Чем отличались взгляды коминтерна и социнтерна
Чем отличались взгляды коминтерна и социнтерна
Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 9 класса, авторов Шубин А.В. 2018
Назовите важнейшие центры германской революции. Покажите, в чём заключалась их слабость с военной точки зрения.
Истощенная германская армия уже не могла сопротивляться. В октябре укрепленная линия была прорвана. В Германии началась французское тяжелое орудие революция. Вильгельм I лишился престола, 9 ноября была провозглашена республика. 11 ноября 1918 г. командующий Западным фронтом Антанты маршал Фердинанд Фош подписал в своем вагоне в Компьенском лесу перемирие, означавшее капитуляцию Германии. Незадолго до этого капитулировали Австро — Венгрия, Болгария и Турция. Первая мировая война стала невиданным ранее военным столкновением. На фронты было мобилизовано более 70 млн человек, из которых погибло 10 млн. История не видела столь крупных армий и такого массового кровопролития.
Вспомните, чем различаются парламентский и советский принципы организации власти.
Для демократических стран характерно разделение властей, где парламент является высшим представительным и законодательным органом государства. В современных государствах парламенты, являются законодательными органами, т.е. наделены полномочиями принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом. Демократия – это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но воздействие народа на власть
В современном мире граждане осуществляют свое право на управление государством не лично, а через избранного ими представителя – Президента.
Покажите, какие государства и народы в наибольшей степени пострадали от военных успехов Турции.
• 1918, ноябрь – начало революции в Германии.
• 1919, январь – восстание в Берлине. Убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург.
• 1919, март – создание Коминтерна.
• 1919, март – август – советская власть в Венгрии.
• 1920 – образование Турецкой республики.
Вспомните, что такое секуляризация.
В русском языке термин «секуляризация» обычно используется для процесса экспроприации церковных земельных владений и прочей церковной собственности в пользу государства.
1.Почему распались империи, существовавшие в Европе перед мировой войной?
1.Национальные движения за независимость на фоне вялотекущей войны привели к распаду государств и империй в Европе, так же угроза красного террора и падения демократии привело к падению империй.
3. Коминтерн был за объединение всех государств в одно коммунистическое государство, социнтерн – за равенство в правах, но в пределах независимых государств
4.Восстание и кратковременное отсутствие правителя венгерского правительства
2.Каким было государственное устройство Германии по Веймарской конституции?
В то время (1918 г – 1933 г) там была Веймарская республика. Состояла из 15 земель и трех вольных городов. Первым президентом Веймарской республики был избран Фридрих Эберт, (1919 – 1925 г).
3.Чем отличались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна?
Первая Мировая война закончилась в 1918 году.
Коминтерн был создан в 1919 году, Социнтерн – в 1951.
Из этого можно сделать вывод что ни Коминтерн, ни Социнтерн к Первой Мировой войне не имеют никакого отношения.
4.Почему сторонники советской власти получили власть в Венгрии?
Потому что Австро — Венгрия потерпела поражение в Первой Мировой войне, это привело к бурному росту недовольства в обществе, распаду институтов власти. В результате этого бывшие военнослужащие, молодые интеллектуалы, национальные меньшинства и прочие слои населения быстро заинтересовались коммунистической идеологией.
1.«Пролетарская диктатура – это не страна кисельных берегов и молочных рек», – утверждал Бела Кун. Что он имел в виду? Как это мнение сказалось на ходе революции в Венгрии?
Бел Кун был очень даже прав. Дело в том, что коммунисты, они же социал — демократы, сделали государственный переворот (революцию), добились того, что власть стала народной. Но как править теперь страной, до конца еще не продумали. Отбирать и разрушать – очень легко. А делать и сохранять – очень сложно. Не даром же в нашей стране существовала поговорка: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое!» Действительно, зачем стараться, когда все общее? Я думаю, что именно эти обстоятельства имел в виду Бел Кун.
А что касается Венгрии, то объединившись с коммунистами, они хоть и сохранили за собой свои территории, но расплата за это была слишком высока. Пришлось теперь жить по чужим законам, приспосабливаться, Советская Россия теперь устанавливала правила и диктовала условия
2.В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе получает право участия в Рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голосов, соответствующих численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отменено по требованию Антанты. Объясните почему.
Это положение было отменено по требованию Антанты справедливо потому, что одно дело, когда Австрия присоединилась к Германии и это одно целое, в этом случае все голоса получают право участия в рейхстаге. Другое дело, когда Австрия еще не присоединилась к Германии, но имеет совещательный голос – это право участвовать в работе с консультативными функциями, то есть участвовать в обсуждении вопроса, хоть и без права голоса.
Чем отличались взгляды коминтерна и социнтерна
Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс
Сегодня вы приступаете к изучению последнего периода всеобщей истории – Новейшему времени, который охватывает XX – начало XXI в. Это – та эпоха в жизни человечества, в создании которой принимали участие ваши дедушки и бабушки, родители. Последние страницы истории XX столетия дописывались уже на ваших глазах. И вот уже началась история XXI в. Знание важнейших событий XX в. позволяет увидеть истоки многих современных конфликтов и определить основные тенденции развития мира в будущем. Не зная истории Новейшего времени, нельзя быть активным, успешно действующим участником нашей сегодняшней жизни.
История XX в. проверила на практике многие идеи, увлекавшие человечество на протяжении столетий, воплотила в жизнь мечты о дешёвой энергии, социальном равенстве, мировых империях, материальном изобилии, победе над многими болезнями. Но каждый раз новая победа человечества оборачивалась новыми проблемами и жертвами. Мыслители XX в. стремились понять и решить эти трагические проблемы. Их идеи во многом определили развитие мира, повороты истории человечества.
Вы уже не новички в изучении истории. Перед вашими глазами прошла череда различных цивилизаций и стадий общественного развития. Пусть в общих чертах, но вы видели, как в зависимости от эпохи изменяется история мира, как на её подмостки выходят яркие личности, как сталкивается воля властителей и народов, как создаются величайшие достижения культуры. Но по-прежнему перед вами, как и перед каждым человеком, прикасающимся к Истории, стоят вечные вопросы: Что определяет направление исторического процесса и судьбы народов? Как личность может изменить ход истории? Свободен ли человек в своих действиях или они определяются законами истории? Как соотносятся в жизни людей уровень общественного развития, на котором находится страна; культура (цивилизация), к которой она принадлежит на протяжении столетий; индивидуальные психологические особенности людей и их социальная принадлежность? Как и почему меняются условия жизни людей? Почему это происходит то медленно, то невероятно быстро?
На эти и другие вопросы вам поможет ответить мировая история XX – начала XXI столетия, к изучению которой вы приступаете.
Чем отличались взгляды коминтерна и социнтерна
• Оппортунизм, поссибилизм – приспособление к существующим общественным условиям, постепенность действий.
• 1918, ноябрь – начало революции в Германии.
• 1919, январь– восстание в Берлине. Убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург.
• 1919, март – создание Коминтерна.
• 1919, март – август – советская власть в Венгрии.
• 1920 – образование Турецкой республики.
1. Почему распались империи, существовавшие в Европе перед мировой войной?
2. Каким было государственное устройство Германии по Веймарской конституции?
3. Чем отличались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна?
4. Почему сторонники советской власти получили власть в Венгрии?
1. «Пролетарская диктатура – это не страна кисельных берегов и молочных рек», – утверждал Бела Кун. Что он имел в виду? Как это мнение сказалось на ходе революции в Венгрии?
2. В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе получает право участия в рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голосов, соответствующих численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отменено по требованию Антанты. Объясните почему.
Мир после Первой мировой войны
«Политики превратили Версальский договор в простое перемирие в долгой европейской гражданской войне, расползавшейся по планете».
Парижская мирная конференция
§ 4. Версальско-Вашингтонская система
В 1917–1918 гг. руководителями разных государств было сделано несколько заявлений о целях войны. Россия с апреля 1917 г. придерживалась социалистического принципа «мира без аннексий и контрибуций». Это означало, что она не претендует на выплату ей денежных компенсаций со стороны противника и не собирается аннексировать какие-либо территории. В заявлении стран Антанты предлагалось изменить границы Европы по национальному принципу – этническое большинство должно было жить в «своём» государстве.
Антанта требовала возвращения Эльзаса и Лотарингии Франции, а также денежной компенсации за разрушения на территории Франции и Бельгии. В январе 1918 г. президент США Вудро Вильсон выступил со свои ми предложениями, известными как «14 пунктов». Они предусматривали свободу торговли и судоходства, сокращение вооружений, возвращение России в мировое сообщество независимо от её общественного строя, изменение европейских границ в соответствии с национальным принципом, за демократическое самоопределение народов, в том числе создание независимой Польши. Вильсон также предложил создать союз наций для обеспечения «политической независимости и территориальной целостности равно большим и малым государствам».
В январе 1919 г. представители стран Антанты (кроме России, которая вышла из войны в марте 1918 г.) собрались в Париже на мирную конференцию. Проигравшим предстояло согласиться с решениями победителей, поэтому в столицу Франции их не пригласили. Конференцией руководили премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Жорж Клемансо и президент США Вудро Вильсон. Они были привержены политическим принципам, сформировавшимся ещё в XIX в.
Д. Ллойд Джордж, Ж. Клемансо и В. Вильсон. Париж. 1919 г.
Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс (7 стр.)
Вспомните, что такое секуляризация.
Укрепившись у власти, Кемаль установил диктатуру, разгромил демократические и коммунистические организации и приступил к реформам. Турция была провозглашена республикой, секуляризовались церковные земли. Исламские нормы права, алфавит и даже традиционная одежда принудительно были заменены европейскими. В экономике проводилась политика этатизма, то есть огосударствления. Но частная торговля сохранялась. Власти запретили многоженство, предоставили избирательное право женщинам, создали систему светского образования. Так были заложены основы современного Турецкого государства.
Раздел Османской империи
Покажите, какие государства и народы в наибольшей степени пострадали от военных успехов Турции.
На заключительном этапе мировой войны и после её окончания по Европе прокатилась волна революций и массовых социальных движений, которая привела к распаду крупнейших империй и падению ряда монархий. Наиболее радикальные революционные выступления были возглавлены коммунистами, которые после победы большевиков в России создали свой интернационал – Коминтерн. Но коммунистам за пределами бывшей Российской империи не удалось победить в какой-либо стране Европы. Европейцы выбрали более демократический капиталистический путь развития. Постепенно революционная волна спа́ла, и ситуация в Европе стабилизировалась.
• Социально-политическая революция– борьба широких социальных слоев за изменение принципов общественного устройства, которая сопровождается разрушением прежних структур власти и созданием новых.
• Оппортунизм, поссибилизм – приспособление к существующим общественным условиям, постепенность действий.
• 1918, ноябрь – начало революции в Германии.
• 1919, январь– восстание в Берлине. Убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург.
• 1919, март – создание Коминтерна.
• 1919, март – август – советская власть в Венгрии.
• 1920 – образование Турецкой республики.
(Роза Люксембург о ситуации, сложившейся в Германии в начале революции)Вопросы
1. Почему распались империи, существовавшие в Европе перед мировой войной?
2. Каким было государственное устройство Германии по Веймарской конституции?
3. Чем отличались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна?
4. Почему сторонники советской власти получили власть в Венгрии?
1. «Пролетарская диктатура – это не страна кисельных берегов и молочных рек», – утверждал Бела Кун. Что он имел в виду? Как это мнение сказалось на ходе революции в Венгрии?
2. В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе получает право участия в рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голосов, соответствующих численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отменено по требованию Антанты. Объясните почему.
Глава 2 Мир после Первой мировой войны
Парижская мирная конференция
§ 4. Версальско-Вашингтонская система
В 1917–1918 гг. руководителями разных государств было сделано несколько заявлений о целях войны. Россия с апреля 1917 г. придерживалась социалистического принципа «мира без аннексий и контрибуций». Это означало, что она не претендует на выплату ей денежных компенсаций со стороны противника и не собирается аннексировать какие-либо территории. В заявлении стран Антанты предлагалось изменить границы Европы по национальному принципу – этническое большинство должно было жить в «своём» государстве.
Антанта требовала возвращения Эльзаса и Лотарингии Франции, а также денежной компенсации за разрушения на территории Франции и Бельгии. В январе 1918 г. президент США Вудро Вильсон выступил со свои ми предложениями, известными как «14 пунктов». Они предусматривали свободу торговли и судоходства, сокращение вооружений, возвращение России в мировое сообщество независимо от её общественного строя, изменение европейских границ в соответствии с национальным принципом, за демократическое самоопределение народов, в том числе создание независимой Польши. Вильсон также предложил создать союз наций для обеспечения «политической независимости и территориальной целостности равно большим и малым государствам».
Парижская мирная конференция
В январе 1919 г. представители стран Антанты (кроме России, которая вышла из войны в марте 1918 г.) собрались в Париже на мирную конференцию. Проигравшим предстояло согласиться с решениями победителей, поэтому в столицу Франции их не пригласили. Конференцией руководили премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Жорж Клемансо и президент США Вудро Вильсон. Они были привержены политическим принципам, сформировавшимся ещё в XIX в.
Д. Ллойд Джордж, Ж. Клемансо и В. Вильсон. Париж. 1919 г.
Страны Антанты враждебно относились к большевистскому режиму, не признавали его. Англия, Франция, США, Япония и другие государства направили в 1919–1922 гг. свои войска в Россию, но интервенция провалилась.
Американская и британская делегации настаивали на принципах самоопределения наций в Европе, выступали за создание Лиги Наций – союза независимых государств для урегулирования споров мирным правовым путём. Вместе с тем Великобритания не собиралась распространять принцип самоопределения на свои колонии. Более того, англичане и французы рассчитывали расширить колониальные владения.
Вспомните, когда, при каких обстоятельствах и на каких условиях был создан Священный союз. Почему он распался?
Союзник англичан арабский принц Фейсал надеялся создать единое арабское государство. Но страны Антанты не намеревались предоставлять арабам независимость. Другой союзник Антанты – Китай, участвовавший в войне формально, надеялся вернуть себе территории, которые ранее были захвачены Германией.
Наиболее агрессивно в отношении Германии был настроен Клемансо. Северная Франция была разорена войной, Россия отказалась платить по долгам. Единственным источником средств для восстановления экономики могла быть контрибуция, уплаченная Германией. К тому же Франция опасалась восстановления немецкой военной мощи, которая могла бы вновь угрожать французским границам. Поэтому Клемансо выступал за максимальное разоружение Германии. Ллойд Джордж был настроен более умеренно, так как Великобритания пострадала от войны меньше, чем Франция. По традиционным принципам британской дипломатии Германия должна была сохраняться как противовес Франции. Вильсон требовал соблюдения выдвинутых им принципов самоопределения. После острых споров текст договора был согласован и в торжественной обстановке подписан в Версале 28 июня 1919 г. Германии ничего не оставалось, как подписать предложенные победителями условия.
Вспомните, когда Германия захватила китайские территории. Какие ещё страны сделали это? Почему Китай не мог противостоять колониальным захватам?
Версальский договор определял новые границы Европы и содержал устав Лиги Наций. От Германии в пользу Франции отторгались Эльзас и Лотарингия, небольшая часть территорий отходила к Бельгии, Чехословакии и Дании. Часть земель на востоке Германии передавалась Польше, которой, таким образом, возвращался выход к Балтийскому морю. Все германские колонии отходили к Великобритании, Франции и Японии. Наряду с бывшими османскими провинциями они объявлялись подмандатными территориями. Лига Наций как бы передавала их на время в управление европейцам и японцам.
Чем отличались взгляды коминтерна и социнтерна
1. Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны? Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. Нелегким оказалось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта.
В ряде европейских произошли революции – России, Германии, Австро-Венгрии, Турции. На Ближнем Востоке произошел передел колоний Османской империи. Участие широких масс населения в организованных политических и социальных движениях было большим прогрессом. Расширение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давало большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований.
В условиях политических и экономических потрясений «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональность могут быть использованы в разрушительных целях фанатиками и авантюристами. Маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т. е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов — леворадикальными и праворадикальными движениями и партиями. Оформились новые движения и партии с новейшими идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их формирования уходят корнями еще в довоенное прошлое.
В 1919 г. был создан Коминтерн. В 1918-1919 гг. зародился фашизм.
2. Выясните, почему на развалинах Австро-Венгерской империи образование новых государств происходило через революции и рост национализма.
Австро-Венгрия – многонациональное государство. Появление идей национального возрождения сплотило силы самой различной ориентации в польских, венгерских, чешских, югославянских землях империи. Это привело к революции и росту национализма.
3. Сравните, что общего и особенного было в революциях в Германии, Австрии, Венгрии, России.
В Германии и Австрии свержение монархии произошло без вооруженного восстания. Объявлялись демократические свободы и республиканский тип правления. Венгерское правительство, придя к власти, не спешило с проведением реформ. Построение политики по образцу Советской России.
В России революция произошла в ходе вооруженного восстания и привела к длительной гражданской войне.
4. Почему после войны углубился раскол в европейском рабочем и социалистическом движении? В чем было принципиальное различие Коминтерна и Социалистического интернационала в определении путей преобразования общества?
Раскол еще более углубился и организационно оформился в связи с активизацией леворадикального движения и созданием коммунистических партий. Компартии под руководством коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический интернационал (Коминтерн).
Коминтерн выбрал революционный путь. Они отвергали либеральную демократию и парламентаризм. В послевоенные годы компартии в ряде стран выступали с лозунгами «сделать как в России» (Германия и Венгрия)
Социалистический интернационал отвергал теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считали возможным переход к социализму посредством реформ и постепенных преобразований.
Вопросы и задания к таблице.
1. Объясните причины пестрого национального состава населения вновь созданных государств.
При установлении границ не учитывалась этническая принадлежность населения.
2. Проследите по карте: к каким приграничным районам тяготели национальные меньшинства в том или ином государстве и почему?
Германия потеряла часть своей территории после Первой мировой войны. Часть немецкого населения оказалось в составе других государств. В составе Польши было значительное количество украинцев и белорусов, стремившихся воссоединиться со своим народом. То же касается и Чехословакии. Этнический состав Югославии был более разнообразен, что в последующем приведет к этническим конфликтам.