известии, песни-прощания,

причитание, плач об умершем;

— песни-назидания (песни благодарности, благословения, пожелания, песни-загадки, песни-басни и с ироническим смыслом);

— фантастические песни (песни-легенды, песни-небылицы);

— сатирические, юмористические песни (смешные, шуточные);

— эпические сказания (песни-назидания — терме, эпические сказания в стихах — толгау);

— айтыс (поэтические состязания в виде песен);

Источник

Традиции музыкального творчества казахов

Издревле, в традиционной культуре казахов значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты –кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк, конырау и др. Их формирование и развитие происходило в тесной связи со становлением музыкальной культуры соседних народов, что было обусловлено общностью языков, уклада жизни, обычаев, обрядов, ритуалов и др.

Одним из самых ранних музыкальных инструментов казахов можно считать – сыбызгы, который изготавливали из полого стебля растения курай. Очень простая форма и постоянная доступность материала сделали его невероятно популярным среди казахских музыкантов. Звучание его весьма своеобразно и напоминает нечто дрожащее, словно пребывающее в волнении и трепете, будто, где то вдалеке плывут высокие звуки флейты.

Сыбызгы был излюбленным инструментом на летних пастбищах, отлично вливался в оркестр на свадьбах, обязательно присутствовал при рождении ребенка или прибытии почетного гостя.

Домбру было совсем не сложно изготовить в условиях кочевого быта, и история ее возникновения уходит корнями вглубь веков, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Хорезма и Казахстана, подтвердившие весьма почтенный возраст этого инструмента.

Одной из особенностей домбрового исполнения, является сольная форма игры. Домбра не нуждалась в оркестровой поддержке, а потому способствовала выдвижению ярких и талантливых исполнителей в различные исторические эпохи, чьи имена казахский народ бережно хранит и поныне.

Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни.

Отрадно, что традиции песенно-поэтического искусства дошли до наших дней, во многом благодаря преемственным связям народных музыкантов и исполнителей.

Вообще понятие «акын» включает в себя очень широкий, собирательный смысл. Воистину талантливым считался тот исполнитель, кто умел захватить слушателей филигранным рисунком стиха, стремительной искусной импровизацией и бьющей через край энергетикой происходящего действа.

Акыны-импровизаторы пользовались заслуженным почетом и уважением, были желанными гостями и любимцами народа. Ведь когда-то хорошая песня ценилась дороже отары овец и табуна лошадей.

Практически до ХХ века казахи придерживались родового уклада жизни, и любое значимое семейное событие отмечали торжественно, обставляли соответствующими обрядами, которые были поводом для создания напевов, как правило, служившими пояснением происходящего ритуала.

Обрядовые песни похоронно-поминального цикла носили не только ритуальный характер, но и эстетические функции. В такой цикл входили произведения, которые в характерной национальной манере показывали печаль, скорбь, тоску, горестное состояние. Отсюда и названия – «Дауыс» (стенать, причитать), «Жылау» (голосить).

Множество песен связано с жизненным циклом человека, скотоводческим календарем, кочевым образом жизни. Все это находило свое отражение в народной лирике, которая выражалась очень красивыми, пронзительными напевами, например, «Ауылым кошып барады» («Откочевал мой аул»).

В полной мере казахское народно-песенное творчество также богато любовными песнями, песнями-призывами, песнями-сказками.

Ведь именно они, испокон веков были для народа непосредственным источником знаний, несшим людям понимание красоты мира и возвышенности чувств.

Источник

Казахская музыка

Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки. Смотреть фото Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки. Смотреть картинку Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки. Картинка про Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки. Фото Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки

Казахская народная музыка имеет многовековую историю и тесно связана с казахским фольклором. Легенды, сказки и эпосы рассказывали под музыкальное сопровождение, и в основном, это были импровизации. Довольно долгое время музыкальные знания передавались от учителя к ученику устно, нотной грамоты в Казахстане не было. Но при этом были свои правила и ритмика. Исследователи выделяют в традиционной казахской музыке пяти- и семиступенчатые виды звукоряда и ритмической структуры.

Казахские музыкальные инструменты появились очень давно, и первоначально предназначались для подачи сигналов на охоте, во время кочевки, и для религиозных шаманских ритуалов. Самыми известными инструментами в Казахстане являются кобыз, домбра, дабыл, жетыген.

Кобыз – струнный смычковый инструмент необычной формы. Его изготавливают из цельного куска дерева, в котором выдалбливается резонатор в форме полусферы с двумя отсеками. Струны кобыза делают из конского волоса. Домбра – струнный щипковый инструмент с каплевидным резонатором и двумя струнами. Домбра – один из древнейших музыкальных инструментов, и до сих пор распространен в нескольких странах Центральной Азии. Дабыл – ударный инструмент из класса литавр, похожий своей формой на сковороду. Дабыл имеет круглый барабан, обтянутый с двух сторон кожей. Когда-то с помощью дабыла подавали различные военные и кочевые сигналы. Жетыген – щипковый инструмент с семью струнами, напоминающий русские «гусли» или китайский «цисяньцинь». Жетыген – один из древнейших инструментов, который звучит и сегодня, часто в роли солирующего инструмента в казахских музыкальных произведениях.

В XV-XVIII веках на территории Казахстана зародился уникальный музыкальный жанр – кюй. Этот жанр представляет собой исполнение музыкального произведения на домбре с особой тональностью и ритмом. Самый известный исполнитель кюя – казахский композитор Даулетгерей, живший в XIX веке.

В XIX веке, вместе с приходом колониальных войск Российской империи, происходит интеграция казахской музыки в культуру мира: казахские музыкальные традиции начинают изучаться российскими и европейскими музыковедами, и в то же время, казахские музыканты знакомятся с музыкой мира. Происходит взаимообогащение культур, появляются новые имена в истории музыки Казахстана – Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбайулы, Ыкылас Дукенов и другие.

В начале XX века в Казахстане формируется школа академической классической музыки, образуются народные оркестры, композиторы пишут симфонии, партии для оперы и балета. При этом происходит синтез классической и казахской народной музыки. Вместе с этим, ведется работа по записи фольклорных произведений, создаются различные сборники народной музыки, например «500 казахских песен и кюев».

Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества. Один из лучших способов ближе познакомиться с историей казахской музыки – посетить Музей музыкальных инструментов в Алматы.

Источник

Б) Основные жанры музыки казахского народа

Вопросы

государственного экзамена по предмету «Музыка и методика музыкального обучения»

Казахская народная музыка и ее место в программе по предмету «Музыка».

А) Казахская народная музыка часть мировой музыкальной культуры

Б) Основные жанры музыки казахского народа (песня, кюй, терме, толгау)

В) Музыкальные инструменты казахского народа (домбра, кобыз, сабызгы, асатаяк)

Г) Музыкальные традиции казахского народа (айтыс и тартыс).

Д) Анализ программы по предмету «Музыка».

Музыка как средство воспитания и образования младших школьников.

А) Цель и задачи предмета музыки в начальной школе.

Б) Виды музыкальной деятельности младших школьников.

В) Анализ УМК по предмету «Музыка».

Г) Краткая характеристика основных методов обучения.

3. Практический вопрос. Составить план разучивания песни по выбору обучающихся из репертуара программы по предмету «Музыка».

А) Песенные жанры (колыбельная, гимн, вокализ, хоровод )

Б) Методика работы над песней (предварительная работа над песней, вступительное слово, слушание-восприятие песни, беседа, разучивание, работа над выразительностью исполнения ).

4. Практический вопрос. Составить план фрагмента урока по обучению слушанию – восприятию художественно-образного содержания музыки (по выбору обучающегося).

Б) Задачи слушания восприятия и требования к репертуару.

В) Основные этапы и методы формирования восприятия музыкального произведения.

5. Практический вопрос. Составить краткий план урока музыки в начальной школе.(по выбору обучающихся )

А) Урок – основная форма музыкального образования младших школьников.

Б). Образовательные, развивающие, воспитательные и организационные требования к уроку музыки. Структура урока.

Г) Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей на уроке музыки.

Казахская народная музыка и ее место в программе по предмету «Музыка».

А) Казахская народная музыка часть мировой музыкальной культуры

Б) Основные жанры музыки казахского народа (песня, кюй, терме, толгау)

В) Музыкальные инструменты казахского народа (домбра, кобыз, сабызгы, асатаяк)

Г) Музыкальные традиции казахского народа (айтыс и тартыс).

Д) Анализ программы по предмету «Музыка».

А) Казахская народная музыка часть мировой музыкальной культуры

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что «парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями.

А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения от младенцев до глубоких старцев.

Б) Основные жанры музыки казахского народа

Кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов. Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа. В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству.

Песни были широко распространены в повседневной жизни. Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными. Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа. Великий поэт и мыслитель Абай писал: Народные песни делятся на следующие виды: — обрядовые песни (колыбельные песни, детские песни и молодежи, трудовые, песни земледельца, охотника, рабочего); свадебные песни; песни, посвященные религиозным обычаям: заклинания баксы и др.; песни печали, скорби, сообщение о печальном известии, песни-прощания, причитание, плач об умершем; — песни-назидания. Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни «жар-жар», «сынсу» и др.

Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной формереальные исторические события доказахской и собственно казахской истории.

Домбра– спутница кочевника-казаха с древнейших времён. Она почётная гостья в юрте. Домбру изготавливают из дерева. По внешнему виду она похожа на большую ложку с двумя натянутыми струнами. Кюйши извлекает звук щипком (шертпе) или ударом пальцев (токпе) по двум струнам домбры.

Кюи, исполняемые ударом (токпе) по струнам быстрые, активные. Для передачи нежного, изящного характера музыки музыкант использует мягкие, щипковые переборы струн отдельными пальцами (щертпе).

К домбре относятся уважительно, бережно, как к одушевленному предмету, она находится в каждом доме в юрте на почетном месте. Считается, что инструмент приносит счастье и благополучие. Домбра сопровождает пение, на ней исполняются кюи.

Шанкобыз– язычковый инструмент. Очень часто на нем играли женщины. По форме он напоминает лиру с вытянутыми сужающимися концами. Для извлечения звука инструмент слегка прижимается к зубам. Звук появляется благодаря колебанию рукой стержня. При этом полость рта становится резонатором. Инструмент обладает мягким и нежным тембром, поэтому его часто использовали для выражения грусти, печали.

Духовые и ударные инструменты

Сыбызгы – это трубка из тростника с тремя отверстиями в конце. Позже тростник заменили деревом. Инструмент делали из двух деревянных желобков, составляли друг с другом и обтягивали бараньими кишками. Для лучшего звучания перед игрой полость сыбызгы смачивали водой. Звук извлекается посредством вдувания воздуха и закрыванием отверстия. Часто сыбызговые кюи исполнялись в дуэте с домброй.

У казахского народа существуют инструменты, звук из которых извлекаются с помощью удара молоточка, металлических пластинок. Такие инструменты называют ударными. Они носят красивые названия – дангыра, асатаяк. Ударные инструменты вместе с кобызом использовали шаманы. Сейчас духовые и ударные инструменты звучат в фольклорных ансамблях и оркестрах.

Источник

Чем отличаются эпические жанры казахской традиционной музыки

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Содержание

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *