Чем отличались различные типы монополистических объединений
Монополия
Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.
То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.
При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.
Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.
Причины создания монополий
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
Виды монополий
На практике выделяют следующие виды монополий:
государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.
Искусственная монополия
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
спекуляция ценными бумагами.
Открытая монополия
Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.
При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
Государственная (закрытая) монополия
Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
субъект монополии (монополиста);
товарные границы монопольного рынка;
формы контроля и регулирования его деятельности;
компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.
При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
Формы монополий
На практике выделяют следующие формы монополий:
Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Преимущества и недостатки монополий
Достоинства монополии заключаются в следующем:
Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.
Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.
К недостаткам монополии можно отнести:
▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.
▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.
▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
Антимонопольное законодательство
Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:
отсутствию стимула развивать новые технологии;
не эффективному расходованию ресурсов;
не справедливому распределению доходов.
Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.
При этом специальные государственные органы:
предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;
следят за уровнем конкуренции на рынке.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Конкуренция
8.2. Монополистические объединения
Причины образования и виды монополий
На рубеже XIX-XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин:
Слагаемые высокой конкурентоспособности:
Получившие сейчас развитие монополистические объединения подразделяются на ряд групп (рис. 8.1).
Переворот в рыночном ценообразовании
Существо переворота в рыночном ценообразовании состоит в том, что монополии в отличие от мелких товаровладельцев (способных изменять только свои индивидуальные цены) могут сами устанавливать рыночные цены.
Способы расправы монополии с конкурентами
Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода дань с других предпринимателей и населения. Это порождает и обостряет социально-экономические противоречия.
Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополии экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов:
Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.
Чем отличались различные типы монополистических объединений
Форма монополистических объединений, при которой все объединяемые в трест предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Юридически это означает передачу контроля над ранее независимыми предприятиями дирекции (доверительному совету). Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием предприятий, что препятствует созданию общего фонда капитальных вложений. [c.398]
Формы монополистических объединений [c.96]
ПУЛ — форма монополистического объединения, носящего обычно временный характер (торговые, биржевые, патентные и др.) В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибылей, которые поступают сначала в. общий фонд, а затем распределяются в заранее установленной пропорции. [c.606]
Сущность и формы монополистических объединений [c.597]
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений [c.598]
Карательная форма монополистических объединений получила наиболее широкое распространение в Германии. Число картелей здесь увеличилось с 300 в 1900 г. до 2200 в 1943 г. [c.599]
Тресты представляют собой наиболее высокую форму монополистического объединения. Входя в трест, предприятия уже целиком и полностью теряют самостоятельность не только в коммерческом, но и в производственном отношении. Прежде самостоятельные предприятия полностью сливаются в одно предприятие. Руководство всеми делами переходит в руки правления треста. Владельцы же предприятий превращаются в пайщиков треста, получающих дивиденды по числу принадлежащих им акций. Нередко трест закрывает часть вошедших в его [c.118]
Концерн — более сложная форма монополистических объединений. Отличительной чертой концерна является то, что он основан на так называемой системе участий. Предприятия концерна, как правило, считаются самостоятельными фирмами, однако фактически они подчинены головной контролирующей компании, которая держит в своих руках контрольные пакеты акций предприятий концерна. [c.230]
КОНСОРЦИУМ —одна из форм монополистических объединений в период империализма. Чаще всего соглашение между несколькими банками или промышленными компаниями для совместного проведения крупных финансовых операций по выпуску ценных бумаг и размещению займов, спекуляции ценными бумагами на биржах или для сотрудничества при осуществлении крупных проектов строительства промышленных, транспортных и других объектов, в том числе за границей. Цель соглашения — завоевание монопольных позиций и получение монопольно-высоких прибылей. Операции по размещению акций и других ценных бумаг являются также одним из методов сращивания банковского капитала с промышленным. Консорциумы создаются на различные сроки. Краткосрочные консорциумы образуются с целью размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных спекулятивных сделок. Долгосрочными являются консорциумы, создаваемые для проведения финансовых операций значительного масштаба, для размещения на крупные суммы государственных и частных займов внутри страны и за границей, для строительства различного рода крупных промышленных предприятий (например, атомных реакторов). Во главе консорциума стоит, как правило, крупная банковская монополия, которая подбирает участников соглашения (консортов). Члены соглашения резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в операциях консорциума. В США наиболее крупными финансовыми учреждениями, создающими консорциумы, являются банкирский дом Дж. П. Моргана, [c.174]
СИНДИКАТ — одна из форм монополистических объединений в период империализма. В нем объединяются предприятия, производящие массовую однотипную продукцию. За участниками синдиката сохраняется собственность на средства производства, a произведенная продукция реализует- [c.378]
ТРЕСТ — одна из форм монополистических объединений в период империализма. Предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Цель трестов — получение монопольно-высокой прибыли и усиление конкурентоспособности. Капиталисты — собственники предприятий, объединившихся в трест, получают определенное количество акций в соответствии с величиной вложенного капитала и тем самым право на соучастие в управлении и на соответствующую долю прибыли. Правление треста, состоящее из наиболее крупных акционеров, регулирует всю деятельность входящих в него предприятий, заключает договоры, устанавливает цены и сроки платежей, распределяет дивиденды и т. д. Объединяются не только предприятия, производящие однородную продукцию, но и связанные между собой технологическим циклом производства, взаимно дополняющие друг друга в процессе последовательной обработки или переработки (например, добыча угля, выплавка металла, машиностроение). Такая концентрация ликвидирует посредничество поставщиков, ускоряет кругооборот капитала, увеличивает размер прибыли и конкурентоспособность. Первые тресты появились в США в 90-х годах XIX в., а затем распространились и в других капиталистических странах. [c.418]
ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ [c.108]
Типичными формами монополистических объединений являются консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны. [c.109]
Концерн является высшей формой монополистических объединений. Он представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля (как правило, с помощью акционерного механизма). Предприятия, входящие в концерн, нередко расположены в разных странах. [c.110]
Существуют различные формы монополистических объединений, начиная с простейших, неустойчивых, кратковременных и кончая гигантскими союзами монополистов одной или нескольких стран. Наиболее развитыми и распространенными формами монополий являются [c.88]
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ [c.214]
Картели — соглашения между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объеме производства, обмене патентами и т. п. Они представляют собой низшую форму монополистических объединений капитала. Синдикаты — более высокая ступень монополизации. В них предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции. Тресты — высшая форма промышленных монополий начала XX века, где полностью объединяются и сбыт, и производство, и финансы предприятий. Трест — это единое гигантское акционерное общество, господствующее в данной отрасли. В зависимости от уровня концентрации производства и централизации [c.214]
В современных условиях монополии охватили все отрасли хозяйства. Преобладающей формой монополистических объединений стали многоотраслевые диверсифицированные концерны. [c.179]
В начальный период развития империализма в каждой капиталистической стране наиболее характерной была та или иная форма монополий. В Германии преобладали картели, в России и во Франции — синдикаты, в США — тресты, в Японии — концерны. В настоящее время преобладающей формой монополистических объединений стали многоотраслевые концерны. [c.326]
Тем не менее перед лицом атак империализма на позиции развивающихся стран-нефтеэкспортеров в условиях депрессивной рыночной конъюнктуры участники ОПЕК сумели урегулировать свои разногласия, принять и поддерживать в целом систему квот. Если квотирование станет реальным долгосрочным фактором в деятельности организации, то ей в большей степени, чем ранее, станут присущи картельные признаки типа монополистического объединения. Что же касается предшествующего периода более чем двадцатилетней истории организации, то применительно к нему весьма существенные различия в форме и природе традиционных картелей и ОПЕК неоднократно отмечены рядом советских и зарубежных исследователей как в развивающихся странах, так и на Западе (среди работ иностранных авторов, затрагивающих этот вопрос, см. [159, с. 315—326 205 255, с. 191—193 274 275, с 131-139 294, с. 82-92 296, с. 75—77 299, с. 74-76 323, с. 40 324, с. 125—127]). [c.140]
Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная) производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей) характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство) сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок) масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.) характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа). [c.192]
Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определенной отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права — презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определенной продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка — во внешней торговле. [c.184]
Значит, внутриотраслевая и межотраслевая формы конкуренции имеют достаточно мощный стимул — желание всех бизнесменов получить максимальную норму прибыли. Но в условиях свободной конкуренции, в которой участвует мелкий бизнес, такую цель не в состоянии достичь на постоянное время все предприниматели. Совершенно иную картину мы можем наблюдать, когда в борьбу за получение максимальной прибыли вступают крупные монополистические объединения. [c.301]
В свою очередь, операции с переводными векселями на определенном этапе связаны с обменом валют. В отличие от Т. переводные векселя всегда выписываются по приказу поименованной стороны и поэтому являются оборотными. ТРЕСТ — форма монополистического объединение несамостоятельных предприятий, руководство которыми осущест- [c.209]
Мануфактурное, фабрично-заврдское производство периода свободной конкуренции в ряде отраслей постепенно сменяется монополией. Формы монополистических объединений были различными — картели, синдикаты, тресты, концерны и др. [c.12]
Характерной чертой сотрудничества Восток—Запад в области транспорта сейчас становится распространение европейских и всемирных транспортных систем в восточную часть Европейского континента. В европейский пул «Интерконтейнер» входят уже почти все железные дороги Восточной Европы. Несмотря на то что пул, как форма монополистического объединения, имеет временный характер, его создание позволяет упорядочить систему распределения общих расходов и прибыли среди участников. [c.132]
Как форма монополистического объединения появились в на-чачале 70-х гг. XX в., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК). [c.282]
Синдикаты, как форма монополистических объединений, получили широкое развитие в России до октября 1917 г. Здесь существовали синдикаты по продаже угля ( Прод-уголь ), металла ( Продамет ) и других товаров [c.599]
КАРТЕЛЬ — одна из форм монополистических объединений, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта, обмениваются патентами на новую технику и т. д. Целью картеля, как и любой другой формы монополистических объединений, является получение монопольной сверхприбыли и усиление позиций в конкурентной борьбе. В картель объединяются предприятия одной отрасли производства. В целях поддержания монопольно-высоких цен (см. Монопольная цена) картельные соглашения предусматривают определенные размеры производства и сбыта товаров как для всех участников картеля в целом, так и квоты (определенные доли) для каждого отдельного его участника. В случае нарушения участником кар-теляАшоты последний обязан выплачивать штраф в общую кассу картеля. Нередко картельные соглашения [c.146]
В данном контексте корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация — это древнейшая форма человеческого объединения, использовавшаяся еще охотничьими группами до образования парной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род, обеспечивавшие процесс воспроизводства определенных отношений внутри группы. Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в большей или меньшей степени сообщества, организованного по профессиональному, кастовому или другому принципу. В средневековой Европе они существовали в виде городских ремесленных цехов и купеческих гильдий. Позже таковыми стали хозяйственные монополистические объединения, профес- [c.349]
Во второй половине XX в. монополистические объединения проникли во все отрасли хозяйства. В силу этого монопольная сверхприбыль перестала быть результатом только временной благоприятной рыночной конъюнктуры. Она является устойчивой формой прироста капитала гигантских торгово-промышленных объединений. Другие предприниматели при покупке товаров по завышенным ценам вынуждены платить им своего рода дань и терять часть прибыли. Включая эти потери в себестоимость и цены товаров, они перекладывают убытки на подобных же бизнесменов других отраслей. В результате общая величина прироста капитала немонополизированного сектора экономики снижается на всю сумму монопольной сверхприбыли. Эта сверхпри- [c.301]
ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Общие особенности таких рыночных структур:
Предельный доход становится ниже цены единицы продукции.
Неравенство объема производства фирмы в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с совершенной.
Изменение условий равновесия фирмы.
Существование монопольной власти.
Наличие ценовой дискриминации.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы. Все отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Считается, что существование предпринимательских монополий снижает экономическую эффективность отрасли потому, что когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм разрушает рыночные механизмы, так как ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и препятствует появлению новых капиталов в производстве. Поэтому государство берет на себя функцию контроля деятельности монополий.
Проблема монополий актуальна и в настоящее время. Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Целью моей работы является изучение видов монополистических объединений.
1. Основные классификации
Существуют различные виды монополий, которые можно классифицировать тремя основными способами.
Естественная монополия
Естественная монополия – отрасль, в которой конкуренция вредна потому, что действие положительного эффекта масштаба довольно сильно, и наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере.
Естественной монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, нефть, газ и т.п.). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (ЖД транспорт, ВПК и т.д.). Наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Еще одной особенностью естественных монополий является наличие относительно высоких барьеров для вхождения в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для входа в отрасль. Общество обычно просто не может выдержать второго такого производителя (в связи со значительными постоянными затратами). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к полному объему внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
В российском законодательстве предусмотрена и регулируется деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;
7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8) услуги по передаче тепловой энергии;
9) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Отличительная черта естественных монополий – наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения средних издержек по мере увеличения объёмов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
1.2. Легальная монополия
Легальная (законная) монополия – монополия, образованная на законных основаниях.
К легальным монополиям можно причислить следующие формы монополистических организаций:
1) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.
2) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода.
3) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).
1.3. Искусственная монополия
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.
Картель – союз нескольких предприятий одной промышленной отрасли, при котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и других факторов.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а продукция реализуется как общая через созданную для этого контору.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть дохода.
Концерн − финансово-промышленная группа фирм. Характерная черта концерна состоит в сохранении хозяйственной и юридической автономии фирм-участниц, но с учётом координации со стороны главенствующих финансовых структур. Как правило, фирмы-участницы, входящие в концерн, соединяют не только экономические ресурсы, но и маркетинговые усилия. Главным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других разнообразных ресурсов.
Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Другие классификации
Также монополии можно различать, опираясь на другие параметры, такие как способ ценообразования, характер возникновения, форма собственности и т.д.
По форме собственности
По форме собственности выделяют два типа монополий: государственную и частную.
Частная монополия добивается в ходе хозяйственной и экономической деятельности целей, вытекающих из интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением преимуществ и укреплением положения на рынке, увеличением эффективности функционирования, обеспечением в перспективе удобных условий для деятельности.
Особенностью государственной монополии является то, что ее деятельность контролируется и регулируется определенными органами власти, имеющими полномочия государства, которые защищают интересы потребителей и общества. Как правило, контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта и т.д.
По способу ценообразования
Квазимонополия буквально означает «как бы монополия». Это ситуация на рынке, когда в какой-либо сфере деятельности есть единственный крупный производитель и множество маленьких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает цену, которая дает ему максимум прибыли. За ним закрепляется ведущая роль в ценообразовании. Мелкие же производители не могут изменить цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и принимают ее как заданную извне.
Монопсония – ситуация на рынке, когда в роли монополиста выступает покупатель. Монопсония представляет собой такую модель рынка, при которой какой-либо товар производится несколькими конкурирующими изготовителями при наличии одного покупателя. Примером может служить монополия государства на приобретение военной техники. В условиях монопсонии покупатель имеет большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает закупочную цену, на которую ориентируются производители.
Кроме того, возможна также и двухсторонняя монополия – ситуация, когда каждый субъект торговой сделки (как продавец, так и покупатель) является монополистом.
По характеру возникновения
По характеру возникновения монополии бывают технологические, организационные и экономические.
Организационная монополия возникает в результате соглашений и договоренностей между хозяйствующими субъектами и существует в виде картелей, синдикатов, конгломератов и т.п. Такая монополия не является юридически оформленной, но в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка есть общая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и т.д.).
Технологическая монополия появляется обычно при наличии уникальных продуктов, технологий производства или при ограниченности спроса. Длительность существования подобных монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и наличия или появления товаров-заменителей.
Экономическая монополия возникает при заключении сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, запускает процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.
По видам
По видам выделяют открытую и закрытую монополию.
свидетельство, дающее право пользования изобретением, определенный род деятельности, связанный с добычей, изготовлением, реализацией какого-либо товара или оказания каких-либо услуг;
регистрационный документ на торговый знак (то есть использование уникального изображения, названия, символики), который обеспечивает идентификацию продукции или компании в целом и не может быть использован другими фирмами.
Временные формы монополий
Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, консорциумами и т.п. Название таких объединений связано с предметом соглашения. Это могут быть соглашения о ценах на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях по отношению к конкурентам, не вошедшим в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Так как соглашения носят временный характер, такие объединения являются довольно неустойчивыми.
Пул − временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд и распределяется между участниками соглашения в соответствии с оговоренными условиями.
Ринг − кратковременное соглашение предпринимателей о покупке товара с целью монополизации рынка при его продаже.
Консорциум − временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Заключение
Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих ситуациях деятельность монополий оправдана.
Классификация монополий носит условную форму. Существуют компании, которые сложно отнести к одному типу хозяйствующих субъектов. Они обычно принадлежат к нескольким разным видам монополий. Примером могут служить электрические и газовые компании. Сюда же относятся субъекты, обслуживающие телефонные сети. Они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут относиться и к другим сферам деятельности, но часто положение субъекта хозяйствования значительно изменяется. Так, имеющиеся преимущества естественных монополий не являются их неотъемлемой стороной. Положение на рынке таких субъектов может быть изменено при разработке новейших технологий конкурентами. Положение закрытых монополий тоже неустойчиво: данные им льготы и привилегии могут быть впоследствии отменены новыми законодательными актами.
Список использованных источников
1.Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н., Квасов А.С., Пермякова Л.И. Экономическая история − М.: ООО «ИД Юрайт», 2013. − 315 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов − М.: «Айрис-пресс», 2008.
4.Родина Г.А., Тарасова С.В. Микроэкономика − М.: ООО «Издательство Юрайт»», 2012. − 129 с.